Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2004- 2006 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 15.02.2005)".
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В современных социально-экономических условиях реорганизация производственных территорий в значимых для города масштабах осуществляется с 1993 года, в первую очередь в Центральном административном округе города Москвы, где только за период 1999-2003 гг. освобождено свыше 200 га. В последние годы в этот процесс на разных его стадиях - от обследования и предварительных градостроительных проработок до реализации инвестиционных проектов вовлечены сотни предприятий, тысячи гектаров производственных территорий. Так в 2003 г. обследование производственных территорий осуществлялось на площади более 1200 га (без учета отдельно стоящих объектов). Масштабы реорганизации производственных территорий и влияние этого процесса на развитие города таковы, что в Генеральном плане развития города Москвы на период до 2020 года реорганизация определена одним из основных направлений развития планировочной и архитектурно-пространственной структуры города (остальные направления - сохранение и развитие исторического центра, сохранение и развитие территорий природного комплекса, развитие территорий системы общегородских центров, реконструкция и развитие жилых территорий). Выполнение городских строительных программ, предусмотренных Генеральным планом и разработанными впоследствии градостроительными планами развития территорий административных округов, показало, что реорганизация производственных территорий, являясь одним из направлений градостроительного развития города, все больше приобретает значение как условие реализации остальных перечисленных выше направлений градостроительного развития города Москвы. С одной стороны, это обусловлено тем, что Генеральным планом предусмотрена взаимная увязка основных направлений градостроительного развития между собой при реализации любой градостроительной программы. С другой стороны, повышение значимости реорганизации производственных территорий для реализации Генерального плана в целом - следствие отсутствия внутригородских резервов в объемах, достаточных для выполнения городских строительных программ. Одна из основных особенностей реорганизации производственных территорий в современных условиях заключается в том, что подавляющее большинство промышленных предприятий из-за резкого изменения социально-экономических условий, произошедшего в последние двадцать лет, были подвержены воздействию негативных факторов, таких как потеря рынков сбыта продукции, рост себестоимости продукции, текучесть кадров и многих других. Около 24% предприятий в городе Москве убыточны, средний износ основных фондов составляет более 47%. Руководством многих предприятий профиль основной деятельности был изменен, а перспективы развития, в том числе устойчиво работающих производств, не связываются с сохранением на территории города Москвы и особенно в его центральной части. Значительное число предприятий в этих условиях самореформировалось. В городе улучшилась экологическая ситуация, снизился риск техногенных катастроф, сократилось количество ветхих и аварийных промышленных зданий и сооружений. Освобождены площадки для строительства жилья, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, развития природного комплекса. Вместе с тем неустойчивое, во многих случаях кризисное состояние предприятий, в том числе играющих важную для города социально-экономическую роль, в последние годы осложнилось деятельностью организаций, специализирующихся на установлении контроля над предприятием путем скупки ценных бумаг в целях прекращения производства. Это привело к нанесению значительного социального и экономического ущерба вследствие потери рабочих мест, сокращения налоговых поступлений, разрушения внутриотраслевых и межотраслевых хозяйственных связей. Негативные тенденции ликвидации действующих производств были приостановлены путем совершенствования процедур контроля за изменением целевого использования земельных участков производственных территорий города Москвы, сохранением и развитием промышленного потенциала при разработке градостроительной документации, выдачей разрешений на строительство на производственных территориях, которое предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 29.07.2003 N 599-ПП "О мерах по сохранению промышленного потенциала города Москвы". Однако возможности нормативного правового регулирования этого процесса значительно ограничены существующим законодательством и высокой рентабельностью строительных проектов в городе Москве. Проведенные в 2003 году обследования более чем 500 организаций показали, что не менее 50% предприятий, в том числе устойчиво работающих, готовы к самореформированию и перебазированию. При этом перебазирование рассматривается как возможность модернизации производства либо изменения направления деятельности на новом месте, а намерение самореформироваться - это намерение использовать инвестиционный потенциал занимаемых земельных участков как территориального резерва города для реализации этих задач. Перебазирование предприятий сопряжено с новым строительством производственных помещений, установкой нового, технически более совершенного оборудования, что позволит снизить износ промышленно-производственных фондов и привлечь инвестиции в промышленность за счет всех источников финансирования ориентировочно более 14 млрд. рублей. Реорганизация убыточных предприятий и создание промтерриторий нового типа обеспечит рост налоговых поступлений и сохранение рабочих мест, в том числе за счет размещения административных служб предприятий в части объектов коммерческого строительства, передаваемых предприятию в счет компенсации затрат на перебазирование. В настоящее время управление реорганизацией производственных территорий осуществляется Правительством города Москвы методами, которые могут быть объединены в следующие группы: - организационные - работа Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий, окружных рабочих групп Городской комиссии (окружной Комиссии для Центрального административного округа города Москвы); - планирование реорганизации производственных территорий, которое в свою очередь подразделяется на: градостроительное - разработка и актуализация Генерального плана, градостроительных планов развития территорий административных округов, проектов планировки; экономическое - разработка и утверждение структуры городской программы ежегодного строительства жилья в г. Москве (в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.04.2003 N 230-ПП); отраслевое - разработка и утверждение программ развития по отдельным отраслям; - совершенствование нормативно-правовой базы реорганизации производственных территорий - разработка и утверждение распорядительных документов Правительства Москвы и законов города Москвы. К настоящему времени утверждено более 100 таких документов; - реализация целевых программ Правительства Москвы: Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг. (постановление Правительства Москвы от 29.07.2003 N 607-ПП), Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 гг. (постановление Правительства Москвы от 01.07.2003 N 510-ПП), Целевой среднесрочной экологической программы города Москвы на 2003-2005 годы (постановление Правительства Москвы от 25.02.2003 N 102-ПП), Городской программы "Химическая безопасность Москвы на 2002-2004 годы" (постановление Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП), Городской целевой программы развития производственной базы ОАО "Тушинский машиностроительный завод" на период 2004-2006 гг. (постановление Правительства Москвы от 30.09.2003 N 817-ПП). Таким образом, мероприятия по реорганизации производственных территорий предусматривают формирование нового промышленного облика столицы Российской Федерации на основе организации зон промышленного развития и деловой активности, "Пром Сити Москва", технопарков и иных промышленных зон нового типа, реализацию строительных и иных целевых и инвестиционных программ Правительства Москвы, что требует создания комплексной системы управления процессом реорганизации производственных территорий города Москвы. Эти цели могут быть достигнуты при реализации Целевой программы реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг., разработка которой осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.12.2002 N 1065-ПП "О первоочередных мероприятиях по совершенствованию механизма реорганизации производственных территорий г. Москвы". |
Фрагмент документа "О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2004- 2006 ГГ. (РЕДАКЦИЯ НА 15.02.2005)".