ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВЫВОДУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ИЗ КРИЗИСА, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ И ТАРИФАМИ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН ПРИ ОПЛАТЕ ИМИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 27 мая 2005 г. N 1924-IV ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах по развитию жилищного строительства, выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризиса, обеспечению государственного контроля за ценами и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в Правительство Российской Федерации. 3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в "Парламентскую газету" для официального опубликования. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлов 27 мая 2005 г. N 1924-IV ГД ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К Правительству Российской Федерации о неотложных мерах по развитию жилищного строительства, выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризиса, обеспечению государственного контроля за ценами и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что жилищно-коммунальное хозяйство страны продолжает находиться в состоянии кризиса. До настоящего времени реформы жилищно-коммунального хозяйства, начатые в 1997 году, не дали необходимых результатов. Объем жилищного строительства составляет только половину от объема жилищного строительства, достигнутого пятнадцать лет назад, что не только не обеспечивает решение жилищной проблемы, но и даже не компенсирует износ жилищного фонда. По данным Федеральной службы государственной статистики и других органов исполнительной власти Российской Федерации, за период с 1997 по 2003 год количество ветхого и аварийного жилья увеличилось с 42,3 до 91,3 миллиона квадратных метров и ежегодно продолжает увеличиваться почти на 5 миллионов квадратных метров. В течение последних пяти лет темпы роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно превышают темпы роста доходов населения. При этом финансовое положение организаций коммунального комплекса не улучшается, а качество предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг остается низким. Многие граждане испытывают затруднения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Система адресной помощи малообеспеченным гражданам в виде предоставления им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во многом основывается на решениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых исходя из финансовых возможностей региональных бюджетов. Это приводит к существенной дифференциации уровня социальной защиты граждан в зависимости от места их жительства и уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Для одинокого пенсионера, имеющего жилое помещение, площадь которого превышает нормативную площадь жилого помещения, используемую для расчета субсидий, в условиях роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги такое субсидирование становится неэффективным. Сложившееся положение в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено многими факторами, в том числе сохраняющимся характером нерыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, низкой эффективностью системы регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также отсутствием государственного контроля за экономической обоснованностью регулируемых цен и тарифов. Государственная Дума отмечает, что деятельность Правительства Российской Федерации по созданию институциональных основ для решения проблемы жилищного строительства и осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства имеет бессистемный характер. В период 1999-2003 годов Государственной Думой был принят только один внесенный Правительством Российской Федерации федеральный закон, который регулирует отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и которым вносились изменения только в одну статью Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" в части вопросов, касающихся оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Не обеспечены цели, определенные на первом этапе (2002-2004 годы) реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в первую очередь в части реализации подпрограмм "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда". В сложившейся ситуации депутаты Государственной Думы в целях реализации поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году задачи по формированию рынка доступного жилья приняли необходимые федеральные законы, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Однако эффективное правоприменение указанных федеральных законов невозможно по причине того, что Правительство Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство регионального развития Российской Федерации не исполняют свои обязанности по подготовке и изданию нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанных федеральных законов. До настоящего времени Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти из более чем двухсот нормативных правовых актов, необходимых для издания в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, направленными на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации, издано менее десяти. Депутаты Государственной Думы убеждены, что Правительство Российской Федерации, обладая полномочиями на проведение единой государственной социальной политики, обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти, обязано принять необходимые меры по обеспечению контроля за экономической обоснованностью цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилых помещений и коммунальных услуг. В соответствии с вышеизложенным Государственная Дума предлагает Правительству Российской Федерации: 1) безотлагательно издать нормативные правовые акты, необходимые для реализации Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", других федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации; 2) уточнить и разделить полномочия Министерства регионального развития Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и осуществления контроля за экономической обоснованностью указанных цен и тарифов; 3) внести изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации, касающиеся наделения указанного федерального органа исполнительной власти полномочиями на проведение единой государственной социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 4) в 2006 году снизить размер федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе с 22 до 18 процентов. Предусмотреть в последующие годы поэтапное снижение размера указанного федерального стандарта до 15 процентов; 5) в 2006 году обеспечить соответствие федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц экономически обоснованным затратам; 6) в 2006 году предусмотреть увеличение размера федерального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, для одиноко проживающих пенсионеров с 33 до 45 квадратных метров, для семьи, состоящей из двух пенсионеров, с 42 до 60 квадратных метров; 7) до 1 июля 2005 года утвердить методики расчета экономически обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги; 8) до 1 сентября 2005 года внести в Государственную Думу проект федерального закона о финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса; 9) организовать осуществление мониторинга технического состояния основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и контроля за экономической обоснованностью указанных цен и тарифов; 10) до 1 июля 2005 года разработать и утвердить новую редакцию федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, уточнив содержание предусмотренных указанной программой мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, энергосбережению и широкому внедрению соответствующих приборов учета, переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда и предусмотрев значительное увеличение финансирования предусмотренных указанной программой мероприятий. Обеспечить включение необходимых для реализации этой программы средств федерального бюджета в состав перспективного финансового плана на 2006-2008 годы. Государственная Дума считает необходимым заслушать в Государственной Думе до 1 октября 2005 года информацию о том, какие из предложенных в настоящем Обращении мер реализованы Правительством Российской Федерации. Москва 27 мая 2005 года |