О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 3 сентября 1991 г. N 79 (Д) Правительство Москвы отмечает, что решение исполкома Моссовета от 12 октября 1988 г. N 2203 "О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.87 N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в основном выполнено. Вместе с тем коренных изменений в обучении, воспитании и содержании детей в интернатных учреждениях города не произошло. За последние пять лет не построен ни один комплекс интернатных учреждений, ни одно типовое здание, хотя ряд учреждений находится в экологически неблагоприятных условиях, имеет место переуплотненность учреждений, особенно для умственно отсталых детей. Остаются острыми проблемы медицинского обслуживания, трудоустройства и выделения жилья воспитанникам интернатных учреждений. Не решен вопрос закрепления за детскими домами и интернатами загородных баз отдыха воспитанников. Недостаточно осуществляется координация деятельности органов образования, здравоохранения, правоохранительных органов по выявлению и своевременному определению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной опеке. Правительство Москвы постановляет: 1. Департаменту образования (т. Кезина Л.П.), Главному медицинскому управлению (т. Ануфриев Р.Г.) совместно с префектурами разработать комплексную программу развития детских домов, интернатных учреждений, домов ребенка, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Провести ее обсуждение с участием средств массовой информации и общественности и в I квартале 1992 года представить на рассмотрение Правительства Москвы. 2. Префектам административных округов, Департаменту образования (т. Кезина Л.П.) обеспечить в 1991 г. полный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих необходимой заботы со стороны родителей или опекунов, и устройство их в соответствующие детские учреждения. 3. Департаменту образования г. Москвы (т. Кезина Л.П.): 3.1. Создать при Департаменте образования до 01.10.91 городской Центр усыновления, опеки и попечительства, межведомственную общественно-государственную организацию для координации, методического руководства и оказания специальной психологической и педагогической помощи гражданам, воспитывающим или желающим усыновить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совместно с Главным медицинским управлением разработать и утвердить устав Центра, его структуру и штатное расписание, выделить необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие деятельность диагностических, коррекционных и консультативных служб. Главному финансовому управлению выделить в IV квартале т.г. 600,0 тыс. рублей для обеспечения деятельности и оборудования Центра. Принять к сведению, что дальнейшее финансирование будет обеспечено за счет долевого участия Департамента образования, Главного медицинского управления и средств спонсоров. 3.2. Создать до 01.01.92 в учебных и школьных округах службы социальной защиты и помощи детям. 3.3. Открыть до 01.02.92 пансионат на 100 мест для постоянного проживания выпускников интернатных учреждений, продолжающих обучение в профтехучилищах г. Москвы, на базе общежитий ПТУ и средних специальных учебных заведений. 3.4. Предусмотреть в структуре детских домов и школ-интернатов создание в пределах установленной штатной численности социальных служб помощи и защиты воспитанников, возложив на работников этих служб вопросы психологической, медицинской и педагогической помощи, полового воспитания и подготовки к семейной жизни, профессиональной ориентации и трудоустройства, обеспечения помощи в первые годы самостоятельной жизни, а также оказание консультативной помощи детям-сиротам, находящимся под опекой в семьях. 3.5. Создать до 01.10.91 на базе санатарно-лесной школы N 5 Центр психологической и педагогической профилактики и реабилитации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3.6. Подготовить обращение к Правительству России о создании сети военных и морских училищ с учетом национального исторического опыта заботы русской армии о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. 4. Утвердить Положение о порядке передачи детей, воспитанников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов на воспитание в семьи граждан (приложение). Разрешить Департаменту образования с 01.01.92 выплачивать средства семьям, взявшим из домов ребенка и интернатных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размерах, равных затратам государства на содержание одного воспитанника в этих учреждениях. Сохранить за детьми, переданными на воспитание в приемные семьи, льготы, установленные для воспитанников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов. 5. Главному медицинскому управлению (т. Ануфриев Р.Г.) до 01.10.91 обеспечить все интернатные учреждения квалифицированными медицинскими кадрами. 6. Префектам административных округов до 01.04.91 решить вопрос о закреплении загородных баз отдыха для воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 7. Обратить внимание руководителей объединения "Москапстрой" (т. Селиванов Б.В.), Главмосархитектуры (т. Вавакин Л.В.), Мосстройкомитета (т. Ресин В.И.) на допущенное отставание в строительстве детского городка "СОС - детские деревни" в дер. Терехово. Объединению "Москапстрой", Главмосархитектуре, Мосстройкомитету обеспечить завершение строительства комплекса в 1992 году. 8. Решение исполкома Моссовета от 12.10.88 N 2203 "О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.07.87 N 872 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" признать утратившим силу. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера - министра Правительства Москвы т. Коробченко В.А. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 3 сентября 1991 г. N 79 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 3 сентября 1991 года N 79 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ДОМАХ РЕБЕНКА, ДЕТСКИХ ДОМАХ И ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН 1. Общие положения 1.1. Передача детей в семью является одной из наиболее гуманных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семья, отдельные граждане, взявшие на воспитание детей, содержащихся в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, должны иметь необходимые условия и возможности для всестороннего развития личности ребенка и не состоять с ним в близком родстве. 1.2. Передача детей на воспитание в семью проводится Центром усыновления, опеки и попечительства с согласия администрации детского учреждения, в котором находится ребенок, по добровольному желанию и с учетом согласия ребенка после достижения им семилетнего возраста. 1.3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаваемые в семьи на воспитание, содержатся за счет перечисления средств из детского учреждения, передавшего детей, в размерах, равных затратам на одного ребенка в этом учреждении. 1.4. Администрация, педагогический, медицинский персонал детского учреждения оказывают лицам, взявшим детей на воспитание в семью, психолого-педагогические, медицинские консультации в воспитании детей, осуществляют наблюдение за условиями жизни ребенка. Школьные округа оказывают помощь опекунам-воспитателям в устройстве детей в детский сад, в общеобразовательную школу, в организации летнего и каникулярного отдыха детей, воспитывающихся в семье, включая родных детей опекунов-воспитателей. 2. Порядок передачи детей на воспитание в семью 2.1. В семьи передаются дети в возрасте до 16 лет, не состоящие в близком родстве с опекунами-воспитателями. Дети, находящиеся в родственных отношениях между собой (братья, сестры), как правило, определяются в одну семью. Администрация детского учреждения обязана предварительно ознакомить кандидатов в опекуны-воспитатели с психолого-педагогической характеристикой и состоянием здоровья детей, передаваемых на воспитание в данную семью. 2.2. Дети передаются в семью по решению попечительского совета Центра по усыновлению, опеке и попечительству на основании заявлений кандидатов в опекуны-воспитатели, заключения органов опеки и попечительства округа и с согласия администрации детского учреждения, в котором находится ребенок. 2.3. При передаче детей на воспитание в семью после семилетнего возраста обязательно учитывается их согласие. 3. Права и обязанности опекунов-воспитателей 3.1. Опекунами-воспитателями могут быть совершеннолетние граждане и супружеские пары, за исключением лиц, лишенных родительских прав или признанных в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. 3.2. Опекуны-воспитатели в соответствии с Кодексом о браке и семье РСФСР обязаны обучать, воспитывать детей, обеспечивать их физическое и умственное развитие, подготавливать к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Опекуны-воспитатели, принявшие в семью на воспитание детей из детских учреждений, являются законными представителями в защите прав и интересов детей, несут юридическую ответственность за охрану их жизни и здоровья. 3.3. При создании приемной семьи Центр по усыновлению, опеке и попечительству, органы опеки и попечительства округа и администрация детского учреждения должны исходить из каждой конкретной ситуации, учитывать прежде всего законные интересы и возрастные особенности несовершеннолетних. 3.4. При рассмотрении заявлений семей, кандидатов в опекуны - воспитатели проводится их обследование и учитываются рекомендации трудовых коллективов, заключения врачей о состоянии здоровья всех членов семьи, жилищные условия и материальное положение. 3.5. В случае недобросовестного выполнения опекунами - воспитателями их обязанностей по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением попечительского совета Центра по усыновлению они отстраняются от воспитания несовершеннолетних, дети передаются в другие семьи и, как исключение, возвращаются в детские учреждения. Контроль за воспитанием детей в приемных семьях осуществляет служба социальной защиты детей округа и детское учреждение, в котором воспитывался ребенок. В связи с переводом несовершеннолетнего из одного учреждения в другое по возрасту контроль за дальнейшим его воспитанием осуществляет соответствующее детское учреждение. 4. Социальное и материальное обеспечение детей, переданных на воспитание в семьи граждан 4.1. На детей, переданных на воспитание в семьи граждан, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, предусмотренные решениями Правительства СССР и РСФСР для воспитанников домов ребенка, детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школах-интернатах. 4.2. Денежные средства, связанные с расходами на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, культурно-массовые мероприятия, выделяются из бюджета детского учреждения, воспитанником которого являлся ребенок. 4.3. Администрация детского учреждения или бухгалтерия округа перечисляет денежные средства воспитателям на сберегательную книжку в размерах и сроках в соответствии с договором, который заключается опекуном-воспитателем и администрацией детского учреждения. 4.4. Ответственность за правильность исчисления и своевременность перечисления сумм на детей, передаваемых в семью, несет бухгалтер, производящий расчеты данного учреждения. 4.5. Воспитатели ведут учет расходов по простейшей форме в виде записей по расходу и приходу средств, копий счетов, квитанций на расходы, превышающие 200 руб., и отчитываются перед администрацией детского учреждения или бухгалтером учебного округа по истечении года. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат, зачет сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей не производится. |