О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРИМЕНЕНИЕ ККТ. ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРОВЕДЕНА ПРОВЕРКА ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСУ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ". ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ИНСПЕКЦИИ ОБЩЕСТВО И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ОБЩЕСТВА ПРИВЛЕЧЕНЫ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ДАЛЕЕ - КОДЕКС) ЗА ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ФОТОГРАФИИ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ МАШИНЫ, ВЫРАЗИВШЕЕСЯ В НЕПРОБИТИИ КАССОВОГО ЧЕКА И НЕВЫДАЧЕ КЛИЕНТУ ВМЕСТЕ СО СДАЧЕЙ. ЧЕК ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ОБЩЕСТВА БЫЛ ОТПЕЧАТАН ПОСЛЕ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩИМ УДОСТОВЕРЕНИЯ. ПРАВОМЕРНО ЛИ ИНСПЕКЦИЕЙ ПРИВЛЕЧЕНЫ ОБЩЕСТВО И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДАННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ? МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НАЗНАЧЕНО НАКАЗАНИЕ НИЖЕ НИЗШЕГО ПРЕДЕЛА, УСТАНОВЛЕННОГО САНКЦИЕЙ СТАТЬИ 14.5 КОДЕКСА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 25 апреля 2005 г. N 09-24/28731 (Д) В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Статьей 5 Закона предусмотрено, что организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ, обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт отпечатанные ККТ кассовые чеки в момент оплаты. Согласно статье 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Из представленных в Управление материалов следует, что при проведении проверки фотоателье общества услуги фотографии оказывались. При оказании услуги в виде срочной фотосъемки на документы генеральным директором общества получена денежная наличность в сумме 140 рублей, при этом ККМ не применялась. Кассовый чек ею был отпечатан после предъявления проверяющим служебного удостоверения, в результате чего нарушены пункт 1 статьи 2 и статья 5 Закона. При несоблюдении работником обязательств перед клиентом к административной ответственности привлекается предприятие, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношение с заказчиком от имени предприятия, т.е. стороной в договоре возмездного оказания услуг является именно предприятие. Частью 3 статьи 2.1 Кодекса предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно статье 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данной ситуации общество не приняло все зависящие от него меры, а генеральный директор общества не выполнил свои служебные обязанности по соблюдению вышеуказанных требований законодательства о ККТ и применении ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов. Факт совершения ими указанного административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколами об административном правонарушении, в которых зафиксирован факт неприменения ККМ при оказании в 13 час. 45 мин. услуг фотографии; кассовым чеком, из которого следует, что за оказанную обществом услугу чек по ККМ на сумму 140 рублей отпечатан в 13 час. 49 мин. Таким образом, привлечение Инспекцией к административной ответственности общества и его генерального директора в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно. Не отрицая факт получения денежной наличности при оказании услуги и пробития кассового чека по ККМ после предъявления проверяющим удостоверения, генеральный директор общества в адресованной в Управление жалобе просит уменьшить суммы наложенного на него и общество административного штрафа на 50 процентов. Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Статьей 4.1 Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность, а при назначении административного наказания юридическому лицу - характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении штрафа необходимо исходить из того, что в силу статьи 4.1 Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП. При назначении административного наказания обществу и генеральному директору общества как должностному лицу размер штрафа Инспекцией определен правильно по нижнему пределу соответственно 300 и 30 МРОТ, что составляет 30000 и 3000 рублей. Заместитель руководителя УФНС России по г. Москве, советник налоговой службы РФ I ранга Н.В. Третьякова 25 апреля 2005 г. N 09-24/28731 |