РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 15.02.01 ВГ-6-02/139


Страницы: 1  2  


услуг) учитываются только расходы,  связанные с  получением  указанной
выручки и предусмотренные указанным Положением о составе затрат.
     На основании вышеизложенного показатели бухгалтерского учета  при
составлении  расчетов  по налогу на прибыль начиная с 2000 года должны
быть скорректированы для приведения  их  в  соответствие  с  налоговым
законодательством.   В   частности,   в   соответствии  со  статьей  2
Федерального закона от 31 декабря  1995  года  N  227-ФЗ  "О  внесении
изменений  и  дополнений  в  Закон  Российской  Федерации "О налоге на
прибыль  предприятий  и  организаций"  до  принятия   соответствующего
федерального  закона  при  расчете  налогооблагаемой  прибыли  следует
руководствоваться вышеупомянутым Положением о составе затрат.
     Подпунктом "с"  пункта  2 данного Положения предусмотрено,  что в
себестоимость продукции (работ,  услуг) включаются затраты  на  оплату
процентов   по   полученным  кредитам  банков  (за  исключением  ссуд,
связанных с приобретением  основных  средств,  нематериальных  и  иных
внеоборотных активов).
     Для целей  налогообложения  затраты  по   оплате   процентов   по
просроченным  кредитам  не  принимаются,  а по оплате процентов банков
принимаются в пределах учетной ставки  Центрального  банка  Российской
Федерации, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях),
или 15% (по ссудам, полученным в иностранной валюте).
     Одновременно в  соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
"Расходы организации" ПБУ 10/99,  утвержденным Приказом Минфина России
от  06.05.99  N  33н  (с  учетом  изменений  и  дополнений),  в состав
операционных расходов включаются проценты,  уплачиваемые  организацией
за   предоставление  ей  в  пользование  денежных  средств  (кредитов,
займов),  а также расходы,  связанные  с  оплатой  услуг,  оказываемых
кредитными организациями.
     На основании  вышеизложенного  проценты   по   кредитам   банков,
отраженные  в  бухгалтерском  учете  в  составе операционных расходов,
должны быть учтены для целей налогообложения в  составе  себестоимости
реализованной  продукции  (работ,  услуг)  в  пределах,  установленных
вышеназванным Положением о составе затрат.
     Аналогичное требование касается расходов по оплате услуг банков.
     При этом из всех расходов,  учтенных организацией в себестоимости
проданных  товаров,  продукции,  работ,  услуг  в бухгалтерском учете,
учитываются для целей налогообложения только те, которые поименованы в
вышеупомянутом Положении о составе затрат.

     22. Вопрос.   Как  учитываются  операции  по  покупке  и  продаже
иностранной валюты для целей налогообложения,  в том числе расходы  по
оплате вознаграждения банку за совершение указанных операций?
     Ответ. Согласно  пункту  3  статьи  39  части  первой  Налогового
кодекса  Российской  Федерации,  осуществление  операций,  связанных с
обращением иностранной валюты,  с 1 января  1999  года  не  признается
реализацией продукции (работ, услуг).
     Следовательно, доходы и расходы,  связанные  с  продажей  валюты,
следует   рассматривать  как  внереализационные  доходы  и  расходы  и
учитывать для целей налогообложения в соответствии с п.  п.  14  и  15
Положения  о  составе  затрат  по  производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и
о   порядке   формирования  финансовых  результатов,  учитываемых  при
налогообложении прибыли,  утвержденного  Постановлением  Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г.  N 552 (с учетом изменений и
дополнений).
     На основании   вышеизложенного   затраты  организации  на  оплату
комиссионного вознаграждения  банку  по  добровольной  продаже  валюты
могут  быть учтены для целей налогообложения как расходы,  связанные с
получением внереализационных доходов.  Указанные  расходы  принимаются
для  целей  налогообложения  в  пределах  полученных доходов от данной
операции (например,  при несовпадении  курса,  по  которому  продается
иностранная валюта банком, с курсом Банка России).
     Что касается операций,  связанных с обязательной продажей валюты,
следует иметь в виду, что письмом Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 23 августа 1999 года N 5696/99 "Об  отсутствии  оснований
для  принесения  протеста"  определено,  что  расходы по комиссионному
вознаграждению банкам за проведение операций по  обязательной  продаже
иностранной  валюты,  полученной  за  экспорт товаров (работ,  услуг),
включаются для целей налогообложения  в  себестоимость  этих  товаров,
продукции (работ, услуг).
     Расходы на оплату вознаграждения банку, связанные с приобретением
иностранной  валюты  для оплаты договоров по поставке сырья,  товаров,
материалов и т.п.,  могут быть  учтены  в  затратах,  связанных  с  их
приобретением,  в соответствии с пунктом 6 Положения по бухгалтерскому
учету "Учет материально  -  производственных  запасов",  утвержденного
Приказом  Минфина  России  от  15  июня  1998 г.  N 25н (в редакции от
24.03.2000),  если  организация   в   бухгалтерском   учете   отражает
использование   валюты   на   приобретение   конкретных   материальных
ценностей.
     Одновременно следует    иметь    в   виду,   что   не   уменьшают
налогооблагаемую прибыль убытки,  полученные в  результате  совершения
купли  -  продажи  валюты,  за  счет применения курса купли - продажи,
отличного  от  официального,   устанавливаемого   Центральным   банком
Российской Федерации.
     Следует иметь в виду,  что указанный порядок не  распространяется
на  банки,  для которых операции купли - продажи валюты являются видом
деятельности.

     23. Вопрос.  Какими документами необходимо руководствоваться  при
отнесении  в  целях  налогообложения  затрат  организаций  по приему и
обслуживанию представителей  других  организаций  к  представительским
расходам?  Относятся ли к представительским расходам затраты по приему
и обслуживанию представителей других  организаций,  произведенные  вне
места нахождения организации?
     Ответ. Состав представительских расходов, порядок их отнесения на
себестоимость   продукции   (работ,  услуг),  а  также  нормативы  для
исчисления предельных размеров представительских расходов, учитываемых
при  определении  налогооблагаемой  прибыли  до 1 апреля 2000 г.  были
установлены в письме Министерства  финансов  Российской  Федерации  от
06.10.92 N 94 (с учетом изменений и дополнений).
     При этом  к   представительским   расходам   относились   затраты
организации по приему и обслуживанию представителей других организаций
(включая иностранные), прибывших для переговоров, с целью установления
и  поддержания  взаимного  сотрудничества.  Для  целей налогообложения
принимались  только  расходы,  производимые   в   месте   расположения
организации,  осуществляющей  их  прием,  о  чем было сообщено письмом
Госналогслужбы России,  по согласованию с Минфином России, от 27.10.98
N ШС-6-02/768.
     С 1 апреля 2000 г. введен в действие Приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 15 марта 2000 г.  N 26н "О нормах и нормативах
на представительские  расходы,  расходы  на  рекламу  и  подготовку  и
переподготовку  кадров  на  договорной  основе с учебными заведениями,
регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции
(работ,  услуг)  для  целей налогообложения,  и порядке их применения"
(зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2000 N 2192).
     В соответствии  с  вышеуказанным  Приказом  Министерства финансов
Российской   Федерации   представительские   расходы,   связанные    с
деятельностью  организации,  -  это  расходы  организации  по приему и
обслуживанию представителей других организаций (включая  иностранных),
участвующих  в  переговорах  с  целью установления и (или) поддержания
взаимовыгодного  сотрудничества,  а  также  участников,  прибывших  на
заседания   совета   (правления)   или   другого  аналогичного  органа
организации.
     С учетом   вышеизложенного,   затраты  организации,  связанные  с
приемом  и  обслуживанием  представителей  других  организаций,  после
выхода   указанного  выше  Приказа  Министерства  финансов  Российской
Федерации,  могут  относиться  к   представительским   расходам,   вне
зависимости   от  места  осуществления  этих  расходов,  организацией,
осуществляющей их прием, с учетом нормативов для исчисления предельных
размеров, установленных указанным Приказом.

          Вопросы налогообложения некоммерческих организаций

     24. Вопрос.   Потребительские   кооперативы,   образованные   как
добровольные объединения граждан с целью  удовлетворения  потребностей
его   участников   в   получении  займов  за  счет  денежных  средств,
аккумулированных его членами,  предоставляют средства своим членам  по
договору  займа,  за  пользование  которыми взимают плату (проценты за
пользование  займами).   Являются   ли   потребительские   кооперативы
плательщиками   налога  на  прибыль  с  сумм  превышения  доходов  над
расходами, полученных от данной деятельности?
     Ответ. Некоммерческие    организации    (которыми    являются   и
потребительские кооперативы),  имеющие доходы  от  предпринимательской
деятельности, согласно   Закону   Российской   Федерации  от  27.12.91
N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и пункту 2.12
Инструкции  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам от
15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и  уплаты  в  бюджет  налога  на
прибыль  предприятий  и  организаций" уплачивают налог с полученной от
такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.  При этом в
составе  доходов  и  расходов  указанных  организаций  не  учитываются
доходы,  образующиеся в результате целевых  отчислений  на  содержание
указанных  организаций,  поступившие  от других предприятий и граждан,
членские  вступительные  взносы,  долевые  (паевые  и  целевые  вклады
участников  этих  организаций)  и  расходы,  производимые за счет этих
средств.  Ведение учета доходов и расходов указанных средств,  а также
сумм   доходов   и   расходов   от   предпринимательской  деятельности
производится раздельно. Порядок исчисления сумм превышения доходов над
расходами  от предпринимательской деятельности производится аналогично
порядку,  установленному  для  исчисления   налогооблагаемой   прибыли
предприятий.
     Вышеназванным Законом не  предусматривается  включение  в  состав
расходов    от    предпринимательской    деятельности   некоммерческой
организации  (в  том  числе  потребительского  кооператива)  расходов,
связанных  с  осуществлением управленческих и координирующих функций и
других  расходов,  связанных  с   осуществлением   основной   уставной
деятельности  организации  (расходов по оплате труда административно -
управленческого персонала,  по содержанию зданий,  автомобилей,  услуг
телефонной связи и т.п.). Указанные расходы в полной сумме покрываются
за счет целевых отчислений.
     Таким образом, у некоммерческих организаций налогом на прибыль не
облагаются целевые отчисления,  поступившие на осуществление  основной
уставной  деятельности.  Полученные в результате использования целевых
средств доходы являются доходами от предпринимательской  деятельности,
сумма  превышения  доходов над расходами подлежит обложению налогом на
прибыль в установленном порядке.
     Потребительский кооператив  за выдачу своим членам займов взимает
проценты,  т.е.  получает доходы от использования целевых  средств,  в
связи  с  этим с сумм превышения доходов над расходами,  полученных от
оказания названных услуг за плату, потребительский кооператив является
плательщиком  налога  на  прибыль  в  указанном  выше порядке.  Взносы
пайщиков,   полученные   им   на   осуществление   основной   уставной
деятельности, налогом на прибыль не облагаются.
     Прибыль, оставшуюся после уплаты в бюджет  налога  на  прибыль  в
установленном порядке,  потребительский кооператив вправе направить на
осуществление основной уставной деятельности.

     25. Вопрос. Вправе ли предприятие применить подпункт "в" пункта 1
статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" при перечислении за  счет  прибыли,
оставшейся в его распоряжении,  средств негосударственному пенсионному
фонду в качестве пенсионного взноса по договорам  о  негосударственном
пенсионном обеспечении?
     Ответ. Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ
"О  благотворительной  деятельности  и благотворительных организациях"
под   благотворительной    деятельностью    понимается    добровольная
деятельность  граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной
или на льготных  условиях)  передаче  гражданам  и  юридическим  лицам
имущества,  в  том  числе  денежных  средств.  Цели  благотворительной
деятельности определены пунктом 1 статьи 2 этого Закона.
     Перечисление денежных   средств   негосударственному  пенсионному
фонду в качестве пенсионного взноса по договорам  о  негосударственном
пенсионном обеспечении не является благотворительностью и предприятием
не  может  быть  применен  подпункт  "в"  пункта  1  статьи  6  Закона
Российской  Федерации  от  27.12.91  N  2116-1  "О  налоге  на прибыль
предприятий и организаций".

     26. Вопрос.  Облагается  ли   у   некоммерческих   (общественных)
организаций  налогом  на  прибыль  прибыль,  полученная  от проведения
лотереи?
     Ответ. Лотерейная   деятельность  в  России  регулируется  Указом
Президента Российской Федерации от 19.09.95  N  955  "Об  упорядочении
лотерейной    деятельности    в   Российской   Федерации",   а   также
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97  N  1004
"О  совершенствовании  государственного  регулирования  лотерейного  и
игорного бизнеса в Российской Федерации".
     Действующим законодательством  не  предусмотрено  освобождение от
налогообложения  прибыли,  полученной  организаторами  лотереи  от  ее
проведения.
     Таким образом,    если    организатором     лотереи     выступает
некоммерческая  (в  том  числе  и  общественная)  организация,  то она
является плательщиком налога  на  прибыль  с  прибыли,  полученной  от
проведения   лотереи,  в  порядке,  установленном  Законом  Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О  налоге  на  прибыль  предприятий  и
организаций"  и  пунктом 2.12 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий
и организаций".

     27. Вопрос.  Пунктом  6  статьи  6 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций"
прибыль   отдельных   государственных   и   муниципальных  организаций
культуры,  полученная от  их  основной  деятельности,  освобождена  от
налогообложения.  Каким  документом регламентируется порядок отнесения
видов деятельности,  осуществляемых поименованными в указанном  пункте
Закона организациями, к основному виду деятельности?
     Ответ. Согласно пункту 6 статьи 6 Закона Российской Федерации  от
27.12.91  N  2116-1  "О  налоге  на прибыль предприятий и организаций"
прибыль   государственных   и   муниципальных    музеев,    библиотек,
филармонических  коллективов,  театров,  архивных учреждений,  цирков,
зоопарков,  ботанических садов, дендрологических парков и национальных
заповедников,  полученная  от  их  основной деятельности,  не подлежит
налогообложению.
     Виды деятельности, относимые к основной деятельности организаций,
указанных в  пункте  6  статьи  6  вышеназванного  Закона,  определены
Общероссийским   классификатором   видов  экономической  деятельности,
продукции   и   услуг   (ОК   004-93),   утвержденным   Постановлением
Госстандарта России от 06.08.93 N 17.

     28. Вопрос.  Относятся  ли  к  социальным  нуждам  инвалидов  при
применении  льготы,  установленной  п.  6  ст.  6  Закона   Российской
Федерации  от  27  декабря  1991  г.  N  2116-1  "О  налоге на прибыль
предприятий и организаций", расходы по приобретению страховых полисов,
по которым инвалиды могут получать медицинскую помощь?
     Ответ. Перечень расходов,  которые следует относить к  социальным
нуждам  инвалидов,  работающих на данном предприятии,  учитываемых при
применение льготы,  приведен в пункте 4.6  Инструкции  МНС  России  от
15.06.2000  N  62  "О  порядке  исчисления и уплаты в бюджет налога на
прибыль предприятий и организаций".  В  этот  перечень,  в  частности,
включено оказание медицинской помощи.
     Приобретение страховых  полисов,  по   которым   инвалиды   могут
получать  медицинскую  помощь,  не  может рассматриваться как оказание
медицинской помощи.
     Расходы по   добровольному  медицинскому  страхованию  работников
предприятия согласно подпункту  "р"  Положения  о  составе  затрат  по
производству  и  реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых в
себестоимость продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке  формирования
финансовых   результатов,  учитываемых  при  налогообложении  прибыли,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации  от  5
августа  1992 года N 552 (с изменениями и дополнениями),  включаются в
себестоимость продукции (работ,  услуг),  следовательно, оснований для
отнесения этих расходов к социальным нуждам инвалидов не имеется.

     29. Вопрос.  Какими  нормативно  -  правовыми  актами установлены
критерии отнесения  бюджетных  организаций  (учреждений)  к  категории
ранее  переведенных на новые условия хозяйствования и в соответствии с
какими нормативными актами  исчисляется  налогооблагаемая  прибыль  по
бюджетным учреждениям с 1 января 2000 года?
     Ответ. Всеми     бюджетными     организациями      (учреждениями)
бухгалтерский   учет   ведется   в   соответствии   с  Инструкцией  по
бухгалтерскому учету в бюджетных  учреждениях,  утвержденной  Приказом
Министерства финансов  Российской  Федерации  от  30  декабря  1999 г.
N 107н (перевод на  новый  План  счетов  должен  быть  осуществлен  по
состоянию на 1 апреля 2000 года, на 1 января 2000 года в книге "Журнал
- главная" отражаются вступительные остатки по новому плану счетов), с
учетом внесенных в него изменений и дополнений Приказом Минфина России
от 10.07.2000 N 65н.
     Гражданский кодекс    Российской    Федерации    и    действующее
законодательство   не   предполагают   продолжения    функционирования
бюджетных  организаций  (учреждений)  в так называемых "новых условиях
хозяйствования".
     В связи  с  этим  с  1 января 2000 года пункты 10 и 11 Инструкции
Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и  уплаты
в  бюджет  налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и
представления отчетности в налоговые органы",  которыми был  определен
порядок  исчисления налогооблагаемой прибыли по бюджетным организациям
(учреждениям),  ранее переведенным на новые условия хозяйствования, не
применяются.
     Налогооблагаемая база с  1  января  2000  года  всеми  бюджетными
организациями    (учреждениями),    основная    деятельность   которых
финансируется полностью или  частично  за  счет  средств  бюджетов  на
основе   сметы   доходов   и   расходов  (бюджетной  сметы),  ведущими
бухгалтерский учет в порядке, установленном для бюджетных организаций,
подлежит  исчислению в порядке,  определенном пунктом 8 указанной выше
Инструкции N 48.

     30. Вопрос.   Медицинские    учреждения,    созданные    органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органами
местного самоуправления,  в  оплату  медицинской  помощи  гражданам  в
объеме  и  на  условиях,  соответствующих  программам  об обязательном
медицинском страховании,  получают средства от  страховых  медицинских
организаций  из средств фондов обязательного медицинского страхования.
В то же время указанные  учреждения  оказывают  дополнительные  услуги
сверх  установленных  программами  обязательного страхования.  В каком
порядке определяется налогооблагаемая прибыль,  полученная  указанными
учреждениями?
     Ответ. Согласно пункту 10 статьи 2 Закона Российской Федерации от
27.12.91  N  2116-1  "О  налоге  на прибыль предприятий и организаций"
бюджетные   учреждения,   имеющие   доходы   от    предпринимательской
деятельности,  уплачивают  налог  с  получаемой  от такой деятельности
суммы превышения доходов над расходами.
    Исчисление налогооблагаемой  прибыли (суммы превышения доходов над
расходами)  бюджетными  организациями  (учреждениями)  производится  в
соответствии  с  инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О
порядке исчисления и уплаты в  бюджет  налога  на  прибыль  бюджетными
организациями  (учреждениями)  и  представления отчетности в налоговые
органы"  с   учетом   внесенных   в   нее   изменений   и   дополнений
(зарегистрирована  в  Минюсте  России 15.09.98,  регистрационный номер
1609), в соответствии с которой в составе доходов и расходов бюджетных
организаций  не учитываются доходы,  образующиеся в результате целевых
отчислений   на   содержание   бюджетных   организаций   (учреждений),
поступившие   от  других  организаций  и  граждан,  а  также  расходы,
производимые за счет этих средств.
     К целевым  средствам бюджетных организаций (учреждений) относятся
также и  средства,  полученные  на  содержание  бюджетных  организаций
(учреждений),   т.е.   на   осуществление   их   основной  (бюджетной)
деятельности, из фондов обязательного медицинского страхования.
     Согласно пункту   5   Инструкции   доходы  бюджетных  организаций
(учреждений),  получаемые от  оказания  платных  услуг  юридическим  и
физическим    лицам,    являются   доходами   от   предпринимательской
деятельности,  и  сумма  превышения  доходов  над  расходами  от  этой
деятельности   облагается   налогом  на  прибыль  в  общеустановленном
порядке.
     Согласно Закону  Российской  Федерации  от  28.06.91  N 1499-1 "О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от
01.07.94)   медицинскую  помощь  в  системе  медицинского  страхования
оказывают  медицинские  учреждения  с  любой   формой   собственности,
аккредитованные    в   установленном   порядке   как   самостоятельные
хозяйствующие  субъекты.  Свою  деятельность  медицинские   учреждения
строят  на  основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
Оплату услуг медицинских учреждений страховые организации производят в
порядке и сроки, предусмотренные в заключенных между ними договорах.
     Медицинские учреждения, созданные органами государственной власти
Российской   Федерации,  субъектов  Российской  Федерации  и  органами
местного самоуправления,  в  оплату  медицинской  помощи  гражданам  в
объеме  и  на  условиях,  соответствующих  программам  об обязательном
медицинском страховании,  получают средства от  страховых  медицинских
организаций из средств фондов обязательного медицинского страхования.
     Указанные средства  являются  для  них   целевыми   отчислениями,
полученными для осуществления основной (бюджетной) деятельности.
     При оказании гражданам  дополнительных  медицинских  услуг  сверх
установленных программами обязательного медицинского страхования, т.е.
услуг в рамках добровольного медицинского страхования,  полученные  за
оказанные  услуги  средства  являются  доходом  от предпринимательской
деятельности медицинского учреждения и облагаются налогом на прибыль в
порядке, установленном указанными выше Законом и Инструкцией.

     31. Вопрос.   Подлежит  ли  налогообложению  прибыль,  полученная
коммерческими организациями за оказание  медицинских  услуг  в  рамках
исполнения программ обязательного медицинского страхования?
     Ответ. Исчисление  и  уплата   в   бюджет   налога   на   прибыль
организациями   независимо   от  их  организационно  -  правовых  форм
производится в порядке,  установленном Законом Российской Федерации от
27.12.91  N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций",  и
определенном Инструкцией МНС России от  15.06.2000  N  62  "О  порядке
исчисления   и  уплаты  в  бюджет  налога  на  прибыль  предприятий  и
организаций".
     Средства, полученные  коммерческими  организациями  за  оказанные
медицинские  услуги,  в  том  числе  в  рамках   исполнения   программ
обязательного   медицинского   страхования,   является   выручкой   от
реализации продукции (работ, услуг) и учитывается в составе доходов от
обычных  видов деятельности.  Полученная прибыль облагается налогом на
прибыль в установленном порядке.

            Вопросы налогообложения финансово - кредитных
              организаций и операций с ценными бумагами

     32. Вопрос.  Облагаются  ли  налогом  на  доход  выплаченные  при
проведении  новации  держателям облигаций внутреннего государственного
валютного облигационного займа III серии купонные проценты за период с
14 мая 1999 года по 14 ноября 1999 года?
     По какой ставке следует облагать проценты по купону по облигациям
государственного валютного облигационного займа 1999 года,  полученным
в результате новации?
     Ответ. В  соответствии  с  пунктом  5 Постановления Правительства
Российской  Федерации  от  29.11.99  N  1306  "О   новации   облигаций
внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии"
новация    облигаций    внутреннего     государственного     валютного
облигационного  займа  III  серии  осуществляется  путем  их обмена на
облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года  в
соотношении  1:1  либо на облигации федерального займа с фиксированным
купонным доходом по курсу  рубля  к  доллару  США,  рассчитанному  как
среднее   арифметическое   курсов,  установленных  Центральным  банком
Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 г.
     Установлено, что  при  проведении  новации осуществляется выплата
держателям   облигаций    внутреннего    государственного    валютного
облигационного  займа  III  серии купонных процентов в долларах США за
период с 14 мая по 14 ноября 1999  г.  исходя  из  ставки  3  процента
годовых.
     В соответствии с подпунктом 1  пункта  5  статьи  1  Федерального
закона  от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и  организаций",
вступившем в силу с 21.01.97,  с доходов в виде дивидендов, полученных
по акциям,  принадлежащим предприятию  -  акционеру  и  удостоверяющим
право  владельца  этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли
предприятия - эмитента,  а также доходов в виде процентов,  полученных
владельцами   государственных   ценных   бумаг  Российской  Федерации,
государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации  и  ценных
бумаг  органов  местного  самоуправления взимаются налоги по ставке 15
процентов.
     Статьей 2   указанного   Федерального   закона  установлено,  что
положения подпункта 1 пункта 5 статьи 1 не распространяются на  доходы
в   виде  процентов,  полученные  по  государственным  ценным  бумагам
Российской  Федерации,  государственным   ценным   бумагам   субъектов
Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления,
эмитированным до вступления в силу этого Федерального закона.
     В связи   с   тем,  что  облигации  внутреннего  государственного
валютного облигационного займа  III  серии  выпущены  в  обращение  до
21.01.97,  выплаченные  держателям этих облигаций купонные проценты за
время с 14 мая по 14 ноября 1999 года не подлежат налогообложению.
     Что касается     налогообложения    процентов    по    облигациям
государственного валютного облигационного займа 1999 года,  полученным
в результате новации, то следует иметь в виду следующее.
     Согласно пункту  5  Условий   эмиссии   и   обращения   облигаций
государственного    валютного    облигационного   займа   1999   года,
утвержденных  Приказом  Минфина  России  от   28.01.2000   N   13н   и
зарегистрированных  в  Минюсте  России  от  31.01.2000  N 2067,  датой
эмиссии облигаций является 1 февраля 2000 года.
     Таким образом,  купонный  доход  по  облигациям  государственного
валютного облигационного займа 1999 года подлежит  налогообложению  по
ставке  15  процентов  в  соответствии  со статьей 9 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О  налоге  на  прибыль  предприятий  и
организаций".
     Одновременно сообщаем, что подготовлен проект Федерального закона
"О  внесении  изменений  и  дополнений в Закон Российской Федерации "О
налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций",  согласно  которому
купонный доход по облигациям государственного валютного облигационного
займа 1999 года  не  подлежит  обложению  налогом  с  даты  проведения
новации.

     33. Вопрос. Может ли быть уменьшена в целях налогообложения сумма
прибыли,  полученная  в  2000  году   от   реализации   ценных   бумаг
соответствующей категории, обращающихся на организованном рынке ценных
бумаг,  на сумму  убытка,  полученного  в  1999  году  от  операций  с
аналогичными  ценными  бумагами,  при  условии  отсутствия  доходов по
ценным бумагам,  обращающимся на организованном рынке ценных  бумаг  в
1999 году?
     Ответ. В соответствии с пунктом  5  статьи  6  Закона  Российской
Федерации  от  27.12.91  N  2116-1  "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" для предприятий и организаций,  получивших  в  предыдущем
году  убыток (по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением
убытков,  полученных по операциям с ценными бумагами)),  освобождается
от  уплаты  налога  часть  прибыли,  направленная  на его покрытие,  в
течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти
цели  средств  резервного  и  других аналогичных по назначению фондов,
создание   которых    предусмотрено    законодательством    Российской
Федерации).
     Таким образом,  для  покрытия  убытков  по  операциям  с  ценными
бумагами  предусмотрен  специальный порядок,  приведенный в Инструкции
МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в  бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций" (приложения N 4; 5; 6).
     На основании изложенного,  а также учитывая, что налог на прибыль
рассчитывается  нарастающим итогом в течение года и Законом Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О  налоге  на  прибыль  предприятий  и
организаций" не предусмотрен перенос убытка,  полученного по операциям
с ценными бумагами,  на следующий финансовый год, то непокрытый убыток
по  операциям с ценными бумагами,  сложившийся на конец 1999 года,  не
уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 1999 год и  не
подлежит переносу на 2000 год.

     34. Вопрос.   Относятся  ли  суммы,  уплачиваемые  за  услуги  по
хранению и депозитарному обслуживанию ценных бумаг,  к расходам банка,
связанным с приобретением и реализацией ценных бумаг для целей расчета
финансового результата от реализации ценных бумаг?
     Ответ. Согласно  пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций"
прибыль  (убыток)  от реализации ценных бумаг определяется как разница
между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты  услуг  по
их приобретению и реализации.
     В пункте 2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О  порядке
исчисления   и  уплаты  в  бюджет  налога  на  прибыль  предприятий  и
организаций" указано, что к расходам по оплате услуг по приобретению и
реализации  (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся
суммы,     уплачиваемые     специализированным     организациям     за
консультационные,    информационные    и    регистрационные    услуги;
вознаграждения,  уплачиваемые   организациям,   с   участием   которых
приобретены ценные бумаги,  и иные расходы,  связанные с оплатой услуг
по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.
     Таким образом,     суммы,     уплачиваемые     специализированным
организациям -  регистраторам  и  банкам  за  депозитарные  услуги  по
оформлению  перехода  прав  собственности  на  ценные  бумаги согласно
требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ  "О  рынке  ценных
бумаг", относятся к указанным выше расходам.
     Что касается расходов по хранению  ценных  бумаг,  ведению  счета
депо и прочим регистрационным услугам,  то данные расходы относятся на
себестоимость  банковских   услуг   и   учитываются   при   исчислении
налогооблагаемой  прибыли  банка в соответствии с пунктом 28 Положения
об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на
прибыль  банками  и  другими  кредитными  учреждениями,  утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490.

     35. Вопрос.  Каким образом организации, применяющие установленный
Минфином России план счетов бухгалтерского учета, рассчитывают прибыль
(убыток)  от   реализации   облигаций   внутреннего   государственного
валютного облигационного займа IV серии в целях налогообложения?
     Ответ. В соответствии с пунктом  7  Положения  по  бухгалтерскому
учету  "Учет  активов  и  обязательств,  стоимость  которых выражена в
иностранной валюте" ПБУ 3/2000,  утвержденного Приказом Минфина России
от  10.01.2000  N 2н,  краткосрочные ценные бумаги,  стоимость которых
выражена в иностранной валюте,  подлежат пересчету  в  рубли  на  дату
совершения  операций  в  иностранной валюте,  а также на отчетную дату
составления бухгалтерской отчетности.
     Облигации внутреннего  государственного  валютного облигационного
займа,  учитываемые на счете 06 "Долгосрочные финансовые вложения"  (с
2001 г. - счет 58 "Финансовые вложения"), не подлежат переоценке.
     Прибыль (убыток)  от  реализации  ценных  бумаг  определяется   в
соответствии  с  пунктом  4  статьи  2  Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     По акциям  и  облигациям,  обращающимся  на  организованном рынке
ценных бумаг,  рыночная цена,  а также  предельная  граница  колебаний
рыночной  цены  которых  устанавливаются  в  соответствии с правилами,
устанавливаемыми  федеральным  органом,  осуществляющим  регулирование
рынка ценных бумаг,  убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже
установленной предельной границы колебаний рыночной  цены  могут  быть
отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей
категории ценных бумаг.
     Убытки по  операциям  с  ценными  бумагами,  не имеющими рыночной
котировки или не обращающимися на организованном рынке  ценных  бумаг,
могут  быть  отнесены  на  уменьшение  доходов  от  реализации  данной
категории ценных бумаг, а именно, процентных государственных облигаций
Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации и облигаций
органов местного самоуправления.
     Информация, подтверждающая   допуск   указанных  ценных  бумаг  к
обращению организатором торговли,  имеющим  соответствующую  лицензию,
предоставляется налогоплательщиком.
     В связи  с  тем,  что  облигации   внутреннего   государственного
валютного  облигационного займа IV серии были выпущены до вступления в
силу Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении  изменений  и
дополнений   в   Закон  Российской  Федерации  "О  налоге  на  прибыль
предприятий и организаций", доходы по ним в виде процентов не подлежат
налогообложению.

     36. Вопрос.   Распространяются  ли  нормы  статьи  40  Налогового
кодекса Российской Федерации на деятельность кредитных организаций,  в
частности по привлечению (размещению) денежных средств?
     Ответ. В   соответствии   с   подгруппой    6512    "Деятельность
коммерческих  банков"  раздела  J "Финансовое посредничество" части IV
Общероссийского  классификатора  видов   экономической   деятельности,
продукции  и  услуг  ОК  004-93  осуществление операций по разрешенным
банкам видам деятельности рассматривается как предоставление услуг.
     Пунктом 1  статьи  40  части первой Налогового кодекса Российской
Федерации (далее по тексту - Кодекс)  определено,  что  если  иное  не
предусмотрено   названной   статьей,   то  для  целей  налогообложения
принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
Пока не доказано обратное,  предполагается, что эта цена соответствует
уровню рыночных цен.  Согласно пункту 2 этой статьи  налоговые  органы
при  осуществлении  контроля  за  полнотой  исчисления  налогов вправе
проверять правильность применения цен,  в  частности,  при  отклонении
более  чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения
от  уровня   цен,   применяемых   налогоплательщиком   по   идентичным
(однородным) товарам (работам,  услугам) в пределах непродолжительного
времени.
     Деятельность банка    по    предоставлению    банковских    услуг
соответствует   понятию   услуги,   установленному   законодательством
Российской Федерации.
     Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров,  работ или  услуг
организацией    или    индивидуальным    предпринимателем   признается
соответственно передача  на  возмездной  основе  (в  том  числе  обмен
товарами,  работами  или  услугами)  права  собственности  на  товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное
оказание  услуг  одним лицом другому лицу,  а в случае предусмотренных
Кодексом,  передача  права  собственности   на   товары,   результатов
выполненных  работ одним лицом для другого лица,  оказание услуг одним
лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     В соответствии  со  статьей  2  Закона  Российской  Федерации  от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге  на  прибыль  предприятий  и  организаций"
объектом  обложения  налогом  является  валовая  прибыль  предприятия,
уменьшенная    (увеличенная)    в    соответствии    с    положениями,
предусмотренными   названной   статьей.   При   этом  валовая  прибыль
представляет сумму прибыли (убытка) от  реализации  продукции  (работ,
услуг),  основных фондов (включая земельные участки),  иного имущества
предприятия и доходов от внереализационных  операций,  уменьшенных  на
сумму расходов по этим операциям.
     Учитывая изложенное,  нормы статьи 40 Кодекса распространяются на
деятельность   кредитных   организаций  при  осуществлении  банковских
операций,  в том числе по привлечению денежных  средств  физических  и
юридических  лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и
размещению названных привлеченных средств от своего имени  и  за  свой
счет.

     37. Вопрос. Правомерно ли кредитной организации относить в состав
расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, уплаченные
проценты по привлеченному субординированному кредиту (займу)?
     Ответ. В соответствии с  пунктом  25  Положения  об  особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками
и  другими  кредитными  учреждениями,   утвержденного   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  16.05.94 N 490,  к расходам,
учитываемым  при  расчете  налоговой  базы,  относятся  начисленные  и
уплаченные   проценты   по  межбанковским  кредитам,  включая  целевые
централизованные кредиты и овердрафт.
     Что касается  субординированного  кредита (займа,  депозита),  то
данное понятие введено Банком России  в  целях  Положения  о  методике
расчета   собственных  средств  (капитала)  кредитных  организаций  от
01.06.98 N 31-П,  с учетом последующих изменений и дополнений (далее -
Положение  Банка  России  N  31-П),  согласно  пункту  3.5.1  которого
субординированным кредитом (займом, депозитом) называется привлеченный
кредитной    организацией    кредит   (заем,   депозит),   договор   о
предоставлении которого отвечает определенным условиям,  установленным
этим Положением.
     Как следует из Положения Банка России  N  31-П  субординированный
кредит (заем, депозит) может быть предоставлен кредитной организации -
заемщику как другой кредитной организацией, так и юридическими лицами,
не  являющимися кредитными организациями.  В тоже время в соответствии
со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному
договору   денежные  средства  (кредит)  предоставляются  заемщику  по
кредитному договору только банком  или  иной  кредитной  организацией,
тогда  как  согласно  статье  807  этого  Кодекса  по  договору  займа
заимодавцем может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо, не
являющееся банком или иной кредитной организацией.
     Учитывая изложенное,  затраты на выплату  процентов  по  договору
субординированного   кредита  принимаются  при  налогообложении,  если
кредитором является банк  или  иная  кредитная  организация.  Если  же
субординированный  займ предоставлен юридическим лицом,  не являющимся
кредитной  организацией,  то  начисленные  и  уплаченные  проценты  по
договору  не  могут  быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли,
т.к.  это  не  предусмотрено  пунктом  25  Положения  об  особенностях
определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками
и  другими  кредитными  учреждениями,   утвержденного   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490.

     38. Вопрос.   В  соответствии  со  статьей  1  Закона  Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О  налоге  на  прибыль  предприятий  и
организаций"  (с  изменениями  и  дополнениями) в перечне плательщиков
налога указаны кредитные организации.
     При этом особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты
налога  на  прибыль  банками   и   другими   кредитными   учреждениями
установлены   Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
16.05.94 N 490.
     В какой    части    правомерно    применять    при    определении
налогооблагаемой  базы  для  уплаты  налога  на   прибыль   кредитными
организациями  нормы  Положения  о  составе  затрат  по производству и
реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых  в   себестоимость
продукции   (работ,   услуг),  и  о  порядке  формирования  финансовых
результатов,  учитываемых при налогообложении  прибыли,  утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552?
     Ответ. При определении состава расходов,  учитываемых при расчете
налогооблагаемой   базы   для  уплаты  налога  на  прибыль  кредитными
организациями,  нормы Положения о составе  затрат  по  производству  и
реализации   продукции  (работ,  услуг),  включаемых  в  себестоимость
продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке   формирования   финансовых
результатов,  учитываемых  при налогообложении прибыли,  утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92  N  552,
учитываются  по  операциям,  не  относящимся  к  банковским операциям,
перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона "О  банках  и
банковской деятельности".

     39. Вопрос.  Подлежат  ли налогообложению средства,  оставшиеся в
распоряжении   страховой   медицинской   организации,   осуществляющей
обязательное  медицинское  страхование,  в связи с частичной неоплатой
счетов медицинских учреждений (в частности при  предъявлении  штрафных
санкций к медицинскому учреждению)?
     Ответ. В  соответствии  с  пунктом  10  Положения   о   страховых
медицинских   организациях,  осуществляющих  обязательное  медицинское
страхование,   утвержденного   Постановлением   Совета   Министров   -
Правительства  Российской  Федерации от 11.10.93,  N 1018,  финансовый
результат   страховой    медицинской    организации,    осуществляющей
обязательное медицинское страхование, определяется путем сопоставления
доходов  и  расходов.   Сумма   превышения   доходов   над   расходами
направляется   на   пополнение   резервов   в   порядке   и  размерах,
устанавливаемых  территориальным  фондом  обязательного   медицинского
страхования.
     Согласно статье   27  Закона  Российской  Федерации  от  28.06.91
N 1499-1 "О медицинском страховании граждан  в  Российской  Федерации"
медицинские  учреждения  в соответствии с законодательством Российской
Федерации и  условиями  договора  несут  ответственность  за  объем  и
качество  предоставляемых  медицинских  услуг  и  за  отказ в оказании
медицинской  помощи  застрахованной  стороне.   В   случае   нарушения
медицинским   учреждением   условий   договора  страховая  медицинская
организация вправе частично или  полностью  не  возмещать  затраты  по
оказанию медицинских услуг.
     В соответствии  с  пунктом  14  Положения  о  составе  затрат  по
производству и  реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых  в
себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке формирования
финансовых  результатов,  учитываемых  при  налогообложении   прибыли,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
05.08.92 N 552 (с  учетом  изменений  и  дополнений),  присужденные  и
признанные должником штрафы,  пени, неустойки и другие виды санкций за
нарушение  условий  хозяйственных  договоров   включаются   в   состав
внереализационных доходов.
     Как указано в пункте  13  этого  документа,  конечный  финансовый
результат  (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от
реализации  продукции  (работ,  услуг),  основных  средств   и   иного
имущества   предприятия   и  доходов  от  внереализационных  операций,
уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     Таким образом,  средства,  оставшиеся  в  распоряжении  страховой
организации  в  связи  с  частичной   неоплатой   счетов   медицинских
учреждений   (в   частности   при   предъявлении  штрафных  санкций  к
медицинскому  учреждению),  включаются  в  состав  доходов   страховой
организации,  учитываемых при расчете налоговой базы для уплаты налога
на прибыль,  и  после  налогообложения  могут  направляться  в  резерв
предупредительных   мероприятий  в  порядке  и  нормах,  установленных
территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

     40. Вопрос.  Уменьшается ли налоговая база налога на  прибыль  на
сумму отчислений в резерв предупредительных мероприятий,  образованный
на  основании  собственного  Положения  о  резерве   предупредительных
мероприятий  по  добровольным  видам  страхования,  согласованного  со
страховым надзором?
     Ответ. В  соответствии  со статьей 26 Закона Российской Федерации
от 27.11.92 N 4015-1 "Об  организации  страхового  дела  в  Российской
Федерации"  для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств
страховщики в порядке и на условиях,  установленных  законодательством
Российской   Федерации,   образуют  из  полученных  страховых  взносов
необходимые для предстоящих  страховых  выплат  страховые  резервы  по
личному   страхованию,   имущественному   страхованию   и  страхованию
ответственности.
     В аналогичном  порядке  страховщики  вправе создавать резервы для
финансирования  мероприятий  по  предупреждению  несчастных   случаев,
утраты или повреждения застрахованного имущества.
     В соответствии с пунктом 4 раздела II Положения  об  особенностях
определения   налогооблагаемой  базы  для  уплаты  налога  на  прибыль
страховщиками,  утвержденного Постановлением Правительства  Российской
Федерации  от 16.05.94 N 491,  к расходам,  включаемым в себестоимость
оказываемых  страховщиками   страховых   услуг,   и   иным   расходам,
учитываемым  при  расчете  налогооблагаемой  базы для уплаты налога на
прибыль, относятся отчисления в резервы для финансирования мероприятий
по   предупреждению   несчастных   случаев,   утраты  или  повреждения
застрахованного имущества.
     Согласно пункту 2 письма Росстрахнадзора от 18.01.95 N 15/1-1р "О
порядке   представления   Положения   о   резерве    предупредительных
мероприятий   по   добровольным  видам  страхования"  (в  редакции  от
02.08.96)    формирование    и    использование    средств     резерва
предупредительных    мероприятий   осуществляется   страховщиками   на
основании утвержденного ими Положения, разработанного в соответствии с
приведенным   в   этом   письме   Примерным   положением   о   резерве
предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования.
     В соответствии  с  пунктом  5  названного  письма  в  Положении о
резерве предупредительных мероприятий должны найти отражение  основные
направления использования аккумулируемых средств.
     Изменения и дополнения,  вносимые  страховщиком  в  Положения  по
сравнению    с   Примерным   положением,   подлежат   согласованию   с
Росстрахнадзором.
     Учитывая изложенное,   страховые  организации  могут  включать  в
состав расходов,  учитываемых при  расчете  налогооблагаемой  прибыли,
отчисления  в  резерв  предупредительных  мероприятий  по добровольным
видам страхования,  если порядок формирования  и  использования  этого
резерва соответствует Примерному положению о резерве предупредительных
мероприятий  по  добровольным  видам   страхования,   приведенному   в
вышеназванном письме Росстрахнадзора от 18.01.95 N 15/1-1р.
     В случае,  если  порядок  формирования  и  использования  резерва
предупредительных мероприятий, образованного страховой организацией на
основании   собственного   Положения   о   резерве   предупредительных
мероприятий   по   добровольным   видам   страхования,  отличается  от
Примерного положения,  то для учета в налоговой базе налога на прибыль
произведенных  отчислений  в  резерв собственное Положение должно быть
согласовано с Департаментом страхового надзора Минфина России.

Руководитель Департамента
методологии налогообложения
прибыли и бухгалтерского учета
для целей налогообложения -
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                           К.И. ОГАНЯН

Страницы: 1  2