О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ И УМЕНЬШЕНИЕМ ВЛИЯНИЯ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 23.03.05 10

            О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ
           И УМЕНЬШЕНИЕМ ВЛИЯНИЯ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                           23 марта 2005 г.
                                 N 10

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.  Онищенко,  проанализировав  результаты  социально-гигиенического
мониторинга за качеством атмосферного воздуха, установил.
     В  настоящее  время  около  2/3  населения  страны  проживает  на
территории,   где  состояние  атмосферного  воздуха  не  соответствует
гигиеническим нормативам.
     Под   воздействием  повышенных,  по  сравнению  с  гигиеническими
нормативами,  концентраций  вредных веществ продолжает проживать около
30  млн.  человек  в  крупных и средних городах Российской Федерации с
развитой промышленностью и автотранспортом.
     Большая   часть   населения   подвергается   воздействию  высоких
концентраций   взвешенных   веществ,   бенз(а)пирена,   формальдегида,
углеводородов,   бензола,   сероводорода,  меркаптана,  свинца,  азота
оксидов,  оксида углерода (Республика Марий Эл, Новосибирская область,
Республика  Северная  Осетия  - Алания, Кемеровская область, Псковская
область,   Республика   Калмыкия,   Саратовская  область,  г.  Москва,
Мурманская, Рязанская, Липецкая, Свердловская, Волгоградская области).
     Почти  в  половине  субъектов Российской Федерации регистрируются
превышения   концентраций   вредных  веществ  в  атмосферном  воздухе,
составляющие более 5 ПДК.
     Значительное  место в загрязнении атмосферного воздуха продолжает
занимать  автомобильный  транспорт.  Ежегодно  количество транспортных
единиц  в субъектах Российской Федерации увеличивается в среднем на 30
- 40%.
     Вклад   автотранспорта   в   загрязнение   атмосферного   воздуха
составляет  50  -  80%  и  более от общего количества вредных веществ,
поступающих  в  атмосферный  воздух  (Воронежская  область, г. Москва,
Курская область, Ставропольский край, г. Санкт-Петербург и др.).
     Сложившаяся  ситуация  усложняется  тем,  что  эксплуатируемый на
дорогах  Российской  Федерации  автотранспорт  не отвечает требованиям
европейских  стандартов  (25  -  30%  эксплуатируемых  автомобилей  не
соответствует    установленным   экологическим   нормам),   продолжает
оставаться низким качество автомобильного топлива.
     В  зоне  жилой  застройки рядом с автомагистралями обнаруживаются
превышения предельно допустимых концентраций взвешенных веществ, азота
диоксида,  углерода  оксида,  формальдегида - в атмосферном воздухе, в
почве  регистрируются превышения ПДК по свинцу (г. г. Барнаул, Липецк,
Южно-Сахалинск,   Владивосток,  Чита,  Томск,  Тверь,  Ростов-на-Дону,
Иркутск, Кемерово, Курск, Саратов и другие).
     Повсеместно   осуществляется   размещение  гаражей,  автостоянок,
автозаправочных    станций    вблизи    детских,   образовательных   и
лечебно-профилактических  учреждений,  а  также  в  селитебной  зоне с
нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
     Реализация  Федерального  закона от 22.03.2003 N 34-ФЗ "О запрете
производства   и   оборота  этилированного  автомобильного  бензина  в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2003, N 12, ст. 1058) позволила уменьшить загрязнение окружающей среды
свинцом.
     На  предприятиях по переработке нефти, расположенных в Иркутской,
Нижегородской,  Самарской,  Пермской,  Волгоградской, Омской областях,
Краснодарском  крае,  Республике Башкортостан, прекращено производство
этилированного бензина.
     Однако,  несмотря  на это, количество проб атмосферного воздуха с
превышением  среднего  показателя  по  Российской  Федерации по свинцу
выявлено  в  Республике Дагестан, Иркутской, Кемеровской, Челябинской,
Тюменской, Московской, Свердловской, Брянской областях.
     Автотранспорт  создает  на  80%  территорий  городов акустический
дискомфорт. Многие автомагистрали проходят в непосредственной близости
от   жилой  застройки  и  уровни  шума  и  вибрации  в  ней  превышают
гигиенические  нормативы  на 5 - 30 дБ. Доля населения, проживающего в
условиях  акустического  дискомфорта,  колеблется  от  20  до  60%,  в
зависимости  от  величины  города.  В  целом  по  Российской Федерации
количество  населения,  проживающего  в условиях шумового загрязнения,
обусловленного автотранспортом, составляет 34 млн. человек.
     В    городах    Москве,   Санкт-Петербурге,   Нижнем   Новгороде,
Екатеринбурге  и  других  крупных  городах  эквивалентные  уровни шума
составляют в среднем 73 - 83 дБА, а максимальные 90 - 95 дБ.
     Несоответствие   транспортных   средств   санитарно-гигиеническим
требованиям  при  продолжающемся  увеличении  транспортных  потоков  и
неудовлетворительном   состоянии   автомобильных   дорог   приводит  к
постоянному загрязнению атмосферного воздуха и почв.
     В  соответствии  с  Федеральным  законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 1999, N 14, ст. 482), в целях
снижения негативного влияния последствий эксплуатации автотранспортных
средств  на  окружающую  среду  и  предупреждения  обусловленных  этим
нарушений здоровья населения постановляю:
     1.    Рекомендовать    руководителям    исполнительных    органов
государственной власти субъектов Российской Федерации:
     1.1.  Осуществлять  необходимые  организационные  и  практические
мероприятия   по   обеспечению   снижения  вредного  влияния  выбросов
загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  и  акустического шума и
вибрации от автотранспорта, исследовательские и опытно-конструкторские
работы  по  созданию  и  внедрению  современных  транспортных средств,
техники  и  технологий,  в  том  числе  по ограничению использования в
топливе веществ, способных накапливаться в окружающей среде, организме
или обладающих аллергенным, мутагенным и канцерогенным действием.
     1.2.    Обязать    руководителей    организаций,   осуществляющих
производство   топлива   и  его  реализацию,  выполнение  мероприятий,
предусматривающих  уменьшение  загрязнения  окружающей  среды вредными
веществами,  использование  сертифицированного  топлива, в том числе с
присадками,  разрешенными  к  применению в соответствии с требованиями
санитарного законодательства.
     1.3.  Принять  меры по поэтапному выведению транспортных объектов
из   селитебной   зоны,  в  первую  очередь  расположенных  без  учета
нормируемых     разрывов     с     детскими,     образовательными    и
лечебно-профилактическими учреждениями.
     2. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по
надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по
субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:
     2.1.  Провести  анализ  состояния  атмосферного  воздуха с учетом
вклада  выбросов  автотранспорта  в  его  загрязнение и по результатам
внести  предложения  в  исполнительные  органы  государственной власти
субъектов Российской Федерации, направленные на уменьшение загрязнения
окружающей среды вредными веществами.
     2.2.  Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор
за  автотранспортными  предприятиями  и организациями, обеспечивающими
функционирование автомобильного транспорта, в том числе при планировке
и   застройке  городских  и  сельских  поселений,  при  проектировании
магистралей, при размещении объектов транспорта.
     2.3.    Не    допускать    размещения    гаражей,    автостоянок,
автозаправочных        станций        с        отступлениями        от
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
     2.4.  Провести  дополнительные  проверки  выполнения Федерального
закона  от  22.03.2003  N  34-ФЗ  "О  запрете  производства  и оборота
этилированного   автомобильного   бензина   в   Российской  Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12, ст. 1058)
на объектах, связанных с производством и оборотом топливной продукции.
     2.5.  Результаты  проверки  представить  в  Федеральную службу по
надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека до
01.07.2005.
     2.6.  Довести  текст  настоящего  Постановления  до сведения всех
заинтересованных юридических лиц.
     3.  Контроль  за выполнением настоящего Постановления возлагаю на
заместителя  руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко.

                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
23 марта 2005 г.
N 10