О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 7 мая 2004 г. N 04-3-01/265 (Д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрело письмо о расходах арбитражного управляющего и сообщает следующее. 1 - 2. Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) и статьей 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При этом арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, установленных названными Федеральными законами, полномочий. В соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона N 6-ФЗ и статьями 26 и 59 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право получать вознаграждение за осуществление своих полномочий, а также привлекать для осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом. С даты вступления в силу Федерального закона N 127-ФЗ - 02.12.2002 - вознаграждение арбитражного управляющего должно составлять не менее чем десять тысяч рублей. Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение определенных возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном размере. В соответствии со статьями 22, 54 Федерального закона N 6-ФЗ и пунктом 1 статьи 59 Федерального закона N 127-ФЗ расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. Кроме того, пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, заявитель, обратившийся в арбитражный суд с заявлением кредитора, обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника. Федеральным законом N 6-ФЗ порядок возмещения расходов арбитражного управляющего при отсутствии денежных средств у должника не урегулирован. Исчисление и уплата налога на доходы, полученные арбитражными управляющими, производятся в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно статье 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, в частности физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденным совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2002 N 3756). 3. Конкурсное производство открывается на основании принятого арбитражным судом решения о признании должника банкротом. С даты утверждения конкурсного управляющего в соответствии со статьей 101 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Кроме того, статьей 106 Федерального закона N 6-ФЗ и статьей 134 Федерального закона N 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов. Установлено также, что вне очереди за счет конкурсной массы покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы. Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Пунктом 3 статьи 105 Федерального закона N 6-ФЗ было установлено, что с основного счета должника оплачиваются следующие расходы: - расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; - текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; - расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника; - иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства. Статьей 25 Федерального закона N 6-ФЗ определено, что проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с этим Законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, которым являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Следовательно, именно на этот государственный орган возлагалась обязанность по созданию организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, в том числе в случае отсутствия денежных средств у должника, а также по обеспечению реализации процедуры банкротства отсутствующего должника. Исходя из того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это вознаграждения, расходы по оплате вознаграждения относятся на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производства, а у конкурсного управляющего вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы. При проведении выездных налоговых проверок необходимо организовывать проведение проверок предприятия-банкрота на предмет установления источника списания расходов управляющего. Учитывая актуальность вопросов, возникающих при налогообложении доходов арбитражных управляющих, УМНС по г. Москве предлагается провести обобщение практики налогообложения указанной категории налогоплательщиков, сложившейся в территориальных инспекциях МНС России по г. Москве. Информацию о результатах просьба сообщить Департаменту налогообложения доходов и имущества физических лиц в срок до 01.07.2004. Б.М.КОРОЛЬ 7 мая 2004 г. N 04-3-01/265 |