Фрагмент документа "СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ".
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Для целей настоящего стандарта используются следующие термины. 3.1. Автоматизированная банковская система: система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая банковскую информационную технологию. 3.2. Активы организации банковской системы Российской Федерации: все, представляющее ценность для организации БС РФ с точки зрения достижения ее целей. Примечание. К активам организации БС РФ могут относиться: - банковские ресурсы (финансовые, людские, вычислительные, телекоммуникационные и пр.); - информационные активы, в т.ч. различные виды банковской информации (платежной, финансово-аналитической, служебной, управляющей и пр.) на следующих фазах их жизненного цикла: генерация (создание), обработка, хранение, передача, уничтожение; - банковские процессы (банковские платежные технологические процессы, банковские информационные технологические процессы, процессы жизненного цикла автоматизированных банковских систем и др.); - банковские продукты и услуги, предоставляемые клиентам. 3.3. Аудит информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации: периодический, независимый от объекта аудита и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной их оценки с целью установления степени выполнения в организациях БС РФ установленных требований по обеспечению информационной безопасности. Примечания. 1. Внутренние аудиты ("аудиты первой стороной") проводятся самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента или других внутренних целей и могут служить основанием для самодеклараций организации о соответствии требованиям по ИБ. 2. Внешние аудиты включают "аудиты второй стороной" и "аудиты третьей стороной". Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. 3.4. Аутентификация электронного сообщения: процесс проверки сообщения, позволяющий установить, что сообщение исходит из указанного источника и не было изменено при передаче. 3.5. Банковская информационная технология: приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций хранения, обработки, передачи и использования финансовой или другой связанной с функционированием организаций БС РФ информации. 3.6. Банковская технология: совокупность методов деятельности и процессов в банковской отрасли, а также описание способов деятельности. Примечание. В зависимости от вида деятельности выделяют: банковский информационный технологический процесс, банковский платежный технологический процесс и др. 3.7. Банковский информационный технологический процесс: часть банковского технологического процесса, содержащая операции над неплатежной информацией, необходимой для функционирования организации БС РФ. Примечание. Неплатежная информация, необходимая для функционирования организации банковской системы, может включать в себя данные статистической отчетности и внутрихозяйственной деятельности, аналитическую, финансовую, справочную информацию. 3.8. Банковский платежный технологический процесс: часть банковского технологического процесса, содержащая расчетные, учетные, кассовые и иные банковские операции над платежной информацией, связанные с перемещением денежных средств с одного счета на другой, открытием (закрытием) счетов или контролем за данными операциями. Примечание. Платежная информация может включать в себя платежные (расчетные) сообщения и информацию, связанную с проведением расчетных, учетных, кассовых и иных операций. 3.9. Банковский технологический процесс: технологический процесс, содержащий операции по изменению и (или) определению состояния банковской информации, используемой при функционировании или необходимой для реализации банковских услуг. Примечания. 1. Операции над банковской информацией могут выполняться вручную или быть автоматизированными, например, с помощью комплексов средств автоматизации автоматизированных банковских систем. 2. Операции над банковской информацией требуют указания ролей их участников (исполнителей и лиц, принимающих решения или имеющих полномочия по изменению технологических процессов, в том числе персонала автоматизированных банковских систем). 3.10. Информационная безопасность организации банковской системы Российской Федерации: состояние защищенности интересов (целей) организации БС РФ в условиях угроз в информационной сфере. Примечания. 1. Защищенность достигается обеспечением совокупности свойств информационной безопасности - конфиденциальностью, целостностью, доступностью информационных активов и инфраструктуры. Приоритетность свойств информационной безопасности определяется значимостью информационных активов для интересов (целей) организации. 2. Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение, хранение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. 3.11. Информационные активы организации банковской системы Российской Федерации: активы организации БС РФ, представляющие ценность для нее с точки зрения достижения целей и имеющие отношение к ее информационной сфере. 3.12. Инцидент информационной безопасности: действительное, предпринимаемое или вероятное нарушение информационной безопасности. Примечание. Нарушение может вызываться либо ошибкой людей, либо неправильным функционированием технических средств, либо природными факторами (например, пожар или наводнение), либо преднамеренными злоумышленными действиями, приводящими к нарушению конфиденциальности, целостности, доступности, учетности или неотказуемости. 3.13. Ключ кода аутентификации электронного сообщения: данные, используемые при создании и проверке кода аутентификации электронного сообщения. 3.14. Код аутентификации электронного сообщения: данные, используемые для установления подлинности и контроля целостности электронного сообщения. 3.15. Модель зрелости процессов управления информационной безопасностью организации банковской системы Российской Федерации: схема для измерения проработанности процессов управления информационной безопасностью организации БС РФ. 3.16. Мониторинг информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации: постоянное наблюдение за объектами, влияющими на обеспечение информационной безопасности в организации БС РФ, сбор, анализ и обобщение результатов наблюдения под заданные цели. Примечания. 1. Объектом мониторинга в зависимости от целей может быть автоматизированная банковская система или ее часть, банковские информационные технологические процессы, информационные банковские услуги и пр. 2. Цели мониторинга информационной безопасности определяются службой безопасности организации БС РФ. 3.17. Оценка соответствия информационной безопасности организации банковской системы Российской Федерации установленным требованиям: любая деятельность, связанная с прямым или косвенным определением того, что выполняются или не выполняются соответствующие требования информационной безопасности в организации БС РФ. 3.18. Политика информационной безопасности организации: одно или несколько правил, процедур, практических приемов и руководящих принципов в области информационной безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности. 3.19. Процесс: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. 3.20. Роль в организации банковской системы Российской Федерации: заранее определенная совокупность правил, устанавливающих допустимое взаимодействие между субъектом и объектом в организации БС РФ. Примечания. 1. К субъектам относятся лица из числа руководства организации, ее персонала, клиентов или инициируемые от их имени процессы по выполнению действий над объектами. 2. Объектами могут быть аппаратное средство, программное средство, программно-аппаратное средство, информационные ресурс, услуга, процесс, система, над которыми выполняются действия. 3.21. Свидетельство аудита: записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита, которые могут быть перепроверены. Примечание. Свидетельство аудита может быть качественным или количественным. 3.22. Требование: положение нормативного документа, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены. 3.23. Управление информационной безопасностью организации банковской системы Российской Федерации: совокупность целенаправленных действий, осуществляемых для достижения заявленных целей организации БС РФ в условиях угроз в информационной сфере. Примечание. Совокупность действий включает оценку ситуации и состояния объекта управления (например, оценку и управление рисками), выбор управляющих воздействий и их реализацию (планирование, внедрение и обслуживание защитных мер (средств управления информационной безопасностью)). 3.24. Уязвимость: недостатки или слабые места активов, которые могут быть использованы угрозой. |
Фрагмент документа "СТАНДАРТ БАНКА РОССИИ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ".