О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 14.05.04 03-1-08/1180/13

         О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
                ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                            14 мая 2004 г.
                          N 03-1-08/1180/13

                                 (Д)


     Департамент  косвенных  налогов Министерства Российской Федерации
по  налогам  и  сборам  о  порядке  исчисления  налога  на добавленную
стоимость  при  реорганизации  юридического  лица путем преобразования
сообщает следующее.
     1.  В  соответствии  с  пунктом  2  статьи 171 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на
добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им
при  приобретении  товаров  (работ,  услуг)  на  территории Российской
Федерации  либо  уплаченные  налогоплательщиком  при  ввозе товаров на
таможенную   территорию  Российской  Федерации  в  таможенных  режимах
выпуска  для  свободного обращения, временного ввоза и переработки вне
таможенной    территории   в   отношении   товаров   (работ,   услуг),
приобретаемых   для  осуществления  операций,  признаваемых  объектами
налогообложения  в  соответствии  с  главой 21 Кодекса, за исключением
товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также товаров
(работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
     При    применении    организацией,    образованной   в   процессе
реорганизации  путем  преобразования,  налоговых  вычетов по налогу на
добавленную  стоимость  по товарам (работам, услугам), приобретенным и
отраженным  в  бухгалтерском  учете  реорганизованной  организацией, а
оплаченных  организацией,  созданной  в  процессе  этой реорганизации,
следует учитывать следующее.
     В  соответствии  с  пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат
суммы   налога  на  добавленную  стоимость  (далее  -  суммы  налога),
предъявленные      налогоплательщику      подрядными     организациями
(заказчиками-застройщиками)    при    проведении    ими   капитального
строительства,   сборке  (монтаже)  основных  средств,  суммы  налога,
предъявленные   налогоплательщику   по   товарам  (работам,  услугам),
приобретенным  им  для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы
налога,  предъявленные  налогоплательщику при приобретении им объектов
незавершенного капитального строительства.
     В  соответствии  с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты,
предусмотренные   статьей   171  Кодекса,  производятся  на  основании
счетов-фактур,     выставленных     продавцами     при    приобретении
налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и соответствующих первичных
документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
     Учитывая  изложенное,  для  принятия  в  установленном  порядке к
вычету   сумм   налога,   предъявленных  продавцом  налогоплательщику,
необходимы:
     - наличие    счетов-фактур,    оформленных   продавцом   на   имя
налогоплательщика-покупателя;
     - наличие        фактической        оплаты        непосредственно
налогоплательщиком-покупателем  принятых  им  к  учету товаров (работ,
услуг).
     При  этом у вновь образуемых в процессе реорганизации организаций
могут  отсутствовать  законные основания принятия к вычету сумм налога
на  добавленную стоимость при отсутствии какого-либо из указанных выше
условий.
     Вместе  с  тем  необходимо отметить следующее. Порядок применения
вычетов  налога  на  добавленную стоимость зависит от конкретной формы
передачи  выделяемым  обществам  прав  и  обязанностей по договорам на
поставку    продукции    (работ,   услуг),   которая   будет   избрана
соответствующим   реорганизуемым   обществом,   но   в   любом  случае
предполагает   внесение   изменений  в  данные  договоры,  а  также  в
выставленные  ранее  счета-фактуры.  В  частности,  статьей  430 ГК РФ
допускается  заключение договоров в пользу третьего лица, статьи 382 и
391 ГК РФ регулируют основания и порядок перемены лиц в обязательстве,
главой  50  ГК  РФ предусмотрен институт действия в чужом интересе без
поручения,  включая  совершение  сделок, исходя из вероятных намерений
заинтересованного лица.
     Учитывая   вышеизложенное,  созданной  в  процессе  реорганизации
организации  будет  право принятия к вычету сумм налога на добавленную
стоимость   в   случае   внесения   изменений   в  выставленные  ранее
счета-фактуры на полученные товары (работы, услуги).
     2.  В  соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской
Федерации  (далее  - ГК РФ) реорганизация юридического лица может быть
осуществлена  по  решению  его  учредителей  (участников)  либо органа
юридического  лица, уполномоченного на то учредительными документами в
форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
     При  передаче  основных  средств,  нематериальных активов и (или)
иного  имущества  организации  ее правопреемнику (правопреемникам) при
реорганизации этой организации следует руководствоваться следующим.
     Согласно    гражданскому   законодательству   при   реорганизации
юридического  лица в форме присоединения к другому юридическому лицу к
последнему   переходят   все   имущественные   права   и   обязанности
присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     Передаточный   акт,   составленный   на   основе   инвентаризации
имущества,     отражающий     правопреемство     по     обязательствам
реорганизованного  юридического  лица  в  отношении  его  кредиторов и
должников,  утверждается  и  представляется  вместе  с  учредительными
документами  для  государственной  регистрации  и внесения изменений в
учредительные документы существующих юридических лиц.
     Присоединенное предприятие прекращает свою деятельность с момента
внесения   соответствующей  записи  в  Единый  государственный  реестр
юридических    лиц,    а    реорганизуемое    (правопреемник)    после
перерегистрации  и  приведения в соответствие учредительных документов
ставит на баланс средства присоединенного предприятия.
     Учитывая  изложенное,  передача  имущества, включая имущественные
права,  присоединенного  юридического  лица на основании передаточного
акта  не  является  реализацией и не облагается налогом на добавленную
стоимость.
     В  соответствии  с  подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1
пункта  2  статьи  146  Кодекса не признается объектом налогообложения
передача  имущества, если такая передача носит инвестиционный характер
(в  частности,  вклады  в  уставный (складочный) капитал хозяйственных
обществ  и  товариществ,  вклады  по  договору  простого  товарищества
(договору  о  совместной  деятельности),  паевые взносы в паевые фонды
кооперативов).
     В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  170 Кодекса суммы налога,
предъявленные  покупателю  при  приобретении товаров (работ, услуг), в
том  числе  основных средств и нематериальных активов, либо фактически
уплаченные   при  ввозе  товаров,  в  том  числе  основных  средств  и
нематериальных    активов,   на   территорию   Российской   Федерации,
учитываются  в  стоимости  таких  товаров  (работ, услуг), в том числе
основных  средств  и  нематериальных  активов,  в  случае приобретения
(ввоза)  товаров  (работ,  услуг),  в  том  числе  основных  средств и
нематериальных  активов,  для  производства и (или) реализации товаров
(работ,   услуг),   операции   по  реализации  (передаче)  которых  не
признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом
2 статьи 146 Кодекса.
     Таким  образом,  если выбытие имущества, ранее приобретенного для
производственной  деятельности,  связано с осуществлением операций, не
признаваемых объектом налогообложения, либо с осуществлением операций,
не  подлежащих  налогообложению (освобожденных от налогообложения), то
суммы   налога,   ранее   правомерно   принятые   к  вычету,  подлежат
восстановлению.  При  выбытии  недоамортизированного  имущества  сумма
налога  подлежит  восстановлению  в  части, приходящейся на остаточную
стоимость передаваемого имущества.

Руководитель Департамента
косвенных налогов -
советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
                                                           Н.С.ЧАМКИНА
14 мая 2004 г.
N 03-1-08/1180/13