ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РФ 11 ноября 1997 г. N НФ/4853 (Д) В связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в соответствии с правом давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, предоставленным Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), ГАК России дает разъяснения по применению ст. 18 Закона в порядке оказания методической помощи. 1. О порядке применения п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретает основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта - юридического лица, то такая сделка подпадает под действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона (при условии соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона). Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретает основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, то такая сделка не подпадает под действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона. Пример: 3 физических лица (каждое в отдельности) приобрели у одного хозяйственного общества основные производственные средства, составляющие более 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов этого общества. Данные сделки подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона. Далее, физическое лицо - индивидуальный предприниматель приобретает у указанных физических лиц основные производственные средства хозяйственного общества. Данные сделки не подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона. 2. Сделка приобретения акций Согласно ст. 4 Закона под приобретением акций понимается получение возможности осуществления прав голоса, воплощенных в этих акциях. Согласно ст. 29 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" приобретатель получает такую возможность только после: а) внесения приходной записи по счету депо приобретателя - в случае учета прав на ценные бумаги у депозитария; б) внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя - в случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя. Поэтому при установлении нарушения ст. 18 Закона требуется наличие факта заключения договора купли-продажи, залога, доверительного управления и др. в совокупности с осуществлением операции по внесению в реестр акционеров. 3. Механизм согласования с антимонопольными органами нескольких сделок приобретения акций одного хозяйственного общества Согласно п. 3.1.1 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции..." предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в п. 1 (абзац 2) ст. 18 Закона, требуется при каждом приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если приобретатель (лицо, группа лиц) получит в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении право распоряжаться более чем 20% акций (долей) с правом голоса указанного хозяйственного общества. Вместе с тем приобретатель может запросить согласие антимонопольного органа на любой пакет акций. Лицо, получившее разрешение антимонопольных органов на приобретение пакета акций какого-либо хозяйственного общества, не обязано приобретать указанные акции в полном объеме, а может приобрести указанные акции поэтапно. При этом согласования каждой сделки с антимонопольными органами не требуется до тех пор, пока не будет сформирован пакет акций, указанный в разрешении антимонопольных органов. 4. О применении п. 5 ст. 18 Закона При избрании физического лица Генеральным директором - единоличным исполнительным органом акционерного общества предварительное согласие антимонопольных органов не требуется. Вместе с тем согласно п. 5 ст. 18 Закона физическое лицо, участвующее в советах директоров, исполнительных органах двух и более хозяйствующих субъектов, при наличии условий, установленных п. 5 ст. 18 Закона, должно направить в антимонопольные органы соответствующее уведомление. 5. Соотношение ходатайств по п. 1 ст. 17 Закона и п. 1 ст. 18 Закона При осуществлении реорганизации в виде присоединения одной коммерческой организации к другой коммерческой организации ходатайство в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона подается коммерческой организацией, к которой присоединяются, т.е. организацией, к которой в порядке правопреемства переходят активы, имущество, акции, права присоединяемой организации. В случаях, когда в результате присоединения коммерческой организации к другой коммерческой организации к последней также переходят права на акции (доли), превышающие 20% акций с правом голоса в уставном капитале какой-либо организации, имевшиеся у присоединяемой организации, лицо, получающее указанные акции (доли), обязано обратиться в антимонопольные органы с ходатайством в соответствии с требованиями п. 1 ст. 18 Закона. 6. Действия антимонопольного органа при неуплате заявителем платы за рассмотрение ходатайства Антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства о совершении сделок и действий, предусмотренных п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 Закона, только по основаниям, содержащимся в п. 3 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона. В случае, если заявитель не оплатил рассмотрение ходатайства в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 N 1284, антимонопольный орган должен обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании платы за рассмотрение ходатайства. 7. Подпадает ли под действие ст. 18 Закона ситуация, когда акционер получает более 20% голосующих акций в результате уменьшения уставного капитала общества, и какова в таком случае позиция антимонопольных органов? Указанная ситуация подпадает под действие ст. 18 Закона. Однако в данном случае Комитет полагает, что акционер, получивший более 20% голосующих акций хозяйственного общества в результате уменьшения уставного капитала этого общества, должен только уведомить антимонопольный орган о приобретенных акциях, а антимонопольный орган должен рассмотреть указанную сделку с позиций п. 4 ст. 18 Закона. 8. О приобретении государственными органами субъектов Российской Федерации акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ Государственные органы субъекта Российской Федерации не вправе самостоятельно выступать стороной в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, поскольку такие сделки порождают участие в названных обществах, что прямо запрещено в п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательными актами (Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления"). Государственные органы субъекта Российской Федерации вправе выступать от имени соответствующего субъекта Российской Федерации в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ. При этом необходимо иметь в виду, что возможность осуществления такого приобретения должна быть закреплена в соответствующих актах (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). Приобретение от имени субъекта Российской Федерации акций (долей) хозяйственного общества должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа при условии соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона. 9. Общие требования к заключениям на ходатайства по ст. 18 Закона Заключение должно содержать: - наименование документа - Заключение, - юридические адреса приобретателя и хозяйственного общества, акции (доли), имущество, права в отношении которого приобретаются, - размер пакета акций (долей), приобретаемого в результате рассматриваемой сделки, и совокупный размер пакета акций (долей), т.е. суммированный с уже имеющимся у приобретателя, - решение по ходатайству в соответствии с п. 8.1.2 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона, утвержденного Приказом ГКАП России от 13.11.1995 N 145. Н.Е.ФОНАРЕВА 11 ноября 1997 г. N НФ/4853 |