О ВОЗЛОЖЕНИИ НА СУДЫ ОБЯЗАННОСТЕЙ АДМИНИСТРАТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ПО РАССМАТРИВАЕМЫМ ДЕЛАМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ СУДЕЙ РФ 29 апреля 2005 г. N 138 (Д) Совет судей Российской Федерации обсудил вопрос о проблемах, связанных с возложением на суды обязанностей администраторов государственной пошлины по рассматриваемым делам. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и статьей 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" за федеральными органами государственной власти закреплены основные источники доходов федерального бюджета. Согласно приложениям 1 и 11.1 к названным Федеральным законам высшие органы судебной власти определены администраторами государственной пошлины по делам, рассматриваемым соответственно Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и арбитражными судами Российской Федерации. Исходя из буквального смысла названных положений и смысла, придаваемого им в документах органов исполнительной власти, и складывающейся правоприменительной практики, федеральными законами на высшие суды возложены полномочия, аналогичные полномочиям органов исполнительной власти и не связанные с осуществлением правосудия. Исполнение обязанностей администратора предусматривает не только осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в бюджет, пеней и штрафов по ней, но и отчетность администратора перед финансовыми органами по вопросам администрирования государственной пошлины. В соответствии со статьей 128 Конституции Российской Федерации полномочия высших судебных органов и других федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Возложение федеральным законом на суды функций по исполнению обязанностей администратора государственной пошлины выходит за пределы их полномочий, установленных федеральными конституционными законами. В соответствии с действующим законодательством суды вправе осуществлять контроль за уплатой государственной пошлины только в рамках судопроизводства. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, является одним из основных источников доходов федерального бюджета. Обеспечение исполнения федерального бюджета согласно статье 114 Конституции Российской Федерации и статье 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" относится к ведению Правительства Российской Федерации. В связи с этим обязанность по формированию доходной части бюджета, в том числе и за счет государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, возложена на Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти. Возложение на суды обязанностей администратора фактически включает их в структуру федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование доходной части федерального бюджета, и предполагает подотчетность органов судебной власти Правительству Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в частности Федеральной налоговой службе и Федеральному казначейству. Названными нормами законодатель заведомо поставил суды в положение, при котором они не смогут осуществлять полное и независимое правосудие в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации, и вопреки требованиям статьи 10 Конституции Российской Федерации суды фактически будут находиться в зависимости от органов исполнительной власти. Статья 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и статья 2 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. В частности, в рекомендации R (86) 12, принятой Комитетом министров Совета Европы 16 сентября 1986 г., относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды предлагается не увеличивать, а ограничить количество не относящихся к судопроизводству задач, выполняемых судьями, а также сократить любую излишнюю нагрузку на суды для улучшения качества отправления правосудия. В числе задач, не относящихся к судопроизводству, от которых должны быть избавлены судьи, называется и сбор налогов, в режиме которых согласно Налоговому кодексу Российской Федерации взимается и государственная пошлина. С учетом изложенного Совет судей Российской Федерации постановляет: 1. Довести настоящее Постановление до сведения Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации. 2. Предложить Председателям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации направлять проекты нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы судебной системы, в высшие органы судебной власти и Совет судей Российской Федерации. Председатель Совета Ю.И.СИДОРЕНКО 29 апреля 2005 г. N 138 |