О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 31.03.2005). Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 20.08.04 113-ФЗ

Оглавление


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

              О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
               ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 31.03.2005)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31 МАРТА
2005 Г.  N 26-ФЗ -  СОБРАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,
2005, N 14, СТ. 1211)

     Принят Государственной Думой       31 июля 2004 года
     Одобрен Советом Федерации          8 августа 2004 года

      Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных
                             заседателей

     Рассмотрение  уголовных  дел  с  участием  присяжных  заседателей
федеральных  судов  общей  юрисдикции  (далее  - присяжные заседатели)
проводится  в  Верховном  Суде  Российской  Федерации, верховных судах
республик,   краевых,  областных  судах,  судах  городов  федерального
значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских)
военных судах (далее - суды).

           Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в
            осуществлении правосудия в качестве присяжных
                             заседателей

     1.  Граждане  Российской Федерации (далее - граждане) имеют право
участвовать   в   осуществлении   правосудия   в   качестве  присяжных
заседателей  при  рассмотрении  судами  первой  инстанции подсудных им
уголовных  дел  с  участием присяжных заседателей. Ограничение данного
права устанавливается только федеральным законом.
     2.  Участие  в  осуществлении  правосудия  в  качестве  присяжных
заседателей  граждан,  включенных  в  списки  кандидатов  в  присяжные
заседатели, является их гражданским долгом.

     Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

     1.  Присяжными  заседателями  могут  быть  граждане, включенные в
списки  кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном
Уголовно-процессуальным   кодексом   Российской  Федерации  порядке  к
участию в рассмотрении судом уголовного дела.
     2.  Присяжными  заседателями и кандидатами в присяжные заседатели
не могут быть лица:
     1)  не  достигшие  к  моменту  составления  списков  кандидатов в
присяжные заседатели возраста 25 лет;
     2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
     3)  признанные  судом  недееспособными  или  ограниченные судом в
дееспособности;
     4)  состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом
диспансере   в   связи   с   лечением   от   алкоголизма,  наркомании,
токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
     3.  К  участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в
порядке,  установленном  Уголовно-процессуальным  кодексом  Российской
Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
     1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
     2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
     3)  имеющие физические или психические недостатки, препятствующие
полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

       Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные
                              заседатели

     1.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской  Федерации  каждые  четыре года составляет общий и запасной
списки  кандидатов  в  присяжные заседатели, включая в них необходимое
для  работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих
на территории субъекта Российской Федерации.
     2.  Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов
в  присяжные  заседатели  субъекта  Российской  Федерации  от  каждого
муниципального    образования,    должно    примерно   соответствовать
соотношению  числа  постоянно  проживающих в муниципальном образовании
граждан  с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской
Федерации.
     3.   Число   граждан,  подлежащих  включению  в  запасной  список
кандидатов  в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным
органом   государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации  и
составляет  не  более  одной  четвертой  числа  кандидатов в присяжные
заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные
заседатели.
     4.  Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для
окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации по
территориальному  признаку  на  основании  представления  председателя
соответствующего   окружного  (флотского)  военного  суда  в  порядке,
установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

       Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов
                        в присяжные заседатели

     1.  Председатель  суда  не позднее чем за три месяца до истечения
срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в
общий  и  запасной  списки  кандидатов  в присяжные заседатели, вносит
руководителю  высшего  исполнительного  органа  государственной власти
соответствующего   субъекта   Российской   Федерации  представление  о
необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.
     2.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской   Федерации   в   соответствии   со  статьей  4  настоящего
Федерального  закона устанавливает порядок и сроки составления списков
кандидатов       в      присяжные      заседатели      и      сообщает
исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число
граждан,  которое  необходимо включить в списки кандидатов в присяжные
заседатели   от   соответствующих   муниципальных   образований.   При
составлении  списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных
граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.
     3.   Списки   кандидатов   в  присяжные  заседатели  составляются
исполнительно-распорядительными   органами  муниципальных  образований
отдельно  по  каждому  муниципальному  образованию субъекта Российской
Федерации  на  основе  персональных  данных об избирателях, входящих в
информационные   ресурсы  Государственной  автоматизированной  системы
Российской  Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного
числа  граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица,
которые  не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью
2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
     4.  О  составлении  списков  кандидатов  в  присяжные  заседатели
исполнительно-распорядительный    орган   муниципального   образования
извещает   граждан,   проживающих   на   территории   соответствующего
муниципального  образования,  а также уведомляет граждан, включенных в
списки  кандидатов  в  присяжные  заседатели,  и в течение двух недель
предоставляет  им  возможность  ознакомиться  с  указанными списками и
рассматривает  поступающие  от  них письменные заявления об исключении
граждан  из  списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в
них  неточных  сведений  о  кандидатах  в присяжные заседатели (в ред.
Федерального   закона   от  31  марта  2005  г.  N  26-ФЗ  -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2005, N 14, ст. 1211).
     5.   Уточненные   списки   кандидатов   в  присяжные  заседатели,
подписанные    главами   муниципальных   образований   (если   уставом
муниципального  образования такая должность не предусмотрена, - лицом,
уполномоченным     на    то    представительным    органом    местного
самоуправления),   представляются   в   высший   исполнительный  орган
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     6.  Высший  исполнительный  орган государственной власти субъекта
Российской      Федерации      на     основании     поступивших     от
исполнительно-распорядительных   органов   муниципальных   образований
списков  кандидатов  в  присяжные  заседатели  составляет общий список
кандидатов  в  присяжные  заседатели  субъекта  Российской  Федерации,
который  подписывается  руководителем  высшего  исполнительного органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации и скрепляется
печатью.
     7.   Одновременно  с  составлением  общего  списка  кандидатов  в
присяжные   заседатели  высший  исполнительный  орган  государственной
власти   субъекта  Российской  Федерации  составляет  запасной  список
кандидатов  в присяжные заседатели. В него включаются только граждане,
постоянно   проживающие  в  населенном  пункте  по  месту  постоянного
нахождения соответствующего суда.
     8.    Запасной   список   кандидатов   в   присяжные   заседатели
подписывается    руководителем    высшего    исполнительного    органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации и скрепляется
печатью.
     9.  Общий  и  запасной  списки  кандидатов в присяжные заседатели
публикуются   в   средствах   массовой   информации   соответствующего
муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества
кандидатов в присяжные заседатели.
     10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации с письменными
заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные
заседатели,  об  исключении  их  из  указанных списков или исправлении
неточных  сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в
этих списках.
     11.  Высший  исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской  Федерации  в  пятидневный  срок  рассматривает поступившие
письменные   заявления   и   принимает  решения,  которые  могут  быть
обжалованы  в  суд в порядке, установленном гражданским процессуальным
законодательством.
     12.  Изменения  и дополнения, внесенные в общий и запасной списки
кандидатов  в  присяжные  заседатели, публикуются в средствах массовой
информации соответствующего муниципального образования.
     13.     Исполнительно-распорядительный    орган    муниципального
образования  и  высший  исполнительный  орган  государственной  власти
субъекта  Российской  Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие
сроки   по   представлению   председателя   суда)   проверять   и  при
необходимости  изменять  и  дополнять  в  соответствии  с  положениями
настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из
них  граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая
в них тех, кто был отобран дополнительно.
     14.           Финансовое          обеспечение          переданных
исполнительно-распорядительным   органам   муниципальных   образований
государственных   полномочий   по  составлению  списков  кандидатов  в
присяжные  заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в
порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

        Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей
             организаций по представлению информации для
              составления списков кандидатов в присяжные
                              заседатели

     1.  Должностные  лица и руководители организаций независимо от их
организационно-правовой       формы       обязаны      по      запросу
исполнительно-распорядительного  органа  муниципального  образования и
высшего   исполнительного   органа   государственной  власти  субъекта
Российской   Федерации   представить   информацию,   необходимую   для
составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
     2.  За  непредставление  информации,  необходимой для составления
списков  кандидатов  в  присяжные заседатели, а также за представление
заведомо  неверной  информации  лица,  указанные  в  части 1 настоящей
статьи,   несут  ответственность,  установленную  Кодексом  Российской
Федерации об административных правонарушениях.

          Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного
              списков кандидатов в присяжные заседатели

     Граждане,  включенные  в  общий  или запасной список кандидатов в
присяжные   заседатели,   исключаются   из  указанных  списков  высшим
исполнительным  органом  государственной  власти  субъекта  Российской
Федерации в случаях:
     1)   выявления  обстоятельств,  указанных  в  части  2  статьи  3
настоящего Федерального закона;
     2)   подачи   гражданином   письменного   заявления   о   наличии
обстоятельств,  препятствующих  исполнению  им обязанностей присяжного
заседателя, если он является:
     а)    лицом,    не   владеющим   языком,   на   котором   ведется
судопроизводство;
     б)   лицом,   не   способным   исполнять  обязанности  присяжного
заседателя   по   состоянию   здоровья,  подтвержденному  медицинскими
документами;
     в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
     г)  лицом,  замещающим  государственные  должности  или  выборные
должности в органах местного самоуправления;
     д) военнослужащим;
     е)  судьей,  прокурором,  следователем,  дознавателем, адвокатом,
нотариусом   или   имеющим   специальное  звание  сотрудником  органов
внутренних  дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов,
органов  и  учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом,
осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального
разрешения (лицензии);
     ж) священнослужителем.

            Статья 8. Направление в суд общего и запасного
              списков кандидатов в присяжные заседатели

     1.  Составленные  высшим  исполнительным  органом государственной
власти   субъекта   Российской   Федерации  общий  и  запасной  списки
кандидатов  в  присяжные заседатели направляются в соответствующий суд
не  позднее  чем  за  месяц до истечения срока полномочий кандидатов в
присяжные  заседатели,  включенных  в  ранее  представленные  общий  и
запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.
     2.  Изменения,  внесенные  в общий и запасной списки кандидатов в
присяжные  заседатели  в  соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего
Федерального  закона,  направляются  в соответствующий суд в недельный
срок.
     3.  При  выявлении  в  поступивших в суд общем и запасном списках
кандидатов  в  присяжные  заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3
настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление
об   исключении   из  списков  кандидатов  в  присяжные  заседатели  в
соответствии  с  пунктом  2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а
также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда
вносит  в  высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской   Федерации   представление  о  необходимости  изменения  и
дополнения   общего   и   запасного  списков  кандидатов  в  присяжные
заседатели.

      Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда
                         Российской Федерации

     Кандидаты  в  присяжные  заседатели  для  участия  в рассмотрении
уголовных  дел  Верховным  Судом Российской Федерации отбираются путем
случайной  выборки  аппаратом  Верховного Суда Российской Федерации из
общих   и   запасных   списков   кандидатов  в  присяжные  заседатели,
составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

          Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином
                  обязанностей присяжного заседателя

     1.   Граждане   призываются  к  исполнению  в  суде  обязанностей
присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным
кодексом  Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней,
а  если  рассмотрение  уголовного  дела,  начатое с участием присяжных
заседателей,  не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на
все время рассмотрения этого дела.
     2.  Кандидаты  в  присяжные  заседатели,  вызванные  в суд, но не
отобранные  в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные
от  исполнения  обязанностей  кандидатов  в  присяжные  заседатели  по
основаниям,  предусмотренным  статьями  3  и 7 настоящего Федерального
закона,  могут  быть  привлечены  для  участия  в  качестве  присяжных
заседателей в другом судебном заседании.

      Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

     1.  За  время  исполнения  присяжным  заседателем обязанностей по
осуществлению  правосудия  соответствующий суд выплачивает ему за счет
средств  федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере
одной    второй   части   должностного   оклада   судьи   этого   суда
пропорционально   числу   дней   участия   присяжного   заседателя   в
осуществлении  правосудия,  но  не менее среднего заработка присяжного
заседателя по месту его основной работы за такой период.
     2.   Присяжному   заседателю  возмещаются  судом  командировочные
расходы,  а  также  транспортные  расходы на проезд к месту нахождения
суда  и  обратно  в порядке и размере, установленных законодательством
для судей данного суда.
     3.  За  присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей
по  осуществлению  правосудия  по  основному  месту работы сохраняются
гарантии  и  компенсации,  предусмотренные трудовым законодательством.
Увольнение  присяжного  заседателя или его перевод на другую работу по
инициативе работодателя в этот период не допускаются.
     4.   Время   исполнения  присяжным  заседателем  обязанностей  по
осуществлению   правосудия   учитывается  при  исчислении  всех  видов
трудового стажа.

        Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности
                        присяжного заседателя

     1.  На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия
распространяются  гарантии  независимости  и неприкосновенности судей,
установленные    Конституцией    Российской   Федерации,   Федеральным
конституционным  законом  от  31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной
системе  Российской  Федерации",  пунктом  1  (за  исключением абзацев
третьего,  четвертого  и  шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9,
статьей  10,  пунктами  1,  2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской
Федерации  от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской
Федерации",  Федеральным  законом  от  20  апреля 1995 года N 45-ФЗ "О
государственной  защите  судей,  должностных  лиц правоохранительных и
контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
     2.   Лица,   препятствующие   присяжному   заседателю   исполнять
обязанности  по  осуществлению  правосудия,  несут  ответственность  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Статья 13. Заключительные и переходные положения

     1.  Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых
законодательством   Российской  Федерации  предусмотрено  рассмотрение
уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены
в   течение   трех   месяцев  со  дня  вступления  в  силу  настоящего
Федерального закона.
     2.   Граждане,   включенные   в  списки  кандидатов  в  присяжные
заседатели  до  вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона,
сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей
в  соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия
в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые
не  могут  быть  закончены  до  истечения  этого срока, - до окончания
рассмотрения этих дел.
     3. Признать утратившими силу:
     1)  раздел  V  Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
     2)  пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993
года  N  5451-I  "О  внесении  изменений и дополнений в Закон РСФСР "О
судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный
кодекс  РСФСР  и  Кодекс  РСФСР  об  административных правонарушениях"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
     3)  статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  некоторые  законодательные акты
Российской  Федерации  в  связи  с совершенствованием государственного
управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

Москва, Кремль
20 августа 2004 г.
N 113-ФЗ
Оглавление