МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ И ОБЪЕКТОВ ПО ХРАНЕНИЮ И ПЕРЕРАБОТКЕ ЗЕРНА РД-14-119-96. Приказ. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России). 07.10.96 150

Оглавление

                        МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
           ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
        НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ
           ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ И ОБЪЕКТОВ ПО ХРАНЕНИЮ
                         И ПЕРЕРАБОТКЕ ЗЕРНА
                             РД-14-119-96

                               ПРИКАЗ

            ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

                          7 октября 1996 г.
                                N 150

                                 (Д)



                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                              Приказом
                                               Госгортехнадзора России
                                                от 7 октября 1996 года
                                                                 N 150

                                              Срок введения в действие
                                                   1 декабря 1996 года

     Разработаны  и  внесены  Отделом  по  надзору  на предприятиях по
хранению и переработке зерна.

                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящие  Методические  указания (в дальнейшем - Указания)
разработаны  в  соответствии  с  Положением  о  Федеральном  горном  и
промышленном  надзоре  России, утвержденным Указом Президента РФ N 234
от 18.02.93; Положением об округе Федерального горного и промышленного
надзора России; Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора
России;   Типовым   положением  о  проектно-конструкторской  инспекции
(РД-03-65-94),  утвержденным  Приказом  по Госгортехнадзору РФ N 86 от
03.06.94; Положением о региональной проектно-конструкторской инспекции
(РПКИ)  по  надзору  на  предприятиях по хранению и переработке зерна,
утвержденным начальником округа, при котором действует РПКИ.
     1.2. Указания предназначены для надзорных органов, осуществляющих
функции государственного надзора по соблюдению требований безопасности
в  проектно-конструкторской документации для производств и объектов по
хранению и переработке зерна.
     1.3.   Указания   устанавливают  порядок  рассмотрения  проектной
документации  на  новое  строительство,  расширение,  реконструкцию  и
техническое  перевооружение  поднадзорных  предприятий  (объектов)  по
хранению  и  переработке зерна на соответствие современным требованиям
действующих   нормативных   документов   по   обеспечению   безопасной
устойчивой  работы  производств,  последующей  безопасной эксплуатации
зданий  и сооружений и находящегося в них оборудования, предупреждения
взрывов  и  пожаров, технической готовности к локализации и ликвидации
аварийных ситуаций, защите людей.
     1.4.    Надзор    за   соблюдением   в   проектно-конструкторской
документации  всех  требований  безопасности  проводится  силами РПКИ,
созданных  в  соответствии  с Приказом Госгортехнадзора России N 19 от
02.04.92.
     1.5.  Надзор  проводится выборочно для предприятий (производств и
объектов),   поднадзорных   Госгортехнадзору   России,   и   проектных
организаций при получении лицензий.
     1.6.   Нормативно-правовой   основой   надзора  при  рассмотрении
проектно-конструкторской  документации являются нормативно-техническая
документация  (НТД),  утвержденная  в  установленном порядке, и другие
нормативные  акты, в части, относящейся к компетенции Госгортехнадзора
России (стандарты, СНиПы, ведомственные и отраслевые документы и др.).
     1.7.  Основной  задачей  надзора  является  выявление  допущенных
отклонений    от    требований    норм   и   правил   безопасности   в
проектно-конструкторской   документации   с  целью  их  своевременного
устранения  путем  внесения в техническую документацию соответствующих
корректив до начала строительства или в процессе строительно-монтажных
работ,   обеспечив   тем   самым   соблюдение  норм  безопасности  при
последующей эксплуатации объектов.
     1.8.   Сведения   о  намечаемом  строительстве,  реконструкции  и
техническом перевооружении всех поднадзорных производств и объектов по
хранению  и  переработке  зерна,  полученные от предприятий, проектных
организаций  и  др., должны представляться округами в Отдел по надзору
на  предприятиях  по  хранению  и  переработке  зерна Госгортехнадзора
России   по  установленной  форме  ежегодно  не  позднее  01.12  года,
предшествующего  планируемому.  Отдел  доводит  эти  сведения до РПКИ,
которые на их основе формируют свои квартальные планы, согласовываемые
Отделом   и   утверждаемые   округами,   в   состав   которых   входят
соответствующие РПКИ.
     1.9.   Перечни   объектов,  подлежащих  надзору  и  включенных  в
квартальные  планы РПКИ, доводятся ими до соответствующих инспекций по
надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна.
     1.10.     Проектная    документация    объектов    строительства,
реконструкции    и   технического   перевооружения   на   поднадзорных
предприятиях,  не включенных в планы РПКИ, рассматривается работниками
инспекций по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна в
части соблюдения в проекте требований безопасности.
     В  случае  невозможности  у  работников  инспекций  объективно  и
правильно  оценить полноту и правильность принятых в проектах решений,
следует  обращаться  в  Отдел по надзору на предприятиях по хранению и
переработке  зерна Госгортехнадзора России для включения этой работы в
план работы соответствующей РПКИ.
     1.11.  Для  участия  в  рассмотрении  проектов могут привлекаться
эксперты    из    числа    наиболее   квалифицированных   специалистов
соответствующего       профиля      производственных      предприятий,
научно-исследовательских,     проектно-конструкторских     и    прочих
организаций.
     1.12. Проектные организации, не имеющие лицензии Госгортехнадзора
России  на проектирование объектов нового строительства, реконструкции
и  технического  перевооружения для поднадзорных предприятий, лишаются
права проектирования таких объектов.

                     2. Подготовка к рассмотрению
                проектно-конструкторской документации

     2.1.   Перечень  производств  и  объектов,  по  проектам  которых
намечено проведение надзора, вносятся в квартальные планы работы РПКИ.
     2.2.  Проведение  надзора должно начинаться со сбора информации о
сроках   завершения   проектирования,   передаче  заказчику  проектной
документации и ее комплектности.
     2.3.   Проектную   документацию  следует  получать  у  заказчика.
Отраслевые    инспекции    должны   оказывать   содействие   РПКИ   по
своевременному получению от поднадзорного округу предприятия проектной
документации.   Объем   передаваемой   на   рассмотрение  документации
определяется РПКИ и согласовывается с нею заранее.
     В  отдельных  случаях  (при  согласовании с заказчиком) она может
быть   получена   непосредственно   у   разработчиков  проекта.  После
завершения    рассмотрения   проекта   вся   полученная   документация
возвращается заказчику (или разработчику проекта).
     2.4.  Рассмотрение  документации  может  проводиться  как целиком
всего   проекта,   так   и   отдельных  его  разделов.  При  поэтапном
рассмотрении   проекта   по   разделам   или   очередям  строительства
предварительно  согласованный порядок и сроки проведения надзора могут
уточняться с заказчиком.
     2.5.  При  осуществлении  надзора  за  проектами  реконструкции и
технического     перевооружения     кроме     проектно-конструкторской
документации  в  случае  необходимости рассмотрению подлежат материалы
технического обследования состояния зданий и сооружений.
     2.6.   Если   при   рассмотрении   проектов   реконструкции   или
технического   перевооружения   представленных   материалов   окажется
недостаточно  и потребуются какие-то другие материалы, они должны быть
запрошены дополнительно.

                     3. Перечень рассматриваемой
           документации и проверяемых вопросов при надзоре
              за проектно-конструкторской документацией

     3.1.   Рассмотрению   подлежит   рабочий   проект   или   рабочая
документация на строительство, расширение, реконструкцию и техническое
перевооружение поднадзорных предприятий (объектов).
     3.2.  При  проведении  надзора  следует  установить достаточность
предусмотренных   проектом   мер   безопасности,   особенно   в  части
обеспечения  взрывозащиты  и взрывопредупреждения зданий, сооружений и
оборудования.
     При    рассмотрении   проектов   реконструкции   и   технического
перевооружения  недопустимы  отступления  от  тех или иных нормативных
требований   по   безопасности,   мотивированные   экономической   или
какой-либо другой целесообразностью со стороны заказчика или проектной
организации.
     3.3.   В   составе   рабочего   проекта   (рабочей  документации)
рассмотрению подлежат следующие разделы:
     3.3.1. Паспорт проекта.
     3.3.2. Общая пояснительная записка.
     3.3.3.  Охрана  труда и взрывопожаробезопасность (самостоятельный
раздел или в составе общей пояснительной записки).
     3.3.4. Генеральный план.
     3.3.5. Архитектурно-строительная часть.
     6.3.6. Технологическая часть.
     3.3.7. Электротехническая часть.
     3.3.8. Автоматика.
     3.3.9. Отопление и вентиляция.
     3.3.10.   Водоснабжение   и   канализация   (в   части  пожарного
водоснабжения).
     3.3.11.  Другие разделы, связанные с безопасностью (по усмотрению
РПКИ).
     3.4.   По  материалам  рабочего  проекта  (рабочей  документации)
необходимо рассматривать и анализировать следующие вопросы:
     3.4.1.  Наличие  в  общих указаниях записи о том, что технические
решения,   принятые   при  проектировании,  соответствуют  требованиям
противовзрывных  и  противопожарных  норм  и  обеспечивают  безопасную
эксплуатацию  объекта  при  соблюдении  мер, предусмотренных в рабочем
проекте, давая оценку достаточности этих мер.
     3.4.2.  Правильность категорирования производственных помещений и
зданий по взрывной и пожарной опасности.
     3.4.3.   Соответствие   требованиям  действующих  правил  и  норм
объемно-планировочных   и   конструктивных   решений   (обеспеченности
помещений  легкосбрасываемыми  конструкциями - ЛСК; этажности зданий и
размещения производственных помещений; огнестойкости конструкций; типа
и устройства лестничных клеток, лифтовых холлов, тамбур-шлюзов; ширины
и  уклонов  лестниц;  путей  эвакуации людей; устройств соединительных
тоннелей  и  галерей  между зданиями; проемов и их заполнений; полов и
отделки   помещений;   наличия,  размещения  и  устройства  встроенных
помещений, площадок, антресолей, ограждений и др.).
     При    необходимости   следует   проанализировать,   как   учтена
возможность  повышенной  временной  нагрузки от давления, развиваемого
при взрыве в помещениях, и условия срабатывания ЛСК.
     3.4.4.   Схемы   и   типы   отопления  и  вентиляции,  размещение
трубопроводов   и  воздуховодов  для  систем  воздушного  отопления  и
вентиляции,  их  конструкции  и материалы, типы отопительных приборов,
обеспечение  подпора  воздуха  в помещениях, удаление дыма при пожаре,
наличие  оборудования во взрывозащищенном исполнении, его размещение и
т.д.
     3.4.5. Электрооборудование, электроосвещение, связь, сигнализация
(в  том  числе  пожарная),  размещение электропомещений и т.д. Наличие
молниезащиты, зануления и заземления оборудования.
     3.4.6.  Наличие  дистанционного  автоматизированного управления и
дистанционного  контроля  за  работой  машин  и  механизмов,  а  также
местного управления у каждой машины с возможностью аварийной остановки
электродвигателей.  Контроль  и  регулировка  загрузки  оборудования и
емкостей  продуктом.  Блокировка  электродвигателей  технологического,
транспортного и аспирационного оборудования, в том числе аварийная.
     3.4.7.  Дистанционное  измерение  температуры продукта, наличие и
места  установки  приборов  и  устройств  для термометрии, в том числе
контроль  температуры мягкого сырья, наличие датчиков уровня, подпора,
реле   контроля  скорости,  конечных  выключателей,  предохранительных
клапанов, манометров и др.
     3.4.8.   Защищенность   оборудования  взрыворазрядителями  (места
установки,  площади  их  проходных  сечений и отводящих трубопроводов,
объединение    в   коллекторы   от   группы   оборудования,   величина
коэффициентов местных сопротивлений и т.д.).
     3.4.9.   Оснащение   оборудования   цехов  и  участков  системами
локализации взрыва (СЛВ).
     3.4.10. Соответствие проектно-конструкторских решений, заложенных
в  проекте,  современному  уровню  развития  техники  и  технологии по
вопросам безопасности.
     Примечание.  П.  п. 3.3 и 3.4 устанавливают обязательный перечень
рассматриваемых   вопросов   и  разделов  проекта.  При  необходимости
дополнительный перечень рассматриваемых вопросов определяется РПКИ.

                4. Оформление результатов рассмотрения
                проектно-конструкторской документации

     4.1.     Результаты     рассмотрения     проектно-конструкторской
документации  оформляются  в  виде  акта,  который подписывается всеми
специалистами,  участвовавшими  в  его рассмотрении как в целом, так и
отдельных разделов. В тех случаях, когда при рассмотрении документации
выявлены нарушения требований норм и правил безопасности, составляется
предписание,   которое   также   подписывается   всеми  специалистами,
участвующими   в   рассмотрении   проекта.  При  отсутствии  нарушений
предписание не составляется.
     4.2. Предписание должно содержать:
     - наименование организации, составившей предписание;
     - порядковый номер или шифр предписания;
     - наименование проекта;
     - полное или краткое наименование заказчика;
     - полное  или  краткое  наименование  организации  - разработчика
проекта;
     - год разработки проекта;
     - год и месяц составления предписания;
     - город,   где   расположена  РПКИ,  составившая  предписание,  с
указанием почтового адреса и номера телефона;
     - перечень представленной проектно-конструкторской документации с
указанием номеров и шифров разделов проекта, альбомов и т.п.;
     - выявленные   отклонения  от  требований  нормативно-технической
документации (НТД);
     - требования,    начинающиеся    со   слов   "ПРЕДЛАГАЕТСЯ"   или
"ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ":
     а)  о  доработке  или  корректировке  проектной  документации  по
устранению   выявленных   нарушений  и  являющиеся  обязательными  для
заказчика (разработчика проекта),
     б)  по информированию РПКИ об устранении выявленных отклонений от
требований НТД,
     в)   о   представлении   проектной   документации   на  повторное
рассмотрение (при необходимости).
     4.3.  Любое из выявленных нарушений требований НТД в обязательном
порядке  должно аргументироваться ссылкой на наименование нормативного
документа  с  точным  указанием  пунктов  (разделов)  соответствующего
документа.
     Не   допускается  отмечать  отступление  от  требований  НТД  без
необходимой   ссылки.   Не   допускается   также   считать  нарушением
неиспользование  какого-либо  нормативно-технического  документа, если
при этом не выявлено конкретного отступления от его требований.
     4.4.  При  первой ссылке на какой-либо документ следует приводить
его  полное  наименование,  а при последующих (на этот же документ) он
может  даваться  в сокращенном виде. Принятые сокращения указываются в
тексте сразу после первого упоминания или в сноске на той же странице.
     При   наличии   в   конце   предписания   списка   использованных
нормативно-технических   документов   допускается   ссылку   в  тексте
предписания  давать на тот порядковый номер, под которым этот документ
значится  в списке. В этом случае номер документа в тексте указывается
в квадратных скобках после номера пункта (раздела) этого документа.
     4.5.   Предписания   составляются   в  трех  экземплярах.  Первый
экземпляр  вручается  или  направляется заказчику, который в последнем
случае  уведомляет РПКИ о его получении, второй экземпляр - начальнику
инспекции  того округа Госгортехнадзора России, на территории которого
находится  данное  поднадзорное  предприятие.  Допускается направление
первого   экземпляра  также  начальнику  инспекции  для  вручения  его
заказчику  и  сообщения  о  том в РПКИ. Третий экземпляр предписания с
подписями  исполнителей  хранится  в  РПКИ.  При  необходимости  копии
предписаний  могут  высылаться  разработчикам проектно-конструкторской
документации и другим заинтересованным организациям.
     В  тех  случаях,  когда  предписание  не составляется, заказчику,
начальнику  инспекции  соответствующего  округа  и  при  необходимости
другим  заинтересованным  организациям  направляется акт о результатах
рассмотрения   проекта  за  подписью  всех  специалистов,  проводивших
рассмотрение документации.
     Все  предписания и акты направляются с сопроводительными письмами
за подписью руководителя РПКИ.
Оглавление