Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 09.02.1999)".
2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ Предлагаемая Концепция заключается в переориентации сложившейся системы здравоохранения на интенсивный путь развития на основе оценки территориальных приоритетов и уязвимых мест и создания новой организационной модели медицинской службы мегаполиса, ориентированной на гарантированное удовлетворение потребности населения в медико - санитарной помощи установленного качества и рациональное использование ресурсов отрасли. Цель Концепции - обеспечение всеобщей доступности медицинского обслуживания населения и действенного контроля за его качеством; повышение эффективности здравоохранения за счет целевых организационных преобразований медицинской сети, типизации лечебно - профилактических учреждений с учетом функционального предназначения и внедрения унифицированных медицинских технологий - дифференцированных стандартов объемов и качества лечебно - диагностического процесса. Осуществление Концепции направлено на выполнение статьи 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому гражданину бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказываемую за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений. Для достижения концептуальной цели необходимо сформулировать приоритетные направления развития здравоохранения, основанные на многофакторном анализе состояния здоровья населения, существующих форм организации медицинского обеспечения, реальной ситуации и современных требований к медицинскому обслуживанию. Приоритетные направления развития городского здравоохранения 2.1. Обеспечение действенности государственной политики в области здравоохранения Осуществление комплексных мер, направленных на сохранение и развитие государственной и муниципальной систем здравоохранения, поддержку развития частного здравоохранения и формирование рынка медицинских услуг. Сохранение общественного характера здравоохранения как источника бесплатной и доступной медицинской помощи для всех категорий населения. Недопущение формирования частной системы здравоохранения за счет и в ущерб государственной и муниципальной систем, обеспечение контроля за качеством любой медицинской деятельности на территории г. Москвы, осуществляемой государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, частнопрактикующими врачами. Реализация постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 292 "Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации в 1996 г. и задачах на 1997 г.", предусматривающая сдерживание роста расходов на медицинскую помощь и рациональное использование ресурсов здравоохранения, обеспечение финансовой дисциплины и правопорядка в экономике здравоохранения. Укрепление социальной базы здравоохранения: широкое привлечение общественности города, религиозных организаций и населения к проблемам охраны здоровья с целью пропаганды медико - профилактических знаний и здорового образа жизни. 2.2. Формирование городских медицинских приоритетов Оценка и анализ показателей состояния здоровья населения и их социальной значимости с определением важнейших направлений охраны здоровья москвичей на ближайший период и прогноза на перспективу. Использование программно - целевого метода планирования и создание целевых городских программ по отдельным приоритетным видам медицинской помощи с постановкой первоочередных задач с учетом реальных возможностей их решения, осуществлением текущего контроля за ходом выполнения запланированных мер. На современном этапе особую актуальность приобретает проблема действенной политики профилактики заболеваний и укрепления здоровья, которая может быть решена только при условии вложения определенных ресурсов, а также при координации действий медицинских и немедицинских секторов общества и различных групп населения. Для Москвы представляется актуальной разработка стратегического межведомственного плана, который будет служить документом политики профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения. Основой являются направления работы ВОЗ "Здоровье для всех к 2000 году" и документ "К здоровой России" (1994 г.). Успех профилактических мероприятий на различных уровнях (индивидуальном, групповом, региональном) в значительной степени зависит от медицинских работников первичного здравоохранения. А это, в свою очередь, ставит задачи и повышения уровня знаний медработников по профилактической работе, и их заинтересованность в ее осуществлении. 2.3. Совершенствование организации медицинской помощи 2.3.1. Разработка и поэтапное внедрение новой медико - экономической организационной модели здравоохранения г. Москвы Модель предусматривает построение разноуровневой общедоступной лечебно - диагностической и профилактической медицины. Осуществление комплекса мер по совершенствованию действующей организационной модели медицинской помощи в целях упорядочения сети ЛПУ по мощности, объемам и структуре и внедрения эффективных и экономически обоснованных вертикальных технологий организации и оказания всех видов медицинской помощи в соответствии с потребностью горожан. Изменение инфраструктуры медицинской помощи с переориентацией от преобладания дорогостоящей стационарной помощи к более экономичной и предпочтительной, в том числе и с точки зрения профилактического и превентивного обслуживания населения, амбулаторной медицинской помощи. Для удовлетворения потребностей населения в доступной и качественной медицинской помощи на уровне первого контакта врача и пациента планируется постепенное введение формы работы по типу "врач общей практики" или "семейный врач". В настоящее время особое внимание следует уделить сохранению и развитию участково - территориальной службы. Основная задача - оптимизация амбулаторной помощи за счет повышения ее доступности в территориальном и временном отношении как на уровне первичного медико - санитарного обслуживания, так и на уровне внебольничной квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также восстановление службы неотложной помощи. Предлагается развитие более дешевых, но не менее эффективных видов помощи, таких как полустационарная (стационары на дому, дневные стационары, стационары одного дня), развертывание сети коек сестринского ухода, хосписов и других медико - санитарных учреждений. С целью совершенствования больничной медицинской помощи предполагается интеграция специализированных центров, что позволит более рационально распределять материальные и кадровые ресурсы, достичь более высокой эффективности в лечебно - диагностическом процессе. Всесторонней разработке подлежит проблема дифференцированного стационарного обслуживания, включающая перепрофилирование больниц или отделений для кратко- или долговременного пребывания больных или различной степени интенсивности лечения (интенсивная терапия, долечивание, восстановительное лечение и т.п.). В целом городское здравоохранение нуждается в осуществлении комплексной работы по приведению нагрузки подведомственных учреждений в соответствие с потребностями населения, сокращении незагруженных стационарных отделений (при сохранении резерва коечного фонда на случай чрезвычайных ситуаций) и мощности амбулаторно - поликлинических учреждений, а также в расширении имеющихся и создании новых отделений реабилитации. Внедрение новой организационной модели городского здравоохранения потребует высокой организации структур управления и должно осуществляться поэтапно по мере готовности окружных и специализированных городских служб и проводиться одновременно с интенсивным функционированием сложившейся системы. Планируется дальнейшее развитие на мощностях Комитета здравоохранения производства (на основании имеющегося опыта) некоторых лекарственных препаратов и растворов. 2.3.2. Медицинское страхование и развитие негосударственных форм медицинского обеспечения населения Повышение эффективности городской системы обязательного медицинского страхования за счет пересмотра и уточнения реестров медицинских услуг, разработки стандартов медицинской помощи для различных уровней городской системы здравоохранения и тарифов на услуги. Усиление контроля за расходованием средств ОМС, поступающих в лечебно - профилактические учреждения и страховые медицинские организации, с целью повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Обеспечение защиты прав застрахованных на получение медицинской помощи адекватного объема и качества. Оценка возможностей МГФОМС на ближайшую и отдаленную перспективу обеспечивать финансирование мероприятий по профилактике и укреплению здоровья населения в рамках новой организационной структуры медицинской службы города. Уточнение сложившегося порядка взаиморасчетов между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения с учетом различий ЛПУ в лечебно - диагностических возможностях и интенсивности лечения. Содействие развитию негосударственных форм медицинского обеспечения москвичей: системы добровольного медицинского страхования и предпринимательских структур. Дальнейшее формирование сбалансированного и регулируемого рынка медицинских услуг. Сохранение в процессе реформирования городского здравоохранения преимуществ сложившейся национальной системы наряду с внедрением различных видов частного сектора и созданием механизмов управления конкуренцией на рынке медицинских услуг. Особое значение занимает проблема страхования лекарственного обеспечения, решение которой предполагает создание программы страхования для различных контингентов населения: 1. Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (обязательства государства в части охраны здоровья перед участниками и инвалидами Великой Отечественной войны; военнослужащими, вред здоровью которых был нанесен при выполнении специальных заданий правительства или служебных обязанностей; лицам, пострадавшим в результате аварий или ликвидации последствий аварий на атомных объектах; пострадавшим от необоснованных репрессий; инвалидам I группы; неработающим инвалидам II группы; инвалидам детства; другим категориям населения, нуждающимся в социальной защите, включая больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, затраты на лекарственную помощь которым не могут быть покрыты за счет личных средств). 2. Группу неработающего населения, получающего пенсию по возрасту или по другим основаниям, не дающим права на льготное лекарственное обеспечение. 3. Группу работающего населения: а) государственные служащие; б) работники муниципальных учреждений, предприятий, организаций; в) работники негосударственных организаций и предприятий. 4. Группу работающего населения, имеющего полис частного добровольного страхования лекарственного обеспечения. Страхование лекарственной помощи группе 1 обеспечивается в настоящее время страховыми платежами из средств городского бюджета на компенсацию затрат аптечных предприятий на отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам, выписанным больным, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение. Страхование лекарственной помощи группе 2 может быть частично обеспечено из средств городского бюджета и частично за счет собственных средств граждан. Источником средств могут являться финансовые ресурсы, сэкономленные вследствие реализации городского заказа на лекарственные средства, отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам, или иные источники. Страхование лекарственной помощи группе 3 должно быть частично обеспечено за счет средств работодателя в размере до 1% фонда оплаты труда и частично за счет собственных средств граждан. Страхование лекарственной помощи группе 4 должно быть полностью обеспечено за счет собственных средств граждан. 2.4. Совершенствование системы управления Система управления, сочетающая централизованные и децентрализованные уровни с четким закреплением сфер компетенции и ответственности, предусматривает обеспечение Комитетом здравоохранения действенности государственной политики в области охраны здоровья населения и контроля за деятельностью медицинских учреждений, в частности, касающейся выполнения медико - санитарных стандартов. Полноценное управление отраслью предполагает возможность оперативного получения достоверных сведений по основным направлениям деятельности лечебно - профилактических учреждений и по показателям здоровья населения, т.е. актуальным является обеспечение единого информационного пространства городского здравоохранения. Управление качеством может быть эффективным только при наличии дифференцированной системы критериев качества организации и оказания медицинской помощи для всех типов медицинских учреждений, а также при наличии квалифицированной медицинской экспертизы качества. Абсолютно необходимо создание правового механизма, позволяющего контролировать медицинскую деятельность коммерческих медицинских структур и частнопрактикующих врачей, оказывающих медицинские услуги населению города. Необходимость создания гибкой современной модели взаимодействия городских органов управления здравоохранением с медицинскими учреждениями федерального и ведомственного подчинения, которые должны нести ответственность за оказание медицинской помощи москвичам и представлять отчетность по установленным формам. Целесообразно рассмотрение вопроса о передаче ряда медицинских учреждений федерального подчинения в ведомство Комитета здравоохранения г. Москвы. 2.5. Совершенствование экономики и системы финансирования Создание единой системы экономики городского здравоохранения, предусматривающей строжайший контроль за всеми поступающими финансовыми средствами и их расходованием, что может быть достигнуто только при взаимодействии городского органа управления, окружных управлений, ФОМС и страховых организаций. Определение условий использования средств бюджета и внебюджетных средств, включая средства обязательного и добровольного страхования, и порядка осуществления контроля. В условиях дефицита бюджетных средств особого внимания требуют меры, направленные на наращивание финансового потенциала отрасли, в том числе путем введения режима экономии средств, их дифференцированного распределения, установления государственного регулирования системы цен (тарифов) на медицинскую и лекарственную помощь. Осуществление Комитетом здравоохранения совместно с Комитетом фармации и МГФОМС мер по упорядочению в городе лекарственного обеспечения с учетом необходимости централизованного медикаментозного обеспечения видов медицинской помощи, включенных в городские медицинские приоритеты (городские целевые программы), финансируемые городским бюджетом. Подготовка предложений по решению серьезной для Москвы проблемы неурегулированности финансовых взаиморасчетов за лечение москвичей в федеральных и ведомственных лечебных учреждениях, поскольку в настоящее время Федеральный ФОМС, получая почти 6% страховых взносов на ОМС от предприятий, не финансирует федеральные ЛПУ по городской программе ОМС. Не уточнен и механизм взаиморасчетов территориальных фондов ОМС с городским здравоохранением, при этом в медицинских учреждениях Москвы ежегодно находятся на лечении около 95 тысяч больных из различных регионов РФ. При разработке новой организационной модели городского здравоохранения для каждого типа учреждений различного уровня планируется проведение дифференциации по объемам и структуре медицинских услуг определенного качества и создание нормативов штатного, материально - технического и финансового обеспечения (дифференцированные медико - экономические стандарты) с исключением дублирования манипуляций на различных уровнях медицинской службы. Иными словами, планируется создание унифицированных технологий организации и оказания медико - санитарной помощи для всех контингентов жителей города. 2.6. Совершенствование кадровой и инновационной политики Изменения кадровой политики, учитывающие реформирование городского здравоохранения, включают планирование и прогнозирование потребности городского здравоохранения в профильных кадрах, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики и медицинская сестра с высшим образованием. Повышение кадровой обеспеченности медицинских учреждений планируется осуществить путем модернизации контрактных отношений между работниками и работодателями при целевой подготовке специалистов (городская интернатура и городская клиническая ординатура); перераспределения кадров в отрасли за счет ликвидации дублирования и необоснованного объема медицинских услуг на этапах оказания медицинской помощи; внедрения кадросберегающих медицинских технологий; повышения правовых и социально - экономических гарантий для медицинских работников. Представляется актуальной подготовка пакета законодательных инициатив, регулирующих отношения между государственными вузами и государственным здравоохранением в области целевой подготовки кадров, с тем чтобы на государственные средства не обучались "лавочники". Необходимо пересмотреть систему подготовки врачебных кадров для I уровня системы здравоохранения, что в условиях отсутствия государственного распределения выпускников представляется чрезвычайно сложным. Единственным реальным вариантом решения данной проблемы представляется создание в одном из медицинских вузов специального лечебного факультета, финансируемого из бюджета городского здравоохранения и комплектуемого исключительно по заявкам руководителей городских лечебно - профилактических учреждений, с обучением на контрактной основе. Основным требованием контракта должна явиться отработка выпускниками определенного времени в учреждениях амбулаторно - поликлинической сети города. Регулируемый набор и выпуск студентов указанного факультета позволит укомплектовать учреждения первичного звена здравоохранения в соответствии с потребностью. Юридической основой деятельности факультета должен стать утвержденный Мэром Москвы Устав. Для работающего контингента медицинского персонала стимулом закрепления его на рабочих местах может служить издание закона г. Москвы "О социальных гарантиях для медицинского персонала г. Москвы". Крайне важным является осуществление аттестации и сертификации медицинского персонала по категориям с дифференцированной оплатой труда, что требует активизации работ по созданию сертификационных стандартов. Целесообразно переориентировать учебные программы на приобретение знаний по вопросам, отражающим непосредственную производственную деятельность обучающихся. Перспективны формы обучения без отрыва от основной работы. Необходимо расширение перманентной системы последипломного образования. 2.7. Развитие медицинской науки Приоритет научной деятельности медицинских учреждений Москвы - научная поддержка городского здравоохранения на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, управления, диагностики, профилактики и лечения, способствующих повышению качества медицинской помощи населению. Проведение приоритетных для города научных исследований в соответствии с целевой программой Комитета здравоохранения "Научное обеспечение медицинской помощи" признано эффективным, поскольку позволяет сосредоточить усилия на первоочередных задачах и прогнозировать позитивные сдвиги от внедрения уже на этапе планирования. Формирование научной программы на современном этапе будет ориентировано на исследования, учитывающие региональные особенности здоровья населения и городские медицинские приоритеты, представленные целевыми программами по видам медицинской помощи. При этом дальнейшее развитие получит многофакторная экспертиза заявок на НИР и конкурсно - договорная система рассмотрения и отбора представляемых научно - технических проектов государственным заказчиком - Комитетом здравоохранения. Крайне важным представляется проведение НИР по разработке унифицированных организационно - лечебно - диагностических технологий, учитывающих создаваемую в городе многоуровневую систему медицинской помощи и приоритетность профилактики заболеваний. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998-1999 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 09.02.1999)".