ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВЫВОДУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 27.05.05 1924-IV ГД

            ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
            СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРАВИТЕЛЬСТВУ
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ
        ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВЫВОДУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
          ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
        КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ И ТАРИФАМИ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ
           УСЛУГИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН
        ПРИ ОПЛАТЕ ИМИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                            27 мая 2005 г.
                             N 1924-IV ГД

                                (НТЦС)


     Государственная Дума Федерального Собрания  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Принять обращение Государственной Думы  Федерального  Собрания
Российской   Федерации   "К   Правительству   Российской  Федерации  о
неотложных  мерах  по   развитию   жилищного   строительства,   выводу
жилищно-коммунального     хозяйства     из     кризиса,    обеспечению
государственного контроля за ценами и тарифами на жилищно-коммунальные
услуги и социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилого
помещения и коммунальных услуг".
     2. Направить  настоящее  Постановление  и  указанное  Обращение в
Правительство Российской Федерации.
     3. Направить  настоящее  Постановление  и  указанное  Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
     4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                           Б.В.Грызлов
27 мая 2005 г.
N 1924-IV ГД


                    ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
              ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          К Правительству Российской Федерации о неотложных
          мерах по развитию жилищного строительства, выводу
       жилищно-коммунального хозяйства из кризиса, обеспечению
          государственного контроля за ценами и тарифами на
          жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержки
         малоимущих граждан при оплате ими жилого помещения и
                          коммунальных услуг

     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
отмечает,  что  жилищно-коммунальное   хозяйство   страны   продолжает
находиться   в   состоянии  кризиса.  До  настоящего  времени  реформы
жилищно-коммунального  хозяйства,  начатые  в  1997  году,   не   дали
необходимых результатов.
     Объем жилищного  строительства  составляет  только  половину   от
объема жилищного строительства, достигнутого пятнадцать лет назад, что
не только не обеспечивает решение жилищной  проблемы,  но  и  даже  не
компенсирует  износ  жилищного  фонда.  По  данным  Федеральной службы
государственной статистики  и  других  органов  исполнительной  власти
Российской Федерации,  за период с 1997 по 2003 год количество ветхого
и аварийного жилья увеличилось с  42,3  до  91,3  миллиона  квадратных
метров  и  ежегодно  продолжает  увеличиваться  почти  на  5 миллионов
квадратных метров.  В течение последних пяти лет  темпы  роста  цен  и
тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  значительно превышают темпы
роста доходов населения.  При этом  финансовое  положение  организаций
коммунального комплекса не улучшается,  а качество предоставляемых ими
жилищно-коммунальных услуг остается низким.
     Многие граждане   испытывают   затруднения   при   оплате  жилого
помещения   и   коммунальных   услуг.    Система    адресной    помощи
малообеспеченным гражданам в виде предоставления им субсидий на оплату
жилого помещения  и  коммунальных  услуг  во  многом  основывается  на
решениях   органов   государственной   власти   субъектов   Российской
Федерации,  принимаемых исходя из финансовых возможностей региональных
бюджетов. Это приводит к существенной дифференциации уровня социальной
защиты граждан в зависимости от места их жительства и уровня бюджетной
обеспеченности   субъектов   Российской   Федерации.   Для   одинокого
пенсионера,  имеющего  жилое  помещение,  площадь  которого  превышает
нормативную   площадь   жилого  помещения,  используемую  для  расчета
субсидий,  в условиях роста  цен  и  тарифов  на  жилищно-коммунальные
услуги такое субсидирование становится неэффективным.
     Сложившееся положение    в     жилищно-коммунальном     хозяйстве
обусловлено  многими  факторами,  в том числе сохраняющимся характером
нерыночных  отношений  в  сфере  жилищно-коммунальных  услуг,   низкой
эффективностью    системы    регулирования    цен    и    тарифов   на
жилищно-коммунальные  услуги,  а  также  отсутствием  государственного
контроля за экономической обоснованностью регулируемых цен и тарифов.
     Государственная Дума  отмечает,  что  деятельность  Правительства
Российской  Федерации  по созданию институциональных основ для решения
проблемы   жилищного    строительства    и    осуществления    реформы
жилищно-коммунального хозяйства имеет бессистемный характер.
     В период 1999-2003 годов Государственной Думой был принят  только
один  внесенный Правительством Российской Федерации федеральный закон,
который регулирует отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и
которым  вносились  изменения  только  в одну статью Закона Российской
Федерации от 24 декабря 1992 года N  4218-I  "Об  основах  федеральной
жилищной   политики"   в  части  вопросов,  касающихся  оплаты  жилого
помещения и коммунальных услуг.
     Не обеспечены цели, определенные на первом этапе (2002-2004 годы)
реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в
первую  очередь  в  части  реализации  подпрограмм  "Реформирование  и
модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской  Федерации"  и
"Переселение  граждан  Российской  Федерации  из  ветхого и аварийного
жилищного фонда".
     В сложившейся  ситуации  депутаты  Государственной  Думы  в целях
реализации поставленной в  Послании  Президента  Российской  Федерации
Федеральному  Собранию  Российской  Федерации  в  2004  году задачи по
формированию рынка доступного жилья  приняли  необходимые  федеральные
законы,   в   том   числе   Жилищный  кодекс  Российской  Федерации  и
Градостроительный кодекс Российской Федерации.
     Однако эффективное  правоприменение указанных федеральных законов
невозможно по причине того,  что Правительство Российской Федерации  и
уполномоченный  федеральный орган исполнительной власти - Министерство
регионального  развития  Российской  Федерации   не   исполняют   свои
обязанности  по  подготовке  и  изданию  нормативных  правовых  актов,
необходимых  для  реализации   указанных   федеральных   законов.   До
настоящего  времени Правительством Российской Федерации и федеральными
органами  исполнительной  власти  из  более  чем  двухсот  нормативных
правовых  актов,  необходимых  для  издания  в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации,  Градостроительным кодексом  Российской
Федерации   и   другими   федеральными   законами,   направленными  на
формирование рынка доступного жилья  в  Российской  Федерации,  издано
менее десяти.
     Депутаты Государственной   Думы   убеждены,   что   Правительство
Российской   Федерации,  обладая  полномочиями  на  проведение  единой
государственной  социальной  политики,  обеспечение  единства  системы
исполнительной  власти в Российской Федерации,  осуществление контроля
за  деятельностью  органов  исполнительной  власти,  обязано   принять
необходимые    меры   по   обеспечению   контроля   за   экономической
обоснованностью  цен  и  тарифов   на   жилищно-коммунальные   услуги,
социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилых помещений
и коммунальных услуг.
     В соответствии  с  вышеизложенным Государственная Дума предлагает
Правительству Российской Федерации:
     1) безотлагательно издать нормативные правовые акты,  необходимые
для    реализации    Жилищного    кодекса    Российской     Федерации,
Градостроительного  кодекса Российской Федерации,  Федерального закона
от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ  "Об  основах  регулирования  тарифов
организаций  коммунального  комплекса",  других  федеральных  законов,
направленных на  формирование  рынка  доступного  жилья  в  Российской
Федерации;
     2) уточнить и  разделить  полномочия  Министерства  регионального
развития   Российской  Федерации,  Федеральной  службы  по  тарифам  и
Федеральной антимонопольной службы в сфере регулирования цен и тарифов
на   жилищно-коммунальные   услуги   и   осуществления   контроля   за
экономической обоснованностью указанных цен и тарифов;
     3) внести  изменения  в  Положение  о  Министерстве регионального
развития  Российской  Федерации,   касающиеся   наделения   указанного
федерального  органа  исполнительной власти полномочиями на проведение
единой     государственной     социальной     политики     в     сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
     4) в 2006 году снизить размер федерального стандарта  максимально
допустимой  доли  собственных  расходов  граждан  на  оплату  жилья  и
коммунальных услуг в совокупном семейном доходе с 22 до 18  процентов.
Предусмотреть в последующие годы поэтапное снижение размера указанного
федерального стандарта до 15 процентов;
     5) в  2006  году  обеспечить  соответствие федерального стандарта
предельной стоимости  предоставляемых  жилищно-коммунальных  услуг  на
один   квадратный  метр  общей  площади  жилья  в  месяц  экономически
обоснованным затратам;
     6) в  2006  году  предусмотреть  увеличение  размера федерального
стандарта  нормативной  площади  жилого  помещения,  используемой  для
расчета  субсидий,  для  одиноко  проживающих  пенсионеров  с 33 до 45
квадратных метров,  для семьи,  состоящей из двух пенсионеров, с 42 до
60 квадратных метров;
     7) до 1 июля 2005 года утвердить  методики  расчета  экономически
обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
     8) до 1 сентября 2005 года внести в Государственную  Думу  проект
федерального    закона    о    финансовом   оздоровлении   организаций
жилищно-коммунального комплекса;
     9) организовать  осуществление мониторинга технического состояния
основных фондов жилищно-коммунального  хозяйства,  цен  и  тарифов  на
жилищно-коммунальные    услуги    и    контроля    за    экономической
обоснованностью указанных цен и тарифов;
     10) до  1  июля  2005 года разработать и утвердить новую редакцию
федеральной целевой программы  "Жилище"  на  2002-2010  годы,  уточнив
содержание   предусмотренных   указанной   программой  мероприятий  по
модернизации  жилищно-коммунального  комплекса  Российской  Федерации,
энергосбережению  и широкому внедрению соответствующих приборов учета,
переселению  граждан  из  ветхого  и  аварийного  жилищного  фонда   и
предусмотрев  значительное  увеличение  финансирования предусмотренных
указанной программой мероприятий. Обеспечить включение необходимых для
реализации  этой  программы  средств  федерального  бюджета  в  состав
перспективного финансового плана на 2006-2008 годы.
     Государственная Дума     считает    необходимым    заслушать    в
Государственной Думе до 1 октября 2005 года информацию о том, какие из
предложенных  в  настоящем  Обращении  мер  реализованы Правительством
Российской Федерации.

     Москва
     27 мая 2005 года