ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 5 мая 2005 г. N 132 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, с изменениями, и Приказом Минобрнауки России от 20 января 2005 г. N 9/к "Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 24 сентября 2004 г. N 79 "Об утверждении Положения о Департаменте по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации". Министр А.ФУРСЕНКО 5 мая 2005 г. N 132 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минобрнауки России от 5 мая 2005 года N 132 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (далее именуется Департамент) является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке и обеспечению реализации и нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального образования, дополнительного образования детей. 2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, с изменениями, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи", а также настоящим Положением. 3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными службами и агентствами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти, департаментами Министерства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными организациями и объединениями. II. Полномочия 4. Департамент в целях выработки и обеспечения реализации государственной политики в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: 4.1. Разрабатывает предложения по формированию государственной политики в установленной сфере деятельности и определению приоритетных направлений ее развития. 4.2. Разрабатывает и (или) участвует в разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, относящихся к установленной сфере ведения Департамента. 4.3. Разрабатывает план работы и прогнозные показатели деятельности Департамента, а также предложения к проекту плана работы и прогнозным показателям деятельности Министерства. 4.4. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает проекты следующих нормативных правовых актов: 4.4.1. Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, психолого-педагогической поддержки, социальной поддержки и защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального образования, дополнительного образования детей, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в федеральных образовательных учреждениях. 4.4.2. Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях для сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального образования, дополнительного образования детей. 4.4.3. Федеральные требования к образовательным программам дополнительного образования детей, индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам. 4.4.4. Порядок аттестации руководящих кадров и специалистов сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального образования, дополнительного образования детей, а также установления образовательных цензов для данных работников. 4.4.5. Порядок передачи гражданам детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание, в том числе усыновление (удочерение). 4.4.6. Порядок деятельности представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации. 4.4.7. Порядок создания, функционирования и развития сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, учреждений органов по делам молодежи; специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; образовательных учреждений дополнительного образования детей; оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих профессиональную подготовку инвалидов; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общеобразовательных школ-интернатов; кадетских школ и кадетских школ-интернатов; службы практической психологии образования; психолого-медико-педагогических комиссий; иных учреждений и служб сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального образования, дополнительного образования детей; а также по регламентации деятельности дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида. 4.4.8. Формы документов государственного образца и порядок их выдачи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 4.4.9. Порядок проведения экспертизы учебников для специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов. 4.4.10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях всех видов. 4.4.11. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. 4.4.12. Порядок формирования и обеспечивает ведение Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. 4.4.13. Нормативные правовые акты по другим вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента. 4.5. Координирует формирование и реализацию федеральных целевых и иных программ в части своей компетенции в установленной сфере деятельности. 4.6. Разрабатывает и осуществляет совместно с департаментами Минобрнауки России, заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями систему мер по обеспечению охраны прав и законных интересов, воспитанию, профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании и ВИЧ/СПИДа детей и молодежи, их психолого-педагогической, социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты; развитию систем специального образования, дополнительного образования детей, а также по поддержке одаренных детей и молодежи, формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, развитию детско-юношеского, студенческого и молодежного спорта, созданию правовых условий для решения социальных, материальных и жилищных проблем молодых граждан, каникулярной занятости (отдыха, оздоровления и сезонной трудовой занятости) обучающихся. 4.7. Участвует в разработке предложений по приоритетным направлениям международного сотрудничества в установленной сфере деятельности и обеспечению их реализации. 4.8. Осуществляет координацию информационно-аналитического, научного, методического обеспечения в установленной сфере деятельности. 4.9. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. 4.10. Обеспечивает деятельность федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. 4.11. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса по выдаче разрешений на открытие представительств специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации, обеспечивает контроль за их деятельностью. 4.12. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в ведении Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию образовательных и иных учреждений и организаций (в т.ч. всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан"), согласовывает программы, планы и основные направления их деятельности, а также осуществляет координацию и контроль их деятельности в пределах своей компетенции. 4.13. Готовит предложения для представления в Правительство Российской Федерации о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию. 4.14. Проводит в установленном порядке конкурсы и готовит предложения по заключению государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. 4.15. Формирует и утверждает в рамках компетенции Департамента план и порядок проведения мероприятий для руководящих, педагогических работников, специалистов в установленной сфере деятельности. 4.16. Определяет основные направления развития системы информационного обеспечения сферы государственной молодежной политики, воспитания, социальной защиты, специального образования, дополнительного образования детей, формирования детских и молодежных информационных ресурсов, молодежного информационного пространства. 4.17. Определяет порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в установленной сфере деятельности. 4.18. Участвует в формировании и утверждает календарь всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, за исключением всероссийских олимпиад школьников, способствует его реализации. 4.19. Участвует в организации разработки проектов нормативных правовых актов в части лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по реализуемым ими образовательным программам, а также по оценке качества образования в установленной сфере деятельности. 4.20. Организует прием граждан в соответствии с компетенцией Департамента. 4.21. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 4.22. Готовит предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировкам работников Департамента. 5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента вопросам. 5.2. Проводить оценку хода реализации федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности. 5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, специалистов федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Минобрнауки России, научные и иные организации, ученых и экспертов. 5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости работников Департаментов Министерства и специалистов федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Минобрнауки России, руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных учреждений. 5.5. Создавать экспертные группы, а также советы, комиссии, рабочие группы в установленной сфере деятельности Департамента. 5.6. Вести служебную переписку с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления; общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. 5.7. Готовить предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней, методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников и других печатных изданий в установленной сфере деятельности. 5.8. Готовить предложения для учреждения в установленном порядке печатных средств массовой информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам в установленной сфере деятельности. 5.9. Готовить предложения по учреждению в установленном порядке знаков отличия в сфере образования и государственной молодежной политики и представлению к награждению ими работников в указанных областях. 6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 7 Положения о Министерстве. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром образования и науки Российской Федерации. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации. Количество заместителей директора устанавливается Министром. 8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по основным направлениям деятельности Департамента. 9. Директор: 9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями. 9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях (отделах) Департамента и должностные инструкции работников. 9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента. 9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников Министерства. 9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Департамента - ненормативного характера. 9.6. Издает распоряжения по вопросам работы Департамента. 9.7. Подчиняется непосредственно заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей. 10. Департамент имеет бланки установленного образца. |