СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Распоряжение. Центральный банк РФ (ЦБР). 18.11.04 Р-609

Фрагмент документа "СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     Для целей настоящего стандарта используются следующие термины.
     3.1. Автоматизированная банковская система: система, состоящая из
персонала   и   комплекса   средств  автоматизации  его  деятельности,
реализующая банковскую информационную технологию.
     3.2.  Активы организации банковской системы Российской Федерации:
все,  представляющее  ценность  для  организации  БС РФ с точки зрения
достижения ее целей.
     Примечание. К активам организации БС РФ могут относиться:
     - банковские   ресурсы   (финансовые,   людские,  вычислительные,
телекоммуникационные и пр.);
     - информационные   активы,   в  т.ч.  различные  виды  банковской
информации (платежной, финансово-аналитической, служебной, управляющей
и  пр.)  на следующих фазах их жизненного цикла: генерация (создание),
обработка, хранение, передача, уничтожение;
     - банковские   процессы   (банковские  платежные  технологические
процессы, банковские информационные технологические процессы, процессы
жизненного цикла автоматизированных банковских систем и др.);
     - банковские продукты и услуги, предоставляемые клиентам.

     3.3.  Аудит  информационной  безопасности  организации банковской
системы  Российской  Федерации:  периодический, независимый от объекта
аудита  и  документированный  процесс  получения свидетельств аудита и
объективной  их  оценки  с  целью  установления  степени  выполнения в
организациях   БС   РФ   установленных   требований   по   обеспечению
информационной безопасности.
     Примечания.  1.  Внутренние  аудиты  ("аудиты  первой  стороной")
проводятся  самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента
или   других   внутренних   целей   и  могут  служить  основанием  для
самодеклараций организации о соответствии требованиям по ИБ.
     2.  Внешние  аудиты  включают  "аудиты второй стороной" и "аудиты
третьей   стороной".  Аудиты  второй  стороной  проводятся  сторонами,
заинтересованными  в деятельности организации, например, потребителями
или  другими  лицами  от  их имени. Аудиты третьей стороной проводятся
внешними независимыми организациями.

     3.4.  Аутентификация  электронного  сообщения:  процесс  проверки
сообщения, позволяющий установить, что сообщение исходит из указанного
источника и не было изменено при передаче.
     3.5.  Банковская  информационная  технология:  приемы,  способы и
методы   применения  средств  вычислительной  техники  при  выполнении
функций  хранения,  обработки, передачи и использования финансовой или
другой связанной с функционированием организаций БС РФ информации.
     3.6.  Банковская  технология: совокупность методов деятельности и
процессов   в   банковской   отрасли,   а   также   описание  способов
деятельности.
     Примечание.   В   зависимости   от  вида  деятельности  выделяют:
банковский    информационный   технологический   процесс,   банковский
платежный технологический процесс и др.

     3.7.  Банковский  информационный  технологический  процесс: часть
банковского   технологического   процесса,   содержащая  операции  над
неплатежной  информацией, необходимой для функционирования организации
БС РФ.
     Примечание.     Неплатежная     информация,    необходимая    для
функционирования организации банковской системы, может включать в себя
данные  статистической  отчетности и внутрихозяйственной деятельности,
аналитическую, финансовую, справочную информацию.

     3.8.   Банковский   платежный   технологический   процесс:  часть
банковского  технологического процесса, содержащая расчетные, учетные,
кассовые   и  иные  банковские  операции  над  платежной  информацией,
связанные  с  перемещением  денежных средств с одного счета на другой,
открытием (закрытием) счетов или контролем за данными операциями.
     Примечание.  Платежная информация может включать в себя платежные
(расчетные) сообщения и информацию, связанную с проведением расчетных,
учетных, кассовых и иных операций.

     3.9. Банковский технологический процесс: технологический процесс,
содержащий   операции  по  изменению  и  (или)  определению  состояния
банковской   информации,   используемой   при   функционировании   или
необходимой для реализации банковских услуг.
     Примечания.   1.   Операции   над  банковской  информацией  могут
выполняться  вручную или быть автоматизированными, например, с помощью
комплексов средств автоматизации автоматизированных банковских систем.
     2.  Операции над банковской информацией требуют указания ролей их
участников  (исполнителей  и  лиц,  принимающих  решения  или  имеющих
полномочия   по  изменению  технологических  процессов,  в  том  числе
персонала автоматизированных банковских систем).

     3.10.  Информационная безопасность организации банковской системы
Российской   Федерации:   состояние   защищенности  интересов  (целей)
организации БС РФ в условиях угроз в информационной сфере.
     Примечания. 1. Защищенность достигается обеспечением совокупности
свойств    информационной    безопасности    -    конфиденциальностью,
целостностью,  доступностью  информационных  активов и инфраструктуры.
Приоритетность   свойств   информационной   безопасности  определяется
значимостью информационных активов для интересов (целей) организации.
     2.   Информационная   сфера   представляет   собой   совокупность
информации,  информационной  инфраструктуры, субъектов, осуществляющих
сбор,   формирование,   распространение,   хранение   и  использование
информации,   а  также  системы  регулирования  возникающих  при  этом
отношений.

     3.11.   Информационные   активы  организации  банковской  системы
Российской   Федерации:   активы  организации  БС  РФ,  представляющие
ценность для нее с точки зрения достижения целей и имеющие отношение к
ее информационной сфере.
     3.12.   Инцидент   информационной  безопасности:  действительное,
предпринимаемое или вероятное нарушение информационной безопасности.
     Примечание.  Нарушение  может вызываться либо ошибкой людей, либо
неправильным  функционированием  технических  средств, либо природными
факторами  (например,  пожар  или  наводнение),  либо  преднамеренными
злоумышленными действиями, приводящими к нарушению конфиденциальности,
целостности, доступности, учетности или неотказуемости.

     3.13.  Ключ  кода  аутентификации электронного сообщения: данные,
используемые  при создании и проверке кода аутентификации электронного
сообщения.
     3.14.   Код   аутентификации   электронного   сообщения:  данные,
используемые  для  установления  подлинности  и  контроля  целостности
электронного сообщения.
     3.15.   Модель   зрелости   процессов  управления  информационной
безопасностью  организации  банковской  системы  Российской Федерации:
схема    для    измерения    проработанности    процессов   управления
информационной безопасностью организации БС РФ.
     3.16.    Мониторинг   информационной   безопасности   организации
банковской  системы  Российской  Федерации:  постоянное  наблюдение за
объектами,  влияющими  на  обеспечение  информационной  безопасности в
организации БС РФ, сбор, анализ и обобщение результатов наблюдения под
заданные цели.
     Примечания.  1. Объектом мониторинга в зависимости от целей может
быть  автоматизированная  банковская  система или ее часть, банковские
информационные  технологические  процессы,  информационные  банковские
услуги и пр.
     2.  Цели  мониторинга  информационной  безопасности  определяются
службой безопасности организации БС РФ.

     3.17. Оценка соответствия информационной безопасности организации
банковской  системы  Российской  Федерации  установленным требованиям:
любая  деятельность,  связанная  с  прямым  или косвенным определением
того,  что  выполняются  или не выполняются соответствующие требования
информационной безопасности в организации БС РФ.
     3.18.  Политика информационной безопасности организации: одно или
несколько   правил,   процедур,  практических  приемов  и  руководящих
принципов    в    области    информационной   безопасности,   которыми
руководствуется организация в своей деятельности.
     3.19.  Процесс:  совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих
видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
     3.20. Роль в организации банковской системы Российской Федерации:
заранее  определенная  совокупность правил, устанавливающих допустимое
взаимодействие между субъектом и объектом в организации БС РФ.
     Примечания.  1.  К  субъектам относятся лица из числа руководства
организации,  ее  персонала,  клиентов  или  инициируемые  от их имени
процессы по выполнению действий над объектами.
     2.   Объектами   могут   быть  аппаратное  средство,  программное
средство,   программно-аппаратное   средство,  информационные  ресурс,
услуга, процесс, система, над которыми выполняются действия.

     3.21.  Свидетельство  аудита: записи, изложение фактов или другой
информации,   связанной   с  критериями  аудита,  которые  могут  быть
перепроверены.
     Примечание.  Свидетельство  аудита  может  быть  качественным или
количественным.

     3.22.  Требование:  положение  нормативного документа, содержащее
критерии, которые должны быть соблюдены.
     3.23.   Управление   информационной   безопасностью   организации
банковской системы Российской Федерации: совокупность целенаправленных
действий,  осуществляемых  для достижения заявленных целей организации
БС РФ в условиях угроз в информационной сфере.
     Примечание.  Совокупность  действий  включает  оценку  ситуации и
состояния  объекта управления (например, оценку и управление рисками),
выбор управляющих воздействий и их реализацию (планирование, внедрение
и   обслуживание   защитных  мер  (средств  управления  информационной
безопасностью)).

     3.24.  Уязвимость:  недостатки  или слабые места активов, которые
могут быть использованы угрозой.

Фрагмент документа "СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа