О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТРАСЛЯХ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Редакция на 23.11.2004) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 апреля 2003 г. N 304-ПП (ЮИАИ) Правительство Москвы отмечает, что политика и практика регулирования цен (тарифов), проводимые в городе в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.10.95 N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве", позволили, несмотря на финансовый кризис 1998 года, избежать роста социальной напряженности, обеспечить устойчивую работу организаций социальной сферы, топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства, а также финансирование наиболее важных расходов городского бюджета. В то же время за минувшие годы приняты новые правовые акты Российской Федерации и города Москвы в области регулирования цен (тарифов). Сократилась зона государственного регулирования цен (тарифов), но одновременно в связи с вступлением в силу Закона города Москвы "О городском государственном заказе" значительно возросла необходимость регламентации действий городских государственных заказчиков по определению стартовых цен при проведении конкурсов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также действий руководителей ряда городских предприятий, оказывающих услуги организациям как государственного, так и частного сектора. Произошедшие изменения в структуре органов исполнительной власти города требуют нового подхода к распределению между ними полномочий по регулированию цен (тарифов). С целью приведения системы государственного регулирования цен (тарифов) в Москве в соответствие с современными экономическими условиями Правительство Москвы постановляет: 1. Установить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми и иными нормативными актами Российской Федерации предоставлено Правительству Москвы (приложения 1 и 2). 2. Признать целесообразным сохранение практики государственного регулирования цен (тарифов) на работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, выполняемые и оказываемые городскими организациями, осуществляющими свою деятельность на основе договоров на передачу им имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление (приложение 3). 3. Продолжить практику государственного регулирования цен (тарифов), обязательных для формирования стартовых цен (тарифов) на конкурсах по размещению городского заказа на выполнение работ и оказание услуг подрядным способом (приложение 4). 4. Установить, что: 4.1. Государственное регулирование: - цен (тарифов) на продукцию и услуги, перечисленные в приложении 1 к настоящему постановлению, осуществляется Региональной энергетической комиссией города Москвы; - цен (тарифов) на товары и услуги, перечисленные в приложении 2 к настоящему постановлению, а также цен (тарифов) на работы и услуги, имеющие межотраслевое значение и обязательное для формирования стартовых цен при размещении городского заказа, в соответствии с приложениями 3 и 4 к настоящему постановлению (за исключением строительных, монтажных и ремонтных работ) осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы; - цен (тарифов) для определения стартовой стоимости строительства объектов городского заказа будет осуществляться Мосгосэкспертизой после выполнения ею работы по пункту 12 настоящего постановления. 4.2. Утверждению решений Департамента экономической политики и развития города Москвы, Региональной энергетической комиссии города Москвы и Мосгосэкспертизы о введении регулируемых цен (тарифов) должно предшествовать рассмотрение этих цен (тарифов) на соответствующих межотраслевых советах, сформированных в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления, в целях обеспечения координации отраслевых и общегородских интересов. Решение межотраслевого совета оформляется протоколом и носит рекомендательный характер. 4.3. Решения Департамента экономической политики и развития города Москвы, Региональной энергетической комиссии города Москвы и Мосгосэкспертизы: - о ценах (тарифах, ставках) на жилищные и коммунальные услуги, а также прочие подлежащие государственному регулированию услуги для населения подлежат в установленном порядке утверждению постановлением Правительства Москвы; - по другим ценам (тарифам), принятым в пределах компетенции названных регулирующих органов, подлежат утверждению распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы, распоряжением Мосгосэкспертизы, постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы. 5. Председателю Региональной энергетической комиссии города Москвы, руководителю Департамента экономической политики и развития города Москвы, начальнику Мосгосэкспертизы в двухмесячный срок сформировать межотраслевые советы для рассмотрения проектов регулируемых цен (тарифов) и в установленном порядке представить на утверждение Правительства Москвы проекты положений о них и предложения по их составу. 6. Утвердить Порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) в городе Москве (приложение 5). 7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Региональной энергетической комиссии города Москвы, Мосгосэкспертизе: 7.1. Производить установление либо изменение регулируемых цен (тарифов), влияющих на объемы бюджетного финансирования, один раз в год в период формирования проекта бюджета города Москвы на предстоящий год на основании утвержденных Правительством Москвы по представлению Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы прогноза социально-экономического развития города Москвы на предстоящий финансовый год и среднесрочный период, а также прогноза изменения отраслевых затрат, рентабельности, роста заработной платы и предельно допустимого роста совокупной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Установление либо изменение регулируемых цен (тарифов), влияющих на объемы бюджетного финансирования, в течение финансового года производится с одновременным внесением изменений и дополнений в закон города о бюджете. Возложить на Департамент экономической политики и развития города Москвы обязанности по подготовке Правительству Москвы прогноза изменений вышеуказанных показателей. 7.2. В ходе регулирования ценовых показателей обеспечить прекращение перекрестного субсидирования и переход в расчетах за коммунальные услуги на два тарифа (для населения и для остальных потребителей), сокращение необоснованного разрыва в уровнях заработной платы в отраслях городского хозяйства, учет в составе тарифа экономически обоснованных затрат на восстановление, модернизацию и развитие основных фондов. 8. Руководителям Комплексов городского управления Правительства Москвы Аксенову П.Н., Ресину В.И., Швецовой Л.И. в месячный срок уточнить функции, права и полномочия отраслевых научно-технических советов (НТС), обновить их состав для обеспечения участия НТС в рассмотрении регламентов на работы и услуги, выполняемые и оказываемые по городскому заказу. 9. Установить, что: 9.1. Учреждения, входящие в систему Департамента образования города Москвы, Комитета по культуре города Москвы, Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитета физической культуры и спорта города Москвы, устанавливают цены на платные услуги населению самостоятельно. Порядок и условия, на которых названные учреждения предоставляют платные услуги населению, подлежат согласованию с соответствующими департаментами и комитетами, Управлением бюджетного планирования и городского заказа города Москвы и должны отвечать требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Предельные цены (тарифы) на услуги учреждений системы образования, физической культуры и спорта, культуры, по делам семьи и молодежи или скидки с установленной цены (тарифа) на эти услуги для льготных категорий граждан, а также перечень услуг и льготных категорий граждан устанавливаются Комитетом по культуре города Москвы, Департаментом образования города Москвы, Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитетом физической культуры и спорта города Москвы по согласованию с Управлением бюджетного планирования и городского заказа города Москвы. 9.2. Цены (тарифы), по которым учреждения здравоохранения системы Департамента здравоохранения города Москвы предоставляют платные услуги населению, а также порядок и условия оказания данных услуг устанавливаются названным Департаментом по согласованию с Управлением бюджетного планирования и городского заказа города Москвы. 10. Учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы и оказывающие платные услуги населению (пп. 9.1 и 9.2 настоящего постановления), ведут учет доходов и осуществляют расходы в соответствии с требованиями распоряжения Правительства Москвы от 27.08.2002 N 1249-РП "О порядке открытия и ведения финансовыми органами города Москвы лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". 11. Предоставить Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы право согласования единичных и комплексных нормативов бюджетных затрат комплексов городского управления Правительства Москвы на выполнение отдельных индивидуальных специфических видов работ, таких как нормативы компенсационных платежей по хранению городского резервного продовольственного фонда. 12. Руководителям Департамента экономической политики и развития города Москвы, Региональной энергетической комиссии города Москвы, Мосгосэкспертизы в месячный срок в соответствии с требованиями настоящего постановления в установленном порядке подготовить проекты распорядительных документов о внесении изменений и дополнений в Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, Региональной энергетической комиссии города Москвы и Мосгосэкспертизе, а также о признании утратившими силу правовых актов, касающихся деятельности Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы. 13. Считать утратившими силу постановления Правительства Москвы: - от 27.10.95 N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве", кроме пунктов 2, 3, 4, 15, 16, а также приложения 2; - от 09.11.99 N 1017 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве", кроме пунктов 1.3, 2, а также приложения 1. 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П. О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2004 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 29 апреля 2003 г. N 304-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ И УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВУ МОСКВЫ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ Газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам. Газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств). Электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии. Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению. Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах. Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). Услуги систем водоснабжения и канализации. Оплата населением коммунальных услуг - электрической и тепловой энергии, водоснабжения и канализации. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВИТЕЛЬСТВУ МОСКВЫ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Ритуальные услуги. Социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства. Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Оплата населением жилья и коммунальных услуг (кроме названных в приложении 1 к настоящему постановлению). Оплата за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений, талонов к ним и другой специальной продукции, а также прием экзаменов. Размер сбора за: - выдачу и замену государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним, свидетельств о регистрации залога машины (машин) и другой специальной продукции; - прием экзаменов на право управления самоходными машинами; - проведение государственных технических осмотров машин; - участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники; - определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования. Плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и интернатах системы Департамента образования города Москвы, а также в иных дошкольных образовательных учреждениях, содержащихся за счет или с привлечением средств городского бюджета. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И УСЛУГ, ИМЕЮЩИХ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ И ОКАЗЫВАЕМЫХ ГОРОДСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕПАРТАМЕНТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Услуги ГУП "Гормост" по эксплуатации конструкций мостовых сооружений, используемых для размещения инженерных коммуникаций. Услуги ГУП "Москоллектор" и ГУП по эксплуатации жилищного фонда по обслуживанию инженерных коммуникаций, расположенных в городских и внутриквартальных коммуникационных коллекторах. Услуги по сжиганию твердых бытовых отходов на мусоросжигательных заводах ГУП "Экотехпром", станций перегрузки мусора (СПМ). Услуги по захоронению твердых бытовых отходов на полигонах ГУП "Экотехпром". Услуги ГУП "Промотходы" по очистке промышленных стоков. Услуги ГУП "Мосводосток" по приему и транспортировке поверхностных нормативно-чистых и нормативно-очищенных сточных вод. Платные услуги, оказываемые Главным управлением по делам гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям. Услуги ГУП "МосгорБТИ" по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Услуги ГУП "Московское лечебно-санаторное объединение" по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию госслужащих. Услуги ГУП "Мосавтосантранс" за пользование санитарным автотранспортом. Платные ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями Объединения ветеринарии города Москвы. Работы, выполняемые ГУП по эксплуатации жилищного фонда за счет средств граждан. Услуги ГУП "Экотехпром" по обезвреживанию биологических отходов. Услуги МосНПО "Радон" по транспортировке, переработке, хранению радиоактивных отходов и дезактивации спецодежды. Услуги ГУП "Мосгоргеотрест" по обработке данных дистанционного зондирования и ведению банка данных дистанционного зондирования по территории г. Москвы, а также по оказанию информационных услуг на его основе. Услуги ГУП развития Московского региона по выполнению функций заказчика по строительству объектов инженерной и социальной инфраструктуры в районах, выделяющих земли для коллективного садоводства. Работы, выполняемые Московским региональным аналитическим центром по запросам на проверку надежности юридических лиц, вступающих в деловые отношения с Правительством Москвы и подчиненными ему городскими организациями, объектовые работы по защите информации. Услуги телематики и навигации, оказываемые с использованием системы навигации и телематики для городского управления и населения. Информационные услуги, оказываемые с использованием Метасистемы "Электронная Москва". Услуги МГУП "Московский городской единый информационно-аналитический центр" по информационно-аналитическому обеспечению Комплекса городского хозяйства. Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И УСЛУГ, ПО КОТОРЫМ ДЕПАРТАМЕНТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН (ТАРИФОВ), ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТАРТОВЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА КОНКУРСАХ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПОДРЯДНЫМ СПОСОБОМ Работы по содержанию и эксплуатации объектов внешнего благоустройства, включая гидротехнические сооружения, объекты освещения и подсветки, дороги и т.д. Услуги по вывозу бытовых отходов из домовладений. Работы по содержанию и эксплуатации объектов озеленения. Выполнение функций заказчика и технического надзора за содержанием объектов внешнего благоустройства, жилищного фонда, зеленых насаждений. Работы по содержанию и технической эксплуатации инженерного оборудования, систем и приборов в жилищном фонде, включая приборы учета расхода энергоресурсов. Работы по отлову, содержанию, стерилизации и учету безнадзорных и бродячих животных. Услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, установленных в подъездах жилых домов (средняя рыночная стоимость), для расчета размера субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий), предоставляемых малообеспеченным гражданам. Услуги, оказываемые бюджетным организациям и государственным предприятиям, по проведению экспертиз и выдаче согласований. Услуги, оказываемые бюджетным организациям социальной сферы, по стирке белья. Ортопедические услуги, оказываемые в стоматологических поликлиниках и зубопротезных отделениях лечебно-профилактических учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Услуги по пользованию дачными помещениями ОАО "Мосдачтрест" для категорий жителей Москвы, определенных Положением о распределении дачного фонда. Регламентное обслуживание и эксплуатация инженерно-технического специального оборудования защитных сооружений гражданской обороны. Работы по уборке акватории реки Москвы от плавающего мусора. Работы и услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, выполняемые и оказываемые по городскому заказу и за счет средств населения. Работы по эксплуатации информационных систем и по использованию информационных ресурсов. Услуги по формированию и сопровождению городского заказа на научно-исследовательские работы. Приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В ГОРОДЕ МОСКВЕ Порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) в городе Москве (далее - Порядок) устанавливает общие принципы и методологию, а также организационные и правовые основы экономической политики города по формированию регулируемых Правительством Москвы цен, тарифов, расценок (единичных, комплексных), ставок, надбавок, скидок на социально значимые для потребителей товары и услуги, а также на необходимые для нужд города работы и услуги, выполняемые и оказываемые по городскому заказу. Порядок определяет систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти города Москвы, иных структур, обеспечивающих регулирование цен (тарифов). Положения Порядка основаны на правовых и нормативных актах Российской Федерации и города Москвы по вопросам, определяющим принципы расчетов регулируемых цен (тарифов), ценообразования и формирования стоимости работ и услуг, а также бюджетном, налоговом, гражданском законодательстве и, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлениях Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", от 17.02.2004 N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", Федеральном законе от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Законе города Москвы от 15.05.2002 N 26 "О городском государственном заказе". Положения Порядка распространяются на цены (тарифы): - подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе применяемые для расчетов с населением за жилищные и коммунальные услуги, услуги городского транспорта общественного пользования; - применяемые для формирования стартовых цен на конкурсах по размещению городского заказа на выполнение работ и оказание услуг подрядным способом; - имеющие межотраслевое значение и оказываемые городским организациям. 1. Основные понятия и определения, используемые в Порядке В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и определения: - цена, тариф, расценка - стоимость единицы товара, работы или услуги; - ставка - установленный размер платы за соответствующий объем услуг; - надбавка, скидка - размер увеличения или уменьшения цены товара, услуги; - комплексная расценка - совокупность единичных расценок, отражающая стоимость определенного объема услуг; - субъект ценового регулирования - физическое или юридическое лицо, цены (тарифы) на товары, работы, услуги которого подлежат государственному регулированию; - регулирующий орган - уполномоченный Правительством Москвы орган по государственному регулированию цен (тарифов) на товары, работы и услуги; - предельные цены, предельные тарифы - минимальная или максимальная величина от размера цены (тарифа). 2. Цели, принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) Основные цели государственного регулирования цен (тарифов): - обеспечение устойчивого развития экономики города и качества оказываемых населению услуг; - защита интересов потребителей от необоснованного изменения регулируемых цен (тарифов); - минимизация расходов городского бюджета, направляемых на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг по городскому заказу. Основные принципы государственного регулирования цен (тарифов): - достижение баланса интересов поставщиков и потребителей услуг; - компенсация субъектам ценового регулирования обоснованных расходов на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг; - обеспечение доходности субъектов ценового регулирования, позволяющей им финансировать восстановление, модернизацию и развитие основных фондов, а также социальное развитие; - осуществление коллегиальной процедуры рассмотрения вопросов об изменении цен (тарифов); - защита средств, направляемых на оплату труда, от инфляционных процессов; - обеспечение согласованности изменения цен (тарифов) в процессе их регулирования; - учет результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектов ценового регулирования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) на основе раздельного ведения ими учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности; - введение предельного уровня рентабельности, в том числе инвестиционной составляющей для определенных видов деятельности, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов); - увязка уровня и динамики регулируемых цен (тарифов) с материалами экономического баланса производства и реализации соответствующих видов работ, услуг, продукции; - раздельное ведение организациями учета доходов и расходов в отношении регулируемой и иной деятельности. Регулируемые цены, тарифы, расценки, ставки, надбавки, наценки устанавливаются в валюте Российской Федерации. При регулировании цен и тарифов может применяться: - метод экономически обоснованных расходов (затрат); - метод индексации цен (тарифов). 3. Обоснованные цены (тарифы) Обоснованными признаются цены, тарифы, расценки и ставки, надбавки и наценки, обеспечивающие компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль. Экономически обоснованные расходы формируются в соответствии с требованиями федеральных законодательных и нормативных актов, а также на основании главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Под экономически обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности должны предусматривать: - расходы, связанные с производством и реализацией, включающие в себя материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, расходы на ремонт, суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с федеральным законодательством, расходы на обязательное и добровольное страхование, прочие расходы; - внереализационные расходы, включающие в себя расходы по содержанию переданного в аренду имущества, расходы на услуги банков, судебные издержки, расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, другие обоснованные расходы в соответствии с нормами действующего законодательства. При этом должны учитываться особенности определения расходов для различных видов деятельности, а также рекомендуемый уровень оплаты труда работников различных отраслей городской экономики. В случае если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете регулируемых цен (тарифов). Избыточные и непроизводственные расходы также не подлежат включению в расчеты регулируемых цен (тарифов). Прибыль, учитываемая в составе экономически обоснованных цен (тарифов), должна обеспечивать устойчивое функционирование и развитие субъекта ценового регулирования, т.е. должна складываться из прибыли на выплату всех установленных налогов и сборов (эксплуатационная прибыль), а также прибыли, определяемой исходя из объемов работ, предусмотренных для данного вида деятельности в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе (инвестиционной прибыли). В цены и тарифы не включаются расходы организаций, связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для финансирования необоснованных расходов), недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы. 4. Регулирующие органы Предложения по установлению либо изменению регулируемых цен (тарифов) на работы, товары и услуги рассматриваются уполномоченными Правительством Москвы регулирующими органами с учетом заключения независимой экспертизы. Регулирующий орган: - осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и города Москвы; - разрабатывает методическую базу для государственного регулирования цен (тарифов); - осуществляет мониторинг деятельности субъектов ценового регулирования; - утверждает типовые формы документов, представляемых при рассмотрении предложений по изменению регулируемых цен (тарифов), с учетом отраслевых особенностей деятельности субъектов регулирования. Типовые формы документов должны содержать информацию, необходимую для принятия обоснованного решения об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов): а) финансовые показатели, отражающие: - расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда не ниже установленных Правительством Москвы в прогнозе социально-экономического развития на планируемый период, суммы начисленной амортизации), в размерах, позволяющих обеспечить восстановление и развитие основных фондов, прочие расходы, учитывающие отраслевую специфику; - прибыль в размерах, обеспечивающих воспроизводство и устойчивую работу организации. При этом учитываемые в составе прибыли капитальные затраты должны основываться на показателях утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации в составе адресной инвестиционной программы с расшифровкой по источникам финансирования (амортизация, прибыль, бюджет, кредиты и т.п.), с указанием объектов строительства, видов приобретаемого технологически обоснованного оборудования, машин и механизмов (укрупненно); б) производственные показатели, характеризующие систему производства работ, оказания услуг, поставок продукции (установленные производственные мощности, численность персонала, количество производимых услуг и обслуживаемых потребителей по группам, индикаторы эффективности производства, процент производственных потерь и др.). Регулирующий орган при рассмотрении цен (тарифов) основывается на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития города, которые установлены Правительством Москвы на соответствующий период. Решение регулирующего органа оформляется в форме соответствующего распорядительного документа, который вступает в силу со дня его подписания и регистрации, если в документе не указана конкретная дата (кроме постановлений по ценам, ставкам и тарифам на жилищно-коммунальные и прочие подлежащие государственному регулированию услуги для населения). Контроль за применением регулируемых цен (тарифов) осуществляет Главное контрольно-ревизионное управление города Москвы (ГлавКРУ г. Москвы) и контрольно-ревизионные подразделения департаментов, комитетов и других органов государственного управления. 5. Разработка предложений об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов) Предложения об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов) разрабатывают субъекты ценового регулирования и вносят их в соответствующее отраслевое управление Правительства Москвы (отраслевые департаменты, комитеты, управления). Регулируемые цены (тарифы) на эксплуатационные работы и услуги разрабатываются как на отдельные технологические операции (единичные расценки), так и на комплекс работ (комплексные расценки). Комплексные расценки рассчитываются на основе единичных расценок (если методикой их расчета не установлен иной принцип, исходя из особенностей режимов работ). Единичные и комплексные расценки формируются исходя из регламентов работ, обосновывающих использование соответствующей номенклатуры материалов, машин и механизмов, применяемых технологий, способов организации работ. Регламенты работ и технологические карты на отдельные виды работ разрабатываются отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями и после их согласования научно-техническим советом (НТС) соответствующего комплекса городского управления утверждаются руководителем этого комплекса или по его поручению руководителем отраслевого органа управления. Регламенты работ и технологические карты должны содержать состав и объемы работ, периодичность их исполнения исходя из требований стандартов и нормативно-технической документации, устанавливать правила и нормы технической эксплуатации, а также положения по организации работ и оказанию услуг. Отраслевой орган управления после рассмотрения предложений разработчика по установлению либо изменению регулируемых цен (тарифов) вносит проект этих цен (тарифов) в соответствующий регулирующий орган. Одновременно с предложением об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов) отраслевой орган управления представляет в регулирующий орган утвержденные в установленном порядке регламенты работ и технологические карты, которые после утверждения цен (тарифов) подлежат в установленном порядке уточнению исходя из лимитов бюджетного финансирования на соответствующий год. Предложения об установлении либо изменении регулируемых цен (тарифов), влияющих на объемы бюджетного финансирования, рассматриваются в период формирования проекта бюджета на предстоящий год, но не позднее октября текущего года, если иное не вызвано экономической ситуацией. При этом, как правило, регулируемые цены (тарифы) на очередной финансовый год устанавливаются до принятия закона города о бюджете на планируемый год исходя из прогноза социально-экономического развития города Москвы на предстоящий финансовый год и среднесрочный период, а также прогноза изменения отраслевых затрат, рентабельности, роста заработной платы и предельно допустимого роста совокупной оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Установление либо изменение регулируемых цен (тарифов), влияющих на объемы бюджетного финансирования, в течение финансового года производится с одновременным внесением изменений и дополнений в закон города о бюджете. Разработка проектов методических документов по ценообразованию осуществляется в соответствии с планом работ, утвержденным на соответствующий год, за счет средств городского бюджета, а также средств заинтересованных организаций и предприятий. Соответствующая программа работ формируется Департаментом экономической политики и развития города Москвы по представлению отраслевых органов управления, составленных в том числе по заявкам субъектов ценового регулирования. 6. Особенности разработки и введения тарифов, ставок на жилищно-коммунальные услуги Разработка предложений по установлению либо изменению: - ставок платы за социальный наем, наем (коммерческий), аренду жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, производится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы; - ставок оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт дома, ставок оплаты услуг технического обслуживания дома, ставок оплаты услуг по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ производится с 1 января 2005 года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы; - ставок оплаты услуг по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов производится Управлением по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы. После рассмотрения рекомендаций Межотраслевого совета тарифов и ставок на жилищно-коммунальные услуги для населения соответствующий регулирующий орган обеспечивает: - по тарифам на электрическую и тепловую энергию, ставкам на газоснабжение, наем (коммерческий) и аренду жилых помещений оформление в установленном порядке постановления Правительства Москвы; - по ставкам платы за социальный наем жилых помещений, ставкам оплаты услуг по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, ставкам оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт дома, ставкам оплаты услуг технического обслуживания дома, ставкам оплаты услуг по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, ставкам оплаты услуг горячего водоснабжения (подогрева воды), отопления, водоснабжения и водоотведения передачу в установленном порядке предложений в Московскую городскую Думу, а также оформление в установленном порядке постановления Правительства Москвы об утверждении этих тарифов и ставок. Постановление Правительства Москвы об утверждении ставок и тарифов для населения вступает в силу с даты, указанной в постановлении, но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования. Контроль за публикацией постановления обеспечивает соответствующий регулирующий орган. 7. Особенности формирования договорных цен (тарифов) на выполнение подрядных работ по городскому заказу Стоимость строительных, монтажных, ремонтно-строительных и других работ, выполняемых по городскому заказу подрядным способом, в строительстве и городском хозяйстве определяется договорными ценами, устанавливаемыми в результате конкурсных торгов. Для установления в процессе проведения конкурсных торгов на размещение заказов на подрядные работы экономически обоснованных договорных цен (тарифов) организаторы конкурсов должны руководствоваться следующими условиями их формирования. Стартовая цена в обязательном порядке формируется на основе данных о стоимости работ и затрат, предусмотренных в сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов городского заказа, утвержденных в установленном порядке в составе проектно-сметной документации, разработанной по заданию, утвержденному государственным заказчиком. Для формирования стартовых цен в составе проектной документации на стадиях "проект" и "рабочий проект" в обязательном порядке должны быть представлены ведомости объемов работ, спецификации на материалы, изделия и конструкции, инженерное и технологическое оборудование. Сметная документация должна быть составлена на основе московских территориальных сметных нормативов в базисных ценах и текущих ценах, действовавших на момент передачи проектно-сметной документации на государственную экспертизу. Для обоснования стартовых предложений по цене подрядных работ в городском хозяйстве, на которые проектно-сметная документация не разрабатывается и не утверждается, должны составляться соответствующие сметные расчеты (сметы) по единичным или комплексным расценкам, утвержденным регулирующим органом. Организатор конкурсных торгов в конкурсной документации устанавливает стартовый уровень договорной цены в текущих ценах на момент проведения конкурса, руководствуясь сметной стоимостью, определенной в текущих ценах, установленной в заключении Мосгосэкспертизы при утверждении проектно-сметной документации, а также показателями инфляции, прогнозируемыми на период строительства. Указанный стартовый уровень договорной цены участники конкурсных торгов в своих предложениях не должны превышать. Показатели сметной стоимости строительства объектов в текущих ценах в составе проектно-сметной документации должны применяться организаторами конкурсных торгов при формировании стартовых предложений с корректировкой на инфляционные показатели, утверждаемые Межведомственным советом по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы на соответствующий период строительства. Инфляционные индексы сметной стоимости работ и затрат в строительстве и городском хозяйстве разрабатываются регулирующими органами на основе рассчитанных Департаментом экономической политики и развития города Москвы общегородских показателей, устанавливаемых при утверждении прогнозных показателей социально-экономического развития города на соответствующий год, в том числе по инвестиционной деятельности. Разработка указанных индексов пересчета сметной стоимости работ и затрат производится на основе постоянно ведущегося на территории города мониторинга цен на материальные ресурсы и услуги, потребляемые при строительстве объектов городского заказа, по номенклатуре материальных ресурсов Сборника средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции и Сборника сметных цен эксплуатации строительных машин, входящих в состав территориальных сметных нормативов, для определения стоимости строительства в Москве. Твердая договорная цена строительной продукции (подрядных работ) фиксируется по результатам конкурсных торгов с учетом предложений их победителя по снижению стартовой цены, предлагаемой в конкурсной документации. Определенный таким образом уровень твердой договорной цены вносится инвестором в титульный список стройки на соответствующий год и период строительства и является предельным лимитом финансирования выполнения работ в пределах сроков, установленных в договорах подряда (контрактах). Установленная в результате конкурсных торгов твердая договорная цена не может быть пересмотрена, за исключением случаев, когда: - государственным заказчиком вносятся изменения в проектно-сметную документацию; - уровень инфляции за период строительства, подтверждаемый инфляционным индексом изменения стоимости работ (затрат), утвержденный регулирующим органом, превышает 5%. Договор (контракт), заключенный на выполнение городского заказа, и отчет государственного заказчика о его исполнении в обязательном порядке подлежат регистрации в органах городской администрации. |