О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 01.04.05 03-417

           О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
             ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                           1 апреля 2005 г.
                               N 03-417

                                 (Д)


     Департамент  государственной  политики  в образовании Минобрнауки
России   направляет   для   использования  в  работе  согласованный  с
Российской  Академией  Образования  Перечень  учебного и компьютерного
оборудования  для  оснащения  общеобразовательных  учреждений (далее -
Перечень).
     Данный  Перечень  не  является обязательным, он выполняет функцию
ориентира    при    оснащении    школ    нормативной    документацией,
учебно-методическими  комплектами,  печатной  продукцией, техническими
средствами  обучения,  необходимыми  для  перехода школ на организацию
процесса   обучения  в  соответствии  с  требованиями  образовательных
стандартов,  поскольку  разработан  на  основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта общего образования.
     При   формировании   содержания   Перечня   исходили   из   задач
комплексного  использования  материально-технических средств обучения,
перехода    от    репродуктивных    форм    учебной   деятельности   к
самостоятельным,  поисково-исследовательским  видам  работы,  переноса
акцента  на аналитический компонент учебной деятельности, формирование
коммуникативной   культуры   учащихся   и  развитие  умений  работы  с
различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое
обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного
решения  этих  задач,  именно  поэтому  Перечень  включает  не  только
объекты,  выпускаемые  в настоящее время, но и перспективные, создание
которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта
общего образования.
     В  Перечне  представлены не конкретные названия, а, прежде всего,
общая   номенклатура   объектов   и  средств  материально-технического
обеспечения,  что объясняется особенностью современного этапа развития
сектора,  обеспечивающего  материальные  потребности  школы,  а  также
существенными     изменениями,     которым     должны    подвергнуться
учебно-методические  пособия  в  связи  с  введением  государственного
образовательного   стандарта.   Кроме   того,   в   школьную  практику
преподавания  постепенно  вводятся  новые  носители  информации, в том
числе  мультимедийные,  что  также  потребует  пересмотра  сложившейся
системы материально-технического обеспечения учебного процесса.
     В  описании приводятся рекомендованные технические характеристики
средств  информационных  и коммуникационных технологий. Это вызвано их
быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на
фоне   повышения   стоимости   традиционного   учебного  оборудования.
Значительная  часть  учебных материалов, входящих в данный Перечень, в
том  числе  тексты,  комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы,
могут   быть   представлены  не  на  полиграфических,  а  на  цифровых
(электронных)   носителях.   Использование   цифровых  образовательных
ресурсов  повышает  эффективность  учебных материалов, прежде всего за
счет  использования  интерактивности  и  возможностей  деятельностного
подхода.  Широкое  использование  цифровых  ресурсов позволяет снизить
стоимость  затрат  на  размножение и доставку за счет низкой стоимости
копирования и использования Интернет для распространения.
     Количество  учебного  оборудования  приводится  в  требованиях  в
расчете  на  один учебный кабинет. При этом использование значительной
части  указанных  технических  средств  связано  с  решением не только
внутрипредметных,   но  и  общеучебных  задач.  Конкретное  количество
указанных  средств  и  объектов  материально-технического  обеспечения
учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
     Для   отражения   количественных   показателей   в  рекомендациях
используется следующая система символических обозначений:
     - Д  -  демонстрационный  экземпляр  (1  экз.,  кроме  специально
оговоренных случаев);
     - К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
     - Ф  -  комплект  для  фронтальной  работы  (примерно  в два раза
меньше,  чем  полный  комплект,  то  есть  не  менее  1  экз.  на двух
учащихся);
     - П  -  комплект,  необходимый для практической работы в группах,
насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.).
     Выбор   помещения,   его   рациональная  планировка  определяются
санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02).
     Департамент  государственной  политики  в образовании рекомендует
использовать   данный   Перечень   при   решении   вопросов  оснащения
общеобразовательных   учреждений,   а  также  для  расчета  нормативов
финансирования обучающихся.

Директор
                                                            И.И.КАЛИНА
1 апреля 2005 г.
N 03-417