ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВЕДЕНА ПРОВЕРКА ДВУХ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ О. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 03.05.05 09-24/31304

            ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ
            ИНСПЕКЦИИ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВЕДЕНА ПРОВЕРКА ДВУХ
          ТОРГОВЫХ ТОЧЕК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ПО
         ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003
        N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ
           ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ)
              РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ".
               ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ИНСПЕКЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
        ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ДВАЖДЫ ПРИВЛЕЧЕНА
          К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5
           КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
         ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ДАЛЕЕ - КОДЕКС) ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРОВ
            БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ В УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ СЛУЧАЯХ
        КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЫ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕПРОБИТИИ
         В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ПРОДАВЦАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАССОВОГО
                   ЧЕКА И НЕВЫДАЧЕ ЕГО ПОКУПАТЕЛЮ.
           ПРАВОМЕРНО ЛИ ИНСПЕКЦИЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ДВАЖДЫ
           ПРИВЛЕЧЕНА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
           УКАЗАННОЕ ВЫШЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?
            ПРИМЕНЯЕТСЯ ЛИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ
       АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЧАСТЬ 2 СТАТЬИ 4.4 КОДЕКСА?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                            3 мая 2005 г.
                            N 09-24/31304

                                 (Д)


     Пунктом  1  статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
(далее   -   Закон)   определено,   что  контрольно-кассовая  техника,
включенная   в   Государственный  реестр,  применяется  на  территории
Российской  Федерации  в  обязательном  порядке  всеми организациями и
индивидуальными   предпринимателями  при  осуществлении  ими  наличных
денежных  расчетов  и (или) расчетов с использованием платежных карт в
случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     Согласно  статье  14.5  Кодекса продажа товаров, выполнение работ
либо  оказание  услуг  в организациях торговли либо иных организациях,
осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих
услуги,   а   равно   гражданами,   зарегистрированными   в   качестве
индивидуальных   предпринимателей,   без  применения  в  установленных
законом    случаях    контрольно-кассовых   машин   влечет   наложение
административного  штрафа  на  граждан  в  размере  от  пятнадцати  до
двадцати  минимальных  размеров  оплаты труда; на должностных лиц - от
тридцати  до  сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических
лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
     Согласно  статье  7 Закона налоговые органы осуществляют контроль
за   соблюдением  организациями  и  индивидуальными  предпринимателями
требований настоящего Федерального закона.
     Из представленных материалов следует, что 30.03.2005 в 17 час. 28
мин.  и  17  час.  35  мин.  на  основании  одного  поручения  в  двух
расположенных  недалеко  друг от друга торговых точках индивидуального
предпринимателя  проведена  проверка.  При  этом  установлено, что при
продаже товаров ККМ продавцами не применялась, что является нарушением
пункта 1 статьи 2 Закона.
     При несоблюдении продавцом своих обязательств перед покупателем к
административной     ответственности    привлекается    индивидуальный
предприниматель,   поскольку  продавец  в  данном  случае  вступает  в
правоотношение с покупателем от имени индивидуального предпринимателя,
т.е.  стороной в договоре купли-продажи является именно индивидуальный
предприниматель.
     В   соответствии   со   статьей   2.4   Кодекса  административной
ответственности  подлежит  должностное  лицо  в  случае  совершения им
административного   правонарушения   в   связи  с  неисполнением  либо
ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
     Согласно  примечанию  к  статье  2.4 Кодекса лица, осуществляющие
предпринимательскую  деятельность  без  образования юридического лица,
несут  административную  ответственность  как  должностные  лица, если
законом не установлено иное.
     В  указанной ситуации индивидуальный предприниматель не исполнила
свои  служебные  обязанности  по  соблюдению  вышеуказанных требований
законодательства  о  применении  ККТ  и  не  обеспечила применение ККМ
продавцами при продаже товаров.
     Факт совершения предпринимателем административного правонарушения
подтверждается   актами   проверок   от   30.03.2005;  протоколами  об
административном    правонарушении   от   31.03.2005   и   01.04.2005;
объяснениями    предпринимателя    и    продавцов,    зафиксированными
соответственно  в  протоколах  и  актах,  в  которых  они  не отрицали
неприменение ККМ при продаже товаров.
     Из  актов  проверок также следует, что для составления протоколов
по  факту  неприменения  продавцами  ККМ  предприниматель вызывалась в
Инспекцию  на  31.03.2005.  Вместе с тем протоколы об административном
правонарушении в отношении ее составлены и постановления о привлечении
ее   к   административной   ответственности  вынесены  в  разные  дни,
31.03.2005 и 01.04.2005.
     В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом
двух   и   более   административных   правонарушений  административное
наказание   назначается   за   каждое   совершенное   административное
правонарушение.
     Вместе  с  тем частью 2 статьи 4.4 Кодекса предусмотрено, что при
совершении  лицом  одного  действия (бездействия), содержащего составы
административных    правонарушений,    ответственность    за   которые
предусмотрена  двумя  и  более  статьями  (частями  статьи) настоящего
Кодекса  и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же
органу,  должностному  лицу,  административное наказание назначается в
пределах  санкции,  предусматривающей  назначение  лицу,  совершившему
указанное  действие  (бездействие),  более  строгого административного
наказания.
     В   указанной   ситуации  индивидуальным  предпринимателем  путем
бездействия    совершено    одно    административное   правонарушение,
выразившееся   в  неисполнении  ею  своих  служебных  обязанностей  по
соблюдению   законодательства   о   ККТ,  повлекшее  неприменение  ККМ
продавцами  при продаже товаров 30.03.2005, ответственность за которое
предусмотрена статьей 14.5 Кодекса.
     Однако  за  неприменение  ККМ при продаже товаров в двух торговых
точках  в один и тот же день индивидуальный предприниматель Инспекцией
дважды  привлечена  к  административной ответственности с наложением в
каждом  случае  административного  штрафа  по  максимальному пределу в
размере 4000 рублей.
     Следовательно,  Инспекцией  нарушен  порядок рассмотрения дела об
административном  правонарушении, что является существенным нарушением
процессуальных   требований,   не  позволившим  всесторонне,  полно  и
объективно рассмотреть дело.
     Таким  образом,  привлечение  Инспекцией  повторно  01.04.2005  к
административной  ответственности  индивидуального  предпринимателя  в
соответствии со статьей 14.5 Кодекса неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.Г. Луканина
3 мая 2005 г.
N 09-24/31304