О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 8 февраля 2001 г. N ВТ-6-04/121 (ФГ(Р) 01-14) Налоговыми органами за 2000 год обеспечено поступление в консолидированный бюджет платы за землю в сумме 24 765 млн руб., в том числе земельного налога - 13 975 млн руб., арендной платы за землю - 10 790 млн руб. По сравнению с 1999 годом поступления платы за землю увеличились в 1,4 раза. При этом по Смоленской области, Республикам Ингушетия и Тыва, Эвенкийскому и Таймырским автономным округам поступления платы за землю за 2000 год увеличились в сравнении с 1999 годом более чем в 1,7 раза. Однако, несмотря на то что в 2000 году ставки земельного налога и арендной платы для всех категорий земель должны были применяться с коэффициентом индексации 1,2, Управлениями МНС России по Воронежской, Кировской, Ульяновской, Новосибирской, Омской областям, Коми-Пермяцкому автономному округу, Республике Хакасия, Алтайскому краю, Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу допущено снижение в консолидированный бюджет поступлений платы за землю по сравнению с 1999 годом. В федеральный бюджет поступило платы за землю в сумме 6501 млн руб., в том числе земельного налога - 3373 млн руб., арендной платы за землю - 3128 млн руб. Поступления платы за землю за 2000 год увеличились по сравнению с 1999 годом в 1,7 раза. Наибольший рост поступлений достигнут в Липецкой, Рязанской, Саратовской, Читинской областях, Республиках Коми и Тыва, Кабардино-Балкарской Республике, Ненецком автономном округе, Хабаровской крае. Бюджетные назначения по отчислениям средств от платы за землю в федеральный бюджет за 2000 год выполнены на 98,3 процента. Более чем на 50 процентов перевыполнили бюджетные назначения по отчислениям средств от платы за землю Липецкая, Ярославская, Самарская, Томская области, Республика Коми, Республика Ингушетия. Вместе с тем низкий уровень выполнения бюджетных назначений по отчислениям от платы за землю в федеральный бюджет за 2000 год наблюдается в Белгородской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Астраханской, Кировской, Саратовской, Ульяновской, Омской, Сахалинской областях, г. Москве, Республиках Калмыкия и Марий Эл, Чувашской Республике, Еврейской автономной области, Республике Башкортостан. Это свидетельствует о том, что в данных регионах не организовано должным образом взаимодействие налоговых органов и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству с территориальными органами федерального казначейства по обеспечению полного и своевременного поступления земельного налога и арендной платы за землю как в федеральный, так и территориальные бюджеты. Управление МНС России по Республике Татарстан не принимало должных мер к обеспечению выполнения требований Закона Российской Федерации "О плате за землю" и Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" в части отчислений в федеральный бюджет установленной доли средств платы за землю, в результате по этой территории поступлений средств в федеральный бюджет за 2000 год вообще не было. Со стороны налоговых органов проводится недостаточная работа по снижению задолженности по земельному налогу. По состоянию на 1.01.2001 сумма недоимки по земельному налогу составляла 15 674 млн руб., или возросла по сравнению с 1999 годом в 1,3 раза. Наибольший рост недоимки наблюдается в г. Москве, Алтайском крае, Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской, Ульяновской, Омской, Томской, Мурманской, Рязанской, Тамбовской, Архангельской, Калининградской областях, Республике Марий Эл, Коми-Пермяцком, Усть-Ордынском Бурятском и Чукотском автономных округах. По состоянию на 1.01.2001 начислено по расчетам (декларациям) 2000 года в консолидированный бюджет земельного налога на сумму 21 197 млн руб. при фактическом поступлении 13 975 млн руб. Значительное невыполнение начисленных по декларациям сумм земельного налога наблюдается в большинстве субъектов Российской Федерации, а в значительной мере - в Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Ульяновской, Омской, Магаданской областях, Чукотском автономном округе. На указанные выше нарушения обращает внимание также Генеральная прокуратура Российской Федерации в материалах проверки исполнения земельного законодательства в ряде субъектов Российской Федерации, направленных Председателю Правительства Российской Федерации (письмо от 23.11.2000 N I-ГП-67-2000). Принимая во внимание изложенное выше и учитывая неудовлетворительное поступление платежей за землю по отдельным регионам в 2000 году, МНС России считает необходимым в целях снижения количества нарушений и увеличения поступлений платы за землю в 2001 году рекомендовать Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации усилить контроль за работой нижестоящих инспекций на этом участке работы, оказывать им методологическую и практическую помощь в организации и осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением платы за землю. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлены бюджетные назначения по сбору земельного налога в федеральный бюджет в сумме 3995,5 млн руб. и арендной платы за землю - 3211,7 млн руб. Общая сумма платежей за землю составляет 7207,2 млн руб., что выше на 12 процентов от их фактических поступлений в 2000 году. При этом статьей 11 указанного выше Федерального закона установлено, что в 2001 году налогоплательщики земельного налога и плательщики арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30 процентов; бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 20 процентов; бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга - 70 процентов; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов. Налогоплательщики земельного налога и плательщики арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, равными долям, установленным статьей 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю", и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Статьей 13 указанного выше Федерального закона установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источником формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2001 году дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год"), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов от их уплаты в срок не позднее трех дней на счета по учету средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с положениями бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. В связи с этим МНС России письмом от 4.01.2001 N ФС-6-09/4@ направило управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации перечень налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, получающих дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, в котором указаны также и земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков и другие земли несельскохозяйственного назначения. При этом в перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, не получающих дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, указаны только земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков. Таким образом, в 2001 году земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков и другие земли несельскохозяйственного назначения перечисляются налогоплательщиками на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, получающих дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации. На территориях субъектов Российской Федерации, не получающих дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, налогоплательщиками на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" перечисляются в 2001 году только земельный налог и арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли городов и поселков, с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации. При этом на территориях указанных субъектов Российской Федерации земельный налог и арендная плата за другие земли (кроме земель сельскохозяйственного назначения и городов и поселков) перечисляются налогоплательщиками в соответствии с порядком, установленным статьями 18 и 19 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Согласно статье 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с этим земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю") целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 7,2 копейки за один квадратный метр в 2001 году. Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 14,4 копейки за один квадратный метр в 2001 году. Что касается земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в границах городской (поселковой) черты, то налог за эти земли взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 7,2 копейки за один квадратный метр в 2001 году. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в размере 7,2 копейки за один квадратный метр в 2001 году. Для использования в практической работе, исходя из того, что средние размеры земельного налога за 1 га пашни и средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах приведены в приложениях N 1 и 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" в условиях 1994 года, а начиная с 1995 года ставки и средние размеры налога индексировались в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 7.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 3.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году", Федеральными законами от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и с учетом деноминации, проведенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", сообщаем ставки и средние размеры земельного налога, применяемые в 2001 году. Средние размеры земельного налога с 1га пашни, указанные в приложении N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", применяются в 2001 году по субъектам Российской Федерации в следующих размерах: |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| | Субъекты | Земельный | Субъекты | Земельный | | Российской Федерации |налог с 1 га | Российской Федерации | налог с 1 га | | |пашни (руб.) | | пашни (руб.) | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Адыгея | 19,93 |Камчатская область | 3,89 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Алтай | 4,00 |Кемеровская область | 8,07 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Башкортостан | 9,32 |Кировская область | 6,99 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Бурятия | 5,70 |Костромская область | 6,08 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Дагестан | 11,02 |Курганская область | 6,83 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Ингушская Республика | 12,72 |Курская область | 12,53 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Кабардино-Балкарская | 20,95 |Ленинградская область | 12,47 | |Республика | | | | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Калмыкия | 6,35 |Липецкая область | 10,45 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Карачаево-Черкесская | 10,75 |Магаданская область | 3,59 | |Республика | | | | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Карелия | 8,64 |Московская область | 13,77 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Коми | 6,56 |Мурманская область | 2,97 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Марий Эл | 9,72 |Нижегородская область | 8,80 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Мордовия | 7,91 |Новгородская область | 5,00 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Саха | 4,19 |Новосибирская область | 6,78 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Северная Осетия | 22,25 |Омская область | 7,02 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Татарстан | 9,67 |Оренбургская область | 5,56 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Тыва | 4,02 |Орловская область | 9,99 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Удмуртская Республика | 6,99 |Пензенская область | 6,89 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Республика Хакасия | 5,08 |Пермская область | 6,32 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Чеченская Республика | 12,72 |Псковская область | 5,16 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Чувашская Республика | 12,10 |Ростовская область | 12,69 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Алтайский край | 6,18 |Рязанская область | 8,24 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Краснодарский край | 26,73 |Самарская область | 7,75 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Красноярский край | 8,53 |Саратовская область | 5,67 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Приморский край | 7,75 |Сахалинская область | 7,34 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Ставропольский край | 15,53 |Свердловская область | 8,42 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Хабаровский край | 6,08 |Смоленская область | 6,78 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Амурская область | 4,81 |Тамбовская область | 9,83 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Архангельская область | 5,89 |Тверская область | 6,99 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Астраханская область | 6,18 |Томская область | 7,70 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Белгородская область | 14,12 |Тульская область | 11,04 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Брянская область | 7,80 |Тюменская область | 8,61 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Владимирская область | 8,61 |Ульяновская область | 9,26 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Волгоградская область | 6,51 |Челябинская область | 6,51 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Вологодская область | 7,29 |Читинская область | 4,91 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Воронежская область | 10,61 |Ярославская область | 6,56 | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Ивановская область | 7,64 |Еврейская автономная | 4,81 | | | |область | | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Иркутская область | 8,18 |Агинский Бурятский | 4,91 | | | |автономный округ | | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Калининградская область | 12,50 |Коми-Пермяцкий | 6,32 | | | |автономный округ | | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| |Калужская область | 7,10 |Усть-Ордынский | 8,18 | | | |Бурятский автономный | | | | |округ | | |------------------------------|-------------|------------------------|--------------| Средние ставки налога в городах и других населенных пунктах исходя из приложения N 2 таблицы 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" на 2001 год составляют: (коп./кв.м) |-----------------------|----------------------------------------------------------------------------------| | Экономические | Численность населения (тыс. человек) | | районы | | | |------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| | |до 20 |20-50 | 50-100 | 100-250 | 250-500 | 500-1000 | 1000-3000 |свыше 3000 | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Северный | 36 |79,2 | 86,4 | 100,8 | 108 | - | - | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Северо-Западный |64,8 |100,8 | 115,2 | 122,4 | 136,8 | - | - | 252 | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Центральный | 72 | 108 | 122,4 | 129,6 | 144 | 165,6 | - | 324 | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Волго-Вятский |57,6 |93,6 | 108 | 115,2 | 129,6 | - | 172,8 | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Центрально-Черноземный |64,8 |100,8 | 115,2 | 122,4 | 136,8 | 158,4 | - | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Поволжский |64,8 |100,8 | 115,2 | 122,4 | 136,8 | 158,4 | 180 | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Северо-Кавказский |57,6 |93,6 | 108 | 115,2 | 129,6 | 151,2 | 172,8 | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Уральский |50,4 |86,4 | 100,8 | 108 | 122,4 | 144 | 165,6 | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Западно-Сибирский |43,2 |86,4 | 93,6 | 108 | 115,2 | 136,8 | 151,2 | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Восточно-Сибирский | 36 |79,2 | 86,4 | 100,8 | 108 | 129,6 | - | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| |Дальневосточный |43,2 |86,4 | 93,6 | 108 | 115,2 | 136,8 | - | - | |-----------------------|------|------|---------|----------|----------|-----------|------------|-----------| Государственный советник налоговой службы I ранга В. ТИХОМИРОВ, |