ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ОТКАЗА В НАЗНАЧЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО СТРАХОВАНИЮ ЛИЦАМ, У КОТОРЫХ ВЫЯВЛЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ИЛИ УСТАНОВЛЕНА СТЕПЕНЬ УТРАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ). Письмо. Фонд социального страхования РФ. 26.07.05 02-18/07-6686


                                ПИСЬМО

                   ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

                           26 июля 2005 г.
                           N 02-18/07-6686

                                 (Д)


     В  связи  с  многочисленными  обращениями  региональных отделений
Фонда  по  вопросу  обоснованности  отказа в назначении обеспечения по
страхованию лицам, у которых выявлено профессиональное заболевание или
установлена  степень  утраты  профессиональной  трудоспособности после
выхода  на  пенсию,  а также с учетом складывающейся судебной практики
Фонд   социального   страхования   Российской   Федерации   разъясняет
следующее.
     Верховным  Судом  Российской  Федерации  за период с октября 2004
года  по  июнь 2005 года был вынесен ряд определений, касающихся права
на  обеспечение  по  страхованию  указанных категорий граждан, которым
региональными  отделениями  Фонда было отказано в назначении страховых
выплат, в связи с тем что они не относятся к застрахованным лицам.
     При этом Верховный Суд Российской Федерации установил, что отказы
исполнительных  органов  Фонда в назначении обеспечения по страхованию
лицам, у которых выявлено профессиональное заболевание или установлена
степень  утраты  профессиональной  трудоспособности  после  выхода  на
пенсию,  являются  необоснованными.  Свою  позицию  суды  обосновывают
следующим.
     Согласно  статье  3  Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об
обязательном   социальном   страховании   от   несчастных  случаев  на
производстве  и  профессиональных  заболеваний"  (далее  - Федеральный
закон  N  125-ФЗ)  к  застрахованным  гражданам помимо физических лиц,
подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев
на  производстве и профессиональных заболеваний (то есть работающих по
трудовым  договорам  и других категорий, указанных в пункте 1 статьи 5
Федерального  закона  N  125-ФЗ),  относятся  также  физические  лица,
получившие  повреждение  здоровья  вследствие  несчастного  случая  на
производстве   и   профессионального   заболевания,  подтвержденное  в
установленном    порядке    и    повлекшее   утрату   профессиональной
трудоспособности.
     В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона
N   125-ФЗ   лицам,   получившим   до  вступления  в  силу  указанного
Федерального  закона  увечье,  профессиональное  заболевание либо иное
повреждение   здоровья,   связанные   с   исполнением   ими   трудовых
обязанностей  и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам,
имеющим  право  на  возмещение  вреда  в  связи  со смертью кормильца,
обеспечение  по страхованию производится страховщиком в соответствии с
указанным  Федеральным  законом независимо от сроков получения увечья,
профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.
     Судами  также  установлено,  что  пункт  5  статьи 7 Федерального
закона  N  125-ФЗ, в котором говорится о том, что право на обеспечение
по  страхованию  приобретают  только  те лица, чье право на возмещение
вреда    ранее    было    установлено   законодательством   СССР   или
законодательством  Российской  Федерации  о  возмещении  вреда, должен
применяться  в  совокупности  с  другими статьями Федерального закона,
поскольку  указанная  норма говорит лишь о том, что для лиц, у которых
право  на  возмещение  вреда  ранее было установлено законодательством
СССР  или  законодательством  Российской Федерации о возмещении вреда,
повторного  установления права на получение обеспечения по страхованию
в соответствии с новым законодательством не требуется.
     В  связи  с  изложенным  считаем, что в настоящее время вопросы о
назначении    обеспечения    по    страхованию    лицам,   у   которых
профессиональное  заболевание было выявлено после выхода на пенсию или
которым  степень утраты профессиональной трудоспособности впервые была
установлена  после  вступления  в  силу  Федерального закона N 125-ФЗ,
следует  решать  с  учетом  складывающейся судебной практики и позиции
Верховного Суда Российской Федерации.
     Вместе  с  тем  полагаем  целесообразным  региональным отделениям
Фонда  в  рамках  действующего  законодательства  Российской Федерации
проводить   соответствующую   работу   с   органами  медико-социальной
экспертизы   и   центрами  профпатологии,  в  том  числе  по  вопросам
обоснованности  установления  впервые профессиональных заболеваний или
степени утраты профессиональной трудоспособности лицам после выхода на
пенсию.

                                                               Л.Н.РАУ
26 июля 2005 г.
N 02-18/07-6686