О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.02.00 619

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Наркотическая ситуация

     В  конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими
психоактивными   веществами   приняло  характер  эпидемии.  По  данным
Всемирной  организации здравоохранения, суммарное количество больных с
заболеваниями,  вызванными приемом различных психоактивных веществ, за
исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
     В    последнее    десятилетие    и    для   России   употребление
несовершеннолетними  и  молодежью  алкоголя,  наркотических  и  других
психоактивных   веществ   превратилось   в   проблему,  представляющую
серьезную  угрозу  здоровью  населения,  экономике  страны, социальной
сфере и правопорядку.
     По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на
первое  полугодие  1999  г.  составило  315  тыс.  человек.  По мнению
экспертов,  реальная  численность  потребителей  наркотиков  в  стране
превышает этот показатель в 8 - 10 раз.
     Системный   анализ   показателей  наркологической  заболеваемости
подростков  и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году
уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше,
чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз.
Подростки  злоупотребляют  наркотиками  в 7,5 раза, а ненаркотическими
ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
     Происходит  неуклонное  "омоложение" наркомании. В России средний
возраст  начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5
года,   среди   девочек   до   12,9   года;   возраст   приобщения   к
токсико-наркотическим  веществам  снизился соответственно до 14,2 года
среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
     За   пять   лет  (с  1992  по  1997  год)  число  детей,  больных
наркоманией,  увеличилось  в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7
раза.
     Как следует из большинства социологических исследований и научных
публикаций,  в  нашей  стране  8%  молодежи  периодически  употребляют
наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере
30 - 40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.
     По   существующим   прогнозам   рост   показателей,  связанных  с
употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005
- 2010 года.
     Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами
и   больных   наркоманией,  отмечается  увеличение  объема  негативных
медико-социальных  последствий  наркомании. Это возросшая в 7 - 11 раз
смертность,  увеличение  в  десятки  раз числа суицидальных попыток, а
также  сопутствующих  наркомании  болезней:  в первую очередь СПИДа (в
России  среди  больных  СПИДом  более 50% наркоманов, в Европе - 70%),
инфекционных   гепатитов   (в   России  более  90%  наркоманов  болеют
гепатитами),  венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний.
ВИЧ-инфекции  зарегистрированы  не  только  у  подростков  и  детей  в
возрасте   11   -   14   лет,   но  и  у  младенцев,  заразившихся  от
ВИЧ-инфицированных    матерей,    больных   наркоманией.   По   данным
международной   статистики,   весь   круг   заболеваний,  связанных  с
наркоманиями,  дает  около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций.
Причем  в  настоящее  время около 40% госпитализаций в психиатрические
клиники  составляют  подростки  с  делинквентными  формами поведения в
сочетании  с  наркотизацией  и токсикоманией. Таким образом, исходя из
возрастных особенностей большинства наркозависимых (13 - 24 года), под
угрозой фактически оказалось будущее страны.
     Очень   высока   криминогенность   среди   лиц,  злоупотребляющих
наркотиками  и  другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено
более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков
(это  на  9,5%  больше,  чем  в  1997  году).  Органами внутренних дел
выявлено  более  1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления
под воздействием ПАВ.
     Дифференцированный  анализ  отечественной и мировой наркотической
ситуации   позволяет  выделить  ряд  основных  факторов,  определяющих
негативную       динамику       проблемы.      Условно      выделяются
социально-экономические,   социально-идеологические  и  биомедицинские
факторы,  а  по  масштабу  их  действия - глобальные, геополитические,
региональные,   присущие   отдельным   слоям   общества,  микрогруппам
населения, семьям, личностям.
     В  последние  годы Россия начала играть роль крупного рынка сбыта
наркотиков.  В  геополитическом  плане  наша страна оказалась на путях
мировых  потоков  наркотиков,  а  также  стала  пограничной страной по
отношению  к  тем  странам  и регионам, в которых наркобизнес является
одним  из  основных  средств  получения денег на оружие, ведение войн,
осуществление  террористических  актов.  В  самой  России и граничащих
странах   СНГ   появились  опасные  наркозоны  -  Чечня,  Таджикистан,
Казахстан  и  др.,  что  влияет  на  распространенность  наркотиков  в
масштабах всей страны.
     Среди  основных причин, влияющих на распространенность наркомании
и  токсикомании  в  детско-подростковой  среде,  одно  из  первых мест
занимает    легкая    доступность    ПАВ.    Около    60%   опрошенных
несовершеннолетних,  употребляющих  наркотики  и токсические средства,
отмечают   относительную   несложность   их   приобретения.  Наркотики
приобретаются  в  школах,  на  дискотеках,  в кафе, в хорошо известных
местах  на  улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и
торговцев   наркотиками.   Наркодельцы   давно   определили  для  себя
образовательные   учреждения   как   мини-рынки   сбыта  наркотиков  в
детско-подростковой   среде.   В  результате  общество  столкнулось  с
реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических
средств.  Поэтому  без жестких мер противодействия незаконному обороту
наркотиков   и   силового  противостояния  наркогруппировкам  добиться
реального  повышения  эффективности антинаркотической профилактической
работы   только   за   счет  усилий  воспитателей,  учителей,  врачей,
психологов, социальных работников не представляется возможным.
     Следующим   важным  фактором  наркотизации  является  снижение  у
большинства  детей  и подростков превентивной психологической защиты и
низкий  ценностный  барьер.  Несовершеннолетний,  начинающий принимать
наркотики,    находится   в   своеобразной   социально-психологической
ситуации:  с  одной  стороны  -  массовое  распространение наркотиков,
мощный  прессинг  рекламных  предложений  нового  стиля  жизни и новых
ощущений,  связанных  с  наркотизацией,  в сочетании с доминирующими у
подростка  мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность
и  некомпетентность  педагогов,  социальных  работников,  родителей; с
третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.
     Ситуация   усугубляется  тем,  что  в  недалеком  прошлом  ранняя
алкоголизация   и   токсикомания  преимущественно  поражали  детей  из
неблагополучных  семей, родители которых вели асоциальный образ жизни.
На  сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей
степени  подростками  из благополучных слоев общества, семей с высоким
достатком.  Как  правило,  в  подобных  случаях  гипоопека и невысокие
морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой
свободой  подростков,  связанной  с  легко доступными деньгами. Именно
дети   из  этих  семей  преимущественно  формируют  особую  молодежную
субкультуру,   ведущими   ценностями   которой   являются   свободное,
гедонистическое  времяпровождение  в  сочетании  с  наркотизацией  как
определенным стилем жизни.
     На  уровне  личностных  факторов,  являющихся пусковым механизмом
начала  употребления  наркотиков  и  последующего злоупотребления ими,
выделяются     индивидуальная     дисгармоничность,     наследственная
генетическая    дефицитарность,    врожденные    аномалии   характера,
проявляющиеся   в   виде   негативных   аффективных   и  поведенческих
расстройств. Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и
создание  благоприятной  почвы  для  распространения наркомании вносит
современная  система  воспитания  и  порой  недостаточно  обоснованные
чрезмерные   психофизические   нагрузки,   обусловленные  существующей
системой образования.
     Низкий     качественный    уровень    подготовки    в    массовой
общеобразовательной  школе,  очевидно,  стал причиной создания элитных
школ,  так  называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.).
Элитные  школы  являются  экспериментальной базой для внедрения новых,
"прогрессивных"  методов  обучения.  При  этом  программы  обучения не
сертифицированы   гигиенистами,   внедряются   без   участия   органов
здравоохранения.    Около    350    авторских   программ   не   прошли
санитарно-гигиенической  и  медицинской  экспертизы.  Жесткие  учебные
нагрузки  настолько не соответствуют возможностям растущего организма,
что  могут  способствовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией
связывают возникновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.
     Отрицательно  сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы с
трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать учебу
и   работу,   -   это  дети  из  низкообеспеченных  семей,  у  которых
дополнительная    трудовая    нагрузка   сочетается   с   недостаточно
качественным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем
жизни семьи.
     Процесс    обучения    организовывается    без   учета   здоровья
обучающегося,  несбалансированных режимов его умственной деятельности,
производительного труда и отдыха.
     Сокращение   сети   дошкольных   образовательных   учреждений   и
сокращение  охвата  детей  общественным  дошкольным  образованием  (на
01.01.99  только  53,9%  детей  в  возрасте  от  1  до  6 лет посещают
дошкольные   учреждения)   дополнительно  сказывается  на  возможности
проведения   соответствующей   воспитательной   работы   среди   детей
дошкольного возраста и их родителей.
     Также   существенным  отягощающим  фактором  риска  возникновения
наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.
     Существующее   положение   в  школе,  конечно,  наряду  со  всеми
негативными  явлениями  в  повседневной  жизни  школьников,  привело к
значительному ухудшению показателей их здоровья.
     По данным Минздрава России:
     до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного
и   выраженного  переутомления,  в  общеобразовательных  школах  таких
школьников 20 - 30%;
     повышенная  невротизация диагностируется у 55 - 83% учащихся школ
нового  типа,  а  более  половины учеников этих школ имеют хронические
болезни.   Среди   практически   здоровых  -  две  трети  детей  имеют
морфофункциональные изменения;
     в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на
организм  ребенка,  у  25%  детей  и  подростков  развивается  синдром
астенизации  физического развития, характеризующийся уменьшением массы
тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости легких;
     из  6  млн.  подростков,  прошедших  профилактические  осмотры  в
возрасте   15   -   17  лет,  у  94,5%  были  зарегистрированы  разные
заболевания,  основные  из  которых  - близорукость (за время обучения
число  детей  с  близорукостью  увеличивается в пять раз), заболевания
опорно-двигательного  аппарата,  органов дыхания, пищеварения, нервной
системы,  причем  распространенность заболеваний, ограничивающих выбор
профессии, достигает 30%;
     распространенность   психических   заболеваний   среди   детей  и
подростков  возрастает  каждые 10 лет на 10 - 15%, частота психических
заболеваний   достигает  у  детей  15%,  у  подростков  -  20  -  25%,
психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70%
случаев,  непригодности  к  военной  службе - в 33% случаев. В детских
домах  психически  здоровы лишь 10% детей, а в приютах практически все
дети  имеют  клинически  выраженные  нервно-психические  расстройства,
причем треть из них - в стадии декомпенсации.
     Отсюда  следует, что современная система образования в российских
школах  вносит  свой  "весомый  вклад" в ухудшение общесоматического и
психического  здоровья  учащихся,  наряду  с  другими неблагоприятными
влияниями повседневной жизни.
     Учащиеся с перечисленными нарушениями относятся к группам риска и
нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи.
     Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только
совокупностью     многих     патогенных     личностных,    социальных,
геополитических  и  других факторов, но и их сложным взаимодействием и
взаимопроникновением.      Такое      понимание     этого     сложного
биопсихосоциального  явления  диктует  выбор  определенных стратегий и
предпочтительных  подходов в поисках путей решения проблемы наркомании
с    использованием    потенциала   заинтересованных   государственных
институтов и общественности.
     Обращает  также на себя внимание низкий уровень информированности
населения  о  профилактике наркотической патологии и малая доступность
квалифицированной         бесплатной         консультативной         и
лечебно-реабилитационной    помощи   детям   и   подросткам,   больным
наркоманией,   и  превентивной  помощи  лицам,  лишь  приобщающимся  к
употреблению  ПАВ.  Около  60%  опрошенных  детей  и  подростков и 28%
взрослых   не   представляли,  куда  можно  обратиться  при  появлении
наркотических  проблем. Причем, в основном, население ориентировано на
анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные
детско-подростковые   реабилитационные  центры,  а  оплачивать  услуги
коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
     В  этой  ситуации  возникает  особая  ответственность  со стороны
профессиональных  групп  лиц,  работающих  с  детьми  и  молодежью,  -
учителей,  воспитателей,  школьных  психологов,  социальных педагогов,
врачей,  которые  нуждаются  в  выработке  совершенно нового подхода к
решению проблем профилактики наркомании.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа