Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. GUIDELINES FOR QUALITY AND/OR ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS AUDITING ГОСТ Р ИСО 19011-2003".
7.6. Оценка аудиторов 7.6.1. Общие положения Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна быть спланирована, реализована и запротоколирована в соответствии с процедурами программы аудита с целью обеспечения объективных, последовательных, достоверных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребности в обучении и приобретении других навыков. Оценка аудиторов происходит на следующих этапах: - начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами; - оценивание аудиторов как часть процесса формирования аудиторской группы, описанного в 6.2.4; - постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков. На рисунке 5 показана взаимосвязь между этими этапами оценивания. ---------------- | Повышение |<------- |компетентности| | ---------------- | | Не соответствует \/ критериям -------------- | | Начальная |--------- |оценка (7.6)| -------------- | -------------------- Соответствует критериям |Постоянная оценка | | --------|деятельности (7.6)|<----- | | -------------------- | | Соответствует | | | критериям Не соответствует | | | критериям | \/ \/ | | ----------------------- \/ | -->| Аудитор | ------------------------- | | ----------------------- |Поддержание и повышение| | | | |----->| компетентности |-- | | | (7.5) | | | ------------------------- Не выбрана | | \/ | ------------------- | | Формирование | -----|группы по аудиту | | (6.2.4) | ------------------- \/ ----------- |Аудит (6)| ----------- Рисунок 5. Взаимодействие этапов оценки Этапы процесса, описанного в 7.6.2, могут быть использованы на каждом этапе оценки. 7.6.2. Процесс оценки Процесс оценки включает четыре основных этапа: Этап 1. Идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита При определении требуемых знаний и навыков необходимо учитывать: - размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации; - цели и объем программы аудита; - требования сертификации/регистрации и аккредитации; - роль процесса аудита для руководства проверяемой организации; - уровень конфиденциальности, требуемый в программе аудита; - сложность проверяемой системы менеджмента. Этап 2. Определение критериев оценки Критерии могут быть количественными (опыт работы в годах, образование, количество проведенных аудитов, количество часов обучения аудиту) или качественными (демонстрируемые личные качества, знания или характеристики навыков при обучении или при нахождении на рабочем месте). Этап 3. Выбор соответствующего метода оценки Метод оценки выбирает лицо или комиссия по таблице 2. При использовании таблицы 2 необходимо обратить внимание на следующее: - описанные методы представляют диапазон возможностей и не могут быть применимы во всех ситуациях; - различные описанные методы могут отличаться по своей надежности; - обычно для достижения того, чтобы результат был объективным, согласующимся, беспристрастным и достоверным, выбирают сочетание методов. Этап 4. Проведение оценки Собранную информацию о персонале сравнивают с критериями, установленными на этапе 2. Если персонал не соответствует критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудите, после чего проводят повторную оценку. В таблице 3 приведены примеры использования и документирования этапов оценки для гипотетической программы внутреннего аудита. Таблица 2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ------------------------------------------------------------------------------ |Метод оценки |Цель |Примеры | |-------------------|-------------------------|------------------------------| |Анализ |Проверка |Анализ записей (документов) | |записей |квалификации |об образовании, обучении, | |(документов) |аудитора |производственном опыте и | | | |опыте по аудиту | |-------------------|-------------------------|------------------------------| |Положительная и |Обратная связь |Инспектирование | |отрицательная |обеспечивает данными о |деятельности, вопросники, | |обратная связь |том, как воспринимается |резюме, рекомендации, | | |деятельность аудитора |жалобы, анализ деятельности, | | | |отзывы коллег | |-------------------|-------------------------|------------------------------| |Собеседование |Оценка личных качеств и |Собеседование с глазу на | | |навыков по умению |глаз и по телефону | | |взаимодействовать, | | | |уточнение информации и | | | |знаний по тестам и | | | |получение | | | |дополнительной | | | |информации | | |-------------------|-------------------------|------------------------------| |Наблюдение |Оценка личных качеств и |Ролевые игры, наблюдения в | | |способности применения |процессе аудита, | | |знаний и навыков |деятельность на рабочем | | | |месте | |-------------------|-------------------------|------------------------------| |Тестирование |Оценка личных |Устные и письменные | | |качеств и их применение |экзамены, психометрические | | | |тесты | |-------------------|-------------------------|------------------------------| |Анализ |Получение информации |Анализ отчета по аудиту и | |деятельности |там, где прямое |обсуждение с заказчиком | |после аудита |наблюдение невозможно |аудита, проверяемой | | |или неприемлемо |организацией, коллегами и с | | | |аудитором | ------------------------------------------------------------------------------ Таблица 3 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ АУДИТОРА В ГИПОТЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ----------------------------------------------------------------------------------------- |Область | Этап 1 | Этап 2 | Этап 3 | |компетентности | Личные качества, | Критерии оценки |Методы оценки | | | знания и навыки | | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Личные качества |Этичность, открытость, |Удовлетворительная |Оценка деятельности| | |дипломатичность, |деятельность на | | | |наблюдательность, |рабочем месте | | | |восприимчивость, | | | | |многосторонность, | | | | |упорство, | | | | |решительность, | | | | |уверенность | | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | Общие знания и навыки | |---------------------------------------------------------------------------------------| |Принципы аудита, |Способность проводить |Завершенный курс |Анализ записей по | |процедуры и методы|аудит согласно |обучения по |обучению. | |аудита |внутренним процедурам, |внутреннему аудиту. |Наблюдение. Отзывы | | |обмен информацией с |Участие в трех |коллег | | |коллегами на рабочем |аудитах в качестве | | | |месте |члена группы по | | | | |внутреннему аудиту | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Документы систем |Умение применять |Чтение и понимание |Анализ записей по | |менеджмента и |подходящие части |процедур в Руководстве |обучению. | |ссылочные |Руководства по системе |по системе менеджмента |Тестирование, | |документы |менеджмента и |применительно к целям, |собеседование | | |связанные с этим |области и критериям | | | |процедуры |аудита | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Организационные |Способность эффективно |Работа в организации, |Анализ записей по | |ситуации |функционировать с |по крайней мере, один |работе | | |учетом уровня культуры |год в качестве | | | |организации, |наблюдателя | | | |организационных | | | | |структур и структуры | | | | |отчетности | | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Применяемые |Способность |Полный курс обучения |Анализ записей по | |законы, |идентифицировать и |по законам, нормам, |обучению. | |технические |понимать применение |относящимся к | | |регламенты и |соответствующих |деятельности и | | |другие требования |законов и норм, |процессам, | | | |относящихся к |подвергающимся аудиту | | | |процессам, продукции | | | | |и/или обязательствам | | | | |по охране окружающей | | | | |среды | | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | Конкретные знания и навыки в области качества | |---------------------------------------------------------------------------------------| |Методы и |Способность описывать |Полный курс обучения |Анализ записей по | |способы, |внутренние методы |по применению методов |обучению. | |имеющие |управления качеством, |управления (контроля) | | |отношение к |умение отличать |качества | | |качеству |требования к |Демонстрация |Наблюдение | | |испытаниям |на рабочем месте | | | |(тестированию) во |использования процедур | | | |время процесса |испытаний во время | | | |производства и к |процесса производства | | | |заключительным |и при заключительных | | | |испытаниям |испытаниях | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Процессы и |Способность |Работа при |Анализ записей по | |продукция, |идентифицировать |планировании |работе | |включая услуги |продукцию, процессы |производства в | | | |производства, |качестве служащего. | | | |технические условия и |Работа в отделе по | | | |конечное пользование |предоставлению услуг | | |---------------------------------------------------------------------------------------| | Конкретные знания и навыки в области охраны окружающей среды | | (экологии) | |---------------------------------------------------------------------------------------| |Методы и |Способность понимать |Полный курс обучения |Анализ записей по | |технологии |методы для оценки |по оценке деятельности |обучению. | |экологического |деятельности в области |в области охраны | | |менеджмента |экологического |окружающей среды | | | |менеджмента | | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Наука и технология|Способность понимать, |Шесть месяцев работы в |Анализ записей по | |в области охраны |как методы защиты от |области защиты от |работе | |окружающей среды |загрязнения и контроля |загрязнений и контроля | | | |выбросов (сбросов), |выбросов (сбросов) на | | | |используемые |производстве с | | | |организацией, связаны |аналогичной | | | |со значимыми |производственной | | | |экологическими |средой | | | |аспектами организации | | | |------------------|------------------------|-----------------------|-------------------| |Технический |Умение оценивать |Полный курс |Анализ записей по | |и экологический |воздействие условий |внутреннего обучения |обучению, | |аспекты |производства |по хранению |содержанию курса и | |деятельности |организации на |материалов, их |результатов | | |окружающую среду |смешиванию, | | | |(например, материалы, |использованию, | | | |их взаимодействие друг |утилизации и их | | | |с другом и |воздействию на | | | |потенциальное |окружающую среду | | | |воздействие на |Полный курс обучения |Анализ обучения и | | |окружающую среду в |по плану действий при |записей по работе | | |случае их утечки или |чрезвычайных ситуациях | | | |выброса). Умение |в качестве члена | | | |оценивать процедуры |группы чрезвычайного | | | |реагирования на |реагирования | | | |чрезвычайные ситуации | | | | |в случае инцидентов, | | | | |связанных с окружающей | | | | |средой | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. GUIDELINES FOR QUALITY AND/OR ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS AUDITING ГОСТ Р ИСО 19011-2003".