О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 02.06.05 0100/4205-05-32

                    О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ
         ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                            2 июня 2005 г.
                          N 0100/4205-05-32

                                 (Д)


     В  связи  с  многочисленными  обращениями  сотрудников  органов и
учреждений,               осуществляющих               государственный
санитарно-эпидемиологический   надзор,   работающих  и  проживающих  в
сельской  местности  и  поселках  городского  типа, по вопросам оплаты
труда  и отмены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг Федеральная
служба  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия
человека разъясняет.
     Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ часть 2 статьи
63  Основ  законодательства  Российской  Федерации  об охране здоровья
граждан  и  Закон  РСФСР  от  21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном
развитии села" были признаны утратившими силу с 1 января 2005 г.
     Статьей  2  Федерального  закона  от  6  мая  2003  г. N 52-ФЗ "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской Федерации "Об
основах  федеральной  жилищной политики" и другие законодательные акты
Российской  Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и
коммунальных   услуг"   определено,  что  размер,  условия  и  порядок
возмещения   расходов  на  предоставление  льгот  по  оплате  жилья  и
коммунальных     услуг,    определенных    вышеуказанными    Законами,
устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации
и учитываются в межбюджетных отношениях.
     Учитывая,  что статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004
г.  N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых право
на  компенсации  в  натуральной  форме  или льготы и гарантии, носящие
компенсационный   характер,   закрепленные   в   отменяемых  указанным
Федеральным  законом нормах, возникло до 1 января 2005 года, настоящий
Федеральный   закон   не  может  рассматриваться  как  не  допускающий
реализацию  возникшего  в  указанный  период права на эти компенсации,
льготы  и  гарантии  в  форме  и  размерах,  предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
     Таким   образом,   с   учетом   установленного  законодательством
Российской  Федерации  порядка финансирования деятельности и в случае,
если  размер,  условия и порядок возмещения расходов на предоставление
льгот  по  оплате  жилья  и  коммунальных услуг были ранее установлены
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  у  лиц, у
которых  такое право возникло до 1 января 2005 года, сохраняется право
на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
     Для иных случаев необходимо руководствоваться следующим.
     Основными положениями Федерального закона от 22 августа 2004 г. N
122-ФЗ  определено,  что  при  замене  льгот  в  натуральной  форме на
денежные  компенсации  субъекты  Российской  Федерации  должны вводить
эффективные  правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное
повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом
специфики  их  правового,  имущественного  положения,  а  также других
обстоятельств.
     В  целях  формирования  подходов к регулированию заработной платы
работников  государственных  и  муниципальных  бюджетных  учреждений с
учетом размеров и условий оплаты труда, действующих по состоянию на 31
декабря  2004  года,  решением  Российской  трехсторонней  комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений (протокол N 4 от 29 декабря
2004   г.),   при  участии  представителя  общероссийские  объединения
профсоюзов  (председатель  Федерации  независимых профсоюзов России М.
Шмаков), были утверждены "Единые рекомендации по системам оплаты труда
работников  организаций,  финансируемых  из  бюджетов  на федеральном,
региональном и местном уровнях, на 2005 год" (далее - Рекомендации).
     Рекомендации  принимаются  за  основу  Правительством  Российской
Федерации,   органами   государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации   и   органами  местного  самоуправления  при  подготовке  и
утверждении  законодательных  и  нормативных  правовых актов по оплате
труда работников бюджетных учреждений.
     Рекомендации   призваны   оказать   помощь   федеральным  органам
государственной   власти,  органам  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации,  органам  местного  самоуправления,  органам по
труду  субъектов  Российской  Федерации,  профессиональным союзам и их
объединениям,  учреждениям  бюджетной  сферы  в  осуществлении  мер по
организации  оплаты  труда  работников здравоохранения, находящихся на
бюджетном финансировании.
     Указанным документом определено, что к основным вопросам, которые
должны  быть  предусмотрены  законодательными и нормативными правовыми
актами   Российской   Федерации,  относятся  вопросы  об  установлении
повышенных  тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников,
занятым  в  особых условиях труда (специалистам, работающим в сельской
местности,   работникам,  занятым  в  отраслях  бюджетной  сферы,  где
специальными  законами  и  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации   предусмотрено   увеличение   (повышение)  тарифных  ставок
(окладов)  ЕТС  в  связи  с особенностью их деятельности и с работой в
соответствующем бюджетном учреждении и др.).
     Относительно того, кто может издавать соответствующие федеральные
нормативные правовые акты, необходимо исходить из нижеследующего.
     Согласно   Рекомендациям  размеры  и  условия  оплаты  труда  для
работников   федеральных   государственных   учреждений  устанавливает
Правительство Российской Федерации.
     При   этом  согласно  статье  143  Трудового  кодекса  Российской
Федерации  тарифная  система  заработной  платы работников федеральных
государственных   учреждений   также   устанавливается  Правительством
Российской Федерации.
     Рекомендациями   также   определено,   что   формирование   новых
федеральных,  региональных  и  территориальных систем заработной платы
потребует  определенного  времени и финансовых затрат, на период до их
введения  в полном объеме рекомендуется ориентироваться на действующую
систему оплаты труда.
     Тарифные  ставки  (оклады)  единой тарифной сетки по оплате труда
работников   организаций  бюджетной  сферы  утверждены  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 г. N 609.
     Таким образом, решения об установлении повышенных тарифных ставок
(окладов)  отдельным категориям работников федеральных государственных
учреждений,  занятым в особых условиях труда (специалистам, работающим
в   сельской   местности),   принимаются   Правительством   Российской
Федерации.
     В 2005 году рекомендуется применять тарифную систему оплаты труда
работников  бюджетной  сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и
действующих   межразрядных   тарифных  коэффициентов,  устанавливающих
соотношение ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5.

Заместитель руководителя
                                                        Н.В.ШЕСТОПАЛОВ
2 июня 2005 г.
N 0100/4205-05-32