О КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ВЫДАННЫХ ЛИЦЕНЗИЙ В ОБЛАСТИ ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 24 января 2000 г. N ВБ-6-31/56 (ФР 00-5) В связи с поступающей информацией об участившихся случаях нарушения законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, прошу обратить особое внимание на соблюдение юридическими лицами условий действия выданных лицензий. В частности, необходимо осуществлять регулярный контроль за соблюдением организациями-лицензиатами территориальных ограничений действия лицензии, установленных Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ (в редакции от 07.01.99 N 18-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с пунктом 1 статьи 18 данного Федерального закона лицензии, выдаваемые уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, действуют лишь на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Юридическое лицо вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности на территориях других субъектов Российской Федерации лишь при наличии соответствующих соглашений, заключаемых между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, выдавших лицензии, и субъектов Российской Федерации, на территориях которых организация осуществляет деятельность. Факты осуществления организациями, имеющими региональные лицензии, лицензируемой деятельности на территориях других субъектов Российской Федерации (в случае отсутствия соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации) должны квалифицироваться по пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" как деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемая с нарушением условий соответствующей лицензии. Также ввиду участившихся фактов нарушения лицензионного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации следует обратить внимание на следующее. Согласно пункту 6 статьи 18 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ (в редакции от 07.01.99 N 18-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензирование деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, отнесено к ведению Российской Федерации. В обход данного положения закона путем расширительного толкования пункта 7 статьи 18 названного Федерального закона ряд субъектов Российской Федерации самостоятельно отнесли к своей компетенции лицензирование оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с объемом указанного оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год. Выдаваемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензии на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, не имеют юридической силы. В случае вскрытия фактов описанных правонарушений налоговые органы обязаны применять административные взыскания, предусмотренные пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 08.07.99 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в случае, если эти деяния не образуют состава иного административного правонарушения, предусмотренного указанным Федеральным законом, либо, при наличии признаков состава преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, материалы по таким делам должны направляться по подведомственности в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. Также по фактам нарушения законодательства Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации материалы по ним должны направляться в органы прокуратуры. В случае обнаружения фактов нарушения юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прошу незамедлительно сообщать о таких фактах в Департамент налогообложения алкогольной и табачной продукции. Государственный советник налоговой службы I ранга В.И.Берестовой |