О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 07.05.04 04-3-01/265

                 О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            7 мая 2004 г.
                            N 04-3-01/265

                                 (Д)


     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело
письмо о расходах арбитражного управляющего и сообщает следующее.
     1  -  2.  Статьей  19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О
несостоятельности  (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) и
статьей   20   Федерального   закона   от   26.10.2002   N  127-ФЗ  "О
несостоятельности  (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ)
предусмотрено,  что  арбитражным  управляющим  (временным управляющим,
внешним  управляющим,  конкурсным  управляющим)  может  быть назначено
арбитражным  судом  физическое  лицо,  зарегистрированное  в  качестве
индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не
являющееся  заинтересованным  лицом в отношении должника и кредиторов.
При  этом  арбитражные  управляющие  действуют  на  основании лицензии
арбитражного    управляющего,   выдаваемой   государственным   органом
Российской   Федерации   по   делам   о   банкротстве   и  финансовому
оздоровлению.
     Арбитражный   управляющий   утверждается  арбитражным  судом  для
проведения  процедур  банкротства  и осуществления иных, установленных
названными Федеральными законами, полномочий.
     В  соответствии  со  статьями 20, 22 Федерального закона N 6-ФЗ и
статьями  26 и 59 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий
имеет право получать вознаграждение за осуществление своих полномочий,
а  также  привлекать  для осуществления своих полномочий на договорной
основе  иных  лиц  с  оплатой  их  деятельности  из средств должника в
размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом
арбитражным  судом.  С  даты  вступления  в силу Федерального закона N
127-ФЗ  - 02.12.2002 - вознаграждение арбитражного управляющего должно
составлять не менее чем десять тысяч рублей.
     Таким   образом,   каждый  назначенный  управляющий  обеспечивает
выполнение  определенных  возложенных на него функций по производству,
управлению  и  осуществлению процедуры банкротства с получением за это
ежемесячного вознаграждения в установленном размере.
     В  соответствии  со  статьями 22, 54 Федерального закона N 6-ФЗ и
пунктом  1  статьи  59 Федерального закона N 127-ФЗ расходы на выплату
вознаграждения   арбитражным   управляющим   и   оплату   услуг   лиц,
привлекаемых  арбитражными  управляющими  для  обеспечения  исполнения
своей  деятельности,  относятся на имущество должника и возмещаются за
счет этого имущества вне очереди.
     Кроме того, пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002
N  127-ФЗ  предусмотрено,  что в случае отсутствия у должника средств,
достаточных   для   погашения   расходов,  предусмотренных  пунктом  1
указанной   статьи,   заявитель,  обратившийся  в  арбитражный  суд  с
заявлением  кредитора,  обязан  погасить указанные расходы в части, не
погашенной за счет имущества должника.
     Федеральным   законом   N   6-ФЗ   порядок   возмещения  расходов
арбитражного  управляющего  при отсутствии денежных средств у должника
не урегулирован.
     Исчисление  и  уплата  налога  на доходы, полученные арбитражными
управляющими,  производятся  в  соответствии  с  положениями  главы 23
"Налог   на  доходы  физических  лиц"  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (далее - Кодекс).
     Согласно статье 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте
1  статьи 227 Кодекса, в частности физические лица, зарегистрированные
в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие
предпринимательскую    деятельность,    имеют   право   на   получение
профессиональных  налоговых  вычетов  в сумме фактически произведенных
ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных
с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых
к  вычету,  определяется  налогоплательщиком самостоятельно в порядке,
аналогичном  порядку  определения  расходов для целей налогообложения,
установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
     Пунктом  2  статьи  54  Кодекса  установлено,  что индивидуальные
предприниматели  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового
периода  на  основе  данных  учета  доходов и расходов и хозяйственных
операций  в  порядке,  определяемом  Министерством финансов Российской
Федерации  и  Министерством  Российской Федерации по налогам и сборам.
Учет  доходов  и  расходов  и  хозяйственных  операций индивидуальными
предпринимателями  осуществляется  в  соответствии  с  Порядком  учета
доходов   и  расходов  и  хозяйственных  операций  для  индивидуальных
предпринимателей  (далее  -  Порядок  учета),  утвержденным совместным
Приказом  Министерства  финансов  Российской  Федерации и Министерства
Российской   Федерации   по   налогам   и   сборам   от  13.08.2002  N
86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2002 N 3756).
     3.  Конкурсное  производство  открывается  на основании принятого
арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
     С  даты  утверждения  конкурсного  управляющего в соответствии со
статьей  101  Федерального  закона  N  6-ФЗ и статьей 129 Федерального
закона  N  127-ФЗ  он  осуществляет полномочия руководителя должника и
иных органов управления должника.
     Кроме  того, статьей 106 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 134
Федерального  закона  N  127-ФЗ  определена очередность удовлетворения
требований  кредиторов.  Установлено  также,  что  вне очереди за счет
конкурсной  массы  покрываются  судебные расходы; расходы, связанные с
выплатой  вознаграждения  арбитражным  управляющим;  задолженность  по
заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника;
иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
     Конкурсную  массу составляет все имущество должника, имеющееся на
момент   открытия   конкурсного   производства  и  выявленное  в  ходе
конкурсного производства.
     Пунктом 3 статьи 105 Федерального закона N 6-ФЗ было установлено,
что с основного счета должника оплачиваются следующие расходы:
     - расходы,   связанные   с  выплатой  вознаграждения  конкурсному
управляющему;
     - текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
     - расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника
банкротом  и  сведений  о  признании  должника банкротом и об открытии
конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника;
     - иные    расходы,   связанные   с   осуществлением   конкурсного
производства.
     Статьей  25 Федерального закона N 6-ФЗ определено, что проведение
государственной   политики   по  предупреждению  банкротств,  а  также
обеспечение  условий  реализации процедур банкротства в соответствии с
этим Законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве
и финансовому оздоровлению, которым являлась Федеральная служба России
по  финансовому  оздоровлению  и  банкротству  (ФСФО).  Следовательно,
именно  на  этот  государственный  орган  возлагалась  обязанность  по
созданию  организационных,  экономических  и иных условий, необходимых
для  реализации  процедур банкротства, в том числе в случае отсутствия
денежных  средств  у  должника,  а  также  по  обеспечению  реализации
процедуры банкротства отсутствующего должника.
     Исходя  из  того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает
выполнение  возложенных  на него функций по производству, управлению и
осуществлению    процедуры    банкротства    с   получением   за   это
вознаграждения,   расходы   по   оплате  вознаграждения  относятся  на
себестоимость  произведенной  продукции  (работ,  услуг)  как затраты,
связанные  с  управлением  производства,  а у конкурсного управляющего
вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы.
     При    проведении    выездных   налоговых   проверок   необходимо
организовывать  проведение  проверок  предприятия-банкрота  на предмет
установления источника списания расходов управляющего.
     Учитывая  актуальность  вопросов, возникающих при налогообложении
доходов  арбитражных  управляющих,  УМНС  по  г.  Москве  предлагается
провести   обобщение   практики  налогообложения  указанной  категории
налогоплательщиков,   сложившейся  в  территориальных  инспекциях  МНС
России  по  г.  Москве.  Информацию  о  результатах  просьба  сообщить
Департаменту налогообложения доходов и имущества физических лиц в срок
до 01.07.2004.

                                                            Б.М.КОРОЛЬ
7 мая 2004 г.
N 04-3-01/265