МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФНС РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ). Письмо. Федеральная налоговая служба. 27.05.05 ЧД-6-09/439

Оглавление


                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                            27 мая 2005 г.
                            N ЧД-6-09/439

                                 (Д)


     ФНС  России  направляет  для  использования  в  работе  налоговых
органов  методические  рекомендации  для  территориальных  органов ФНС
России  при  осуществлении  ими  государственной регистрации в связи с
ликвидацией юридических лиц.
     Направляемые    методические   рекомендации   предназначены   для
использования только в налоговых органах.
     Обеспечьте применение названных методических рекомендаций.

Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
                                                            Д.А.ЧУШКИН
27 мая 2005 г.
N ЧД-6-09/439


                                                            Приложение

                                                              к письму
                                          Федеральной налоговой службы
                                                   от 27 мая 2005 года
                                                         N ЧД-6-09/439

                    О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

     Под  ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без
перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
     Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61
- 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой
VII  Федерального  закона  от  08.08.2001  N 129-ФЗ "О государственной
регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее
-  Закон  N  129-ФЗ),  Федеральным  законом  от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
     Ликвидация  юридического  лица  является  длительной процедурой и
состоит из следующих этапов:
     принятие  решения  о  ликвидации. При этом следует учитывать, что
юридическое лицо может быть ликвидировано:
     - по   решению   его   учредителей   (участников)   либо   органа
юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в
том  числе  в связи с истечением срока, на который создано юридическое
лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
     - судом на основании требования органа государственной власти;
     формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
     публикация  сообщения  о  ликвидации и составление промежуточного
ликвидационного баланса;
     осуществление    расчетов    с    кредиторами    и    составление
ликвидационного баланса;
     государственная   регистрация   юридического   лица   в  связи  с
ликвидацией.

                   1. Ликвидация юридического лица
                по решению его учредителей либо органа
                  юридического лица, уполномоченного
                   на то учредительными документами

     1.1.  Пунктом  1  статьи  20  Закона  N  129-ФЗ  установлено, что
учредители  (участники) юридического лица или орган, принявшие решение
о   ликвидации   юридического  лица,  обязаны  в  трехдневный  срок  в
письменной  форме  уведомить  об  этом  регистрирующий  орган по месту
нахождения  ликвидируемого  юридического  лица с приложением решения о
ликвидации юридического лица.
     Принятие  учредителями  (участниками) юридического лица решения о
его  ликвидации  является  основанием для направления в регистрирующий
(налоговый)   орган   Уведомления  о  принятии  решения  о  ликвидации
юридического  лица  по  форме  N  Р15001,  утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении
форм   и   требований   к   оформлению  документов,  используемых  при
государственной  регистрации юридических лиц, а также физических лиц в
качестве  индивидуальных  предпринимателей"  (далее  - Постановление N
439), при этом расписка в получении уведомления не оформляется.
     Нарушение  вышеуказанного  срока  влечет  привлечение учредителей
юридического  лица к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде предупреждения или наложения административного
штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
     Лицом,  уполномоченным подписывать Уведомление о принятии решения
о  ликвидации юридического лица по форме N Р15001, является учредитель
(участник)  юридического  лица,  принявший  решение о ликвидации, либо
орган, принявший решение о ликвидации.
     В   случае   представления   Уведомления  о  принятии  решения  о
ликвидации  юридического  лица  по  форме  N  Р15001,  удостоверенного
подписью  неуполномоченного  лица,  запись  в  Единый  государственный
реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не вносится, о чем уведомляется
учредитель   (участник)   юридического   лица,   принявший  решение  о
ликвидации, либо орган, принявший решение о ликвидации.
     На   основании   Уведомления  о  принятии  решения  о  ликвидации
юридического  лица по форме N Р15001, представленного в регистрирующий
(налоговый)  орган,  вносится  запись  в Единый государственный реестр
юридических  лиц  (далее  - ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического
лица   решения   о  ликвидации  и  выдаются  (направляются)  по  месту
нахождения  юридического  лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
по  форме  N  Р50003  и  выписка  из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что
юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
     С   момента   внесения   вышеуказанной   записи   не  допускается
государственная   регистрация   изменений,  вносимых  в  учредительные
документы  ликвидируемого  юридического  лица, а также государственная
регистрация  юридических  лиц, учредителем которых выступает указанное
юридическое  лицо,  или  государственная  регистрация юридических лиц,
которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона N
129-ФЗ).
     В  целях  установления  факта, находится ли в процессе ликвидации
юридическое  лицо, которое вносит изменения в учредительные документы,
выступает   учредителем  вновь  создаваемого  юридического  лица,  или
юридическое  лицо возникает в результате его реорганизации, необходимо
использовать   сведения,  содержащиеся  в  федеральном  информационном
ресурсе.
     При этом, если юридическое лицо обращается в регистрирующий орган
с  целью  совершения вышеупомянутых действий и факт принятия решения о
ликвидации    регистрирующим    органом   установлен,   регистрирующий
(налоговый) орган на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 23 Закона
N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации.
     Обращаем  внимание, что с момента поступления в налоговые органы,
территориальные    отделения   государственных   внебюджетных   фондов
информации  о  принятии  решения о ликвидации юридического лица в виде
выписки из ЕГРЮЛ указанным выше органам целесообразно в пределах своей
компетенции  принимать меры по установлению размера задолженности и по
ее принудительному взысканию.
     1.2. Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического
лица  или  орган,  принявшие  решение  о ликвидации юридического лица,
назначают   ликвидационную   комиссию  (ликвидатора)  и  устанавливают
порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
     Согласно   пункту   3  статьи  62  ГК  РФ  с  момента  назначения
ликвидационной  комиссии  к  ней  переходят  полномочия  по управлению
делами   юридического   лица.   Ликвидационная   комиссия   от   имени
ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
     В  случае  принятия  учредителями (участниками) юридического лица
решения  о  формировании  ликвидационной  комиссии  или  о  назначении
ликвидатора  учредители  (участники)  юридического  лица  направляют в
регистрирующий    (налоговый)   орган   Уведомление   о   формировании
ликвидационной  комиссии  юридического лица, назначении ликвидатора по
форме  N  Р15002, утвержденной Постановлением N 439, при этом расписка
не оформляется.
     На  основании  указанного  уведомления  вносится запись в ЕГРЮЛ о
формировании  ликвидационной  комиссии  юридического  лица, назначении
ликвидатора,   содержащая   сведения   о  руководителе  ликвидационной
комиссии    (ликвидаторе),   и   выдаются   (направляются)   заявителю
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписка из
ЕГРЮЛ.
     Сведения  о  ликвидационной  комиссии  (ликвидаторе)  должны быть
указаны  в разделе ЕГРЮЛ, содержащем сведения о руководителе постоянно
действующего  исполнительного  органа  или  иного лица, имеющего право
действовать  от  имени  юридического  лица без доверенности, а именно:
должность  "ликвидатор" или "председатель ликвидационной комиссии", их
Ф.И.О., а также иные сведения, содержащиеся в приложении "А" к форме N
Р15002.
     1.3.  Ликвидационная  комиссия  в  целях  выявления кредиторов, а
также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица
в  соответствии  со  статьей  63  ГК  РФ  помещает в органах печати, в
которых  публикуются данные о государственной регистрации юридического
лица,  публикацию  о  его  ликвидации  и  о  порядке и сроке заявления
требований его кредиторами, содержащую следующие данные:
     полное наименование юридического лица;
     место нахождения юридического лица;
     наименование органа, принявшего решение о ликвидации;
     ИНН/КПП, ОГРН ликвидируемого юридического лица;
     порядок и сроки заявления требований кредиторами;
     способ связи с ликвидационной комиссией.
     В   настоящее   время   во   исполнение  пункта  2  Постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  19.06.2002  N  438 "О едином
государственном   реестре   юридических   лиц"   в  целях  обеспечения
публикации  сведений,  содержащихся  в  Едином государственном реестре
юридических  лиц,  Приказом  МНС  России  от 20.09.2004 N САЭ-3-09/508
учреждено    средство    массовой   информации   -   журнал   "Вестник
государственной   регистрации",   в  котором  публикуются  сведения  о
государственной регистрации юридических лиц.
     Согласно  статье  63  ГК  РФ  кредиторы  в течение двух месяцев с
момента  опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе
предъявить  свои  требования.  Требования  кредиторов,  заявивших свои
требования  после  истечения  установленного срока, удовлетворяются за
счет   имущества,  оставшегося  после  погашения  задолженности  перед
другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.
     По  окончании  срока,  отведенного  для  предъявления  требований
кредиторами,    ликвидационная   комиссия   составляет   промежуточный
ликвидационный баланс.
     Согласно  пункту  2  статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный
баланс должен содержать:
     сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
     перечень предъявленных кредиторами требований;
     результаты их рассмотрения.
     Нормативные   акты   не   содержат   требований   по   оформлению
промежуточного ликвидационного баланса.
     На  основании  вышеизложенного  представляется, что промежуточный
ликвидационный баланс должен быть составлен в простой письменной форме
и утвержден учредителями (участниками).
     После   утверждения   учредителями  (участниками)  промежуточного
ликвидационного  баланса  ликвидационной  комиссией или ликвидатором в
регистрирующий   орган   представляется   Уведомление   о  составлении
промежуточного  ликвидационного  баланса  юридического лица по форме N
Р15003  и  промежуточный  ликвидационный  баланс.  При этом оформление
расписки в получении не требуется.
     При  представлении в регистрирующий (налоговый) орган Уведомления
о  принятии  решения  о ликвидации юридического лица по форме N Р15003
регистрирующий   орган   вносит   запись   в   ЕГРЮЛ   о   составлении
промежуточного  ликвидационного  баланса  юридического  лица  и выдает
(направляет)  по  месту  нахождения  юридического лица Свидетельство о
внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ.
     После  внесения  в  ЕГРЮЛ  записи  о  составлении  промежуточного
ликвидационного  баланса  регистрирующий  (налоговый) орган направляет
промежуточный  ликвидационный  баланс в отдел взыскания задолженности,
отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел
для проведения контрольных мероприятий.
     1.4.  Согласно  пункту  4  статьи  63 ГК РФ выплата денежных сумм
кредиторам     ликвидируемого     юридического    лица    производится
ликвидационной  комиссией в порядке очередности, установленной статьей
64  ГК  РФ,  в  соответствии  с  промежуточным ликвидационным балансом
начиная  со  дня  его  утверждения,  за  исключением  кредиторов пятой
очереди,  выплаты  которым  производятся  по  истечении  месяца со дня
утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
     Расчеты  с  кредиторами  пятой  очереди производятся по истечении
месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
     Необходимо   отметить,  что  в  случае,  если  при  осуществлении
расчетов  с  кредиторами  имеющиеся у ликвидируемого юридического лица
(кроме  учреждения)  денежные средства недостаточны для удовлетворения
требований  кредиторов,  ликвидационная  комиссия осуществляет продажу
имущества   юридического   лица   с   публичных   торгов   в  порядке,
установленном  для  исполнения  судебных  решений,  а также производит
выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.
     В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов,
не  удовлетворенные  из-за  недостаточности  имущества  ликвидируемого
юридического лица, считаются погашенными.
     Вместе  с  тем необходимо отметить, что, согласно пункту 4 статьи
61  ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо
действующее  в  форме потребительского кооператива, благотворительного
или  иного  фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК
РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
     Пункт  2 статьи 1 Закона N 127-ФЗ расширяет круг юридических лиц,
на которых распространяется действие указанного Закона. Закон N 127-ФЗ
распространяется  на  все  юридические  лица,  за исключением казенных
предприятий,    учреждений,    политических   партий   и   религиозных
организаций.   Таким   образом,   с   03.12.2002   дела   о  признании
несостоятельными    (банкротами)   соответствующих   юридических   лиц
подведомственны арбитражным судам.
     В  соответствии  со  статьей  224  Закона N 127-ФЗ в случае, если
стоимость  имущества  должника  -  юридического  лица  (за исключением
казенных  предприятий,  учреждений,  политических  партий, религиозных
организаций),  в  отношении  которого  принято  решение  о ликвидации,
недостаточна  для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная
комиссия   (ликвидатор)   обязана   обратиться  в  арбитражный  суд  с
заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом.
     На  основании  вышеизложенного регистрирующим (налоговым) органам
необходимо руководствоваться следующим.
     Ликвидация    юридического    лица,   за   исключением   казенных
предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций,
стоимость   имущества   которого   недостаточна   для   удовлетворения
требований  кредиторов,  осуществляется  в  порядке  статей  224 - 226
Закона N 127-ФЗ.
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  224  Закона  N 127-ФЗ при
обнаружении   недостаточности   стоимости   имущества   ликвидационная
комиссия   (ликвидатор)   обязана   обратиться  в  арбитражный  суд  с
заявлением о признании должника банкротом.
     Арбитражный  суд  принимает  решение  о  признании ликвидируемого
должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает
конкурсного управляющего.
     Обращаем  внимание,  что  в  соответствии со статьей 226 Закона N
127-ФЗ   непредставление  в  арбитражный  суд  заявления  о  признании
ликвидируемого  юридического  лица  банкротом  является основанием для
отказа  во  внесении  в  Единый государственный реестр юридических лиц
записи о ликвидации юридического лица.
     Согласно   пункту   9  статьи  142  Закона  N  127-ФЗ  требования
кредиторов,  не  удовлетворенные  по причине недостаточности имущества
должника, считаются погашенными.
     В связи с тем что действие Закона N 127-ФЗ не распространяется на
казенные  предприятия,  учреждения,  политические партии и религиозные
организации,  применение  положений  параграфа 1 главы XI "Особенности
банкротства  ликвидируемого  должника" к указанным юридическим лицам в
случае  недостаточности  их  имущества  для  удовлетворения требований
кредиторов не представляется возможным.
     В  соответствии  с  пунктом  6  статьи  64  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  требования кредиторов, не удовлетворенные из-за
недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица, считаются
погашенными.
     Учитывая   вышеизложенное,   в  случае  представления  указанными
юридическими лицами документов для государственной регистрации в связи
с ликвидацией при наличии в ликвидационном балансе задолженности перед
кредиторами,   в   том   числе  по  обязательным  платежам  в  бюджет,
регистрирующий (налоговый) орган не вправе принимать решение об отказе
в  государственной регистрации юридического лица на основании пункта 1
статьи 226 Закона N 127-ФЗ.
     На  основании вышеизложенного ликвидация в случае недостаточности
имущества
     - юридического   лица,   за   исключением  казенных  предприятий,
учреждений,     политических    партий,    религиозных    организаций,
осуществляется  в  порядке  статей 224 - 226 Закона N 127-ФЗ. При этом
требования  кредиторов,  не погашенные в ходе конкурсного производства
по причине недостаточности имущества, считаются погашенными;
     - казенных    предприятий,   учреждений,   политических   партий,
религиозных  организаций  осуществляется  в  порядке  статей  62  - 64
Гражданского   кодекса   Российской  Федерации.  При  этом  требования
кредиторов,  не  погашенные  в  ходе  процедуры  ликвидации по причине
недостаточности имущества, считаются погашенными.
     1.5.  Согласно  пункту  8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического
лица   считается   завершенной,  а  юридическое  лицо  -  прекратившим
существование  после  внесения об этом записи в Единый государственный
реестр юридических лиц.
     В  соответствии со статьей 21 Закона N 129-ФЗ для государственной
регистрации  в  связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий
орган представляются следующие документы:
     подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по
форме N Р16001, утвержденной Постановлением N 439;
     ликвидационный баланс;
     документ об уплате государственной пошлины.
     Документы,   предусмотренные   статьей   21   Закона   N  129-ФЗ,
представляются  в  регистрирующий (налоговый) орган не ранее чем через
два  месяца  с  момента  помещения  в  органах  печати  ликвидационной
комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
     При   принятии   документов   для   государственной   регистрации
ликвидации  юридического лица регистрирующий орган не вправе требовать
представления   каких-либо   документов,   подтверждающих   завершение
расчетов  с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности
из  налогового  органа,  справки  о  перечислении  в  Фонд социального
страхования   сумм   капитализированных   платежей   по  обязательному
социальному  страхованию  от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний).
     Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи
с  его  ликвидацией  по  форме N Р16001, утвержденной Постановлением N
439,  представляется в регистрирующий (налоговый) орган ликвидационной
комиссией или ликвидатором.
     На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый)
орган   вносит   запись   о   государственной  регистрации  ликвидации
юридического  лица  и  выдает  (направляет)  свидетельство  по форме N
Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.
     Ликвидационный  баланс является одним из обязательных документов,
представляемых  в  регистрирующий  орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о
ликвидации юридического лица.
     Гражданское  законодательство не устанавливает перечень сведений,
которые  должны  содержаться  в  ликвидационном  балансе. Вместе с тем
анализ  положений  статьи  63  ГК  РФ показывает, что в ликвидационном
балансе  должны  быть  отражены  сведения  о составе оставшегося после
удовлетворения  требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс
юридического  лица (за исключением банков), так же как и промежуточный
ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
     На  основании  пункта  5  статьи  63  ГК РФ ликвидационный баланс
составляется   ликвидационной   комиссией   только   после  расчета  с
кредиторами   юридического   лица,   после  проведения  инвентаризации
оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
     В   связи  с  этим  при  направлении  уведомления  о  составлении
промежуточного  ликвидационного  баланса  или  заявления  о ликвидации
юридического  лица рекомендуется руководствоваться сроками составления
(утверждения)  промежуточного  ликвидационного баланса, установленными
Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Если   юридическим   лицом  подано  Заявление  о  государственной
регистрации  юридического  лица в связи с его ликвидацией с нарушением
срока,  установленного  пунктом  2  статьи  22  Закона  N  129-ФЗ  (до
истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации
о  ликвидации  юридического  лица),  то  регистрирующий  орган в целях
недопущения нарушения вышеуказанной статьи принимает решение об отказе
в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1
статьи   23   Закона   (непредставление  заявления  о  государственной
регистрации в связи с ликвидацией).
     Документы  представляются  в  регистрирующий  орган  по истечении
установленного законом срока.
     Необходимо   отметить,   что   в  заявлении  по  форме  N  Р16001
подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок
ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
     В   случае   представления  в  регистрирующий  (налоговый)  орган
документов  для  государственной  регистрации  ликвидации юридического
лица,   в   том   числе  подтверждающих  завершение  всех  расчетов  с
кредиторами  (ликвидационный  баланс),  и при наличии в регистрирующем
(налоговом)  органе  сведений  об отсутствии удовлетворения требований
кредиторов  (в  т.ч.  требований  по  обязательным  платежам) либо при
обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица
для  удовлетворения  требований  кредиторов регистрирующий (налоговый)
орган  принимает  решение  об  отказе  в  государственной  регистрации
юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с пунктом 1
статьи 23 Закона N 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 226 Закона N 127-ФЗ.

                   2. Ликвидация юридического лица
        на основании требования органа государственной власти

     2.1.  В  соответствии  с  частью  2  статьи 61 ГК РФ, с пунктом 2
статьи 25 Закона N 129-ФЗ решение о ликвидации юридического лица может
быть  принято  на основании требования органа государственной власти в
случае  осуществления  юридическим  лицом деятельности без надлежащего
разрешения  (лицензии)  либо деятельности, запрещенной законом, либо в
случае   допущенных  при  создании  такого  юридического  лица  грубых
нарушений  закона  или  иных  правовых актов, если эти нарушения носят
неустранимый   характер,  либо  с  иными  неоднократными  или  грубыми
нарушениями закона или иных нормативных правовых актов, а также в иных
случаях, предусмотренных ГК РФ.
     Уполномоченными   органами   по   обращению   в  суд  с  исковыми
заявлениями о ликвидации юридического лица могут быть, в частности:
     - регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным:
     пунктом 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ;
     пунктом 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ;
     пунктом  2 статьи 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 174-ФЗ "О
государственной  регистрации выпусков акций, размещенных до вступления
в  силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной
регистрации";
     - антимонопольный  орган по основаниям, предусмотренным пунктом 9
статьи   17  Закона  РСФСР  от  22.03.91  N  948-1  "О  конкуренции  и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
     Согласно  информационному  письму Президиума Высшего Арбитражного
Суда  от  13.08.2004  N  84  при  рассмотрении  заявлений о ликвидации
юридических   лиц   по   мотиву   осуществления   ими  деятельности  с
неоднократными  нарушениями  закона,  иных  правовых  актов необходимо
исследовать  характер  нарушений,  их  продолжительность и последующую
после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое
лицо  не  может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят
малозначительный  характер  или  вредные  последствия  таких нарушений
устранены.
     Например,    не    может   быть   ликвидировано   по   основанию,
предусмотренному  пунктом  3  статьи  26  Закона N 129-ФЗ, юридическое
лицо,  которое  хотя и после предъявления иска о его ликвидации, но до
вынесения  решения  судом  первой  инстанции  сообщило регистрирующему
органу  сведения,  предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1
статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
     По  основаниям,  указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть
ликвидировано лишь действующее юридическое лицо.
     Если  в  судебном заседании при рассмотрении вопроса о ликвидации
юридического   лица   по  данным  основаниям  будет  установлено,  что
организация  фактически прекратила свою деятельность, то в этом случае
по  заявлению  уполномоченного  органа  может  быть  возбуждено дело о
несостоятельности отсутствующего должника.
     О  том,  что организация фактически прекратила свою деятельность,
могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места
пребывания  ее  органов  управления, отсутствие операций по банковским
счетам  юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей
заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
     В  соответствии  со статьей 1 Федерального закона от 10.12.2003 N
174-ФЗ  "О  государственной регистрации выпусков акций, размещенных до
вступления  в  силу  Федерального  закона  "О  рынке ценных бумаг" без
государственной   регистрации"   незарегистрированные  выпуски  акций,
размещенные  до  вступления  в  силу Федерального закона от 22.04.96 N
39-ФЗ  "О  рынке  ценных  бумаг",  то  есть  до  22.04.96, должны быть
зарегистрированы.
     Порядок  регистрации выпуска акций и отчетов об итоговых выпусках
акций  определен  Федеральным  законом  от  22.04.96  N 39-ФЗ "О рынке
ценных  бумаг",  а  также  Постановлением  ФКЦБ России от 18.06.2003 N
03-30пс  "О  Стандартах  эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов
ценных бумаг".
     Для  подачи документов на регистрацию акционерное общество должно
обратиться   в   Федеральную   службу  по  финансовым  рынкам  или  ее
территориальное отделение.
     Согласно  пункту 2 статьи 2 Закона N 174-ФЗ акционерные общества,
не  представившие  в  срок, указанный в абзаце втором части 1 статьи 1
Закона  N  174-ФЗ,  документы для государственной регистрации выпусков
акций,   подлежат   ликвидации   по   искам   органов,  осуществляющих
государственную регистрацию юридических лиц.
     На   основании   изложенного  регистрирующие  (налоговые)  органы
осуществляют   мероприятия   по   ликвидации   акционерных  обществ  в
соответствии  со  статьей  2  Закона  N  174-ФЗ в случае наличия у них
информации   из   Федеральной  службы  по  финансовым  рынкам  или  ее
территориальных  отделений  об  отсутствии государственной регистрации
выпусков акций.
     Необходимо  отметить,  что решение арбитражного суда о ликвидации
юридического  лица  не  может  служить  основанием для государственной
регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
     Решение  суда  о ликвидации юридического лица является основанием
для  внесения  регистрирующим  (налоговым)  органом  записи о принятии
решения о ликвидации юридического лица.
     Согласно  информационному  письму Президиума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 с целью соблюдения прав и
законных  интересов  третьих  лиц  и  для обеспечения государственного
контроля  за  проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой
по  решению  суда, судам рекомендуется направлять в порядке информации
вынесенные   решения  о  ликвидации  юридических  лиц  соответствующим
государственным    органам,    осуществляющим    их    государственную
регистрацию.
     На  основании решения арбитражного суда в ЕГРЮЛ вносится запись о
принятии  решения  о  ликвидации  юридического  лица. Свидетельство по
форме  N  Р50003  и выписка из ЕГРЮЛ распечатываются и направляются по
адресу места нахождения ликвидируемого юридического лица.
     В  книге  учета  государственной  регистрации  должна содержаться
информация  о государственном регистрационном номере и дате внесения в
ЕГРЮЛ  записи  о  принятии  решения  о  ликвидации  юридического лица,
реквизиты   решения   суда,   послужившие   основанием   для  внесения
соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
     ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического
лица  в  случае  вынесения  арбитражным  судом  решения  о  ликвидации
юридического  лица.  Это  означает, что ликвидация юридического лица в
этом случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ.
     В частности, обязанности по осуществлению ликвидации юридического
лица   могут   быть   возложены   судом  на  учредителей  (участников)
юридического   лица   либо   орган,   уполномоченный   на   ликвидацию
юридического  лица  его  учредительными документами (часть 3 ст. 61 ГК
РФ).
     В   этом   случае   в  решении  о  ликвидации  юридического  лица
указываются  сроки  представления  ими в арбитражный суд утвержденного
ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
     Эти  сроки  в  соответствии  с  пунктом 1 статьи 118 Арбитражного
процессуального  кодекса  Российской  Федерации  арбитражным судом при
необходимости могут быть продлены.
     При  возложении  обязанности  по  ликвидации юридического лица на
орган,    уполномоченный   на   ликвидацию   юридического   лица   его
учредительными  документами,  наименование  этого органа указывается в
решении  арбитражного  суда  в  точном  соответствии  с учредительными
документами юридического лица.
     Обязанность  по ликвидации юридического лица может быть возложена
на  одного  или  нескольких  известных  арбитражному  суду  участников
(учредителей)  с указанием в решении в отношении юридического лица его
наименования  и  места  нахождения,  а  в отношении граждан - фамилии,
имени, отчества, даты рождения и места жительства.
     В   случае   если   в   решении  арбитражного  суда  утверждается
кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании
указанного  решения  арбитражного суда (без предоставления уведомления
по  формам  N  Р15002 и Р15001) вносит в Единый государственный реестр
юридических лиц две записи, а именно:
     - запись  по  форме  N  Р15001  (Уведомление о принятии решения о
ликвидации юридического лица);
     - запись   по   форме   N   Р15002  (Уведомление  о  формировании
ликвидационной комиссии юридического липа, назначение ликвидатора).
     Соответственно   на   основании   внесенных   записей   в  Единый
государственный    реестр   юридических   лиц   ликвидатору   выдаются
(направляются)  два  свидетельства  по форме N Р50003 (Свидетельство о
внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц).
     В  соответствии  с  ГК  РФ  Законом N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ
записи  о  государственной  регистрации  ликвидации  юридического лица
необходимо    завершить    все   ликвидационные   процедуры:   создать
ликвидационную  комиссию, поместить в журнале "Вестник государственной
регистрации",   в   котором  должны  публиковаться  сведения  согласно
законодательству   Российской   Федерации,   публикацию  о  ликвидации
юридического   лица,   произвести   расчеты  с  кредиторами,  а  также
представить  в  регистрирующий  (налоговый) орган заявление по форме N
Р16001,  документ,  подтверждающий  оплату  государственной пошлины, а
также ликвидационный баланс.
     На основании вышеизложенного в случае вынесения арбитражным судом
решений  о  ликвидации  юридического  лица  в  связи  с принудительной
ликвидацией  по требованию государственного органа его государственная
регистрация  осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона
N 129-ФЗ.
     Согласно  пункту  24 Постановления от 01.07.96 Пленума Верховного
Суда  Российской  Федерации  N  6  и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской  Федерации  N  8 от 01.07.96, в случае неисполнения решения
арбитражного  суда  о  его  ликвидации  из-за  отсутствия  учредителей
юридического лица арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.
     Арбитражный  суд  также  вправе  назначить  ликвидатора, если при
вынесении  решения  о  ликвидации  юридического  лица  по  основаниям,
указанным в статье 61 ГК РФ (далее - решение о ликвидации юридического
лица),  придет  к  выводу  о  невозможности  возложения обязанности по
ликвидации  юридического  лица  на его учредителей (участников) или на
орган,    уполномоченный   на   ликвидацию   юридического   лица   его
учредительными документами.
     В  соответствии  с  пунктом  10 информационного письма Президиума
Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от 13.08.2004 N 84
ликвидатором  может  быть  назначено  физическое лицо (в т.ч. лицо, не
обладающее  статусом  арбитражного  управляющего)  с  его  согласия по
предложению  органа,  обратившегося  в  арбитражный суд с заявлением о
ликвидации юридического лица.
     В   целях   реализации  пункта  2  статьи  20  Закона  N  129-ФЗ,
предотвращения    государственной    регистрации    юридических   лиц,
учредителями которых могут являться находящиеся в стадии ликвидации по
решению    арбитражного   суда   юридические   лица,   регистрирующими
(налоговыми)   органами   на   основании   указанного   решения   суда
осуществляется внесение записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации
юридического   лица.   В   этом   случае  не  требуется  представления
уведомления  по  форме  N  Р15001.  Свидетельство  по  форме  N Р50003
распечатывается   и   направляется   по   адресу   (месту  нахождения)
ликвидируемого юридического лица.

                   3. К вопросу об отмене принятого
                решения о ликвидации юридического лица

     3.1.  В случае принятия учредителями юридического лица решения об
отмене  ликвидации юридического лица и учитывая, что Законом N 129-ФЗ,
ГК   РФ   не   регламентируется  порядок  принятия  подобных  решений,
необходимо руководствоваться следующим.
     Решение об отмене ликвидации юридического лица может быть принято
как  судом  по  требованию  заинтересованных  юридических  лиц,  так и
учредителями  (участниками)  или  уполномоченным  органом юридического
лица.
     В  соответствии  со статьей 63 ГК РФ ликвидация юридического лица
считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование
после   внесения  об  этом  записи  в  Единый  государственный  реестр
юридических лиц.
     Отмена  решения о ликвидации юридического лица возможна только до
внесения  в  ЕГРЮЛ  записи  о государственной регистрации юридического
лица в связи с ликвидацией.
     В случае принятия учредителями подобного решения:
     до  направления  в  регистрирующий  орган  уведомления по форме N
Р15001  не  требуется  представление  в  регистрирующий  орган решения
учредителей (участников) юридического лица об отмене принятого решения
о ликвидации юридического лица;
     после  представления в регистрирующий орган уведомлений по формам
N  Р15001, Р15002, Р15003 - в соответствии с требованиями статьи 63 ГК
РФ - необходимо представить:
     заявление  о внесении в Единый государственный реестр юридических
лиц  изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением
изменений  в  учредительные  документы  (форма  N Р14001, при принятии
учредителями (участниками) юридического лица либо органом юридического
лица,  уполномоченным  на  то  учредительными  документами, решения об
отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица);
     заверенную   копию   решения   об  отмене  решения  о  ликвидации
юридического лица.
     Регистрирующий  (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ запись об отмене
записи  о  государственной регистрации юридического лица в связи с его
ликвидацией. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003
выдается (направляется) юридическому лицу.
     В случае принятия судом решения об отмене ликвидации юридического
лица  регистрирующий (налоговый) орган вносит соответствующую запись в
ЕГРЮЛ  только  на  основании  решения  суда.  Свидетельство о внесении
записи в ЕГРЮЛ направляется юридическому лицу.
     Обращаем  внимание,  что  с  момента  внесения  в ЕГРЮЛ записи об
отмене  записи о государственной регистрации юридического лица в связи
с  его  ликвидацией  к  указанному  юридическому  лицу  не применяются
положения пункта 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ.
     Таким  образом,  юридическое  лицо  сохраняет статус действующего
юридического лица.

                  4. О ликвидации юридического лица
         вследствие признания его несостоятельным (банкротом)

     4.1.  На  основании  пункта  4  статьи  61  Гражданского  кодекса
Российской   Федерации   юридическое   лицо,  являющееся  коммерческой
организацией  либо  действующее  в форме потребительского кооператива,
благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствия
со   статьей   65   указанного   Кодекса   вследствие   признания  его
несостоятельным (банкротом).
     В   соответствии   со   статьей  124  Закона  N  127-ФЗ  принятие
арбитражным  судом  решения  о  признании должника банкротом влечет за
собой открытие конкурсного производства.
     При  этом  в  соответствии  с абзацем 14 статьи 2 Закона N 127-ФЗ
конкурсное   производство   -  процедура  банкротства,  применяемая  к
должнику,  признанному  банкротом, в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов.
     На основании вышеизложенного принятие арбитражным судом решения о
признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации
юридического лица.
     При  поступлении  решения  об  открытии  конкурсного производства
регистрирующий  (налоговый)  орган  в  пятидневный  срок с момента его
поступления   осуществляет  внесение  в  ЕГРЮЛ  записи  о  принятии  в
отношении   юридического   лица   решения   о   ликвидации.  При  этом
присваивается  ГРН,  распечатывается  свидетельство,  которое вместе с
соответствующей    выпиской    из   ЕГРЮЛ   направляется   конкурсному
управляющему.
     С   этого   момента   не  допускаются  регистрационные  действия,
предусмотренные  пунктом  2  статьи 20 Закона N 129-ФЗ, за исключением
государственной  регистрации  создания  открытых  акционерных обществ,
учредителем   которых  является  юридическое  лицо,  признанное  судом
несостоятельным (банкротом), и образуемых в связи с замещением активов
юридического  лица  -  банкрота в соответствии со статьей 141 Закона N
127-ФЗ.
     4.2.  Согласно  статье 127 Закона N 127-ФЗ при принятии решения о
признании  должника  банкротом  и об открытии конкурсного производства
арбитражный   суд   утверждает  конкурсного  управляющего  в  порядке,
предусмотренном  статьей  45  Закона N 127-ФЗ, и размер вознаграждения
конкурсного   управляющего,   о  чем  выносит  определение.  Указанное
определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
     В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда
от   15.12.2004   N  29  арбитражный  суд  рассматривает  разногласия,
заявления,  ходатайства  и  жалобы  в  деле  о банкротстве до внесения
записи  о государственной регистрации в связи с ликвидацией должника в
Единый государственный реестр юридических лиц.
     В  случае  если  в решении арбитражного суда о признании должника
банкротом   арбитражным  судом  утверждается  кандидатура  конкурсного
управляющего, регистрирующий (налоговый) орган на основании указанного
решения  арбитражного суда (без предоставления уведомлений по формам N
Р15002  и  Р15001)  вносит в Единый государственный реестр юридических
лиц две записи, а именно:
     - запись о принятии решения о ликвидации юридического лица;
     - запись  о  формировании  ликвидационной  комиссии  юридического
лица, назначении ликвидатора.
     Соответственно,   на   основании   внесенных   записей  в  Единый
государственный   реестр   юридических  лиц  конкурсному  управляющему
выдаются   (направляются)   два   свидетельства   по  форме  N  Р50003
(Свидетельство  о  внесении  записи  в  Единый  государственный реестр
юридических лиц).
     При банкротстве юридического лица в случае назначения конкурсного
управляющего   сведения   о   лице,  имеющем  право  без  доверенности
действовать   от   имени  юридического  лица,  вносятся  на  основании
определения   суда,   направленного   в   регистрирующий   орган,  или
уведомления  о формировании ликвидационной комиссии юридического лица,
назначении  ликвидатора  (форма  N Р15002), представленного конкурсным
управляющим.
     4.3.  В  соответствии  с  пунктом 2 статьи 21 Закона N 129-ФЗ при
государственной  регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в
случае  применения  процедуры банкротства в регистрирующий (налоговый)
орган   представляется  определение  арбитражного  суда  о  завершении
конкурсного производства.
     Таким образом, не установлена обязанность представления заявления
по форме N Р16001.
     Регистрирующий  (налоговый) орган вносит запись о государственной
регистрации  юридического  лица в связи с его ликвидацией на основании
определения  арбитражного  суда о завершении конкурсного производства,
при   этом   в   графе   "Заявитель"  заполняется  Ф.И.О.  конкурсного
управляющего, указанное в решении (определении) арбитражного суда.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи 129 Закона N 127-ФЗ с даты
утверждения  конкурсного управляющего до даты прекращения производства
по   делу  о  банкротстве  или  заключения  мирового  соглашения,  или
отстранения   конкурсного   управляющего  он  осуществляет  полномочия
руководителя  должника  и  иных  органов  управления должника, а также
собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в
порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ.
     Согласно  пункту 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N
127-ФЗ  "О  несостоятельности  (банкротстве)" определение арбитражного
суда  о  завершении  конкурсного  производства является основанием для
внесения  в  Единый  государственный  реестр  юридических лиц записи о
ликвидации должника.
     Соответствующая  запись  должна  быть  внесена  в  этот реестр не
позднее   чем   через   пять  дней  с  даты  представления  указанного
определения  арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную
регистрацию юридических лиц.
     Поступление  в  регистрирующий  орган  определения  апелляционной
инстанции  арбитражного  суда о принятии апелляционной жалобы к своему
производству  и назначении даты ее рассмотрения не является основанием
для   принятия   решения   об  отказе  в  государственной  регистрации
юридического  лица  в  связи  с  ликвидацией  и  невнесением  записи о
ликвидации   юридического   лица   в   Единый  государственный  реестр
юридических   лиц   на   основании  определения  арбитражного  суда  о
завершении конкурсного производства.
     На  основании  внесенной  записи в ЕГРЮЛ конкурсному управляющему
направляется свидетельство по форме N Р50001 и выписка из ЕГРЮЛ.
     С   момента  внесения  записи  о  ликвидации  должника  в  Единый
государственный  реестр  юридических  лиц на основании доказательств о
ликвидации  должника,  поступивших  от  конкурсного  управляющего либо
регистрирующего   органа,   арбитражный   суд  выносит  определение  о
прекращении  производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений,
ходатайств и жалоб.

         5. О прекращении производства по делу о банкротстве

     При   вынесении   определения  арбитражного  суда  о  прекращении
производства  по  делу  о несостоятельности (банкротстве) юридического
лица  регистрирующий  (налоговый)  орган  вносит  запись о прекращении
производства  по  делу  о  банкротстве  в связи с удовлетворением всех
требований кредиторов.
     На  основании  пункта  2  статьи  57  Закона N 127-ФЗ последствия
прекращения производства по делу о банкротстве аналогичны последствиям
принятия  арбитражным  судом  решения  об  отказе в признании должника
банкротом,   а   именно:   прекращают   действовать  все  ограничения,
предусмотренные  Законом  N 127-ФЗ и являющиеся последствиями принятия
заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.
     Согласно   статье   149   Закона  N  127-ФЗ  в  случае  вынесения
определения  о  прекращении производства по делу о банкротстве решение
арбитражного  суда  о  признании  должника  банкротом  и  об  открытии
конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
     На  основании  пункта  2  статьи 52 Закона N 127-ФЗ определение о
прекращении  производства  по делу о банкротстве подлежит немедленному
исполнению.
     Обращаем  внимание,  что в отношении юридических лиц, указанных в
определении  о  прекращении  производства  по  делу  о банкротстве, не
применяются положения, предусмотренные статьей 20 Закона N 129-ФЗ.

                6. О признании судом записи о создании
                  юридического лица недействительной

     Согласно  статье  13  ГК  РФ  ненормативный  акт государственного
органа,   не   соответствующий  закону  или  иному  правовому  акту  и
нарушающий  гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина
или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
     В  случае поступления в регистрирующий орган решения арбитражного
суда о признании недействительной записи о государственной регистрации
юридического  лица  регистрирующий  (налоговый)  орган вносит запись в
ЕГРЮЛ  о  принятии  решения  о  признании  недействительной  записи  о
государственной  регистрации  юридического  лица  и  в соответствии со
статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации вправе предъявить в
арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица.
     Таким  образом,  решение  регистрирующего  (налогового)  органа в
случае  признания  его  судом  недействительным должно соответствовать
следующим критериям:
     - не соответствовать закону или иным правовым актам;
     - нарушать гражданские права и охраняемые законом интересы.
     В   соответствии  со  статьей  182  Арбитражного  процессуального
кодекса  Российской  Федерации  решения судов, отменяющие акты органов
государственной власти, подлежат немедленному исполнению.
     Таким  образом, регистрирующие (налоговые) органы, руководствуясь
статьей 16 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в течение 5 дней
с  момента  поступления соответствующего решения суда в регистрирующий
(налоговый)  орган  вносят в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной
записи о государственной регистрации юридического лица.
     Указанная запись должна содержать следующие показатели:
     - наименование юридического лица,
     - его основной государственный регистрационный номер,
     - наименование  арбитражного суда, принявшего решение о признании
акта государственной регистрации недействительным,
     - дата принятия указанного решения,
     - номер   дела   в   соответствии  со  статьей  170  Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации,
     - государственный   регистрационный  номер  записи,  признаваемой
недействительной,  дата  ее  внесения  в Единый государственный реестр
юридических лиц.
     Свидетельство  о  внесении записи в Единый государственный реестр
юридических  лиц  о  признании  записи  о  государственной регистрации
юридического  лица  недействительной распечатывается и направляется по
месту  нахождения  юридического  лица не позднее одного рабочего дня с
момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи.
     В книгу учета государственной регистрации (подп. "б" п. 12 Правил
ведения   Единого   государственного   реестра   юридических   лиц   и
предоставления    содержащихся    в    нем    сведений,   утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438)
при   поступлении   решения   суда   вносятся:   сведения  об  органе,
представившем  документ,  полное  наименование юридического лица, дата
получения  и  реквизиты  решения  суда,  послужившего  основанием  для
внесения  соответствующей записи в ЕГРЮЛ, дата внесения в ЕГРЮЛ записи
о  признании  записи  о  государственной регистрации юридического лица
недействительной и государственный регистрационный номер (ГРН).
     Внесение  указанной записи не равнозначно ликвидации юридического
лица.
     Под   ликвидацией   юридического  лица  понимается  прежде  всего
процедура  удовлетворения  требований  кредиторов  юридического  лица,
предусмотренная  статьями  62  -  64  Гражданского  кодекса Российской
Федерации.
     Согласно  пункту  3  статьи  49  Гражданского  кодекса Российской
Федерации  правоспособность  юридического  лица возникает в момент его
создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
     Таким    образом,   внесение   в   ЕГРЮЛ   записи   о   признании
недействительной   записи   о   государственной  регистрации  создания
юридического    лица   не   прекращает   правоспособности   указанного
юридического лица, его прав и обязанностей.
     Так,  в  соответствии  с  пунктом  3 статьи 44 Налогового кодекса
Российской  Федерации  обязанность  по  уплате  налога  и  (или) сбора
прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика.
     На  основании вышеизложенного внесение в ЕГРЮЛ записи о признании
недействительной   записи   о   государственной  регистрации  создания
юридического  лица  не  является основанием для списания задолженности
налогоплательщика  - юридического лица, его снятия с учета в налоговых
органах.
     В  случае  нарушения  закона или иных правовых актов юридическими
лицами,   в  отношении  которых  судом  принято  решение  о  признании
недействительной  государственной  регистрации при создании, налоговые
органы,  руководствуясь  пунктами  2, 3 статьи 61 ГК РФ, подпунктом 16
пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, обращаются
в суд с исками о ликвидации указанных юридических лиц.
     Обращаем  внимание,  что  в  связи  с  отсутствием  в действующем
законодательстве    ограничений    в    государственной    регистрации
юридического  лица,  в  отношении  которого  судом  принято  решение о
признании  недействительной  государственной регистрации при создании,
регистрирующий   (налоговый)   орган   на   основании   представленных
документов осуществляет внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

             6. Иные способы прекращения юридических лиц

     В соответствии со статьями 57, 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации  юридическое  лицо  прекращается (прекращает деятельность) в
связи с ликвидацией либо реорганизацией юридического лица.
     Вместе  с тем отдельные законодательные акты Российской Федерации
(Федеральный   закон   от   21.12.2001   N   178-ФЗ   "О  приватизации
государственного  и  муниципального  имущества",  Федеральный закон от
27.02.2003   N   29-ФЗ  "Об  особенностях  управления  и  распоряжения
имуществом   железнодорожного   транспорта",   Федеральный   закон  от
11.06.2003   N   74-ФЗ   "О   крестьянском   (фермерском)  хозяйстве")
предусматривают иные способы прекращения деятельности юридических лиц,
отличные от ликвидации или реорганизации.
     6.1.  Один  из  случаев  прекращения  юридических  лиц  способом,
отличным  от  ликвидации  или  реорганизации,  предусмотрен статьей 27
Федерального   закона   от   21.12.2001   N   178-ФЗ  "О  приватизации
государственного   и  муниципального  имущества":  с  переходом  права
собственности  на  имущественный  комплекс  унитарного  предприятия  к
покупателю  прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс
которого продан.
     Другой  случай прекращения юридического лица предусмотрен статьей
3   Закона   N   29-ФЗ.   Согласно  вышеуказанной  статье  в  процессе
приватизации   имущества   федерального   железнодорожного  транспорта
создается  единый  хозяйствующий  субъект  путем  изъятия  имущества у
организаций  федерального железнодорожного транспорта и внесения его в
уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
     При  внесении имущества организации федерального железнодорожного
транспорта в качестве вклада в уставный капитал единого хозяйствующего
субъекта    -    орган    федерального   железнодорожного   транспорта
прекращается.
     Порядок  внесения  записи  о прекращении унитарного предприятия в
государственный  реестр  юридических  лиц  определяется Правительством
Российской Федерации.
     В    соответствии    с   пунктом   5   Правил   ведения   Единого
государственного  реестра юридических лиц и представления содержащихся
в  нем  сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации  от  19.06.2002  N  438  "О  Едином  государственном реестре
юридических  лиц",  основанием  для  внесения в государственный реестр
записи  о  прекращении  унитарного предприятия, имущественный комплекс
которого  продан  или  внесен  в  качестве  вклада  в уставный капитал
открытого  акционерного  общества,  является решение о государственной
регистрации,  принятое  регистрирующим  органом на основании следующих
документов,   представляемых   Федеральным  агентством  по  управлению
федеральным  имуществом или иным уполномоченным органом исполнительной
власти, принявшим решение об условиях приватизации:
     - заявление   о   внесении  в  государственный  реестр  записи  о
прекращении   унитарного   предприятия   в   связи   с   продажей  его
имущественного  комплекса или внесением его имущественного комплекса в
качестве  вклада в уставный капитал открытого акционерного общества по
форме N Р16002;
     - решение   об  условиях  приватизации  имущественного  комплекса
унитарного предприятия;
     - копия  документа,  подтверждающего  государственную регистрацию
перехода  права  собственности  на  имущественный  комплекс указанного
унитарного предприятия к покупателю.
     Приказом  МНС  России  от 03.02.2004 N БГ-3-09/70 "Об утверждении
Методических  разъяснений  о порядке внесения в Единый государственный
реестр  юридических лиц записей о прекращении организаций федерального
железнодорожного  транспорта,  имущество  которых  вносится в уставный
капитал  ОАО  "Российские  железные  дороги", а также о порядке снятия
указанных юридических лиц с учета в налоговых органах" внесение записи
о  прекращении  деятельности организаций федерального железнодорожного
транспорта  осуществляется  на основании заявления по форме N Р16002 и
копии   документа   о   государственной   регистрации  перехода  права
собственности.
     Порядок  заполнения  формы N Р16002 утвержден Приказом ФНС России
от  20.12.2004 N САЭ-3-09/16 "Об утверждении Методических указаний для
налоговых  органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и
постановки  на учет в налоговых органах российских организаций в связи
с изменением места нахождения".
     При  получении регистрирующим органом документов, необходимых для
государственной   регистрации   прекращения  организаций  федерального
железнодорожного транспорта, необходимо руководствоваться следующим.
     Государственная  регистрация прекращения организаций федерального
железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона
N  129-ФЗ осуществляется по месту нахождения указанных юридических лиц
на   основании   заявления   по   форме  N  Р16002,  копии  документа,
подтверждающей     государственную    регистрацию    перехода    права
собственности   на  имущественный  комплекс  организации  федерального
железнодорожного  транспорта  к ОАО "РЖД". Таким документом признается
свидетельство  (свидетельства)  о  государственной  регистрации  права
собственности   ОАО   "РЖД"   на  имущественный  комплекс  организации
федерального железнодорожного транс порта.
     6.2.  Статьей  23  Федерального  закона  от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О
крестьянском  (фермерском)  хозяйстве"  (далее  - Закон N 74-ФЗ) также
установлен  способ прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства -
юридического  лица,  отличный  от  ликвидации  или реорганизации. Так,
поименованной  нормой  Закона  N  74-ФЗ  установлено, что крестьянские
(фермерские)   хозяйства,  которые  созданы  как  юридические  лица  в
соответствии  с  Законом  РСФСР  от  22.11.90  N 348-1 "О крестьянском
(фермерском)  хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на
период до 1 января 2010 года.
     Согласно  статье  7  Федерального  закона  от 30.11.94 N 52-ФЗ "О
введении  в  действие  части  первой  Гражданского  кодекса Российской
Федерации"  крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до
введения  в  действие  части  первой  Гражданского  кодекса Российской
Федерации  (в качестве юридических лиц) обязаны привести свой правовой
статус  в  соответствие  с  нормами  части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации.
     Вместе  с  тем,  согласно  нормам Гражданского кодекса Российской
Федерации,  прекращение деятельности юридического лица возможно только
при реорганизации либо ликвидации юридического лица.
     Соответственно,   приведение   правового   статуса  крестьянского
(фермерского)  хозяйства  в  соответствие с частью первой Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  означает  лишь  исключение  сведений о
крестьянском   (фермерском)   хозяйстве  из  Единого  государственного
реестра  юридических лиц в связи с включением в Единый государственный
реестр  индивидуальных предпринимателей сведений об указанном субъекте
предпринимательской деятельности.
     Поскольку   в  соответствии  со  статьей  44  Налогового  кодекса
Российской   Федерации  прекращение  обязательств  по  уплате  налогов
возможно  лишь в случаях, установленных пунктом 3 указанной статьи, то
приведение  правового  статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в
соответствие  с  нормами  части первой Гражданского кодекса Российской
Федерации не прекращает обязательств по уплате обязательных платежей в
бюджет.
     На   основании   вышеизложенного   приведение  правового  статуса
крестьянского  (фермерского)  хозяйства в соответствие с нормами части
первой  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  не изменяет и не
прекращает его права и обязанности.
     Таким  образом, за крестьянским (фермерским) хозяйством, сведения
о  котором  внесены  в  Единый  государственный  реестр индивидуальных
предпринимателей  на  основании  Заявления по форме N Р27002, остается
весь   комплекс  прав  и  обязанностей  как  в  случае  универсального
правопреемства.
     Для   приведения   правового  статуса  крестьянских  (фермерских)
хозяйств, зарегистрированных до 01.01.95 в качестве юридических лиц на
основании   Закона   РСФСР   от   22.11.90  N  348-1  "О  крестьянском
(фермерском)   хозяйстве",  в  соответствие  с  нормами  части  первой
Гражданского  кодекса  Российской Федерации регистрирующие (налоговые)
органы выполняют следующие действия.
     На   основании   Заявления   по  форме  N  Р27002  регистрирующий
(налоговый)    орган   по   месту   жительства   главы   крестьянского
(фермерского)  хозяйства вносит запись в Единый государственный реестр
индивидуальных  предпринимателей  (ЕГРИП)  о крестьянском (фермерском)
хозяйстве,  зарегистрированном  до  вступления  в  силу  части  первой
Гражданского  кодекса  Российской  Федерации, а также запись в ЕГРЮЛ о
прекращении   крестьянского   (фермерского)   хозяйства   в   связи  с
приведением  его  правового  статуса  в  соответствие  с нормами части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
     В  случае если место жительства главы крестьянского (фермерского)
хозяйства  и  место  нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства,
приводящего свой правовой статус в соответствие с нормами части первой
Гражданского  кодекса  Российской Федерации, находятся на территориях,
подведомственных  разным регистрирующим (налоговым) органам, то лист В
Заявления  по  форме  N  Р27002 не позднее рабочего дня, следующего за
днем  внесения  в  ЕГРИП записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве,
направляется  по каналам связи с применением средств защиты информации
(далее  -  каналы  связи)  в регистрирующий (налоговый) орган по месту
нахождения крестьянского (фермерского) хозяйства для внесения записи о
прекращении    крестьянского    (фермерского)   хозяйства   в   ЕГРЮЛ.
Одновременно  в  регистрирующий  (налоговый) орган по месту нахождения
крестьянского  (фермерского) хозяйства направляется с сопроводительным
письмом копия Заявления по форме N Р27002.
     Регистрирующий    (налоговый)    орган    по   месту   нахождения
крестьянского (фермерского) хозяйства оперативно уведомляет (используя
факс либо защищенные каналы связи) регистрирующий (налоговый) орган по
месту   жительства   главы  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  о
получении указанных сведений.
     В   связи  с  направлением  указанных  Методических  рекомендаций
Федеральная   налоговая  служба  сообщает  об  утрате  силы  следующих
Методических рекомендаций, направленных письмами МНС России от:
     25.07.2002  N  ММ-6-09/1093 "К вопросу о действиях регистрирующих
органов по пункту 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ либо при наличии решения
(определения)     арбитражного     суда,     запрещающих    совершение
регистрационных действий";
     05.08.2002  N  ММ-6-09/1178  "К  вопросу  об  отдельных  аспектах
государственной   регистрации   изменений,  вносимых  в  учредительные
документы юридического лица, государственной регистрации реорганизации
или  ликвидации  юридического  лица,  созданного  до 1 июля 2002 года"
(часть 3);
     22.08.2002  N  ММ-6-09/1278  "К  вопросу  об  отдельных  аспектах
порядка    государственной   регистрации   крестьянских   (фермерских)
хозяйств";
     02.09.2002   N  ММ-6-09/1347  "К  вопросу  о  некоторых  аспектах
государственной  регистрации при ликвидации юридического лица в случае
применения процедуры банкротства";
     13.11.2002  N  ММ-6-09/1734  "К вопросу об уплате государственной
пошлины  за государственную регистрацию ликвидации юридического лица в
случае применения процедуры банкротства";
     03.04.2003   N   ММ-6-09/392  "К  вопросу  о  некоторых  аспектах
государственной регистрации юридического лица при ликвидации";
     29.09.2003    N    ММ-6-09/1007   "К   вопросу   о   рассмотрении
регистрирующими (налоговыми) органами жалоб, касающихся нарушения прав
учредителей  (участников),  постоянно  действующих  исполнительных лиц
юридического лица, в связи с внесением в Единый государственный реестр
юридических  лиц  записей  о  государственной регистрации юридического
лица,  а также о действиях регистрирующих (налоговых) органов в случае
признания судом записи о государственной регистрации юридического лица
при  создании недействительной, при принятии судом решения о признании
общественного  объединения  прекратившим  свою деятельность в качестве
юридического  лица, при принятии органом юстиции решения об исключении
записи  о  создании  политической  партии  из Единого государственного
реестра   юридических  лиц  в  соответствии  с  пунктом  6  статьи  15
Федерального закона "О политических партиях" (часть II);
     15.04.2004   N  09-0-10/1727  "К  вопросу  о  некоторых  аспектах
государственной   регистрации  юридического  лица  при  ликвидации  (в
дополнение к письму МНС России от 03.04.2003 N ММ-6-09/392)";
     25.05.2004  N 09-0-10/2156 "О некоторых вопросах, возникающих при
ликвидации юридического лица в связи с банкротством";
     02.06.2004  N  09-0-10/2318  "По  вопросу прекращения организаций
федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в
уставный капитал ОАО "РЖД";
     09.07.2004   N   09-0-10/2841  "О  приведении  правового  статуса
крестьянских  (фермерских)  хозяйств  в  соответствие  с нормами части
первой  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации"  (общая и первая
части);
     04.08.2004   N   09-0-10/3154   "О   государственной  регистрации
общеобразовательных     учреждений,     учреждений    здравоохранения,
учредителем которых является ОАО "РЖД".
Оглавление