О СОЗДАНИИ МЕТАСИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА". Постановление. Правительство Москвы. 21.09.04 637-ПП

Фрагмент документа "О СОЗДАНИИ МЕТАСИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Основные положения концепции
                создания, развития и функционирования
                   Метасистемы "Электронная Москва"

     Первые шаги    по    реализации   Городской   целевой   программы
"Электронная Москва" в 2003-2004 годах  были  в  значительной  степени
направлены  на разработку интеграционных и обеспечивающих мероприятий,
т.е.  на  создание  инструментария,  используемого   для   дальнейшего
развития  информационно-коммуникационных  технологий  во всех областях
жизни города. Данный подход подтверждается и мировым опытом создания и
развития подобных систем.
     Анализ сложившейся   в   городе   ситуации   с   разработкой    и
функционированием  информационных  систем  показал,  что  требуется не
только ускоренная реализация заложенных в Городскую целевую  программу
"Электронная  Москва"  современных принципов интеграции информационных
систем,  но  и  создание   эффективного   механизма   эксплуатации   и
использования  вновь создаваемых и уже имеющихся информационных систем
и ресурсов города  Москвы.  Ряд  городских  информационных  систем  не
соответствуют  требованиям  по  полноте,  доступности,  целостности  и
конфиденциальности   содержащейся   в   них   информации.    Держатели
информационных  ресурсов  в  ряде случаев не заинтересованы в создании
такой  ситуации,  при  которой  информация  их  баз  данных  могла  бы
использоваться  смежными  ведомствами,  хозяйствующими  субъектами или
населением.  В большинстве случаев при создании информационных  систем
не   решаются   вопросы   интеграции,   стандартизации,  унификации  и
обеспечения    совместимости,    не     разрабатываются     регламенты
информационного взаимодействия.  Имеющиеся регламенты функционирования
информационных систем не выполняются,  отсутствуют механизмы  контроля
за использованием информационных ресурсов, за обеспечением их полноты,
достоверности и целостности.  Все это препятствует построению  единого
информационного пространства города.
     Изменение сложившейся ситуации возможно только в случае  создания
в  Москве механизма вовлечения информационных ресурсов в хозяйственный
оборот.  Для этой цели требуется  устранить  разрозненность  городских
информационных  систем  и  ресурсов,  превратив  их во взаимоувязанную
общегородскую  систему  информационных  систем  и  ресурсов  (далее  -
Метасистема "Электронная Москва" или МЭМ) и назначив Оператора МЭМ.
     Под МЭМ  понимается  обеспеченный  общим   управлением   комплекс
технологически    и   организационно   сопряженных   (интегрированных)
информационных систем, содержащих, в том числе, информационные ресурсы
города  Москвы,  предназначенный  для  оказания  информационных  услуг
органам власти,  хозяйствующим субъектам и  населению.  При  этом  МЭМ
должна   быть   механизмом  информационного  обмена  с  использованием
информационных  систем  и  информационных   ресурсов   города   Москвы
посредством их интеграции,  консолидации и унификации при приоритетном
обеспечении  требований  по  полноте,   доступности,   целостности   и
конфиденциальности.    Создание    МЭМ    обеспечит   заинтересованным
пользователям  доступ  к  тем  городским  информационным  системам   и
ресурсам, которые создавались с узко ведомственными целями и в широком
использовании которых создавшие их  ведомства  не  заинтересованы,  но
другим   ведомствам   необходимы   для   работы   в  виде  выборок  из
соответствующих баз данных, разрешенных к использованию для них.
     Информационные ресурсы,  входящие  в  состав  МЭМ,  должны  иметь
статус  официального  источника  городской  информации,  использование
которого    осуществляется    городскими   органами   власти.   Статус
обязательных должен быть определен для  соответствующих  общегородских
классификаторов, кодификаторов, реестров и регламентов информационного
взаимодействия, входящих в МЭМ.
     Городские информационные  ресурсы  могут  иметь  разный  уровень,
учитываемый при решении вопроса об их включении в МЭМ.
     Общегородские информационные  ресурсы  -  это  доступные широкому
кругу пользователей  информационные  ресурсы  города  Москвы,  которые
должны   входить   в   состав   МЭМ   и  использоваться  для  оказания
информационных  услуг  органам  власти,  хозяйствующим   субъектам   и
населению.   При   этом   вопросы   их  формирования  и  использования
регулируются соответствующими нормативными актами города Москвы.
     Ведомственные информационные  ресурсы  -  информационные  ресурсы
города  Москвы,  формируемые  органом   государственной   власти   при
выполнении им своих функций.
     Ведомственные информационные ресурсы делятся на:
     - ведомственные информационные ресурсы общегородского значения;
     - ведомственные   информационные   ресурсы   внутриведомственного
значения.
     Ведомственный информационный  ресурс  общегородского  значения  -
ведомственный    информационный    ресурс,    содержащий   информацию,
использование которой необходимо для принятия  управленческих  решений
на  уровне  города  и  значение  которого  выходит за рамки ведомства.
Вопросы создания и функционирования информационных систем,  содержащих
указанные  информационные ресурсы,  должны регулироваться регламентами
взаимодействия и использования  информационных  ресурсов,  входящих  в
МЭМ.
     Ведомственный информационный ресурс внутриведомственного значения
содержит  информацию,  необходимую  одному ведомству или ограниченному
числу ведомств.  Оказание услуг с использованием  этих  информационных
ресурсов   не  предусматривается.  В  зависимости  от  специфики  этих
информационных ресурсов они могут как входить,  так  и  не  входить  в
состав   информационных   систем  МЭМ,  но  их  интеграция  с  другими
информационными   ресурсами   (если    таковая    требуется)    должна
осуществляться в соответствии с принятыми для МЭМ регламентами.
     Эффективное создание  и  функционирование   МЭМ   предусматривает
реализацию   сервис-ориентированной   экономической  модели  городской
информатизации,  при  которой   потребители   услуг   МЭМ   оплачивают
фактически оказанные информационные услуги, необходимые для выполнения
ими своих задач.  Такая  модель  предполагает,  что  органы  власти  и
бюджетные  организации  города будут предусматривать в структуре своих
расходов средства, необходимые для оплаты информационных услуг МЭМ или
для  оплаты  работ  по  поддержке  механизма  интеграции общегородских
информационных    ресурсов     (рис.1).     Естественным     развитием
сервис-ориентированной    модели    информатизации,    нацеленной   на
комплексное   удовлетворение   информационных   потребностей    многих
пользователей,  является  включение  в  состав МЭМ не только городских
информационных систем и ресурсов,  но также  информационных  систем  и
ресурсов  федеральных  структур  и  коммерческих организаций на основе
взаимовыгодных двусторонних договоров.
     Важным элементом  организационного  обеспечения  идеи  создания и
эксплуатации МЭМ является открытое акционерное  общество  "Электронная
Москва".  Созданное  в  соответствии  с  постановлением  Правительства
Москвы от 6 августа 2002 года N 609-ПП "О городской целевой  Программе
"Электронная  Москва"  ОАО "Электронная Москва" призвано решать задачи
информатизации,  которые не могут быть  решены  в  рамках  сложившейся
структуры городского управления. Реализация Концепции МЭМ предполагает
возложение  на  ОАО  "Электронная  Москва"  функций   Оператора   МЭМ,
отвечающего  как  за  интеграцию  разрозненных информационных ресурсов
города вне их ведомственной принадлежности,  так и за их  целостность,
полноту   и   достоверность   (рис.2).   При   этом  речь  не  идет  о
принудительной  централизации  процессов  создания   и   использования
городских информационных систем,  речь идет о создании и использовании
в интересах широкого круга пользователей Метасистемы,  опирающейся  на
существующие   в  городе  информационные  системы  и  ресурсы  вне  их
ведомственной принадлежности.
     Создание МЭМ  будет вестись по этапам - от предоставления простых
услуг по хранению,  обработке и  ведению  информационных  ресурсов  на
основе   включенных   в  МЭМ  или  интегрированных  с  МЭМ  систем  до
организации   информационного    взаимодействия    и    предоставления
комплексных   информационных   услуг   органам  власти,  хозяйствующим
субъектам и населению.
     Практическая реализация  роли ОАО "Электронная Москва" в процессе
городской информатизации предусматривает:
     - передачу  ОАО  "Электронная  Москва" в доверительное управление
информационных  систем,  входящих  в   состав   МЭМ   (при   этом   не
предусматривается   передача   прав  собственности  на  информационные
ресурсы, которые всегда находятся в собственности города);
     - назначение  ОАО  "Электронная Москва" оператором информационных
систем,  содержащих общегородские информационные ресурсы,  необходимые
для  функционирования  МЭМ,  с  возложением  на  него  обязанностей по
формированию, ведению и актуализации информационных ресурсов, входящих
в  эти  информационные  системы,  по  координации  и  контролю  за  их
использованием органами власти города Москвы;
     - подготовку   соответствующих   нормативных  и  регламентирующих
документов, регулирующих вопросы создания и функционирования МЭМ;
     - разработку тарифов на услуги, оказываемые с использованием МЭМ;
     - определение  на  этапе  разработки  информационных   систем   и
ресурсов   их  статуса  (общегородские,  ведомственные  общегородского
значения,  внутриведомственные),  а также оператора и  эксплуатирующей
организации создаваемых информационных систем;
     - возложение на ОАО "Электронная Москва" обязанностей по контролю
выполнения   установленных  в  соответствующем  порядке  требований  к
участникам  процесса  информационного  взаимодействия   на   основании
двусторонних  договорных обязательств между ОАО "Электронная Москва" и
соответствующими ведомствами;
     - переход  на информационное обслуживание городских пользователей
на   основе   заявок,   по   которым   обеспечивается   предоставление
информационных  услуг  с  оплатой  за  предоставленные  информационные
услуги по установленным тарифам.
     Общегородские информационные ресурсы формируются ОАО "Электронная
Москва",  в  том  числе,  на  основании  ведомственных  информационных
ресурсов  общегородского  значения.  К  различным  видам ведомственных
информационных ресурсов общегородского  значения  могут  предъявляться
различные требования по конфиденциальности и разграничению доступа.
     Информационные системы,  содержащие ведомственные  информационные
ресурсы общегородского значения, интегрируются в МЭМ. В этом случае на
ОАО "Электронная Москва" либо возлагаются функции оператора  указанных
информационных  систем,  либо создаются механизмы взаимодействия МЭМ с
указанными  ведомственными  информационными  ресурсами  общегородского
значения ("выгрузки", "зеркала", каналы доступа и т.д.).
     Вопросы интеграции     информационных     систем,      содержащих
ведомственные    информационные   ресурсы   общегородского   значения,
регулируются  договорами,  заключаемыми  ОАО  "Электронная  Москва"  с
лицами,    осуществляющими    правомочия    собственников    указанных
информационных ресурсов, регламентами информационного взаимодействия и
другими нормативными и регламентирующими документами, определяющими, в
том числе,  порядок осуществления контроля со стороны ОАО "Электронная
Москва"  за  выполнением  операторами  указанных информационных систем
установленных требований.
     ОАО "Электронная  Москва" централизованно в установленном порядке
обеспечивает оказание информационных услуг и несет ответственность  за
доступность,  целостность  и конфиденциальность используемых для этого
информационных    ресурсов,    разделяя    эту    ответственность    с
соответствующими ведомствами.
     Предоставление ОАО "Электронная  Москва"  платных  информационных
услуг   с  использованием  МЭМ  хозяйствующим  субъектам  и  населению
позволит снизить  бюджетные  расходы  на  эксплуатацию  информационных
систем,  содержащих  информационные  ресурсы города Москвы,  обеспечит
возможность привлечь инвестиционные средства для создания  необходимых
информационных систем и формирования информационных ресурсов.
     Технологическое обеспечение МЭМ включает:
     - создание и использование программно-технического инструментария
МЭМ;
     - реализацию   перспективных  методов  интеграции  информационных
систем и ресурсов;
     - формирование   новых   и  обеспечение  доступа  к  существующим
информационным ресурсам, необходимым для функционирования МЭМ;
     - обеспечение   взаимодействия   и   интеграции   существующих  и
создаваемых информационных систем,  содержащих информационные  ресурсы
города Москвы;
     - разработку и внедрение  единых  общегородских  классификаторов,
кодификаторов, реестров и регламентов информационного взаимодействия.
  
  
                                                          Приложение 2
                                  к постановлению Правительства Москвы
                                              от 21 сентября 2004 года
                                                              N 637-ПП

Фрагмент документа "О СОЗДАНИИ МЕТАСИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа