О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 28.02.00 619

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Вторичная и третичная профилактика зависимости
                       от психоактивных веществ

     Вторичная  профилактика  зависимости от ПАВ касается лиц, которые
уже  испытывают  на  себе  влияние проблемы, связанной с употреблением
наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель -
максимально  сократить  продолжительность воздействия ПАВ на человека,
ограничить   степень   вреда,   наносимого  злоупотреблением  ПАВ  как
потребителю,    так   и   окружающей   его   микросреде   -   учащимся
образовательного   учреждения   и  семье,  предотвратить  формирование
хронического  заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики
направлен    на   полное   прекращение   дальнейшей   наркотизации   и
восстановление личностного и социального статуса учащегося.
     Важнейшими  составными  частями  вторичной профилактики являются:
создание  системы  раннего  выявления  потребителей  ПАВ,  обеспечение
доступности  комплексного  обследования  и  оказание квалифицированной
психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
     В   связи   с   этим   необходимо   решить   вопрос  легитимности
использования    диагностических   тестов   на   определение   ПАВ   в
биологических   средах   организма  учащихся,  а  также  предусмотреть
обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические
заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
     Педагоги,  школьные  психологи,  социальные  работники  вместе  с
родителями     таких     учащихся     должны     стремиться    создать
психотерапевтическую    атмосферу    непримиримости    к    повторному
употреблению  ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные
устремления.   Очень  важно  обеспечить  длительное  пребывание  таких
учащихся     в    нормативных    микросредах    (учебный    класс    в
общеобразовательной  школе,  учреждения  дополнительного  образования,
семья  и  т.д.),  в  которых, как правило, вероятность распространения
наркотиков сведена к минимуму.
     В   случаях,   когда   ставится  диагноз  "наркомания",  учащийся
нуждается   в   специальном   комплексном   обследовании,   лечении  и
реабилитации.  Прежде  всего необходимо выяснить, какие биологические,
психологические,   характерологические   и  микросредовые  особенности
способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова
степень  поражения  личности  и  каков предполагаемый реабилитационный
потенциал.
     Профилактика,   лечение  и  реабилитация  -  это  взаимосвязанный
процесс.   Реабилитация  начинается  с  первого  контакта  больного  с
медицинской   службой  и  продолжается  до  тех  пор,  пока  не  будет
восстановлен  его  личностный,  профессиональный  и социальный статус.
Если  учесть,  что  прием "тяжелых" наркотиков типа героина способен в
максимально  короткие  сроки  превратить "экспериментатора" в больного
наркоманией,  то  лечебно-реабилитационная программа должна начинаться
как  можно  раньше,  быть  интенсивной и комплексной. Вместе с тем без
включения  больного  в  образовательный  и осознанный трудовой процесс
невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.
     Мероприятия,  направленные  на  предотвращение срывов и рецидивов
наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть
реабилитация,  которая,  по  мнению  экспертов ВОЗ, представляет собой
комплексное  направленное  использование медицинских, психологических,
социальных,  образовательных  и  трудовых  мер  с целью приспособления
больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
     Несмотря  на  высокий  уровень  участия  психиатров-наркологов  в
осуществлении  вторичной  и  особенно третичной профилактики, активное
участие  в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов,
социальных  педагогов  не  только  не  может быть исключено, но должно
рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем
реабилитации.    Именно    специалисты    образовательных   учреждений
осуществляют    общеобразовательное   и   профессиональное   обучение,
обеспечивают   организацию  технических  и  иных  кружков,  спортивных
секций,  оказывают  социально-психологическую и педагогическую помощь,
формируют   законопослушное   поведение,  без  которых  реадаптация  и
ресоциализация просто невозможны.
     Задачи  вторичной  и  третичной  профилактики могут быть решены в
специализированных   государственных   центрах  реабилитации  детей  и
молодежи  в  системе  Министерства  образования  Российской Федерации.
Помимо    специализированных    центров,    в    целях    профилактики
злоупотребления  психоактивными  веществами  может  и  должна  активно
использоваться  уже  существующая  сеть образовательных учреждений для
детей,  нуждающихся  в  психолого-педагогической  и  медико-социальной
помощи,  - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть
многогранным и многопрофильным:
     оказание   консультативно-диагностической,   медико-социальной  и
правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества
и имеющим болезненную зависимость;
     оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по
вопросам наркозависимости детей и молодежи;
     организация общеобразовательного и профессионального обучения и с
этой  целью  создание  учебных  классов,  студий,  спортивных  секций,
трудовых  мастерских  и  других  специальных  структур для обеспечения
духовного и творческого роста реабилитируемых;
     оказание  организационно-методической  и  консультативной  помощи
специалистам   образовательных  учреждений  по  вопросам  профилактики
наркомании и зависимости от ПАВ;
     взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по
вопросам  реадаптации  и  реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в
употребление психоактивных веществ;
     разработка  и апробирование реабилитационных программ для детей и
молодежи с зависимостью от ПАВ;
     разработка  программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у
детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию и интегрированных в
образовательное учреждение.
     Дети  и  подростки,  успешно  прошедшие  реабилитацию  (третичная
профилактика),  должны  возвращаться  в  образовательные учреждения на
общих основаниях.
     Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют
свои   особенности.   Между   профилактическими   блоками  (первичная,
вторичная  и  третичная профилактики) как составляющими единой системы
имеет  место  взаимопроникновение  и  взаимопересечение.  Именно такой
подход   позволит  структурировать  целостную  концепцию  профилактики
злоупотребления   психоактивными   веществами  и  перейти  к  созданию
профилактических программ на всех трех уровнях.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа