О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 05.04.05 18-03/3/22633

                      О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           5 апреля 2005 г.
                           N 18-03/3/22633

                                 (Д)


     Управление  Федеральной  налоговой службы по г. Москве направляет
для   сведения  и  использования  в  работе  материалы  Всероссийского
семинара-совещания  по  вопросу  исчисления  и  уплаты государственной
пошлины,  проведенного  Управлением налогообложения доходов физических
лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины ФНС России.

Действительный государственный советник
налоговой службы РФ II ранга
                                                           С.Х. Аминев
5 апреля 2005 г.
N 18-03/3/22633


                                                            Приложение

                                                   к письму Управления
                                          Федеральной налоговой службы
                                                          по г. Москве
                                                 от 5 апреля 2005 года
                                                       N 18-03/3/22633

                           ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
                  К СЕМИНАРУ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И ПОРЯДКУ
                    УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

     Вопрос  1:  В  каком размере уплачивается государственная пошлина
при   подаче   в   арбитражный  суд  искового  заявления,  содержащего
одновременно требования:
     - о  признании  ненормативного  правового  акта недействительным,
действий   (бездействия)  государственных  органов,  органов  местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными;
     - о  совершении  действий, связанных с возвратом денежных средств
либо имущества?

     Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.22 главы
25.3   "Государственная   пошлина"  части  второй  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) при подаче в арбитражные суды
исковых    заявлений,    содержащих    одновременно   требования   как
имущественного,   так   и   неимущественного  характера,  одновременно
уплачивается   государственная   пошлина,  установленная  для  исковых
заявлений   имущественного   характера,   и  государственная  пошлина,
установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
     В  связи  с этим при подаче в арбитражный суд искового заявления,
содержащего   одновременно   требования   о  признании  ненормативного
правового     акта     недействительным,     действий    (бездействия)
государственных   органов,   органов   местного  самоуправления,  иных
органов,   должностных  лиц  незаконными  и  требования  о  совершении
действий,  связанных  с  возвратом  денежных  средств  либо имущества,
государственная пошлина должна быть уплачена по ставкам, установленным
подпунктом  3  пункта  1  статьи  333.21 Кодекса (для физических лиц в
размере  100 руб., для организаций в размере 2000 руб.) и подпунктом 1
пункта  1  статьи 333.21 Кодекса для искового заявления имущественного
характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
     В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины
и  в  том  случае, когда по делам о признании ненормативного правового
акта   недействительным   и   о   признании   действий   (бездействия)
государственных   органов,   органов   местного  самоуправления,  иных
органов,  должностных  лиц  незаконными  арбитражный  суд  в решении в
соответствии  с  пунктом  3  части  4  и  пунктом 3 части 5 статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает на
необходимость  устранения этими органами и лицами допущенных нарушений
(в частности, указывает на необходимость возврата денежных средств или
имущества заявителю).

     Вопрос  2:  В  каком размере уплачивается государственная пошлина
при  подаче  заявления  о  повторной выдаче копий решений, приговоров,
судебных  приказов,  определений  суда,  постановлений президиума суда
надзорной  инстанции,  копий  других  документов  из  дела, выдаваемых
судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных
документов?

     Ответ: В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 333.19 Кодекса
при  подаче  заявления  о  повторной выдаче копий решений, приговоров,
судебных  приказов,  определений  суда,  постановлений президиума суда
надзорной  инстанции,  копий  других  документов  из  дела, выдаваемых
судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных
документов  государственная  пошлина уплачивается в размере 2 рубля за
одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
     Таким  образом, при выдаче копии документа в пределах от одной до
десяти  страниц этого документа государственная пошлина уплачивается в
размере 20 рублей, а при количестве, превышающем 10 страниц, исходя из
расчета  2  рубля  за  каждую  страницу  документа. Например, за копию
документа,    состоящего    из    2   страниц,   необходимо   уплатить
государственную пошлину в размере 20 рублей.

     Вопрос   3:   Документы   каких   органов  должны  использоваться
нотариусами,  работающими в государственных нотариальных конторах, при
определении    размера   государственной   пошлины   за   нотариальное
удостоверение  договоров,  подлежащих  оценке,  и  с  какой  стоимости
исчисляется государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на
наследство недвижимого имущества?

     Ответ:  В  соответствии с подпунктами 5-10 пункта 1 статьи 333.24
Кодекса    при   исчислении   размера   государственной   пошлины   за
удостоверение   договоров,   подлежащих   оценке,   принимается  сумма
договора,   указанная   сторонами,   но   ниже   суммы,   определенной
соответствующими   организациями  (органами),  осуществляющими  оценку
недвижимости.
     Для  целей  исчисления  государственной  пошлины за удостоверение
договоров,  предмет  которых подлежит оценке, если такое удостоверение
обязательно  в  соответствии с законодательством Российской Федерации,
нотариус,  работающий  в  государственной нотариальной конторе, должен
использовать   документы  об  оценке  этого  имущества,  произведенной
организациями (органами), которые перечислены в подпунктах 7-10 пункта
1 статьи 333.25 Кодекса.
     Так,   стоимость  транспортных  средств  может  определяться  как
организациями,   получившими   в  установленном  порядке  лицензию  на
осуществление  оценки  транспортных средств, так и судебно-экспертными
учреждениями органа юстиции (подп. 7 п. 1 ст. 333.25 Кодекса).
     Стоимость    земельных    участков    может    определяться   как
организациями,  получившими в установленном порядке лицензию на оценку
земельных  участков,  так и федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным   в   области  кадастра  объектов  недвижимости  и  его
территориальными подразделениями (подп. 9 п. 1 ст. 333.25 Кодекса).
     Таким  уполномоченным  органом  государственной власти является в
соответствии  c  постановлением  Правительства Российской Федерации от
08.04.2004  N 202 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости
(далее  -  Роснедвижимость),  которое  осуществляет  свою деятельность
непосредственно и через свои территориальные органы.
     В   соответствии   с  пунктом  5  статьи  65  Земельного  кодекса
Российской  Федерации для целей налогообложения земельных участков и в
иных  случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами,
устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
     Учитывая   изложенное,  для  исчисления  размера  государственной
пошлины  за  выдачу  свидетельства  о  праве  на  наследство земельных
участков  должна  применяться  кадастровая  стоимость  этих  земельных
участков,  определяемая как организациями, получившими в установленном
порядке   лицензию   на   оценку   земельных   участков  (независимыми
оценщиками),   так   и   федеральным  органом  исполнительной  власти,
уполномоченным   в  области  кадастра  объектов  недвижимости,  и  его
территориальными подразделениями.
     Стоимость   недвижимого   имущества,   за  исключением  земельных
участков,   может   определяться   как  организациями,  получившими  в
установленном   порядке   лицензию   на  оценку  недвижимости,  так  и
организациями  (органами)  по  учету объектов недвижимого имущества по
месту его нахождения (подп. 8 п. 1 ст. 333.25 Кодекса).
     На   Роснедвижимость,   которая  осуществляет  свою  деятельность
непосредственно  и  через  свои  территориальные органы (организации),
возложены  также  правоприменительные  функции  в сфере инвентаризации
объектов недвижимости.
     Согласно   Положению   об   организации  в  Российской  Федерации
государственного   технического  учета  и  технической  инвентаризации
объектов  градостроительной деятельности, утвержденному постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 21 (с изменениями и
дополнениями),  организации  (органы) по государственному техническому
учету  и  (или)  технической инвентаризации объектов градостроительной
деятельности   проводят  техническую  инвентаризацию  объектов  учета.
Функция  оценки рыночной стоимости каких-либо объектов недвижимости не
входит в компетенцию вышеназванных органов.
     Следовательно,  для исчисления размера государственной пошлины за
выдачу  свидетельства  о праве на наследство недвижимого имущества, за
исключением  земельных  участков, может применяться инвентаризационная
стоимость  указанного имущества, определяемая органами (организациями)
по учету объектов недвижимого имущества на день открытия наследства.
     Что  касается  стоимости  недвижимого  имущества  (за исключением
земельных   участков),   определяемой   организациями,  получившими  в
установленном  порядке  лицензию  на  оценку недвижимости, то согласно
статье  7  Федерального  закона  от  29.07.98  N  135-ФЗ "Об оценочной
деятельности  в  Российской  Федерации"  в  случае, если в нормативном
правовом  акте,  содержащем требование обязательного проведения оценки
какого-либо  объекта  оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки
не  определен  конкретный  вид  стоимости объекта оценки, установлению
подлежит рыночная стоимость данного объекта.
     Поскольку порядок определения стоимости недвижимого имущества (за
исключением земельных участков) для целей налогообложения ни Кодексом,
ни другими федеральными законами не установлен, для исчисления размера
государственной  пошлины  за выдачу свидетельств о праве на наследство
организациями,   получившими   в  установленном  порядке  лицензию  на
осуществление  оценочной деятельности (независимыми оценщиками), может
быть применена рыночная стоимость таких объектов.
     Следовательно,   плательщик   государственной  пошлины  с  учетом
местных  особенностей  для  исчисления размера государственной пошлины
вправе  воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, определяемой
организациями,   получившими   в  установленном  порядке  лицензию  на
осуществление  оценочной деятельности (независимыми оценщиками), так и
инвентаризационной  стоимостью,  определяемой организациями (органами)
по учету объектов недвижимого имущества.

     Вопрос  4:  Имеют  ли  право отделения Сбербанка России взимать с
граждан   комиссионный   сбор  в  размере  3%  от  уплачиваемой  суммы
государственной  пошлины за услуги по приему денежных средств в уплату
государственной пошлины?

     Ответ:  Государственная  пошлина отнесена статьей 13 части первой
Кодекса к федеральным сборам.
     В  соответствии  со  статьей 60 Кодекса поручение на перечисление
налога или решение о взыскании налога исполняется банком при получении
такого поручения или решения, если иное не предусмотрено Кодексом. При
этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
     Правила  указанной  статьи  Кодекса применяются также в отношении
обязанности  банков  по  исполнению поручений на перечисление сборов и
решений о взыскании сборов.
     Таким  образом,  взимание  отделениями Сбербанка России с граждан
комиссионного сбора в размере 3% от уплачиваемой суммы государственной
пошлины  за услуги по приему денежных средств в уплату государственной
пошлины противоречит положениям Кодекса и является неправомерным.

     Вопрос  5:  В  каком размере уплачивается государственная пошлина
при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского
состояния  на  основании  заключения  органа записи актов гражданского
состояния?

     Ответ:  В  соответствии  с  подпунктом  5  пункта 1 статьи 333.26
Кодекса  за  внесение органами записи актов гражданского состояния или
иными  уполномоченными органами исправлений и изменений в записи актов
гражданского  состояния,  включая выдачу свидетельств, государственная
пошлина уплачивается в размере 200 рублей.
     Федеральным  законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений
в  часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункте 1
пункта  1  статьи 333.27 Кодекса слова "подпунктом 6" заменены словами
"подпунктом 5".
     Таким  образом,  согласно  статье  333.27  Кодекса  при  внесении
исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на
основании   заключения  органа  записи  актов  гражданского  состояния
государственная   пошлина   уплачивается   в   размере,  установленном
подпунктом  5  пункта 1 статьи 333.26 Кодекса (200 рублей), независимо
от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся
исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств.
     При  внесении  исправлений  и  (или)  изменений  в  записи  актов
гражданского  состояния,  включая  выдачу  свидетельств,  на основании
других  документов,  перечисленных  в  пункте 2 статьи 69 Федерального
закона  от  15.11.97  N  143-ФЗ  "Об  актах  гражданского  состояния",
государственная пошлина уплачивается также в размере 200 рублей (подп.
5 п. 1 ст. 333.26 Кодекса).

     Вопрос 6: В каком размере уплачивается государственная пошлина за
выдачу разрешений на распространение наружной рекламы?
     Уплачивается  ли  государственная пошлина за выдачу разрешения на
распространение    наружной    рекламы   по   договорам,   заключенным
рекламораспространителями до 1 января 2005 года?
     Подлежит ли возврату государственная пошлина за выдачу разрешений
на  распространение  наружной  рекламы  лицам, уплатившим ее, в случае
отказа  органа местного самоуправления поселения или городского округа
в совершении данного юридически значимого действия?

     Ответ:  В  соответствии  со  статьей 333.16 Кодекса, вступившей в
силу  с  01.01.2005,  государственная  пошлина  -  сбор,  взимаемый  с
организаций  и  физических  лиц  при  их  обращении  в государственные
органы,   органы  местного  самоуправления,  иные  органы  и  (или)  к
должностным    лицам,    которые   уполномочены   в   соответствии   с
законодательными  актами Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
местного   самоуправления,   за   совершением  в  отношении  этих  лиц
юридически   значимых   действий,   предусмотренных  этой  главой,  за
исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской
Федерации.
     В  целях  данной  главы  выдача документов (их копий, дубликатов)
приравнивается к юридически значимым действиям.
     Указанные   выше   органы  и  должностные  лица,  за  исключением
консульских  учреждений  Российской  Федерации,  не  вправе взимать за
совершение  юридически  значимых действий, предусмотренных главой 25.3
Кодекса, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
     Согласно  подпункту  80  пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за выдачу
разрешения    на   распространение   наружной   рекламы   уплачивается
государственная пошлина в размере 1500 рублей.
     Таким  образом,  органы  местного  самоуправления  поселения  или
городского  округа  за  выдачу  разрешения на распространение наружной
рекламы не вправе взимать иные платежи, кроме государственной пошлины.
     Положения  главы  25.3  "Государственная  пошлина"  части  второй
Кодекса   распространяются  на  правоотношения,  возникшие  с  момента
вступления ее в силу, то есть с 1 января 2005 года.
     В  связи  с этим за выдачу разрешения на распространение наружной
рекламы  по  договорам,  заключенным  до  1 января 2005 года со сроком
действия,  переходящим  на  последующие  годы, государственная пошлина
уплачиваться не должна.
     Подпунктом  4  пункта  1  статьи  333.40 Кодекса установлено, что
уплаченная  государственная  пошлина подлежит возврату в случае отказа
лиц,  уплативших  пошлину, от совершения юридически значимого действия
до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий
(совершающему) данное юридически значимое действие.
     Поэтому  уплаченная сумма государственной пошлины в случае отказа
органа  местного  самоуправления  поселения  или  городского  округа в
выдаче  разрешения  на  распространение  наружной  рекламы не подлежит
возврату  и,  следовательно,  не  может  быть  зачтена  в  счет уплаты
государственной   пошлины  за  выдачу  разрешения  на  распространение
наружной рекламы тому же рекламораспространителю.

     Вопрос  7:  В каком размере уплачивается государственная пошлина,
если   одно   из   лиц,  вступающих  в  брак,  освобождено  от  уплаты
государственной  пошлины  в  соответствии  с  главой 25.3 части второй
Кодекса?

     Ответ:  Согласно  подпункту  1  пункта 1 статьи 333.26 главы 25.3
Кодекса  за  государственную  регистрацию  заключения  брака,  включая
выдачу  свидетельства,  государственная пошлина уплачивается в размере
200 рублей.
     Пунктом  2  статьи 333.18 Кодекса установлено, что в случае, если
за  совершением  юридически значимого действия одновременно обратилось
несколько  плательщиков,  не  имеющих  право  на льготы, установленные
главой    25.3    Кодекса,    государственная   пошлина   уплачивается
плательщиками в равных долях.
     В  случае  если среди лиц, обратившихся за совершением юридически
значимого    действия,   одно   лицо   (несколько   лиц)   освобождено
(освобождены)    от    уплаты    государственной    пошлины,    размер
государственной  пошлины  уменьшается  пропорционально количеству лиц,
освобожденных  от  ее уплаты в соответствии с главой 25.3 Кодекса. При
этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом
(лицами),    не    освобожденным   (не   освобожденными)   от   уплаты
государственной пошлины в соответствии с данной главой.
     Таким  образом,  если  среди  лиц,  обратившихся  в  орган записи
гражданского  состояния  с  заявлением  о  государственной регистрации
заключения  брака,  одно  лицо  освобождено  от уплаты государственной
пошлины  в  соответствии  с  главой  25.3 Кодекса, то в этом случае за
государственную   регистрацию   заключения   брака,   включая   выдачу
свидетельства,   государственная   пошлина   уплачивается   лицом,  не
освобожденным от уплаты государственной пошлины, в размере 100 рублей.

     Вопрос   8:   Уплачивает   ли   государственную  пошлину  супруг,
осужденный  за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше
трех  лет  и  освободившийся  из  мест лишения свободы либо признанный
безвестно  отсутствующим или недееспособным на основании решения суда,
которое  отменено, при обращении его в орган записи актов гражданского
состояния с заявлением о выдаче ему свидетельства о расторжении брака?

     Ответ:  В  соответствии со статьей 333.26 Кодекса при расторжении
брака  по  заявлению  одного  из супругов в случае, если другой супруг
признан  судом  безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным
за  совершение  преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет,
государственная пошлина уплачивается в размере 100 рублей.
     Супруг,  осужденный  за совершение преступления к лишению свободы
на  срок  свыше трех лет и освободившийся из мест лишения свободы либо
признанный  безвестно  отсутствующим  или  недееспособным на основании
решения суда, которое отменено, при обращении его в орган записи актов
гражданского  состояния  с  заявлением  о  выдаче  ему свидетельства о
расторжении   брака   уплачивает   государственную  пошлину  на  общих
основаниях, то есть в размере 200 рублей.

     Вопрос  9:  До  1 января 2005 года граждане Российской Федерации,
находящиеся  на  полном  государственном обеспечении, освобождались от
платы  за  выдаваемые  паспорта.  Освобождаются  ли  такие граждане от
уплаты государственной пошлины за выдаваемые паспорта?

     Ответ:  В  соответствии  с  подпунктом  16 пункта 1 статьи 333.33
главы   25.3   Кодекса  государственная  пошлина  за  выдачу  паспорта
гражданина Российской Федерации уплачивается в размере 100 рублей.
     Пунктом  4  постановления  Правительства  Российской Федерации от
20.05.99  N  542  "О  расходовании  средств, поступающих в федеральный
бюджет   от  взимания  платы  за  выдаваемые  паспорта",  принятым  во
исполнение  статьи  136  Федерального  закона  от  22.02.99 N 36-ФЗ "О
федеральном  бюджете  на  1999  год",  были  освобождены  от  платы за
выдаваемые  паспорта  граждане  Российской  Федерации,  находящиеся на
полном государственном обеспечении.
     С  1 января 2005 года за выдаваемый паспорт гражданина Российской
Федерации взимается не плата, а государственная пошлина.
     Кодексом  не предусмотрено освобождение от уплаты государственной
пошлины   за   выдаваемые   паспорта   граждан  Российской  Федерации,
находящихся  на полном государственном обеспечении, в том числе и лиц,
осужденных за совершение преступления к лишению свободы.

     Вопрос  10:  Освобождаются  ли  от уплаты государственной пошлины
российские    организации,   получающие   лицензии   (разрешения)   на
пользование объектами водных биологических ресурсов в открытых районах
Мирового океана, находящихся за пределами исключительной экономической
зоны Российской Федерации.
     На   какой   код   бюджетной   классификации   зачисляются  суммы
государственной   пошлины,  уплачиваемые  за  предоставление  лицензии
(разрешения)   иностранным   организациям   и   физическим   лицам  на
пользование  объектами  водных  биологических  ресурсов,  в  том числе
находящихся   и   в   исключительной   экономической  зоне  Российской
Федерации?

     Ответ:  В  соответствии  с  подпунктом  74 пункта 1 статьи 333.33
Кодекса   за   предоставление  лицензии  (разрешения)  на  пользование
объектами  водных  биологических  ресурсов  организациям предусмотрена
уплата  государственной  пошлины  в  размере  200 рублей, а физическим
лицам - 100 рублей.
     Освобождение   от   уплаты   государственной  пошлины  российских
организаций, получающих лицензии (разрешения) на пользование объектами
водных  биологических  ресурсов  в  открытых  районах Мирового океана,
находящихся  за пределами исключительной экономической зоны Российской
Федерации, Кодексом не предусмотрено.
     Поэтому   за   предоставление   российской  организации  лицензии
(разрешения)  на пользование объектами водных биологических ресурсов в
открытых   районах   Мирового   океана,   находящихся   за   пределами
исключительной     экономической     зоны     Российской    Федерации,
государственная  пошлина  уплачивается  в общеустановленном порядке (в
размере 200 рублей).
     Согласно  статье  2  Федерального  закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О
бюджетной  классификации  Российской  Федерации" (с учетом изменений и
дополнений)  и  статье 6 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О
федеральном   бюджете   на   2005   год"  основные  источники  доходов
федерального  бюджета  закреплены  за  администраторами  поступлений в
бюджеты  Российской  Федерации  (федеральными органами государственной
власти,  осуществляющими в соответствии с законодательством Российской
Федерации   контроль   за   правильностью   исчисления,   полнотой   и
своевременностью  уплаты,  начислением, учетом, взысканием и принятием
решений о возрасте (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в
бюджет, пеней и штрафов по ним).
     Приказом  Минфина  России  от  10.12.2004  N 114н "Об утверждении
Указаний  о  порядке  применения  бюджетной  классификации  Российской
Федерации"  Федеральной  службе  по  ветеринарному  и  фитосанитарному
надзору  определен код администратора поступлений в бюджеты Российской
Федерации 081.
     За  всеми  администраторами закреплена государственная пошлина за
совершение  действий, связанных с лицензированием, которая зачисляется
по коду бюджетной классификации 000 1 08 07080 01 0000 110.
     Таким образом, государственная пошлина за предоставление лицензии
(разрешения)   иностранным   организациям   и   физическим   лицам  на
пользование  объектами  водных  биологических  ресурсов,  в  том числе
находящихся   и   в   исключительной   экономической  зоне  Российской
Федерации, должна зачисляться по коду бюджетной классификации 081 1 08
07080 01 0000 110.

     Вопрос  11: В каких размерах уплачивается государственная пошлина
за  предоставление  долгосрочной  лицензии  на  пользование  объектами
животного  мира,  отнесенными  к  объектам  охоты,  за  предоставление
лицензии  (разрешения)  на  пользование объектами водных биологических
ресурсов организациям и физическим лицам?
     Уплачивается ли государственная пошлина за предоставление именной
разовой лицензии (разрешения) гражданам для любительского рыболовства?

     Ответ:   Отношения,   возникающие   между  федеральными  органами
исполнительной   власти,   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской    Федерации,   юридическими   лицами   и   индивидуальными
предпринимателями  в  связи  с осуществлением лицензирования отдельных
видов  деятельности,  регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N
128-ФЗ  "О  лицензировании  отдельных  видов деятельности", который не
распространяется,  в частности, на использование природных ресурсов, в
том  числе  недр,  лесного  фонда,  объектов растительного и животного
мира.
     Статьей  53  Федерального  закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном
мире"  определено,  что  за  рассмотрение  заявлений  о предоставлении
долгосрочных  лицензий  на  пользование  объектами животного мира и за
предоставление указанных лицензий уплачивается государственная пошлина
в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах.
     В  соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3
Кодекса   государственная   пошлина   уплачивается  за  предоставление
долгосрочной   лицензии   на  пользование  объектами  животного  мира,
отнесенными  к объектам охоты, за предоставление лицензии (разрешения)
на  пользование объектами водных биологических ресурсов организациям в
размере 200 рублей, физическим лицам - 100 рублей.
     Уплата  государственной пошлины за предоставление именной разовой
лицензии (разрешения) гражданам для любительского рыболовства Кодексом
не предусмотрена.

     Вопрос   12:   Уплачивается   ли   государственная   пошлина  или
лицензионные  сборы за действия, связанные с лицензированием страховой
деятельности?

     Ответ:  Подпунктом  71 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Кодекса,
вступившей   в  силу  с  1  января  2005  года,  предусмотрена  уплата
государственной  пошлины за действия уполномоченных органов, связанные
с   лицензированием:   за   рассмотрение  заявления  о  предоставлении
лицензии,   предоставление   лицензии   и   переоформление  документа,
подтверждающего наличие лицензии.
     По  ранее  действовавшему  порядку  (ст.  32.2  Закона Российской
Федерации  от  27.11.92  N  4015-1  "Об  организации страхового дела в
Российской   Федерации")   за   выдачу   лицензии   на   осуществление
страхования,   перестрахования,   взаимного  страхования,  страхования
брокерской деятельности уплачивался лицензионный сбор.
     Федеральным  законом от 07.03.2005 N 12-ФЗ статья 32.2 указанного
Закона признана утратившей силу.
     Поэтому   за   выдачу   субъектам  страхового  дела  лицензии  на
осуществление  страхования,  перестрахования,  взаимного  страхования,
страховой  брокерской деятельности должна уплачиваться государственная
пошлина  в  порядке  и  размерах, установленных подпунктом 71 пункта 1
статьи 333.33 Кодекса.

     Вопрос  13:  На  какой  код  бюджетной  классификации зачисляется
государственная    пошлина,   уплачиваемая   за   выдачу   сертификата
соответствия   органами   сертификации,  аккредитованными  Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии?

     Ответ:  В  соответствии  с  подпунктом  78 пункта 1 статьи 333.33
главы  25.3  Кодекса  государственная  пошлина  за  выдачу сертификата
соответствия уплачивается в размере 100 рублей.
     На основании статьи 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О
бюджетной  классификации  Российской  Федерации" (с учетом изменений и
дополнений)  Федеральное  агентство  по  техническому  регулированию и
метрологии   является   главным  распорядителем  средств  федерального
бюджета  -  администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации
денежных   взысканий  (штрафов)  за  выпуск  и  реализацию  продукции,
изготовленной с отступлениями от стандартов и технических условий.
     Приказом  Минфина России от 10.12.2004 N 114н, с целью соблюдения
единых  принципов  формирования  и  исполнения  бюджетов  всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации утвержден единый 20-значный код
для   классификации  доходов,  расходов  и  источников  финансирования
дефицита бюджетов Российской Федерации.
     Три  первых  знака-кода являются кодами администраторов бюджетных
средств,   соответствующих   перечню  главных  распорядителей  средств
соответствующего   бюджета.  Федеральному  агентству  по  техническому
регулированию и метрологии присвоен код администратора 172.
     В  соответствии  с  приложением  11.1  к  Федеральному  закону от
15.08.96  N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" за
всеми  администраторами закреплены доходы, в том числе государственная
пошлина  за  совершение  прочих  юридически значимых действий, которая
зачисляется  по  коду  бюджетной  классификации 000 1 08 07200 01 0000
110.
     Таким  образом,  государственная  пошлина  за  выдачу сертификата
соответствия   органами   сертификации,  аккредитованными  Федеральным
агентством   по   техническому   регулированию  и  метрологии,  должна
зачисляться  по  коду  бюджетной  классификации 172 1 08 07200 01 0000
110.

     Вопрос  14:  Правилами регистрации автомототранспортных средств и
прицепов  к  ним в ГИБДД МВД России (пункт 46), утвержденными приказом
МВД России от 27.01.2003 N 59 (в ред. приказа МВД России от 19.01.2005
N   26),   установлено,  что  на  основании  заявлений  юридических  и
физических  лиц  о  сохранении  регистрационных  знаков  при  снятии с
регистрационного   учета   принадлежащих   им   транспортных   средств
допускается   выдача  указанных  знаков  на  вновь  приобретенные  ими
транспортные  средства.  При  этом  предполагается исключить оплату за
выдачу регистрационных знаков.
     В связи с чем возникает вопрос о взимании государственной пошлины
при повторной выдаче регистрационных знаков.

     Ответ:  Согласно  подпункту  29  пункта  1  статьи 333.33 Кодекса
размер   государственной   пошлины   за   государственную  регистрацию
транспортных  средств  и  совершение  иных  регистрационных  действий,
связанных:
     - с    выдачей    государственных   регистрационных   знаков   на
транспортные средства, составляет 400 рублей;
     - с    выдачей    государственных   регистрационных   знаков   на
мототранспортные средства и прицепы, составляет 200 рублей;
     - с  выдачей  паспорта  транспортного  средства,  составляет  100
рублей;
     - с  выдачей  свидетельства о регистрации транспортного средства,
составляет 100 рублей.
     Исходя из смысла вышеуказанной нормы следует, что государственная
пошлина  уплачивается  за  государственную  регистрацию  транспортного
средства  с  выдачей  государственного  регистрационного  знака на это
транспортное  средство  в  размере  400 рублей независимо от заявления
собственника  транспортного  средства  о  сохранении  регистрационного
знака   при   снятии   с  регистрационного  учета  принадлежащего  ему
транспортного   средства   и   выдаче   указанного   знака   на  вновь
приобретенное им транспортное средство.

     Вопрос   15:   Органами  ГИБДД  МВД  России  совершаются  услуги,
связанные   с  выдачей  бланка  справки-счета  торгующей  организации,
свидетельства  о  допуске  транспортных  средств  к  перевозке опасных
грузов,  допуска  к  сдаче  экзаменов на получение права на управление
транспортными  средствами  после  самоподготовки.  Однако  главой 25.3
Кодекса  государственная  пошлина  за  эти  действия не предусмотрена.
Допускается  ли  взимание  платы за услуги, совершаемые органами ГИБДД
МВД России?

     Ответ:   Главой   25.3  Кодекса  установлен  конкретный  перечень
юридически   значимых   действий,   за  совершение  которых  взимается
государственная пошлина.
     Статьей 333.16 Кодекса предусмотрено, что государственная пошлина
это  сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в
государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и
(или)  к  должностным  лицам,  которые  уполномочены  в соответствии с
законодательными  актами Российской Федерации, законодательными актами
субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов
местного   самоуправления,   за   совершением  в  отношении  этих  лиц
юридически  значимых  действий,  предусмотренных  настоящей главой, за
исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской
Федерации.
     В  целях  данной  главы  выдача документов (их копий, дубликатов)
приравнивается к юридически значимым действиям.
     Указанные   выше   органы  и  должностные  лица,  за  исключением
консульских  учреждений  Российской  Федерации,  не  вправе взимать за
совершение   юридически   значимых  действий,  предусмотренных  данной
главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
     Данная  норма  Кодекса не регулирует вопросы, касающиеся взимания
платы  за совершение иных юридически значимых действий, не указанных в
главе 25.3 Кодекса.

     Вопрос 16: В процессе исполнения отдельных положений федерального
законодательства  Российской  Федерации  выявлена  следующая  коллизия
законов.
     Пунктами  1,  4,  5  части  1  статьи  19  Федерального закона от
25.07.2002  N  115-ФЗ  "О  правовом  положении  иностранных  граждан в
Российской  Федерации"  предусмотрено взимание государственной пошлины
за  выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание,
за  продление срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ
и за регистрацию иностранного гражданина в РФ по месту жительства и по
месту  пребывания.  Однако указанная терминология в главе 25.3 Кодекса
отсутствует.
     В  каком  размере  должна  уплачиваться  государственная  пошлина
иностранными   гражданами  за  вышеперечисленные  юридически  значимые
действия?

     Ответ:  Размеры  государственной  пошлины  и  порядок  ее  уплаты
установлены  главой  25.3  части  второй Кодекса, введенной в действие
Федеральным  законом  от  02.11.2004  N 127-ФЗ (в редакции Федеральных
законов от 29.12.2004 N 203-ФЗ и N 204-ФЗ).
     За  юридически значимые действия, упомянутые в Федеральном законе
от  25.07.2002  N  115-ФЗ  "О правовом положении иностранных граждан в
Российской  Федерации",  предусмотрена уплата государственной пошлины,
так:
     - за  выдачу  иностранному  гражданину  разрешения  на  временное
проживание  госпошлина  будет  уплачиваться  в  размере, установленном
подп. 11 п. 1 статьи 333.28 НК РФ;
     - за выдачу иностранному гражданину вида на жительство госпошлина
будет  уплачиваться  в  размере,  установленном  подп.  10 п. 1 статьи
333.28 НК РФ;
     - за   выдачу   приглашения   на  въезд  в  Российскую  Федерацию
иностранного  гражданина  госпошлина  будет  уплачиваться  в  размере,
установленном подп. 7 п. 1 статьи 333.28 НК РФ;
     - за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных
работников;  за  выдачу  иностранному  гражданину разрешения на работу
госпошлина  будет  уплачиваться в размере, установленном подп. 13 п. 1
статьи 333.28 НК РФ;
     - за   продление   срока   временного   пребывания   иностранного
гражданина  в  Российской  Федерации  госпошлина  будет уплачиваться в
размере, установленном подп. 11 п. 1 статьи 333.28 НК РФ.
     Ставки   государственной   пошлины  за  регистрацию  иностранного
гражданина  в  Российской Федерации по месту временного проживания или
по месту пребывания главой 25.3 НК РФ не предусмотрены.
     Если   иностранный  гражданин  получает  вид  на  жительство,  то
государственная  пошлина  за его регистрацию в Российской Федерации по
месту  жительства  будет  уплачиваться  в соответствии с подп. 15 п. 1
статьи 333.33 НК РФ.

     Вопрос  17:  Просим  разъяснить, каким образом должен исчисляться
размер   государственной   пошлины   за   государственную  регистрацию
договора,  где  участником  сделки с одной стороны является физическое
лицо,  с  другой  - юридическое лицо, а также в случае государственной
регистрации  общей  долевой  собственности,  когда участниками долевой
собственности одновременно выступают и физические и юридические лица.

     Ответ:  В  соответствии  с  подпунктом  20 пункта 1 статьи 333.33
главы   25.3   Кодекса   государственная  пошлина  за  государственную
регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается
в размере 500 рублей физическими лицами и 7500 рублей организациями.
     Таким образом, если недвижимое имущество на основании договора об
его   отчуждении   переходит  от  юридического  лица  в  собственность
физическому  лицу,  то  государственная  пошлина  будет уплачиваться в
размере 500 рублей, а если от физического лица к юридическому лицу, то
уже в размере 7500 рублей.
     Что  касается  размера государственной пошлины за государственную
регистрацию  договора  об  отчуждении  недвижимого имущества в случае,
если   в   данном  договоре  на  правах  общей  долевой  собственности
собственниками недвижимого имущества являются юридические и физические
лица,  то  он  должен  определяться  исходя из размера государственной
пошлины, уплачиваемой юридическим лицом за указанную регистрацию, т.е.
в размере 7500 рублей.

     Вопрос   18:   Подпунктом  20  пункта  1  статьи  333.33  Кодекса
установлены    размеры    государственной    пошлины,   взимаемой   за
государственную  регистрацию  прав,  ограничений (обременений) прав на
недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества.
     В каком размере взимается государственная пошлина:
     а)  за  государственную  регистрацию договоров аренды недвижимого
имущества?
     б)  за  государственную  регистрацию  соглашений об изменении или
расторжении   договора   аренды   и   за  государственную  регистрацию
прекращения права (ликвидация объекта)?

     Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от
21.07.97  N  122-ФЗ  "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество   и  сделок  с  ним"  государственная  регистрация  прав  на
недвижимое  имущество  и сделок с ним (или государственная регистрация
прав)   -  юридический  акт  признания  и  подтверждения  государством
возникновения,  ограничения  (обременения),  перехода  или прекращения
прав на недвижимое имущество.
     Согласно  статье  609  Гражданского  кодекса Российской Федерации
договор  аренды  недвижимого имущества как договор на право временного
пользования    или    владения    недвижимым    имуществом    подлежит
государственной регистрации.
     Учитывая  изложенное,  за  государственную  регистрацию договоров
аренды  недвижимого  имущества, а также за государственную регистрацию
договоров  прекращения права собственности на недвижимое имущество как
государственную  регистрацию  прав  должна  взиматься  государственная
пошлина  в  соответствии  с  указанным  подпунктом  20 пункта 1 статьи
333.33 главы 25.3 Кодекса.

     Вопрос  19:  Уплачивается  ли  государственная  пошлина  в случае
погашения  регистрационной  записи  об ипотеке, возникшей на основании
закона?
     Уплачивается   ли   государственная  пошлина  в  случае  внесения
изменений  и  дополнений  в  условия  договора  об ипотеке и обращении
залогодателя о выдаче повторного свидетельства?

     Ответ:  Подпунктом  6 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса установлено,
что  государственная  пошлина  за государственную регистрацию ипотеки,
возникающей на основании закона, не уплачивается.
     Учитывая,  что  погашение  записи  об ипотеке, возникающей в силу
закона,  согласно  статье  25 Федерального закона от 16.07.98 N 102-ФЗ
"Об  ипотеке  (залоге недвижимости)" (далее - Закон) является одним из
действий,   связанных   с  государственной  регистрацией  ипотеки,  то
соответственно   и   государственная  пошлина  за  совершение  данного
действия уплачиваться не должна.
     В   соответствии   с   подпунктом   2   статьи  23  Закона  после
государственной  регистрации  ипотеки, в том числе и в силу закона, на
основании соглашения между залогодателем и залогодержателем могут быть
внесены  изменения  и дополнения в условия договора об ипотеке. В этом
случае  при обращении залогодателя о выдаче повторного свидетельства с
учетом  внесенных  изменений  в  условия  договора об ипотеке согласно
подпункту   26   пункта  1  статьи  333.33  Кодекса  должна  взиматься
государственная   пошлина   как   за  повторную  выдачу  свидетельства
физическим  лицам  в размере 100 рублей, юридическим лицам - в размере
300  рублей.  В  то же время, если изменения внесены в силу закона, то
государственная пошлина не уплачивается.

Начальник Управления
налогообложения доходов
физических лиц, исчисления и уплаты
государственной пошлины
                                                          В.М. Акимова