О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.02.00 619

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде

     Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех
без исключения учреждений системы образования;
     улучшение  качества  воспитания и формирования у детей и молодежи
антинаркотических установок;
     улучшение  качества образования за счет повышения уровня здоровья
и изменения ценностной ориентации учащихся;
     повышение качества здоровья детей и молодежи;
     улучшение   криминогенной   обстановки  в  регионе;  разъединение
наркотических асоциальных групп;
     возвращение   в  образовательные  учреждения  детей  и  молодежи,
прошедших  лечение  и  реабилитацию  в  связи  с  наркозависимостью, и
осуществление  профилактической работы с ними по предотвращению срывов
и рецидивов заболевания;
     оказание  детям  и молодежи консультативной, психокоррекционной и
реабилитационной помощи;
     осуществление  антинаркотической профилактической работы в семьях
учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
     создание  в  образовательных  учреждениях  атмосферы  негативного
отношения   к   наркотикам   и   лицам,   употребляющим  наркотики,  с
привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
     создание  системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к
употреблению  наркотиков  и  наркозависимых,  на уровне школы, семьи и
мест досуга (секции, кружки и пр.);
     реализация   этапов   профилактической   деятельности:   создание
организационных структур; подготовка кадров, нормативно-правовой базы,
дифференцированных    программ    профилактики,    программ    научных
исследований;    взаимодействие    с    различными   государственными,
общественными,  частными  учреждениями  и  организациями,  а  также со
средствами массовой информации.
     Концепция    КАПР    учитывает    все    многообразие   факторов,
способствующих   развитию   наркомании,  главным  образом,  личностные
особенности   детей   и   подростков,   значимых  для  образовательных
учреждений.  Благодаря  использованию последних достижений современных
медицинских   технологий   (иммунохроматические  тесты  на  наркотики)
мероприятия    в   рамках   Концепции   КАПР   позволяют   активно   и
целенаправленно  не  только  выявлять  заболевших  на  ранних  стадиях
заболевания  (диспансеризация,  профосмотры  и  т.д.),  но  и изменять
менталитет   учащихся,   показывая,   что   прием   наркотиков  скрыть
невозможно.
     Однако  нельзя  не  брать  в  расчет  приведенного выше условия -
ограниченного финансирования, т.е. ни одна структура не может взять на
себя  все  расходы  по  профилактике.  В  условиях нашей страны, когда
практически  нет  благотворительных организаций, необходимо включить в
КАПР  максимально возможное число семей учащихся, которые должны взять
на себя целый ряд функций по реализации профилактической программы.
     Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках
КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения
отдельных  семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам
формирования  у детей антинаркотических установок, ценностей здорового
образа  жизни,  трудностей  установления контактов и взаимодействия со
специалистами  при необходимости консультативной, специализированной и
социально-правовой  помощи  в  условиях,  когда  сами профессиональные
группы  лиц,  работающие  с  детьми и подростками, - учителя, школьные
психологи,  социальные  педагоги  и  социальные  работники, инспекторы
подразделений  по  делам  несовершеннолетних  (ПДН)  также нуждаются в
выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.
     Фактически  речь  идет  не  только  и  не  столько о разработке и
принятии  в качестве отправной точки всех профилактических мероприятий
новой  концепции,  но  и  о  создании совершенно новой организационной
структуры   в   рамках   образовательных  учреждений.  Прообраз  такой
структуры  может  быть  смоделирован  в  виде двух базовых федеральных
центров   Минобразования   России   -  организационно-методического  и
реабилитационного.  Эти  центры  должны  соответствовать трем основным
задачам:
     учебно-методический    полигон    мероприятий   по   профилактике
наркозависимости  в образовательных учреждениях, включая решение задач
реабилитации;
     действующий  в  реальной  образовательной  среде прототип будущих
региональных центров профилактики и реабилитации;
     информационный   узел,   позволяющий  адекватно  интерпретировать
результаты  мониторинга  по различным регионам с целью оценки развития
наркологической      ситуации     и     эффективности     профилактики
наркозависимости.
     Внедрение  новой  системы  профилактики  происходит  в конкретных
реальных  условиях.  Невозможно одномоментное введение в практику всех
желательных  нововведений.  Главным является четкое определение этапов
внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.
     Первый      этап      -      этап     неотложных     мероприятий.
Организационно-методически  данный этап может быть реализован в рамках
текущего  финансирования  и  действующего  законодательства.  Принятие
Концепции   КАПР  в  качестве  стратегического  направления  позволяет
использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия
по  профилактике  наркомании  в  системе  образовательных  учреждений.
Внедрение  первого  этапа  происходит  постепенно  по  мере готовности
отдельных составляющих:
     создание  единого организационно-методического центра в структуре
системы   образования   согласно  Концепции  КАПР  с  соответствующими
тематическими    отделами    (организационно-методический,    учебный,
профилактический,  реабилитационный,  юридический,  медицинский, отдел
мониторинга,   отдел   информационной   службы   и   взаимодействия  с
общественностью);
     разработка нормативно-правовой базы профилактической деятельности
в образовательной среде;
     создание    центра    реабилитации    детей    и    молодежи    с
наркозависимостью;
     открытие   профилактических   кабинетов   в   средних   и  высших
профессиональных учреждениях;
     создание   инструктивно-методологической  базы  для  профилактики
наркозависимости   и   реабилитации  детей  и  молодежи  с  проблемами
зависимости от ПАВ в действующих ППМС-центрах;
     модификация действующих программ профилактики;
     внедрение    интернет-информационной    системы    по    вопросам
профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
     разработка   системы   показателей  и  методического  обеспечения
проведения  мониторинга  наркотической  ситуации  в  детско-молодежной
среде;
     модификация системы профилактических осмотров;
     создание   пакета   информационно-методической  документации  для
начальной переподготовки кадров на местах.
     Второй этап - этап организационных мероприятий:
     создание   системы   подготовки,   переподготовки   и   повышения
квалификации    воспитателей,    педагогов,    психологов   дошкольных
образовательных учреждений и школ, социальных работников;
     создание    региональной    сети    учебно-методических   центров
профилактики;
     создание специализированного издательства, включая издание газеты
и журнала;
     разработка  альтернативных  программ  в  системе  Концепции КАПР,
адаптированных к различным регионам;
     создание    полномасштабной   системы   мониторинга   в   России,
позволяющей  оценить  не только уровень распространения наркомании, но
степень  эффективности  профилактических  мероприятий, в том числе и в
отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
     разработка  различных  моделей позитивных ценностных ориентаций в
области социально-духовной деятельности;
     организация  спортивных  соревнований  и  иных  эффективных  форм
досуга.
     Фактически  данный  этап  следует  рассматривать  как переходный,
подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере
условно,  поскольку  его реализация начинается уже в период действия 1
этапа.  Задачи  2  этапа  реализуются  постепенно  по  мере готовности
организационной,     нормативно-правовой,     научно-методической    и
финансово-материальной базы.
     Третий    этап    -    этап   полного   развертывания   программ,
соответствующих Концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцированно
по различным регионам:
     внедрение в большинстве регионов;
     мониторинг  наркологической  ситуации  и  эффективности внедрения
профилактических мер;
     разработка новейших методов и приемов профилактики;
     сравнительное обобщение российского и международного опыта.
     Концепция  КАПР  предполагает создание следующих профилактических
программ:
     активная    профилактическая   деятельность   в   образовательных
учреждениях;
     активная профилактическая деятельность в семье;
     активная профилактическая деятельность в организации внеучебной и
досуговой деятельности детей и молодежи.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа