Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В Г.МОСКВЕ НА 2002 - 2004 ГГ (РЕДАКЦИЯ НА 02.09.2003)".
1. Тенденции и узловые проблемы развития оптовой торговли Оптовая торговля Москвы обеспечивает снабжение продовольственными товарами более 6,1 тыс. предприятий розничной торговли и около 6,7 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, а также 150 рынков, торгующих продовольствием, и поступление сырья для более 100 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые, в свою очередь, также являются активными участниками оптового рынка города. Конечными потребителями поставляемых продуктов питания являются порядка 11,5 млн. человек - жителей и гостей столицы, или около 8% всего населения России. Общий объем организованных закупок и поставок в Москву основных социально значимых видов продовольствия в 2001 году составил порядка 3,8 млн. тонн, что на 9% превысило уровень 2000 года и обеспечило устойчивое снабжение населения города продуктами питания. В необходимых объемах в соответствии с заданиями Правительства Москвы в течение года было обеспечено поддержание страховых запасов основных видов продовольствия. В период уборки урожая было завезено и размещено на хранение на оптовых плодоовощных предприятиях 265,2 тыс. тонн картофеля и овощей. На 01.01.2002 в городе имелось переходящих запасов мяса и мясопродуктов - 60,9 тыс. тонн, или в 1,4 раза больше, чем на эту же дату прошлого года, зерна - 260 тыс. тонн (103%), крупы - 17,6 тыс. тонн (в 1,8 раза), сахара - 37,9 тыс. тонн (в 1,6 раза), рыбопродуктов - 20,1 тыс. тонн (в 3,1 раза). На городском уровне оптовое звено представлено 26 плодоовощными предприятиями с общей емкостью единовременного хранения 925 тыс. тонн, 15 мясомолочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью 217 тыс. тонн, 6 крупными общетоварными базами, имеющими 120 тыс. кв. м складской площади. Инфраструктура оптовой торговли также включает склады и холодильники предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовых коммерческих структур (320 тыс. кв. м складской площади и до 65 тыс. тонн холодильных емкостей). На продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо - складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области. По оценкам, на оптовом продовольственном рынке Москвы оперирует в общей сложности более 2,5 тыс. оптовых коммерческих структур, товаропроизводителей, оптовых предприятий и организаций. В оптовой торговле продовольствием занято около 90 тыс. человек. (Всего в торговле - 970,6 тыс. человек.) За время экономических реформ оптовая торговля в Москве прошла в своем развитии ряд последовательных этапов: Первый этап (1991-1994 гг.) - переход к рыночным преобразованиям. Сокращение покупательной способности населения, оборотов розничной и оптовой торговли. Реформирование торговли путем сплошной приватизации и разгосударствления. Разрушение системы сложившихся хозяйственных связей в цепочке "производитель - опт-розница", организации и управления отраслью. Развитие конкурирующих каналов поступления продукции и утрата оптовыми предприятиями позиций на товарных рынках и/или в их наиболее доходных секторах (фрукты, ранние овощи и др.). Второй этап (1995-2001 гг.) - повышение качественного разнообразия оптовых структур, обслуживающих оптовый оборот. Неконтролируемое развитие до 2000 г. мелкооптовых рынков и связанных с ними теневых каналов товародвижения <1>. Ввод в эксплуатацию пилотных объектов системы московских оптовых продовольственных рынков <2>. Техническое перевооружение ограниченного числа предприятий оптовой торговли. Финансирование из бюджета организованных закупок продовольствия в объемах городского резерва и городского заказа для поддержания стабильности на продовольственном рынке города и снабжения предприятий и организаций социальной сферы. В последние годы наметились определенные положительные тенденции развития городского оптового звена, являющиеся непосредственным отражением действия рыночных законов и механизмов. К их числу можно отнести: - усиление корпоративных начал в организации, взаимодействие и взаимопроникновение оптового и розничного звеньев торговли; - универсализацию деятельности оптовых предприятий; - смещение функций оптовых предприятий с относительно развитой складской базой в сторону оказания услуг по хранению операторам оптового рынка; - приобретение пищевыми и перерабатывающими предприятиями функции оптовой торговли и оптовых заготовителей сырья; - рост числа оптовых структур, выступающих организаторами оптового оборота; - вовлечение оптовых торговых структур города в процессы межрегионального взаимодействия. Вместе с тем для сложившейся системы товародвижения продовольствия, достигнутого уровня развития оптового рынка и организации оптовой торговли продовольственными товарами в Москве присущи крупные недостатки и нерешенные проблемы, в том числе: - недостаточная социальная ориентация розничной торговли при нехватке распределительных центров для обслуживания магазинов сниженных цен и их аналогов в оптовом звене; - высокие издержки обращения в связи с низким уровнем организации логистики; наличие в товаропроводящей сети до 6 звеньев посредников, большая часть из которых не является ни организационно ни технологически необходимой; - хранение части объемов импортируемого продовольствия (по отдельным товарным группам до 50%) в неприспособленных помещениях: цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи, спортивные сооружения и т.д. Существование этого канала выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров; - высокая импортная зависимость продовольственного снабжения города, превышающая по отдельным товарным позициям (мясо, масло животное, фрукты) 80%. При этом коммерческие организации, осуществляющие закупки продовольствия для городских нужд, не проводят активного маркетинга российского рынка и предпочитают работать с зарубежными поставщиками. Практически отсутствует система мониторинга конъюнктуры оптового продовольственного рынка Москвы; - известная монополизация отдельных секторов продовольственного рынка города, в том числе со стороны московских товаропроизводителей. Многие оптовые плодоовощные предприятия находятся в тяжелом финансовом положении и имеют значительную просроченную задолженность перед федеральным и городским бюджетами. Собственная торговая деятельность оптовых предприятий носит ограниченный характер; ими утрачены, в частности, позиции в наиболее доходных секторах плодоовощного рынка. Износ основных производственных фондов на большинстве оптовых предприятий достигает 65-85%. Необходимы значительные инвестиции в их техническое перевооружение и обеспечение химической безопасности. Организационно-экономический механизм закупок продовольствия для городских нужд требует значительной корректировки. Необходимо повысить эффективность воздействия этих закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового продовольственного рынка, снизить нагрузки на городской бюджет по финансированию и кредитованию закупок для формирования и обслуживания городского продовольственного фонда. Недостаточно развита нормативно-правовая база оптовой торговли. Имеются проблемы в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе в части условий привлечения инвесторов-застройщиков на оптовые продовольственные рынки и управлении долями города в акционерных обществах на оптовых предприятиях. Особого внимания заслуживает процесс активного освоения рынка оптовых торговых услуг и складской инфраструктуры крупными иностранными торговыми сетями. При всей актуальности и сложности вышеуказанных проблем центральная проблема развития оптовой торговли, обусловливающая необходимость реформирования в короткие сроки системы товародвижения продовольствием, состоит в следующем. В своем нынешнем состоянии оптовое звено отстает от потребностей и запросов как розничной торговли, так и товаропроизводителей. И что самое главное, оно не подготовлено к тем значительным структурным изменениям, которые ожидаются в ближайшие годы на потребительском рынке Москвы и которые связаны с развитием розничных сетей и крупных торговых объектов: гипер- и супермаркетов, магазинов-складов типа "Кэш энд Керри", торговых комплексов и центров и т.д. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В Г.МОСКВЕ НА 2002 - 2004 ГГ (РЕДАКЦИЯ НА 02.09.2003)".