ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА 13 января 2005 г. N 0100/95-05-32 (Д) С 1 января 2005 года в связи с введением в действие соответствующих положений федерального законодательства, предусматривающих замену льгот значительной категории граждан денежными компенсациями, в отдельных регионах Российской Федерации произошло резкое обострение социальной напряженности. Основной причиной данной ситуации явилось одновременное (в некоторых случаях - довольно значительное) повышение ставок и тарифов на целый ряд жизненно важных и социально значимых товаров и услуг, таких как услуги жилищно-коммунального хозяйства, проезд в общественном транспорте общего пользования и т.д., которое зачастую осуществляется опережающими темпами по сравнению с проводимыми мерами социальной защиты граждан. С учетом вышеизложенного и принимая во внимание тот факт, что в ходе начавшегося процесса, связанного с "монетизацией" льгот, допускаются или могут быть допущены нарушения соответствующих прав и интересов потребителей, вышеназванная проблематика должна стать предметом особого внимания со стороны территориальных управлений Роспотребнадзора. В целях соблюдения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей предлагаю: 1) провести анализ обоснованности изменения ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта и другие услуги, предоставляемые гражданам в регионе, уровень которых повысился с 1 января 2005 года по сравнению с предшествующим периодом (применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства - на основе соответствующих положений статьи 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных законов от 12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N 29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 06.05.2003 N 52-ФЗ), Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392); 2) осуществлять взаимодействие с общественными организациями потребителей в защите законных прав и интересов потребителей (в том числе посредством реализации полномочий, связанных с вступлением в судебный процесс для дачи заключения по делу согласно положениям п. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей"); 3) в пределах компетенции принимать соответствующие меры административного производства, предусмотренные, в частности, статьей 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" (не допускающей завышение регулируемых государством тарифов на услуги, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования) и частью 3 статьи 14.8 "Нарушение иных прав потребителей" КоАП РФ (не допускающей непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом); 4) в рамках соответствующих полномочий сосредоточить усилия на системе превентивных мер, направленных на недопущение нарушений соответствующих прав граждан и снижение качества потребительских свойств услуг, в отношении которых осуществляется политика "монетизации". Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в срок до 15 февраля 2005 года. Руководитель Г.Г.ОНИЩЕНКО 13 января 2005 г. N 0100/95-05-32 |