О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 1999 Г. N 140). Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 06.06.00 ВП-1-05/1230


                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            6 июня 2000 г.
                            N ВП-1-05/1230

                              (ББ 00-31)








     Министерство Российской   Федерации   по   налогам  и  сборам  во
исполнение поручения Правительства Российской Федерации от  06.05.2000
г. N   МК-П13-13432   рассмотрело   Ваше   письмо   от  11.04.2000  г.
N А-01/5-240  о  невыполнении  отдельными  ведомствами   постановления
Правительства Российской  Федерации  от  08.02.99 г.  N 140 и с учетом
мнения Пенсионного фонда Российской Федерации сообщает следующее.
     Пунктом 1  Порядка  неприменения  штрафных  санкций  к  кредитным
организациям  за  задержку  проведения  платежей   в   бюджет   и   во
внебюджетные   фонды,   утвержденного   постановлением   правительства
Российской Федерации от 08.02.99 г.  N  140  "О  порядке  неприменения
штрафных  санкций  к  кредитным  организациям  за  задержку проведения
платежей в бюджет  и  во  внебюджетные  фонды",  регулируются  вопросы
неприменения  штрафных  санкций  к  кредитным организациям за задержку
проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях,  когда
указанная  задержка  вызвана взысканием Банком России с этих кредитных
организаций централизованных кредитов,  выданных ими в  1992-1994  гг.
предприятиям  и  организациям  отдельных отраслей экономики без уплаты
средств организациями-заемщиками.
     Согласно п.5   постановления   Конституционного  Суда  Российской
Федерации от 17.12.96 г.  N 20-П "По делу о проверке конституционности
пп.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г.
"О федеральных органах налоговой полиции" по смыслу ст.57  Конституции
Российской Федерации  налоговое  обязательство  состоит  в обязанности
налогоплательщика уплатить определенный налог,  установленный законом.
Неуплата налога   в   срок   должна   быть  компенсирована  погашением
задолженности по налоговому обязательству,  полным возмещением ущерба,
понесенного государством   в   результате   несвоевременного  внесения
налога. Поэтому  к  сумме  собственно  не  внесенного  в  срок  налога
(недоимки) законодатель  вправе  добавить дополнительный платеж - пеню
как компенсацию   потерь   государственной    казны    в    результате
недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, и
использование указанных    сумм    налогов    банками    в    качестве
несанкционированного кредита государства. Бесспорный порядок взыскания
этих платежей с налогоплательщика  -  юридического  лица  вытекает  из
обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
     Аналогичный подход к определению  правовой  природы  пеней  нашел
свое отражение  в Налоговом кодексе Российской Федерации.  Так,  ст.72
Налогового кодекса Российской Федерации пеня определяется  как  способ
обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.
     Таким образом,   пеня   не   является   штрафной   санкцией,    а
рассматривается как   компенсация   государству   за   самостоятельное
заимствование организацией   (в   рассматриваемом   случае   кредитной
организацией) бюджетных средств.
     Учитывая изложенное,  действия  налоговых   органов   и   органов
Пенсионного фонда  Российской  Федерации  в  части  принятия решений о
взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанности  по  исполнению поручений налогоплательщиков на
перечисление налога в  соответствующие  бюджеты  (внебюджетные  фонды)
являются правомерными   и  не  подпадают  под  действие  постановления
Правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140.

Заместитель Министра
Российской Федерации
По налогам и сборам
                                                            В.А.Павлов