Страницы: 1 2 РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 15 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/139 (Д) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в связи с поступающими запросами направляет для использования в работе МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц. Главный государственный советник налоговой службы В.В. ГУСЕВ 15 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/139 Согласовано Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. МОТОРИН Приложение к письму МНС России от 15 февраля 2001 года N ВГ-6-02/139 РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1. Вопрос. Следует ли при осуществлении организацией видов деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, представлять в налоговый орган две Справки об авансовых взносах налога в бюджет, исходя из предполагаемой прибыли? Ответ. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль в бюджет, в течение квартала производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Согласно пункту 2.10 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию. В целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по каждому виду осуществляемой ими деятельности. Учитывая, что для осуществления расчетов с бюджетом по налогу на прибыль необходима сумма авансовых взносов налога, Справки об этих взносах представляются по каждому виду деятельности, прибыль по которым облагается налогом по разным ставкам. В случае представления Справки в целом по организации, данные должны быть указаны с разбивкой по видам деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам. 2. Вопрос. Следует ли составлять отдельные расчеты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) по бюджетам различных уровней и следует ли при составлении этих расчетов учитывать задолженность по дополнительным платежам? Ответ. Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.06.99 N АС-6-09/477 установлено, что уплата налога на прибыль в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации производится отдельными платежными документами. Налоги уплачиваются в различные бюджеты в соответствии с установленными ставками и при наличии недоимки в один из бюджетов, начисление пени на указанную недоимку производится вне зависимости от наличия переплаты по другому бюджету. Порядок расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, определен пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Указанными документами не предусмотрено составление расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) отдельно по каждому бюджету. Распределению между бюджетами различных уровней подлежит сумма дополнительных платежей, определенная в целом по организации, так как это предусмотрено пунктом 4 примечаний Приложения N 8 к названной выше Инструкции. Следовательно, оснований для распределения других показателей расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) (за исключением строки 5 указанного расчета) между бюджетами различных уровней не имеется. При этом следует иметь в виду, что в случае, если на начало отчетного периода по одному из бюджетов имеется недоимка, а по другому переплата, то сумма авансовых платежей за истекший квартал, отражаемая по строке 2 Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) подлежит уменьшению на данную сумму недоимки (в т.ч. задолженность по дополнительным платежам в бюджет), а сумма излишне уплаченного налога по одному из бюджетов будет являться авансовыми взносами по Справке об авансовых взносах налога и учитываться при определении сумм авансовых платежей за истекший квартал для расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета). Таким образом, по строке 2 Расчета отражаются фактически поступившие (с учетом недоимки и переплаты в указанном выше порядке) авансовые платежи, но в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли. 3. Вопрос. Какие сведения и в какой форме организация представляет в налоговые органы по месту нахождения (регистрации) филиалов и представительств, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет? Ответ. В соответствии с разъяснениями, приведенными в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158, начиная с 01.01.2000 организации, в т.ч. коммерческие банки, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.95 N НП-4-01/46н, зарегистрированными в Минюсте России 14.08.95 N 932 (с учетом изменений и дополнений). При этом в названном письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 указано, что организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей. Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам (представительствам), имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к пункту 2 вышеупомянутых Методических указаний. Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом. Сведения об указанных суммах сообщаются в произвольной форме (письменного указания, распоряжения, задания и т.д. о причитающихся к уплате суммах) и должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером головной организации. Представление иной дополнительной информации не предусмотрено. 4. Вопрос. В каком порядке уплачивается налог на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации, если в состав филиала (представительства), имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, входят обособленные подразделения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, чем филиал (представительство) или головная организация? Ответ. Документы, регламентирующие порядок уплаты налога на прибыль, названы в предыдущем ответе. Исходя из указанных документов следует, что если в состав филиалов (представительств), имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, входят иные обособленные подразделения, находящиеся в том же субъекте Российской Федерации, что и филиалы (представительства), то налог на прибыль, определенный организацией по филиалам (представительствам) и подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту их нахождения, не должен распределяться по обособленным подразделениям, входящим в состав этих филиалов (представительств). Если эти обособленные подразделения находятся в иных субъектах Российской Федерации, чем головная организация или филиалы (представительства), открывшие эти подразделения, то налог на прибыль, подлежащий уплате организацией в бюджеты субъекта Российской Федерации и местные бюджеты перечисляется в указанные бюджеты по месту нахождения обособленного структурного подразделения. При этом доля прибыли, приходящаяся на эти подразделения, определяется в соответствии с пунктом 1 Методических указаний по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (письмо Госналогслужбы России от 04.05.95 N НП-4-01/46н с учетом изменений и дополнений). 5. Вопрос. Должны ли санатории, пансионаты, дома отдыха и т.п., являющиеся структурными подразделениями, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, исполнять обязанности организаций по уплате налога на прибыль? Ответ. Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 разъяснено, что начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельные балансы и расчетные (текущие, корреспондентские) счета, осуществляют расчеты по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 (доведенными до налоговых органов письмом от 04.08.95 N НП-4-01/46н с учетом изменений и дополнений), с учетом изложенных в этом письме особенностей. В связи с этим, начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят санатории, пансионаты, дома отдыха и т.п., имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, ранее являвшиеся налогоплательщиками, должны перечислять налог на прибыль в части, приходящейся на эти структурные подразделения в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту их нахождения, или же эти структурные подразделения должны исполнять обязанности организаций по уплате налога на прибыль путем перечисления в бюджет сумм налога на прибыль, сообщенных организацией. 6. Вопрос. Предоставляется ли льгота по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений участнику простого товарищества, являющемуся самостоятельным налогоплательщиком, на сумму фактических затрат, произведенных при исполнении договора простого товарищества, и облагается ли налогом прибыль, полученная каждым участником простого товарищества от осуществления сельскохозяйственной деятельности? Ответ. В соответствии со статьей 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Согласно статье 1043 вышеназванного Кодекса ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. Частью первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками признаются организации, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги. Организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку при осуществлении договора простого товарищества юридическое лицо не создается, то общая сумма прибыли, полученная по такому договору, налогом на прибыль не облагается, следовательно, и не могут предоставляться действующие льготы по этому налогу. В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально сообщает каждому участнику этой деятельности и налоговому органу по месту нахождения указанного предприятия о суммах причитающейся каждому участнику совместной деятельности доли прибыли для учета ее при налогообложении независимо от фактического распределения этой прибыли. Каждым членом простого товарищества (участником совместной деятельности), являющимся юридическим лицом, сообщенные суммы прибыли для целей налогообложения включаются в состав внереализационных доходов и подлежат налогообложению в составе валовой прибыли по установленным ставкам налога на прибыль. Таким образом, уменьшение облагаемой налогом прибыли участника совместной деятельности, являющегося самостоятельным налогоплательщиком, на сумму затрат по финансированию капитальных вложений производственного назначения, произведенных при исполнении договора простого товарищества, неправомерно. Исходя из изложенного, предприятия любых организационно - правовых форм, не являющиеся в соответствии с пунктом 5 статьи 1 вышеназванного Закона плательщиками налога по прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог на прибыль с суммы дохода, полученной в рамках совместной деятельности и включенной в состав внереализационных доходов, в том числе полученную от реализации сельхозпродукции в рамках простого товарищества. При этом следует иметь в виду, что убыток, полученный при исполнении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), для целей налогообложения между участниками этой деятельности не распределяется. 7. Вопрос. В каком порядке предоставляется льгота по налогу на прибыль при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений в случае, если: - оплата стоимости основных фондов была произведена в предыдущем году, а отражение их стоимости в учете произведено в текущем году; - оплата стоимости основных фондов произведена в текущем году, а отражение их в учете - в предыдущем году? Ответ. При предоставлении льготы на финансирование капитальных вложений следует руководствоваться подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) и пунктом 4.1.1 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Согласно указанному пункту Инструкции при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Капитальные вложения" <*>. -------------------------------- <*> В данных Разъяснениях приведены наименования счетов бухгалтерского учета в соответствии с Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56. Исходя из изложенного, при исчислении налога на прибыль данная льгота может быть предоставлена при условии выполнения налогоплательщиком необходимых условий, предусмотренных вышеуказанным Законом. В рассматриваемых случаях организация произвела фактические затраты по приобретению основных фондов и отражение их стоимости в разных отчетных периодах. В первом случае организации представляется возможным заявить льготу по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений в расчете или уточненном расчете (налоговой декларации) от фактической прибыли за тот период, когда были фактически произведены (оплачены) затраты по приобретению основных фондов, то есть в расчете (налоговой декларации) за предыдущий год при представлении в налоговый орган документов, подтверждающих отражение стоимости основных фондов по дебету счета 01 "Основные средства" в текущем году. Если стоимость основных фондов отражена по дебету счета 01 "Основные средства" в предыдущем году, а оплата произведена в текущем году, вышеуказанная льгота предоставляется при налогообложении прибыли за отчетный период текущего года. При этом по организациям, которым указанная льгота по налогу на прибыль предоставлялась ранее в ином порядке (по итогам годовых расчетов за 1998, 1999, 2000 годы), фактически внесенные в бюджет суммы налога на прибыль в связи с выходом настоящего письма возврату и зачету в счет налоговых платежей не подлежат. В случае, если оплата стоимости основных фондов произведена в 2000 году, а в бухгалтерском учете отражена в 2001 году, то льгота предоставляется по расчету (налоговой декларации) за прошедший год. 8. Вопрос. Какие ограничения льгот существуют при применении льготы по налогу на прибыль, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"? Ответ. Указанным пунктом Закона определено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль должны приниматься во внимание суммы нераспределенной прибыли за соответствующий отчетный период текущего года. Пример: - объем осуществленных (оплаченных) капитальных вложений производственного назначения - 300 млн. руб; - начисленная сумма износа (амортизации) - 170 млн. руб; - налог на прибыль - 31,1 млн. руб. (по ставке 35 %); - нераспределенная прибыль отчетного года - 60 млн. рублей; - валовая прибыль с учетом корректировки по стр. 2 Расчета (налоговой декларации) - 150 млн. рублей. Льгота может быть предоставлена в размере 60 млн. руб. при направлении нераспределенной прибыли отчетного года на финансирование капитальных вложений. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона указанная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данной льготы, более чем на 50 процентов. 9. Вопрос. Организация, относящаяся к сфере материального производства, производит начисление износа (амортизации) по основным средствам одним из выбранных способов (линейный, уменьшаемого остатка или списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования), а для целей налогообложения учитывает сумму амортизационных отчислений, начисленную исходя из линейного метода согласно Постановлению Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072. Какую сумму износа следует учитывать при предоставлении льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений производственного назначения? Ответ. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льгота по прибыли, используемой на капитальные вложения, предоставляется предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. В бухгалтерском учете по счету "Износ основных средств" отражается сумма начисленного износа исходя из выбранных методов начисления износа (амортизации). Указанная сумма учитывается при предоставлении льготы по налогу при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения. При этом следует иметь в виду, что фактически произведенные затраты уменьшаются на сумму начисленного с начала года на отчетную дату износа (амортизации) по всем основным средствам, принадлежащим предприятию. 10. Вопрос. Вправе ли предприятие заявлять льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", если им произведены затраты согласно договору о долевом участии в финансировании учреждений культуры и спорта, являющихся юридическими лицами? Ответ. Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" устанавливает льготу по налогу на прибыль для предприятий, на балансе которых находятся объекты и учреждения, перечисленные в подпункте "б" пункта 1 статьи 6 данного Закона. При содержании указанных объектов, находящихся на балансе предприятия, в доле с другими предприятиями при наличии заключенного между ними договора, определяющего и долю расходов по содержанию, покрываемых каждой из сторон, льгота по налогу на прибыль на сумму затрат предприятий в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами может быть заявлена каждой из сторон, участвующей в содержании совместно указанных объектов и учреждений. Поскольку условием предоставления данной льготы является нахождение объекта или учреждения на балансе предприятия (в том числе при долевом участии в содержании этих объектов и учреждений), то названная выше льгота не может быть предоставлена предприятиям, направившим прибыль на содержание указанных выше учреждений, являющихся юридическими лицами. При этом следует иметь в виду, что для исчисления льготы затраты на содержание находящихся на балансе предприятий объектов, указанных в подпункте "б" пункта 1 статьи 6 названного выше Закона, принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти. Если такие нормативы не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных организаций, подведомственных указанным органам государственной власти, расположенным на данной территории. 11. Вопрос. Следует ли предоставлять льготу по налогу на прибыль, согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", по затратам предприятия на отопление, водоснабжение, канализацию, если указанные затраты предусмотрены нормативами, утвержденными местными органами государственной власти? Ответ. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК-002-93), утвержденным Госстандартом России (с учетом изменений и дополнений ОКУН 5/99; ОКУН 6/99), затраты предприятия на отопление, водоснабжение, канализацию (т.е. расходы по коммунальным услугам) не относятся к затратам по содержанию жилого фонда. Предоставление льгот на суммы указанных затрат Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрено. Затраты предприятия по содержанию жилищного фонда в части коммунальных услуг относятся к целевым расходам и должны возмещаться квартиросъемщиками. Учет целевых расходов и сборов ведется обособленно от других эксплуатационных расходов. 12. Вопрос. Какие документы необходимо представить организации для освобождения от налогообложения прибыли, направленной на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма? Каковы ограничения данной льготы и будет ли она предоставлена при временном размещении средств, полученных организациями кинематографии, на депозитных счетах в банках? Ответ. Пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определено, что прибыль организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не подлежит налогообложению. Следовательно, при перечислении части прибыли в порядке целевого финансирования производства и тиражирования фильма, получившего статус национального, в соответствии с положениями, определенными Федеральным законом от 22.08.96 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", организации, независимо от вида их основной деятельности, а также от организационно - правовых форм и форм собственности, вправе заявить в расчете налога от фактической прибыли вышеназванную льготу, уменьшив облагаемую налогом прибыль на сумму фактически перечисленных в отчетном периоде средств. Таким образом, освобождаются от налогообложения средства, направленные только на кинопроизводство и тиражирование и используемые строго по целевому назначению. Обязательным условием является наличие статуса национального фильма. Для подтверждения права на льготы организациям, перечислившим средства на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, необходимо представить в налоговую инспекцию одновременно с расчетом (налоговой декларацией) налога от фактической прибыли копии удостоверения национального фильма и платежные документы, подтверждающие перечисление средств на указанные цели. Средства, полученные организацией на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, но использованные не по целевому назначению, считаются безвозмездно полученными и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке. При размещении указанных средств организацией кинематографии на депозитных счетах в банках налогоплательщик должен обосновать причины неиспользования этих средств в отчетном периоде по прямому назначению. В случае достаточных оснований для неиспользования средств в данном отчетном периоде указанные средства не подлежат налогообложению. При отсутствии обоснованных причин неиспользования указанных средств они облагаются налогом на прибыль. В случае направления организацией кинематографии доходов от размещения полученных ею средств на депозитных счетах в банках на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, организация вправе получить льготу по налогу на прибыль на всю израсходованную сумму в пределах полученной прибыли. 13. Вопрос. Согласно пункту 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) не подлежит налогообложению прибыль организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. Что относится к расходам по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации? Какие документы необходимо представлять для получения данной льготы? Ответ. Данная льгота применяется только при выполнении указанных условий и в пределах сумм прибыли, направленной на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. Под термином "обеспечение пожарной безопасности" следует понимать работы и услуги в области пожарной безопасности применительно к статье 24 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Перечень документов, необходимых для получения указанной льготы, Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не определен и в связи с этим может быть произвольный (договор, акты о приемке выполненных работ, первичные документы бухгалтерского учета, оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и зависит от того, какой вид работ или услуг был конкретно выполнен организацией. Указанная льгота распространяется на организации (предприятия) любых организационно - правовых норм. 14. Вопрос. Правомерно ли приостановление и перенесение на следующий налоговый период льготы по налогу на прибыль по затратам, направленным на финансирование капитальных вложений и льготы при направлении прибыли на покрытие убытка, полученного в предыдущие годы? Ответ. Пунктом 2 статьи 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено указанным Кодексом. Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 41, N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. То есть налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду. В этом случае следует уточнить тот Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли, по которому предприятие не заявило льготу. При этом согласно статье 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы, либо приостановившим ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Отказ от использования льготы следует рассматривать как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться законным правом на льготу. Следует иметь в виду, что отказ налогоплательщика от использования льготы по налогу на прибыль, например, при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", либо приостановлении ее использования, не предоставляет право налогоплательщику в следующем налоговом периоде заявить льготу, исходя из суммы затрат, произведенных в налоговом периоде, в котором он отказался от ее использования. При приостановлении льготы по налогу на прибыль, предусмотренной при направлении прибыли на покрытие убытка предыдущих лет, необходимо учесть, что указанная льгота предоставляется в течение последующих пяти лет и при ее приостановлении в одном из этих пяти лет или переносе на следующий налоговый период организация теряет право на получение льготы по прибыли, направленной на покрытие убытка, которая могла быть предоставлена в данном году. 15. Вопрос. Правомерно ли принятие налоговым органом уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, представленных налогоплательщиком к уменьшению налоговых обязательств, в том числе за период, в котором была произведена выездная налоговая проверка, и следует ли в данном случае производить возврат налога? Ответ. Согласно статье 54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). При этом период, в течение которого налогоплательщик может сдать в налоговый орган, а налоговый орган принять уточненную налоговую декларацию, не определен. В случаях, когда у налогового органа имеются основания предполагать, что в налоговых декларациях занижены суммы причитающихся к уплате налогов, а выездная налоговая проверка не может быть назначена в связи с ограничениями, установленными статьями 87 и 89 Кодекса, налоговый орган может проверить указанные обстоятельства при проведении камеральной проверки. Проверка налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком в налоговый орган (в том числе содержащих перерасчет налоговых обязательств в связи с обнаружением ошибок), проводится в соответствии с порядком, установленным статьей 88 Кодекса. В соответствии со статьями 31, 88, 93 Кодекса налоговый орган вправе при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При этом необходимо учитывать, что статьей 78 Кодекса установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. 16. Вопрос. В соответствии с Федеральными законами от 12.05.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определенной категории граждан предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг. Какой порядок учета при налогообложении средств, получаемых из бюджета, в соответствии с указанными Законами? Ответ. Указанные расходы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих" подлежат возмещению из бюджета. Задолженность бюджетов по возмещению предоставляемых отдельным категориям населения льгот, так же как и задолженность населения по оплате коммунальных услуг, учитывается на счетах учета расчетов (на субсчетах, предусмотренных в учетной политике организации). Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) не предусмотрено при налогообложении предприятий жилищно - коммунального хозяйства уменьшать выручку от реализации продукции (работ, услуг) на сумму льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате коммунальных услуг. В связи с этим по предприятиям ЖКХ выручка от оказания услуг указанной категории граждан отражается по полному тарифу (т.е. без учета льгот). 17. Вопрос. Подлежат ли включению в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы организации, связанные с приобретением и нанесением идентификационных (специальных региональных) марок на алкогольную продукцию? Ответ. В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с ее производством и реализацией, в том числе расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции. Маркировка алкогольной продукции идентификационной (специальной региональной) маркой осуществляется с целью защиты от подделок качества алкогольной продукции. Учитывая это, расходы организации, связанные с приобретением и нанесением идентификационных (специальных региональных) марок на продукцию, являются затратами, непосредственно связанными с реализацией продукции. 18. Вопрос. Принимаются ли для целей налогообложения недостачи и потери в пределах норм естественной убыли? Ответ. Правительство Российской Федерации поручением от 29 апреля 1999 года N ГК-П2-14232 согласилось с мнением Минторга России, изложенным в письме от 7 апреля 1999 г. N 10-09/1928 о том, что в настоящее время хозяйствующие субъекты Российской Федерации по вопросу списания недостач в пределах норм естественной убыли по продовольственным товарам руководствуются (до утверждения новых норм) положениями ранее изданного МВЭС России Приказа от 19 декабря 1997 года N 631 "О нормах естественной убыли". До принятия главы "Налог на доход организаций" второй части Налогового кодекса Российской Федерации при списании на себестоимость продукции (работ, услуг) недостач и потерь в пределах норм естественной убыли следует руководствоваться нормами естественной убыли, перечисленными в упомянутом Приказе МВЭС России, а также нормами естественной убыли по непродовольственным товарам, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами. При этом по организациям, которые списание недостач и потерь в пределах норм естественной убыли произвели в 1998, 1999, 2000 годах за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, фактически внесенные в бюджет суммы налога на прибыль в связи с выходом настоящего письма возврату и зачету в счет налоговых платежей не подлежат. 19. Вопрос. Изменениями в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", внесенными Приказом Минфина России от 24 марта 2000 г. N 31н, были исключены абзацы, согласно которым по объектам основных средств, полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, а также по объектам основных средств, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований амортизация по указанным объектам не начислялась. В связи с этим следует ли учитывать с 2000 года начисленную в бухгалтерском учете амортизацию по перечисленным объектам основных средств для целей налогообложения прибыли? Ответ. Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР от 29 декабря 1990 г. N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (действующим в настоящее время), определено, что возмещение балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости основных фондов предприятий осуществляется путем включения амортизационных отчислений по утвержденным единым нормам в издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их использования. Такой порядок распространяется на основные средства, приобретенные за счет собственных источников организации. В случае, если источником приобретения основных средств не являются собственные средства предприятия (т.е. отсутствуют расходы по приобретению), то амортизация в себестоимость продукции для целей налогообложения не включается. При начислении амортизационных отчислений, подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, следует руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072, опубликованным в Собрании Постановлений Правительства СССР 1990 г. N 30 (письмо Минэкономики России от 6 января 2000 г. N МВ-6/6-17 "Разъяснение о применении единых норм амортизационных отчислений"). Изменение правил бухгалтерского учета не влияет на порядок определения налогооблагаемой прибыли. Учитывая это, по вопросу начисления амортизации по основным средствам, поступившим по договору дарения (безвозмездно) и за счет бюджетных ассигнований, следует руководствоваться вышеизложенным. 20. Вопрос. Можно ли относить на себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора расходы на приобретение горюче - смазочных материалов по арендованному у физического лица, не являющегося предпринимателем, транспортному средству? Ответ. Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 2299/95 и от 25 июня 1996 г. N 3651/95 указано, что к основным производственным фондам не относится имущество физических лиц, не являющихся предпринимателями. Подпунктом "е" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с учетом изменений и дополнений), определено, что к затратам на обслуживание производственного процесса относятся расходы по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов). В связи с тем, что арендованное имущество у физических лиц, не являющихся предпринимателями, не относится к производственным фондам, то и расходы по их содержанию не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с указанным подпунктом Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда. На основании изложенного расходы на приобретение горюче - смазочных материалов для арендованного у физического лица, не являющегося предпринимателем, транспортного средства, можно рассматривать как эксплуатационные расходы, и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии подтверждающих документов о произведенных расходах, если это средство используется в производственных целях. При учете затрат, относящихся к имуществу, полученному в безвозмездное пользование от физических лиц, применяется вышеизложенный порядок. 21. Вопрос. В связи с вводом в действие с 1 января 2000 года Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации", ПБУ 10/99, в состав операционных расходов включаются проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Как следует учитывать для целей налогообложения затраты по оплате процентов по полученным кредитам банков и расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями? Ответ. С 1 января 2000 г. изменились правила отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, тогда как в налоговое законодательство изменения и дополнения не вносились (в части налога на прибыль). Следовательно, исчисление налоговой базы по налогу на прибыль не изменилось, если только такое исчисление напрямую не связано с правилами бухгалтерского учета. При этом необходимо учитывать, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 (с изменениями и дополнениями). То есть в уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) при определении налогооблагаемой прибыли от реализации продукции (работ, Страницы: 1 2 |