Без названия. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 13.01.05 0100/95-05-32


                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          13 января 2005 г.
                           N 0100/95-05-32

                                 (Д)


     С   1   января   2005   года  в  связи  с  введением  в  действие
соответствующих      положений      федерального     законодательства,
предусматривающих   замену   льгот   значительной   категории  граждан
денежными  компенсациями,  в  отдельных  регионах Российской Федерации
произошло резкое обострение социальной напряженности.
     Основной   причиной  данной  ситуации  явилось  одновременное  (в
некоторых  случаях - довольно значительное) повышение ставок и тарифов
на  целый  ряд  жизненно  важных и социально значимых товаров и услуг,
таких   как   услуги   жилищно-коммунального   хозяйства,   проезд   в
общественном  транспорте  общего  пользования и т.д., которое зачастую
осуществляется  опережающими темпами по сравнению с проводимыми мерами
социальной защиты граждан.
     С  учетом  вышеизложенного и принимая во внимание тот факт, что в
ходе   начавшегося   процесса,   связанного  с  "монетизацией"  льгот,
допускаются  или  могут быть допущены нарушения соответствующих прав и
интересов   потребителей,   вышеназванная  проблематика  должна  стать
предметом  особого  внимания  со  стороны  территориальных  управлений
Роспотребнадзора.
     В  целях  соблюдения действующего законодательства в сфере защиты
прав потребителей предлагаю:
     1)  провести  анализ обоснованности изменения ставок и тарифов на
услуги  жилищно-коммунального  хозяйства,  общественного  транспорта и
другие  услуги,  предоставляемые  гражданам в регионе, уровень которых
повысился  с 1 января 2005 года по сравнению с предшествующим периодом
(применительно  к  сфере  жилищно-коммунального  хозяйства - на основе
соответствующих  положений статьи 15 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N
4218-1  "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. Федеральных
законов  от  12.01.1996 N 9-ФЗ, от 21.04.1997 N 68-ФЗ, от 10.02.1999 N
29-ФЗ, от 17.06.1999 N 113-ФЗ, от 08.07.1999 N 152-ФЗ, от 24.12.2002 N
179-ФЗ,   от  06.05.2003  N  52-ФЗ),  Основ  ценообразования  в  сфере
жилищно-коммунального     хозяйства,    утвержденных    Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 17.02.2004 N 89, Правил оплаты
гражданами  жилья  и  коммунальных  услуг, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392);
     2)  осуществлять  взаимодействие  с  общественными  организациями
потребителей  в  защите  законных прав и интересов потребителей (в том
числе  посредством  реализации  полномочий,  связанных с вступлением в
судебный  процесс для дачи заключения по делу согласно положениям п. 1
ст.  47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п.
3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей");
     3)   в   пределах   компетенции  принимать  соответствующие  меры
административного  производства, предусмотренные, в частности, статьей
14.6  "Нарушение  порядка  ценообразования"  (не допускающей завышение
регулируемых  государством  тарифов  на услуги, а равно иное нарушение
установленного   порядка  ценообразования)  и  частью  3  статьи  14.8
"Нарушение   иных   прав   потребителей"   КоАП   РФ  (не  допускающей
непредоставление   потребителю   льгот  и  преимуществ,  установленных
законом);
     4)  в  рамках  соответствующих полномочий сосредоточить усилия на
системе   превентивных  мер,  направленных  на  недопущение  нарушений
соответствующих  прав  граждан  и  снижение  качества  потребительских
свойств   услуг,   в   отношении   которых   осуществляется   политика
"монетизации".
     Информацию  о  проделанной работе представить в Роспотребнадзор в
срок до 15 февраля 2005 года.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
13 января 2005 г.
N 0100/95-05-32