телефонной связью и выводом сигнала о пожаре по радиоканалу на ЦУС ("01") Государственной противопожарной службы. Организация диспетчерской службы должна предусматривать постоянное круглосуточное присутствие людей. Автостоянки 10.13. Не допускается устройство обособленных боксов и сетчатых ограждений для выделения мест хранения легковых автомобилей в следующих случаях: - для автостоянок, использующих конструкции мостовых сооружений; - для верхних ярусов автостоянок независимо от их конструктивного исполнения. 10.14. Над проемами верхнего яруса открытых автостоянок, как правило, следует предусматривать устройство защитных козырьков из негорючих материалов шириной не менее 1 м. Производственные участки дорожно-эксплуатационных служб 10.15. Размещение производственных и складских помещений категорий взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В1 по НПБ 105-95 в сооружениях подэстакадного пространства предусматривать не следует. В сооружениях подэстакадного пространства допускается предусматривать размещение предприятий по мелкому ремонту и обслуживанию автомобилей. При этом запрещается размещение участков малярных работ, газосварочных работ, зарядки аккумуляторов и т.п. В сооружениях подэстакадного пространства допускается предусматривать размещение участков хранения дорожной техники. Проектирование указанных участков должно осуществляться в соответствии с ВСН 01-89. 10.16. Предусматривать в качестве второго эвакуационного выхода со второго и выше расположенных этажей сооружения наружных лестниц не допускается. Сооружения общественного назначения 10.17. При проектировании следует выделять следующие группы помещений: Пассажирская зона - комплекс помещений, направленных на обслуживание пассажиров транспортных (пересадочных) узлов. Включает пешеходные переходы между остановочными пунктами, кассовые помещения, помещения обогрева пассажиров, медицинские пункты, опорные пункты охраны порядка. В пассажирской зоне допускается размещение торговых киосков, предприятий бытового обслуживания населения и обменных пунктов без торговых залов и помещений для посетителей. Торгово-бытовая зона - комплекс помещений предприятий розничной торговли, предприятий общественного питания, предприятий бытового обслуживания населения и банковских учреждений с торговыми, обеденными залами и помещениями для посетителей, а также связанных с ними служебно-бытовых и технических помещений. Помещения торгово-бытовой зоны следует отделять от примыкающих групп помещений общественного назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. Для торговых залов и помещений для посетителей допускается предусматривать входы с самозакрывающимися дверями из общего вестибюля при условии устройства самостоятельных эвакуационных выходов из торгового зала без учета выходов через общий вестибюль. Административная зона - комплекс административных помещений, в которых размещается администрация транспортного узла. 10.18. Устройство многосветных пространств в сооружениях подэстакадных пространств не допускается. 10.19. В торгово-бытовой зоне не допускается размещение: - магазинов по продаже легковоспламеняющихся материалов, горючих жидкостей (масел, красок, растворителей и т.п.), а также товаров хозяйственно-бытового назначения в аэрозольной упаковке; - предприятий бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества; - пунктов приема вторичного сырья от населения; - складских помещений с хранением взрывоопасных материалов, ЛВЖ, ГЖ, товаров в аэрозольной упаковке. В складских помещениях удельная временная пожарная нагрузка не должна превышать 2200 мДж/кв. м. 10.20. Использование наружных лестниц для эвакуации из помещений торгово-бытовой и административной зон не допускается. 10.21. Устройство открытых лестниц, связывающих этажи в торгово-бытовых зонах, не допускается. Лестницы в пассажирской зоне, служащие для пересадки пассажиров, могут быть открытыми. Инженерные решения противопожарной защиты 10.22. Все сооружения подэстакадных пространств, включая автостоянки закрытого и открытого типа, а также существующие здания независимо от площади и этажности следует защищать спринклерными установками пожаротушения. Защите подлежат все помещения, кроме лестничных клеток, санузлов и других помещений с мокрыми процессами, а также венткамер, насосных, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования, в которых отсутствуют сгораемые материалы. 10.23. При проектировании внутреннего противопожарного водопровода необходимо предусматривать устройство сухотрубов для подсоединения пожарной техники, подключенных в систему через обратные клапаны. 10.24. Для сооружений подэстакадных пространств следует предусматривать систему оповещения о пожаре 3-го типа по НПБ 104-95. 10.25. Необходимо предусматривать автоматическое включение системы оповещения о пожаре в отсеке его возникновения при срабатывании пожарной автоматики. 10.26. Решение о включении систем оповещения в случае возникновения пожара на проезжей части мостового сооружения, а также в отсеках подэстакадных пространств, за исключением отсека возникновения пожара, принимается диспетчером на основании утвержденной инструкции. Приложение А к МГСН 5.02-99 (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ СНиП 2.05.03-84* "МОСТЫ И ТРУБЫ" 1. Раздел "Область применения" 1. В п. 1.1 расширена область применения норм. 3. Раздел "Общие требования" В подразделе "Общие указания" введено требование по расчетному сроку службы сооружений - п. 3.3; оговорены условия проектирования и сравнения вариантов - пп. 3.1, 3.2, 3.5-3.7. В подразделе "Градостроительно-планировочные требования" оговорены общие положения - пп. 3.8-3.11; применительно к условиям г. Москвы приведены требования по расположению сооружений в плане и продольном профиле - п. 3.12; по ширине сооружений и их элементов - пп. 3.13-3.17; по высотным габаритам - пп. 3.18-3.19 (в частности, увеличена минимальная высота габарита проезда под путепроводами - п. 3.18); подходам - пп. 3.20-3.22; по ограждениям - пп. 3.23-3.25; расположению линий рельсового и городского пассажирского транспорта - пп. 3.26-3.28 (в частности, разрешено размещение остановочных пунктов на мостах и эстакадах в "карманах" - п. 3.27); прокладке инженерных коммуникаций - пп. 3.29-3.33 (по существу, запрещается прокладка коммуникаций под тротуарами - п. 1.30); обеспечению безопасности дорожного движения - пп. 3.34-3.36; транспортным развязкам в разных уровнях - пп. 3.37-3.44 (вновь введенные требования). В подразделе "Деформации" ужесточено требование по прогибам стальных и сталежелезобетонных пролетных строений - п. 3.45. Впервые сформулированы архитектурные и экологические требования - соответственно пп. 3.46-3.52 и 3.53-3.56. Подраздел "Эксплуатационные требования" расширен по сравнению с действующими нормами - пп. 3.57-3.62 (в частности, введено требование о разработке паспорта сооружения - п. 3.60). 4. Раздел "Нагрузки и воздействия" Раздел содержит пп. 4.1-4.5. Здесь, учитывая необходимость повышения надежности и долговечности мостов, а также интеграции с европейскими странами, введена новая (увеличенная) нормативная временная нагрузка; уточнены нагрузки на тротуары и перила мостов; оговорены условия загружения на транспортных развязках; уточнены коэффициенты трения для опорных частей и углы рассеивания пятна нагружения от колеса. 5. Раздел "Требования к материалам, расчеты и конструирование железобетонных, стальных и сталежелезобетонных конструкций" В подразделе "Железобетонные конструкции" с учетом накопленного опыта повышены требования к материалам - бетону, железобетону и арматуре - пп. 5.1-5.5; уточнены расчетные и конструктивные требования к железобетонным пролетным строениям, в частности, к монолитным конструкциям, к железобетонным конструкциям транспортных развязок; на основании опыта применения уточнены минимальные толщины элементов и величины защитного слоя арматуры - пп. 5.6-5.33. В подразделе "Стальные конструкции" расширены расчетные и конструктивные требования, в т.ч. уточнена методика расчета на выносливость, впервые сформулированы общие требования по антикоррозионной защите стальных конструкций - пп. 5.34-5.39. В подразделе "Сталежелезобетонные конструкции" расширены расчетные конструктивные требования, направленные на повышение долговечности конструкций, - пп. 5.40-5.46. 6. Раздел "Основания, фундаменты, опоры и подпорные стены" В подразделе "Основания, фундаменты и опоры" на основании практики возведения и проектирования опор и фундаментов, в том числе на МКАД, уточнены и расширены требования к инженерно-геологическим изысканиям, расчету, материалам и конструкции фундаментов и опор применительно к условиям строительства в г. Москве. Указанные дополнения содержатся в подподразделах: "Основные положения" - пп. 6.1-6.4; "Нормативные и расчетные значения характеристик грунтов" - пп. 6.5-6.7; "Подземные и поверхностные воды" - пп. 6.8-6.9; "Выбор оснований и типов фундаментов" - пп. 6.10-6.11; "Расчеты несущей способности оснований и фундаментов" - пп. 6.12-6.21; "Материалы" - п. 6.22; "Общие указания по конструированию" - пп. 6.23-6.27; "Конструирование фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов" - пп. 6.28-6.36; "Особенности проектирования фундаментов в карстово-опасной зоне" - пп. 6.37-6.41. Требования, изложенные в подразделе "Подпорные стены" - пп. 6.42-6.65, сформулированы впервые. 7. Раздел "Транспортные и пешеходные развязки" Раздел содержит подразделы: "Транспортные развязки" - пп. 7.1-7.8; "Пешеходные мосты" - пп. 7.9-7.16; "Пешеходные сооружения тоннельного типа" - пп. 7.17-7.37; "Транспортные сооружения тоннельного типа" - пп. 7.38-7.60. Требования, изложенные в этих подразделах, сформулированы впервые. 8. Раздел "Вантовые мосты" Требования этого раздела - пп. 8.1-8.9 сформулированы впервые. 9. Раздел "Мостовое полотно и опорные части" Требования, изложенные в разделе, в целом основаны на опыте проектирования и сооружения мостов при реконструкции МКАД; они дополняют и расширяют требования существующих норм по одежде ездового полотна - пп. 9.1-9.7; отводу воды и дренажу - пп. 9.8-9.12; конструкции деформационных швов - пп. 9.14-9.19; ограждающим элементам мостового полотна - пп. 9.20-9.24; опорным частям - пп. 9.25-9.30. Здесь впервые сформулированы требования к гидроизоляции мостового полотна - п. 9.4; дренажу - пп. 9.10-9.11; установке конструкций деформационных швов - п. 9.19; типу применяемых ограждений - п. 9.20; к опорным частям, в том числе для криволинейных в плане пролетных строений, - п. 9.28. Приложение Б к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ ЧАСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ И МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ Таблица Б.1 ------------------------------------------------------------------- |N |Вид частей и элементов сооружений (конструкций) |Срок службы,| |п/п| |лет | |---|------------------------------------------------|------------| | 1 | 2 | 3 | |---|------------------------------------------------|------------| |1. |Фундаменты: | | |---|------------------------------------------------|------------| | |- на буровых столбах диаметром 1 м и более | 120 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- на забивных железобетонных сваях | 100 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- мелкого заложения | 90 | |---|------------------------------------------------|------------| |2. |Опоры: | | |---|------------------------------------------------|------------| | |- массивные из бетона естественного твердения | 100 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- массивные сборно-монолитные | 90 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- стенчатые монолитные железобетонные | 90 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- стоечные сборные | 70 | |---|------------------------------------------------|------------| |3. |Пролетные строения: | | |---|------------------------------------------------|------------| | |- стальные из низколегированных сталей | 100 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- стальные из углеродистых сталей | 80 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- железобетонные монолитные | 100 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- железобетонные сборные | 70 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- железобетонные сборно-монолитные | 80 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- сталежелезобетонные с монолитной плитой | 100 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- сталежелезобетонные со сборно-монолитной | | | | плитой | 90 | |---|------------------------------------------------|------------| |4. |Опорные части: | | |---|------------------------------------------------|------------| | |- стальные литые | 100 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- стальные из проката | 80 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- из полимерных материалов, в том числе | | | | резинометаллические | 20 | |---|------------------------------------------------|------------| |5. |Подпорные стены: | | |---|------------------------------------------------|------------| | |- массивные бетонные | 90 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- железобетонные монолитные | 90 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- сборно-монолитные | 70 | |---|------------------------------------------------|------------| |6. |Мостовое полотно в целом | 20 | |---|------------------------------------------------|------------| | |Отдельные элементы: | | |---|------------------------------------------------|------------| | |- тротуары железобетонные сборно-монолитные | 40 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- перильные ограждения: | | | | стальные, в т.ч. чугунные | 40 | | | железобетонные | 20 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- барьерные ограждения | 10 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- деформационные швы | 10 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- асфальтобетонное покрытие | 10 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- гидроизоляция | 20 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- система водоотвода, в т.ч. дренаж | 10 | |---|------------------------------------------------|------------| |7. |Сопряжение с насыпью (в целом): | 40 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- укрепление конусов | 30 | |---|------------------------------------------------|------------| | |- дренаж у устоев, подпорных стен | 40 | ------------------------------------------------------------------- Примечание. За прогнозируемый срок службы принят период функционирования частей и элементов сооружения без ограничения по эксплуатации при условии обеспечения нормально текущего содержания и выполнения ремонта. Приложение В к МГСН 5.02-99 (обязательное) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОСТОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Таблица В.1 ----------------------------------------------------------------------------- | Вид воздействий |Строительство|Эксплуатация | | | |------------------------| | | |Мост |Движение | | | |(как |по мосту | | | |инженерное |транспортных| | | |сооружение)|средств | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---------------------------------------------------------------------------| | На природу | |---------------------------------------------------------------------------| | Видоизменение ландшафта | | + <1> | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Внедрение в геоморфологическое | + | + | | | строение (оползни, осыпи и т.п.) | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение условий поверхностного | | + | | | стока | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение естественного уровня | | + | | | протекания грунтовых вод | | | | | (осушение, переувлажнение почв) | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение гидрологического режима | | + | | | и сечения реки (изменение береговой| | | | | линии, активизация русловых | | | | | процессов и т.д.) | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение условий среды обитания | + | + | + | | растений, животных и рыб | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение и запыление воздушной | | | + | | среды и почвы, шумовое воздействие,| | | | | вибрация от потока транспортных | | | | | средств | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение водных объектов | | | + | | поверхностным стоком с мостового | | | | | сооружения | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение и запыление воздушной | + | | | | среды, почвы, поверхностных и | | | | | грунтовых вод от различных видов | | | | | строительных работ, машин и | | | | | механизмов на стройплощадках | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение и сужение русла реки | + | | | | при строительстве опор | | | | |---------------------------------------------------------------------------| | На объекты хозяйственной деятельности | |---------------------------------------------------------------------------| | Нарушение функционирования | + | + | | | коммуникаций | | | | |---------------------------------------------------------------------------| | На социальную среду | |---------------------------------------------------------------------------| | Снос строений, переселение, | + | | | | связанное с отводом земель под | | | | | строительство | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нанесение ущерба памятникам | + | | | | истории, культуры и объектам | | | | | археологии | | | | ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Знаком "+" отмечены виды воздействий, учитываемые при проведении экологического обоснования на стадиях строительства и эксплуатации моста. Приложение Г к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ОВОС "ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" В состав и содержание раздела рекомендуется включать: 1. Оценку современного состояния окружающей среды: - оценку современного состояния природной окружающей среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир); - оценку существующей техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды; - оценку современной социальной обстановки. 2. Ориентировочную количественную оценку воздействия моста на окружающую среду по каждому варианту размещения: - характеристику мостового перехода; - оценку воздействия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия; - оценку возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций; - оценку возможных мероприятий по предотвращению (минимизации) воздействий; - разработку системы локального мониторинга. 3. Эколого-экономическую оценку инвестиций в строительство мостового перехода: - оценку экологического и экономического ущерба для природной среды при различных вариантах размещения мостового перехода; - альтернативную оценку стоимости природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения. 4. Выбор варианта размещения мостового перехода с экологической позиции. 5. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС). Приложение Д к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ООС "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" В состав и содержание раздела рекомендуется включать: I. Краткий анализ состояния окружающей среды на территории предполагаемого строительства: 1.1. Природные условия: - климатическая характеристика (тип климата, метеорологические показатели, определяющие условия рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере: температурный режим, средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца, температурные инверсии, их повторяемость и продолжительность, среднее количество осадков за год, их распределение в течение года, ветровой режим, средняя скорость ветра по направлениям, повторяемость штилей, скорость ветра по средним многолетним данным, повторяемость которой составляет 5% - u*, коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, коэффициент рельефа местности); - ландшафтная характеристика территории; - геоморфологические условия (тип рельефа, абсолютные отметки и относительные высоты); - геологическое строение и гидрогеология района; - гидрологические условия (уровни водных объектов минимальные, максимальные расчетной обеспеченности, ледовый режим, толщина льда, сроки замерзания и вскрытия водоема, гидравлические элементы потока: ширина, глубина, средняя скорость течения на участке пересечения, гидравлический радиус, шероховатость русла, уклон, коэффициент извилистости, характер руслового процесса, характеристика существующего водопользования в зоне размещения мостового сооружения, размеры и границы прибрежных полос и водоохранных зон); - почвенно-растительные условия (тип почв, водопроницаемость, пористость, гранулометрический состав почв, эродированность почвенного покрова, деградированные земли, состояние растительности, состав пород, возраст, полнота, бонитет); - состояние животного мира, в том числе ихтиофауны. 1.2. Хозяйственные аспекты использования территории: - характер антропогенной нагрузки (наличие промпредприятий, существующей транспортной сети, общее влияние хозяйственной деятельности на компоненты природной среды); - фоновые значения показателей загрязнения природных компонентов (атмосферы, в том числе существующих уровней шума; водных объектов, в том числе коэффициент донной аккумуляции веществ; почвы и т.п.). 1.3. Социальная среда: - численность населения района тяготения, качество среды обитания; - данные о наличии памятников истории, культуры, археологии. II. Характеристику намечаемой деятельности: - данные о существующем уровне и перспективной интенсивности движения и составе транспортного потока; - определение типов и характера вероятных воздействий мостового сооружения на окружающую среду - строительные воздействия (временный характер); эксплуатационные воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения; воздействия от передвижных источников (транспорта). III. Прогноз изменения состояния окружающей среды в период строительства и эксплуатации мостового сооружения: - уровень загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспорта по мостовому сооружению и скопления техники при строительно-монтажных работах; то же по запыленности; - уровень шумового воздействия трассы и шума от технологических процессов на примагистральную территорию; - то же для вибрации (в основном для реконструируемых сооружений); - уровень загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок с определением предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект; - оценка влияния строительства мостового сооружения на подземные воды и геологическую среду; - зона превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории; - рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель; - прогнозируемая оценка изменения в растительном покрове, растительности, в животном мире, в том числе ихтиофауне; - эстетические аспекты изменения ландшафта после строительства мостового сооружения; - вопросы обеспечения транспортной доступности и сохранения местных путей сообщения после строительства мостового сооружения; сохранения памятников истории, культуры, объектов археологии (при их наличии). IV. Природоохранные мероприятия, подбор проектных решений и мероприятий по уменьшению негативного влияния мостового перехода на окружающую среду: - посадка защитной полосы зеленых насаждений, устройство шумозащитных экранов, валов, очистных сооружений в пределах водоохранных зон водных объектов и т.п.; - мероприятия по сохранению и защите памятников истории, культуры, археологии; - предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, снос зданий и т.п.; - предложения по компенсации ущерба рыбным запасам; - предложения по компенсации ущерба зеленым насаждениям. V. Возможность аварийных ситуаций и оценка экологического риска. VI. Обеспечение организации локального экологического мониторинга. Примечания: 1. Исходные данные в виде таблиц, карт, планов, справок, технических условий и согласований оформляют в приложениях к пояснительной записке по экологическому обоснованию. В планы (или карты) включают следующие графические документы: схематический ситуационный план мостового сооружения с нанесением границ промышленных и селитебных территорий, охранных и защитных зон, зон рекреационного использования; стройгенплан объекта с указанием мест размещения источников загрязнения; ситуационный план с нанесением основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды и зон негативного влияния в границах предельно допустимых значений. 2. Климатическую характеристику получают в отделе экологических расчетов и справок Московского центра по гидрометеорологии и наблюдению природной среды; рыбохозяйственную характеристику водного объекта - в Мосрыбводе. Сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ получают: для атмосферы - в отделе экологических расчетов и справок (ОЭРС) Московского центра по гидрометеорологии и наблюдению природной среды, для водных объектов - в Московско-Окском бассейновом водохозяйственном управлении (МОБВУ), по шуму и вибрации - в Московском городском центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Приложение Е к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ПЕРЕЧЕНЬ РАСЧЕТОВ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1. Расчеты уровня загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспортных средств по мостовому сооружению и от работы техники при строительно-монтажных работах. При этом выполняют: - расчеты массового выброса загрязняющих веществ атмосферу по четырем основным примесям - оксиду углерода СО, оксидам азота (в пересчете на NО ), суммарным углеводородам СН и сернистому ангидриду 2 SО (согласно Методическим указаниям по расчету массовых выбросов от 2 автотранспорта в городах, НИИАТ, 1997); - расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (по Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД - 86 (Госкомгидромет, 1986), или по программам, реализующим основные положения указанной Методики или Методики, утвержденной ГГО им. А.И. Воейкова). Сравнение полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) выполняют по данным из Перечня ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, N 3086-84 (основной список) с дополнениями. 2. Расчеты уровня шумового воздействия и воздействия вибрации трассы на примагистральную территорию и шума и вибрации от технологических процессов строительства (при наличии в зоне влияния мостового сооружения жилой застройки). Допустимые уровни шума в помещении нормированы в Санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки", М., 1997. Расчет прогнозируемого уровня шума, требуемого его снижения и расчет экранирующих сооружений выполняют по СНиП 11-12-77 "Защита от шума" (в т.ч. по программам, реализующим основные положения СНиП и результаты научных исследований). Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях принимают по МГСН 2.04-97. 3. Расчет зоны превышения содержания свинца. Для расчетов зоны превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории используют методику Рекомендаций по учету требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, Минтранс, 1995. Полученные результаты сравнивают с данными по Перечню ПДК и ОДК химических веществ в почве, Минздрав, 1991. 4. Расчет предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект, определение уровня загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок. Расчет ПДС в водный объект и определение уровня загрязнения поверхностного стока, а также необходимость его сбора, отведения и очистки принимают с учетом Правил охраны поверхностных вод, Госкомприрода, 1991. При этом выполняют: - расчет объема годового стока (ливневого, талого, моечного) с мостового сооружения или стройплощадки (по СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения"); - расчет количества загрязняющих веществ, содержащихся в стоке (удельные показатели загрязнения принимают по СН 496-77 "Временная инструкция по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод"); - расчет ПДС (расчет выполняют по Методическим указаниям по установлению ПДС веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами, или по рекомендованным Госкомприродой программам для расчета норм ПДС). В зависимости от категории водного объекта полученные в результате расчетов концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе сравнивают с предельно допустимыми концентрациями по Обобщенному перечню ПДК и ОБУВ вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, или Списку ПДК вредных веществ в водных объектах хозяйственно-бытового и культурно-бытового водопользования. Примечание. Необходимые расчеты и нормативные требования приведены также в Инструкции по разработке раздела охраны окружающей среды проектной документации на стадиях ТЭО и проект (рабочий проект) для строительства в Москве, М., 1994 и в другой нормативной документации. Приложение Ж к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) МЕТОД УЧЕТА КРУЧЕНИЯ В РАСЧЕТАХ ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В сжатой зоне бетона при действии крутящего момента следует рассмотреть два случая разрушения бетона: от растяжения и от сжатия. При этом предельную несущую способность сжатой части сечения на кручение по растяжению следует определять по формуле: ---------- / "сигма" "тау" вм "сигма" M = W R (\/1 - --------- - ------------), k1 k bt R R b bt а по сжатию - по формуле: ------------ / "сигма" вм M = W R (\/1 - ---------). k2 k b R b В приведенных формулах приняты следующие обозначения: W - момент сопротивления сжатой зоны сечения при кручении; k R , R - расчетные сопротивления бетона соответственно на bt b растяжение и сжатие, принимаемые по СНиП 2.05.03-84*; "сигма" - среднее сжимающее напряжение в сечении от внецентренно вм приложенной силы; "тау" - касательные напряжения в сечении от действия "сигма" поперечной силы. Для последующих расчетов из двух найденных значений крутящих моментов М и М следует принимать наименьшее - М . При k1 k2 k,min проверке сечения на внецентренное сжатие с двухосным эксцентриситетом с учетом действия крутящего момента должны быть выполнены следующие условия: N M M M xy k xy k ---- + ------- <= 1 и ----- + ------ <= 1, 0 0 N M M M xy k,min xy k,min где: N и М - действующие внешние силы при внецентренном сжатии; xy ху 0 0 N и М - несущая способность сечения по нормальной силе и ху ху изгибающему моменту; М - действующий в сечении внешний крутящий момент. k Внецентренно сжатый железобетонный элемент с внешней нагрузкой в виде крутящего момента М следует армировать с учетом этого момента. k При этом для коробчатых сечений площадь поперечной арматуры (хомутов) в плитном элементе определяют по формуле: M k A >= l -----------, s,xom A R k s,xom а площадь продольной арматуры по формуле: A R s,хом s,хом A >= L ---------------, s,прод lR s,прод где: l - шаг хомутов; R , R - расчетное сопротивление на растяжение s,хом s,прод соответственно хомутов и продольной арматуры, принимаемое по СНиП 2.05.03-84*; L - периметр контура площадью А /2; здесь А - удвоенная k k площадь фигуры, ограниченная средней линией замкнутого профиля; A , A - площадь соответственно хомутов и продольной s,хом s,прод арматуры. При расположении хомутов под углом 45 градусов к продольной оси площадь арматуры в элементе определяют по формуле: 2M k A >= l --------------, s,45 градусов - \/2A R k s,xom где: l - шаг поперечной арматуры вдоль продольной оси элемента. Дополнительную продольную арматуру, воспринимающую крутящий момент, рекомендуется располагать в углах сечения. Если касательные напряжения от действующего крутящего момента >= 0,6 Rbt, то поперечную арматуру (хомуты) рекомендуется располагать с шагом, величина которого не должна превышать минимального значения из следующих размеров: 1/2 наименьшего из поперечных размеров элемента; 1/3 наибольшего из поперечных размеров элемента; 20 см. Расчеты с учетом кручения по второй группе предельных состояний следует выполнять по СНиП 2.05.03-84*. Приложение И к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В СЕЧЕНИЯХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК В РАСЧЕТАХ НА ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ Нормальные напряжения в сечениях предварительно напряженных криволинейных пролетных строений следует вычислять от нормальных усилий в предположении упругой работы материала. В общем случае нормальные напряжения в бетоне в точке сечения с координатами v, w (рис. И.1 - а) при действии нормальной силы N и изгибающих моментов М и M определяют по формуле (1): v w N M M v w "сигма" = --- + -- W + -- V + "сигма" , (1) вu A I I nm v w где: А, I , I - площадь и моменты инерции поперечного сечения v w относительно осей v и w; "сигма" - суммарные изменения напряжений в данной точке сечения, nm вызванные усадкой, ползучестью бетона и другими длительными действиями. При этом напряжения в элементах арматуры вычисляют по формулам (2) и (2`): - для напрягаемой арматуры: "сигма" = "сигма" - Sum "Дельта" "сигма" + pu p p E p + -- "сигма" , (2) E вu в - для ненапрягаемой арматуры: E s "сигма" = -- "сигма" , (2`) su E вu в где: "сигма" - напряжения, отвечающие контролируемому усилию; р Sum "Дельта" "сигма" - потери предварительного напряжения; p Е , E , Е - модули упругости напрягаемой, ненапрягаемой р s в арматуры и бетона; "сигма" - напряжение в бетоне на уровне центра тяжести сечения вu элемента арматуры. При натяжении арматуры до бетонирования величину "сигма" в вu формулах (2) и (2`) следует определять по формуле (1) от воздействия полных постоянных и временных нагрузок. Если натяжение арматуры производится после бетонирования, то напряжения "сигма" следует вu определять от той части нагрузок, которую прикладывают к конструкции после натяжения арматуры. Кроме продольных напряжений "сигма" , в сечениях пролетных вu строений следует определить нормальные напряжения "сигма" в вv горизонтальной и "сигма" в вертикальной плоскостях, вызванные вw криволинейным расположением напрягаемой или ненапрягаемой арматуры (рис. И.1 - б), а также от предварительного напряжения хомутов или поперечной арматуры плит; "сигма" и "сигма" от вv вw предварительного напряжения хомутов или поперечной арматуры следует определять по СНиП 2.05.03-84*. Распределенные усилия, передаваемые бетону от криволинейной арматуры с продольным напряжением "сигма" - для напрягаемой или pu "сигма" - для ненапрягаемой арматуры, будут равны (рис. И.1 - в): su "сигма" A "сигма" A pu p pu p q = -----------; q = ----------- либо vp R wp R uv uw "сигма" A "сигма" A su p su p q = -----------; q = -----------, (3) vp R wp R uv uw где: R , R , А - радиусы кривизны продольных осей арматуры и uv uw р площадь ее поперечного сечения. При этом напряжения "сигма" (или pu "сигма" ) необходимо принимать с соответствующими знаками. Если su арматура растянута, то сжимающие усилия q и q направлены к vp wp центру кривизны; при сжатой арматуре те же усилия направлены в противоположную сторону (см. рис. И.1 - в). ---------------------------------------------------------------------- Рисунок И.1 "Схемы к определению нормальных напряжений в криволинейных балках" (а - система координат, б - криволинейный участок, в - эпюры напряжений). ---------------------------------------------------------------------- Под действием усилий q и q в бетоне балок пролетных vp wp строений возникают сжимающие и растягивающие нормальные напряжения. Так как арматура искривляется в стенках или плитах несущих конструкций, нормальные напряжения условно определяют для прямоугольных элементов, в плоскости которых действуют указанные силы (см. сечения А-А; Б-Б и В-В на рис. И.1 - в). Напряжения "сигма" и "сигма" от сил q и q следует вv вw vр wp вычислять по формулам (4): 2 a q v 3 | vp "сигма" = 2q --- (- l - a )|- --- ; (4) вv vp 3 2 v v | В l В w w w 2 a q w 3 | wp "сигма" = 2q ---- (- l - a )|- ---, вw wp 3 2 w w | В l В v w w где: a и a - расстояния от грани рассматриваемого элемента, v w наиболее удаленной от центра кривизны криволинейной арматуры, до точки, в которой определяются напряжения; В , l , В и l - толщина и ширина прямоугольных элементов v v w w (см. рис. И.1 - б). Члены формулы (4), расположенные за вертикальной чертой, учитывают в том случае, когда расстояния а или a больше, чем v w расстояние от наиболее удаленной грани до арматуры. При наличии в плите или стенке балки нескольких криволинейных элементов арматуры напряжения по формулам (4) следует определять от каждого из них, а затем суммировать напряжения. При проверке трещиностойкости сечений следует учитывать изменения няпряжений в бетоне и арматуре от ползучести и усадки бетона, от длительных деформаций бетона. Влияние длительных деформаций бетона на нормальные напряжения в сечениях балок допускается оценивать на основе теории старения. В случае несимметричного сечения пролетного строения с произвольно расположенной арматурой (рис. И.2) при усилиях от собственного веса и сил предварительного напряжения изменения напряжений в арматуре (потери) от ползучести бетона вычисляют по формуле (5): "сигма" во "Дельта" "сигма" = --------- K, (5) ap "ми" с 2 2 A е A е в w в v где "ми" = "ми" (1 + ----- + -----) - условный коэффициент с p I I vв wв армирования; A p "ми" = -- - коэффициент армирования; p A в "сигма" - начальное напряжение в бетоне на уровне центра во тяжести арматуры; e , e - координаты центра тяжести арматуры площадью сечения А v w относительно центра тяжести бетоного сечения (см. рис. И.2); Е - модуль упругости бетона; в А - площадь поперечного сечения конструкции (площадь бетона); в I , I - моменты инерции бетонного сечения относительно осей vв wв v, w; E - модуль упругости арматуры; p A - площадь поперечного сечения арматуры; p -B"фи" t K = 1 - e - коэффициент, учитывающий влияние ползучести бетона и принимаемый по таблице И.1; n"ми" с B = -----------; 1 + n"ми" с E p n = -- отношение модулей упругости; E в "фи" - характеристика ползучести бетона. t Приводится рисунок И.2 "Схемы расчета несимметричного сечения пролетного строения на длительные воздействия". Таблица И.1 --------------------------------------------------------------- |n|"фи" = "фи" |Значение коэффициента К при "ми" , равном | | | t k| с | | | |---------------------------------------------| | | |0,005|0,01|0,02|0,04|0,06|0,08|0,1 |0,2 |0,3 | |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |4| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 1 |0,02 |0,04|0,07|0,13|0,18|0,21|0,25|0,36|0,42| | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 2 |0,04 |0,08|0,14|0,24|0,32|0,39|0,44|0,59|0,66| | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 3 |0,06 |0,11|0,20|0,34|0,44|0,52|0,58|0,74|0,81| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |6| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 1 |0,03 |0,06|0,10|0,18|0,23|0,27|0,32|0,42|0,47| | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 2 |0,06 |0,11|0,19|0,32|0,41|0,48|0,53|0,66|0,72| | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 3 |0,08 |0,16|0,27|0,44|0,55|0,62|0,67|0,81|0,86| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |8| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 1 |0,04 |0,07|0,13|0,21|0,27|0,32|0,36|0,46|0,51| | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 2 |0,06 |0,14|0,24|0,39|0,48|0,54|0,59|0,71|0,76| | |-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 3 |0,08 |0,20|0,34|0,52|0,62|0,69|0,74|0,84|0,88| --------------------------------------------------------------- Изменения напряжений в бетоне сечения (потери) в точке с координатами v и w следует определять по формуле (6): "сигма" K A e во в w "Дельта" "сигма" = - ------------- (1 + ------- w + вр "ми" I с vв A e в v + ------- v). (6) I wв Изменения напряжений в бетоне на уровне центра тяжести арматуры, т.е. при w = e и v = e , будут равны: w v Дельта" "сигма" = -"сигма" K. вр во Потери напряжений в арматуре, вызванные усадкой, определяют по формуле (7): "эпсилон" E ks в "Дельта" "сигма" = ------------- K , (7) as "ми" s с где: K - коэффициент, учитывающий влияние усадки бетона и s сопровождающей ее ползучести и принимаемый по таблице И.2; "эпсилон" - конечное значение деформации усадки. ks Изменения напряжений в бетоне сечений от усадки определяют по формуле (8): "эпсилон" E K A e ks в s в w "Дельта" "сигма" = - --------------- "ми" (1 + ---- w + вs "ми" p I с vв A e в v + ---- v). (8) I wв Таблица И.2 --------------------------------------------------------- |n|"фи" |Значение коэффициента K при "ми" , равном | | | k| s с | | | |-----------------------------------------------| | | | 0,005|0,01|0,02|0,04|0,05|0,1 |0,2 |0,3 |0,5 | |-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| |4| 0| 0,02 |0,04|0,07|0,14|0,17|0,29|0,44|0,55|0,67| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 1| 0,02 |0,04|0,07|0,13|0,15|0,25|0,36|0,42|0,49| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 2| 0,02 |0,04|0,07|0,12|0,14|0,22|0,29|0,33|0,37| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 3| 0,02 |0,04|0,07|0,11|0,13|0,19|0,24|0,27|0,29| |-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| |6| 0| 0,03 |0,06|0,11|0,19|0,23|0,37|0,55|0,64|0,75| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 1| 0,02 |0,05|0,10|0,18|0,21|0,31|0,42|0,47|0,53| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 2| 0,02 |0,05|0,10|0,16|0,18|0,25|0,33|0,36|0,39| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 3| 0,02 |0,05|0,09|0,15|0,17|0,22|0,27|0,28|0,30| |-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| |8| 0| 0,03 |0,07|0,14|0,24|0,29|0,44|0,62|0,71|0,80| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 1| 0,03 |0,07|0,13|0,22|0,25|0,36|0,46|0,51|0,55| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 2| 0,03 |0,07|0,12|0,19|0,22|0,29|0,35|0,84|0,88| | |-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| | | 3| 0,03 |0,07|0,11|0,17|0,19|0,24|0,28|0,29|0,30| --------------------------------------------------------- Приложение К к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ЗНАЧЕНИЯ РЕДУКЦИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ Таблица К.1 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |В/l | Значения редукционного коэффициента "ни"* для схем по рис. К.1 - б | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Схема N 1 | Схема N 2 | | |------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| | | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | |----|------------------------|-----------------------|-----------------------|-------------------------|-----------------------|-----------------------| | |"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0 |"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1| |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,05| 0,91 | 0,86 | 0,99 | 0,98 | 0,99 | 0,99 | 0,71 | 0,64 | 0,92 | 0,89 | 0,99 | 0,96 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,10| 0,84 | 0,77 | 0,98 | 0,96 | 0,98 | 0,97 | 0,58 | 0,50 | 0,85 | 0,76 | 0,96 | 0,91 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,20| 0,70 | 0,60 | 0,93 | 0,86 | 0,95 | 0,89 | 0,41 | 0,32 | 0,68 | 0,55 | 0,86 | 0,72 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,40| 0,52 | 0,38 | 0,77 | 0,62 | 0,81 | 0,67 | 0,24 | 0,17 | 0,42 | 0,31 | 0,58 | 0,40 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,60| 0,42 | 0,30 | 0,62 | 0,47 | 0,66 | 0,51 | 0,18 | 0,12 | 0,32 | 0,22 | 0,41 | 0,29 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,80| 0,32 | 0,22 | 0,46 | 0,32 | 0,50 | 0,35 | 0,12 | 0,08 | 0,21 | 0,14 | 0,24 | 0,18 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |1,00| 0,27 | 0,18 | 0,37 | 0,26 | 0,40 | 0,28 | 0,11 | 0,07 | 0,16 | 0,12 | 0,20 | 0,15 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |1,50| 0,17 | 0,12 | 0,20 | 0,16 | 0,21 | 0,17 | 0,09 | 0,06 | 0,11 | 0,09 | 0,15 | 0,11 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |2,00| 0,12 | 0,09 | 0,15 | 0,11 | 0,16 | 0,12 | 0,07 | 0,05 | 0,09 | 0,07 | 0,13 | 0,09 | |----|------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| |B/l | Схема N 3 | Схема N 4 | |----|------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| | | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | |----|------------------------|-----------------------|-----------------------|-------------------------|-----------------------|-----------------------| | |"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0 |"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1| |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,05| 0,89 | 0,85 | 1,0 | 1,0 | 0,96 | 0,92 | 0,76 | 0,68 | 1,0 | 1,0 | 0,88 | 0,82 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,10| 0,82 | 0,76 | 1,0 | 1,0 | 0,92 | 0,86 | 0,62 | 0,54 | 1,0 | 1,0 | 0,79 | 0,70 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,20| 0,68 | 0,61 | 1,0 | 1,0 | 0,84 | 0,77 | 0,45 | 0,38 | 1,0 | 1,0 | 0,63 | 0,52 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,40| 0,52 | 0,44 | 1,0 | 1,0 | 0,70 | 0,60 | 0,27 | 0,21 | 0,92 | 0,76 | 0,44 | 0,32 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,60| 0,44 | 0,36 | 0,94 | 0,88 | 0,61 | 0,49 | 0,20 | 0,16 | 0,69 | 0,56 | 0,34 | 0,24 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0,80| 0,35 | 0,28 | 0,88 | 0,75 | 0,52 | 0,38 | 0,13 | 0,10 | 0,46 | 0,35 | 0,24 | 0,16 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |1,00| 0,31 | 0,25 | 0,76 | 0,62 | 0,46 | 0,34 | 0,12 | 0,08 | 0,35 | 0,28 | 0,20 | 0,14 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |1,50| 0,22 | 0,12 | 0,52 | 0,37 | 0,33 | 0,23 | 0,09 | 0,06 | 0,20 | 0,16 | 0,12 | 0,08 | |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |2,00| 0,18 | 0,14 | 0,38 | 0,27 | 0,27 | 0,18 | 0,09 | 0,06 | 0,19 | 0,15 | 0,08 | 0,07 | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Величину "омега" определяют из выражения "омега" = а /(b x t ) (здесь обозначения приняты по рис. К.1); для консольных x l l плит следует вводить множитель, равный 0,85. Приводится рисунок К.1 "Схемы для определения значений редукционных коэффициентов". Приложение Л к МГСН 5.02-99 (обязательное) ХАРАКТЕРНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ И ТОЧКИ В ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЕ ПРИ РАСЧЕТЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 1. Расчет на выносливость ортотропной плиты необходимо выполнять в зонах, указанных ниже (рис. Л.1): А и D - по основному металлу листа настила в зоне продольных сварных швов и стыка поперечных балок; В - по основному металлу продольного ребра в зоне пересечения его с поперечной балкой; С - по основному металлу листа настила в зоне поперечных сварных швов и стыков продольных ребер; Е - по основному металлу листа настила в местах продольных угловых швов прикрепления стенки главной балки и по металлу угловых швов прикрепления стенки главной балки к верхнему поясу; F - по основному металлу вертикального поперечного ребра жесткости в месте его приварки к верхнему продольному ребру жесткости главной балки. 2. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений в расчетах на выносливость следует принимать по приложению 17 к СНиП 2.05.03-84*. 3. Для зоны В за расчетные необходимо принимать напряжения в нижней фибре продольного ребра только от местной нагрузки при коэффициенте асимметрии цикла переменных напряжений, равном нулю. ---------------------------------------------------------------------- Рисунок Л.1 "Расположение зон ортотропной плиты, рассчитываемых на выносливость". ---------------------------------------------------------------------- Приложение М к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ НА ВИХРЕВОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ (ВЕТРОВОЙ РЕЗОНАНС) Критическую скорость ветра, при которой возникают резонансные колебания сооружения в направлении, перпендикулярном ветровому потоку, следует определять в зависимости от отношения ширины пролетного строения в уровне нижних поясов - в (м) к высоте сечения d (м) по одной из ниже приведенных формул: d в V = 6,5 - для - < 5,0; kp T d в в V = (1,1 - + 1) для 5 <= - < 10; kp T d d в V = 12 - для - >= 10, kp T d где Т - период собственных колебаний конструкции по i-й форме. Амплитуду интенсивности динамической силы F (z), Н/м, с i координатой вдоль пролетного строения Z при колебаниях сооружения по i-й форме допускается определять по формуле: F (z) = F ,"альфа" (z), i oi i где: F = C q d - амплитуда интенсивности силы на конце консоли oi y kp,i или в середине пролета; 2 q = 0,613V - скоростной напор, Па, соответствующий kp,i kp,i критической скорости V ; kp,i C - коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,5, - для y элементов с поперечными сечениями, имеющими угловые точки, 0,25 - для элементов круговой формы; "альфа" (z) - относительная ордината i-й формы собственных i колебаний (если принять коэффициенты распределения амплитуд i-й формы колебаний в виде "альфа" = y /y и положить y = 1, ij ij in in то "альфа" = y ). ij ij Для консолей постоянного сечения допускается учитывать в расчетах только первую форму собственных колебаний. Резонансные усилия и перемещения конструкции в сечении с координатой Z определяют по формуле: "пи" x (z) = -------- x (z), рез "дельта" с где: x (z) - прогиб, изгибающий момент или поперечная сила от с статически приложенной ветровой нагрузки F (z), вычисленной для i v = v ; кр "дельта" - логарифмический декремент колебаний, принимаемый равным: 0,05 - для железобетонных конструкций, 0,03 - для стальных конструкций и 0,04 - для сталежелезобетонных конструкций. Расчетные суммарные усилия и перемещения элементов при проверке на резонанс допускается определять по формуле: ----------------------- / 2 2 x(z) = \/ x (z) + [x (z) + x (z)], рез c д где: x (z) и x (z) - перемещение, изгибающий момент или поперечная д c сила соответственно от динамической и статической ветровой нагрузки, соответствующей q . кр,i Приложение Н к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ НА КРУТИЛЬНЫЙ ФЛАТТЕР Критическую скорость ветра V , при которой возникает флаттер, в ф общем случае следует определять из уравнения (1): l 2 2 l 2 EI "Int." ("Тета"``) dz + (GI - Nr ) "Int." ("Тета"`) dz 2 w 0 k 0 V = ---------------------------------------, (1) ф 2 2S 1 2 l 2 (mr -- + -- "ро"B K )"Int." "Тета" dz 2 2 m 0 B где: B"омега" ф S = --------- - параметр, отражающий зависимость между V ф характеристиками флаттера: критической скорости ветра V и ф круговой частотой колебаний пролетного строения "омега" при ф ширине конструкции В. Значения S для сечения в виде узкого прямоугольника в зависимости от отношения крутильной ("омега" ) к k изгибной ("омега" ) частоте собственных колебаний пролетного и строения дана на рис. H.1 - a; "Тета"(z) - аппроксимирующая функция, задаваемая с учетом граничных условий при кручении пролетного строения. "Int." - интеграл. Пояснения к остальным обозначениям приведены к формуле (2). При определении V по уравнению (1) для висячих мостов к ф 2 выражению в скобках (GI - Nr ) следует добавлять слагаемое Нв /2, k 2 где Н - распор, а в - расстояние между подвесками поперек пролетного строения. Для консольной балки длиной l критическую скорость ветра V определяют по формуле (2): ф ------------------------------------ / 2 2 "пи" / 2GI EI "пи" Nr / k w V = --- / -------------- (--- x ----- - ---- + 1), (2) ф / 2 2lB\/ "альфа" "ро"K GI 4l GI m k k где: EI и GI - жесткости сечения балки (стержня) при кручении; w k N - сжимающая сила в балке (стержне); 2 кгс x с "ро" = 0,121 ------- - плотность воздуха; 4 м К - производная от коэффициента аэродинамического момента, m определяемая опытным путем. Для сечения в виде тонкой пластины К = m 1,6; I + I 2 x y r = -------, здесь I , I и A - соответственно моменты инерции A x y и площадь поперечного сечения; В - ширина поперечного сечения; 2 2 2 2mr S кгс x c "альфа" = 1 + --------; m [--------] - погонная масса 4 2 "ро"K B м m пролетного строения (m = q/g). Для висячего моста с центральным пролетом l и величиной распора Н критическую скорость ветра определяют по формуле (3): ------------------------------------------- / 2GI EI 2 2 2 2 n"пи" / k w n "пи" Нв Nr V = ---- /------------- (---- x ------- + ----- - ---- + 1), (3) ф lB \/ 2 "альфа" "ро"K GI l 2GI GI m k k k где n = 1, 2, 3... - порядковый номер форм колебаний пролетного строения. Остальные обозначения приведены к формуле (2). В формуле (3) сжимающая сила N, действующая на балку жесткости, может равняться нулю или величине распора Н в зависимости от конструкции моста. При Н = 0 из формулы (3) получают формулу для свободно опертой балки. Формулы (2) и (3) применяют для сечений в виде тонкого прямоугольника. Для других форм поперечного сечения пролетного строения к критической скорости ветра, вызывающей флаттер V , по ф формулам (2) и (3) следует вводить множитель - коэффициент формы, величина которого с учетом данных экспериментальных исследований приведена на рисунке Н.1 - б. Согласно требованию п. 2.24 СНиП 2.05.03-84* величина V , ф полученная из уравнения (1) или по формулам (2) и (3), с учетом коэффициента формы должна быть больше максимальной скорости ветра, возможного в районе расположения моста, не менее чем в 1,5 раза. Приводится рисунок H.1 "Значения параметров при расчете пролетных строений на крутильный флаттер": (а - графические зависимости между k параметром S и величиной отношения "омега" --------; "омега" u б - величина параметра "эта" (коэффициента формы) для пролетных строений с характерными формами поперечного сечения). Приложение П (рекомендуемое) МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПРЕДЕЛЬНОЙ ДЛИНЫ СЕКЦИИ СУХОТРУБА (введена изменениями и дополнениями N 1 к МГСН 5.02-99 от 29.03.2005) Определение предельной (максимальной допустимой) длины секции сухотруба следует проводить по двум критериям: - обеспечение незамерзания головной части потока; - обеспечение требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления. Определение предельной длины сухотруба из условия обеспечения незамерзания головной части потока Определение предельной длины сухотруба по критерию обеспечения незамерзания головной части потока проводится по методике, приведенной в работе [1]. Предельная длина сухотруба, L определяется по формуле: пр1 WC "ро" d t ж ж ж, вх L = --------- ln ------, пр1 4"альфа" t ж, пр где: величина местного коэффициента теплоотдачи от жидкости к -2 -1 стенке трубы "альфа", Вт x м x K определяется по формуле: "ламбда" 0,8 ж Wd 0,68 "альфа" = 0,011 ---------- (-----) Pr , d "ни" ж ж -1 W - линейная скорость течения жидкости в сухотрубе (м x с ), вычисляемая по формуле: W = 4Q/"пи"d2, -1 Q - массовая скорость течения жидкости в сухотрубе, куб. м x с ; d - диаметр сухотруба, м; -1 -1 C - удельная теплоемкость жидкости, Дж x кг x K ; ж "ро" - плотность жидкости, принимаемая для воды равной 1000 кг x ж -3 м ; t - температура жидкости на входе в сухотруб, град. C; ж, вх t - предельная температура жидкости, принимаемая для воды ж, пр равной 1 град. C; ж -1 -1 "ламбда" - коэффициент теплопроводности жидкости, Вт x м x K ; Pr - критерий Прандтля для жидкости; ж "ни" - коэффициент кинематической вязкости жидкости ж -1 (кв. м x с ), определяемый по формуле: "ни" = "ми" /"ро" , ж ж ж где: -2 "ми" - динамическая вязкость жидкости, Н x с x м . ж Значения теплофизических величин C , "ламбда" , "ми" , "ни" , ж ж ж ж Pr для воды принимаются в соответствии с таблицей при значении ж температуры t = (t + t )/2. ж ж, вх ж, пр Таблица ------------------------------------------------------------------ |t , |C , |"ламбда" , | -6 |"ни" x |Pr | | ж | ж | ж |"ми" x 10 ,| ж | ж | |град.| -1 | -1 | ж | -6 | | |C |Дж x кг x |Вт x м x | -2 |x 10 , | | | | -1 | -1 |Н x с x м | -1| | | |x K |x K | |кв. м x с | | |-----|------------|------------|-------------|-----------|------| | 0 | 4212 | 0,551 | 1788 | 1,789 | 13,67| |-----|------------|------------|-------------|-----------|------| | 10 | 4191 | 0,574 | 1306 | 1,306 | 9,52| |-----|------------|------------|-------------|-----------|------| | 20 | 4183 | 0,599 | 1004 | 1,004 | 7,02| |-----|------------|------------|-------------|-----------|------| | 30 | 4174 | 0,618 | 801,5 | 0,805 | 5,42| |-----|------------|------------|-------------|-----------|------| | 40 | 4174 | 0,635 | 653,3 | 0,659 | 4,31| ------------------------------------------------------------------ Определение предельной длины сухотруба из условия обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления Определение предельной длины сухотруба для обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения проводится из условия: h - h = Z + h , (1) пнс пеног гидр где: h - напор, обеспечиваемый пожарной насосной станцией, м; пнс h - необходимый напор на пеногенераторе, м; пеног Z - высота вертикального столба жидкости в сухотрубе, м; h - потеря напора в сухотрубе из-за гидравлического гидр сопротивления, определяемая по зависимости [2]: 2 h = "ламбда"L W /(2gd), гидр пр2 где: "ламбда"- гидравлический коэффициент трения, определяемый из рисунка в зависимости от числа Рейнольдса (Re = Wd/"ни" ), диаметра ж трубопровода d и шероховатости трубы "Дельта" [2]. Предельная длина сухотруба (L , м) определяется по формуле: пр2 2gd L = (h - h - Z)----------, пр2 пнс пеног 2 "ламбда"W где: -2 g = 9,8 м x с - ускорение свободного падения. Пример. Определить предельную длину секции сухотруба для подачи воды (раствора пенообразователя) на мостовое сооружение из условия обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения, а также незамерзания головной части потока для следующих значений исходных данных: -1 Q = 60 л x с ; d = 0,1 м; t = 9 град. C; h = 100 м; ж, вх пнс h = 60 м; Z = 10 м. пеног Значение эквивалентной абсолютной шероховатости для труб "Дельта" = 0,05. Расчет. Из таблицы для t = 5 град. C определяем значения ж -1 -1 теплофизических величин C = 4202 Дж x кг x K ; "ламбда" = ж ж -1 -1 -6 -1 = 0,563 Вт x м x K ; "ни" = 1,55 x 10 кв. м x с ; ж Pr = 11,6. ж Рассчитываем значения линейной скорости течения жидкости в сухотрубе W и числа Рейнольдса Re: 2 -3 2 -1 W = 4Q/"пи"d = 4 x 60 x 10 /("пи" x 0,1 ) = 7,64 м x с ; -6 5 Re = Wd/"ни" = 7,64 x 0,1/1,55 x 10 = 4,9 x 10 . ж Определяем значение "альфа": "ламбда" 0,8 ж Wd 0,68 "альфа" = 0,011 --------- (-----) Pr = d "ни" ж ж 0,8 0,563 7,64 x 0,1 0,68 = 0,011 ----- (-----------) 11,6 = 0,1 -6 1,55 x 10 -2 -1 = 11747,4 Вт x м x K . Определяем значение предельной длины сухотруба из условия обеспечения незамерзания головной части потока L . пр1 WC "ро" d t ж ж ж, вх L = ------------ ln ------ = пр1 4"альфа" t ж, пр 3 7,64 x 4202 x 10 x 0,1 9 = ----------------------- ln - = 150 м. 4 x 11747,4 1 5 Из рисунка для Re = 4,9 x 10 и d/"Дельта" = 2000 определяем значение гидравлического коэффициента трения сухотруба "ламбда" = 0,017. Рассчитываем значение предельной длины сухотруба из условия обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения с учетом гидравлического сопротивления L . пр2 2gd L = (h - h - Z) ---------- = пр2 пнс пеног 2 "ламбда"W 2 x 9,8 x 0,1 = (100 - 60 - 10) ------------- = 60 м. 2 0,017 x 7,64 Таким образом, для приведенных значений исходных данных предельная длина секции сухотруба определяется из условия обеспечения требуемого напора на пеногенераторах на проезжей части мостового сооружения и составляет 60 м. Список литературы к приложению П 1. Тушение нефти и нефтепродуктов: Пособие/Безродный И.Ф., Гилетич А.Н. и др. - М.: ВНИИПО, 1996 - 216 с. 2. Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент: Справочник/Е.В. Аметистов, В.А. Григорьев и др. - М.: Энергоиздат, 1982. 3. Исаченко В.П. и др. Теплопередача. Учебник для вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. М., "Энергия", 1975. 17. |