Фрагмент документа "О СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЕ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) СОБСТВЕННОСТИ".
1. Постановка проблемы 1.1. В настоящий период в условиях перехода к рыночным условиям в сфере сохранения и реставрации культурного наследия России необходим принципиально новый подход к финансовому обеспечению мероприятий, гарантирующих реальную охрану недвижимых памятников истории и культуры. 1.2. В условиях ограниченной возможности федерального и местных бюджетов средства, направляемые на охранные мероприятия, должны быть использованы максимально эффективно и в первую очередь обеспечивать предупреждение разрушения памятников истории и их восстановительный ремонт в случае повреждения или частичной гибели, обусловленных действием непреодолимой силы, а также распоряжением, владением или пользованием памятников. При этом совершенно очевидно, что всех средств, направляемых на реставрацию и восстановление культурного наследия, недостаточно, чтобы обеспечить ими полный комплекс охранных мероприятий, откуда возникает чрезвычайно острый вопрос о "значимости" объектов культурного наследия с точки зрения очередности направления бюджетных средств, хотя совершенно ясно, что с точки зрения сохранения культурного достояния России приоритетов и "второстепенных" объектов быть не может. Тем не менее практически все средства федерального бюджета в настоящее время расходуются в основном на предупредительные мероприятия. На целевые программы их не хватает. Практически прекращены работы по научному изучению культурного наследия, разработка комплексных проектов реставрации, реставрация уникальных объектов федерального и мирового значения. 1.3. Отсутствие полной и достоверной информации об имущественном составе федерального фонда недвижимых памятников и его распределении по регионам порождает субъективный подход к формированию части федерального бюджета, направляемого на программу "Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия". Одновременно это делает невозможным и привлечение инвестиций в культуру, так как любой частный инвестор вправе знать, куда именно будут направлены его средства, какова его доля в завершенном объекте реставрации и каким образом его инвестиции защищены от случайностей. 1.4. Существующий в настоящее время порядок охраны памятников истории и культуры в силу как объективных, так и субъективных причин носит во многом декларативный характер. Госорганы по охране памятников, лишенные финансовой поддержки и вынужденные маневрировать между противоречиями в действующем законодательстве, в отсутствие у них реального механизма воздействия на пользователей памятников практически не могут гарантировать сохранение памятников или их восстановление в случае неожиданного повреждения или гибели. 1.5. Российский страховой рынок остается невостребованным с точки зрения реального сохранения недвижимых памятников истории и культуры, хотя он является важным звеном, гарантирующим возвратность средств, необходимых для восстановительного ремонта памятников, пострадавших от случайностей или неквалифицированного использования. Кроме того, сфера страховых услуг никогда не рассматривалась как аккумулятор финансовых средств, направляемых на сохранение культурного наследия. Страховые услуги, оказываемые отдельными региональными страховыми компаниями, не в состоянии обеспечить весь потенциал, который необходимо задействовать для рационального использования всех финансовых возможностей. Ныне в России насчитывается около трех тысяч страховых компаний. Большинство из них - малого и среднего "калибра". Основная часть ресурсов сосредоточена в первой полусотне. Очевидно, что формирование пула страховщиков, располагающего крупными средствами с возможностью подключения к нему более мелких региональных компаний, имеющих территориальное преимущество, может обеспечить управление процессом страхования введением на договорной основе нормативов по объемам инвестиций в различные объекты, формированием фонда превентивных мероприятий, повышения экономической эффективности страховой защиты и т.д. Участие отдельных страховых компаний в страховании памятников истории и культуры обеспечить этого в полном объеме не может. 1.6. В отечественной практике оценки недвижимости оценка страховой стоимости недвижимости была наиболее разработана, в том числе с применением расчетных методов и приемов экспертной оценки. Вопросам оценочной деятельности в страховом деле, отработке принципов, приемов и процедур оценки страховой стоимости объектов недвижимости и их профессиональному обсуждению посвящено значительное количество публикаций в специализированных изданиях начала века. Вместе с тем недвижимые памятники истории и культуры в отечественной практике никогда, по сути дела, не включались в сферу страхования. Соответственно, в этих условиях даже не вставала задача определения страховой стоимости недвижимых памятников. Такое положение привело к тому, что при формировании рынка страховых услуг первые опыты в деле разработки подходов к оцениванию стоимости оказались, мягко говоря, не вполне адекватны ни своему предмету, ни заявленным целям. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442, целью которого является определение реальной стоимости основных фондов организаций, регламентируется "балансовая" стоимость, как определяемая по выбору пользователя либо методом индексации существующей балансовой стоимости, либо методом прямой оценки основных фондов. К недвижимым памятникам истории и культуры относятся здания и сооружения, в абсолютном большинстве пережившие свой естественный срок жизни, обусловленный износом конструкций, строительной технологии, долговечностью материалов, назначением имущества и другими параметрами. Поэтому к недвижимым памятникам совершенно неприменимы стандартные оценочные подходы к оценке недвижимости с использованием таких категорий, как "процент износа", "норма амортизации" и т.п. Отсутствие института квалифицированных оценщиков недвижимых памятников истории и культуры дает возможность пользователям в рамках действующих нормативных документов фактически уходить от ответственности в случае повреждения недвижимого памятника, ибо страховая компенсация ущерба напрямую зависит от его балансовой стоимости. Поэтому применительно к недвижимым памятникам истории и культуры их "балансодержателям", пользователям и арендаторам переоценка "основных фондов" должна производиться при участии экспертов-оценщиков, специально уполномоченных Министерством культуры Российской Федерации, и под контролем территориальных госорганов по охране и использованию памятников истории и культуры. 1.7. Формирующийся в сфере культуры рынок страховых услуг носит "дикий" характер в силу объективных и субъективных причин. Основной из них является формирующийся в сфере пользователей приоритет отношения к памятникам преимущественно с позиций гражданского права (отношение собственности, гражданско-правовые обязательства, функциональное назначение памятников как недвижимого имущества). Роль "Госорганов" по охране и использованию памятников при этом оказывается малоэффективной. Отсутствие единого механизма страховой защиты недвижимых памятников истории и культуры делает невозможным его анализ, регулирование и соответственно затрудняет его использование как наиболее эффективного охранного мероприятия. 1.8. Ассоциация "Росреставрация" с ее уникальным опытом восстановительных работ на памятниках истории и культуры, позволяющим обеспечить объективную и ответственную оценку восстановительной стоимости памятников истории и культуры, а также необходимой базой для профессиональной подготовки и переподготовки кадров экспертов-оценщиков располагает техническими средствами связи (в том числе электронными), позволяющими получать и систематизировать информацию, обеспечить ее доступ к заинтересованным пользователям. Однако возможности данной организации, так же как и опыт работы на рынке страховых услуг, оказываются невостребованными. 1.9. Настоящая Программа направлена на комплексное решение перечисленных проблем путем внедрения в практику охранных мероприятий в сфере сохранения, изучения и использования недвижимых памятников истории и культуры, их эффективной страховой защиты, подготовки профессиональных специалистов в области оценивания историко-культурной недвижимости, создания информационной системы в регионах России с подключением ее к центральной информационной базе для контроля за состоянием культурного наследия России и создания условий для привлечения инвестиций страхового капитала в сферу культуры. |
Фрагмент документа "О СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЕ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ (ОБЩЕРОССИЙСКОЙ) СОБСТВЕННОСТИ".