ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 5 апреля 2005 г. N 21-08/22742 (Д) (Извлечения) Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве направляет для использования в работе материалы всероссийского семинара-совещания, проходившего 25-26 марта 2005 года, по вопросам администрирования единого социального налога. Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве С.Х. Аминев 5 апреля 2005 г. N 21-08/22742 Приложение к письму Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 5 апреля 2005 года N 21-08/22742 ИЗМЕНЕНИЯ В РАСЧЕТАХ ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕСН И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В 2005 ГОДУ <...> Федеральным законом N 70-ФЗ статья 244 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнена пунктом 9, согласно которому урегулирован порядок представления индивидуальным предпринимателем отчетности по ЕСН и уплаты налога в случае прекращения деятельности до окончания календарного года (налогового периода). Индивидуальные предприниматели с 01.01.2005 в случае прекращения деятельности до окончания налогового периода обязаны не позднее 15 дней со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации по ЕСН, исчисленному за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности включительно, уплатить разницу между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с представленной налоговой декларацией, и суммой налога, уплаченной им в течение года. В пункт 6 статьи 244 Кодекса внесены изменения, устанавливающие обязанность для коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций представлять в налоговые органы данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за прошедший налоговый период. Согласно разъяснению Минфина России такая форма будет разработана в 2005 году для представления за 2006 год. До утверждения этой формы следует руководствоваться письмом МНС России от 15.12.2002 N СА-6-05/1920 "О порядке представления коллегиями адвокатов (иными адвокатскими образованиями) данных о суммах исчисленного за адвокатов ЕСН в IV квартале". Таким образом, возможно представление данными налогоплательщиками сведений за 2005 год в произвольной форме или на бланке декларации, действующей на момент представления их в налоговый орган. Изменения, внесенные в статью 241 Кодекса, а именно изменения шкалы регрессии, повлекли внесение изменений в раздел 2.1 авансового расчета по ЕСН за 2005 год, в том числе для исчисления суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. При этом механизм расчета налога в федеральный бюджет, определенный абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса, остался без изменения. Таким образом, из начисленной суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20 процентов (15,8%), сумма страховых взносов, начисленных по максимальному тарифу 14 процентов (10,3%), может быть исключена в полном объеме. В аналогичном порядке производится расчет в случае применения регрессии. В связи с отменой пункта 2 статьи 241 Кодекса расчеты уменьшились на раздел, в котором производился расчет условия на право применения регрессивных ставок налога. Таким образом, с 2005 года все без исключения организации должны в обязательном порядке воспользоваться регрессивными ставками, если налоговая база на каждое физическое лицо превысит установленные шкалой регрессии пределы (письмо ФНС России от 01.02.2005 N ММ-6-05/72@). Соответственно изменения, внесенные в пункт 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ, учтены в авансовых расчетах по СВ на ОПС в разделах 2 и 2.2. Во-первых, физические лица (и мужчины, и женщины), в пользу которых производятся выплаты, облагаемые страховыми взносами, будут распределяться не на три возрастные группы, а на две: до 1966 года рождения включительно и 1967 года рождения и моложе. Во-вторых, страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 года рождения, будут целиком направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Формирование накопительной части трудовой пенсии для указанных граждан не предусмотрено. В разделе 2 авансового расчета изменен порядок заполнения графы 6 (в декларации - графа 7, которая заполнялась страхователями, применяющими специальные налоговые режимы, в части застрахованных лиц, занятых в сферах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму). В 2005 году в авансовых расчетах данную графу должны заполнять страхователи, облагаемые по общему налоговому режиму, а также страхователи, облагаемые по общему налоговому режиму и одновременно применяющие специальные налоговые режимы, в части застрахованных лиц, занятых в сферах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму. Налогоплательщиками, применяющими только специальные налоговые режимы, графа 6 не заполняется. <...> Администрирование ЕСН включает в себя также судебную работу, проводимую налоговыми органами. Часто судами решения принимаются не в пользу налоговых органов. Теряются значительные суммы доначислений по налогу. Анализ представляемых на заключение материалов показывает следующее. Налоговыми органами подаются исковые заявления в судебные органы о взыскании сумм налога и налоговых санкций с плательщиков ЕСН при совершении последними налоговых правонарушений (предусмотренных, в частности, нормами п. 1 ст. 122 Кодекса), факты обнаружения которых отражаются в актах налоговых проверок, а также составляются отзывы на исковые заявления налогоплательщиков. Однако анализ материалов показал, что при проведении данной работы налоговыми органами не в полной мере используются права, предоставленные им арбитражно-процессуальным законодательством. Следует отметить, что налоговыми органами при подготовке отзывов на исковые заявления налогоплательщиков (или их представителей), апелляционных и кассационных жалоб в процессе судебного производства по тем или иным вопросам исчисления и уплаты ЕСН не всегда представляется судебным органам полная и достаточно аргументированная доказательная база и, как следствие, многие решения по делам судами принимаются в пользу налогоплательщиков. Кроме того, налоговые органы в ходе контрольной работы в части администрирования ЕСН путем участия в судебных разбирательствах, выступая как в качестве истцов, так и ответчиков, не всегда используют право апелляционного обжалования решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, предоставленное им нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Имеют место случаи, когда исковые заявления налогоплательщиков, рассмотренные в судах первой инстанции и удовлетворенные судами в их пользу, не получали дальнейшего хода, то есть ни апелляционные, ни кассационные жалобы налоговыми органами по таким делам не подавались. Также налоговыми органами не используются права, предоставленные главой 36 АПК РФ и наделяющие их правом на обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями или представлениями о пересмотре в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последних судебных актов, принятых по делам, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанных актов. Таким образом, неиспользование в работе прав, данных налоговым органам нормами АПК, создает незавершенные судебные прецеденты по ЕСН, складывающиеся не в пользу налоговых органов. <...> 1. В соответствии со статьей 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по ЕСН в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа. За непредставление декларации по ЕСН штраф исчисляется от суммы налога за налоговый период, отраженный по строке 0600 в графах 3, 5, 6 и по строке 0900 в графе 4, так как за непредставление расчетов по авансовым платежам статья 119 не применяется. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса, и не имеют правовых оснований для применения ответственности, установленной статьей 119 Кодекса. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена статьей 27 названного Закона. Однако ответственности за несвоевременное представление декларации (а также и расчетов) по страховым взносам указанной статьей Закона также не установлено. В случае непредставления плательщиком страховых взносов расчетов по авансовым платежам (деклараций) по СВ налоговые органы вправе привлечь должностное лицо плательщика СВ к административной ответственности согласно статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях. 2. В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Согласно пункту 3 статьи 9 Закона финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР. Таким образом, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в ПФР в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога. Следовательно, страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами. Пунктом 2 статьи 27 названного Закона установлена ответственность плательщиков страховых взносов за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий. Учитывая изложенное, ответственность за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется в соответствии с нормами Закона N 167-ФЗ. Кроме того, статьей 26 названного Закона установлено, что исполнение обязанностей по уплате СВ обеспечивается пенями. Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов налоговым органам следует руководствоваться Федеральным законом N 167-ФЗ, причем в этой части положения Кодекса не применяются. 3. По вопросу привлечения к налоговой ответственности на основании статьи 122 Кодекса в случае выявления налоговыми органами факта занижения единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, на сумму неуплаченных (не полностью уплаченных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует иметь в виду следующее. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 243 Кодекса сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган. При этом разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса. При применении статьи 122 Кодекса необходимо исходить из того, что ответственность, предусмотренная указанной статьей, наступает в связи с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика. Согласно сложившейся судебной практике суды отказывают налоговым органам в удовлетворении их требований по взысканию штрафа, установленного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, по фактам превышения в налоговом периоде примененного налогоплательщиком налогового вычета над суммой уплаченного страхового взноса за тот же период, основываясь на том, что сам по себе факт превышения суммы начисленных страховых взносов (налоговый вычет) над фактически уплаченной суммой страховых взносов в Пенсионный фонд не является документальным подтверждением факта неуплаты или неполной уплаты единого социального налога в федеральный бюджет по итогам налогового периода. Учитывая изложенное, применение ответственности, предусмотренной статьей 122 Кодекса, должно основываться на установлении и документальном подтверждении факта неуплаты или неполной уплаты единого социального налога в федеральный бюджет в результате занижения налоговой базы по итогам налогового периода, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика и осуществляться с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики. 4. По вопросу привлечения к ответственности ликвидированной организации. На основании пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса на основании сведений о ликвидации юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговый орган снимает указанную организацию с учета. На основании статьи 107 Кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут налогоплательщики. Учитывая изложенное, применение ответственности, предусмотренной статьей 119 Кодекса, после внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ и снятия организации с учета в налоговом органе невозможно в связи с отсутствием субъекта правонарушения. О привлечении к ответственности реорганизованной организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей Кодекса. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков. На основании пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Учитывая изложенное, в случае неисполнения реорганизованным юридическим лицом обязанности по представлению декларации по ЕСН такая обязанность, а также ответственность за несвоевременное представление декларации возлагается на правопреемника указанной организации. Начальник отдела декларирования Управления единого социального налога Федеральной налоговой службы А.Л. Шилова ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ <...> 1. Система и критерии отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок 1.1. Анализ информации внутренних и внешних источников При подготовке выездных налоговых проверок следует проанализировать данные информационных ресурсов ФНС России о налогоплательщиках, осуществляющих предпринимательскую деятельность (внутренние источники), и информацию, получаемую из внешних источников за три налоговых периода, непосредственно предшествующих году, в котором проводится анализ. Анализ предполагает сравнение соответствующих показателей последнего налогового периода и предыдущих налоговых периодов. Если по анализируемому налогоплательщику отсутствует информация предыдущих налоговых периодов, то анализируется информация за последний налоговый период. Внутренние источники информации 1. Материалы проверок соблюдения индивидуальными предпринимателями положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (полнота учета выручки, порядок применения контрольно-кассовой техники, выдача кассовых чеков). В случае если индивидуальный предприниматель не представляет налоговой декларации по единому социальному налогу, утвержденной приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 (далее - налоговая декларация по единому социальному налогу), или представляет "нулевые" налоговые декларации по единому социальному налогу, а по материалам проверок применения контрольно-кассовой техники установлено, что имеются доходы от предпринимательской деятельности, то на основе данной информации возможно сделать вывод о том, что индивидуальный предприниматель не отражает указанные доходы в налоговой декларации по единому социальному налогу. 2. База данных "Налоговая отчетность". Если индивидуальный предприниматель является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и единого социального налога, а результаты камеральных налоговых проверок свидетельствуют, что наибольшая часть от общей суммы доходов приходится на доходы, полученные от видов деятельности, облагаемых ЕНВД, и в то же время сумма расходов по строке 200 "Расходы, связанные с извлечением доходов" (далее - строка 200) налоговой декларации по единому социальному налогу составляет в структуре доходов (строка 100 налоговой декларации по единому социальному налогу) более 50 процентов, данная информация позволяет предположить, что индивидуальный предприниматель при исчислении единого социального налога включил в состав расходов расходы, связанные с извлечением доходов по видам деятельности, облагаемым ЕНВД. В случае если индивидуальный предприниматель получает доход (только или в том числе) в таможенном режиме экспорта при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, следует сопоставить сумму указанного дохода с данными налоговых деклараций по единому социальному налогу о доходах индивидуального предпринимателя за соответствующие налоговые периоды. При этом сумма доходов, отраженная в декларации по единому социальному налогу, должна быть не меньше суммы выручки, поступившей на счет (счета) экспортера от экспортных поставок товаров, работ, услуг. Следует иметь в виду, что выручка может поступить как на несколько счетов в одном банке, так и на счета в нескольких банках индивидуального предпринимателя-экспортера. Поэтому при анализе и сопоставлении суммы выручки, поступившей на счета экспортера от экспортных поставок товаров, работ, услуг, данные суммы необходимо суммировать. Если установлено, что показатель строки 100 налоговой декларации по единому социальному налогу индивидуального предпринимателя меньше показателя суммы дохода, полученного в связи с экспортом товаров, работ, услуг, отраженного по соответствующей строке налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, то это свидетельствует о возможном невключении доходов, полученных от экспортных поставок товаров, работ, услуг, в состав доходов налоговой базы по единому социальному налогу. <...> Внешние источники информации Одним из внешних источников информации является информация банков о движении по счетам денежных средств налогоплательщика. Сведения о суммах денежных средств, поступивших на расчетные счета налогоплательщика, представленные по запросу налогового органа банками, в которых открыты данные счета, сопоставляются с суммами доходов, которые отражены в налоговой декларации по единому социальному налогу. Если суммарный показатель доходов больше показателя строки 100 налоговой декларации по единому социальному налогу, уточняются суммы денежных средств, которые могут быть не отражены в бухгалтерской и налоговой отчетности. Особое внимание обращается на информацию органа исполнительной власти о предоставлении в аренду помещений для осуществления предпринимательской деятельности конкретными налогоплательщиками, представленную по запросу налогового органа, свидетельствующую о том, что налогоплательщик услуги по аренде помещений оплачивает наличными денежными средствами при одновременном отсутствии их на расчетных счетах (в кассе) рассматриваемого налогоплательщика (при этом показатель строки 100 налоговой декларации по единому социальному налогу равен 0). При анализе данной информации имеется возможность выявить налогоплательщиков, которые не отражают в бухгалтерской и налоговой отчетности полученные суммы доходов и в то же время расходуют денежные средства на собственные нужды, на приобретение материальных ценностей, закупку товаров для дальнейшей их реализации. Особый интерес из этой группы представляют налогоплательщики, арендующие большие площади и, следовательно, имеющие большие объемы товарооборота. Указанные основания являются достаточными для вывода о необходимости проведения выездной налоговой проверки, внесения банкам предложений о проведении ими проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций данными налогоплательщиками. 1.2. Критерии отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок Обязательному включению в план проведения выездных налоговых проверок по единому социальному налогу являются налогоплательщики, отнесенные к основным по следующему критерию: - начисления по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составляют не менее 60 процентов от суммы начислений по этому налогу всех налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей, включая глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств), состоящих на учете в налоговом органе. В значение начислений по единому социальному налогу не включаются суммы по пеням и санкциям. <...> Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок: 1) по результатам камеральных налоговых проверок: - налогоплательщики, допустившие наибольшее число нарушений контрольных соотношений и не представившие в ходе камеральной налоговой проверки сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты единого социального налога; - налогоплательщики, у которых по результатам контрольной работы (с использованием формы N 3-НДФЛ) установлены факты неотражения (неполного отражения) доходов; - налогоплательщики, у которых по результатам анализа формы N 3-НДФЛ установлены факты неправомерного включения сумм расходов в расходы, связанные с извлечением доходов; - налогоплательщики, у которых на основе анализа данных, полученных из информационных ресурсов: грузовой таможенной декларации; ведомости финансовых результатов (форма N 5-кх); сведений для персонифицированного учета (АДВ-11 с приложениями форм N СЗВ-4-1, СЗВ-4-2); копий справок учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающих установление инвалидности I, II, III групп, - были выявлены факты, свидетельствующие о неотражении (неполном отражении) доходов; - налогоплательщики, у которых по результатам анализа информации, полученной из внешних информационных ресурсов - книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций, выявлено неотражение (неполное отражение) доходов, неправомерное включение сумм расходов в расходы, связанные с извлечением доходов; - главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, необоснованно отразившие в составе расходов, связанных с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), расходы, не связанные с развитием КФХ; - главы КФХ, представившие "нулевые" налоговые декларации по ЕСН по основаниям подпункта 5 пункта 1 статьи 238 Кодекса и вместе с тем отразившие суммы доходов по строке 11 "Всего доходов" в графе 13 "Итого за год" формы N 5-кх; 2) по результатам анализа показателей предпринимательской деятельности (доходы, расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, результат от предпринимательской деятельности (налоговая база по единому социальному налогу) налогоплательщиков в разрезе видов деятельности (согласно ОК 029-2001 - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введен в действие с 1 января 2003 года) установлено следующее: - в налоговой декларации по единому социальному налогу показатель строки 100 за анализируемый период по сравнению с предыдущим годом резко снизился, кроме того, сумма доходов имеет наибольшее отклонение (до 50%) по сравнению с суммами доходов аналогичных налогоплательщиков; - в налоговой декларации по единому социальному налогу показатель строки 200 более 50 процентов показателя строки 100; - в налоговой декларации по единому социальному налогу показатель строки 200 по сравнению с аналогичным показателем предыдущих налоговых периодов существенно (свыше 50%) увеличился при уменьшении либо незначительном увеличении доходов; - в налоговой декларации по единому социальному налогу показатель строки 300 "Налоговая база" (далее - строка 300) значительно ниже (на 50%) по сравнению с соответствующим показателем налогоплательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности. При формировании окончательного списка налогоплательщиков, отбираемых для выездной налоговой проверки, в случае равноценности объектов выбора предпочтение рекомендуется отдавать налогоплательщикам, имеющим наибольшее количество показателей, служащих критериями отбора на выездные налоговые проверки. Одновременно следует учитывать результаты анализа внутренних и внешних источников информации, по которым сделаны выводы о возможном занижении единого социального налога налогоплательщиком в более крупных размерах. 2. Общие направления проведения выездных налоговых проверок Проверка проводится по следующим направлениям: - правильность определения налоговой базы; - правомерность применения налоговых льгот; - правомерность применения ставки налога; - соблюдение сроков и порядка уплаты единого социального налога. Проверку следует начать с проверки соответствия данных книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций (других регистров) с данными первичного бухгалтерского учета и их тождественности показателям налоговой отчетности, а именно: - сверить суммы по доходам, отраженным в первичных бухгалтерских документах, полученным наличным путем, с показателями установленного отчета по контрольно-кассовым машинам; - проверить тождественность сумм по доходам, содержащихся в первичных документах, с данными, отраженными в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций; - сопоставить данные первичных бухгалтерских документов (чеков, счетов-фактур и т.д.), подтверждающих приобретение материальных ресурсов, и своевременность отражения этой операции в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций с учетом вышеназванных особенностей на предмет уточнения расходов, связанных с извлечением доходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения единым социальным налогом; - провести помесячную арифметическую проверку сумм доходов и расходов; - сверить итоговые суммы доходов и расходов с данными, отраженными в налоговой декларации по ЕСН за соответствующий налоговый период. 2.1. Проверка доходов, учитываемых при определении налоговой базы у налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения 2.1.1. При проверке правильности определения доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщиков используется информация банков о движении по счетам налогоплательщика денежных средств, свидетельствующих о получении доходов от его предпринимательской деятельности. В случае выявления сумм доходов, не отраженных в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций налогоплательщика и в декларации по ЕСН, необходимо определить налоговую базу по единому социальному налогу с учетом таких сумм и доначислить единый социальный налог. 2.1.2. При установлении фактов оплаты по счетам организаций связи, коммунального хозяйства, других обслуживающих организаций наличными денежными средствами при отсутствии движения и остатков денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика следует установить источник, за счет которого произведены расходы. В случае если установлено, что доходы от предпринимательской деятельности, за счет которых произведены указанные расходы, не нашли отражения в налоговых декларациях по единому социальному налогу, следует произвести доначисление единого социального налога. 2.1.3. При проверке правильности определения налогоплательщиками доходов от предпринимательской деятельности используется информация от организаций, осуществляющих транспортные перевозки, либо органов ГИБДД МВД России, ЗАО "Российские железные дороги" и Минтранса России о перевозимых крупных партиях товаров, принадлежащих индивидуальному предпринимателю и (или) перевозимых в его адрес, оптовых баз и организаций - об оптовых покупателях (поставщиках) со значительным объемом полученных (поставленных) товаров, также проверяется тождественность сумм стоимости партий товаров, поставленных налогоплательщиком другим лицам, суммам доходов, отраженным им в налоговой декларации по единому социальному налогу. В ходе проверки данный анализ производится с целью выявления доходов, полученных от реализации крупных партий товаров, которые не включены налогоплательщиком в объект налогообложения единым социальным налогом. В таких случаях имеются основания для проверки правильности определения налоговой базы по единому социальному налогу. На основании данных книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций, документов, связанных с налогообложением единым социальным налогом, проверка выполняется сплошным методом за проверяемые периоды. В случае установления фактов несоответствия сумм стоимости партий товаров, поставленных налогоплательщиком другим лицам, суммам доходов, отраженным им в налоговой декларации по единому социальному налогу, необходимо уточнить налоговую базу по единому социальному налогу и доначислить единый социальный налог. 2.1.4. Установление в ходе выездной налоговой проверки факта отсутствия у налогоплательщика учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения этого учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить единый социальный налог, а также отказ налогоплательщика допустить проверяющих к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, дает право налоговому органу исчислить единый социальный налог расчетным путем на основании имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса). Если по проверяемому налогоплательщику в налоговом органе имеется информация о полученных доходах из внутренних и внешних источников (акты налоговых проверок, налоговые декларации по единому социальному налогу, НДС, налогу на доходы физических лиц, данные банков, контролирующих органов, других организаций), то при расчете суммы единого социального налога за проверяемый период используется также данная информация. При определении суммы единого социального налога, подлежащей внесению проверяемым налогоплательщиком в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам необходимо использовать данные информационных ресурсов, имеющиеся в налоговом органе (в т.ч. результаты налоговых проверок) по аналогичным налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в подобных (сопоставимых) условиях. <...> 2.3. Проверка доходов и расходов у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения наряду с общим режимом налогообложения Следует иметь в виду, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса. 2.3.1. Если по результатам проверок применения контрольно-кассовой техники установлено, что налогоплательщик наряду с осуществлением видов деятельности, облагаемых ЕНВД, осуществляет виды деятельности, в отношении которых применяется общий режим налогообложения, при этом налоговую декларацию по единому социальному налогу не представляет, уплату единого социального налога не производит, то в ходе проверки необходимо определить суммы доходов, относящихся к видам деятельности, в отношении которых применяется общий режим налогообложения, после чего определить налоговую базу по единому социальному налогу и доначислить сумму единого социального налога. 2.3.2. В ходе проверки налогоплательщика, применяющего наряду с ЕНВД общий режим налогообложения, необходимо установить наличие раздельного учета по соответствующим видам деятельности, а также проверить правильность распределения доходов и расходов между данными видами деятельности. Согласно пункту 7 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой уплачиваются налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом учет показателей, необходимых для исчисления ЕНВД (в случае нескольких видов деятельности), ведется раздельно по каждому виду деятельности. Если налогоплательщик при исчислении единого социального налога в состав расходов включил расходы, связанные с получением доходов по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, то на данную сумму необходимо увеличить налоговую базу по единому социальному налогу и доначислить единый социальный налог. Особое внимание уделяется анализу хозяйственных операций по учету сумм доходов, отнесенных к доходам, полученным по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, которые в случае их неправильного отнесения к доходам по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, могут оказать влияние на формирование налоговой базы по единому социальному налогу. В случае если налогоплательщик при исчислении единого социального налога не полностью включил в налоговую базу по единому социальному налогу сумму доходов по причине неправомерного их отнесения к доходам, полученным по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, на данную сумму необходимо также увеличить налоговую базу по единому социальному налогу и доначислить налог. Начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей, адвокатов и физических лиц Управления единого социального налога Федеральной налоговой службы О.В. Старикова О РАБОТЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ СХЕМ УХОДА ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОМ <...> Свести свои налоговые обязательства к минимуму - понятное желание всех налогоплательщиков. Нередко кое-кто из них пытается минимизировать налоги с помощью различных схем, итог применения которых один - огромные потери бюджета. При выявлении схем ухода от налогообложения перед налоговыми органами стоит проблема доказательства наличия умысла в действиях налогоплательщика, направленного на уход от налогообложения. На сегодня существует немало способов того, как уменьшить уплату положенных государству налогов. Но главный критерий всех схем - наличие умысла. Если сделка изначально имеет целью уход от уплаты налогов, то даже если эта сделка формально законна, она содержит в себе состав налогового правонарушения. Концепции минимизации налогообложения строятся на том, что сделки совершаются в соответствии с буквой закона, но имеют целью деяния, не совместимые с законом. Поэтому доказательством как раз является наличие умысла в действиях налогоплательщиков. Умысел доказывается по ряду признаков, характеризующих поведение конкретного лица. Сделать это далеко не просто, в чем и заключается проблема налоговых органов. Немалую роль в распространении способов ухода от налогообложения играют средства массовой информации. По единому социальному налогу вскоре после его введения также стали появляться публикации, рассказывающие, как можно данный налог уменьшить или не платить вовсе. <...> Анализ накопленной информации показывает, что большинство налогоплательщиков применяют схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, которые базируются на положениях главы 24 Кодекса, дающих налогоплательщикам возможность: - не уплачивать налог с выплат, не относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 Кодекса); - исключать из налогообложения суммы выплат в пользу физических лиц, не являющихся инвалидами, но работающих в общественных организациях инвалидов (подп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса); - расширительно толковать статью 238 Кодекса по исключению из налоговой базы сумм, не подлежащих налогообложению; - применять регрессивную шкалу налогообложения, установленную статьей 241 Кодекса. Наиболее распространенной является "конвертная" схема, когда начисление заработной платы не производится, а она выплачивается в конвертах. При применении данной схемы важно определить, что является источником таких выплат. Классическая "конвертная" схема, распространенная повсеместно, состоит в том, что налогоплательщики допускают неполное отражение в бухгалтерском учете выплаченной заработной платы, ее занижение порой ниже прожиточного уровня и установленного минимального размера оплаты труда в регионе. Источником для такой схемы может послужить неполное оприходование выручки. С целью определения объекта возможного нарушения целесообразно использовать свидетельские показания физических лиц (ст. 31, 90 Кодекса). Например, в случае когда бывший работник дает показания о неполном оприходовании выручки за определенный период, следует особое внимание обратить на результаты проверки контрольно-кассовой техники с целью выявления грубых нарушений правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что в свою очередь может явиться документальным подтверждением фактов, необходимых для применения пункта 3 статьи 120 Кодекса. Пример другой выявленной "конвертной" схемы состоит в следующем. Налогоплательщиком в полном объеме в бухгалтерском учете отражаются начисления выплат по трудовым договорам. Максимальная заработная плата выплачивается руководителю организации и превышает 600000 рублей. При этом налогоплательщиком выполняется условие на право применения регрессивной шкалы налогообложения и он исчисляет и уплачивает ЕСН с заработной платы руководителя по самым минимальным ставкам налога. Заработная плата остальных работников облагается ЕСН по более высоким или максимальным ставкам. Однако по информации, поступающей налоговым органам от внешних источников, работники организации получают неофициально (в конвертах) доплату к заработной плате за счет заработной платы, начисленной руководителю (из так называемого "фонда руководителя"). Наличные деньги выдаются работникам из "фонда руководителя" без документального оформления. Источники поступающей в налоговые органы информации устные, и доказать выдачу заработной платы в конвертах практически невозможно. Смысл данной схемы в том, что минимизируются суммы ЕСН за счет того, что часть зарплаты работников начисляется в пользу одного работника, в данном случае руководителя, и облагается по минимальным ставкам. Если бы зарплата начислялась в пользу тех работников, кому затем выплачивается, то она облагалась бы по более высоким ставкам. Как следует действовать в случаях, когда в ходе выездных налоговых проверок выявляется факт выплаты заработной платы в размерах значительно ниже, чем размер прожиточного уровня и установленный минимальный размер оплаты труда в регионе, чем на предприятиях аналогичной отрасли, и есть основание предполагать, что часть заработной платы выплачивается в конвертах? Необходимо установить факты отсутствия первичных бухгалтерских документов по начислению заработной платы, или отсутствия счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематического несвоевременного или неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности операций по начислению и выплате заработной платы, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика и т.п. То есть документально подтвердить факты, необходимые для использования пункта 3 статьи 120 Кодекса, и применить норму подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса - механизм доначисления ЕСН по аналогичному предприятию. <...> В целях применения механизма доначисления ЕСН по аналогичному предприятию необходимо выбрать два предприятия аналогичной отрасли и провести анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков, а именно: средняя численность работников, выплаты в пользу работников, налогооблагаемая база по ЕСН, выручка от реализации работ (услуг) рассматриваемого налогоплательщика по отраслевому принципу. В результате проведенного анализа установить отклонение от среднего уровня начисленных выплат в пользу работников и задекларированной налоговой базы по ЕСН, а также доли заработной платы в стоимостном объеме выручки и с учетом вышеназванных действий произвести доначисление ЕСН на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. Сигналом для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих "конвертную" схему, как правило, служат: 1) жалобы физических лиц на бывших работодателей о неполном отражении в бухгалтерском учете выплаченной заработной платы либо о полном сокрытии их заработной платы. Такие заявления зачастую поступают от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости; 2) информация, поступающая из других внешних источников. <...> Следующая схема. Налогоплательщики для уменьшения сумм ЕСН заключают с работниками гражданско-правовые договоры (договор подряда или договор возмездного оказания услуг), тогда как фактически эти договоры имеют признаки трудового договора. В результате этого налогоплательщиками занижается налогооблагаемая база по ЕСН в части, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации. В ходе проведения проверки таких налогоплательщиков следует проанализировать содержание договоров гражданско-правового характера (договора подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), по которым осуществлялись выплаты работникам организации, на предмет их возможного отнесения к трудовым договорам, а именно, наличие в договорах гражданско-правового характера существенных условий трудового договора, удовлетворяющих требованиям статей 11, 15, 16, 20 Трудового кодекса. Условия труда граждан, выполняющих работу по трудовому договору (контракту) и гражданско-правовому договору, существенным образом различаются. Поэтому проверяющим необходимо установить: - зачислен ли работник в штат предприятия, так как при заключении трудового договора работник зачисляется в штат предприятия (постоянный состав сотрудников). К штатному персоналу относятся и лица, работающие на предприятии по совместительству. Заключение же гражданско-правового договора не является основанием для зачисления физического лица - исполнителя работ по данному договору в штат предприятия; - подчиняется ли работник правилам внутреннего трудового распорядка, так как при реализации гражданско-правового договора работа выполняется на свой страх и риск без подчинения правилам внутреннего трудового распорядка; - по трудовому договору администрация предприятия обеспечивает работнику условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, коллективным и трудовым договором (контрактом), а по гражданско-правовому договору работник самостоятельно организует свой труд; - при реализации трудового договора социальная защищенность работников предусмотрена Трудовым кодексом, например, право на отпуск, оплата листка нетрудоспособности и т.д., а при выполнении гражданско-правового договора она отсутствует. Если в ходе проверки установлен факт выполнения физическим лицом работы по гражданско-правовому договору на условиях трудового договора, то вознаграждение, выплаченное по такому гражданско-правовому договору, следует отнести к выплатам по трудовому договору. По результатам выездной налоговой проверки устанавливается занижение налоговой базы по ЕСН в Фонд социального страхования и производится доначисление налога в части, зачисляемой в этот Фонд. При возникновении споров и жалоб налогоплательщиков по данному вопросу информацию следует передавать в государственные инспекции труда с последующей передачей материалов в арбитражный суд с целью признания таких договоров трудовыми. <...> Отмечаются случаи заключения договора купли-продажи, вознаграждение по которому не подлежит налогообложению единым социальным налогом, вместо заключения авторского договора, вознаграждение по которому налогом облагается. Например, организация заключает с физическим лицом (автором) договор на покупку компьютерной программы, специально созданной автором для использования в этой организации, и выплачивает за нее определенную денежную сумму, которая на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 236 Кодекса не облагается ЕСН. Налоговым органам следует доказать, что в данной ситуации должен быть заключен авторский договор по следующим основаниям. В гражданском законодательстве различают три категории имущественных прав: вещные права, права на результаты интеллектуальной деятельности и обязательственные права. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности законодателем рассматриваются как интеллектуальная собственность (ст. 128, 138 Гражданского кодекса). Правовое регулирование отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности, осуществляется специальным законодательством. Положения раздела II части первой Гражданского кодекса о праве собственности и других вещных правах на интеллектуальную собственность не распространяются. Передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, от их обладателей другим лицам производится по лицензионным и авторским договорам, но не по договорам купли-продажи. Учитывая, что компьютерная программа была разработана специально для использования в этой организации, с автором должен быть заключен авторский договор, вознаграждение по которому подлежит обложению единым социальным налогом. Выявлена и пресечена схема ухода от налогообложения ЕСН, при которой в договор купли-продажи включались лица, не имеющие права на собственность. Организация заключила договор купли-продажи с физическими лицами, состоящими с ней в трудовых отношениях, на покупку комплекта документации "ноу-хау", при этом стороны квалифицировали комплект документации как объект интеллектуальной собственности. Как выяснилось в ходе проверки на основании статей 31, 90 Кодекса путем опроса свидетелей (продавцов), денежные средства за реализацию комплекта документации получили работники предприятия (сторож, уборщица, грузчик и другие работники), не участвовавшие в разработке "ноу-хау", и полученные денежные средства воспринимали как премию. В данном случае налоговые органы должны затребовать комплект документов, составляющих предмет "ноу-хау", и документов, свидетельствующих об оценке объекта "ноу-хау". Если в результате контрольных мероприятий будет установлено, что комплект документов не относится к объекту интеллектуальной собственности, то выплату денежных средств следует квалифицировать как выплаты в пользу работников и на выплаченные суммы доначислить ЕСН с начислением пеней и применением санкций. Если в результате контрольных мероприятий будет установлено, что комплект документов относится к объекту интеллектуальной собственности, то следует учитывать, что передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, от их обладателей другим лицам производится по лицензионным и авторским договорам, но не по договорам купли-продажи. То есть организация должна была заключить лицензионный или авторский договор, вознаграждение по которому также подлежит налогообложению ЕСН. Часто организации производят выплаты работникам и неправомерно относят их на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Например, на предприятии разработано Положение о применении коэффициента трудового участия (КТУ), в соответствии с которым надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде выплачивались из прибыли в зависимости от объемов фактически выполненных работ и от трудового вклада работника в общие результаты работы. Величина КТУ рассчитывалась ежемесячно. Предприятие неправомерно применяло пункт 3 статьи 236 Кодекса, поскольку выплаты по КТУ фактически являются расходами на оплату труда, которые должны включаться в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и соответственно должны облагаться ЕСН. <...> Выявлена схема уклонения от уплаты единого социального налога посредством выплаты заработной платы работникам через страховую компанию. Данная схема была выявлена после получения информации от Управления по налоговым преступлениям, в которой сообщалось, что сотрудниками органов внутренних дел в ходе проверки филиалов страховых компаний были обнаружены платежные ведомости по выплатам в пользу работников одного из предприятий. Выездная налоговая проверка (назначенная по данному факту) показала, что предприятие производило перечисление страховых взносов по так называемым "договорам страхования строительно-монтажных работ", заключенным со страховыми компаниями. Страховые компании взносы по договорам "страхования строительно-монтажных работ" перезачисляли в страховые взносы по договорам страхования жизни работников предприятия. Договоры страхования жизни работников предприятия с филиалами страховых компаний не были заключены. Страховые выплаты работникам организации производились непосредственно в кассе предприятия на всю сумму перечисленных страховых взносов в данные страховые организации и не облагались единым социальным налогом. При этом проверкой было установлено, что перечисления, производимые предприятием страховой компании, не соответствовали подпункту 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса как страховые взносы, не облагаемые единым социальным налогом, поскольку страховые события не произошли, договоры страхования между страховыми компаниями и работниками не установлены. При этом данные суммы не были включены в налоговую базу по ЕСН. <...> В случае когда налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки выявляется факт выплаты заработной платы в виде страховых премий, необходимо доказать фиктивность заключенных договоров страхования, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса. В ходе проверки организаций, использующих услуги страховых организаций, необходимо сопоставить данные бухучета об изменении объемов выплат по зарплате с фактическими данными по выплате страхового обеспечения сотрудникам таких организаций. Кроме того, следует проверить: - соблюдаются ли условия договора страхования в части уплаты страховых взносов (например, страховые взносы по заключенным договорам должны вносить работники, а фактически их уплачивала организация, в которой они работают); - каким образом осуществляются выплаты застрахованным работникам (при наступлении страхового случая или без наступления страхового случая); - выявить несоблюдение других условий договоров (например, уменьшение страховых сумм на основании писем организаций-клиентов, хотя в договорах страхования это не предусматривалось). При проверке страховых компаний проверяющим следует изучить документы иных лиц, включая страхователей, и при необходимости провести встречные проверки. Особое внимание при проверке страховых компаний следует обращать на факты нарушения порядка формирования страховых резервов, а также на факты увеличения объемов страховых взносов, в частности, по договорам долгосрочного страхования жизни. Положительный результат при проверке страховых компаний дает взаимодействие налоговых органов и органов страхнадзора в части взаимного информирования о возможных нарушениях страхового и налогового законодательства страховыми компаниями. <...> Кроме того, при проведении контрольных мероприятий по ЕСН выявляются следующие схемы ухода от налогообложения и методы оптимизации уплаты налога: - нарушение срока возврата подотчетных сумм и их использование в интересах работника; выдача наличных денежных средств подотчетным лицам, не отчитавшимся полностью по ранее полученным суммам; передача подотчетных сумм третьим лицам; <...> - неотражение налогоплательщиками в расчетах и декларациях по строке 0800 возмещенных исполнительным органом ФСС на счет налогоплательщика сумм расходов, произведенных на цели государственного социального страхования; - невключение в налоговую базу выплат отпускных при отзыве работников из отпуска. При этом письменные заявления от работников о замене части отпуска денежной компенсацией не поступали. В приказах об отзыве из отпуска об этом ничего не сказано. Следовательно, данные выплаты нельзя отнести к денежной компенсации за неиспользованный отпуск; - невключение в налоговую базу сумм компенсационных выплат за неиспользованный отпуск неуволенным сотрудникам организации; - увольнение работника с выплатой денежной компенсации за неиспользованный отпуск и прием этого же лица через месяц на работу в ту же организацию. <...> В заключение хотелось бы отметить, что проблема ликвидации так называемых "законных" схем ухода от налогообложения единым социальным налогом, основанных на действующих нормах главы 24 Налогового кодекса, в первую очередь может быть решена путем внесения изменений в законодательство. Как минимум отмена пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса, редакционная доработка норм статьи 239 Налогового кодекса позволят ликвидировать наиболее распространенные из них. Предложения по совершенствованию законодательства по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представлены в Министерство финансов Российской Федерации. Советник отдела налогообложения юридических лиц Управления единого социального налога Федеральной налоговой службы Е.Ю. Кнышева ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК ОТЧЕТНОСТИ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ При проведении камеральных налоговых проверок деклараций по единому социальному налогу за 2004 год необходимо учитывать следующее. Проверка правильности исчисления налоговой базы Для проверки правильности определения налоговой базы по ЕСН в качестве источника дополнительной информации может быть истребована сводная форма первичного учета по налогу, в которой налогоплательщик во исполнение пункта 4 статьи 243 Кодекса обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, налога, относящегося к ним, других показателей по каждому физическому лицу, в пользу которого начислялись выплаты. В необходимых случаях форма первичного учета может быть истребована по отдельным физическим лицам, например, инвалидам, по выплатам в пользу которых предоставляются льготы. Формы такого учета рекомендованы приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443. В силу пункта 3 статьи 238 Кодекса налоговая база по ЕСН в ФСС России меньше налоговой базы по ЕСН в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования на сумму вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам. Если разница в налоговых базах за счет выплат по указанным договорам превышает 20 и более процентов, рекомендуем данный факт проверить углубленно в ходе камеральной проверки. Если налогоплательщиком обоснованные объяснения не представлены, у него истребуются дополнительные документы о выплатах и вознаграждениях, начисленных в проверяемом периоде по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам. Если налогоплательщиком на основании трудовых и гражданско-правовых договоров производятся выплаты только в денежной форме в пользу физических лиц и эти выплаты включены в налоговую базу по ЕСН (при отсутствии льгот), то сумма налоговой базы сравнивается со строкой "Денежные средства, направленные на оплату труда" отчета о движении денежных средств (форма N 4). Если налоговая база по ЕСН меньше показателя данной строки более чем на 20 процентов, то могут быть истребованы дополнительные подтверждающие документы: по учету труда (например, формы N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-3 "Штатное расписание" и т.п.) и его оплаты по выплатам и вознаграждениям, начисленным в проверяемом периоде по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам в части рассматриваемого нарушения. Может быть истребована также унифицированная форма госстатнаблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", представляемая налогоплательщиком в органы Росстата. Если организацией в декларации по ЕСН указана незначительная сумма налоговой базы, то анализируются показатели деклараций по другим налогам и бухгалтерской отчетности, которые свидетельствуют о высоких объемах произведенной (реализованной) продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Если сумма по ЕСН не более 10 процентов суммы НДС, исчисленной также от стоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг, целесообразно проанализировать показатель "Материальные расходы, относящиеся к расходам текущего налогового периода, за исключением расходов, относящихся к прямым" (строка 030), а также показатель "Другие расходы" (строка 100) приложения 2 к листу 02 формы декларации по налогу на прибыль организаций. Указанные суммы косвенно могут свидетельствовать о том, что выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц оформляются в виде таких расходов и являются "конвертной" формой оплаты труда. Вместе с тем данные расходы могут быть не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и являются необоснованными. При назначении такого налогоплательщика на выездную налоговую проверку можно установить, что такие материальные ценности не числятся у налогоплательщика, в то же время можно выявить факты, свидетельствующие о перечислении денежных средств на расчетные (лицевые) счета физических лиц. Также для проверки правильности формирования налоговой базы по ЕСН может быть использована налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (далее - Налоговая карточка) в части раздела "Расчет налоговой базы и налога на доходы физических лиц по коду "Вознаграждение (заработная плата и другие выплаты во исполнение трудового договора, денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц, произведенные в денежной форме) за выполнение трудовых или иных обязанностей (включая выплаты по гражданско-правовым договорам, кроме авторских вознаграждений, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в Российской Федерации или за ее пределами; вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа)" (далее - по коду Вознаграждение). В отношении налогоплательщиков, представляющих "нулевую" декларацию по ЕСН, потребуются дополнительные документы, если устанавливается, что в форме N 4 годовой бухгалтерской отчетности "Отчет о движении денежных средств" по строке "Денежные средства, направленные на оплату труда" отражены показатели или в Налоговой карточке по коду Вознаграждение также отражены показатели, свидетельствующие о выплатах, произведенных в пользу физических лиц. В этих случаях у налогоплательщика могут истребоваться: - копии трудовых, гражданско-правовых, авторских договоров, копии актов о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору; - документы по учету труда (например, формы N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-3 "Штатное расписание" и т.п.) и его оплаты, включая табели учета рабочего времени и расчет оплаты труда, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости, другие документы бухгалтерского учета, которые ведутся налогоплательщиком при осуществлении им хозяйственной деятельности. Кроме того, может быть истребована унифицированная форма госстатнаблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", представляемая налогоплательщиком в органы Росстата. На основании пункта 2 статьи 86 Кодекса может быть направлен запрос в банк о представлении информации (справки банка) по операциям и счетам налогоплательщика, свидетельствующей о перечислении выплат и вознаграждений по указанным договорам на расчетные (лицевые) счета физическим лицам. Если по результатам камеральной проверки с истребованием указанных документов нулевые значения налоговой базы по налогу не подтверждаются, а информации для доначисления налога недостаточно или объем истребуемых документов значителен, то такой налогоплательщик подлежит включению в план проведения выездных налоговых проверок. Перечисленные документы также могут быть истребованы в том случае, если налогоплательщик все суммы выплат, производимых в пользу физических лиц, относит к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (п. 3 ст. 236 Кодекса), или включает их в строку 100 декларации как не подлежащие налогообложению на основании статьи 238 Кодекса. Также они истребуются, если в декларации по ЕСН по строке 1200 отражаются суммы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Кодекса, а налогоплательщик не относится к органам государственной власти, перечисленным в этом пункте, или есть основания полагать, что имеет место занижение налоговой базы за счет освобождения от налогообложения выплат, произведенных не в пользу лиц, перечисленных в указанном пункте. <...> При проверке отчетности за 2004 и 2005 годы необходимо учитывать, что имеются различия при применении норм статьи 238 Кодекса, так как утратили силу подпункты 8, 13, 14 пункта 1, пункт 2 этой статьи, а также введен в действие пункт 15. Поэтому при камеральной проверке отчетности по ЕСН за 2005 год следует уделить особое внимание таким налогоплательщикам, которые в предыдущие годы заявляли при освобождении от уплаты ЕСН суммы, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 238 Кодекса, здесь имеются резервы дополнительно начислить ЕСН. При необходимости рекомендуется также истребовать документы в вышеуказанном порядке. Камеральную проверку целесообразно проводить с использованием внешних источников информации. При проверке деклараций по ЕСН налогоплательщиков, которые не пользуются налоговыми льготами, необходимо использовать данные, представляемые ими в Пенсионный фонд, и провести сверку суммы ЕСН в федеральный бюджет с данными, отраженными в разделе "Справочно (в целом по организации) о начисленных взносах в ПФР (итого) отчетной формы N АДВ-10 "Сводная ведомость форм документов СЗВ-3, передаваемых работодателем в ПФР". В 2004 году при отсутствии льгот у работников, не являющихся застрахованными лицами в целях применения Федерального закона N 167-ФЗ, базы для исчисления ЕСН и страховых взносов должны быть равны, а сумма начисленного ЕСН - в 2 раза превышать сумму начисленных страховых взносов. Проверка правомерности применения налоговых льгот При камеральной проверке деклараций за 2004 год следует учитывать, что налоговые льготы согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса применялись организациями любых организационно-правовых форм в части выплат и вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, то есть работающего на основании трудового договора. В 2004 году на выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II или III группы по гражданско-правовым или авторским договорам, льготы не распространялись. Правомерность использования льготы за 2004 год организацией проверяется налоговым органом в разделах 3 и 3.1 декларации по ЕСН, в которых отражаются: - список инвалидов, работающих по трудовым договорам; - номера и даты выдачи им справок учреждениями медико-социальной экспертизы, которые подтверждают факт инвалидности; - суммы выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III группы. По каждому работнику-инвалиду сумма льготируемых выплат в течение налогового периода не должна превышать 100000 рублей. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом N 70-ФЗ указанные организации налоговые льготы согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса будут применять не только по трудовым договорам, но также в отношении выплат и вознаграждений по гражданско-правовым и авторским договорам, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. В ходе камеральной проверки заявленные суммы льготируемых выплат проверяются путем истребования у налогоплательщиков: - справок или заверенных в установленном порядке копий справок учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающих наличие инвалидности у таких физических лиц. В подтверждение правомерности применения льготы налогоплательщиками также могут быть представлены: - справки или копии справок, выданных врачебно-трудовыми экспертными комиссиями в период их деятельности до 1 сентября 1996 года; - формы учета по труду N Т-2 "Личная карточка работника", расчетно-платежные документы организации, подтверждающие суммы выплат, начисленных по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам в пользу работников - до 2005 года, физических лиц - с 01.01.2005, являющихся инвалидами I, II или III группы. Данные документы должны быть истребованы не реже одного раза за налоговый период, а в случае необходимости применение льготы в проверяемом периоде должно быть подтверждено налогоплательщиком повторно. Например, если в ходе камеральной проверки по итогам 2004 года будет выявлено, что согласно справке, представленной по итогам 9 месяцев, срок, на который установлена инвалидность конкретного работника-инвалида, уже истек, а выплаты в его пользу отнесены налогоплательщиком в последнем квартале 2004 года в состав льготируемых. <...> Проверка обоснованности применения регрессивных ставок налога (регрессивных тарифов страховых взносов) До 1 января 2005 года действовал пункт 2 статьи 241 Кодекса, в соответствии с которым производился расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН. <...> С 01.01.2005 Федеральным законом N 70-ФЗ пункт 2 статьи 241 Кодекса отменен и налогоплательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, исчисляют налог по ставкам, а страховые взносы - по тарифам в зависимости от фактической величины базы нарастающим итогом с начала года без расчета каких-либо условий на право применения регресса. При этом налоговая база по ЕСН и база по страховым взносам в части видов деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму как до 2005, так и с 01.01.2005, должны быть одинаковыми (строка 0100 (графа 3) отчетности по ЕСН = строка 0100 (графа 7) отчетности по страховым взносам). Осуществляя камеральные проверки деклараций по ЕСН за 2004 год, обратите внимание на второе предложение абзаца второго статьи 243 Кодекса, которое звучит так: "При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период". Указанная норма будет проверяться через контрольные соотношения, которые доведены письмом ФНС России от 22.03.2005 N ГВ-6-05/217. Контрольным соотношением предусмотрено сумму ЕСН в ФБ, исчисленную, например, по ставке 28 процентов, сравнивать с суммой налогового вычета, исчисленного по тарифу 14 процентов. <...> При таком подходе данная норма будет выполняться. С 2005 года аналогично сумма налогового вычета в 14 процентов должна сравниваться с суммой ЕСН в ФБ по ставке 20 процентов, а не по ставке 6 процентов. Проверка правильности применения налогового вычета Пунктом 2 статьи 243 Кодекса дано понятие налогового вычета как суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую уменьшается ЕСН (авансовый платеж по налогу), подлежащий зачислению в федеральный бюджет. Судебная арбитражная практика также подтверждает, что налоговый вычет при исчислении ЕСН в федеральный бюджет должен применяться именно в сумме начисленных страховых взносов, что следует из буквального прочтения абзаца второго пункта 2 статьи 243 Кодекса. В ходе камеральной проверки деклараций по ЕСН и страховым взносам за 2004 год налоговыми органами осуществляется контроль за уплатой налогоплательщиками ЕСН и страховых взносов путем определения разницы между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов. Если по результатам камеральной проверки установлено, что налогоплательщиком налоговый вычет применен в сумме меньшей, чем начислено страховых взносов, то налоговым органом: - устанавливается факт занижения налогоплательщиком суммы налогового вычета при расчете ЕСН в федеральный бюджет; - в информационном ресурсе по камеральным налоговым проверкам в графе "по данным налогового органа" в разделе 2 по строке 0300 графы 3 декларации по ЕСН отражается сумма налогового вычета в размере суммы страховых взносов, начисленной в разделе 2 по строке 0200 графы 6 (при отсутствии спецрежимов) или графы 7 (при наличии спецрежимов и общего налогового режима) декларации по страховым взносам; - устанавливается факт завышения налогоплательщиком суммы ЕСН в федеральный бюджет за счет занижения налогового вычета; - в информационном ресурсе по камеральным налоговым проверкам в графе "по данным налогового органа" производится перерасчет суммы ЕСН в федеральный бюджет к уменьшению в связи с применением налогового вычета в размере начисленных страховых взносов. В докладной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа отражается факт завышения ЕСН в федеральный бюджет в связи с занижением суммы примененного налогового вычета и даются предложения о принятии соответствующего решения согласно пункту 2 статьи 101 Кодекса. Если по результатам камеральной налоговой проверки кроме того устанавливается положительная разница между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами, то помимо вышеуказанных действий налоговыми органами доначисляется ЕСН в федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов и вносятся предложения о принятии соответствующего решения согласно пункту 2 статьи 101 Кодекса. В случае если налогоплательщик уплачивает сумму недоимки по страховым взносам, налоговые органы в рамках контрольной работы уменьшают соответствующую сумму доначислений по ЕСН. В целях определения разницы: - отдельно по каждому коду Классификации доходов бюджетов Российской Федерации по карточкам лицевых счетов (далее - КЛС) уточняются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за год и сравниваются с показателями, отраженными в декларации по страховым взносам. Если суммы начисленных, а также фактически уплаченных страховых взносов за налоговый период, отраженные в карточках лицевых счетов, отличаются от показателей, заявленных плательщиком в декларации по страховым взносам, то плательщиком проводится сверка расчетов в порядке, предусмотренном Рекомендациями по порядку ведения карточек лицевых счетов налогоплательщиков, утвержденными приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411. Приказом МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483@ утверждены формы по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и методические указания по их заполнению. В настоящее время в этот приказ вносятся дополнения в части страховых взносов. Начисление пеней на возникшую недоимку по ЕСН, доначисленную в виде разницы между начисленными и уплаченными страховыми взносами по итогам налогового периода, производится с 15 апреля 2005 года по ЕСН в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что в случае неуплаты страховых взносов в КЛС налогоплательщика наряду с недоимкой, доначисленной по ЕСН по указанному основанию, числится сумма недоимки по страховым взносам до полного ее погашения (включая погашение при взыскании в судебном порядке органами ПФР). На нее начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ, также по каждому коду Классификации доходов бюджетов Российской Федерации на страховую и накопительную части трудовой пенсии. До 2005 года налоговые органы в ходе контрольной работы доначисляли ЕСН в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и разницу согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 Кодекса. Страховые взносы не доначислялись. С 2005 года доначислению подлежат три суммы: ЕСН, страховые взносы и сумма разницы между начисленными и неуплаченными страховыми взносами, признаваемая занижением ЕСН в федеральный бюджет. Если налогоплательщики применяют только специальные налоговые режимы, то расчет положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными страховыми взносами не производится, поскольку данные налогоплательщики не являются плательщиками ЕСН. Если налогоплательщики применяют специальные налоговые режимы и одновременно осуществляют виды деятельности, облагаемые по общему налоговому режиму, то расчет положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными за тот же период страховыми взносами производится только в части страховых взносов, начисленных на выплаты и вознаграждения в пользу застрахованных лиц, занятых в видах деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму: - в декларации по страховым взносам за 2004 год эти суммы отражаются в разделе 2.1, строка 015 графы 4. В отношении налогоплательщиков, применяющих общий налоговый режим и использующих при исчислении ЕСН налоговые льготы по статье 239 Кодекса, следует иметь в виду, что налоговый вычет применяется ими в полной сумме начисленных страховых взносов. Особенности при расчете положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными за тот же период страховыми взносами отсутствуют. По результатам камеральной проверки разница подлежит доначислению по ЕСН также и в том случае, если в связи с применением налоговых льгот у налогоплательщика отсутствует сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет. При проверке правильности отражения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, используется форма N 4-ФСС. При камеральной проверке деклараций по ЕСН следует провести сверку произведенных налогоплательщиком расходов на цели государственного социального страхования с данными раздела I формы N 4-ФСС. Также необходимо использовать решения отделений ФСС о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, которые ими направляются в налоговые органы в порядке взаимодействия в ходе проведения контрольной работы. Сумма расходов, не принятых к зачету исполнительным органом Фонда, отражается налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 раздела I формы N 4-ФСС. Если налогоплательщиком не представлена уточненная декларация по налогу в связи с непринятием ФСС части сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, то он подлежит включению в план проведения выездных налоговых проверок. Непосредственно решения ФСС не являются документом, на основании которого можно доначислять ЕСН. В случае превышения суммы расходов по государственному социальному страхованию над суммой исчисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС, средства на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию налогоплательщику выделяются отделением ФСС в порядке, установленном пунктом 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС России от 09.03.2004 N 22. Налоговыми органами возврат (зачет) ЕСН производится только в случае наличия переплаты по налогу в ФСС в денежном выражении. Страховые взносы Законом N 70-ФЗ с 1 января 2005 года на налоговые органы дополнительно возложена обязанность по контролю за правильностью начисления страховых взносов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Поэтому с 1 января 2005 года налоговые органы в отношении страховых взносов осуществляют мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, в том числе камеральные проверки правильности их начисления и уплаты. <...> Учитывая, что обязанность по контролю правильности исчисления страховых взносов у налоговых органов возникла только с 01.01.2005, в ходе выездных налоговых проверок за периоды до 01.01.2005 налоговыми органами осуществляется контроль за уплатой страховых взносов на основании абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Кодекса через проверку налогового вычета при исчислении единого социального налога в федеральный бюджет. Для проведения контрольных мероприятий правильности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды 2002-2004 годов правовых оснований не имеется. Советник отдела декларирования Управления единого социального налога Федеральной налоговой службы В.И. Гавришова |