Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
III. Порядок подготовки и оформления решений и поручений руководящих должностных лиц Министерства обороны 15. В целях организации исполнения в Министерстве обороны федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также реализации Министерством обороны своих полномочий руководящими должностными лицами Министерства обороны в пределах их полномочий принимаются решения и даются поручения руководителям подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления. 16. Решения руководящих должностных лиц Министерства обороны оформляются в виде правовых актов, а также в виде резолюций. 17. В Министерстве обороны издаются следующие виды правовых актов: приказ, директива, указания Министра обороны Российской Федерации; указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации; директива Генерального штаба Вооруженных Сил; приказание начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; директива, указания заместителя Министра обороны Российской Федерации; директива, указания начальника службы Министерства обороны; указания начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации. 18. Руководящими и иными должностными лицами Министерства обороны в пределах их полномочий и по вопросам, отнесенным к их компетенции, могут издаваться приказы и иные виды правовых (нормативных правовых) актов, установленные законодательством Российской Федерации. 19. Порядок подготовки проектов правовых актов устанавливается настоящим Регламентом и инструкцией по делопроизводству, определяющей правила организации документооборота в Министерстве обороны и разрабатываемой по согласованию с Федеральным архивным агентством на основании типовой инструкции по делопроизводству в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. 20. Нормативные правовые акты <*> издаются, как правило, в виде приказов. ------------------------------------ <*> При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: "Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение". Правовые акты по текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в виде директив и указаний. 21. Приказы, директивы и указания Министра обороны Российской Федерации обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил. Указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации обязательны для исполнения заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны, органами военного управления, воинскими частями, организациями и должностными лицами видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны. Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил, издаваемые по вопросам, отнесенным к компетенции Генерального штаба Вооруженных Сил, обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил. Приказания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации отдаются от имени Министра обороны Российской Федерации и обязательны для всего личного состава Вооруженных Сил. Директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации, изданные в соответствии с полномочиями и компетенцией должностных лиц, их подписавших, являются обязательными для исполнения органами военного управления, воинскими частями, организациями и должностными лицами видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны. 22. В правовых актах должны содержаться вопросы, которые относятся к компетенции лиц, их подписывающих. 23. Первым заместителям Министра обороны Российской Федерации предоставляется право подписи приказов и директив Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции, за исключением приказов, подлежащих государственной регистрации, а также издаваемых по вопросам установленной сферы деятельности подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти. 24. Министр обороны Российской Федерации подписывает приказы и директивы по основным вопросам деятельности Вооруженных Сил. Приказы по важнейшим вопросам государственного управления в области обороны подписываются совместно Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. 25. В необходимых случаях Министр обороны Российской Федерации издает правовые акты совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. 26. Правовые акты Министерства обороны не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их компетенции, действующим правовым актам Министерства обороны. 27. Нормативные правовые акты должны полностью охватывать рассматриваемые вопросы, действовать длительное время без изменений и дополнений. По одному и тому же вопросу должен действовать, как правило, один нормативный правовой акт. 28. Ранее изданные приказы, директивы Министра обороны СССР и его заместителей, Главнокомандующего ОВС СНГ, утрачивающие значение в связи с изданием соответствующих правовых актов Министерства обороны, признаются не действующими в Вооруженных Силах. Не соответствующие законодательству Российской Федерации или утратившие значение ранее изданные правовые акты Министерства обороны признаются утратившими силу или подлежат изменению. 29. Приказы Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ признаются не действующими в Вооруженных Силах или изменяются, а приказы Министра обороны Российской Федерации признаются утратившими силу или изменяются только приказами Министра обороны Российской Федерации. Директивы Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ могут признаваться не действующими в Вооруженных Силах, а директивы и указания Министра обороны Российской Федерации утратившими силу либо изменяться как приказами, так и директивами Министра обороны Российской Федерации. Указания Министра обороны Российской Федерации могут признаваться утратившими силу либо изменяться приказами, директивами или указаниями Министра обороны Российской Федерации. Приказы заместителей Министра обороны СССР могут признаваться не действующими в Вооруженных Силах, а приказы, директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации утратившими силу или изменяться приказами Министра обороны Российской Федерации, соответствующих заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации. Директивы заместителей Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ могут признаваться не действующими в Вооруженных Силах, а директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации утратившими силу или изменяться приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации, приказами и директивами соответствующих заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации. Указания заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации могут признаваться утратившими силу или изменяться приказами, директивами и указаниями Министра обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями соответствующих заместителей Министра обороны Российской Федерации, начальников служб Министерства обороны, начальника Аппарата Министра обороны Российской Федерации. Указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации могут признаваться утратившими силу или изменяться приказами, директивами и указаниями Министра обороны Российской Федерации или указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации. Директивы Генерального штаба Вооруженных Сил могут признаваться утратившими силу или изменяться приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации или директивами Генерального штаба Вооруженных Сил. Министром обороны Российской Федерации может быть установлен иной порядок изменения отдельных правовых актов Министерства обороны. 30. Изменения правовых актов производятся путем внесения дополнений, изложения в новой редакции, признания утратившими силу (не действующими в Вооруженных Силах) разделов, глав, пунктов (статей), подпунктов, абзацев, а также исключения или замены отдельных слов и выражений. Изменения приказов Министра обороны СССР, Главнокомандующего ОВС СНГ и их заместителей производятся только путем признания не действующими в Вооруженных Силах разделов, глав, пунктов (статей), подпунктов, абзацев. 31. Выявление подлежащих признанию утратившими силу или изменению правовых актов производится по контрольным экземплярам правовых актов, Справочнику по приказам и директивам Министра обороны Российской Федерации. 32. Подготовка проектов правовых актов осуществляется органами военного управления по поручению руководящих должностных лиц Министерства обороны или в необходимых случаях - в инициативном порядке. Подготовка проектов приказов по строевой части в отношении руководящих должностных лиц Вооруженных Сил осуществляется Главным управлением кадров Министерства обороны. 33. Подготовка, согласование и представление проекта правового акта, подготавливаемого во исполнение поручения, осуществляются с учетом требований главы IV настоящего Регламента. Срок подготовки проекта правового акта во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен иной срок. 34. По своей инициативе органы военного управления подготавливают проекты правовых актов при необходимости решения вопросов, возникающих на практике, устранения возможных противоречий в действующих правовых актах, множественности правовых актов по одному и тому же вопросу, замены устаревших или дублирующих правовых норм. 35. Ответственность за соответствие законодательству Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны, руководящим документам по порядку подготовки и оформления, качество подготовки проектов правовых актов, их согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями и органами военного управления несут руководители подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления, представляющие эти проекты на подпись руководящим должностным лицам Министерства обороны, и лица, непосредственно готовившие эти проекты. 36. Подготовка проекта правового акта должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны, практики их применения, справочного материала (обобщения, предложения, отчеты, доклады и т.п.), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились. 37. Подготовка проекта правового акта осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия законодательству Российской Федерации, обеспечения необходимыми материально-техническими средствами и финансированием, определения исполнителей и сроков исполнения, а также необходимости назначения должностных лиц, осуществляющих контроль за выполнением правового акта. 38. Сроки исполнения (введения в действие) правового акта должны быть реальными и учитывать время, необходимое на его издание, рассылку и доведение до исполнителей. Если срок введения в действие правового акта не указан, то он вступает в силу с момента его подписания. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правовой акт действует до его отмены в установленном пунктом 29 настоящего Регламента порядке. При необходимости может быть указано, на какой период издается правовой акт: "на военное время"; "на мирное и военное время". 39. Проект правового акта до представления на подпись должен быть согласован с заинтересованными органами военного управления. В частности, проект правового акта, выполнение которого требует финансового обеспечения, должен быть согласован со Службой экономики и финансов Министерства обороны; проект правового акта, содержащий указания о представлении донесений, докладов, согласовывается с органами военного управления - держателями отчетности по данному вопросу; по вопросам режима секретности - с Восьмым управлением Генерального штаба Вооруженных Сил. 40. Проект правового акта, представляемый на подпись Министру обороны Российской Федерации, согласовывается с заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны, начальником Аппарата Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции. 41. Проект правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими организациями, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся этих органов и организаций. 42. Согласование проекта правового акта проводит подведомственный Министерству обороны федеральный орган исполнительной власти или орган военного управления, разрабатывающий проект. 43. Подведомственный Министерству обороны федеральный орган исполнительной власти или орган военного управления, получивший проект правового акта на согласование, обязан рассмотреть его в возможно короткий срок, но при всех условиях в течение не более 10 дней со дня поступления. Необоснованный отказ от согласования проекта правового акта не допускается. При согласии проект правового акта визируется руководителем органа военного управления, подведомственного Министерству обороны федерального органа исполнительной власти или лицом, его замещающим, заместителем руководителя подведомственного Министерству обороны федерального органа исполнительной власти. Виза включает в себя наименование должности, воинское звание (если оно имеется) и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа второго экземпляра проекта правового акта. 44. При наличии разногласий по проекту правового акта руководитель подведомственного Министерству обороны федерального органа исполнительной власти или органа военного управления, разрабатывающего проект правового акта, должен обеспечить обсуждение его с руководителями согласующих органов с целью поиска взаимоприемлемого решения. 45. В случае, если имеются неурегулированные разногласия, то в докладе (сопроводительном письме) соответствующему руководящему должностному лицу Министерства обороны кратко излагается содержание этих разногласий и обоснование позиции по ним органа, разрабатывающего проект правового акта, с приложением протокола согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными соответствующими руководителями, имеющими разногласия. Проекты правовых актов, подготавливаемые подведомственными Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти или с их участием, по которым имеются неурегулированные разногласия между органами военного управления и подведомственными Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти, представляются в предусмотренном абзацем первым настоящего пункта порядке на рассмотрение Министру обороны Российской Федерации соответствующими руководителями подведомственных Министерству обороны федеральными органами исполнительной власти, заместителями Министра обороны Российской Федерации, начальниками служб Министерства обороны или начальником Аппарата Министра обороны Российской Федерации. При этом подлинники замечаний должны быть подписаны указанными в настоящем абзаце должностными лицами. 46. Если в процессе согласования в проект правового акта вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному согласованию. 47. На первом экземпляре проекта правового акта в нижней части оборотной стороны последнего листа визы могут ставить: руководители подведомственных Министерству обороны федеральных органов исполнительной власти или их заместители; заместители Министра обороны Российской Федерации; начальники служб Министерства обороны; начальник Аппарата Министра обороны Российской Федерации; должностные лица, которым поручена подготовка проекта; должностные лица, представляющие проект, если проект разработан в инициативном порядке; начальник Управления делами Министерства обороны Российской Федерации или его заместители. 48. Проект правового акта должен пройти правовую экспертизу в органе военного управления, подведомственном Министерству обороны федеральном органе исполнительной власти, в котором он разрабатывается. Окончательный текст проекта правового акта исполнитель совместно с начальником юридической службы (группы), старшим юрисконсультом (юрисконсультом) обязан сверить с материалами, послужившими основанием для разработки проекта, тщательно проверить цифры, наименования воинских частей, органов военного управления, наличие справок о сверке с кадровыми органами воинских званий, фамилий, имен и отчеств лиц, упомянутых в проекте правового акта, ссылки на законодательные акты, а также другие ссылки, нумерацию пунктов и страниц. Проект правового акта не должен иметь помарок и подчисток. Виза начальника юридической службы (группы), старшего юрисконсульта (юрисконсульта) проставляется на обороте последнего листа второго экземпляра проекта правового акта. 49. Через Аппарат Министра обороны Российской Федерации (Управление делами Министерства обороны) на подпись представляются: проекты приказов, директив и указаний Министра обороны Российской Федерации; проекты указаний первых заместителей Министра обороны Российской Федерации; проекты директив Генерального штаба Вооруженных Сил; проекты приказаний начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные проекты могут представляться непосредственно соответствующим руководящим должностным лицам Министерства обороны, но с визой начальника Управления делами Министерства обороны Российской Федерации или его заместителя. Проекты иных правовых актов Министерства обороны представляются непосредственно руководящим должностным лицам Министерства обороны или через соответствующие секретариаты. 50. Одновременно с проектом правового акта в Аппарат Министра обороны Российской Федерации (Управление делами Министерства обороны) в обязательном порядке представляются: документы с поручением руководящих должностных лиц Министерства обороны о подготовке проекта правового акта, если проект подготовлен во исполнение поручения; доклад (сопроводительное письмо) соответствующего должностного лица с кратким обоснованием необходимости издания правового акта. К докладу могут прилагаться справки, сравнительные таблицы, альбомы и другие поясняющие материалы; подлинники согласований или заключений органов военного управления, имеющих разногласия, и протоколы согласительных совещаний; второй экземпляр проекта правового акта и приложений к нему; расчет рассылки правового акта или предложения по рассылке. 51. Проекты правовых актов, не согласованные или имеющие существенные недостатки, Аппарат Министра обороны Российской Федерации (Управление делами Министерства обороны) возвращает для доработки или докладывает соответствующему руководящему должностному лицу Министерства обороны со своим заключением. 52. На подпись представляется первый экземпляр проекта правового акта. Проекты совместных правовых актов Министра обороны Российской Федерации и руководителей федеральных органов исполнительной власти представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации в первых экземплярах в количестве, соответствующем числу подписей. 53. Поправки в подписанный правовой акт при издании могут вноситься только с разрешения Министра обороны Российской Федерации или иного руководящего должностного лица Министерства обороны, подписавшего правовой акт. Корректорская и редакционная правки осуществляются Аппаратом Министра обороны Российской Федерации (Управлением делами Министерства обороны). |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".