Без названия. Письмо. Государственный антимонопольный комитет РФ. 11.11.97 НФ/4853


                                ПИСЬМО

              ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          11 ноября 1997 г.
                              N НФ/4853

                                 (Д)


     В  связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в соответствии
с  правом  давать  разъяснения по вопросам применения антимонопольного
законодательства,  предоставленным  Законом  РСФСР  "О  конкуренции  и
ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (далее
-  Закон),  ГАК  России дает разъяснения по применению ст. 18 Закона в
порядке оказания методической помощи.
     1. О порядке применения п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона
     Если  хозяйствующий  субъект  -  юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель  приобретает  основные  производственные  средства или
нематериальные  активы  другого хозяйствующего субъекта - юридического
лица,  то  такая  сделка  подпадает под действие п. 1 (абзац 4) ст. 18
Закона (при условии соблюдения требований п. 2 ст. 18 Закона).
     Если  хозяйствующий  субъект  -  юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель  приобретает  основные  производственные  средства или
нематериальные    активы    другого    хозяйствующего    субъекта    -
индивидуального  предпринимателя,  то  такая  сделка  не подпадает под
действие п. 1 (абзац 4) ст. 18 Закона.
     Пример:  3  физических  лица  (каждое  в отдельности) приобрели у
одного  хозяйственного  общества  основные  производственные средства,
составляющие    более    10%    от   балансовой   стоимости   основных
производственных  средств  и  нематериальных  активов  этого общества.
Данные сделки подпадают под действие п. 1 ст. 18 Закона.
     Далее,   физическое   лицо   -   индивидуальный   предприниматель
приобретает  у  указанных  физических  лиц  основные  производственные
средства  хозяйственного  общества.  Данные  сделки  не  подпадают под
действие п. 1 ст. 18 Закона.
     2. Сделка приобретения акций
     Согласно   ст.   4  Закона  под  приобретением  акций  понимается
получение  возможности  осуществления  прав голоса, воплощенных в этих
акциях.  Согласно  ст.  29  Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
приобретатель получает такую возможность только после:
     а)  внесения  приходной  записи  по  счету депо приобретателя - в
случае учета прав на ценные бумаги у депозитария;
     б)  внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя - в
случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя.
     Поэтому  при  установлении  нарушения  ст.  18  Закона  требуется
наличие    факта    заключения    договора    купли-продажи,   залога,
доверительного  управления  и  др.  в  совокупности  с  осуществлением
операции по внесению в реестр акционеров.
     3.  Механизм  согласования с антимонопольными органами нескольких
сделок приобретения акций одного хозяйственного общества
     Согласно    п.    3.1.1   Положения   о   порядке   представления
антимонопольным  органам  ходатайств  и  уведомлений  в соответствии с
требованиями   статей   17   и  18  Закона  РСФСР  "О  конкуренции..."
предварительное  согласие  на  осуществление  сделок, указанных в п. 1
(абзац  2)  ст.  18  Закона,  требуется  при каждом приобретении акций
(долей)  с  правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества,
если  приобретатель  (лицо,  группа  лиц) получит в совокупности с уже
имеющимися  в его распоряжении право распоряжаться более чем 20% акций
(долей) с правом голоса указанного хозяйственного общества.
     Вместе    с    тем   приобретатель   может   запросить   согласие
антимонопольного   органа  на  любой  пакет  акций.  Лицо,  получившее
разрешение   антимонопольных  органов  на  приобретение  пакета  акций
какого-либо  хозяйственного общества, не обязано приобретать указанные
акции  в  полном  объеме, а может приобрести указанные акции поэтапно.
При  этом  согласования  каждой  сделки с антимонопольными органами не
требуется до тех пор, пока не будет сформирован пакет акций, указанный
в разрешении антимонопольных органов.
     4. О применении п. 5 ст. 18 Закона
     При   избрании   физического   лица   Генеральным   директором  -
единоличным     исполнительным     органом    акционерного    общества
предварительное согласие антимонопольных органов не требуется.
     Вместе  с  тем  согласно  п.  5  ст.  18  Закона физическое лицо,
участвующее  в советах директоров, исполнительных органах двух и более
хозяйствующих  субъектов,  при наличии условий, установленных п. 5 ст.
18  Закона,  должно направить в антимонопольные органы соответствующее
уведомление.
     5.  Соотношение  ходатайств  по  п. 1 ст. 17 Закона и п. 1 ст. 18
Закона
     При   осуществлении  реорганизации  в  виде  присоединения  одной
коммерческой организации к другой коммерческой организации ходатайство
в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона подается коммерческой
организацией, к которой присоединяются, т.е. организацией, к которой в
порядке  правопреемства  переходят  активы,  имущество,  акции,  права
присоединяемой организации.
     В   случаях,   когда   в  результате  присоединения  коммерческой
организации  к  другой  коммерческой  организации  к  последней  также
переходят права на акции (доли), превышающие 20% акций с правом голоса
в уставном капитале какой-либо организации, имевшиеся у присоединяемой
организации,   лицо,   получающее   указанные  акции  (доли),  обязано
обратиться  в  антимонопольные  органы с ходатайством в соответствии с
требованиями п. 1 ст. 18 Закона.
     6. Действия антимонопольного органа при неуплате заявителем платы
за рассмотрение ходатайства
     Антимонопольный    орган   вправе   отказать   в   удовлетворении
ходатайства  о  совершении сделок и действий, предусмотренных п. 1 ст.
17 и п. 1 ст. 18 Закона, только по основаниям, содержащимся в п. 3 ст.
17 и п. 4 ст. 18 Закона.
     В  случае,  если  заявитель не оплатил рассмотрение ходатайства в
соответствии  с  порядком,  установленным Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  26.12.1995  N  1284,  антимонопольный орган
должен  обратиться  в  арбитражный  суд  с  иском о взыскании платы за
рассмотрение ходатайства.
     7.  Подпадает  ли  под  действие  ст.  18  Закона ситуация, когда
акционер  получает  более 20% голосующих акций в результате уменьшения
уставного   капитала   общества,  и  какова  в  таком  случае  позиция
антимонопольных органов?
     Указанная ситуация подпадает под действие ст. 18 Закона.
     Однако в данном случае Комитет полагает, что акционер, получивший
более  20%  голосующих  акций  хозяйственного  общества  в  результате
уменьшения  уставного капитала этого общества, должен только уведомить
антимонопольный  орган о приобретенных акциях, а антимонопольный орган
должен рассмотреть указанную сделку с позиций п. 4 ст. 18 Закона.
     8.  О приобретении государственными органами субъектов Российской
Федерации акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ
     Государственные  органы  субъекта  Российской Федерации не вправе
самостоятельно выступать стороной в сделках, связанных с приобретением
акций  (долей)  в  уставном  капитале хозяйственных обществ, поскольку
такие  сделки  порождают  участие  в  названных  обществах,  что прямо
запрещено  в  п.  4  ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исключение  составляют случаи, предусмотренные законодательными актами
(Закон   РСФСР   "О   приватизации   государственных  и  муниципальных
предприятий  в  Российской  Федерации"  и  Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления").
     Государственные   органы  субъекта  Российской  Федерации  вправе
выступать  от  имени  соответствующего субъекта Российской Федерации в
сделках,  связанных  с приобретением акций (долей) в уставном капитале
хозяйственных   обществ.   При  этом  необходимо  иметь  в  виду,  что
возможность осуществления такого приобретения должна быть закреплена в
соответствующих  актах  (п.  1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской
Федерации).
     Приобретение от имени субъекта Российской Федерации акций (долей)
хозяйственного   общества  должно  осуществляться  с  предварительного
согласия  антимонопольного органа при условии соблюдения требований п.
2 ст. 18 Закона.
     9. Общие требования к заключениям на ходатайства по ст. 18 Закона
     Заключение должно содержать:
     - наименование документа - Заключение,
     - юридические  адреса  приобретателя  и  хозяйственного общества,
акции (доли), имущество, права в отношении которого приобретаются,
     - размер   пакета  акций  (долей),  приобретаемого  в  результате
рассматриваемой сделки, и совокупный размер пакета акций (долей), т.е.
суммированный с уже имеющимся у приобретателя,
     - решение  по  ходатайству  в соответствии с п. 8.1.2 Положения о
порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений
в  соответствии  с  требованиями  статей 17 и 18 Закона, утвержденного
Приказом ГКАП России от 13.11.1995 N 145.

                                                          Н.Е.ФОНАРЕВА
11 ноября 1997 г.
N НФ/4853