ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ" (РЕДАКЦИЯ НА 29.03.2005). Постановление. Правительство Москвы. 07.09.99 848

Оглавление


Страницы: 1  2  3  


телефонной  связью  и  выводом  сигнала о пожаре по радиоканалу на ЦУС
("01") Государственной противопожарной службы.
     Организация    диспетчерской    службы   должна   предусматривать
постоянное круглосуточное присутствие людей.

                             Автостоянки

     10.13.  Не  допускается устройство обособленных боксов и сетчатых
ограждений   для   выделения  мест  хранения  легковых  автомобилей  в
следующих случаях:
     - для автостоянок, использующих конструкции мостовых сооружений;
     - для верхних ярусов автостоянок независимо от их конструктивного
исполнения.
     10.14.  Над  проемами  верхнего  яруса  открытых автостоянок, как
правило,  следует  предусматривать  устройство  защитных  козырьков из
негорючих материалов шириной не менее 1 м.

                       Производственные участки
                    дорожно-эксплуатационных служб

     10.15.   Размещение   производственных   и   складских  помещений
категорий взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В1 по НПБ 105-95 в
сооружениях подэстакадного пространства предусматривать не следует.
     В    сооружениях    подэстакадного    пространства    допускается
предусматривать   размещение   предприятий   по   мелкому   ремонту  и
обслуживанию  автомобилей.  При  этом  запрещается размещение участков
малярных работ, газосварочных работ, зарядки аккумуляторов и т.п.
     В    сооружениях    подэстакадного    пространства    допускается
предусматривать   размещение   участков   хранения  дорожной  техники.
Проектирование указанных участков должно осуществляться в соответствии
с ВСН 01-89.
     10.16.  Предусматривать  в качестве второго эвакуационного выхода
со  второго и выше расположенных этажей сооружения наружных лестниц не
допускается.

                 Сооружения общественного назначения

     10.17.  При  проектировании  следует  выделять  следующие  группы
помещений:
     Пассажирская   зона   -   комплекс   помещений,  направленных  на
обслуживание  пассажиров  транспортных  (пересадочных) узлов. Включает
пешеходные  переходы между остановочными пунктами, кассовые помещения,
помещения  обогрева  пассажиров,  медицинские  пункты,  опорные пункты
охраны  порядка.  В  пассажирской зоне допускается размещение торговых
киосков,   предприятий  бытового  обслуживания  населения  и  обменных
пунктов без торговых залов и помещений для посетителей.
     Торгово-бытовая  зона  - комплекс помещений предприятий розничной
торговли,  предприятий  общественного  питания,  предприятий  бытового
обслуживания населения и банковских учреждений с торговыми, обеденными
залами  и  помещениями  для  посетителей,  а  также  связанных  с ними
служебно-бытовых  и  технических  помещений. Помещения торгово-бытовой
зоны  следует  отделять  от  примыкающих групп помещений общественного
назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
     Для  торговых  залов  и  помещений  для  посетителей  допускается
предусматривать входы с самозакрывающимися дверями из общего вестибюля
при   условии  устройства  самостоятельных  эвакуационных  выходов  из
торгового зала без учета выходов через общий вестибюль.
     Административная  зона  -  комплекс административных помещений, в
которых размещается администрация транспортного узла.
     10.18.   Устройство   многосветных   пространств   в  сооружениях
подэстакадных пространств не допускается.
     10.19. В торгово-бытовой зоне не допускается размещение:
     - магазинов  по продаже легковоспламеняющихся материалов, горючих
жидкостей  (масел,  красок,  растворителей  и  т.п.),  а также товаров
хозяйственно-бытового назначения в аэрозольной упаковке;
     - предприятий   бытового   обслуживания,  в  которых  применяются
легковоспламеняющиеся вещества;
     - пунктов приема вторичного сырья от населения;
     - складских  помещений с хранением взрывоопасных материалов, ЛВЖ,
ГЖ, товаров в аэрозольной упаковке.
     В  складских  помещениях  удельная временная пожарная нагрузка не
должна превышать 2200 мДж/кв. м.
     10.20.  Использование наружных лестниц для эвакуации из помещений
торгово-бытовой и административной зон не допускается.
     10.21.   Устройство   открытых   лестниц,   связывающих  этажи  в
торгово-бытовых зонах, не допускается.
     Лестницы  в пассажирской зоне, служащие для пересадки пассажиров,
могут быть открытыми.

              Инженерные решения противопожарной защиты

     10.22.   Все   сооружения   подэстакадных   пространств,  включая
автостоянки  закрытого  и  открытого типа, а также существующие здания
независимо  от  площади  и  этажности  следует  защищать спринклерными
установками пожаротушения.
     Защите  подлежат все помещения, кроме лестничных клеток, санузлов
и  других помещений с мокрыми процессами, а также венткамер, насосных,
бойлерных  и  других помещений для инженерного оборудования, в которых
отсутствуют сгораемые материалы.
     10.23.    При    проектировании    внутреннего   противопожарного
водопровода   необходимо  предусматривать  устройство  сухотрубов  для
подсоединения  пожарной техники, подключенных в систему через обратные
клапаны.
     10.24.   Для   сооружений   подэстакадных   пространств   следует
предусматривать систему оповещения о пожаре 3-го типа по НПБ 104-95.
     10.25.   Необходимо   предусматривать   автоматическое  включение
системы   оповещения   о   пожаре   в  отсеке  его  возникновения  при
срабатывании пожарной автоматики.
     10.26.   Решение   о   включении   систем   оповещения  в  случае
возникновения пожара на проезжей части мостового сооружения, а также в
отсеках подэстакадных пространств, за исключением отсека возникновения
пожара, принимается диспетчером на основании утвержденной инструкции.


                                                          Приложение А

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                          (справочное)

                               ПЕРЕЧЕНЬ
             ДОПОЛНЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА
           И РЕКОМЕНДАЦИИ СНиП 2.05.03-84* "МОСТЫ И ТРУБЫ"

                    1. Раздел "Область применения"

     1. В п. 1.1 расширена область применения норм.

                     3. Раздел "Общие требования"

     В  подразделе  "Общие  указания" введено требование по расчетному
сроку  службы  сооружений - п. 3.3; оговорены условия проектирования и
сравнения вариантов - пп. 3.1, 3.2, 3.5-3.7.
     В    подразделе    "Градостроительно-планировочные    требования"
оговорены  общие положения - пп. 3.8-3.11; применительно к условиям г.
Москвы  приведены  требования  по  расположению  сооружений  в плане и
продольном  профиле  -  п. 3.12; по ширине сооружений и их элементов -
пп.  3.13-3.17;  по  высотным  габаритам - пп. 3.18-3.19 (в частности,
увеличена  минимальная  высота габарита проезда под путепроводами - п.
3.18);  подходам  -  пп.  3.20-3.22;  по  ограждениям - пп. 3.23-3.25;
расположению  линий рельсового и городского пассажирского транспорта -
пп.  3.26-3.28 (в частности, разрешено размещение остановочных пунктов
на  мостах  и  эстакадах в "карманах" - п. 3.27); прокладке инженерных
коммуникаций  -  пп.  3.29-3.33  (по  существу,  запрещается прокладка
коммуникаций  под  тротуарами  -  п.  1.30);  обеспечению безопасности
дорожного  движения  -  пп. 3.34-3.36; транспортным развязкам в разных
уровнях - пп. 3.37-3.44 (вновь введенные требования).
     В  подразделе  "Деформации"  ужесточено  требование  по  прогибам
стальных и сталежелезобетонных пролетных строений - п. 3.45.
     Впервые сформулированы архитектурные и экологические требования -
соответственно пп. 3.46-3.52 и 3.53-3.56.
     Подраздел  "Эксплуатационные  требования" расширен по сравнению с
действующими  нормами - пп. 3.57-3.62 (в частности, введено требование
о разработке паспорта сооружения - п. 3.60).

                  4. Раздел "Нагрузки и воздействия"

     Раздел   содержит  пп.  4.1-4.5.  Здесь,  учитывая  необходимость
повышения  надежности  и  долговечности  мостов,  а также интеграции с
европейскими   странами,   введена   новая  (увеличенная)  нормативная
временная  нагрузка;  уточнены  нагрузки  на тротуары и перила мостов;
оговорены  условия  загружения  на  транспортных  развязках;  уточнены
коэффициенты  трения  для  опорных  частей  и  углы  рассеивания пятна
нагружения от колеса.

             5. Раздел "Требования к материалам, расчеты
              и конструирование железобетонных, стальных
                  и сталежелезобетонных конструкций"

     В  подразделе  "Железобетонные конструкции" с учетом накопленного
опыта  повышены  требования  к  материалам  -  бетону,  железобетону и
арматуре - пп. 5.1-5.5; уточнены расчетные и конструктивные требования
к  железобетонным  пролетным  строениям,  в  частности,  к  монолитным
конструкциям,  к железобетонным конструкциям транспортных развязок; на
основании  опыта  применения  уточнены минимальные толщины элементов и
величины защитного слоя арматуры - пп. 5.6-5.33.
     В   подразделе   "Стальные  конструкции"  расширены  расчетные  и
конструктивные   требования,  в  т.ч.  уточнена  методика  расчета  на
выносливость,    впервые    сформулированы    общие    требования   по
антикоррозионной защите стальных конструкций - пп. 5.34-5.39.
     В    подразделе   "Сталежелезобетонные   конструкции"   расширены
расчетные   конструктивные   требования,   направленные  на  повышение
долговечности конструкций, - пп. 5.40-5.46.

               6. Раздел "Основания, фундаменты, опоры
                          и подпорные стены"

     В   подразделе  "Основания,  фундаменты  и  опоры"  на  основании
практики  возведения  и проектирования опор и фундаментов, в том числе
на  МКАД,  уточнены  и  расширены требования к инженерно-геологическим
изысканиям,  расчету,  материалам  и  конструкции  фундаментов  и опор
применительно к условиям строительства в г. Москве.
     Указанные   дополнения  содержатся  в  подподразделах:  "Основные
положения"   -   пп.   6.1-6.4;   "Нормативные  и  расчетные  значения
характеристик грунтов" - пп. 6.5-6.7; "Подземные и поверхностные воды"
-  пп. 6.8-6.9; "Выбор оснований и типов фундаментов" - пп. 6.10-6.11;
"Расчеты несущей способности оснований и фундаментов" - пп. 6.12-6.21;
"Материалы"  -  п.  6.22;  "Общие  указания  по конструированию" - пп.
6.23-6.27;  "Конструирование  фундаментов  мелкого заложения и свайных
фундаментов"  - пп. 6.28-6.36; "Особенности проектирования фундаментов
в карстово-опасной зоне" - пп. 6.37-6.41.
     Требования,  изложенные  в  подразделе  "Подпорные  стены"  - пп.
6.42-6.65, сформулированы впервые.

            7. Раздел "Транспортные и пешеходные развязки"

     Раздел   содержит   подразделы:  "Транспортные  развязки"  -  пп.
7.1-7.8;  "Пешеходные  мосты"  -  пп. 7.9-7.16; "Пешеходные сооружения
тоннельного   типа"   -   пп.   7.17-7.37;   "Транспортные  сооружения
тоннельного типа" - пп. 7.38-7.60.
     Требования,   изложенные   в   этих  подразделах,  сформулированы
впервые.

                      8. Раздел "Вантовые мосты"

     Требования этого раздела - пп. 8.1-8.9 сформулированы впервые.

             9. Раздел "Мостовое полотно и опорные части"

     Требования,  изложенные  в  разделе,  в  целом  основаны на опыте
проектирования   и  сооружения  мостов  при  реконструкции  МКАД;  они
дополняют  и расширяют требования существующих норм по одежде ездового
полотна  -  пп.  9.1-9.7;  отводу  воды  и  дренажу  -  пп.  9.8-9.12;
конструкции деформационных швов - пп. 9.14-9.19; ограждающим элементам
мостового полотна - пп. 9.20-9.24; опорным частям - пп. 9.25-9.30.
     Здесь впервые сформулированы требования к гидроизоляции мостового
полотна  -  п.  9.4;  дренажу  -  пп. 9.10-9.11; установке конструкций
деформационных  швов - п. 9.19; типу применяемых ограждений - п. 9.20;
к  опорным  частям,  в  том  числе для криволинейных в плане пролетных
строений, - п. 9.28.


                                                          Приложение Б

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)

            ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ ЧАСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ И
                         МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
     
                                                           Таблица Б.1
     
-------------------------------------------------------------------
|N  |Вид частей и элементов сооружений (конструкций) |Срок службы,|
|п/п|                                                |лет         |
|---|------------------------------------------------|------------|
| 1 |                       2                        |     3      |
|---|------------------------------------------------|------------|
|1. |Фундаменты:                                     |            |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- на буровых столбах диаметром 1 м и более      |    120     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- на забивных железобетонных сваях              |    100     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- мелкого заложения                             |     90     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|2. |Опоры:                                          |            |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- массивные из бетона естественного твердения   |    100     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- массивные сборно-монолитные                   |     90     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- стенчатые монолитные железобетонные           |     90     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- стоечные сборные                              |     70     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|3. |Пролетные строения:                             |            |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- стальные из низколегированных сталей          |    100     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- стальные из углеродистых сталей               |     80     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- железобетонные монолитные                     |    100     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- железобетонные сборные                        |     70     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- железобетонные сборно-монолитные              |     80     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- сталежелезобетонные с монолитной плитой       |    100     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- сталежелезобетонные со сборно-монолитной      |            |
|   |  плитой                                        |     90     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|4. |Опорные части:                                  |            |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- стальные литые                                |    100     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- стальные из проката                           |     80     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- из полимерных материалов, в том числе         |            |
|   |  резинометаллические                           |     20     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|5. |Подпорные стены:                                |            |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- массивные бетонные                            |     90     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- железобетонные монолитные                     |     90     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- сборно-монолитные                             |     70     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|6. |Мостовое полотно в целом                        |     20     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |Отдельные элементы:                             |            |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- тротуары железобетонные сборно-монолитные     |     40     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- перильные ограждения:                         |            |
|   |  стальные, в т.ч. чугунные                     |     40     |
|   |  железобетонные                                |     20     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- барьерные ограждения                          |     10     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- деформационные швы                            |     10     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- асфальтобетонное покрытие                     |     10     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- гидроизоляция                                 |     20     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- система водоотвода, в т.ч. дренаж             |     10     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|7. |Сопряжение с насыпью (в целом):                 |     40     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- укрепление конусов                            |     30     |
|---|------------------------------------------------|------------|
|   |- дренаж у устоев, подпорных стен               |     40     |
-------------------------------------------------------------------
     
     Примечание. За   прогнозируемый   срок   службы   принят   период
функционирования частей и  элементов  сооружения  без  ограничения  по
эксплуатации  при  условии обеспечения нормально текущего содержания и
выполнения ремонта.

     
                                                          Приложение В

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                        (обязательное)
     
                   ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОСТОВ
                         НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
     
                                                           Таблица В.1
     
-----------------------------------------------------------------------------
| Вид воздействий                    |Строительство|Эксплуатация            |
|                                    |             |------------------------|
|                                    |             |Мост       |Движение    |
|                                    |             |(как       |по мосту    |
|                                    |             |инженерное |транспортных|
|                                    |             |сооружение)|средств     |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
|                1                   |      2      |     3     |      4     |
|---------------------------------------------------------------------------|
|                                 На природу                                |
|---------------------------------------------------------------------------|
| Видоизменение ландшафта            |             |     + <1> |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Внедрение в геоморфологическое     |      +      |     +     |            |
| строение (оползни, осыпи и т.п.)   |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Нарушение условий поверхностного   |             |     +     |            |
| стока                              |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Нарушение естественного уровня     |             |     +     |            |
| протекания грунтовых вод           |             |           |            |
| (осушение, переувлажнение почв)    |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Нарушение гидрологического режима  |             |     +     |            |
| и сечения реки (изменение береговой|             |           |            |
| линии, активизация русловых        |             |           |            |
| процессов и т.д.)                  |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Нарушение условий среды обитания   |      +      |      +    |      +     |
| растений, животных и рыб           |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Загрязнение и запыление воздушной  |             |           |      +     |
| среды и почвы, шумовое воздействие,|             |           |            |
| вибрация от потока транспортных    |             |           |            |
| средств                            |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Загрязнение водных объектов        |             |           |      +     |
| поверхностным стоком с мостового   |             |           |            |
| сооружения                         |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Загрязнение и запыление воздушной  |      +      |           |            |
| среды, почвы, поверхностных и      |             |           |            |
| грунтовых вод от различных видов   |             |           |            |
| строительных работ, машин и        |             |           |            |
| механизмов на стройплощадках       |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Загрязнение и сужение русла реки   |      +      |           |            |
| при строительстве опор             |             |           |            |
|---------------------------------------------------------------------------|
|                 На объекты хозяйственной деятельности                     |
|---------------------------------------------------------------------------|
| Нарушение функционирования         |      +      |      +    |            |
| коммуникаций                       |             |           |            |
|---------------------------------------------------------------------------|
|                            На социальную среду                            |
|---------------------------------------------------------------------------|
| Снос строений, переселение,        |      +      |           |            |
| связанное с отводом земель под     |             |           |            |
| строительство                      |             |           |            |
|------------------------------------|-------------|-----------|------------|
| Нанесение ущерба памятникам        |      +      |           |            |
| истории, культуры и объектам       |             |           |            |
| археологии                         |             |           |            |
-----------------------------------------------------------------------------
     
--------------------------------
     <1> Знаком  "+"  отмечены  виды  воздействий,   учитываемые   при
проведении  экологического  обоснования  на  стадиях  строительства  и
эксплуатации моста.

     
                                                          Приложение Г

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
                   СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ОВОС
               "ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
     
     В состав и содержание раздела рекомендуется включать:
     1. Оценку современного состояния окружающей среды:
     - оценку   современного   состояния  природной  окружающей  среды
(атмосфера,  гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный
и животный мир);
     - оценку  существующей   техногенной   нагрузки   на   компоненты
окружающей среды;
     - оценку современной социальной обстановки.
     2. Ориентировочную  количественную  оценку  воздействия  моста на
окружающую среду по каждому варианту размещения:
     - характеристику мостового перехода;
     - оценку воздействия на компоненты  окружающей  природной  среды,
социальные условия;
     - оценку возможности развития  опасных  техногенных  процессов  и
аварийных ситуаций;
     - оценку возможных мероприятий  по  предотвращению  (минимизации)
воздействий;
     - разработку системы локального мониторинга.
     3. Эколого-экономическую   оценку   инвестиций   в  строительство
мостового перехода:
     - оценку  экологического  и  экономического  ущерба для природной
среды при различных вариантах размещения мостового перехода;
     - альтернативную  оценку  стоимости  природоохранных мероприятий,
обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения.
     4. Выбор  варианта  размещения мостового перехода с экологической
позиции.
     5. Рекомендации  по  последующим этапам разработки экологического
обоснования (ООС).

     
                                                          Приложение Д

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
                   СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ООС
                      "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
     
     В состав и содержание раздела рекомендуется включать:
     I. Краткий   анализ  состояния  окружающей  среды  на  территории
предполагаемого строительства:
     1.1. Природные условия:
     - климатическая характеристика  (тип  климата,  метеорологические
показатели,  определяющие  условия  рассеяния  загрязняющих  веществ в
атмосфере:  температурный  режим,  средняя  максимальная   температура
наиболее  жаркого месяца,  температурные инверсии,  их повторяемость и
продолжительность, среднее количество осадков за год, их распределение
в   течение   года,   ветровой   режим,   средняя  скорость  ветра  по
направлениям,  повторяемость  штилей,  скорость   ветра   по   средним
многолетним   данным,   повторяемость  которой  составляет  5%  -  u*,
коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, коэффициент рельефа
местности);
     - ландшафтная характеристика территории;
     - геоморфологические  условия (тип рельефа,  абсолютные отметки и
относительные высоты);
     - геологическое строение и гидрогеология района;
     - гидрологические условия (уровни  водных  объектов  минимальные,
максимальные  расчетной обеспеченности,  ледовый режим,  толщина льда,
сроки замерзания и вскрытия водоема,  гидравлические элементы  потока:
ширина,  глубина,  средняя  скорость  течения  на участке пересечения,
гидравлический  радиус,  шероховатость   русла,   уклон,   коэффициент
извилистости,     характер    руслового    процесса,    характеристика
существующего водопользования в зоне размещения мостового  сооружения,
размеры и границы прибрежных полос и водоохранных зон);
     - почвенно-растительные  условия  (тип  почв,  водопроницаемость,
пористость, гранулометрический состав почв, эродированность почвенного
покрова,  деградированные  земли,  состояние  растительности,   состав
пород, возраст, полнота, бонитет);
     - состояние животного мира, в том числе ихтиофауны.
     1.2. Хозяйственные аспекты использования территории:
     - характер  антропогенной  нагрузки   (наличие   промпредприятий,
существующей    транспортной   сети,   общее   влияние   хозяйственной
деятельности на компоненты природной среды);
     - фоновые  значения показателей загрязнения природных компонентов
(атмосферы,  в том числе существующих уровней шума; водных объектов, в
том числе коэффициент донной аккумуляции веществ; почвы и т.п.).
     1.3. Социальная среда:
     - численность   населения   района   тяготения,   качество  среды
обитания;
     - данные о наличии памятников истории, культуры, археологии.
     II. Характеристику намечаемой деятельности:
     - данные  о  существующем  уровне  и  перспективной интенсивности
движения и составе транспортного потока;
     - определение  типов  и характера вероятных воздействий мостового
сооружения на окружающую среду - строительные  воздействия  (временный
характер); эксплуатационные воздействия, связанные с функционированием
объекта  как  инженерного  сооружения;  воздействия   от   передвижных
источников (транспорта).
     III. Прогноз  изменения  состояния  окружающей  среды  в   период
строительства и эксплуатации мостового сооружения:
     - уровень загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении
транспорта   по   мостовому   сооружению   и   скопления  техники  при
строительно-монтажных работах; то же по запыленности;
     - уровень  шумового  воздействия трассы и шума от технологических
процессов на примагистральную территорию;
     - то   же   для   вибрации   (в   основном  для  реконструируемых
сооружений);
     - уровень загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения
и со стройплощадок с определением предельно допустимого сброса (ПДС) в
водный объект;
     - оценка влияния строительства мостового сооружения на  подземные
воды и геологическую среду;
     - зона превышения  содержания  свинца  над  предельно  допустимой
концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории;
     - рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель;
     - прогнозируемая   оценка   изменения   в  растительном  покрове,
растительности, в животном мире, в том числе ихтиофауне;
     - эстетические  аспекты  изменения  ландшафта после строительства
мостового сооружения;
     - вопросы   обеспечения  транспортной  доступности  и  сохранения
местных путей  сообщения  после  строительства  мостового  сооружения;
сохранения памятников истории,  культуры,  объектов археологии (при их
наличии).
     IV. Природоохранные   мероприятия,  подбор  проектных  решений  и
мероприятий по уменьшению негативного влияния  мостового  перехода  на
окружающую среду:
     - посадка  защитной   полосы   зеленых   насаждений,   устройство
     шумозащитных  экранов,  валов,  очистных  сооружений  в  пределах
     водоохранных зон водных объектов и т.п.; -
мероприятия по  сохранению  и  защите  памятников  истории,  культуры,
     археологии; -
предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства
     и эксплуатации населению и окружающей среде,  включая  отчуждение
     земельных участков, снос зданий и т.п.; -
предложения по компенсации ущерба рыбным запасам; -
предложения по компенсации ущерба зеленым насаждениям. V.
Возможность аварийных ситуаций  и  оценка  экологического  риска.  VI.
     Обеспечение организации локального экологического мониторинга.
     
     Примечания:
     1. Исходные  данные  в  виде  таблиц,  карт,   планов,   справок,
технических   условий   и   согласований  оформляют  в  приложениях  к
пояснительной записке по  экологическому  обоснованию.  В  планы  (или
карты)   включают   следующие   графические  документы:  схематический
ситуационный   план   мостового   сооружения   с   нанесением   границ
промышленных  и  селитебных территорий,  охранных и защитных зон,  зон
рекреационного использования;  стройгенплан объекта с  указанием  мест
размещения  источников  загрязнения;  ситуационный  план  с нанесением
основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды и
зон негативного влияния в границах предельно допустимых значений.
     2. Климатическую характеристику получают в  отделе  экологических
расчетов   и   справок   Московского  центра  по  гидрометеорологии  и
наблюдению природной среды;  рыбохозяйственную характеристику  водного
объекта - в Мосрыбводе.  Сведения о фоновых концентрациях загрязняющих
веществ получают:  для атмосферы - в отделе экологических  расчетов  и
справок  (ОЭРС)  Московского  центра по гидрометеорологии и наблюдению
природной среды,  для водных объектов - в Московско-Окском бассейновом
водохозяйственном   управлении   (МОБВУ),  по  шуму  и  вибрации  -  в
Московском         городском          центре          государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.


                                                          Приложение Е

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
                               ПЕРЕЧЕНЬ
           РАСЧЕТОВ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ,
              НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ
                      СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
     
     1. Расчеты  уровня загрязнения атмосферы отработавшими газами при
движении транспортных средств по  мостовому  сооружению  и  от  работы
техники при строительно-монтажных работах.
     При этом выполняют:
     - расчеты  массового  выброса  загрязняющих  веществ атмосферу по
четырем основным примесям -  оксиду  углерода  СО,  оксидам  азота  (в
пересчете  на NО ),  суммарным углеводородам СН и сернистому ангидриду
                2
SО (согласно Методическим указаниям по расчету  массовых  выбросов  от
  2
автотранспорта в городах, НИИАТ, 1997);
     - расчеты  рассеивания  загрязняющих  веществ  в  атмосфере   (по
Методике  расчета  концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ,
содержащихся в выбросах предприятий ОНД - 86  (Госкомгидромет,  1986),
или  по программам,  реализующим основные положения указанной Методики
или Методики, утвержденной ГГО им. А.И. Воейкова).
     Сравнение полученных    результатов   с   предельно   допустимыми
концентрациями (ПДК) выполняют по данным из Перечня  ПДК  загрязняющих
веществ  в  атмосферном  воздухе населенных мест,  N 3086-84 (основной
список) с дополнениями.
     2. Расчеты  уровня  шумового  воздействия  и воздействия вибрации
трассы  на  примагистральную  территорию  и   шума   и   вибрации   от
технологических  процессов  строительства  (при наличии в зоне влияния
мостового сооружения жилой застройки).
     Допустимые уровни  шума  в  помещении  нормированы  в  Санитарных
нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум  на  рабочих  местах,  в  помещениях
жилых  и  общественных  зданий  и на территории жилой застройки",  М.,
1997.
     Расчет прогнозируемого  уровня  шума,  требуемого  его снижения и
расчет экранирующих сооружений выполняют по СНиП 11-12-77  "Защита  от
шума"  (в  т.ч.  по программам,  реализующим основные положения СНиП и
результаты научных исследований).
     Допустимые уровни  шума,  вибрации и требования к звукоизоляции в
жилых и общественных зданиях принимают по МГСН 2.04-97.
     3. Расчет зоны превышения содержания свинца.
     Для расчетов зоны  превышения  содержания  свинца  над  предельно
допустимой  концентрацией  (ПДК)  в  почве примагистральной территории
используют методику Рекомендаций по учету требований охраны окружающей
среды  при  проектировании  автомобильных  дорог и мостовых переходов,
Минтранс, 1995.
     Полученные результаты  сравнивают  с данными по Перечню ПДК и ОДК
химических веществ в почве, Минздрав, 1991.
     4. Расчет  предельно  допустимого  сброса  (ПДС) в водный объект,
определение  уровня  загрязнения  поверхностного  стока  с   мостового
сооружения и со стройплощадок.
     Расчет ПДС в  водный  объект  и  определение  уровня  загрязнения
поверхностного  стока,  а  также необходимость его сбора,  отведения и
очистки  принимают  с  учетом   Правил   охраны   поверхностных   вод,
Госкомприрода, 1991.
     При этом выполняют:
     - расчет  объема годового стока (ливневого,  талого,  моечного) с
мостового   сооружения   или   стройплощадки   (по   СНиП   2.04.03-85
"Канализация. Наружные сети и сооружения");
     - расчет количества загрязняющих веществ,  содержащихся  в  стоке
(удельные  показатели  загрязнения  принимают  по СН 496-77 "Временная
инструкция по  проектированию  сооружений  для  очистки  поверхностных
сточных вод");
     - расчет ПДС  (расчет  выполняют  по  Методическим  указаниям  по
установлению  ПДС  веществ,  поступающих  в водные объекты со сточными
водами,  или по рекомендованным Госкомприродой программам для  расчета
норм ПДС).
     В зависимости  от  категории   водного   объекта   полученные   в
результате  расчетов  концентрации  загрязняющих веществ в контрольном
створе  сравнивают   с   предельно   допустимыми   концентрациями   по
Обобщенному перечню ПДК и ОБУВ вредных веществ в воде водных объектов,
используемых для  рыбохозяйственных  целей,  или  Списку  ПДК  вредных
веществ  в  водных объектах хозяйственно-бытового и культурно-бытового
водопользования.
     
     Примечание. Необходимые   расчеты   и   нормативные    требования
приведены  также  в Инструкции по разработке раздела охраны окружающей
среды проектной документации на стадиях ТЭО и проект (рабочий  проект)
для   строительства   в  Москве,  М.,  1994  и  в  другой  нормативной
документации.

     
                                                          Приложение Ж

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
             МЕТОД УЧЕТА КРУЧЕНИЯ В РАСЧЕТАХ ВНЕЦЕНТРЕННО
                   СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
     
     В сжатой зоне  бетона  при  действии  крутящего  момента  следует
рассмотреть два случая разрушения бетона: от растяжения и от сжатия.
     При этом предельную несущую способность сжатой части  сечения  на
кручение по растяжению следует определять по формуле:
     
                             ----------
                            /   "сигма"     "тау"
                                       вм        "сигма"
              M   = W R  (\/1 - --------- - ------------),
               k1    k bt          R           R
                                    b           bt
      а по сжатию - по формуле:

                           ------------
                          /   "сигма"
                                    вм
             M   = W R (\/1 - ---------).
              k2    k b          R
                                  b

     В приведенных формулах приняты следующие обозначения:
     W - момент сопротивления сжатой зоны сечения при кручении;
      k
     R  , R  -  расчетные  сопротивления  бетона   соответственно   на
      bt   b
растяжение и сжатие, принимаемые по СНиП 2.05.03-84*;
     "сигма"  - среднее сжимающее напряжение в сечении от внецентренно
            вм
приложенной силы;
    "тау"        - касательные напряжения  в   сечении    от  действия
         "сигма"
поперечной силы.

     Для последующих  расчетов  из  двух найденных значений   крутящих
моментов М   и М   следует  принимать  наименьшее  -  М     .      При
          k1    k2                                     k,min
проверке сечения  на внецентренное сжатие с двухосным эксцентриситетом
с учетом действия крутящего момента должны  быть  выполнены  следующие
условия:

                N       M             M       M
                 xy      k             xy      k
               ---- + ------- <= 1 и ----- + ------ <= 1,
                 0                     0
                N      M              M      M
                 xy     k,min          xy     k,min

     где:
     N   и М   - действующие внешние силы при внецентренном сжатии;
      xy    ху
      0     0
     N   и М   -  несущая способность сечения по нормальной    силе  и
      ху    ху
изгибающему моменту;
     М  - действующий в сечении внешний крутящий момент.
      k

     Внецентренно сжатый железобетонный элемент с  внешней   нагрузкой
в виде крутящего момента М  следует армировать с учетом этого момента.
                          k
     При этом  для  коробчатых  сечений  площадь  поперечной  арматуры
(хомутов) в плитном элементе определяют по формуле:
     
                                          M
                                           k
                         A      >= l -----------,
                          s,xom        A R
                                        k s,xom

     а площадь продольной арматуры по формуле:
     
                                   A     R
                                    s,хом s,хом
                     A       >= L ---------------,
                      s,прод        lR
                                      s,прод
     
     где:
     l - шаг хомутов;
     R     , R       -   расчетное   сопротивление   на     растяжение
      s,хом   s,прод
соответственно хомутов и  продольной  арматуры,  принимаемое  по  СНиП
2.05.03-84*;
     L -  периметр  контура  площадью  А /2;  здесь  А  -    удвоенная
                                        k             k
площадь фигуры, ограниченная средней линией замкнутого профиля;
     A     , A       - площадь соответственно хомутов  и    продольной
      s,хом   s,прод
арматуры.

     При расположении  хомутов  под углом 45 градусов к продольной оси
площадь арматуры в элементе определяют по формуле:
     
                                             2M
                                               k
                    A              >= l --------------,
                     s,45 градусов         -
                                         \/2A R
                                             k s,xom
     где:
     l - шаг поперечной арматуры вдоль продольной оси элемента.
     
     Дополнительную продольную   арматуру,   воспринимающую   крутящий
момент, рекомендуется располагать в углах сечения.
     Если касательные напряжения от действующего крутящего момента  >=
0,6  Rbt,  то поперечную арматуру (хомуты) рекомендуется располагать с
шагом,  величина которого не должна превышать минимального значения из
следующих  размеров:  1/2 наименьшего из поперечных размеров элемента;
1/3 наибольшего из поперечных размеров элемента; 20 см.
     Расчеты с учетом кручения по второй группе  предельных  состояний
следует выполнять по СНиП 2.05.03-84*.

     
                                                          Приложение И

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
             ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В СЕЧЕНИЯХ
            КРИВОЛИНЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК В РАСЧЕТАХ
                         НА ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ
     
     Нормальные напряжения   в   сечениях  предварительно  напряженных
криволинейных  пролетных  строений  следует  вычислять  от  нормальных
усилий в предположении упругой работы материала.
     В общем случае нормальные напряжения в бетоне в точке  сечения  с
координатами v, w (рис. И.1 - а) при действии нормальной силы N и
     изгибающих моментов М  и M  определяют по формуле (1):
                          v    w

                         N    M      M
                               v      w
            "сигма"   = --- + -- W + -- V + "сигма"  ,     (1)
                   вu    A    I      I             nm
                               v      w
     
где:
     А, I , I  -  площадь  и  моменты  инерции  поперечного    сечения
         v   w
относительно осей v и w;
     "сигма"  - суммарные изменения напряжений в данной точке сечения,
            nm
вызванные  усадкой,   ползучестью   бетона   и   другими   длительными
действиями.

     При этом напряжения в элементах арматуры  вычисляют  по  формулам
(2) и (2`):

     - для напрягаемой арматуры:

     "сигма"   = "сигма"  - Sum "Дельта" "сигма"  +
            pu          p                       p
         E
          p
       + -- "сигма"  ,                                     (2)
         E         вu
          в

     - для ненапрягаемой арматуры:

                                  E
                                   s
                      "сигма"   = -- "сигма"  ,            (2`)
                             su   E         вu
                                   в

     где:
     "сигма"  - напряжения, отвечающие контролируемому усилию;
          р
     Sum "Дельта" "сигма"  - потери предварительного напряжения;
                         p
     Е , E , Е   -  модули  упругости    напрягаемой,    ненапрягаемой
      р   s   в
арматуры и бетона;
     "сигма" -  напряжение  в  бетоне на уровне центра тяжести сечения
            вu
элемента арматуры.

     При натяжении  арматуры  до  бетонирования величину "сигма"     в
                                                                вu
формулах (2)  и  (2`) следует определять по формуле (1) от воздействия
полных  постоянных  и  временных  нагрузок.  Если  натяжение  арматуры
производится   после  бетонирования,  то  напряжения  "сигма"  следует
                                                             вu
определять от  той части нагрузок,  которую прикладывают к конструкции
после натяжения арматуры.
     Кроме продольных  напряжений  "сигма"  ,  в  сечениях   пролетных
                                          вu
строений следует  определить  нормальные   напряжения  "сигма"       в
                                                             вv
горизонтальной  и  "сигма"   в вертикальной   плоскостях,    вызванные
                          вw
криволинейным расположением напрягаемой или   ненапрягаемой   арматуры
(рис. И.1 - б), а также от предварительного напряжения   хомутов   или
поперечной     арматуры    плит;    "сигма"    и    "сигма"         от
                                           вv              вw
предварительного напряжения  хомутов  или  поперечной арматуры следует
определять по СНиП 2.05.03-84*.
     Распределенные усилия,  передаваемые  бетону  от    криволинейной
арматуры с продольным напряжением "сигма"   -   для   напрягаемой  или
                                         pu
"сигма"   - для ненапрягаемой арматуры, будут равны (рис. И.1 - в):
       su

                     "сигма"  A         "сигма"  A
                            pu p               pu p
               q   = -----------;  q   = ----------- либо
                vp        R         wp       R
                           uv                 uw

                     "сигма"  A        "сигма"  A
                            su p              su p
               q   = -----------; q   = -----------,           (3)
                vp        R        wp        R
                           uv                 uw
где:
     R  , R  , А  -  радиусы  кривизны  продольных осей    арматуры  и
       uv   uw   р
площадь ее поперечного сечения. При этом напряжения "сигма"       (или
                                                           pu
"сигма"  )  необходимо принимать с соответствующими знаками.      Если
       su
арматура  растянута,  то сжимающие усилия q   и  q   направлены       к
                                           vp     wp
центру  кривизны;  при  сжатой  арматуре те же усилия направлены      в
противоположную сторону (см. рис. И.1 - в).

----------------------------------------------------------------------
                             Рисунок И.1
              "Схемы к определению нормальных напряжений
           в криволинейных балках" (а - система координат,
          б - криволинейный участок, в - эпюры напряжений).
----------------------------------------------------------------------

     Под действием усилий q   и  q   в    бетоне   балок     пролетных
                           vp     wp
строений возникают  сжимающие  и  растягивающие нормальные напряжения.
Так  как  арматура  искривляется  в   стенках   или   плитах   несущих
конструкций,    нормальные    напряжения    условно   определяют   для
прямоугольных элементов,  в плоскости которых действуют указанные силы
(см. сечения А-А; Б-Б и В-В на рис. И.1 - в).
     Напряжения "сигма"   и "сигма"   от   сил  q   и  q       следует
                       вv          вw            vр     wp
вычислять по формулам (4):

                        2
                       a                q
                        v   3         |   vp
      "сигма"   = 2q   --- (- l  - a )|- --- ;                (4)
             вv     vp 3    2  v    v |  В
                       l В                w
                        w w

                        2
                       a                  q
                        w    3         |   wp
      "сигма"   = 2q   ---- (- l  - a )|- ---,
             вw     wp  3    2  w    w |  В
                       l В                 v
                        w w

     где:
     a  и a  -  расстояния  от  грани    рассматриваемого    элемента,
      v    w
наиболее удаленной  от  центра  кривизны  криволинейной  арматуры,  до
точки, в которой определяются напряжения;
     В , l , В  и l  -  толщина  и  ширина  прямоугольных    элементов
      v   v   w    w
(см. рис. И.1 - б).

     Члены формулы  (4),  расположенные  за   вертикальной     чертой,
учитывают в  том  случае,  когда  расстояния  а  или  a  больше,   чем
                                               v       w
расстояние от наиболее удаленной грани до арматуры.
     При наличии  в  плите  или  стенке балки нескольких криволинейных
элементов арматуры напряжения по формулам (4)  следует  определять  от
каждого из них, а затем суммировать напряжения.
     При проверке трещиностойкости сечений следует учитывать изменения
няпряжений  в  бетоне  и  арматуре  от ползучести и усадки бетона,  от
длительных деформаций бетона.
     Влияние длительных  деформаций  бетона на нормальные напряжения в
сечениях балок допускается оценивать на основе теории старения.
     В случае    несимметричного   сечения   пролетного   строения   с
произвольно  расположенной  арматурой  (рис.  И.2)  при   усилиях   от
собственного   веса   и   сил  предварительного  напряжения  изменения
напряжений в арматуре  (потери)  от  ползучести  бетона  вычисляют  по
формуле (5):

                          "сигма"
                                 во
     "Дельта" "сигма"   = --------- K,           (5)
                     ap     "ми"
                                с
                               2       2
                            A е     A е
                             в w     в v
     где "ми"  = "ми"  (1 + ----- + -----) -  условный     коэффициент
             с       p        I      I
                               vв     wв
армирования;

            A
             p
     "ми"  = -- - коэффициент армирования;
         p   A
              в
     "сигма"   -  начальное  напряжение  в  бетоне  на уровне   центра
            во
тяжести арматуры;
     e , e  - координаты центра тяжести арматуры площадью   сечения  А
      v   w
относительно центра тяжести бетоного сечения (см. рис. И.2);
     Е  - модуль упругости бетона;
      в
     А  - площадь поперечного сечения конструкции (площадь бетона);
      в
     I  , I   - моменты  инерции бетонного сечения относительно   осей
      vв   wв
v, w;
     E  - модуль упругости арматуры;
      p
     A  - площадь поперечного сечения арматуры;
      p
              -B"фи"
                    t
     K = 1 - e      - коэффициент,  учитывающий  влияние    ползучести
бетона и принимаемый по таблице И.1;
           n"ми"
                с
     B = -----------;
         1 + n"ми"
                  с
         E
          p
     n = --  отношение модулей упругости;
         E
          в
     "фи"  - характеристика ползучести бетона.
         t
     
     Приводится рисунок  И.2  "Схемы  расчета  несимметричного сечения
пролетного строения на длительные воздействия".
     
                                                           Таблица И.1
     
---------------------------------------------------------------
|n|"фи"  = "фи" |Значение коэффициента К при "ми" , равном    |
| |    t       k|                                с            |
| |             |---------------------------------------------|
| |             |0,005|0,01|0,02|0,04|0,06|0,08|0,1 |0,2 |0,3 |
|-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|4|      0      |0    |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      1      |0,02 |0,04|0,07|0,13|0,18|0,21|0,25|0,36|0,42|
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      2      |0,04 |0,08|0,14|0,24|0,32|0,39|0,44|0,59|0,66|
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      3      |0,06 |0,11|0,20|0,34|0,44|0,52|0,58|0,74|0,81|
|-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|6|      0      |0    |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      1      |0,03 |0,06|0,10|0,18|0,23|0,27|0,32|0,42|0,47|
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      2      |0,06 |0,11|0,19|0,32|0,41|0,48|0,53|0,66|0,72|
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      3      |0,08 |0,16|0,27|0,44|0,55|0,62|0,67|0,81|0,86|
|-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
|8|      0      |0    |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      1      |0,04 |0,07|0,13|0,21|0,27|0,32|0,36|0,46|0,51|
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      2      |0,06 |0,14|0,24|0,39|0,48|0,54|0,59|0,71|0,76|
| |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |      3      |0,08 |0,20|0,34|0,52|0,62|0,69|0,74|0,84|0,88|
---------------------------------------------------------------
     
     Изменения напряжений  в  бетоне  сечения  (потери)  в   точке   с
координатами v и w следует определять по формуле (6):
     
                             "сигма"  K          A e
                                    во            в w
      "Дельта" "сигма"   = - ------------- (1 + ------- w +
                      вр        "ми"              I
                                    с              vв
          A e
           в v
      + ------- v).                                              (6)
           I
            wв

     Изменения напряжений в бетоне на уровне центра тяжести  арматуры,
т.е. при w = e и v = e , будут равны:

                         w        v
     Дельта" "сигма"   = -"сигма"  K.
                    вр           во

     Потери напряжений  в арматуре,  вызванные усадкой,  определяют по
формуле (7):
     
                         "эпсилон"  E
                                  ks в
     "Дельта" "сигма"   = ------------- K ,         (7)
                     as       "ми"       s
                                 с
     где:
     K  -  коэффициент,   учитывающий   влияние   усадки   бетона    и
      s
сопровождающей ее ползучести и принимаемый по таблице И.2;
     "эпсилон"   - конечное значение деформации усадки.
             ks
     Изменения напряжений  в  бетоне  сечений  от усадки определяют по
формуле (8):
     
                           "эпсилон"  E K              A e
                                    ks в s              в w
     "Дельта" "сигма"   = - --------------- "ми"  (1 + ---- w +
                     вs         "ми"            p       I
                                    с                    vв
       A e
        в v
     + ---- v).                                              (8)
       I
        wв
     
                                                           Таблица И.2
     
---------------------------------------------------------
|n|"фи" |Значение коэффициента K  при "ми" , равном     |
| |    k|                       s         с             |
| |     |-----------------------------------------------|
| |     |  0,005|0,01|0,02|0,04|0,05|0,1 |0,2 |0,3 |0,5 |
|-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
|4|    0|  0,02 |0,04|0,07|0,14|0,17|0,29|0,44|0,55|0,67|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    1|  0,02 |0,04|0,07|0,13|0,15|0,25|0,36|0,42|0,49|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    2|  0,02 |0,04|0,07|0,12|0,14|0,22|0,29|0,33|0,37|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    3|  0,02 |0,04|0,07|0,11|0,13|0,19|0,24|0,27|0,29|
|-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
|6|    0|  0,03 |0,06|0,11|0,19|0,23|0,37|0,55|0,64|0,75|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    1|  0,02 |0,05|0,10|0,18|0,21|0,31|0,42|0,47|0,53|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    2|  0,02 |0,05|0,10|0,16|0,18|0,25|0,33|0,36|0,39|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    3|  0,02 |0,05|0,09|0,15|0,17|0,22|0,27|0,28|0,30|
|-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
|8|    0|  0,03 |0,07|0,14|0,24|0,29|0,44|0,62|0,71|0,80|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    1|  0,03 |0,07|0,13|0,22|0,25|0,36|0,46|0,51|0,55|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    2|  0,03 |0,07|0,12|0,19|0,22|0,29|0,35|0,84|0,88|
| |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----|
| |    3|  0,03 |0,07|0,11|0,17|0,19|0,24|0,28|0,29|0,30|
---------------------------------------------------------
     

                                                          Приложение К

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
                 ЗНАЧЕНИЯ РЕДУКЦИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
     
                                                           Таблица К.1
     
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|В/l |                                  Значения редукционного коэффициента "ни"* для схем по рис. К.1 - б                                              |
|    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|    |                               Схема N 1                                |                                 Схема N 2                               |
|    |------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------|
|    |          X = 0         |       X = 0,25l       |        X = 0,5l       |         X = 0           |      X = 0,25l        |       X = 0,5l        |
|----|------------------------|-----------------------|-----------------------|-------------------------|-----------------------|-----------------------|
|    |"омега" =  0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" =  0 |"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0   |    1,0     |   1,0     |    1,0    |   1,0     |   1,0     |   1,0     |    1,0      |   1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,05|    0,91    |   0,86    |    0,99   |   0,98    |   0,99    |   0,99    |    0,71     |   0,64    |   0,92    |   0,89    |   0,99    |   0,96    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,10|    0,84    |   0,77    |    0,98   |   0,96    |   0,98    |   0,97    |    0,58     |   0,50    |   0,85    |   0,76    |   0,96    |   0,91    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,20|    0,70    |   0,60    |    0,93   |   0,86    |   0,95    |   0,89    |    0,41     |   0,32    |   0,68    |   0,55    |   0,86    |   0,72    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,40|    0,52    |   0,38    |    0,77   |   0,62    |   0,81    |   0,67    |    0,24     |   0,17    |   0,42    |   0,31    |   0,58    |   0,40    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,60|    0,42    |   0,30    |    0,62   |   0,47    |   0,66    |   0,51    |    0,18     |   0,12    |   0,32    |   0,22    |   0,41    |   0,29    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,80|    0,32    |   0,22    |    0,46   |   0,32    |   0,50    |   0,35    |    0,12     |   0,08    |   0,21    |   0,14    |   0,24    |   0,18    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|1,00|    0,27    |   0,18    |    0,37   |   0,26    |   0,40    |   0,28    |    0,11     |   0,07    |   0,16    |   0,12    |   0,20    |   0,15    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|1,50|    0,17    |   0,12    |    0,20   |   0,16    |   0,21    |   0,17    |    0,09     |   0,06    |   0,11    |   0,09    |   0,15    |   0,11    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|2,00|    0,12    |   0,09    |    0,15   |   0,11    |   0,16    |   0,12    |    0,07     |   0,05    |   0,09    |   0,07    |   0,13    |   0,09    |
|----|------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------|
|B/l |                    Схема N 3                                           |                              Схема N 4                                  |
|----|------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------|
|    |         X = 0          |        X = 0,25l      |        X = 0,5l       |          X = 0          |       X = 0,25l       |       X = 0,5l        |
|----|------------------------|-----------------------|-----------------------|-------------------------|-----------------------|-----------------------|
|    |"омега" =  0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" =  0 |"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0   |    1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |    1,0      |   1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |   1,0     |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,05|    0,89    |   0,85    |   1,0     |   1,0     |   0,96    |   0,92    |    0,76     |   0,68    |   1,0     |   1,0     |   0,88    |   0,82    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,10|    0,82    |   0,76    |   1,0     |   1,0     |   0,92    |   0,86    |    0,62     |   0,54    |   1,0     |   1,0     |   0,79    |   0,70    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,20|    0,68    |   0,61    |   1,0     |   1,0     |   0,84    |   0,77    |    0,45     |   0,38    |   1,0     |   1,0     |   0,63    |   0,52    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,40|    0,52    |   0,44    |   1,0     |   1,0     |   0,70    |   0,60    |    0,27     |   0,21    |   0,92    |   0,76    |   0,44    |   0,32    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,60|    0,44    |   0,36    |   0,94    |   0,88    |   0,61    |   0,49    |    0,20     |   0,16    |   0,69    |   0,56    |   0,34    |   0,24    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|0,80|    0,35    |   0,28    |   0,88    |   0,75    |   0,52    |   0,38    |    0,13     |   0,10    |   0,46    |   0,35    |   0,24    |   0,16    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|1,00|    0,31    |   0,25    |   0,76    |   0,62    |   0,46    |   0,34    |    0,12     |   0,08    |   0,35    |   0,28    |   0,20    |   0,14    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|1,50|    0,22    |   0,12    |   0,52    |   0,37    |   0,33    |   0,23    |    0,09     |   0,06    |   0,20    |   0,16    |   0,12    |   0,08    |
|----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|
|2,00|    0,18    |   0,14    |   0,38    |   0,27    |   0,27    |   0,18    |    0,09     |   0,06    |   0,19    |   0,15    |   0,08    |   0,07    |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Величину  "омега" определяют из  выражения  "омега" =
а /(b x t ) (здесь обозначения приняты по рис.  К.1);  для  консольных
 x   l   l
плит следует вводить множитель, равный 0,85.
     
     Приводится рисунок   К.1   "Схемы   для   определения    значений
редукционных коэффициентов".
     

                                                          Приложение Л

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                        (обязательное)
     
               ХАРАКТЕРНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ И ТОЧКИ
           В ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЕ ПРИ РАСЧЕТЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
     
     1. Расчет на выносливость ортотропной плиты необходимо  выполнять
в зонах, указанных ниже (рис. Л.1):
     А и D - по основному металлу  листа  настила  в  зоне  продольных
сварных швов и стыка поперечных балок;
     В - по основному металлу продольного ребра в зоне пересечения его
с поперечной балкой;
     С - по основному металлу листа настила в зоне поперечных  сварных
швов и стыков продольных ребер;
     Е - по  основному  металлу  листа  настила  в  местах  продольных
угловых  швов  прикрепления  стенки главной балки и по металлу угловых
швов прикрепления стенки главной балки к верхнему поясу;
     F -   по   основному   металлу  вертикального  поперечного  ребра
жесткости в месте его приварки к верхнему продольному ребру  жесткости
главной балки.
     2. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений в расчетах на
выносливость следует принимать по приложению 17 к СНиП 2.05.03-84*.
     3. Для зоны В за  расчетные  необходимо  принимать  напряжения  в
нижней   фибре  продольного  ребра  только  от  местной  нагрузки  при
коэффициенте асимметрии цикла переменных напряжений, равном нулю.

----------------------------------------------------------------------
                             Рисунок Л.1
                 "Расположение зон ортотропной плиты,
                   рассчитываемых на выносливость".
----------------------------------------------------------------------

     
                                                          Приложение М

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)

                РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ НА ВИХРЕВОЕ
                   ВОЗБУЖДЕНИЕ (ВЕТРОВОЙ РЕЗОНАНС)
     
     Критическую скорость  ветра,  при  которой  возникают резонансные
колебания сооружения в направлении, перпендикулярном ветровому потоку,
следует  определять  в  зависимости  от  отношения  ширины  пролетного
строения в уровне нижних поясов - в (м) к  высоте  сечения  d  (м)  по
одной из ниже приведенных формул:
     
                         d                   в
               V   = 6,5 -               для - < 5,0;
                kp       T                   d
     
                          в                       в
               V   = (1,1 - + 1)         для 5 <= - < 10;
                kp        T                       d
     
                        d                    в
               V   = 12 -                для - >= 10,
                kp      T                    d

     где Т - период собственных колебаний конструкции по i-й форме.

     Амплитуду интенсивности  динамической  силы  F (z),   Н/м,      с
                                                 i
координатой вдоль  пролетного  строения Z при колебаниях сооружения по
i-й форме допускается определять по формуле:

                  F (z) = F  ,"альфа" (z),
                   i       oi        i
где:
     F   =  C q    d - амплитуда интенсивности силы на конце   консоли
      oi     y kp,i
или в середине пролета;
                    2
     q     =  0,613V     -  скоростной напор,    Па,   соответствующий
      kp,i          kp,i
критической скорости V    ;
                      kp,i
     C  - коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,5, -   для
      y
элементов с поперечными сечениями,  имеющими угловые точки, 0,25 - для
элементов круговой формы;
     "альфа" (z) - относительная  ордината  i-й     формы  собственных
            i
колебаний  (если    принять   коэффициенты распределения амплитуд  i-й
формы  колебаний в виде "альфа"   = y  /y   и   положить   y   =    1,
                               ij    ij  in                 in
то "альфа"   = y  ).
          ij    ij
     Для консолей постоянного сечения допускается учитывать в расчетах
только первую форму собственных колебаний.
     Резонансные усилия  и  перемещения  конструкции   в   сечении   с
координатой Z определяют по формуле:

                            "пи"
                x   (z) = -------- x (z),
                 рез      "дельта"  с

где:
     x (z) -  прогиб,  изгибающий  момент  или  поперечная   сила   от
      с
статически  приложенной  ветровой нагрузки F (z),     вычисленной  для
                                            i
v = v  ;
     кр
     "дельта" -  логарифмический  декремент   колебаний,   принимаемый
равным:  0,05  -  для железобетонных конструкций,  0,03 - для стальных
конструкций и 0,04 - для сталежелезобетонных конструкций.

     Расчетные суммарные усилия и перемещения элементов  при  проверке
на резонанс допускается определять по формуле:

                      -----------------------
                     / 2                  2
            x(z) = \/ x   (z) + [x (z) + x (z)],
                       рез        c       д

     где:
     x (z) и  x (z) - перемещение,  изгибающий момент или   поперечная
      д        c
сила соответственно  от  динамической и статической ветровой нагрузки,
соответствующей q    .
                 кр,i

     
                                                          Приложение Н

                                                        к МГСН 5.02-99
                                                       (рекомендуемое)
     
           РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ НА КРУТИЛЬНЫЙ ФЛАТТЕР

     Критическую скорость ветра V , при которой возникает  флаттер,  в
                               ф
общем случае следует определять из уравнения (1):

              l               2              2   l              2
          EI "Int." ("Тета"``) dz + (GI  - Nr ) "Int." ("Тета"`) dz
      2     w 0                        k         0
     V  = ---------------------------------------,              (1)
      ф         2
              2S    1       2    l           2
           (mr -- + -- "ро"B K )"Int." "Тета" dz
                2   2         m  0
               B

где:
       B"омега"
                ф
    S = ---------  -  параметр,  отражающий     зависимость      между
           V
            ф
характеристиками  флаттера:  критической  скорости   ветра     V     и
                                                                ф
круговой  частотой  колебаний  пролетного  строения    "омега"     при
                                                              ф
ширине конструкции  В.  Значения  S  для  сечения  в    виде    узкого
прямоугольника  в зависимости от отношения крутильной ("омега" )     к
                                                              k
изгибной  ("омега" )  частоте  собственных    колебаний     пролетного
                  и
строения дана на рис. H.1 - a;
     "Тета"(z) -   аппроксимирующая   функция,   задаваемая  с  учетом
граничных условий при кручении пролетного строения.

     "Int." - интеграл.

     Пояснения к остальным обозначениям приведены к формуле (2).
     При определении  V  по  уравнению  (1)  для  висячих  мостов    к
                     ф                                        2
выражению в скобках (GI  - Nr ) следует добавлять слагаемое     Нв /2,
                       k     2
где Н  - распор,  а в - расстояние между подвесками поперек пролетного
строения.
     Для консольной  балки  длиной  l  критическую скорость ветра   V
определяют по формуле (2):                                           ф

                       ------------------------------------
                      /                        2     2
             "пи"    /     2GI       EI    "пи"    Nr
                    /          k       w
        V  = ---   / -------------- (--- x ----- - ---- + 1),  (2)
         ф        /                           2
             2lB\/   "альфа" "ро"K   GI     4l     GI
                                  m    k             k
где:
     EI  и GI  - жесткости сечения балки (стержня) при кручении;
       w     k
     N - сжимающая сила в балке (стержне);
                        2
                 кгс x с
    "ро" = 0,121 ------- - плотность воздуха;
                    4
                   м
    К  -  производная  от  коэффициента   аэродинамического   момента,
     m
определяемая опытным  путем.  Для  сечения  в виде тонкой пластины К =
                                                                    m
1,6;
          I  + I
      2    x    y
     r  = -------, здесь I , I  и A - соответственно моменты   инерции
             A            x   y
и площадь поперечного сечения;
     В - ширина поперечного сечения;
                        2 2            2
                     2mr S      кгс x c
     "альфа" = 1 + --------; m [--------]   -      погонная      масса
                          4         2
                   "ро"K B         м
                        m
пролетного строения (m = q/g).

     Для висячего моста с центральным пролетом l и величиной распора Н
критическую скорость ветра определяют по формуле (3):

              -------------------------------------------
             /   2GI       EI      2    2      2       2
     n"пи"  /       k        w    n "пи"     Нв      Nr
V  = ----  /------------- (---- x ------- + ----- - ---- + 1), (3)
 ф   lB  \/                           2
            "альфа" "ро"K   GI       l       2GI     GI
                         m    k                 k      k
     где n = 1,  2,  3... - порядковый номер форм колебаний пролетного
строения.

     Остальные обозначения приведены к формуле (2).
     В формуле (3) сжимающая сила N,  действующая на балку  жесткости,
может   равняться  нулю  или  величине  распора  Н  в  зависимости  от
конструкции моста.  При Н = 0 из  формулы  (3)  получают  формулу  для
свободно опертой балки.
     Формулы (2)  и  (3)  применяют  для  сечений   в   виде   тонкого
прямоугольника.   Для   других  форм  поперечного  сечения  пролетного
строения к критической скорости  ветра,  вызывающей  флаттер  V  ,  по
                                                               ф
формулам  (2)  и  (3)  следует  вводить множитель - коэффициент формы,
величина  которого  с  учетом  данных  экспериментальных  исследований
приведена на рисунке Н.1 - б.
     Согласно требованию   п.  2.24  СНиП  2.05.03-84*  величина  V  ,
                                                                   ф
полученная из уравнения (1) или  по  формулам  (2)  и  (3),  с  учетом
коэффициента  формы  должна  быть  больше максимальной скорости ветра,
возможного в районе расположения моста, не менее чем в 1,5 раза.

     Приводится рисунок H.1 "Значения параметров при расчете пролетных
строений на крутильный флаттер":  (а - графические  зависимости  между
                                                  k
параметром S и величиной отношения "омега" --------;
                                           "омега"
                                                  u

     б - величина параметра "эта" (коэффициента формы)  для  пролетных
строений с характерными формами поперечного сечения).


                                                          Приложение П

                                                       (рекомендуемое)
     
                               МЕТОДИКА
              РАСЧЕТА ПРЕДЕЛЬНОЙ ДЛИНЫ СЕКЦИИ СУХОТРУБА
     
               (введена изменениями и дополнениями N 1
                    к МГСН 5.02-99 от 29.03.2005)
     
     Определение предельной  (максимальной  допустимой)  длины  секции
сухотруба следует проводить по двум критериям:
     - обеспечение незамерзания головной части потока;
     - обеспечение  требуемого  напора  на пеногенераторах на проезжей
части мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления.
     
          Определение предельной длины сухотруба из условия
            обеспечения незамерзания головной части потока
     
     Определение предельной  длины  сухотруба  по критерию обеспечения
незамерзания головной части потока проводится по методике, приведенной
в работе [1].

     Предельная длина сухотруба, L    определяется по формуле:
                                     пр1
     
                         WC "ро" d    t
                           ж    ж      ж, вх
                  L    = --------- ln ------,
                   пр1    4"альфа"      t
                                         ж, пр
     
     где:
     величина   местного   коэффициента  теплоотдачи  от   жидкости  к
                               -2   -1
стенке трубы "альфа",    Вт x м  x K   определяется по формуле:


                         "ламбда"         0,8
                                 ж   Wd         0,68
         "альфа" = 0,011 ---------- (-----)   Pr    ,
                              d      "ни"       ж
                                         ж

                                                                  -1
    W -  линейная  скорость течения жидкости в сухотрубе  (м  x  с  ),
вычисляемая по формуле:

                            W = 4Q/"пи"d2,

                                                                   -1
     Q - массовая скорость течения жидкости в сухотрубе, куб. м x с  ;
     d - диаметр сухотруба, м;
                                                 -1    -1
     C  - удельная теплоемкость жидкости, Дж x кг   x K  ;
      ж
     "ро" - плотность жидкости, принимаемая для воды равной 1000 кг x
         ж
 -3
м  ;
     t      - температура жидкости на входе в сухотруб, град. C;
      ж, вх
     t      - предельная температура жидкости,  принимаемая  для  воды
      ж, пр
равной 1 град. C;
                                                                  ж
                                                             -1    -1
     "ламбда" - коэффициент теплопроводности жидкости, Вт x м   x K  ;

     Pr  - критерий Прандтля для жидкости;
       ж
     "ни"  -    коэффициент    кинематической     вязкости    жидкости
         ж
            -1
(кв. м x с  ), определяемый по формуле:

                       "ни"  = "ми" /"ро" ,
                           ж       ж     ж

     где:                                             -2
     "ми"  - динамическая вязкость жидкости, Н x с x м  .
         ж

     Значения теплофизических величин  C ,   "ламбда" ,  "ми" , "ни" ,
                                        ж            ж       ж      ж
Pr  для воды принимаются в соответствии с  таблицей    при    значении
  ж
температуры t  = (t      + t     )/2.
             ж     ж, вх    ж, пр

                                                               Таблица

------------------------------------------------------------------
|t ,  |C ,         |"ламбда" ,  |          -6 |"ни"  x    |Pr    |
| ж   | ж          |        ж   |"ми"  x 10  ,|    ж      |  ж   |
|град.|       -1   |      -1    |    ж        |    -6     |      |
|C    |Дж x кг   x |Вт x м   x  |         -2  |x 10  ,    |      |
|     |   -1       |   -1       |Н x с x м    |         -1|      |
|     |x K         |x K         |             |кв. м x с  |      |
|-----|------------|------------|-------------|-----------|------|
|  0  |    4212    |    0,551   |    1788     |   1,789   | 13,67|
|-----|------------|------------|-------------|-----------|------|
| 10  |    4191    |    0,574   |    1306     |   1,306   |  9,52|
|-----|------------|------------|-------------|-----------|------|
| 20  |    4183    |    0,599   |    1004     |   1,004   |  7,02|
|-----|------------|------------|-------------|-----------|------|
| 30  |    4174    |    0,618   |     801,5   |   0,805   |  5,42|
|-----|------------|------------|-------------|-----------|------|
| 40  |    4174    |    0,635   |     653,3   |   0,659   |  4,31|
------------------------------------------------------------------

          Определение предельной длины сухотруба из условия
           обеспечения требуемого напора на пеногенераторах
           на проезжей части мостового сооружения с учетом
                    гидравлического сопротивления

     Определение предельной длины сухотруба для обеспечения требуемого
напора  на  пеногенераторах  на  проезжей  части  мостового сооружения
проводится из условия:

                    h    - h      = Z + h    ,                 (1)
                     пнс    пеног        гидр

     где:
     h    - напор, обеспечиваемый пожарной насосной станцией, м;
      пнс
     h      - необходимый напор на пеногенераторе, м;
      пеног
     Z - высота вертикального столба жидкости в сухотрубе, м;
     h     -  потеря  напора  в  сухотрубе     из-за   гидравлического
      гидр
сопротивления, определяемая по зависимости [2]:

                                       2
                  h     = "ламбда"L   W /(2gd),
                   гидр            пр2

     где:
     "ламбда"- гидравлический  коэффициент  трения,  определяемый   из
рисунка  в  зависимости от числа Рейнольдса (Re = Wd/"ни" ),  диаметра
                                                         ж
трубопровода d и шероховатости трубы "Дельта" [2].

     Предельная длина сухотруба (L   , м) определяется по формуле:
                                  пр2

                                          2gd
             L    = (h    - h      - Z)----------,
              пр2     пнс    пеног              2
                                       "ламбда"W

     где:
                  -2
     g = 9,8 м x с   - ускорение свободного падения.

     Пример. Определить  предельную  длину секции сухотруба для подачи
воды (раствора пенообразователя) на  мостовое  сооружение  из  условия
обеспечения  требуемого  напора  на  пеногенераторах на проезжей части
мостового сооружения,  а также незамерзания головной части потока  для
следующих значений исходных данных:
                 -1
     Q = 60 л x с  ;  d = 0,1 м;  t      = 9 град. C;  h    = 100 м;
                                   ж, вх                пнс
h      = 60 м; Z = 10 м.
 пеног
     Значение эквивалентной абсолютной шероховатости для труб "Дельта"
= 0,05.
     Расчет. Из таблицы для t   =  5  град.  C   определяем   значения
                           ж
                                            -1    -1
теплофизических  величин  C   = 4202 Дж x кг   x K  ;  "ламбда"      =
                           ж                                       ж
              -1     -1                            -6              -1
= 0,563 Вт x м   x  K  ;  "ни"     =    1,55  x  10    кв.  м  x  с  ;
                              ж
Pr  = 11,6.
  ж
     Рассчитываем значения   линейной   скорости  течения  жидкости  в
сухотрубе W и числа Рейнольдса Re:

                 2              -3            2              -1
     W = 4Q/"пи"d  = 4 x 60 x 10  /("пи" x 0,1 ) = 7,64 м x с   ;

                                            -6           5
        Re = Wd/"ни"  = 7,64 x 0,1/1,55 x 10   = 4,9 x 10 .
                    ж

   Определяем значение "альфа":

                         "ламбда"         0,8
                                 ж   Wd          0,68
         "альфа" = 0,011 --------- (-----)    Pr      =
                              d     "ни"        ж
                                        ж
                                      0,8
                   0,563  7,64 x 0,1          0,68
           = 0,011 ----- (-----------)    11,6     =
                    0,1            -6
                          1,55 x 10
                                      -2    -1
                      = 11747,4 Вт x м   x K  .

     Определяем значение  предельной  длины   сухотруба   из   условия
обеспечения незамерзания головной части потока L   .
                                                пр1
     
                             WC "ро" d      t
                               ж    ж        ж, вх
                     L    = ------------ ln ------ =
                      пр1     4"альфа"      t
                                             ж, пр
                                    3
                   7,64 x 4202 x 10  x 0,1    9
                 = ----------------------- ln - = 150 м.
                           4 x 11747,4        1
     
                                  5
     Из рисунка для Re = 4,9 x  10  и  d/"Дельта"  =  2000  определяем
значение  гидравлического  коэффициента  трения  сухотруба  "ламбда" =
0,017.
     Рассчитываем значение   предельной  длины  сухотруба  из  условия
обеспечения требуемого напора на  пеногенераторах  на  проезжей  части
мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления L    .
                                                             пр2
     
                                    2gd
     L    = (h    - h      - Z) ---------- =
      пр2     пнс    пеног               2
                                "ламбда"W

                        2 x 9,8 x 0,1
      = (100 - 60 - 10) ------------- = 60 м.
                                    2
                        0,017 x 7,64

     Таким образом,   для   приведенных   значений   исходных   данных
предельная  длина секции сухотруба определяется из условия обеспечения
требуемого напора  на  пеногенераторах  на  проезжей  части  мостового
сооружения и составляет 60 м.
     
                   Список литературы к приложению П
     
     1. Тушение   нефти   и  нефтепродуктов:  Пособие/Безродный  И.Ф.,
Гилетич А.Н. и др. - М.: ВНИИПО, 1996 - 216 с.
     2. Тепло-    и    массообмен.    Теплотехнический    эксперимент:
Справочник/Е.В.  Аметистов,  В.А.  Григорьев и др.  - М.: Энергоиздат,
1982.
     3. Исаченко В.П. и др. Теплопередача. Учебник для вузов. Изд. 3-е
перераб. и доп. М., "Энергия", 1975. 17.
     

Страницы: 1  2  3  


Оглавление