ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО СУММА ВЫРУЧКИ, ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧЕННОЙ ФИРМОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ, ОКАЗАЛАСЬ БОЛЬШЕ СУММЫ ВЫРУЧКИ, УЧТЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО КАССОВЫЕ ЧЕКИ, ОТПЕЧАТАННЫЕ НА ККТ, НЕ БЫЛИ ОТРАЖЕНЫ В КОНТРОЛЬН. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 28.12.04 11-24/84444

            ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ВЫЯСНИЛОСЬ,
          ЧТО СУММА ВЫРУЧКИ, ФАКТИЧЕСКИ ПОЛУЧЕННОЙ ФИРМОЙ С
           ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ, ОКАЗАЛАСЬ БОЛЬШЕ СУММЫ ВЫРУЧКИ,
          УЧТЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО КАССОВЫЕ
            ЧЕКИ, ОТПЕЧАТАННЫЕ НА ККТ, НЕ БЫЛИ ОТРАЖЕНЫ В
           КОНТРОЛЬНОЙ ЛЕНТЕ И ФИСКАЛЬНОМ ОТЧЕТЕ. ВПРАВЕ ЛИ
            НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПРИВЛЕЧЬ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЕЕ
          РУКОВОДИТЕЛЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО
          СТАТЬЕ 15.1 КОАП РФ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С
      ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          28 декабря 2004 г.
                            N 11-24/84444

                                 (Д)


     В  соответствии  со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета
выручки,   полученных   с   применением   контрольно-кассовых   машин,
утвержденным  ЦБ РФ от 18.08.93 N 51, проверка полноты оприходования в
кассу  предприятия наличных денежных средств, полученных с применением
ККТ, производится путем сравнения сумм выручки. А именно: отраженная в
фискальном  отчете  ККТ  сумма  выручки,  определенная  по  показаниям
секционных  счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и
зафиксированная   в   журнале  кассира-операциониста,  сравнивается  с
данными  кассовой  книги  о  фактически  полученной  сумме  выручки по
предприятию.
     Решением  Совета  директоров  ЦБ  РФ  от  22.09.93 N 40 утвержден
Порядок  ведения  кассовых  операций  в  Российской Федерации (далее -
Порядок),  который  распространяется  на все предприятия, объединения,
организации  и учреждения независимо от организационно-правовых форм и
сферы деятельности.
     Пунктом  3  Порядка  установлено,  что для осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
     Согласно  пункту  24  Порядка сразу же после получения или выдачи
денег  по  каждому ордеру или другому заменяющему его документу кассир
производит  соответствующую запись в кассовую книгу. Ежедневно в конце
рабочего  дня  кассир  подсчитывает  итоги  операций  за день, выводит
остаток  денег  в  кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в
качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой
книге  за  день)  с  приходными и расходными кассовыми документами под
расписку в кассовой книге.
     Письмом  Минфина  России  от  30.08.93  N  104 утверждены Типовые
правила   эксплуатации  контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных  расчетов с населением (далее - Типовые правила). Пунктом 6.1
Типовых  правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен
подготовить  денежную  выручку и другие платежные документы, составить
кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному
ордеру старшему (главному) кассиру.
     По  показаниям  секционных  счетчиков  (регистров) на начало и на
конец  дня  определяется сумма выручки, которая должна соответствовать
показаниям  денежных  суммирующих  счетчиков  и контрольной ленты. Она
также  должна  совпадать  с  суммой, сдаваемой кассиром-операционистом
старшему   кассиру  с  итоговым  чеком  ККТ.  После  снятия  показания
счетчиков   (регистров)   либо   распечатки,  определения  и  проверки
фактической     суммы     выручки     делается    запись    в    книге
кассира-операциониста  и скрепляется подписями кассира и представителя
администрации.
     Факт  не  оприходованных  в  кассу  организации наличных денежных
средств подтверждается актом проверки, протоколами об административном
правонарушении,    фискальным    отчетом   ККМ,   контрольной   лентой
(Z-отчетом),  отчетом  кассира,  приходным кассовым ордером, записями,
содержащимися в книге кассира-операциориста, и кассовыми чеками.
     Статьей  15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы
с   денежной   наличностью   и   порядка  ведения  кассовых  операций,
выразившееся   в  неоприходовании  (неполном  оприходовании)  в  кассу
денежной  наличности,  влечет  наложение  административного  штрафа на
должностных  лиц  в  размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от
400 до 500 МРОТ.
     Юридическое     лицо    признается    виновным    в    совершении
административного  правонарушения,  если будет установлено, что у него
имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП  РФ  или  законами  субъектов  РФ  предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него
меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
     Согласно  части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного
наказания   юридическому   лицу  не  освобождает  от  административной
ответственности  за  данное  правонарушение  виновное физическое лицо,
равно   как   и   привлечение   к   административной   или   уголовной
ответственности  физического  лица  не освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
     В   соответствии   со   статьей   2.4  КоАП  РФ  административной
ответственности  подлежит  должностное  лицо  в  случае  совершения им
административного   правонарушения   в   связи  с  неисполнением  либо
ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
     Организация  не приняла все зависящие от нее меры, а руководитель
организации  не  исполнил  свои  служебные  обязанности  по соблюдению
указанных  выше  требований  порядка  ведения  кассовых  операций, что
повлекло неоприходование в кассу денежной наличности.
     Таким   образом,   привлечение   инспекцией   организации   и  ее
руководителя  к  административной  ответственности  в  соответствии со
статьей 15.1 КоАП РФ правомерно.

И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         Н.В. Синикова
28 декабря 2004 г.
N 11-24/84444