О ВОЗЛОЖЕНИИ НА СУДЫ ОБЯЗАННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО РАССМАТРИВАЕМЫМ ДЕЛАМ. Постановление. Совет Судей РФ. 29.04.05 138

          О ВОЗЛОЖЕНИИ НА СУДЫ ОБЯЗАННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТОРОВ
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО РАССМАТРИВАЕМЫМ ДЕЛАМ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                            СОВЕТ СУДЕЙ РФ

                          29 апреля 2005 г.
                                N 138

                                 (Д)


     Совет  судей  Российской  Федерации  обсудил  вопрос о проблемах,
связанных   с   возложением   на   суды  обязанностей  администраторов
государственной пошлины по рассматриваемым делам.
     В  соответствии  со  статьей 6 Федерального закона "О федеральном
бюджете  на  2005  год"  и  статьей 2 Федерального закона "О бюджетной
классификации   Российской   Федерации"   за   федеральными   органами
государственной   власти   закреплены   основные   источники   доходов
федерального  бюджета.  Согласно  приложениям  1  и  11.1  к названным
Федеральным   законам   высшие   органы   судебной  власти  определены
администраторами  государственной  пошлины  по  делам, рассматриваемым
соответственно  Конституционным  Судом Российской Федерации, Верховным
Судом Российской Федерации и арбитражными судами Российской Федерации.
     Исходя  из  буквального  смысла  названных  положений  и  смысла,
придаваемого   им   в  документах  органов  исполнительной  власти,  и
складывающейся  правоприменительной практики, федеральными законами на
высшие  суды  возложены  полномочия,  аналогичные  полномочиям органов
исполнительной  власти  и  не  связанные  с осуществлением правосудия.
Исполнение   обязанностей  администратора  предусматривает  не  только
осуществление   контроля   за  правильностью  исчисления,  полнотой  и
своевременностью  уплаты,  начислением, учетом, взысканием и принятием
решений   о   возврате   (зачете)   излишне   уплаченной  (взысканной)
государственной  пошлины  в  бюджет,  пеней  и  штрафов  по  ней, но и
отчетность  администратора  перед  финансовыми  органами  по  вопросам
администрирования государственной пошлины.
     В  соответствии  со  статьей 128 Конституции Российской Федерации
полномочия   высших   судебных  органов  и  других  федеральных  судов
устанавливаются   федеральным   конституционным   законом.  Возложение
федеральным   законом  на  суды  функций  по  исполнению  обязанностей
администратора   государственной   пошлины   выходит   за  пределы  их
полномочий,  установленных  федеральными  конституционными законами. В
соответствии  с действующим законодательством суды вправе осуществлять
контроль   за   уплатой   государственной   пошлины  только  в  рамках
судопроизводства.
     Государственная  пошлина  по  делам, рассматриваемым арбитражными
судами,  является  одним  из  основных источников доходов федерального
бюджета.  Обеспечение  исполнения федерального бюджета согласно статье
114   Конституции   Российской  Федерации  и  статье  15  Федерального
конституционного   закона   "О   Правительстве  Российской  Федерации"
относится к ведению Правительства Российской Федерации. В связи с этим
обязанность  по  формированию доходной части бюджета, в том числе и за
счет   государственной   пошлины  по  делам,  рассматриваемым  судами,
возложена  на  Правительство  Российской  Федерации и иные федеральные
органы исполнительной власти.
     Возложение   на   суды   обязанностей  администратора  фактически
включает  их  в  структуру  федеральных органов исполнительной власти,
ответственных  за  формирование доходной части федерального бюджета, и
предполагает   подотчетность  органов  судебной  власти  Правительству
Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти,
в частности Федеральной налоговой службе и Федеральному казначейству.
     Названными   нормами   законодатель   заведомо  поставил  суды  в
положение, при котором они не смогут осуществлять полное и независимое
правосудие  в  соответствии  со  статьей  124  Конституции  Российской
Федерации,  и  вопреки  требованиям  статьи  10 Конституции Российской
Федерации  суды  фактически  будут находиться в зависимости от органов
исполнительной власти.
     Статья  6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год"
и  статья  2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской
Федерации"    противоречат    общепризнанным    принципам   и   нормам
международного  права. В частности, в рекомендации R (86) 12, принятой
Комитетом  министров  Совета  Европы 16 сентября 1986 г., относительно
мер  по  недопущению  и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды
предлагается  не увеличивать, а ограничить количество не относящихся к
судопроизводству  задач,  выполняемых судьями, а также сократить любую
излишнюю   нагрузку   на   суды  для  улучшения  качества  отправления
правосудия.  В  числе  задач,  не  относящихся  к судопроизводству, от
которых  должны  быть  избавлены  судьи,  называется и сбор налогов, в
режиме   которых  согласно  Налоговому  кодексу  Российской  Федерации
взимается и государственная пошлина.
     С   учетом   изложенного   Совет   судей   Российской   Федерации
постановляет:
     1.  Довести  настоящее  Постановление  до  сведения Председателей
Совета   Федерации   и   Государственной  Думы  Федерального  Собрания
Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации.
     2.  Предложить  Председателям  Совета Федерации и Государственной
Думы   Федерального   Собрания   Российской   Федерации,  Председателю
Правительства  Российской  Федерации  направлять  проекты  нормативных
правовых  актов,  затрагивающие  вопросы  судебной  системы,  в высшие
органы судебной власти и Совет судей Российской Федерации.

Председатель Совета
                                                         Ю.И.СИДОРЕНКО
29 апреля 2005 г.
N 138