ОРГАНИЗАЦИЯ АРЕНДУЕТ У СВОЕГО СОТРУДНИКА ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛНОСТЬЮ УЧЕСТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ЗАТРАТЫ, ВЫПЛАЧЕННЫЕ СОТРУДНИКУ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ЭТОГО АВТОМОБИЛЯ, ИЛИ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ НОРМА. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 11.11.04 26-12/72753

          ОРГАНИЗАЦИЯ АРЕНДУЕТ У СВОЕГО СОТРУДНИКА ЛЕГКОВОЙ
        АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ
          ПОЛНОСТЬЮ УЧЕСТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
          ЗАТРАТЫ, ВЫПЛАЧЕННЫЕ СОТРУДНИКУ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ
          ЭТОГО АВТОМОБИЛЯ, ИЛИ ТОЛЬКО В ПРЕДЕЛАХ НОРМАТИВА?
         МОЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В РАСХОДЫ ЗАТРАТЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
          ТОПЛИВА И ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ? НЕОБХОДИМО
             ЛИ ОФОРМЛЯТЬ ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          11 ноября 2004 г.
                            N 26-12/72753

                                 (Д)


     Минфин   России   в  своем  письме  от  20.10.2003  N  14-04-12/5
разъясняет, что организации - плательщики налога на прибыль включают в
состав  прочих  расходов,  связанных  с  производством  и реализацией,
затраты  на выплату компенсации работникам за использование ими личных
легковых  автомобилей  для  служебных  поездок.  А  нормы  расходов на
указанные  выше  цели  установлены  постановлением Правительства РФ от
08.02.2002 N 92.
     При  заключении  договора  аренды  транспортного  средства, в том
числе с работником организации, компенсация, предусмотренная указанным
постановлением, не выплачивается.
     В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору
аренды  (имущественного  найма)  арендодатель  (наймодатель) обязуется
предоставить  арендатору  (нанимателю) имущество за плату во временное
владение и пользование или во временное пользование.
     Таким  образом,  договор  аренды имущества предусматривает уплату
арендатором  арендной  платы,  которая  относится  к  прочим расходам,
связанным  с  производством  и  реализацией  товаров,  работ или услуг
(подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
     Подпунктом  8  пункта 5.4 Методических рекомендаций по применению
главы   25   "Налог  на  прибыль  организаций"  части  второй  НК  РФ,
утвержденных   приказом   МНС  России  от  20.12.2002  N  БГ-3-02/729,
разъяснено,  что  размер  арендных  платежей и порядок их перечисления
определяются   договором,   заключенным   в   порядке,   установленном
гражданским законодательством.
     Согласно   статьям   642,   644-646  ГК  РФ  по  договору  аренды
транспортного   средства   без   экипажа   арендодатель  предоставляет
арендатору  транспортное  средство  за  плату  во временное владение и
пользование  без  оказания  услуг  по  управлению им и его технической
эксплуатации.
     Арендатор  в  течение  всего  срока договора аренды транспортного
средства   без   экипажа   обязан  поддерживать  надлежащее  состояние
арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и
капитального ремонта.
     Арендатор  своими  силами  и  средствами  осуществляет управление
арендованным   транспортным   средством   и   его   эксплуатацию,  как
коммерческую, так и техническую.
     Следовательно,     управление    и    эксплуатационно-техническое
обслуживание     транспортного     средства    может    осуществляться
непосредственно  самим  арендатором  (например, при аренде автомобиля)
либо  путем  привлечения  соответствующих  работников,  которые в этом
случае  будут состоять в трудовых или договорных (гражданско-правовых)
отношениях с арендатором.
     Если   иное   не  предусмотрено  договором  аренды  транспортного
средства   без   экипажа,   арендатор   несет  расходы  на  содержание
арендованного   транспортного   средства,  его  страхование,  а  также
расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
     В  силу  пункта  1  статьи  252  НК  РФ  в  целях  главы 25 НК РФ
налогоплательщик  уменьшает  полученные  доходы на сумму произведенных
расходов  (за  исключением  расходов,  указанных  в статье 270 НК РФ),
которыми  признаются  любые  экономически обоснованные и документально
подтвержденные  затраты  (а  в случаях, предусмотренных статьей 265 НК
РФ,  убытки),  понесенные для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода.
     В  соответствии  с  пунктом  1  статьи  9  Федерального закона от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все
хозяйственные  операции,  проводимые  организацией, должны оформляться
оправдательными  документами.  На основании таких первичных документов
ведется бухгалтерский и налоговый учет.
     Согласно  пункту  2  статьи  9  Закона N 129-ФЗ первичные учетные
документы   принимаются   к  учету,  если  они  составлены  по  форме,
содержащейся   в   альбомах  унифицированных  форм  первичной  учетной
документации. И только для документов, форма которых не указана в этих
альбомах, предусмотрены определенные обязательные реквизиты.
     На  основании пункта 2 Порядка поэтапного введения в организациях
независимо  от  формы  собственности,  осуществляющих  деятельность на
территории  РФ,  унифицированных  форм первичной учетной документации,
утвержденного  постановлениями  Госкомстата России от 29.05.98 N 57а и
Минфина  России  от  18.06.98  N  27н,  с 1 января 1999 года первичные
учетные   документы  принимаются  к  учету,  если  они  составлены  по
унифицированным  формам,  утвержденным Госкомстатом России в 1997-1998
годах по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
     Путевой   лист   легкового   автомобиля  (форма  N  3)  утвержден
постановлением  Госкомстата  России  от  28.11.97 N 78 "Об утверждении
унифицированных  форм  первичной  учетной документации по учету работы
строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" и в
соответствии   с  указаниями  по  его  заполнению  является  первичным
документом   по   учету   работы  легкового  автотранспорта,  а  также
основанием для начисления заработной платы водителям.
     Таким  образом,  организация,  использующая  в своей деятельности
легковой  автомобильный  транспорт,  обязана  оформлять  путевые листы
легкового    автомобиля,    содержащие   необходимую   информацию   об
использовании  легкового автомобиля, в частности, информацию о расходе
горюче-смазочных материалов (ГСМ).
     Неправильное  или  неполное  заполнение  всех  реквизитов (расход
горючего  исходя  из  марки горючего, нормы расходования и фактический
расход)  утвержденной  в установленном порядке формы первичной учетной
документации  (в  данном  случае  путевого листа легкового автомобиля)
может привести к искажению необходимой для бухгалтерского и налогового
учета   информации   об  основных  показателях  работы  автомобильного
транспорта, используемого организацией при осуществлении деятельности,
в том числе о расходовании топлива и ГСМ в производственных целях.
     Основными     показателями     для     определения     количества
израсходованного  топлива  (ГСМ),  затраты  на  приобретение  которого
подлежат учету в цепях налогообложения, являются:
     - реальная  протяженность  маршрута  за  рабочий  день  или смену
водителя;
     - фактический  пробег  автомобиля  согласно  данным спидометра за
рабочий день или смену;
     - фактический  расход топлива (бензина) на 100 км за рабочий день
или смену;
     - нормы  потребления  топлива  (бензина)  на  100  км  исходя  из
утвержденных  норм  Минтранса  России  или  технических  характеристик
конкретного  автомобиля  (в  соответствии  с технической документацией
автомобиля).
     Учитывая   изложенное,   затраты  организации,  произведенные  по
договору  аренды  транспортного  средства,  заключенному  с физическим
лицом,  в  том  числе  затраты  на  техническое  обслуживание, текущий
ремонт,  а также затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения
работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с
учетом  фактического  расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и
стоимости его приобретения) могут быть учтены при исчислении налоговой
базы по налогу на прибыль.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                          А.А. Глинкин
11 ноября 2004 г.
N 26-12/72753