О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА АВТОТРАНСПОРТОМ И УМЕНЬШЕНИЕМ ВЛИЯНИЯ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ 23 марта 2005 г. N 10 (Д) Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав результаты социально-гигиенического мониторинга за качеством атмосферного воздуха, установил. В настоящее время около 2/3 населения страны проживает на территории, где состояние атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам. Под воздействием повышенных, по сравнению с гигиеническими нормативами, концентраций вредных веществ продолжает проживать около 30 млн. человек в крупных и средних городах Российской Федерации с развитой промышленностью и автотранспортом. Большая часть населения подвергается воздействию высоких концентраций взвешенных веществ, бенз(а)пирена, формальдегида, углеводородов, бензола, сероводорода, меркаптана, свинца, азота оксидов, оксида углерода (Республика Марий Эл, Новосибирская область, Республика Северная Осетия - Алания, Кемеровская область, Псковская область, Республика Калмыкия, Саратовская область, г. Москва, Мурманская, Рязанская, Липецкая, Свердловская, Волгоградская области). Почти в половине субъектов Российской Федерации регистрируются превышения концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, составляющие более 5 ПДК. Значительное место в загрязнении атмосферного воздуха продолжает занимать автомобильный транспорт. Ежегодно количество транспортных единиц в субъектах Российской Федерации увеличивается в среднем на 30 - 40%. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет 50 - 80% и более от общего количества вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух (Воронежская область, г. Москва, Курская область, Ставропольский край, г. Санкт-Петербург и др.). Сложившаяся ситуация усложняется тем, что эксплуатируемый на дорогах Российской Федерации автотранспорт не отвечает требованиям европейских стандартов (25 - 30% эксплуатируемых автомобилей не соответствует установленным экологическим нормам), продолжает оставаться низким качество автомобильного топлива. В зоне жилой застройки рядом с автомагистралями обнаруживаются превышения предельно допустимых концентраций взвешенных веществ, азота диоксида, углерода оксида, формальдегида - в атмосферном воздухе, в почве регистрируются превышения ПДК по свинцу (г. г. Барнаул, Липецк, Южно-Сахалинск, Владивосток, Чита, Томск, Тверь, Ростов-на-Дону, Иркутск, Кемерово, Курск, Саратов и другие). Повсеместно осуществляется размещение гаражей, автостоянок, автозаправочных станций вблизи детских, образовательных и лечебно-профилактических учреждений, а также в селитебной зоне с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Реализация Федерального закона от 22.03.2003 N 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12, ст. 1058) позволила уменьшить загрязнение окружающей среды свинцом. На предприятиях по переработке нефти, расположенных в Иркутской, Нижегородской, Самарской, Пермской, Волгоградской, Омской областях, Краснодарском крае, Республике Башкортостан, прекращено производство этилированного бензина. Однако, несмотря на это, количество проб атмосферного воздуха с превышением среднего показателя по Российской Федерации по свинцу выявлено в Республике Дагестан, Иркутской, Кемеровской, Челябинской, Тюменской, Московской, Свердловской, Брянской областях. Автотранспорт создает на 80% территорий городов акустический дискомфорт. Многие автомагистрали проходят в непосредственной близости от жилой застройки и уровни шума и вибрации в ней превышают гигиенические нормативы на 5 - 30 дБ. Доля населения, проживающего в условиях акустического дискомфорта, колеблется от 20 до 60%, в зависимости от величины города. В целом по Российской Федерации количество населения, проживающего в условиях шумового загрязнения, обусловленного автотранспортом, составляет 34 млн. человек. В городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и других крупных городах эквивалентные уровни шума составляют в среднем 73 - 83 дБА, а максимальные 90 - 95 дБ. Несоответствие транспортных средств санитарно-гигиеническим требованиям при продолжающемся увеличении транспортных потоков и неудовлетворительном состоянии автомобильных дорог приводит к постоянному загрязнению атмосферного воздуха и почв. В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 482), в целях снижения негативного влияния последствий эксплуатации автотранспортных средств на окружающую среду и предупреждения обусловленных этим нарушений здоровья населения постановляю: 1. Рекомендовать руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 1.1. Осуществлять необходимые организационные и практические мероприятия по обеспечению снижения вредного влияния выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и акустического шума и вибрации от автотранспорта, исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению современных транспортных средств, техники и технологий, в том числе по ограничению использования в топливе веществ, способных накапливаться в окружающей среде, организме или обладающих аллергенным, мутагенным и канцерогенным действием. 1.2. Обязать руководителей организаций, осуществляющих производство топлива и его реализацию, выполнение мероприятий, предусматривающих уменьшение загрязнения окружающей среды вредными веществами, использование сертифицированного топлива, в том числе с присадками, разрешенными к применению в соответствии с требованиями санитарного законодательства. 1.3. Принять меры по поэтапному выведению транспортных объектов из селитебной зоны, в первую очередь расположенных без учета нормируемых разрывов с детскими, образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями. 2. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту: 2.1. Провести анализ состояния атмосферного воздуха с учетом вклада выбросов автотранспорта в его загрязнение и по результатам внести предложения в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды вредными веществами. 2.2. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за автотранспортными предприятиями и организациями, обеспечивающими функционирование автомобильного транспорта, в том числе при планировке и застройке городских и сельских поселений, при проектировании магистралей, при размещении объектов транспорта. 2.3. Не допускать размещения гаражей, автостоянок, автозаправочных станций с отступлениями от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 2.4. Провести дополнительные проверки выполнения Федерального закона от 22.03.2003 N 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 12, ст. 1058) на объектах, связанных с производством и оборотом топливной продукции. 2.5. Результаты проверки представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 01.07.2005. 2.6. Довести текст настоящего Постановления до сведения всех заинтересованных юридических лиц. 3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возлагаю на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П. Гульченко. Г.Г.ОНИЩЕНКО 23 марта 2005 г. N 10 |