ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. Приказ. Министерство промышленности и энергетики РФ. 21.12.04 176

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
                             В РЕГЛАМЕНТЕ

     3.1. Общее представление об ОТР.
     3.1.1.   В   соответствии  с  определением  понятия  "технический
регламент",  установленным  Законом,  сфера  действия  регламентов как
законодательных актов распространяется на:
     материальные  объекты  (различные  виды продукции, в т.ч. здания,
строения, сооружения);
     технологические  процессы  (производство, эксплуатация, хранение,
перевозка, реализация и утилизация).
     Эти два объекта технического регулирования взаимосвязаны:
     с  одной  стороны,  требования к параметрам материального объекта
должны  быть  сформулированы для всех стадий жизненного цикла изделия,
которые соответствуют названным группам технологических процессов,
     с  другой  стороны,  требования  к технологиям должны включать не
только  требования к оборудованию, режимам обработки и вспомогательным
материалам,  но  и  учитывать  возможные  вредные  воздействия свойств
изделия в технологическом процессе.
     3.1.2.  Область  действия  регламента  определяется  только  теми
объектами  технического  регулирования,  которые  в нем перечислены. В
Законе  нет  явных  ограничений на размер и состав такого перечня, что
при необходимости позволяет в одном техническом регламенте предъявлять
требования  к  нескольким объектам, существенно различающимся типами и
функциональным  назначением.  Вместе  с  тем  при  определении области
действия     регламента    желательно    исходить    из    соображений
целесообразности   охвата   одним  нормативным  документом  нескольких
однородных  объектов.  В большинстве случаев при разработке регламента
уместно  ограничиться всего одним видом (типом) объектов, что упростит
не  только  подготовку  и  принятие  документа,  но  и  дальнейшее его
применение.   Следует   также   предусматривать,   что   недостаточное
обоснование  в  отношении  хотя  бы  одного  из названных в регламенте
объектов  может  служить  основанием  для  отказа  в утверждении всего
документа.
     Однако в некоторых случаях включение в регламент нескольких видов
объектов    технического    регулирования   может   оказаться   вполне
обоснованным, например, включение:
     разнотипных    объектов,    имеющих    связанное   функциональное
назначение;
     объектов,  требования  к  которым  должны выполняться одним лицом
(например,  одновременно  участвующему  как  в  процессе  производства
продукции, так и в процессе эксплуатации средств этого производства).
     объектов, участвующих в едином технологическом процессе.
     При   составлении   подобных   перечней   объектов   технического
регулирования   необходимо  руководствоваться  соображениями  удобства
последующего применения регламентов.
     3.1.3.  Любому  ОТР в регламенте должны быть присвоены две группы
реквизитов:
     1)     идентификационные     (собственное    наименование    ОТР,
идентификационный код по соответствующему классификатору, наименование
высшей классификационной группировки);
     собственное наименование ОТР на английском языке, соответствующее
аналогичной зарубежной продукции или технологическому процессу;
     2)  свойства  (характеристики  свойств,  физические  величины), к
которым, собственно, и устанавливаются требования в регламенте.
     3.1.4. Основаниями для признания продукции или технологии опасным
объектом и принятия решения о разработке регламента могут служить:
     официально  зарегистрированная чрезвычайная ситуация (далее - ЧС)
в  Российской Федерации или за рубежом, где данный или подобный объект
либо  послужил  источником  ЧС  либо, испытав какие-либо воздействия в
процессе ЧС, увеличил ее масштабы;
     результаты  теоретических  и/или экспериментальных исследований в
области  безопасности,  в  т.ч.  прогнозы глобальных изменений внешней
среды.
     3.2. Идентификационные реквизиты материальных объектов
     3.2.1. Особенности заполнения данного раздела проекта регламента,
в   котором   ОТР,  которые  могут  быть  продукцией  или  процессами,
присваиваются идентификационные реквизиты, показаны на примере.
     Наименование: газотурбовоз
     Код  по  классификатору:  31  8100  (Общероссийский классификатор
продукции  ОК  005-93 (ОКП) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30
декабря  1993 г. N 301) (разделы 01 - 34) (в ред. изменений N N 1 - 31
ОКП)  (с  изм. и доп. N N 32/2000, 33/2000, 34/2000, 35/2001, 36/2001,
37/2001,   38/2001,   39/2001,  40/2001,  41/2001,  42/2001,  43/2001,
44/2002,   45/2002,   46/2002,  47/2002,  48/2002,  49/2002,  50/2002,
51/2002,   52/2002,   53/2003,  54/2003,  55/2003,  56/2003,  57/2003,
58/2003,   59/2003,   60/2003,  61/2003,  62/2003,  63/2003,  64/2003,
65/2004, 66/2004, 67/2004, 68/2004, 69/2004), далее - ОКП.
     Высшая классификационная группировка: тепловоз.
     3.2.2.  Если  ОТР  являются  изделия  или  сырье,  их собственные
наименования должны точно соответствовать данным, приведенным в ОКП.
     В  случае,  когда  заданное  условие  точно  соблюсти невозможно,
допустимы альтернативные варианты:
     а) если наименование отсутствует в ОКП, то записывается авторское
наименование, а в сопроводительной документации излагается обоснование
его  выбора.  При  этом  во  избежание  трудностей  и спорных вопросов
идентификации  следует дать ссылку на продукцию-аналог, присутствующую
в ОКП;
     б)  рекомендуемыми  источниками  информации  могут также являться
документы    в    области    стандартизации,   справочная   литература
(энциклопедии,  словари,  справочники),  научно-технические  документы
(для   принципиально   новой   продукции).  Допускается  использование
нормативных  документов, срок действия которых прекращен (ГОСТы, ГОСТы
Р,   ОСТы,   МР,   МУ).   В   этих   случаях   они   приравниваются  к
научно-технической   документации,   а  заимствование  термина  должно
сопровождаться  не  только  ссылкой  на источник, но и соответствующим
обоснованием. Согласно ст. 44 Закона приоритетными являются документы,
составляющие Федеральный информационный фонд технических регламентов и
стандартов;
     в)  в  соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона регламент "должен
содержать  исчерпывающий  перечень  продукции",  в  отношении  которой
устанавливаются   его   требования.   Поэтому,  когда  авторы  проекта
регламента  предполагают,  что  не  все  типы  данной продукции должны
подпадать  под  действие  регламента,  т.е.  из  более  высокой группы
продукции,  обозначенной  в ОКП, должны быть исключены некоторые более
низкие, а они отсутствуют в ОКП, то необходимо:
     либо   дать  примечание  об  исключении  неконтролируемой  группы
продукции   (например,   "за  исключением  тепловозов  маневровых  или
внутризаводского использования"),
     либо  уточнить  группировку  в  соответствии  с принятой в данной
отрасли   классификацией   (например,   "тепловозы  для  магистральных
линий");
     г)  при выборе варианта конкретизации наименования следует прежде
всего  обеспечить  однозначность  идентификации,  редактирование этого
текста может проводиться только без нарушения этого условия.
     3.2.3. Указанный для ОТР код должен строго соответствовать коду в
ОКП и содержать не менее двух знаков.
     В  том  случае,  когда данная группа продукции отсутствует в ОКП,
следует  обязательно указать высшую классификационную группировку и ее
код.
     3.2.4.  Описание высшей классификационной группировки выполняется
в соответствии с п. 3.2.2 Методических рекомендаций. Ее код приводится
только  в  тех  случаях,  когда  в  соответствии с п. 3.2.3 невозможно
указать код продукции, требования к которой регламентируются.
     3.2.5.  Эквивалент  наименования  продукции  на  английском языке
следует   заимствовать   из   действующих   отечественных  нормативных
документов   или   официальных   переводов   иностранных   нормативных
документов, если они имеются.
     В  случае  отсутствия  этих  изданий источниками информации могут
служить   иностранные   документы  с  описанием  аналогичных  изделий,
терминологические словари и энциклопедии. Допустимо также использовать
нормативные  документы  прежних лет издания (стандарты разного уровня,
методические  указания  и  рекомендации).  Применение  этих источников
должно быть обосновано в тексте пояснительной записки к регламенту.
     Если   полный  зарубежный  аналог  изделия  отсутствует,  следует
привести  английский  эквивалент наименования высшей классификационной
группировки на английском языке.
     3.3. Характеристики материальных объектов
     3.3.1.  Эта часть регламента составляет предмет нормотворчества и
именно   ее  содержание  обеспечивает  достижение  регламентом  целей,
поставленных  в  статье  6  Закона.  Поэтому  в  этой части необходимо
обеспечить    точную   идентификацию   характеристик,   логическое   и
терминологическое единство.
     При   работе   с  регламентами  необходимо  формулировать  в  них
минимальные,  но  исчерпывающие  требования  и по возможности избегать
включения  в  них  готовых  технических  решений,  если  таковые могут
ограничивать движение научно-технического прогресса.
     3.3.2.  Характеристики  материальных  объектов  в  регламенте для
удобства анализа целесообразно разделить на следующие группы:
     характеристики  материалов  и  веществ,  из  которых  изготовлена
продукция;
     структура   и/или  конструкция  продукции  (изделий,  технических
систем);
     эксплуатационные    (функциональные)   характеристики,   в   т.ч.
свойства, определяющие особенности хранения и реализации;
     характеристики   основных   и   побочных   продуктов,  являющихся
результатом использования продукции по назначению;
     характеристики, определяющие особенности утилизации.
     Описание   порядка   установления  требований  к  характеристикам
приведено в разделе методических рекомендаций.
     3.3.3.   Характеристики   материалов   и   веществ  рекомендуется
именовать   в   соответствии   с  Классификатором  свойств  веществ  и
материалов  (Москва,  Издательство  стандартов,  1980.  -  132 с.) или
другой  систематизацией,  прошедшей  научную  апробацию. Отклонения от
указанных наименований допускаются со ссылкой на источник, откуда взят
соответствующий синоним, и обоснованием замены. В случае невозможности
соблюсти   это   условие   следует   руководствоваться  рекомендациями
подпункта   "б"   пункта   3.2.2.  При  этом  приоритетными  считаются
документы,  подготовленные  при  участии  МЧС  России и/или Российской
академией наук.
     Для   оценки   опасности   каждого   ОТР,  названного  в  проекте
регламента, необходимо проанализировать все характеристики с учетом их
проявления  в  штатных  и  нештатных  ситуациях.  В тех случаях, когда
опасность  и  связанный  с  ней  риск не могут быть оценены для каждой
характеристики    отдельно,   рекомендуется   пользоваться   методами,
описанными в пункте 4.1.8 настоящих Методических рекомендаций.
     3.4.   Идентификационные   реквизиты   технологических  процессов
целесообразно  выбирать,  основываясь на положениях стандартов системы
разработки и постановки продукции на производство (СРПП).
     3.5. Характеристики технологических процессов
     При  подготовке  регламента необходимо провести анализ опасностей
на  всех  стадиях  жизненного цикла продукции. В Законе названы этапы:
производство,   эксплуатация,   хранение,   перевозка,   реализация  и
утилизация.  Для  удобства  рекомендуется прописывать этапы жизненного
цикла   более   детально,   разделив   некоторые  этапы  на  подэтапы:
проектирование,  изготовление, испытания, использование по назначению,
обслуживание  (если  оно  предусмотрено  в  процессах использования по
назначению),   ремонт,   транспортирование,   хранение  (консервация),
утилизация.
     3.6. Общие правила идентификации ОТР
     Идентификацию  ОТР  удобно  обеспечивать  в два этапа: сначала по
названию,  затем по перечню свойств. Оба этапа в целях совместимости и
однозначности    информации    (данных    об    ОТР)    обеспечиваются
классификаторами, как это описано выше.
     При  использовании  перечня свойств в качестве идентификационного
признака  необходимо,  чтобы  каждое свойство сопровождалось указанием
соответствующих физических величин и методов их измерения.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа