ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 29 апреля 2005 г. N 51 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108), приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики в сфере федеральной юстиции. 2. Признать утратившими силу: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 19 августа 2002 г. N 226 "Об утверждении Положения о Департаменте регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами"; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 111 "Об утверждении Положения о Департаменте законопроектной деятельности"; Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 9 января 2002 г. N 3 "Об утверждении Положения об Управлении законодательства субъектов Российской Федерации и федерального регистра". Министр Ю.Я.ЧАЙКА 29 апреля 2005 г. N 51 УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 апреля 2005 года N 51 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ I. Общие положения 1. Департамент государственной политики в сфере федеральной юстиции (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Министерство), обеспечивающим в пределах своих полномочий осуществление функций Министерства по разработке общей стратегии государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Министерства. Общее руководство деятельностью Департамента осуществляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр). Непосредственно курирует деятельность Департамента заместитель Министра, наделенный соответствующими полномочиями. 2. Основными задачами Департамента являются: 1) участие в разработке общей стратегии государственной политики в сфере федеральной юстиции; 2) обеспечение в пределах полномочий координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 3) организация работы по обеспечению единства правового пространства в Российской Федерации; 4) обеспечение соблюдения законности федеральными органами исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных законодательством, при принятии ими нормативных правовых актов; 5) обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина. 3. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, настоящим Положением, иными правовыми актами Минюста России. 4. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы Министерства, а также во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Министерства, подведомственными ему федеральными службами и федеральными государственными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности Министерства. II. Полномочия 5. Департамент осуществляет следующие полномочия: 1) организует разработку Министерством проектов планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти; 2) обеспечивает координацию Министерством работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 3) подготавливает доклады Министерства Правительству Российской Федерации о ходе выполнения планов законопроектных работ федеральными органами исполнительной власти; 4) организует, координирует и осуществляет работу по подготовке правовых заключений на концепции и проекты технических заданий на разработку законопроектов; 5) осуществляет методическое обеспечение подготовки федеральными министерствами федеральных конституционных законов и федеральных законов; 6) принимает участие в проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; 7) организует обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе предложения по совершенствованию этой деятельности; 8) разрабатывает в установленном порядке предложения о приоритетных направлениях законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; 9) участвует в разработке предложений об основных направлениях государственной политики в сфере федеральной юстиции; 10) формирует на основе предложений департаментов Министерства проекты планов Министерства по подготовке проектов федеральных законов; 11) подготавливает в установленном порядке проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента; 12) обеспечивает участие руководства Министерства в заседаниях Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в совещаниях у Руководителя Администрации Президента Российской Федерации; 13) координирует законопроектную деятельность департаментов Министерства, а также участие представителей Министерства в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, их комитетов и комиссий; 14) осуществляет информационно-аналитическое обеспечение руководства Министерства и департаментов Министерства по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации; 15) организует работу по государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 16) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая подведомственные Министерству Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную регистрационную службу и Федеральную службу судебных приставов, по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации; 17) проводит юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов Министерства; 18) ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации; 19) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, готовит для представления Министерством по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации соответствующую информацию Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; 20) направляет зарегистрированные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти для официального опубликования в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система"; 21) направляет копии зарегистрированных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и в Научный центр правовой информации при Минюсте России для включения в базу данных "Эталон"; 22) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных Министерством нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 23) передает сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных судами не соответствующими законодательству, в средства массовой информации; 24) подготавливает для представления в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; 25) ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; 26) осуществляет систематизированный учет поступивших на государственную регистрацию нормативных правовых актов, в том числе прошедших государственную регистрацию, в государственной регистрации которых отказано, не требующих государственной регистрации, возвращенных без регистрации, и их хранение; 27) подготавливает ежегодные доклады Министерства Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов; 28) организует работу территориальных органов Министерства по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 29) организует осуществление территориальными органами Министерства государственного учета нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; 30) проводит юридическую экспертизу соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; 31) подготавливает распоряжения Министерства о государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также решения об отказе в государственной регистрации или возврате соглашений без государственной регистрации, направляет указанные документы в Государственную регистрационную палату при Минюсте России; 32) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поступивших на рассмотрение в Министерство по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 33) организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; 34) обеспечивает подготовку методических материалов по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы, а также по правовому обеспечению ведения федерального регистра; 35) организует в необходимых случаях взаимодействие территориальных органов Министерства с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения единства правового пространства Российской Федерации; 36) участвует в подготовке специалистов территориальных органов Министерства по вопросам проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы и ведения федерального регистра; 37) осуществляет организацию информационно-технологического обеспечения ведения федерального регистра; 38) участвует в работе по ведению статистики и отчетности деятельности Министерства и его территориальных органов в части, касающейся компетенции Департамента; 39) представляет в установленном порядке интересы Министерства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, других органах; 40) осуществляет рассмотрение обращений граждан, писем федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Департамента; 41) осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов Министерства по вопросам, отнесенным к ведению Департамента; 42) осуществляет иные функции в соответствии с актами Министерства. 6. В целях реализации полномочий Департамент имеет право: 1) участвовать во взаимодействии с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности; 2) запрашивать и получать в установленном порядке от департаментов Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; 3) направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти о представлении нормативных правовых актов на государственную регистрацию; 4) взаимодействовать (в том числе вести переписку) с департаментами Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями; 5) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, структурные подразделения центрального аппарата и федеральные государственные учреждения Министерства, а также ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 6) проводить проверку деятельности территориальных органов Министерства по вопросам юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, ведению федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы; 7) вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных ему федеральных служб. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции Российской Федерации. Директор Департамента непосредственно подчиняется Министру, а также заместителю Министра, курирующему Департамент. Директор осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций. Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента. 8. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются приказом Министерства юстиции Российской Федерации. В структуру Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента. 9. Директор Департамента: 1) распределяет обязанности между заместителями директора Департамента, устанавливает полномочия других должностных лиц Департамента по решению ими вопросов, относящихся к компетенции Департамента; 2) утверждает положения об отделах Департамента; 3) вносит предложения по структуре, численности и штатному расписанию Департамента; 4) вносит в установленном порядке проекты нормативных правовых актов Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; 5) организует и контролирует в Департаменте исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства, документов и поручений руководства Министерства; 6) вносит предложения по планированию деятельности Департамента, контролирует выполнение соответствующих планов; 7) представляет по доверенности или по поручению Министра в пределах своей компетенции интересы Министерства в органах государственной власти, государственных, общественных организациях и судах; 8) вносит предложения руководству Министерства для обсуждения на коллегии и в планы основных организационных мероприятий Министерства; 9) обеспечивает и в пределах своих полномочий контролирует соблюдение федеральными государственными служащими Департамента законодательства Российской Федерации о государственной службе, а также служебного распорядка; 10) вносит в установленном порядке предложения о назначении на должности, перемещении, освобождении от должности, об оплате труда, поощрениях и наложении взысканий федеральных государственных служащих Департамента, о создании условия для их труда и быта; 11) подписывает служебную документацию в пределах компетенции Департамента; 12) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми актами Министерства. В случае отсутствия директора Департамента его обязанности исполняет один из заместителей директора Департамента. 10. Директор Департамента вправе пользоваться всеми правами и гарантиями, установленными для федеральных государственных служащих законодательством Российской Федерации, другими правами, установленными для руководителей структурных подразделений актами Министерства, а также предоставленными руководством Министерства. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с планами основных организационных мероприятий Министерства и работы коллегии Министерства, приказами и распоряжениями Министерства, а также планом работы Департамента. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Департаменте осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства. 11. Департамент наделяется соответствующими материальными и техническими средствами, необходимыми для своевременного и качественного исполнения своей деятельности, использует в установленном порядке соответствующие информационные банки данных, системы связи и коммуникаций. 12. Для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности Департамента, контроля за выполнением планов работы, документов и поручений руководства Министерства, а также для обмена опытом работы в Департаменте проводятся оперативные совещания. Решения, принятые на оперативном совещании, оформляются протоколом. |