О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ДОТАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОМС НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ 2 июня 2005 г. (Д) УТВЕРЖДЕНО Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2 июня 2005 года N 5А/7.2 Председатель Правления Федерального фонда ОМС М.Ю.ЗУРАБОВ I. Общие положения 1. Настоящее Положение устанавливает порядок расчета и предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее - территориальные программы). 2. Финансовая помощь территориальным фондам направляется на безвозмездной и безвозвратной основе в виде дотаций Фонда на выполнение дефицита финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС (далее - Дотации). Источником средств для выделения Дотаций являются средства статьи бюджета Фонда "Дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования". II. Порядок расчета размера дотаций 1. Общий объем дотаций, предусмотренный в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяется по субъектам Российской Федерации в следующих пропорциях: I часть - 60% от общего объема дотаций Фонда распределяется безусловно пропорционально условно-расчетному дефициту территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - Базовая программа ОМС); II часть - 40% от общего объема дотаций Фонда распределяется в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. 2. Для расчета размера дотаций Фонда, направляемых субъектам Российской Федерации, применяются следующие исходные данные: Sф = S1 + S2 - общая сумма дотаций; где S1, S2 - части дотаций, распределяемые: S1 - безусловно, всем субъектам Российской Федерации j, пропорционально дефициту территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС D ; j S2 - только наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации j (Q < 1); j Br = 762,6 руб. - базовый норматив страхового взноса на одного неработающего, применяемый для определения расчетного поступления страховых взносов; pG = 1612,5 руб. - минимальный подушевой норматив затрат по Базовой программе (единый для всех субъектов Российской Федерации); K = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание АУП административно-управленческого персонала (далее - АУП); kp - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к j заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов), применяемый в субъекте Российской Федерации (по данным Минфина России); Nз - численность застрахованного населения в субъекте Российской j Федерации j; Nhp - численность неработающего населения в субъекте Российской j Федерации j; G - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой j программы ОМС; D - дефицит территориальной программы ОМС в рамках Базовой j программы ОМС j (с учетом kp ); j D - суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках БП Базовой программы ОМС, D > Sф; БП Q - уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской j Федерации j (расчетный по данным Минфина России); W - прогноз поступления единого социального налога в субъекте j Российской Федерации j; BN - расчетно-нормативный объем страховых взносов на j неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Вr x x Nhp x kp ); j j k21 - поправочный коэффициент размера второй части субсидии, j распределяемой в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j; k22 - коэффициент стимулирования; j BP - плановые поступления страховых взносов на одного j неработающего в субъекте Российской Федерации j, утвержденные в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд) на очередной финансовый год; B = BP / Nhp - величина взноса на одного неработающего в j j j субъекте Российской Федерации j. 3. Размер первой части дотации субъекту Российской Федерации определяется исходя из условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и коэффициента компенсации условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, по формуле: S1 = D x К1, j j где S1 - размер дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации j j на первом этапе; D - условно-расчетный дефицит финансирования территориальной j программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС (приложение 1) и суммой прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по формуле: D = G - PW , где PW = W + BN ; j j j j j j К1 - коэффициент компенсации условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, который рассчитывается по формуле: K1 = S1 / D , БП где S1 - первая часть дотации Фонда, выделяемой субъекту Российской Федерации j; D - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования БП территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется по формуле: D = SUM D , БП j где SUM D - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования j территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС. 4. Вторая часть дотации субъекту Российской Федерации направляется наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации, для которых Q < 1, по формуле: j S2 = k21 х D2 х S2 / D2, где j j j S2 - вторая часть дотации, распределяемая в зависимости от уровня j бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j; k21 - коэффициент дотирования условно-расчетного дефицита j финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, определяется по формуле: k21 = kb1 - (1 - Q ), где kb1 = 1, если Q < 1, иначе j j j j j kb1 = 0; j D2 - непокрытый условно-расчетный дефицит финансирования j территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС после выделения первой части дотации, для которого Q < 1, определяется j по формуле: D2 = D - S1 ; j j j S2 - вторая часть дотаций Фонда; D2 - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации после выделения первой части дотации, определяется по формуле: D2 = SUM (D2 x k21 ) j j 5. Объем дотаций по каждому субъекту Российской Федерации, распределяемой на I и II этапах, утверждается в приложении к федеральному закону о бюджете Фонда на очередной финансовый год в абсолютных цифрах. III. Порядок предоставления дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования Перечисление дотаций осуществляется на основании закона о бюджете Фонда на очередной финансовый год за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда по соответствующему коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Дотации зачисляются в установленном порядке на счета Территориальных фондов, с отражением их в доходах бюджетов Территориальных фондов. Дотации перечисляются на счет Территориального фонда ежемесячно в размере не менее 1/12 годовой суммы средств, предусмотренных на указанные цели в законе о бюджете Фонда на очередной финансовый год, по каждому субъекту Российской Федерации, с учетом фактического исполнения бюджета Фонда. IV. Порядок расходования и контроля за целевым использованием дотаций Дотации, полученные Территориальными фондами, направляются на финансирование территориальных программ. Финансовый контроль за целевым и рациональным расходованием дотаций осуществляется Фондом в соответствии с действующим законодательством. В рамках осуществления Фондом контроля за целевым расходованием средств Территориальный фонд ежемесячно в согласованные с Фондом сроки представляет отчет о расходовании средств, направленных Фондом на выполнение Территориальной программы в объеме, соответствующем Базовой программе ОМС. Нецелевое использование дотации устанавливается по результатам проверок Территориального фонда контрольными органами Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации или контрольно-ревизионным управлением Фонда либо на основании анализа представленного отчета Территориального фонда об использовании средств дотации. В случае установления факта нецелевого использования дотаций, выразившегося в направлении Территориальным фондом и использовании ее на цели, не соответствующие условиям получения, дотация подлежит возврату на счет Фонда. Возврат финансовых средств со счета Территориального фонда осуществляется в месячный срок с момента поступления в Фонд документов, подтверждающих факт нецелевого использования дотации, и уведомления Территориального фонда в установленном порядке. Невозврат дотации, использованной не по целевому назначению, по истечении срока, установленного для ее возврата, влечет прекращение предоставления дотаций Территориальному фонду. Средства, возвращенные на счет Фонда, в связи с использованием дотаций не по целевому назначению, учитываются в бюджете Фонда по соответствующим кодам доходов и расходов бюджетной классификации Российской Федерации. 2 июня 2005 г. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 21 июля 2005 г. N 6815 Приложение N 1 РАСЧЕТ СТОИМОСТИ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется исходя из нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической, стационарной (больничной) и стационарозамещающей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (Таблица 1), с учетом районного коэффициента к заработной плате, численности застрахованного населения по субъекту Российской Федерации и коэффициента учета затрат на содержание АУП системы ОМС, по формуле: G = pG x Nз x kp x K , j j j АУП pG - минимальный подушевой норматив затрат (см. Таблицу 1); Nз - численность застрахованного населения в субъекте Российской j Федерации; kp - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к j заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов) (по данным Минфина России); K = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание АУП. АУП Условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и суммой прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по формуле: D = G - PW , где PW = W + BN , j j j j j j где G - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой j программы ОМС; W - прогнозируемые поступления (ЕСН, другие налоги и неналоговые j поступления, рассчитанные в соответствии с действующим налоговым законодательством) в субъекте Российской Федерации ОМС; BN - расчетно-нормативный объем страховых взносов на неработающее j население в субъекте Российской Федерации j (Br поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения (млн. руб.) исходя из расчетного норматива страховых взносов на 1 неработающего 762,6 рублей (с учетом влияния регионального коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг) и численности застрахованного неработающего населения. Суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС (D ) определяется по формуле: БП D = SUM D , БП j где SUM D - суммарный дефицит финансирования территориальных j программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС. РАСЧЕТ МИНИМАЛЬНОГО ПОДУШЕВОГО НОРМАТИВА ФИНАНСИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС НА 2006 ГОД Таблица 1 ---------------------------------------------------------------------------------- | Виды медицинской | Нормативы | Нормативы | Минимальный | | помощи, финансируемые | объема | финансовых | подушевой | | из средств ОМС | медицинской | затрат на | норматив | | (единица измерения | помощи на | единицу | финансирования | | объема медицинской | 1-го жителя | объема | Базовой | | помощи) | в год | медицинской | программы | | | <*> | помощи | ОМС (руб./на | | | | <**> | жителя) | | | | (руб.) | (гр. 1 х гр. 2), pV | |-----------------------|--------------|---------------|-------------------------| | А | 1 | 2 | 3 | |-----------------------|--------------|---------------|-------------------------| | 1. Амбулаторно- | | | | | поликлиническая | | | | | помощь (посещение | 8,46 | 75,6 | 639,6 | | врача) | | | | |-----------------------|--------------|---------------|-------------------------| | 2. Стационарная | | | | | помощь (койко/день) | 1,94 | 452,6 | 878,0 | |-----------------------|--------------|---------------|-------------------------| | 3. Дневные стационары | | | | | (день лечения) | 0,48 | 197,7 | 94,9 | |-----------------------|--------------|---------------|-------------------------| | 4. ИТОГО | - | - | 1612,5 | ---------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (далее - Постановление) в расчете на 1000 человек и пересчитаны на 1-го жителя. <**> Показатели нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, утвержденные Постановлением в расчете на 1000 человек, пересчитаны на 1-го жителя и скорректированы с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен на 2006 год 107%. Расчетный норматив страхового взноса на одного неработающего на 2005 год в размере 712,7 рубля также скорректирован с учетом индекса потребительских цен на 2006 год. |