Страницы: 1 2 О ПРИНЦИПАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЛОГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ В Г. МОСКВЕ (Редакция на 27.04.2004) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 25 апреля 1995 г. N 356 (ЮИАИ) Анализ действующего в странах рыночной экономики института залогового кредитования и применяемых при этом стандартных процедур показывает, что для обеспечения доступа правительства Москвы к кредитам иностранных, а также российских банков и финансово-инвестиционных институтов под залог имущества, в том числе находящегося в государственной собственности Москвы, требуется решить ряд серьезных проблем правового и организационного характера. Практика деятельности отечественных и зарубежных банковских учреждений в России не знает примеров проведения операций по залоговому кредитованию в значительных объемах. Для развития института залога необходимо создание в Москве соответствующей инфраструктуры залогового кредитования. В целях стимулирования притока отечественных и иностранных инвестиций и кредитов в экономику города, создания более благоприятных условий для привлечения кредитных ресурсов для реализации городских проектов, стабильных условий хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности на территории Москвы, а также во исполнение распоряжения премьера правительства Москвы от 19 января 1994 г. N 93-РП "О рабочей группе по созданию залогового фонда правительства Москвы" и распоряжения мэра от 23 марта 1994 г. N 135-РМ "О плане мероприятий по созданию имущественного фонда правительства Москвы" правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить порядок использования залогового кредитования для финансирования проектов в г. Москве, изложенный в приложении N 1. 2. Одобрить принципы формирования залогового фонда правительства Москвы, изложенные в приложении N 4. 3. Образовать Межведомственную комиссию правительства Москвы по залоговому кредитованию (приложение N 5) и утвердить положение о ней (приложение N 6). 4. В целях формирования городской программы залогового кредитования: 4.1. Департаментам и комитетам правительства Москвы, префектурам административных округов г. Москвы направлять в Департамент экономической политики заявки на реализацию инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования в соответствии с порядком, изложенным в приложении N 1. 4.2. Поручить Межведомственной комиссии по залоговому кредитованию формировать перечни проектов, рекомендуемых для включения в программу залогового кредитования, и представлять их на утверждение правительства Москвы. 5. Одобрить примерный текст договора о залоге (приложение N 7), оформляемого при заключении сделок по залоговому кредитованию. 6. В целях решения оперативных вопросов развития залогового кредитования на территории Москвы поручить Департаменту внешних связей: 6.1. Подготовить в месячный срок обращение в Центральный банк России о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты, имея в виду предусмотреть возможность приобретения нерезидентами инвалюты на рублевые средства, полученные от реализации предмета залога (в том числе недвижимости), а также возможность реализации кредитором-нерезидентом своих залоговых прав путем продажи предмета залога другим нерезидентам. 6.2. Разработать в месячный срок и согласовать с Центральным банком России порядок открытия спецсчетов для обслуживания иностранных кредитов, получаемых под залог государственной собственности г. Москвы. 7. Утратил силу. 8. Исключен. 9. Утратил силу. 10. Департаменту финансов внести соответствующие изменения в финансовые показатели Московской лицензионной палаты на 1995 год. 11. Поручить Комиссии при мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управления недвижимостью (Комиссия при мэре) совместно с заинтересованными организациями: 11.1. Разработать в двухмесячный срок проект закона Москвы "Об ипотеке на территории Москвы" для его последующего представления в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы. 11.2. Подготовить во втором квартале 1995 г. Положение о единой системе и порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости на территории Москвы. 12. Поручить Москомимуществу, Москомзему, Департаменту муниципального жилья и Фонду имущества г. Москвы создание и ведение в своей части перечней объектов залогового фонда правительства Москвы. Возложить на Департамент экономической политики функции держателя единого перечня объектов залогового фонда правительства Москвы. 13. Поручить Департаменту экономической политики совместно с Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г. Москвы совместно с Московской регистрационной палатой в месячный срок разработать порядок ведения реестра и его форму для осуществления государственной регистрации залога имущества и имущественных прав. 14. Поручить Фонду имущества г. Москвы и Москомимуществу вносить необходимые изменения в планы приватизации с учетом использования в качестве объектов залога имущественных объектов и предприятий, находящихся в государственной собственности г. Москвы, а также принадлежащих городу акций в акционерных обществах. 15. Обязать Москомимущество, Москомзем, Департамент муниципального жилья и Фонд имущества г. Москвы осуществлять регистрацию залога имущества и имущественных прав в соответствии с разделом 6 приложения N 1 к настоящему постановлению. 16. Поручить Департаменту экономической политики совместно с Департаментом внешних связей, Москомимуществом, Фондом имущества г. Москвы, Москомземом, Департаментом муниципального жилья подготовить в 3-месячный срок предложения о развитии на территории Москвы титульного страхования (страхования прав на объекты собственности) с внедрением передового зарубежного опыта. 17. Принять предложение Департамента внешних связей и Комиссии при мэре о развитии в Москве института оценки как комплексной системы, подготовке необходимой нормативной базы и организационных структур для регламентации на территории Москвы деятельности оценщиков. 18. Утратил силу. 19. Одобрить Общие подходы к развитию института оценки на территории Москвы (приложение N 15). Поручить Комиссии при мэре совместно с Департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики, Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества г. Москвы разработать в месячный срок в соответствии с Общими подходами документы, регламентирующие работу ОСОМ, определяющие его права и обязанности. 20. Комиссии при мэре Москвы во втором квартале 1995 г. совместно с Департаментом внешних связей, Фондом имущества Москвы, Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья при участии Московского фонда подготовки кадров подготовить проект распоряжения мэра о программе обучения, переподготовки, аттестации и лицензирования оценщиков, а также изучить опыт зарубежных стран в области оценки и подготовки профессиональных оценщиков с целью его использования для разработки нормативных актов. Просить Московский фонд подготовки кадров совместно с Департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики, Комиссией при мэре, другими заинтересованными организациями разработать и реализовать учебные программы по подготовке специалистов в области ипотеки и оценки недвижимости. 21. Поручить Управлению юстиции г. Москвы довести до сведения судов г. Москвы порядок регистрации залога и реализации заложенного имущества, установленный в приложении N 1 к настоящему постановлению. 22. Департаменту по делам печати и информации в двухнедельный срок обеспечить публикацию текста настоящего постановления в печати. 23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей премьера правительства Москвы по принадлежности. Премьер правительства Москвы Ю.М. Лужков 25 апреля 1995 г. N 356 Приложение N 1 к постановлению правительства Москвы от 25 апреля 1995 года N 356 ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАЛОГОВОГО КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ В Г. МОСКВЕ Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящий порядок разработан на основе Закона РФ "О залоге", Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжения мэра Москвы от 16.06.94 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г. Москве", постановления правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности" и постановления правительства Москвы от 20.09.94 N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога" и других нормативных актов. Он определяет процедуры залогового кредитования, которые могут быть использованы при реализации городских инвестиционных, а также коммерческих (закупка продовольствия, медикаментов и др.) проектов (далее - Городские проекты), с использованием в качестве залога имущественных объектов, в том числе находящихся в государственной собственности г. Москвы. Указанный порядок по ряду процедур может быть также рекомендован и для самостоятельных субъектов хозяйственной деятельности, действующих на территории Москвы, при осуществлении ими операций, связанных с залоговым кредитованием. 1.2. Настоящий порядок касается процедур получения кредитных ресурсов как на зарубежном, так и на отечественном финансовых рынках и может применяться к залогу различных видов имущества и имущественных прав, включая предприятия, здания и сооружения, жилые дома, другие строения потребительского назначения, ценные бумаги (акции предприятий) и иные активы, а также залог предусмотренных законодательством прав по аренде земельных участков. 1.3. Кредитование под залог имущества (в дальнейшем - Залоговое кредитование) в зависимости от характеристик объекта залога и условий кредитования подразделяется на два принципиальных вида: залоговое финансирование и залоговое/ипотечное кредитование. Залоговое финансирование - это проектное финансирование с дополнительными гарантиями в виде залога имущества. Главным его принципом является предоставление кредитных ресурсов на условиях контроля кредитора за их использованием через ссудный счет, открываемый заемщику кредитором, и передачи возводимого объекта в залог. Залоговое финансирование применяется, главным образом, когда заемщик не располагает объектами залога, чья ликвидная стоимость позволяла бы обеспечить покрытие суммы кредита. Основным критерием для отбора инвестиционных проектов для реализации на условиях залогового финансирования является уровень их рентабельности и срок окупаемости. Залоговое/ипотечное кредитование - это кредитование под залог ликвидных активов заемщика. Ипотечное кредитование является разновидностью залогового кредитования, когда объектом залога выступает недвижимое имущество (предприятия, строения, здания, сооружения или иные объекты вместе с соответствующим земельным участком) или право пользования им. Главным принципом залогового/ипотечного кредитования является предоставление кредитных ресурсов на условиях залога постоянно приносящего доход имущества и контроля кредитора за доходами, получаемыми от этого имущества, через специальный ссудный счет (далее - Спецсчет). Залоговое/ипотечное кредитование позволяет заемщику получать несвязанный кредит, который он может использовать по своему усмотрению, то есть, в отличие от залогового финансирования, здесь не обязательно согласование с кредитором проекта, отобранного для кредитования правительством Москвы. 1.4. Развитие системы залогового кредитования в Москве предполагает также введение практики предоставления гарантий правительства Москвы в форме поручительства, выдаваемого при заключении хозяйствующими субъектами Москвы кредитных сделок под залог своего имущества для финансирования важных и необходимых для экономики города проектов. Поручитель обязуется перед кредитором отвечать за полное или частичное исполнение заемщиком своих обязательств в пределах, предусмотренных поручительством. Это позволяет создать дополнительные гарантии кредитору по выполнению заемщиком своих кредитных обязательств без использования залогового фонда правительства Москвы. 1.5. Применение излагаемых ниже процедур должно способствовать, в случае формирования инфраструктуры залога на территории Москвы, получению доступа правительства Москвы, а также самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на территории Москвы, к финансовым ресурсам, в том числе на зарубежных финансовых рынках. Внедрение предлагаемого механизма залогового кредитования должно обеспечить развитие системы залога и ипотеки на территории Москвы, в том числе создать предпосылки для возникновения вторичного рынка ипотеки (продажа инвесторам уже существующих ипотечных долговых обязательств), что позволит расширить систему гарантий при кредитовании за счет эмиссии ипотечными организациями собственных долговых обязательств. 1.6. Работу по применению механизма залогового кредитования для финансирования городских проектов в соответствии с настоящим порядком организует и координирует Межведомственная комиссия правительства Москвы по залоговому кредитованию (далее - Межведомственная комиссия; состав и положение о Комиссии приведены, соответственно, в приложениях N 5 и N 6 к настоящему постановлению). Раздел 2. Порядок отбора городских проектов для реализации на условиях залогового кредитования 2.1. В целях реализации инвестиционных и иных проектов в г. Москве, финансирование которых предполагается осуществить за счет кредитов под залог активов, находящихся в государственной собственности Москвы, или с использованием поручительства правительства Москвы, проводится работа по их отбору, анализу и экспертизе. 2.2. Территориальные и отраслевые органы управления г. Москвы - департаменты и комитеты правительства Москвы, префектуры административных округов города (далее - заявитель) с учетом инвестиционных и иных программ, намечаемых к осуществлению по городскому, территориальному и отраслевому заказу, поручений и распоряжений мэра, постановлений и решений правительства Москвы, а также обращений хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) готовят и представляют в Департамент экономической политики заявки на реализацию городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда или поручительства правительства Москвы. 2.3. Заявка на залоговое кредитование включает в себя следующие документы: 1) письмо-ходатайство в Межведомственную комиссию правительства Москвы по залоговому кредитованию с кратким обоснованием заявки; 2) бизнес-план и ТЭО проекта; 3) копии учредительных документов (для предприятия-заемщика); 4) инвестиционный паспорт предприятия (для инвестиционных проектов, реализуемых на условиях залогового финансирования); 5) копии балансов заемщика; 6) заключение аудиторской проверки (для действующих предприятий); 7) юридическая справка об имуществе и имущественных правах заемщика. 2.4. Указанные документы готовятся заказчиком проекта (получателем кредита) с участием заявителя, который осуществляет первичную проверку документов на их соответствие требованиям, изложенным в приложениях N 2 и N 3 к настоящему постановлению. 2.5. Приоритетными отраслями для реализации городских проектов на условиях залогового кредитования с использованием залогового фонда правительства Москвы являются: - строительство и реконструкция зданий и сооружений; - производство строительных и отделочных материалов; - производство продовольственных товаров, товаров народного потребления; - производство лекарственных и других медицинских препаратов, медицинских изделий и техники; - общественное питание; - гостиничное хозяйство; - закупка товаров по критическому импорту (медикаментов, продовольственных и других крайне необходимых и дефицитных товаров). При этом заявки на финансирование инвестиционных и иных проектов на условиях залогового кредитования должны включать, прежде всего, те проекты, финансирование которых невозможно или нецелесообразно за счет средств городского бюджета, субвенций из федерального бюджета, городских внебюджетных средств или на долевых началах с негосударственными предприятиями. 2.6. Департамент экономической политики проводит первичный анализ поступивших заявок и при соответствии их требованиям, изложенным в настоящем приложении, регистрирует их для дальнейшего рассмотрения и проработки. Заявки, не оформленные должным образом, возвращаются заявителю. 2.7. Зарегистрированные заявки представляются на рассмотрение Межведомственной комиссии, которая дает поручения Департаменту внешних связей (для проектов, предусматривающих получение средств в СКВ) или Департаменту перспективного развития Москвы (для проектов, предусматривающих получение средств в рублях) по подготовке заключения о целесообразности реализации представленного в заявке проекта и возможности залогового обеспечения его кредитования. С этой целью указанные департаменты организуют экспертизу бизнес-плана и ТЭО проекта с привлечением экспертов. Одновременно Москомимущество, Москомзем, Департамент муниципального жилья и Фонд имущества г. Москвы (в зависимости от вида имущества и имущественных прав, предлагаемых к залогу) с участием, при необходимости, Государственно-правового управления мэрии Москвы проводят по поручению Межведомственной комиссии проверку материалов заявки, касающихся залогового обеспечения кредитования проекта (проверка документов, подтверждающих права заемщика на имущество, и данных по оценке стоимости объектов залога). Результаты проверки передаются, соответственно, в Департамент внешних связей или Департамент перспективного развития Москвы, которые с учетом результатов экспертизы проекта и проверки материалов по залоговому обеспечению готовят заключение и направляют его в Департамент экономической политики. Срок подготовки заключения - один месяц. 2.8. По заявкам, предусматривающим выдачу поручительства правительства Москвы при заключении заемщиком кредитных договоров, Межведомственная комиссия может затребовать для проверки и экспертизы любую дополнительную информацию, связанную с кредитной сделкой, включая документы по предмету залога. 2.9. Департамент экономической политики на основе поступивших от Департамента внешних связей и Департамента перспективного развития Москвы заключений готовит предложения по представленным заявкам и выносит их для рассмотрения на ближайшем заседании Межведомственной комиссии. 2.10. Межведомственная комиссия рассматривает представленные материалы по заявкам и принимает решение о возможности реализации проектов на условиях залогового кредитования, определяя при этом вид залогового кредитования (залоговое финансирование или залоговое/ипотечное кредитование) и схему финансирования (прямое кредитное соглашение с банком, кредитное соглашение с ипотечной организацией или выпуск муниципальных залоговых облигаций), конкретный объект (объекты) залога для каждого отобранного проекта. Кроме того, Межведомственная комиссия рассматривает в качестве возможного обеспечения финансирования городского проекта выдачу соответствующего поручительства правительства Москвы. При отборе проектов для включения их в программу залогового кредитования Межведомственная комиссия исходит из принципа надежности гарантий возврата кредита и получения экономической отдачи от реализации проекта и руководствуется следующими критериями: - социальная и экономическая значимость проекта для города; - экономическая эффективность и рентабельность проекта (сроки реализации и окупаемости, размер ожидаемой прибыли и др.); - наличие у предприятия-получателя кредита имущества и имущественных прав, а также права долгосрочной аренды земельного участка, которые по своей стоимости были бы достаточными для залогового обеспечения суммы кредита и отвечали бы требованиям, предъявляемым кредиторами к предмету залога, а при залоговом кредитовании приносили бы также прибыль, достаточную для погашения кредита (выплат основного долга и процентов по кредиту). В случае принятия отрицательного решения рассмотренные документы возвращаются в Департамент экономической политики для подготовки ответа заявителю. 2.11. При положительном решении Межведомственная комиссия дает поручения на проведение предварительной работы по поиску потенциальных кредиторов (если таковые не имеются на момент рассмотрения заявки) для финансирования отобранных городских проектов на условиях залогового кредитования, которая проводится: - при проработке возможности финансирования проекта в СКВ - Департаментом внешних связей совместно с заявителем; - при проработке возможности рублевого финансирования - Департаментом экономической политики совместно с заявителем. В обоих случаях предполагается участие в данной работе кредитополучателя - организации (предприятия), которая будет осуществлять кредитуемый проект. Указанная работа предусматривает проведение предварительных переговоров с финансовыми институтами, которые могут предоставить необходимые для реализации проектов финансовые средства. В ходе переговоров уточняются вид залогового кредитования и схема финансирования для каждого отобранного проекта. Желательно, чтобы по итогам переговоров потенциальные кредиторы предоставляли определенные гарантии кредитования проектов в случае их включения в программу залогового кредитования правительства Москвы и при выполнении заемщиком договоренностей, достигнутых в ходе предварительных переговоров. 2.12. По итогам проведенной работы Межведомственная комиссия формирует перечни отобранных для включения в городскую программу залогового кредитования проектов и представляет их на рассмотрение и утверждение правительства Москвы с предложениями по виду залогового кредитования, схеме финансирования и залоговому обеспечению кредитования по каждому проекту, с рекомендациями по определению непосредственного получателя кредита по заявленному проекту. Под городской программой залогового кредитования подразумеваются перечни отобранных правительством Москвы проектов, реализация которых предусматривается на условиях залогового кредитования. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 3 месяцев. Раздел 3. Подготовка документов для кредитора 3.1. После принятия правительством Москвы решения о включении отобранных проектов в городскую программу залогового кредитования Межведомственная комиссия организует работу: а) по обеспечению кредитных сделок для финансирования включенных в программу проектов (подбор, формирование и подготовка предмета залога или оформление поручительства); б) по практической реализации заявки на финансирование городских проектов на условиях залогового кредитования, включая дополнительную проверку информации заемщика, подготовку необходимых для представления потенциальному кредитору документов по проекту и объекту залога, проведение по каждому отдельному проекту переговоров с финансовыми институтами по условиям кредитования, заключение договоров, организацию обслуживания долга. Департамент внешних связей (здесь и далее - для проектов, предусматривающих получение средств в СКВ) и Департамент экономической политики (здесь и далее - для проектов, предусматривающих получение средств в рублях ) являются кураторами сделок по залоговому кредитованию (далее - Курирующий орган) по отобранным проектам. Они организуют и участвуют в работе по подготовке и заключению кредитного договора и договора о залоге, осуществляют контроль за выполнением заемщиком процедур, предусмотренных залоговым кредитованием (обслуживание долга, реализация заложенного имущества и др.). 3.2. Для представления потенциальному кредитору необходимых материалов Департаментом внешних связей или Департаментом экономической политики совместно с получателем кредита и заявителем организуются сбор и подготовка следующих основных документов, с учетом международных требований, где это необходимо: а) при залоговом финансировании: - бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта, включая порядок финансирования, доходность и сроки окупаемости вложений; - проект договора о залоге; - оценка стоимости объекта залога; - уставные документы заемщика и документы, удостоверяющие права на объект залога; б) при залоговом/ипотечном кредитовании: - проект договора о залоге имущества или имущественных прав, права долгосрочной аренды земельного участка; - оценка стоимости передаваемого в залог имущества (или имущественных прав, права долгосрочной аренды земельного участка); - предложения о распределении доходов, получаемых от коммерческой эксплуатации передаваемых в залог объектов недвижимости или иных активов; - информация о доходах заемщика от использования объекта залога. - уставные документы заемщика и документы, удостоверяющие права на объект залога. 3.4. При подготовке документов для кредитора по проектам, предусматривающим их реализацию на условиях залогового финансирования с привлечением валютных средств, Департамент внешних связей, при необходимости, организует разработку с учетом международных стандартов бизнес-плана, включающего технико-экономическое обоснование, а также проведение оценки стоимости объектов залога, привлекая для этого консультационные фирмы, в том числе иностранные. Затраты на указанные выше работы закладываются в подготовленный бизнес-план городского проекта. 3.5. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 2 месяцев. Раздел 4. Выбор и подготовка объектов залога 4.1. Работа по обеспечению сделок по залоговому кредитованию предметами залога включает в себя: - отбор имущественных объектов и прав для формирования предмета залога по каждому отобранному для кредитования проекту; - сбор, проверку и оформление необходимой документации по объектам залога; - проведение оценки объекта залога; - подготовку предложений по вопросам страхования объекта залога, управления заложенным имуществом и его реализации в случае невозврата кредита. Данная работа по поручению Межведомственной комиссии осуществляется соответствующими органами управления имуществом - Москомимуществом, Москомземом, Фондом имущества г. Москвы и Департаментом муниципального жилья с участием получателя кредита и заявителя и, соответственно, Департамента внешних связей или Департамента экономической политики. 4.2. В качестве предмета залога используются объекты недвижимого и движимого имущества, являющиеся государственной собственностью Москвы, в том числе имущество, принадлежащее организациям (предприятиям) на праве хозяйственного ведения, а также предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков. Размер и характер имущества, имущественных прав и прав аренды земельных участков, из которых формируется предмет залога, зависят от требований и условий, выдвигаемых кредитором, и согласовываются в ходе переговоров с ним. Залог должен обеспечивать удовлетворение требования залогодержателя в объеме, достаточном для погашения основного долга, выплаты процентов по кредиту, а также иметь ресурс для уплаты неустойки, возмещения убытков, причиненных просрочкой исполнения, расходов залогодержателя на содержание заложенного имущества (при передаче объекта залога залогодержателю) и расходов по взысканию. Доходы, получаемые заемщиком (кредитополучателем) от эксплуатации объекта залога и реализуемого проекта, должны обеспечить осуществление платежей по обслуживанию кредита (выплату основного долга и процентов по кредиту), если кредитным договором в отдельных случаях не будет предусмотрен иной порядок выплаты кредитополучателем процентов по кредиту. 4.3. Решением Межведомственной комиссии на период подготовки залоговой документации и заключения кредитного соглашения объекты залога вносятся в перечень объектов залогового фонда правительства Москвы (далее - Перечень объектов залогового фонда). Внесение объектов залога в указанный Перечень обеспечивает их бронирование для залога и влечет безусловный запрет операций с правами на них, в том числе продажу или передачу в хозяйственное ведение другим организациям или предприятиям. 4.4. Перечни объектов залогового фонда ведутся Москомземом, Москомимуществом, Департаментом муниципального жилья и Фондом имущества г. Москвы соответственно виду имущества. Данные из указанных перечней оперативно вносятся в единый городской Перечень объектов залогового фонда, который ведет Департамент экономической политики. 4.5. В Перечень объектов залогового фонда вносятся следующие обязательные данные (реквизиты) по объекту залога: адрес, административный округ, название организации, площадь земельного участка или здания и сооружения и неразрывно связанного с ними земельного участка или количество и виды ценных бумаг, номер и дата соответствующего решения Межведомственной комиссии, правительства или распоряжения мэра Москвы о залоговом обеспечении кредитования проекта, включенного в программу залогового кредитования. 4.6. По отобранным для залога имущественным объектам проводится юридическая и технико-экономическая экспертиза, готовятся для представления кредитору следующие документы по объекту недвижимости: 1) выписка из Московского городского бюро технической инвентаризации по объектам недвижимости, где это требуется; 2) нотариально заверенная копия Свидетельства на право собственности или аренды, выданного Москомимуществом (для нежилых зданий, строений и сооружений) или Департаментом муниципального жилья (для жилых зданий и сооружений). 3) выписка из Книги записей государственных актов на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей и договоров аренды земли г. Москвы, выданная Москомземом (для земельных участков). 4) ситуационный план, выполненный Москомархитектурой. При необходимости Департамент внешних связей или Департамент экономической политики могут запрашивать у соответствующих подразделений правительства Москвы и городских служб другие необходимые документы. 4.7. Оценка объектов залога для определения их рыночной стоимости и представления кредитору организуется Москомимуществом, Москомземом, Департаментом муниципального жилья или Фондом имущества г. Москвы соответственно виду имущества. Для проведения оценки привлекаются профессиональные оценщики. Если оценка объекта залога осуществляется для получения кредита в СКВ, то ее организует Департамент внешних связей с участием соответствующих органов управления имуществом. 4.8. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 2 месяцев. Раздел 5. Ведение переговоров с финансовыми институтами и заключение договоров по залоговому кредитованию 5.1. После выполнения указанных выше подготовительных работ Департамент внешних связей или Департамент экономической политики совместно с получателем кредита проводят переговоры об открытии кредитной линии, включая определение процентных ставок и комиссионных по банковскому кредиту, согласование вопросов, связанных с открытием спецсчета. 5.2. В случае привлечения кредитных средств из-за рубежа на срок более 180 дней заемщик обращается в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ для получения лицензии на проведение операции, связанной с движением капитала. 5.3. Открытие ссудного счета в случае привлечения кредитных средств на срок более 180 дней осуществляется заемщиком после получения лицензии Банка России, указанной в п. 5.2. В случае привлечения кредитных ресурсов на срок менее 180 дней ссудный счет открывается без ограничений. Спецсчет, через который производится погашение кредита, открывается по согласованию с кредитором в одном из банков на территории России. 5.4. Заключение договоров по залоговому кредитованию производится на основании соответствующего распоряжения мэра или постановления правительства Москвы, принимаемого по представлению Межведомственной комиссии. 5.5. Процедура заключения сделок по залоговому кредитованию предусматривает оформление, подписание и регистрацию получателем кредита и залогодателем следующих основных документов: - кредитного договора; - договора о залоге (примерный текст договора приводится в приложении N 7 к настоящему постановлению). Кредитору могут быть также представлены полисы титульного (в случае развития в Москве практики титульного страхования) и рискового страхования на объекты залога, если договор о залоге предусматривает страхование предмета залога залогодателем. Полис титульного страхования - документ, гарантирующий кредитору, что никакие другие обязательства, кроме упомянутых в титуле, не будут препятствовать реализации права залога. Обычно полис содержит данные о праве собственности на имущество, о наличии закладной на имущество, задолженности бюджету по налоговым платежам, о других обязательствах, а также о том, кто и как будет реализовывать право залога в случае неплатежей. Полис рискового страхования - документ, подтверждающий страхование объекта залога от убытков, которые могут наступить в результате стихийных бедствий. Сумма страхового покрытия должна быть не ниже обеспеченного договором залога денежного обязательства. 5.6. Правительство Москвы как залогодатель может само выступать в роли заемщика, назначая, в том числе по рекомендации Межведомственной комиссии, кредитополучателем организацию (предприятие), осуществляющую кредитуемый проект. В этом случае правительство Москвы выступает гарантом выполнения договора во всей полноте и в срок. В случае, если заемщиком является правительство Москвы, кредитные договоры готовятся и подписываются соответствующей организацией - заказчиком проекта по согласованию с Департаментом внешних связей и Департаментом экономической политики. Если заемщиком является организация (предприятие), осуществляющая кредитуемый проект, то процедура заключения кредитного договора выполняется данной организацией по согласованию с курирующим кредитную сделку органом (Департаментом внешних связей или Департаментом экономической политики). В случаях, когда при залоговом кредитовании предполагается выдача поручительства правительства Москвы, переговоры с кредитором ведет непосредственно заемщик с участием Департамента внешних связей (при валютных кредитах) и Департамента экономической политики совместно с Департаментом финансов (при рублевых кредитах), с которыми согласовывается кредитный договор. Во всех указанных выше случаях нотариально заверенная копия кредитного договора после его подписания находится на хранении в курирующем сделку органе. 5.7. Оформление и подписание Договора о залоге осуществляется залогодателем и кредитором. Залогодателем от имени правительства Москвы при использовании в качестве предмета залога имущества, находящегося в государственной собственности Москвы, выступает соответствующий орган управления данным имуществом - Москомимущество, Фонд имущества г. Москвы, Департамент муниципального жилья или Москомзем. В случаях, когда залогодателем (залог имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения) является предприятие либо специализированная муниципальная компания, оформление и заключение договора о залоге согласовывается с курирующим кредитную сделку органом и соответствующим органом управления имуществом. 5.8. После подписания договора о залоге его нотариально заверенные копии хранятся в курирующем сделку органе и в соответствующем органе государственной регистрации договоров о залоге. 5.9. Подписанный договор о залоге с прилагаемым к нему кредитным договором подлежит заверению у нотариуса для государственной регистрации за счет кредитополучателя. 5.10. Нормативные сроки осуществления вышеуказанной работы составляют до 1 месяца. Раздел 6. Регистрация сделок залога прав на объекты недвижимости 6.1. Порядок регистрации сделок по залогу имущества и имущественных прав совершается в соответствии с постановлением правительства Москвы от 20.09.94 N 788 "О введении на территории Москвы единой системы государственной регистрации залога и единого реестра договоров залога", постановлением правительства Москвы от 27.04.93 N 415 "О государственной регистрации залога жилых помещений, принадлежащих гражданам или юридическим лицам на праве собственности", а также распоряжения мэра от 16.06.94 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г. Москве". Настоящий порядок в части, касающейся объектов недвижимости, действует на территории Москвы до введения в действие соответствующего закона о регистрации прав на недвижимость и имущество и сделок с ними. 6.2. Договоры о залоге регистрируются в обязательном порядке в следующих органах, которые осуществляют в соответствии с их компетенцией государственную регистрацию соответствующих объектов (далее - Регистрирующий орган): - Комитет по управлению имуществом г. Москвы; - Московский земельный комитет; - Департамент муниципального жилья; - Фонд имущества г. Москвы; - Московское городское бюро технической инвентаризации; - Управление государственной автомобильной инспекции по г. Москве; - Московская регистрационная палата; - Комитет по культуре; - Московское лесопарковое территориальное производственное объединение "Мослесопарк"; - Государственная инспекция по маломерным судам при Москомприроде; - Московская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации; - Государственная речная судоходная инспекция Московского бассейна Минтранса Российской Федерации; - Центральный региональный геологической центр Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр. 6.3. Основанием для регистрации сделок залога являются документально подтвержденные права заявителя на предмет залога, в том числе свидетельства о праве собственности на жилые и нежилые здания, сооружения и другое имущество; а также договоры аренды на жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки. При этом включения в указанные документы записи возможности залога не требуется. 6.4. Для регистрации договоров залога представляются в соответствующий вышеуказанный Регистрирующий орган следующие документы: - заявление о регистрации залога в двух экземплярах; - договор о залоге и две нотариально заверенные его копии; - все документы, упомянутые в договоре залога, и две нотариально заверенные копии с них; - квитанции об уплате государственной пошлины; - справка о геокодах (координатах характерных точек объектов); - письменное согласие соответствующего органа управления имуществом г. Москвы при залоге имущества, находящегося в государственной собственности Москвы, или имущественных прав на него; - письменное решение о залоге (согласие на залог) собственника имущества предприятия или уполномоченного учредительными документами соответствующего органа в том случае, если регистрируется залог предприятия; - оценка стоимости предмета залога; - опись представляемых документов в трех экземплярах. Представленный на регистрацию договор о залоге должен быть предварительно, в установленных законом случаях, нотариально удостоверен и содержать сведения, необходимые для оформления Свидетельства о регистрации залога. Договор о залоге может быть удостоверен у любого нотариуса. 6.5. Регистрация залога предусматривает включение в Единый залоговый реестр сведений о документах, удостоверяющих договор о залоге объекта, и присвоение Московской регистрационной палатой Свидетельству о регистрации залога и договору о залоге номера (кода) Единого залогового реестра. Свидетельство о регистрации залога выдается Регистрирующим органом. 6.6. В регистрации залога может быть отказано в следующих случаях: - когда соответствующими законодательными или нормативными актами залог прямо запрещен или объект (вещь, имущественные права и прочее) не может выступать в качестве предмета залога; - если любые существенные сведения, содержащиеся в договоре либо в заявлении, не соответствуют представленным на регистрацию документам; - при невозможности оформления Свидетельства о регистрации залога из-за отсутствия в договоре о залоге сведений, необходимых для включения в Свидетельство о регистрации залога; - при несоответствии представленных документов требованиям законодательства либо требованиям, установленным законом для регистрации залога в Москве; - при отсутствии хотя бы одного из документов, представление которых обязательно для регистрации залога. В последнем случае рассмотрение документов приостанавливается на срок не более 15 дней, о чем делается соответствующая запись. Если в течение указанного срока недостатки не будут устранены, Регистрирующий орган обязан выдать официальный отказ в регистрации. В вышеперечисленных случаях Регистрирующий орган обязан дать письменный мотивированный отказ в течение 2-х дней со дня истечения срока, установленного для регистрации залога. В иных случаях, не предусмотренных в настоящем пункте, отказ в регистрации договора залога не допускается. 6.7. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ в регистрации залога, незаконное совершение регистрации, отказ в выдаче Свидетельства о регистрации залога или предоставлении выписки из реестра и другие действия (бездействие) в суде, в порядке, установленном законодательством. 6.8. После получения Свидетельства о регистрации залога Залогодатель ведет Книгу записи залогов, несет ответственность за своевременность и правильность внесения сведений в нее, а также возмещает потерпевшим убытки, причиненные несвоевременностью внесения записей в Книгу записи залогов, их неполнотой или неточностью, уклонением от обязанности своевременно предоставить Книгу записи залогов для ознакомления в соответствии с законодательством. Сведения о залоге самостоятельно заносятся Залогодателем в Книгу записи залогов. Книга записи залогов должна быть прошита, пронумерована постранично и храниться в бухгалтерии предприятия, организации. 6.9. При прекращении права залога по основаниям, предусмотренным законодательством, или признании договора залога недействительным по решению суда Свидетельство о регистрации залога погашается держателем Единого залогового реестра, о чем делается соответствующая запись в Едином залоговом реестре. Раздел 7. Порядок оформления, учета и реализации договоров поручительства правительства Москвы 7.1. Решение о выдаче поручительства правительства Москвы, оформляемое постановлением правительства Москвы или распоряжением мэра, принимается, как правило, на основании предложения Межведомственной комиссии с учетом итогов проведенной работы, которая включает экспертизу ТЭО кредитуемого проекта, оценку соответствующего объекта залога и согласование условий кредитного соглашения и договора о залоге. 7.2. Договор поручительства составляется в форме, соответствующей требованиям кредитора и российского законодательства. Он готовится с участием Департамента внешних связей или Департамента экономической политики и подписывается поручителем и кредитором. Под договором подписывается также заемщик, подтверждающий своей подписью, что он ознакомлен с содержанием договора. В договоре поручительства должны быть указаны сумма обеспеченного поручительством обязательства, кредитный договор, обязательства по которому обеспечиваются поручительством, договор о залоге, обеспечивающий обязательства заемщика по кредитному договору, условия реализации обязательств поручителя и прекращения поручительства, срок действия поручительства. Договор поручительства должен включать положение, предусматривающее переход прав кредитора и залогодержателя к правительству Москвы - поручителю в случае исполнения последним обязательства, обеспеченного поручительством. К договору прилагаются кредитный договор и договор о залоге. Поручительство предусматривает ответственность перед кредитором в объеме обязательств заемщика по кредитному договору (основной долг, проценты по кредиту, а также возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником), если иное не предусмотрено договором поручительства. Принадлежащее кредитору по договору поручительства право требования к правительству Москвы как поручителю не может быть передано другому лицу, если в договоре не предусмотрено иное. Договор поручительства вступает в силу со дня его подписания, если в договоре не предусмотрено иное. 7.4. Департамент внешних связей или Департамент экономической политики производят оформление и ведут учет договоров поручительства правительства Москвы, осуществляют контроль за погашением кредита и выполнением заемщиком других обязательств по кредитному соглашению, готовят в случае невыполнения заемщиком обязательств по кредиту предложения по удовлетворению требований кредитора по обеспеченным поручительством обязательствам, участвуют в процедуре реализации предмета залога при переходе к правительству Москвы прав залогодержателя, если кредитор по не зависящим от него причинам не смог реализовать свое право залогодержателя. 7.5. Получатель кредита информирует на регулярной основе, соответственно, Департамент внешних связей или Департамент экономической политики о каждом платеже в погашение кредита и процентов по нему и направляет соответствующую банковскую выписку. Заемщик, исполнивший свои обязательства по кредитному договору, обеспеченные поручительством, обязан немедленно известить об этом правительство Москвы. Департамент внешних связей или Департамент экономической политики, соответственно, ведут учет выполнения заемщиком обязательств по погашению кредита и выплате процентов по нему. 7.6. Обязательство, обеспеченное поручительством правительства Москвы, ограничивается уплатой суммы, на которую выдано поручительство. Требование кредитора об уплате денежной суммы по обеспеченному поручительством обязательству должно быть представлено правительству Москвы в письменной форме с приложением указанных в договоре поручительства документов. В требовании должно быть указано, в чем состоит невыполнение или неполное выполнение заемщиком своего обязательства по кредитному договору, в обеспечение которого выдано поручительство, объем невыполненного обязательства. По получении требования кредитора Департамент внешних связей или Департамент экономической политики, соответственно, немедленно уведомляет об этом заемщика с передачей ему копий документов, относящихся к требованию, и совместно с ним устанавливает соответствие этого требования условиям кредитного договора и договора о залоге. Правительство Москвы вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства. Кредитору может быть отказано в удовлетворении его требования, если оно не соответствует условиям договора поручительства либо представлено по окончании определенного в договоре срока. Удовлетворение требований кредитора правительством Москвы - поручителем наступает в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и договору о залоге и практически осуществляется при условии выполнения кредитором обязательств по кредитному договору и реализации им своих прав как залогодержателя в следующих случаях: - когда полученная при реализации предмета залога сумма оказалась недостаточной для удовлетворения требований кредитора по кредитному договору; - когда кредитор-залогодержатель для удовлетворения своих требований не смог по не зависящим от него причинам реализовать свое право обратить взыскание на заложенное имущество. 7.7. При удовлетворении требования кредитора по поручительству Департамент внешних связей или Департамент экономической политики совместно с Москомимуществом, Москомземом или Фондом имущества Москвы по принадлежности готовят предложения по выплате кредитору денежной суммы в соответствии с обеспеченным поручительством обязательством. По исполнении правительством Москвы обязательства кредитор обязан вручить ему документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование. При этом к правительству Москвы - поручителю вместе с правами кредитора переходят и права, принадлежащие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором правительство Москвы удовлетворило требование кредитора. 7.8. Для возмещения расходов, понесенных при удовлетворении требований кредитора, правительство Москвы взыскивает с должника требуемые средства в соответствии с правами, перешедшими к нему от кредитора, в том числе правами, вытекающими из договора о залоге. Кроме того, правительство Москвы как поручитель вправе требовать от должника уплату процентов по сумме, выплаченной кредитору, и возмещения иных убытков, понесенных в связи с ответственностью за должника. При использовании правительством Москвы перешедших к нему прав залогодателя для возмещения выплаченных кредитору сумм правительство Москвы в зависимости от решения Межведомственной комиссии обращает взыскание на заложенное имущество либо разрабатывает с должником план погашения долга правительству Москвы, если это не повлечет утрату правительством Москвы - залогодержателем права обращения взыскания на заложенное имущество. 7.9. Поручительство правительства Москвы прекращается: - с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для правительства Москвы, без согласия последнего; - с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если правительство Москвы не дало кредитору согласия отвечать за нового должника; - если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или правительством Москвы - поручителем; - по истечении указанного в договоре поручительства срока, на которое оно дано. Департамент внешних связей или Департамент экономической политики, соответственно, без промедления уведомляет заемщика о прекращении поручительства. Раздел 8. Порядок финансирования при осуществлении процедур залогового кредитования и распределения средств 8.1. Подготовка документов заявки на залоговое кредитование городских проектов осуществляется за счет организаций (предприятий) - получателей кредита или иных источников, изыскиваемых территориально-отраслевыми органами управления г. Москвы. Финансирование проведения экспертизы проектов осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджете г. Москвы на содержание органов управления г. Москвы, а также привлекаемых из внебюджетных источников. Департамент экономической политики подготавливает с участием Департамента перспективного развития, Департамента финансов и Департамента внешних связей обоснованные расчеты затрат на проведение экспертизы и включает их в проект бюджета на предстоящий год. Хозяйствующие субъекты (предприятия и организации), выступившие с предложениями о реализации проекта на условиях залогового кредитования, перечисляют (в случае принятия заявки с их проектом к исполнению Межведомственной комиссией) сумму в рублях, равную 0,05 процента от стоимости проекта, для оплаты услуг экспертов: - при реализации проекта за счет привлечения СКВ - на рублевый счет Финансово-хозяйственного управления мэрии N 609042 в Коммерческом народном банке МФО 191016 (для Департамента внешних связей); - при реализации проекта за счет привлечения средств в рублях - на рублевый счет (будет уточнен дополнительно). Разработка бизнес-планов и проведение оценки объектов залога при реализации проекта за счет привлечения СКВ может финансироваться за счет соответствующей статьи валютного фонда правительства Москвы либо средств кредитополучателя. Оплата оценки объектов залога, рискового и титульного страхования может производиться как за счет средств, изыскиваемых территориально-отраслевыми органами управления - заявителями или заказчиками проектов, так и за счет организаций (предприятий) - получателей кредита. 8.2. За выдачу поручительства заемщик выплачивает вознаграждение с учетом размера обеспеченного поручительством обязательства. Размер вознаграждения и порядок его выплаты устанавливается распоряжением мэра Москвы или постановлением правительства Москвы. Другие возможные выплаты получателем кредита могут производиться дополнительно в соответствии с распоряжением мэра или постановлением правительства Москвы. 8.3. Компенсация организациями (предприятиями) - получателями кредита затрат правительства Москвы на разработку документации для заключения соглашений с кредиторами (подготовка документов заявки, проведение экспертизы и оценки объекта залога, разработка при необходимости бизнес-плана, подготовка документов, необходимых для предъявления кредитору), а также выплата вознаграждений за выдачу поручительств правительства Москвы осуществляется в 10-дневный срок с момента получения кредита. Зачисление указанных выше финансовых средств производится: а) при валютных расходах и выдаче валютных поручительств: - в валюте - на валютный счет правительства Москвы N 001070723 в Мосбизнесбанке; - в рублях - на рублевый счет Финансово-хозяйственного управления мэрии N 609042 в Коммерческом народном банке МФО 191016 (для Департамента внешних связей); б) при рублевых расходах и выдаче рублевых поручительств: - в рублях - на рублевый счет правительства Москвы (будет указан дополнительно). Регистрирующим органам и держателю Единого залогового реестра предоставляется право взимания платы за внесение изменений в документы о залоговых обязательствах, выдачу справок, составление приложений к документам, внесение записей о прекращении залога, но не выше 0,01% от суммы оценки предмета залога. Порядок взимания платы и фиксированные размеры такой платы устанавливаются распоряжением мэра Москвы. 8.4. В рамках работы, организуемой Межведомственной комиссией, предусматривается зачисление 5% от средств, поступающих от выдачи поручительств правительством Москвы, и других доходов от операций по залоговому кредитованию независимо от организаций - получателей, на специальный расчетный счет (будет определен дополнительно) для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии, в том числе на оплату услуг экспертов; работ по подготовке документов по залоговому кредитованию; ежеквартально на премирование членов Межведомственной комиссии и специалистов органов управления и организаций правительства Москвы, обеспечивающих деятельность комиссии; на повышение квалификации, командировки, обучение и стажировки, в т.ч. за рубежом, членов Комиссии и специалистов, обеспечивающих работу Комиссии; а также на непредвиденные и прочие расходы. Раздел 9. Контроль за использованием кредита и обслуживание долга 9.1. Курирующий кредитную сделку орган (Департамент внешних связей или Департамент экономической политики, соответственно) осуществляет контроль за использованием кредитов, полученных под залог государственной собственности Москвы или под поручительство правительства Москвы, и обслуживанием долга. 9.2. Обслуживание долга осуществляется получателем кредита. Оно включает в себя хранение и ведение документации по кредитному и залоговому договорам, перечисление платежей по кредитным обязательствам и управление спецсчетом. 9.3. В соответствии с кредитным договором предусматривается открытие заемщиком спецсчета в банке, который используется для осуществления операций по кредитованию при залоговом финансировании и для обслуживания долга при залоговом кредитовании. Соглашение о ведении спецсчета подписывается банком, заемщиком и кредитором. 9.4. При залоговом финансировании кредитор по соглашению с банком открывает для заемщика ссудный счет, через который осуществляется выделение кредитных ресурсов, что обеспечивает контроль кредитора за использованием заемщиком кредитных средств. Кредитные ресурсы, зачисленные на этот счет, могут сниматься только в пределах сметы финансирования и только на цели финансирования проекта, предусмотренные его бизнес-планом и ТЭО. 9.5. Для погашения кредита предусматривается как при залоговом финансировании, так и при залоговом/ипотечном кредитовании открытие заемщиком по соглашению с кредитором специального ссудного счета, на который перечисляются доходы заемщика, получаемые от коммерческой эксплуатации объекта залога и от реализации проекта. После осуществления платежей, связанных с погашением кредита, оставшаяся на счете сумма переводится на расчетный счет заемщика. При этом выплата процентов по кредиту включается в себестоимость продукции, а погашение основного долга производится из расчетной чистой прибыли. Для более эффективного контроля рекомендуется, чтобы спецсчет находился в том же самом банке, где находится расчетный счет заемщика, при условии согласия с этим кредитора. 9.6. Заемщик обязан на регулярной основе направлять в курирующий кредитную сделку орган информацию о перечислении платежей в погашение долга, незамедлительно сообщать о возникших трудностях в исполнении обязательств по обеспеченному залогом или поручительством правительства Москвы кредитному договору. Раздел 10. Реализация предмета залога в случае неплатежа 10.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства по обстоятельствам, за которые он отвечает, залогодержатель (кредитор) может обратить взыскание на заложенное имущество, имущественные права и/или права долгосрочной аренды земельного участка для удовлетворения своих требований. В обращении взыскания может быть отказано, если допущенное должником нарушение обеспеченного залогом обязательства крайне незначительно и размер требований залогодержателя вследствие этого явно несоразмерен стоимости предмета залога. По просьбе залогодателя суд вправе в решении об обращении взыскания на предмет залога отсрочить его продажу с публичных торгов на срок до одного года. Отсрочка не затрагивает прав и обязанностей сторон по обязательству, обеспеченному залогом и не освобождает должника от возмещения возросших за время отсрочки убытков кредитора и неустойки. 10.2. Удовлетворение требований залогодержателя (кредитора) осуществляется: - из стоимости заложенного имущества и имущественных прав, включая право долгосрочной аренды земельного участка, только по решению суда, за исключением случая, когда оно может быть осуществлено на основании нотариально заверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога; - из стоимости заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем. 10.3. Обращение взыскания на предмет залога/ипотеки производится путем продажи заложенного имущества и/или имущественных прав, в том числе права долгосрочной аренды земельного участка, с публичных торгов, которые проводятся специализированными организациями. 10.4. Выбор специализированной организации, которой поручается продажа с публичных торгов предмета залога, осуществляется: - судебным исполнителем, если взыскание на предмет залога/ипотеки производится по решению суда, арбитражного суда; - в соответствии с соглашением залогодержателя с залогодателем; - залогодержателем при отсутствии в соглашении с залогодателем условия о выборе соответствующей специализированной организации. Причем, если предмет залога является государственной собственностью Москвы или по нему было выдано поручительство правительства Москвы, то выбор соответствующей компании осуществляется с учетом рекомендации Межведомственной комиссии, согласованной с соответствующим органом управления имуществом, зарегистрировавшим залог, за исключением случаев, когда право выбора принадлежит залогодержателю. 10.5. Публичные торги должны быть проведены в срок, указанный в решении суда или в договоре, заключенном залогодержателем и специализированной организацией о продаже предмета ипотеки с публичных торгов, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу или заключения договора между залогодержателем со специализированной организацией с начислением пеней при просрочке на соответствующее количество дней с последующим удержанием из цены продажи в пользу кредитора. 10.6. Специализированная организация, которой поручена продажа предмета ипотеки, обязана опубликовать в органах печати ("Известия", "Экономика и жизнь","Московская правда") информацию о предстоящих торгах не позднее чем за месяц до их проведения, с указанием даты, времени и места их проведения, характера продаваемого имущества и его начальной продажной стоимости. 10.7. Начальная продажная цена предмета залога, с которой начинаются торги, определяется решением суда на основании экспертной оценки независимых оценщиков либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях. 10.8. Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере десяти процентов начальной продажной цены предмета залога на расчетный счет специализированной компании. 10.9. В публичных торгах не вправе участвовать в качестве покупателей, в том числе через представителей, должностные лица органов государственной власти, суда и прокуратуры, залогодатель и залогодержатель, а также проводящие торги специализированные организации. 10.10. Залогодатель до завершения публичных торгов вправе погасить сумму обеспеченного залогом/ипотекой обязательства. В этом случае торги закрываются, а договор залога считается прекратившим свое действие. 10.11. Предмет залога продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену. Покупатель предмета залога обязан в течение пяти банковских дней после окончания торгов внести всю сумму, за которую им куплено это имущество, за вычетом ранее внесенного задатка. При невыполнении этого требования задаток ему не возвращается. Задаток, внесенный другими участниками торгов, возвращается им немедленно после окончания торгов. 10.12. Специализированная организация, которая проводила торги, получает из выручки от продажи предмета ипотеки/залога: - сумму, покрывающую ее документально подтвержденные расходы на подготовку к реализации предмета ипотеки/залога на публичных торгах, а также доходы до налогообложения, но не более 5% от стартовой цены реализуемого предмета залога/ипотеки; - сумму дополнительного вознаграждения в размере 3% от превышения начальной и конечной цены продажи предмета ипотеки/залога. Оставшаяся часть выручки направляется в течение 3-х банковских дней специализированной организацией на соответствующие банковские счета: - залогодержателю - на погашение обеспеченного ипотекой/залогом обязательства залогодателя; - залогодателю (после погашения обязательств перед всеми залогодержателями). 10.13. Специализированная организация, проводящая публичные торги, объявляет их несостоявшимися в случаях, когда: - на торги явилось менее двух покупателей; - на торгах не сделана надбавка против начальной продажной цены предмета ипотеки; - покупатель предмета залога/ипотеки не внес покупную цену в установленный срок. 10.14. В течение десяти дней после объявления торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем Страницы: 1 2 |