НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 14.5 КОАП РФ ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРОВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЫЛО ВЫНЕСЕНО В ОТСУТСТВИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. ПРАВОМЕРНО. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 16.03.05 09-24/16369

            НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕКЛА ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ
           РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
            ПО СТАТЬЕ 14.5 КОАП РФ ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРОВ БЕЗ
            ПРИМЕНЕНИЯ ККТ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЫЛО ВЫНЕСЕНО В
        ОТСУТСТВИЕ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.
              ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ
          РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
               ДАННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                           16 марта 2005 г.
                            N 09-24/16369

                                 (Д)


     Пунктом  1  статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении  контрольно-кассовой  техники  при  осуществлении  наличных
денежных  расчетов  и  (или) расчетов с использованием платежных карт"
(далее  -  Закон)  определено,  что  ККТ, включенная в Государственный
реестр,  применяется  на  территории  РФ  в обязательном порядке всеми
организациями  и  индивидуальными  предпринимателями при осуществлении
ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с использованием
платежных  карт  в  случаях  продажи  товаров,  выполнения  работ  или
оказания услуг.
     В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  ВАС РФ от
31.07.2003   N   16   "О   некоторых   вопросах   практики  применения
административной  ответственности,  предусмотренной  статьей 14.5 КоАП
РФ,  за неприменение ККТ" под неприменением ККТ следует понимать в том
числе  фактическое  неиспользование  контрольно-кассового  аппарата по
причине его отсутствия.
     Так  как  осуществлена  продажа товара без применения ККТ, то это
является нарушением пункта 1 статьи 2 Закона.
     Факт  нарушения  подтверждается  актом  проверки,  протоколами об
административном правонарушении, товарным чеком.
     Частью  2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения, если будет установлено,
что  у  него  имелась  возможность  для  соблюдения  правил и норм, за
нарушение  которых  предусмотрена административная ответственность, но
данным  лицом  не  были  приняты  все  зависящие  от  него  меры по их
соблюдению.
     Согласно  статье  2.4  КоАП  РФ  административной ответственности
подлежит  должностное  лицо  в  случае совершения им административного
правонарушения  в  связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением
своих служебных обязанностей.
     Вместе  с  тем  пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к
административной    ответственности,   не   может   быть   подвергнуто
административному  наказанию  и мерам обеспечения производства по делу
об  административном  правонарушении  иначе  как  на  основаниях  и  в
порядке, установленных законом.
     В   соответствии   со   статьей  28.2  КоАП  РФ  в  протоколе  об
административном  правонарушении  указываются  в  том числе объяснения
законного   представителя  юридического  лица,  в  отношении  которого
возбуждено дело.
     Пунктом   2   статьи  25.4  КоАП  РФ  определено,  что  законными
представителями  юридического  лица являются его руководитель, а также
иное  лицо,  признанное  в  соответствии  с законом или учредительными
документами органом юридического лица.
     Как  следует  из  представленных  документов,  уведомление  от 13
января  2005  года  о  явке  в  инспекцию  19  января  2005  года  для
составления     протоколов    об    административном    правонарушении
руководителем организации получено по почте под роспись 20 января 2005
года,  что  подтверждается отметкой в уведомлении о вручении почтового
отправления.   Однако   протоколы   в   отношении   организации  и  ее
руководителя   составлены   19   января   2005   года  при  отсутствии
руководителя  организации.  Таким  образом,  инспекция  не  обеспечила
гарантии    лица,    подлежащего    привлечению   к   административной
ответственности, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
     Кроме  того,  в  соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 и пунктом 3
статьи   25.4   КоАП   РФ   дело  об  административном  правонарушении
рассматривается   с   участием  лица,  в  отношении  которого  ведется
производство  по  делу  об  административном правонарушении, а дело об
административном   правонарушении,   совершенном   юридическим  лицом,
рассматривается  с  участием его законного представителя. В отсутствие
указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются
данные  о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела
и  если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела
либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
     Статьей  29.7  КоАП  РФ  определено, что при рассмотрении дела об
административном  правонарушении в том числе устанавливается факт явки
физического  лица  или  законного  представителя  юридического лица, в
отношении  которых  ведется  производство  по делу об административном
правонарушении.  Также  выясняется, извещены ли участники производства
по  делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников
производства  по  делу  и  принимается  решение  о рассмотрении дела в
отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
     В  соответствии  с  письмом  инспекции, отправленным руководителю
организации   19   января   2005   года  по  почте  заказным  письмом,
рассмотрение дела назначено на 26 января 2005 года. Согласно отметке в
уведомлении   о   вручении   почтового   отправления   данное   письмо
руководителю   организации   вручено   27  января  2005  года.  Однако
постановления  о  привлечении  его  и  организации  к административной
ответственности вынесены 26 января 2005 года, то есть дело рассмотрено
в  отсутствие  физического лица и законного представителя юридического
лица,   в   отношении   которых   ведется   производство  по  делу  об
административном правонарушении.
     Следовательно,  инспекцией  нарушен  порядок рассмотрения дела об
административном  правонарушении, что является существенным нарушением
процессуальных   требований,   не  позволившим  всесторонне,  полно  и
объективно рассмотреть дело.
     Таким образом, привлечение инспекцией общества и его руководителя
к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП
неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Желудова
16 марта 2005 г.
N 09-24/16369