Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"".
7.2. Классификация аварий и основные требования к мероприятиям в случае аварии 7.2.1. Для оперативного первичного определения степени радиационной опасности, возникающей в результате аварии с грузом радиоактивных материалов, и принятия соответствующих первичных мер аварии подразделяются на три категории опасности: 7.2.1.1. Аварии I категории - аварии, при которых груз радиоактивных материалов в результате механических воздействий не получил видимых повреждений, или имеет незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления на транспортном средстве, или груз подвергся небольшому тепловому воздействию (без непосредственного контакта с огнем) в результате пожара вне грузового помещения или транспортного средства. При авариях этой категории не увеличивается выход радиоактивного содержимого из упаковок выше значений, допустимых для нормальных условий перевозки, а уровень излучения может возрастать не более чем на 20%. 7.2.1.2. Аварии II категории - аварии, при которых: а) грузу с упаковками типа В, типа С или с упаковками, содержащими делящиеся материалы, нанесены значительные механические повреждения и (или) упаковки попали в очаг пожара, в результате чего увеличение уровней излучения и выход радиоактивных материалов из упаковок не должны превышать пределов, установленных настоящими Правилами для аварийных условий перевозки; б) грузу с промышленными упаковками и упаковками типа А, не содержащими делящиеся материалы, нанесены значительные механические повреждения, или такие упаковки попали в очаг пожара, или упаковки полностью разрушены. 7.2.1.3. Аварии III категории - аварии, при которых упаковки типа В, типа С или упаковки, содержащие делящиеся материалы, частично или полностью разрушены, уровни излучения и выход радиоактивных веществ из упаковок могут превышать пределы, предусмотренные настоящими Правилами для аварийных условий перевозки (запроектная авария). 7.2.2. Первичное определение степени опасности аварии и организация выполнения работ должны производиться лицом, сопровождающим груз, которое должно иметь необходимую подготовку и соответствующие инструкции грузоотправителя (грузополучателя). До прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя), или АСФ, или представителя органа управления использованием атомной энергии, или регионального аварийного формирования это лицо осуществляет руководство работами по ликвидации последствий аварии. В случае если в результате аварии сопровождающий персонал не в состоянии выполнять свои обязанности или он отсутствует, представитель транспортной организации, сотрудник органов внутренних дел или пожарно-спасательного подразделения, руководствуясь аварийной карточкой, информацией в соответствии со знаками опасности на грузе и транспортных средствах, и результатами визуального осмотра, должны определить степень опасности аварии и выполнить первоочередные работы. 7.2.3. При авариях I категории в случае наличия и дееспособности сопровождающего персонала ликвидация последствий аварии проводится этим персоналом совместно с работниками транспорта и сотрудниками органов внутренних дел. После приведения транспортных средств и груза в исправное состояние и составления акта об аварии решение о дальнейшей перевозке груза принимается лицом, сопровождающим груз, совместно с работниками транспортной организации. 7.2.4. При авариях I категории в случае потери дееспособности сопровождающим персоналом или при его отсутствии ликвидация последствий аварии проводится согласно требованиям аварийной карточки работниками транспорта и сотрудниками органов внутренних дел. Принимается во внимание информация в соответствии с этикетками и знаками радиационной опасности на грузе и транспортных средствах. Для определения возможности дальнейшей перевозки на место аварии должен быть вызван представитель грузоотправителя (грузополучателя), который составляет акт об аварии и принимает решение о дальнейшей перевозке груза. 7.2.5. При авариях II и III категорий должны быть проведены следующие работы с учетом требований аварийной карточки: - спасение людей, жизнь которых подвергается опасности, и оказание первой медицинской помощи пострадавшим; - тушение пожара в случае его возникновения; - передача информации об аварии; - удаление людей из возможно опасной зоны на расстояние согласно аварийной карточке и указаниям лица, сопровождающего груз. При отсутствии аварийной карточки и лиц, сопровождающих груз, до прибытия специалистов удалять людей следует в наветренную сторону на расстояние 100 - 200 м; - установление знаков, предупреждающих об опасности; - организация оцепления зоны аварии и при необходимости организация дополнительной охраны груза; - обеспечение общественного порядка на месте аварии; - визуальный осмотр груза и передача уточненной информации об аварии в соответствии с аварийной карточкой; - принятие первичных неотложных мер по устранению последствий аварии и предотвращению расширения ее последствий; - учет лиц, которые могли подвергнуться радиационному воздействию при аварии (облучение, загрязнение), и их задержание до прибытия специалистов по радиационному контролю с соответствующей аппаратурой (за исключением лиц, которым требуется срочная медицинская помощь в стационарном медицинском учреждении); - установление по мере возможности контроля радиационной обстановки. 7.2.6. О месте аварии II и III категорий, времени и степени ее опасности (категория аварии) лицами, сопровождающими груз, а при их отсутствии - работниками транспортных организаций должны быть немедленно оповещены грузоотправитель, грузополучатель, организация перевозчика, органы внутренних дел, территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы местного самоуправления, органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, орган управления использованием атомной энергии. 7.2.7. По прибытии спасательных сил и средств транспортных организаций их работа должна также проводиться с учетом указаний лица, сопровождающего груз, а при его отсутствии - в соответствии с аварийной карточкой. Работы, связанные с перемещением упаковок типа В, типа С и упаковок с делящимися ядерными материалами, проводятся только по указаниям лица, сопровождающего груз, представителя органа управления использованием атомной энергии, руководителя АСФ или бригады регионального аварийного формирования по их прибытии на место. 7.2.8. Вопрос о дальнейшей перевозке поврежденного груза решается грузоотправителем (грузополучателем). При этой перевозке должно быть обеспечено выполнение настоящих Правил или приняты меры предосторожности, обеспечивающие уровень безопасности, требуемый настоящими Правилами. Условия дальнейшей перевозки должны быть согласованы с органом управления использованием атомной энергии и с органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также (в случае перевозки железнодорожным транспортом) федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. 7.2.9. Работы по ликвидации последствий радиационной аварии считаются законченными после завершения ликвидации радиоактивного загрязнения, подтвержденного радиационно-гигиеническим заключением органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения безопасности движения транспортных средств, с составлением комиссионного акта о ликвидации последствий аварии. К акту, помимо заключения, прилагаются протоколы радиационного контроля территории и объектов, подвергавшихся радиационному загрязнению. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"".