ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СОРАЗМЕРНОЙ ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТ. Рекомендации. Федеральная служба земельного кадастра России. 17.03.04

Фрагмент документа "ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СОРАЗМЕРНОЙ ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Общие положения

     1.1.  Настоящие  методические  рекомендации по оценке соразмерной
платы  за  сервитут  (далее - Методические рекомендации) разработаны в
соответствии  с  нормами  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
(далее  - ГК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК
РФ),  регулирующими  отношения  по  установлению  соразмерной платы за
сервитут.
     1.2.  Для  целей настоящих Методических рекомендаций используются
следующие понятия:
     Сервитут  -  право  лиц  (лиц) на определенный срок или бессрочно
пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в
пределах,  ограниченных  соглашением  либо нормативным правовым актом,
которое  устанавливается в интересах собственников земельных участков,
обладателей  права  постоянного (бессрочного) пользования, обладателей
права   пожизненного   наследуемого  владения  на  земельные  участки,
собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства,
местного самоуправления или местного населения.
     Частный   сервитут   -   сервитут,  устанавливаемый  в  отношении
земельного  участка  или  иного объекта недвижимости соглашением между
лицом,   требующим   установления   сервитута   и   в   его  интересах
(собственником   земельного  участка,  обладателем  права  постоянного
(бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого
владения   на   земельный   участок,   собственником   иного   объекта
недвижимости),   и   собственником   другого  земельного  участка  или
собственником   иного  объекта  недвижимости.  В  случае  недостижения
соглашения  об  установлении  или  условиях сервитута спор разрешается
судом по иску лица, требующего установления сервитута.
     Публичный   сервитут  -  сервитут,  устанавливаемый  в  отношении
земельного   участка  законом  или  иным  нормативным  правовым  актом
Российской  Федерации,  нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации,  нормативным правовым актом органа местного самоуправления,
для  обеспечения  интересов  государства,  местного самоуправления или
местного   населения.   В  нормативных  правовых  актах,  указанных  в
настоящем  пункте  Методических  рекомендаций,  может быть установлена
обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный
участок  которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут,
а также может быть установлен размер данной платы.
     Соглашение  о  сервитуте  -  договор,  заключенный  между  лицом,
требующим  установления  сервитута  (собственником земельного участка,
обладателем  права  постоянного (бессрочного) пользования, обладателем
права   пожизненного   наследуемого  владения  на  земельный  участок,
собственником  иного  объекта недвижимости), и собственником соседнего
земельного  участка  или  иного  объекта недвижимости, а в необходимых
случаях   -   собственником   другого  земельного  участка  (соседнего
участка). Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность
лица,  в  интересах  которого  сервитут  установлен,  по выплате лицу,
земельный  участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за
сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.
     Соразмерная  плата  за  сервитут - это плата за пользование чужим
земельным   участком   или   иным   объектом   недвижимости  на  праве
ограниченного  пользования  чужим земельным участком или иным объектом
недвижимости   (сервитуте),   выплачиваемая   собственнику  земельного
участка  или  иного  объекта  недвижимости,  обремененного сервитутом,
лицом,  в  интересах  которого  сервитут  установлен (при установлении
частного   сервитута),   либо  выплачиваемая  собственнику  земельного
участка    органом    государственной    власти,    органом   местного
самоуправления,   нормативным   правовым   актом   которого   сервитут
установлен  (при  установлении публичного сервитута), величина которой
равна   размеру   убытков,   причиненных   собственнику  обремененного
сервитутом  земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи
с ограничением его прав в результате установления сервитута.
     Оценка   соразмерной   платы   за  сервитут  -  это  установление
(определение) величины соразмерной платы за сервитут.
     1.3.  Частный  сервитут  может  устанавливаться  для  обеспечения
прохода  и  проезда  через  соседний  земельный  участок,  прокладки и
эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения
водоснабжения   и  мелиорации,  других  нужд  собственников  земельных
участков,  обладателей  права  постоянного  (бессрочного) пользования,
обладателей  права  пожизненного  наследуемого  владения  на земельные
участки,  собственников  иных  объектов недвижимости, которые не могут
быть обеспечены без установления сервитута.
     Публичный  сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода
или  проезда через земельный участок, использования земельного участка
в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий
и  сетей,  а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения на
земельном  участке  межевых  и геодезических знаков и подъездов к ним,
проведения  дренажных  работ  на  земельном  участке,  забора  воды  и
водопоя,  прогона  скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы
скота   на  земельных  участках  в  сроки,  продолжительность  которых
соответствует   местным   условиям,   обычаям,  за  исключением  таких
земельных  участков,  в  пределах  земель лесного фонда, использования
земельного  участка  в  целях  охоты,  ловли  рыбы  в расположенном на
земельном  участке  замкнутом  водоеме,  сбора дикорастущих растений в
установленные  сроки и в установленном порядке, временного пользования
земельным     участком     в    целях    проведения    изыскательских,
исследовательских и других работ.
     1.4.  Получателями  соразмерной  платы  за  сервитут  (частный  и
публичный)  являются собственники земельного участка или иного объекта
недвижимости, обремененного сервитутом.
     Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида
сервитута выступают:
     - в   случае   установления  частного  сервитута  -  собственники
земельных   участков,   обладатели   права  постоянного  (бессрочного)
пользования   на  земельные  участки,  обладатели  права  пожизненного
наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов
недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;
     - в   случае   установления   публичного   сервитута   -   органы
государственной  власти,  органы  местного самоуправления, нормативным
правовым актом которых сервитут установлен.
     Обладателями сервитута в зависимости от вида сервитута выступают:
     - в  случае  установления  частного сервитута - лица, в интересах
которых сервитут установлен;
     - в  случае  установления  публичного  сервитута - неопределенный
круг лиц, для обеспечения интересов которого устанавливается сервитут.
     1.5.  Собственник  земельного  участка, обремененного сервитутом,
вправе  требовать соразмерную плату за сервитут от указанных в абзацах
третьем  и  четвертом  пункта  1.4 настоящих Методических рекомендаций
плательщиков, в зависимости от вида сервитута, в следующих случаях:
     - в  случае  установления  частного  сервитута  -  если  иное  не
предусмотрено федеральным законом;
     - в  случае установления публичного сервитута - если установление
сервитута   приводит   к  существенным  затруднениям  в  использовании
земельного участка.
     1.6.   Выплата   соразмерной   платы   за  сервитут  может  иметь
единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном
объеме,   и   периодический   характер,   когда   плата  выплачивается
многократно  частями  в  течение  всего  срока,  на  который  сервитут
установлен.  Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный
или  периодический)  может  быть  установлен  соглашением о сервитуте,
решением   суда  или  нормативным  правовым  актом,  которым  сервитут
установлен.
     1.7.  Размер  соразмерной  платы  за  сервитут может изменяться в
течение  срока, на который сервитут установлен, в случаях и в порядке,
установленных  ГК  РФ  и  ЗК РФ (например, размер соразмерной платы за
сервитут  может  быть  изменен  по  причинам  существенного  изменения
обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соглашения о
сервитуте;  увеличения  или  уменьшения  ограничений прав собственника
земельного    участка,    обремененного   сервитутом,   по   истечении
определенного  срока после его установления; увеличения или уменьшения
сферы  действия  сервитута).  При  этом  размер  соразмерной  платы за
частный  сервитут  может  быть  изменен  по соглашению сторон, которым
вносятся   изменения   в   соглашение  о  сервитуте  в  части  размера
соразмерной  платы  за сервитут; размер соразмерной платы за публичный
сервитут  может  быть изменен принятием органом государственной власти
или  органом  местного  самоуправления  нормативного  правового  акта,
изменяющего нормативный правовой акт, которым сервитут был установлен,
в  части  размера  соразмерной  платы  за сервитут; размер соразмерной
платы  за  частный  и  публичный  сервитут может быть изменен решением
суда,  которым  вносятся  изменения  в  соглашение  о  сервитуте или в
нормативный  правовой акт, которым сервитут установлен, по основаниям,
установленным ГК РФ и ЗК РФ).

Фрагмент документа "ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ СОРАЗМЕРНОЙ ПЛАТЫ ЗА СЕРВИТУТ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа