ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ". Постановление. Правительство Москвы. 07.09.99 848

Оглавление


Страницы: 1  2  3  



        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
            "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ"
                            (МГСН 5.02-99)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          7 сентября 1999 г.
                                N 848

                                 (Д)


     На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Российской
Федерации  и  в  целях  развития  и совершенствования нормативной базы
проектирования  и  строительства  в городе Москве Правительство Москвы
постановляет:
     1.   Утвердить   и   ввести   в   действие  Московские  городские
строительные нормы "Проектирование городских мостовых сооружений" МГСН
5.02-99 (приложение).
     2.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.

Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
7 сентября 1999 г.
N 848


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                               от 7 сентября 1999 года
                                                                 N 848

               МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
             ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
                             МГСН 5.02-99

     Разработаны   Научно   -   технической   ассоциацией   ученых   и
специалистов   транспортного  строительства,  руководитель  разработки
академик  Академии  транспорта  О.А. Попов (ОАО "ГИПРОТРАНСМОСТ"); ОАО
"ГИПРОТРАНСМОСТ"   -  инженеры  Э.М.  Гитман,  А.В.  Илларионов,  И.В.
Леднева,  при  участии  А.И.  Ликвермана;  МАДИ  - д-р техн. наук А.А.
Потапкин;  ОАО  "ЦНИИС"  - д-р техн. наук К.С. Силин, при участии д-ра
техн.  наук  А.А.  Цернанта;  кандидаты  техн. наук М.С. Руденко, А.И.
Васильев,  Б.И.  Кришман,  инж.  Д.А.  Соколов, при участии кандидатов
техн.  наук  В.И.  Беды,  Г.С.  Рояка,  Ф.Б.  Глазман,  А.С.  Бейвеля,
инженеров  И.Д.  Полякова,  Е.А.  Антонова;  Союздорнии  - при участии
кандидатов  техн.  наук  -  Р.А.  Когана,  И.Д. Сахаровой; НИИЖБ - при
участии канд. техн. наук Е.А. Гузеева; НИИОСП - при участии д-ра техн.
наук  Б.В.  Бахолдина;  СП  "Гормост"  -  инженеры В.Н. Федосеев, Ю.А.
Енютин;  Мосинжпроектом  -  инж. В.В. Варшавский; Москомархитектурой -
инж.   Ю.Б.  Лапин;  Союздорпроектом  -  при  участии  инженеров  Ю.И.
Федорова,  Ф.В.  Винокура;  ООО  "Организатор" - при участии инженеров
А.А.  Конных,  В.П.  Лясковского; Мосгосэкспертизой - при участии инж.
А.Д.  Зурнаджиева;  Корпорацией  "Трансстрой"  - при участии инженеров
В.А.  Климова,  Л.Н.  Подольцева,  Г.Л.  Коледы;  с учетом замечаний и
предложений Главгосэкспертизы РФ, Академии транспорта, ЦНИИСК им. В.А.
Кучеренко,   РосдорНИИ,  АО  "Мостотрест",  АО  "Мостостройиндустрия".
Внесены Управлением развития Генплана.
     Подготовлены   к   утверждению  и  изданию  Москомархитектурой  и
Корпорацией "Трансстрой".
     Согласованы    Корпорацией   "Трансстрой",   ООО   "Организатор",
Главгосэкспертизой   России;   Мосгосэкспертизой,  Москомархитектурой,
Управлением   жилищно  -  коммунального  хозяйства  и  благоустройства
Правительства  Москвы,  СП "Гормост", Дирекцией заказчика "Гидромост",
ГИБДД   (ГАИ)   ГУВД   г.   Москвы,   ОАО   "ЦНИИС",   ГП  Союздорнии,
Мосинжпроектом,  ГП  Союздорпроект, ОАО "Мосинжстрой", Государственным
комитетом по охране окружающей среды г. Москвы (Москомприрода).
     Рекомендованы  к утверждению Госстроем России (письмо N 13-638 от
01.12.98).
     Приняты  и введены в действие постановлением Правительства Москвы
от 7 сентября 1999 г. N 848.
     Настоящие   нормы   не   могут   быть   полностью   или  частично
воспроизведены,  тиражированы и распространены в качестве официального
издания без разрешения Москомархитектуры.

                        1. Область применения

     1.1.  Настоящие нормы распространяются на проектирование в Москве
новых  и  реконструкцию  существующих  постоянных  мостов, в том числе
путепроводов  любых типов, виадуков, эстакад, пешеходных и совмещенных
мостов,  а  также  сооружений тоннельного типа для прохода пешеходов и
для  проезда  автомобильного  транспорта (далее по тексту сооружения в
целом именуются как "мостовые сооружения").
     1.2.  Нормы не распространяются на проектирование и реконструкцию
в Москве железнодорожных и автодорожных тоннелей.
     1.3.  Настоящие  нормы отражают специфику проектирования мостов в
Москве,   включая   повышенные   требования   к  расчетным  нагрузкам,
габаритам,   плану   и   профилю,   системам   водоотвода,  морозо-  и
солестойкости,  а  также  атмосферостойкости  применяемых материалов в
сочетании  с  плотностью  городской застройки, сложностью транспортных
развязок и др.

                        2. Нормативные ссылки

     В  настоящих  нормах использованы ссылки на следующие нормативные
документы:
     СНиП 1.02.07-87 - Инженерные изыскания для строительства.
     СНиП 2.02.01-83* - Основания зданий и сооружений.
     СНиП 2.02.03-85 - Свайные фундаменты.
     СНиП 2.03.11-85 - Защита строительных конструкций от коррозии.
     СНиП 2.04.03-85 - Канализация. Наружные сети и сооружения.
     СНиП 2.05.03-84* - Мосты и трубы.
     СНиП 2.05.09-90 - Трамвайные и троллейбусные линии.
     СНиП    2.06.07-87   -   Подпорные   стены,   судоходные   шлюзы,
рыбопропускные и рыбозащитные сооружения.
     СНиП  2.07.01-89  -  Градостроительство.  Планировка  и застройка
городских и сельских поселений.
     СНиП 3.04.03-85 - Защита строительных конструкций и сооружений от
коррозии.
     СНиП 32-01-95 - Железные дороги колеи 1520 мм.
     СНиП 32-04-97 - Тоннели железнодорожные и автодорожные.
     НПБ   110-96   -   Перечень   зданий,   сооружений,  помещений  и
оборудования,  подлежащих защите автоматическими установками тушения и
обнаружения пожара.
     МГСН   1.01-98   -   Временные  нормы  и  правила  проектирования
планировки и застройки г. Москвы.
     СТН  Ц-01-95  -  Железные  дороги  колеи  1520  мм (Строительно -
технические нормы МПС РФ).
     ГОСТ  9128-84  -  Смеси  асфальтобетонные дорожные, аэродромные и
асфальтобетон. Технические условия.
     ГОСТ   9.402-80   -  ЕСЗКС.  Покрытия  лакокрасочные.  Подготовка
металлических поверхностей перед окрашиванием.
     ГОСТ  10060.0 - Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие
требования.
     ГОСТ 10060.1 - Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости.
     ГОСТ    10060.2   -   Бетоны.   Ускоренные   методы   определения
морозостойкости.
     ГОСТ 13508-74 - Разметка дорожная.
     ГОСТ  13840-68*  -  Канаты стальные арматурные 1 x 7. Технические
условия.
     ГОСТ   20522-96   -   Грунты.   Методы  статистической  обработки
результатов испытаний.
     ГОСТ   23457-86  -  Технические  средства  организации  дорожного
движения. Правила применения.
     ГОСТ  23961-80  - Метрополитены. Габаритные приближения строений,
оборудования и подвижного состава.
     ГОСТ 25100-95 - Грунты. Классификация.
     ГОСТ  26600-85  -  Знаки  и  огни навигационные внутренних водных
путей. Общие технические условия.
     ГОСТ  26633-91  -  Бетоны  тяжелые  и мелкозернистые. Технические
условия.
     ГОСТ  26804-86  -  Ограждения  дорожные  металлические барьерного
типа. Технические условия.
     Инструкция  по  проектированию  зданий  и сооружений в районах г.
Москвы  с  проявлением  карстово  - суффозионных процессов (утверждена
исполкомом Моссовета 23.01.84 N 149).

                         3. Общие требования

                            Общие указания

     3.1.  Мосты  следует  проектировать  по СНиП 2.05.03-84* с учетом
требований, правил и рекомендаций настоящих норм (перечень дополнений,
развивающих действующие нормы, приведен в приложении А).
     3.2.   Проектные   решения   должны   обеспечивать  надежность  и
долговечность  конструкций, их архитектурную выразительность, снижение
уровня воздействий сооружения на окружающую городскую среду, экономное
использование  городской  территории,  минимум работ по переустройству
коммуникаций,  удобство  и  экономичность  эксплуатации  и возможность
ремонта,  высокие  темпы  монтажа при минимальном ограничении движения
транспортных средств и пешеходов в период строительства.
     3.3.  Расчетный  срок  службы  проектируемых  мостовых сооружений
должен   составлять   не  менее  70-100  лет  при  условии  выполнения
требований  по  их  эксплуатации.  Прогнозируемый срок службы частей и
элементов сооружений рекомендуется принимать по данным приложения Б.
     3.4.   При  проектировании  новых  и  реконструкции  существующих
мостовых  сооружений к реализации следует принимать проектные решения,
отобранные   в   результате   сравнения   вариантов   по  соответствию
архитектурным  требованиям и по технико - экономическим показателям, в
которые,  как  правило, следует включать стоимость, расход материалов,
сроки    строительства    и    эксплуатационные   затраты   с   учетом
прогнозируемого  срока  службы отдельных частей сооружения. Принятые к
реализации   архитектурно   -   планировочные   решения   должны  быть
согласованы с Москомархитектурой.
     3.5. При проектировании реконструкции мостовых сооружений следует
учитывать   физическое  состояние  и  грузоподъемность  конструкций  и
предусматривать  повышение  их  технико - эксплуатационных показателей
после реконструкции.
     3.6. Проектирование по зарубежным нормам не допускается.
     3.7.  При  раздельных пролетных строениях, в том числе под каждую
проезжую  часть  одного направления, расстояние в свету между смежными
пролетными  строениями следует, как правило, назначать не менее 1 м; в
обоснованных случаях его допускается уменьшать до 0,2 м.

             Градостроительно - планировочные требования

                           Общие положения

     3.8.   Мостовые   сооружения   следует   проектировать  с  учетом
градостроительно  -  планировочных  требований  СНиП 2.05.03-84*, СНиП
2.07.01-89, МГСН 1.01-98 и настоящих норм.
     3.9.   При   проектировании   мостовых  сооружений  в  г.  Москве
необходимо  учитывать  перспективы  развития  улично - дорожной сети и
транспортных  систем  в  соответствии  с  Генеральным  планом развития
города,   Схемой   комплексного   развития   всех   видов  транспорта,
градостроительной документацией о градостроительном планировании.
     Основой  планировочных  решений  мостовых  сооружений должны быть
действующие линии городских проездов, закрепленные разбивочными актами
(красные  линии), проектируемые поперечные профили городских проездов,
а  также проектируемые линии регулирования водотоков и водоемов (синие
линии).
     Мостовые  переходы через р. Москву, мостовые сооружения, входящие
в  состав  сложных  транспортных  пересечений, следует проектировать в
соответствии  с  предварительно  разработанными специальными проектами
планировки  и архитектурно - планировочными заданиями, утвержденными в
порядке, установленном Правительством Москвы.
     3.10.   При   реконструкции   мостовых   сооружений,   являющихся
памятниками  архитектуры,  или  при  строительстве  рядом с ними новых
мостовых  сооружений  архитектурно  -  планировочные  и конструктивные
решения  должны  быть  определены  заданием Главного управления охраны
памятников г. Москвы.
     3.11.   Проектные   решения   должны   обеспечивать  рациональное
использование городской территории.
     В  сложившихся  районах города с исторической застройкой, в зонах
охраняемого   ландшафта   рекомендуется   предусматривать   тоннельные
варианты транспортных пересечений.

         Расположение сооружений в плане и продольном профиле

     3.12.   Мосты   допускается  располагать  на  участках  с  любыми
параметрами  плана  и  продольного  профиля, установленными для данной
категории улицы. При этом минимальные значения радиусов кривых в плане
и вертикальных кривых следует принимать по МГСН 1.01-98 и максимальные
значения продольных уклонов проезжей части - по таблице 1.

                                                             Таблица 1

----------------------------------------------------------------
|Расположение мостов                    |Значение параметра,   |
|                                       |промилле              |
|---------------------------------------|----------------------|
|Мосты на магистральных улицах          | 40                   |
|общегородского значения                | --                   |
|                                       | 50 <1>               |
|---------------------------------------|----------------------|
|Мосты на магистральных улицах районного| 50                   |
|значения и на улицах и дорогах местного| --                   |
|значения                               | 60 <1>               |
----------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>   Не   более   указанной   величины   и  при  соответствующем
обосновании.

     Радиус  кривых  в  плане  для транспортных сооружений тоннельного
типа  должен быть не менее 250 м и в исключительных случаях - не менее
150   м.   Минимальные   радиусы  вертикальных  кривых  для  указанных
конструкций  следует  принимать  по  Нормам  и Правилам проектирования
планировки  и  застройки г. Москвы, а максимальные продольные уклоны -
как для мостов.
     Минимальный уклон продольного профиля проезжей части транспортных
сооружений тоннельного типа следует принимать не менее 3 промилле.

                          Ширина сооружений

     3.13. Ширину проезжей части мостовых сооружений следует назначать
исходя  из  определенного  расчетом  числа полос движения, но не менее
предусмотренного  проектируемым  поперечным  профилем  на подходящих к
сооружению участках улично - дорожной сети.
     3.14.  Ширину  одной  полосы  движения  городского автомобильного
транспорта следует принимать по таблице 2.

                                                             Таблица 2

------------------------------------------------------------------
|Наименование элементов поперечного профиля            |Ширина, м|
|------------------------------------------------------|---------|
|Одна полоса движения транспортных средств на мостах на|3,750    |
|магистральных улицах общегородского значения          |-----    |
|                                                      |3,500 <1>|
|------------------------------------------------------|---------|
|Одна полоса движения транспортных средств на мостах на|3,500    |
|магистральных улицах районного значения и улицах      |-----    |
|местного значения                                     |3,250 <1>|
|------------------------------------------------------|---------|
|Одна полоса движения транспортных средств             |4,000    |
|в транспортных сооружений тоннельного типа            |-----    |
|                                                      |3,500 <1>|
------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Не  менее  указанной  величины  в  стесненных условиях и при
соответствующем обосновании.

     На  магистральных  улицах  общегородского  и районного значения в
состав  ездового  полотна  вдоль  ограждений  следует  включать полосы
безопасности  шириной  не  менее  1 м, а при отсутствии тротуаров - не
менее  2  м;  ширина  полос  безопасности  на улицах местного значения
должна быть не менее соответственно 0,5 и 1 м.
     3.15.  При  необходимости  на  мостовых  сооружениях  допускается
предусматривать  переходно - скоростные полосы, ширину которых следует
назначать не менее ширины, указанной в п. 3.14.
     3.16.   Ширину  разделительных  полос  между  полосами  встречных
направлений  движения  на мостовых сооружениях необходимо принимать не
менее  ширины, указанной в таблице 3; во всех случаях их ширина должна
быть не менее ширины разделительной полосы прилегающей улицы.

                                                             Таблица 3

-------------------------------------------------
|Категория улицы                      |Ширина, м|
|-------------------------------------|---------|
|Магистральные общегородского значения|4,0      |
|                                     |---      |
|                                     |2,0 <1>  |
|-------------------------------------|---------|
|Магистральные районного значения     |3,0      |
|                                     |---      |
|                                     |1,5 <1>  |
|-------------------------------------|---------|
|Местного значения                    |1,0      |
|                                     |---      |
|                                     |0,25 <1> |
-------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Не  менее  указанной  величины  в  стесненных условиях и при
соответствующем обосновании.

     3.17.  Ширину  тротуаров  на автодорожных городских и совмещенных
мостах, а также свободную для прохода ширину прохожей части пешеходных
мостов  и  пешеходных  сооружений  тоннельного  типа следует назначать
исходя  из  расчетной перспективной интенсивности движения пешеходов в
час пик, но не менее, м:
     - для автодорожных городских и совмещенных мостов - 1,5;
     - для пешеходных мостов - 3,0;
     - для пешеходных сооружений тоннельного типа - 4,0.
     В  зонах массового скопления людей ширину тротуаров рекомендуется
принимать не менее 3 м.
     В  стесненных  условиях  ширину пешеходных сооружений тоннельного
типа,  возводимых  методом продавливания, допускается сокращать до 3 м
при условии достаточности проектируемой ширины расчетной перспективной
интенсивности пешеходного движения.
     В  обоснованных  случаях и только при согласовании с заказчиком и
эксплуатирующей  организацией  ширину прохожей части пешеходных мостов
допускается уменьшать до 2,25 м.
     Ширину   лестничных   сходов  по  концам  мостовых  сооружений  с
тротуарами следует принимать исходя из их средней расчетной пропускной
способности.  При  наличии служебных проходов по мосту и высоте насыпи
подходов более 4 м необходимо предусматривать лестничные сходы шириной
О,75 м.
     Среднюю  расчетную  пропускную  способность  в час пик 1 м ширины
тротуаров,  прохожих  частей  и  лестничных  сходов следует принимать,
чел./ч:
     - для пешеходных мостов - 2000;
     - для пешеходных сооружений тоннельного типа - 2000;
     - для  тротуаров на автодорожных городских и совмещенных мостах -
1500;
     - для лестничных сходов - 1500.
     Ширину тротуаров рекомендуется назначать кратной 0,75 м.
     На  мостах  и  в  транспортных  сооружениях  тоннельного типа при
соответствующем   технико   -   экономическом   обосновании  с  учетом
комплексных планировочных решений допускается не устраивать тротуары.
     На   многоярусных  развязках  и  съездах  с  них  допускается  не
предусматривать   тротуары   независимо   от   удаленности  пешеходных
переходов от развязок.
     При   отсутствии   тротуаров  по  требованию  заказчика  или  (и)
эксплуатирующей  организации  необходимо устраивать служебные проходы,
ширину которых следует принимать не менее 0,75 м.

                          Высотные габариты

     3.18.  Приближение  конструкций  мостов  к  проходящим  под  ними
проезжим  частям  улиц  и линиям рельсового транспорта и приближение к
конструкциям  перекрытия  в  транспортных сооружениях тоннельного типа
следует принимать не менее значений, указанных в таблице 4.
     3.19.  Подмостовые  габариты  мостов  на  водных  путях г. Москвы
следует   принимать   не   менее   существующих  и  в  соответствии  с
требованиями ГП "Канал им. Москвы".
     На   стадии   предварительных   проработок   высоту   от  отметки
нормального подпорного уровня до низа пролетных строений рекомендуется
принимать, м:
     - на р. Москве и судоходных участках канала им. Москвы - 14,5;
     - на Водоотводном канале и р. Яузе - 4,5;
     - на прочих малых реках, предназначенных для движения маломерного
флота, - 3,5.

                                                             Таблица 4

-----------------------------------------------------------------
|Транспортные пути                                   |Высота, м |
|----------------------------------------------------|----------|
|От проезжей части улиц и дорог                      |5,250     |
|                                                    |-----     |
|                                                    |4,500 <1> |
|----------------------------------------------------|----------|
|От верха головки рельса железнодорожного пути       |          |
|на общей сети и внешних подъездных путях:           |          |
|----------------------------------------------------|----------|
|- на перегонах и станционных путях,                 |6,400     |
|  не предназначенных для технологической            |          |
|  стоянки подвижного состава                        |          |
|----------------------------------------------------|----------|
|- на остальных станционных путях                    |6,900     |
|----------------------------------------------------|----------|
|От верха головки рельса железнодорожного пути на    |5,500     |
|территории промышленных и транспортных предприятий и|          |
|промышленных железнодорожных станций                |          |
|----------------------------------------------------|----------|
|От верха головки рельса трамвайных путей            |5,000     |
|                                                    |-----     |
|                                                    |4,600 <2> |
|----------------------------------------------------|----------|
|От верха головки рельса путей метрополитена         |3,950     |
|----------------------------------------------------|----------|
|От покрытия тротуаров и служебных проходов          |2,300     |
|----------------------------------------------------|----------|
|От покрытия велодорожек                             |2,500     |
-----------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Не  менее  указанного  значения  в стесненных условиях и при
соответствующем обосновании.
     <2> Для реконструируемых сооружений.

                               Подходы

     3.20.  При сопряжении мостов с насыпями на всей ширине сооружения
следует предусматривать переходные плиты.
     3.21.  Подходы  к  мостам следует проектировать преимущественно в
виде эстакад исходя из обеспечения расстояния в свету под эстакадой не
менее 2 м.
     3.22.   Функциональное   назначение  подэстакадного  пространства
должен  определять  заказчик  по  согласованию  с  Москомархитектурой,
префектурой  административного  округа и эксплуатирующей организацией.
При  необходимости в составе проекта с привлечением специализированных
организаций  разрабатывают  технологический,  санитарно - технический,
пожарной  безопасности  и  другие  разделы,  обусловленные  спецификой
объекта;   проектирование  выполняют  в  соответствии  с  действующими
нормативными  документами. Мощность или расчетную вместимость объектов
в  подэстакадном  пространстве следует назначать на основании проверки
влияния условий транспортного обслуживания объекта (подъезды, подходы,
автостоянки,   погрузочно   -  разгрузочные  площадки)  на  пропускную
способность  и безопасность движения на городских проездах. Помещения,
встраиваемые   в   подэстакадные   пространства,  следует  оборудовать
автоматическими  установками  водяного  пожаротушения в соответствии с
НПБ 110-96.
     При  проектировании  мостов  через промышленно - производственные
или  коммунально  -  складские  зоны  города  допускается  размещать в
подэстакадном  пространстве вспомогательные, складские и тому подобные
производственные   помещения   землепользователей,   над  территориями
которых проходят указанные сооружения.

                              Ограждения

     3.23.  Ограждения на мостовых сооружениях следует устанавливать в
соответствии  с  требованиями  пп.  1.64  и  1.65  СНиП  2.05.03-84* и
настоящих норм.
     Ограждения    на    разделительной   полосе   мостов   необходимо
предусматривать в следующих случаях:
     - по мосту проходит магистральная улица общегородского значения;
     - ограждения   устроены   на   разделительной  полосе  подходящих
участков улиц;
     - на   разделительной  полосе  расположены  элементы  конструкций
моста, опоры контактной сети, освещения и т.п.;
     - конструкция   разделительной  полосы  не  рассчитана  на  выезд
транспортных средств на полосу.
     В стесненных условиях ограждения со стороны осевой разделительной
полосы  (не  приподнятой  над  проезжими частями встречных направлений
движения) допускается не устраивать.
     Ограждения  под  мостами и в транспортных сооружениях тоннельного
типа следует устанавливать:
     - на магистральных улицах общегородского значения;
     - на  улицах  всех  категорий  вдоль промежуточных опор, если они
расположены   на  разделительной  полосе  или  с  внешней  стороны  на
расстоянии менее 0,50 м от края проезжей части.
     3.24.  Ограждения  должны  быть  непрерывными  и иметь одинаковое
конструктивное  решение  по  длине  мостовых  сооружений;  конструкции
ограждений   должны   обеспечивать   быструю  замену  или  исправление
поврежденных элементов.
     Окончания ограждений на мостах или на подходах к ним, а также под
мостами  и  в  транспортных  сооружениях тоннельного типа должны иметь
плавные  переходы к полному профилю ограждающих конструкций с надежным
(в  том  числе  заанкериванием  в бетонный массив) закреплением концов
переходов.
     На подходах следует устраивать ограждения в створе с ограждениями
на мостах и аналогичной конструкции.
     3.25.  Перильные  ограждения  тротуаров  и  служебных проходов на
мостах допускается совмещать с шумозащитными экранами.

        Линии рельсового и городского пассажирского транспорта

     3.26.  При  проектировании  мостов с трамвайным движением следует
учитывать  требования  СНиП 2.05.03-84* и СНиП 2.05.09-90, с движением
поездов метрополитена - требования СНиП 2.05.03-84* и ГОСТ 23961-80, а
также требования, предъявляемые эксплуатирующей организацией.
     Трамвайное   полотно   на   мостах,   как  правило,  должно  быть
расположено в уровне проезжей части.
     3.27.  На  мостах и на подходах к ним, выполненных в виде эстакад
или  земляных  насыпей, а также в транспортных сооружениях тоннельного
типа  и  на  рампах  подходов  к ним в необходимых случаях допускается
размещать  остановочные  пункты  городского пассажирского транспорта в
специальных    "карманах"   с   обеспечением   безопасности   движения
транспортных средств и пешеходов.
     Размещать остановочные пункты городского пассажирского транспорта
(без  установки  павильонов)  на  подходах  к  мостам,  выполненных  в
земляных  насыпях  (с  откосами или в подпорных стенах), допускается в
исключительных  случаях  без  устройства  специальных  "карманов"  при
условии,  что  в  створе  остановочного  пункта расположено пешеходное
сооружение тоннельного типа в теле насыпи подхода.
     Продольный  уклон  участка  размещения  остановочного  пункта для
автотранспортных средств не должен превышать 30 промилле.
     3.28.  При  проектировании  мостов  над  железнодорожными  путями
параметры  железнодорожного полотна следует назначать в соответствии с
требованиями СНиП 32-01-95 и СТН Ц-01-95.

                  Прокладка инженерных коммуникаций

     3.29.   На   всех   мостах  не  допускается  прокладка  следующих
коммуникаций:
     - нефтепроводов,    нефтепродуктопроводов,    трубопроводов   для
транспортировки прочих горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
     - кабельных  высоковольтных  линий  напряжением  более  10000  В;
кабельных  маслонаполненных  линий  и  высоковольтных  воздушных линий
электропередачи;
     - линий самотечной канализации.
     Конструктивные  решения  коммуникаций  и  приспособлений  для  их
прокладки   должны   учитывать  перемещения,  деформации  и  колебания
пролетных  строений  мостов,  обеспечивать  сохранность  сооружения, а
также  непрерывность  и  безопасность  движения  по  мосту.  При  этом
эксплуатация  и  ремонт  коммуникаций  не должны приводить к разборке,
удалению или повреждению конструкций мостов.
     3.30.   Прокладка   трубопроводов   внутри  коробчатых  пролетных
строений,  между  крайней  и  смежной  с  ней  балками в многобалочных
пролетных  строениях,  внутри пустотелых плитных пролетных строений, в
тротуарах, а также по фасаду пролетных строений и опор запрещается.
     При  числе  балок в балочных пролетных строениях, равном 2 или 3,
прокладка  трубопроводов  между  балками допускается по согласованию с
заказчиком и эксплуатирующей организацией.
     Размещение телефонных и электрических кабелей по фасаду пролетных
строений  и  опор  допускается  по согласованию с Москомархитектурой и
эксплуатирующей организацией.
     Прокладка телефонных и электрических кабелей в тротуарах и внутри
пустотелых плитных пролетных строений, как правило, запрещается; такое
размещение указанных видов коммуникаций допускается в особо стесненных
условиях  при  специальном  технико  -  экономическом обосновании и по
согласованию с эксплуатирующей организацией.
     В   конструкции  опор  -  камер  с  трубопроводами,  наполненными
теплоносителями  (паром  или  водой), следует предусматривать окна для
создания естественной вентиляции и снижения температуры воздуха внутри
опор - камер до температуры наружного воздуха.
     Расстояние  в  свету  между  трубопроводами  и элементами несущих
конструкций  пролетных  строений и опор (за исключением поддерживающих
трубопровод элементов) должно быть не менее 0,5 м.
     Прокладка  новых  коммуникаций или переустройство существующих, а
также  перепланировка  подмостовых помещений на эксплуатируемых мостах
должны   быть   согласованы   с   проектной   и  эксплуатирующей  мост
организациями.
     3.31.   Для  прокладываемых  инженерных  коммуникаций  на  мостах
следует предусматривать следующее:
     - специальные  конструктивные  элементы,  в том числе специальные
мостки или консоли для кабелей;
     - общие   (проходные   или  полупроходные)  коллекторы  подземных
коммуникаций;
     - коллекторы телефонной канализации;
     - доступность  трубопроводов  и  кабельных линий для их осмотра и
ремонта.
     Конструктивные  элементы  для  инженерных  коммуникаций не должны
препятствовать  выполнению  работ  по  текущему  содержанию  и ремонту
мостов.
     При  укладке  на  мостах  высоковольтных кабелей постоянного тока
следует  предусматривать  защиту конструкций мостов и трубопроводов от
воздействия блуждающих токов.
     3.32.  Мачты,  предназначенные  для  наружного  освещения и (или)
подвески  контактной  сети,  на  мостах  следует располагать с внешней
стороны сооружения вне прохожей части тротуаров и служебных проходов.
     При  наличии  на  мосту  осевой  разделительной полосы шириной не
менее  3,0 м, имеющей ограждение, либо трамвайных путей, расположенных
на  обособленном  полотне, мачты допускается располагать по продольной
оси моста или в междупутье трамвайных путей.
     Размеры мачт должны быть одинаковыми на всей длине моста.
     3.33. При проектировании транспортных сооружений тоннельного типа
необходимо   соблюдать  следующие  условия  пересечения  с  подземными
инженерными коммуникациями:
     - разрешается   пропускать   коммуникации   всех   видов,   кроме
газопроводов  с  рабочим  давлением  более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см), над
перекрытием   сооружения  при  достаточной  (с  учетом  геометрических
параметров  коммуникаций  и  расстояния  до  проезжей  части над ними)
толщине  засыпки;  пропуск  газопроводов в этом случае допускается при
согласовании его прокладки с эксплуатирующей сооружение организацией;
     - в  случае недостаточной толщины засыпки при специальном технико
-   экономическом   обосновании   и   согласовании  с  эксплуатирующей
сооружение   организацией   в   конструкции   перекрытия   разрешается
пропускать  напорные  инженерные  коммуникации (теплосеть, водопровод,
канализацию,  газопроводы  с  рабочим  давлением  не  более 0,6 МПа (6
кгс/кв.  см) в стальных трубах, а также высоковольтные кабельные линии
напряжением не более 10000 В;
     - самотечные   инженерные   коммуникации  (фекальная  и  дождевая
канализация) при невозможности их прокладки под основанием конструкции
должны быть проложены или переустроены в обход сооружений;
     - прокладка газопроводов под сооружениями запрещается.
     При проектировании пешеходных сооружений тоннельного типа следует
предусматривать  прокладку  или  переустройство  подземных  инженерных
коммуникаций вне габаритов сооружения в плане. В стесненных условиях и
при    согласовании    с   эксплуатирующей   сооружение   организацией
допускается:
     - пропускать  в  конструкции  перекрытия  пересекаемую телефонную
сеть,  электрические  кабели  напряжением  до  10000  В, газопроводы с
рабочим  давлением  не  более  0,6  МПа  (6  кгс/кв. см) в герметичной
самонесущей конструкции;
     - пропускать   в   конструкции   днища   пересекаемые  самотечные
инженерные коммуникации в монолитных герметичных обоймах;
     - пропускать  под днищем линии водопровода и напорной канализации
в стальных трубах в футлярах (в стальных или железобетонных).

             Обеспечение безопасности дорожного движения

     3.34.  На  мостах  и  транспортных  сооружениях  тоннельного типа
следует  предусматривать  технические  средства  организации дорожного
движения и разметку проезжей части с учетом требований ГОСТ 23457-86 и
ГОСТ 13508-74.
     Полосы безопасности и разделительные полосы, а также обращенные к
проезжей части крайние грани ограждений следует, как правило, выделять
покрытием  из  материалов  разной  фактуры,  цвета  или  разметкой  из
износоустойчивых материалов.
     Начала мостов, пандусов транспортных сооружений тоннельного типа,
путепроводов  и  эстакад  следует  четко  фиксировать  хорошо видимыми
конструкциями со световыми или светоотражающими указателями.
     Вертикальные  стены и промежуточные опоры транспортных сооружений
тоннельного  типа и путепроводов следует облицовывать или обрабатывать
материалами светлых тонов.
     Дорожные   знаки,  указатели,  информационные  стенды  необходимо
располагать выше принятого высотного габарита при верхней установке и,
как  правило,  не  ближе  1,5  м  от  края  проезжей части при боковой
установке.
     Размещение  рекламных  щитов  на мостовых сооружениях допускается
только при согласовании с эксплуатирующей организацией.
     3.35.   Изменение  ширины  разделительных  полос  или  разделение
проезжих  частей  для  размещения  на  них  промежуточных опор следует
осуществлять  по  плавным  горизонтальным  кривым,  минимальный радиус
которых принимают по МГСН 1.01-98.
     3.36.  Судоходные  пролеты  мостов  через  р.  Москву и канал им.
Москвы  должны  быть оборудованы освещаемой судоходной сигнализацией в
соответствии с ГОСТ 26600-85.

                Транспортные развязки в разных уровнях

     3.37.    Транспортные   развязки   в   разных   уровнях   следует
рассматривать как комплекс сооружений в месте пересечения и примыкания
двух   или  нескольких  магистральных  улиц  с  обеспечением  поворота
транспортных   средств   с   одного   направления   на   другое   и  с
пространственным разделением пересекающихся направлений.
     3.38.  При проектировании пересечений в разных уровнях необходимо
учитывать  развитие  железнодорожных  линий и параллельных этим линиям
городских   проездов,   проходящих   под  мостами,  в  соответствии  с
перспективными планами развития городской дорожно - транспортной сети.
     3.39.  Транспортные  развязки  следует проектировать комплексно -
для  движения  транспортных  средств  и  пешеходов,  предусматривая  в
необходимых   случаях   строительство   обособленных   сооружений  для
пешеходного движения.
     3.40.    Параметры   плана   и   профиля   съездов,   соединяющих
разноуровневые улицы на транспортных развязках, необходимо принимать в
зависимости  от  расчетной  скорости  движения транспортных средств на
съезде,   которую   определяют  по  типу  развязки  и  удельному  весу
поворотных потоков.
     3.41.  Число  полос  движения  на  съездах  следует  назначать по
расчету  исходя  из  перспективной интенсивности движения и пропускной
способности одной полосы движения.
     При  общей трассе съездов между встречными направлениями движения
следует предусматривать разделительную полосу, выделенную размещенными
на  ней  ограждениями.  Допускается  в  стесненных условиях устройство
общей  проезжей  части  для  встречных  направлений  с  разделительной
полосой в уровне покрытия шириной не менее 1 м.
     3.42.  При  размещении  транспортных развязок в разных уровнях на
городских   площадях,   застроенных   крупными  зданиями  общественных
учреждений,  магазинов  и  т.д., вблизи станций метрополитена и других
объектов  массового  посещения в транспортном узле должен быть выделен
специальный ярус (уровень) для пешеходов, обособленный от пространства
движения  транспортных  средств.  Пешеходный уровень при необходимости
следует  выполнять  в виде комплекса пешеходных сооружений тоннельного
типа, образующих пешеходное подземное пространство.
     3.43.  Для  освещения  транспортных развязок в разных уровнях при
отсутствии    контактной   сети   допускается   использовать   высокие
специальные  мачты  с  лампами  заливающего света и располагать их вне
сооружения.
     3.44.  На  транспортных  развязках  в  разных  уровнях  в  местах
примыкания  съездов  к  проезжим  частям  основных направлений следует
создавать  зоны  видимости,  в пределах которых запрещается размещение
любых  сооружений  высотой  более  1,2  м.  Размеры  зоны определяются
видимостью транспортного средства, создающего препятствие для движения
по основному направлению на расстоянии не менее 40 м.

                              Деформации

     3.45. Вертикальные упругие прогибы стальных и сталежелезобетонных
балочных пролетных строений городских автодорожных мостов, вычисленные
при   действии   подвижной   временной   вертикальной   нагрузки  (при
коэффициенте надежности по нагрузке "гамма"  = 1    и     динамическом
                                           f
коэффициенте 1  +  "ми"),  не  должны  превышать,  как правило,  1/600
расчетного пролета.

                       Архитектурные требования

     3.46.   Мосты  должны  находиться  в  ансамблевой  взаимосвязи  с
архитектурой  города,  а  пространственные и планировочные решения - в
органической   композиционной  связи  с  предмостовыми  площадями  или
улицами.
     В   обоснованных  случаях  мосты  допускается  рассматривать  как
самоградообразующие  объекты,  доминирующие  по  стилю и композиции на
прилегающей городской территории.
     3.47.  В  композиции  мостов  следует  добиваться  гармоничных  и
динамических решений, соблюдать единство стиля для всего сооружения.
     3.48.   Конструктивное   решение  композиции  моста  должно,  как
правило,   обеспечивать   езду   поверху  и  плавный  (с  минимальными
возможными  углами  перелома  пролетных  строений  на опорах) выпуклый
продольный  профиль  проезжей части, а для балочных пролетных строений
помимо этого - одинаковую высоту сопрягаемых балок.
     3.49. Способы достижения архитектурной выразительности выбирают с
учетом значимости объектов и их расположения.
     Связь  мостов  с  городским  ансамблем  допускается  ограничивать
внешними фасадными признаками, деталями и материалом.
     3.50.  Скульптура  как элемент архитектуры моста должна входить в
его   композицию  и  при  необходимости  ее  можно  рассматривать  как
доминанту в архитектуре сооружения.
     3.51.  Архитектурное оформление пешеходных сооружений тоннельного
типа следует осуществлять в соответствии с требованиями, изложенными в
главе 7 настоящих норм.
     Для   оформления   транспортных  сооружений  тоннельного  типа  в
основном  необходимо использовать внешние фасадные признаки и детали в
рамповой части сооружения.
     3.52.  При реконструкции существующих мостов следует обеспечивать
единый архитектурный облик сохраняемой и пристраиваемой частей.

                       Экологические требования

     3.53.  На  всех  этапах проектирования и в процессе строительства
необходимо  оценивать  воздействие  мостовых  сооружений на окружающую
среду.  При  этом следует принимать проектные решения, уменьшающие это
воздействие.
     3.54. Основные виды воздействий мостов на городскую среду следует
принимать  по  приложению В. Состав и содержание разделов ОВОС (оценка
воздействия  на  окружающую  среду)  и  ООС  (охрана окружающей среды)
рекомендуется принимать соответственно по приложениям Г и Д.
     3.55.  На  мостах  необходимо применять специальные конструкции и
материалы,  снижающие  загрязнение  атмосферы и поверхностного стока с
моста,  а  также  уровень шума. К таким конструкциям и материалам, как
правило,  относятся: экраны, водоочистные устройства, асфальтобетонные
покрытия   с  шумопоглощающими  элементами,  специальные  фильтры  или
дренажи.
     В  полосах отвода моста для снижения указанных воздействий, кроме
того,   следует   предусматривать   посадку   зеленых   насаждений   и
дополнительное  остекление  окон  примыкающих  зданий.  В  необходимых
случаях,  определяемых  расчетом,  для  снижения  воздействия вибрации
следует устраивать в земле специальные экраны.
     Конструктивные  и  технологические  решения  по  снижению  уровня
воздействий  на  среду  в  процессе  строительства следует принимать с
учетом требований СНиП 3.01.01-85.
     3.56.  Расчеты  загрязнения  атмосферы  отработанными  газами при
движении  транспортных  средств по мосту, шумового воздействия трассы,
загрязнения   поверхностного   стока  с  моста,  а  также  расчеты  по
определению  воздействий  от  вибрации и по определению зон превышения
содержания свинца в почве прилегающей к мосту территории рекомендуется
выполнять по нормам и методикам приложения Е. Кроме того, в приложении
Е  указаны  нормативные  документы,  в  которых  приведены допускаемые
рассчитываемые воздействия.

                     Эксплуатационные требования

     3.57.  При  объединении  конструкций  с  разными  прогнозируемыми
сроками  службы  следует обеспечивать возможность и удобство их замены
(либо  замены  одной  из  них),  в том числе предусматривать разъемные
соединения в стыках.
     3.58.  В  накрывных  галереях  пешеходных  мостов,  а  также  для
шумозащитных  экранов на мостах следует применять защитные покрытия из
небьющегося  стекла  или  других  материалов. Конструкция прикреплений
защитных  покрытий  должна обеспечивать возможность ремонта или замены
этих  покрытий  в  случае повреждения. На стальные детали прикрепления
следует наносить металлизационные покрытия.
     3.59.  Все  части  пролетных  строений и видимые поверхности опор
должны  быть  доступны  для  осмотра  и  ухода, для чего рекомендуется
устраивать люки, проходы и лестницы с перильными ограждениями (высотой
не  менее  1,1  м),  специальные и удобные для использования смотровые
приспособления, а также предусматривать стальные элементы для подвески
временных   подмостей   (по  требованию  заказчика  и  эксплуатирующей
организации),  дорожных  знаков  и  информационных щитов. В коробчатых
пролетных  строениях  следует  обеспечивать  освещение  их  внутренних
поверхностей.
     Устраивать   люки   в  пределах  проезжей  части  запрещается.  В
обоснованных  случаях  (с учетом требований п. 3.30 настоящих норм) по
согласованию  с  эксплуатирующей  организацией  допускается устройство
люков  в  пределах  тротуаров,  при  этом  необходимо  обеспечивать их
водонепроницаемость.
     В   мостах  следует  обеспечивать  условия  и  при  необходимости
предусматривать  устройства  для  выполнения  работ  по  регулированию
положения,  ремонту  или  замене  опорных  частей и подферменников, по
ремонту верха опор.
     3.60.    При    проектировании    мостовых   сооружений   следует
разрабатывать   паспорт   сооружения,   где   указывать  его  основные
технические характеристики и особенности.
     3.61. Все металлические конструкции мостов должны быть заземлены.
Также  должны быть заземлены железобетонные и бетонные конструкции при
наличии контактной сети на мосту.
     3.62.  Перегородки  и  перекрытия внутри подмостовых помещений не
должны  препятствовать  температурным перемещениям конструкций моста и
не  мешать  осмотру  и  другим работам по содержанию и ремонту несущих
элементов.
     В    подмостовых    помещениях    рекомендуется   предусматривать
возможность     подключения     отопления,    водоснабжения,    связи,
электроснабжения и канализации.

                      4. Нагрузки и воздействия

     4.1.  Нормативную  временную  вертикальную нагрузку от подвижного
состава   на   улицах   и  магистралях  города  следует  принимать  от
автотранспортных  средств  -  в  виде  полос  АК, от тяжелой одиночной
колесной  нагрузки НК-80 и от сверхтяжелой одиночной колесной нагрузки
НК-176, а также от поездов метрополитена и трамваев.
     В  пешеходных и парковых зонах нормативную временную вертикальную
нагрузку  от  подвижного  состава  следует назначать по согласованию с
заказчиком.
     Класс К нагрузки АК следует принимать равным 14.
     Полосы  нагрузки  АК, величины и распределение нагрузок от НК-80,
от подвижного   состава   метрополитена   и  трамваев,  требования  по
загружению  этими  нагрузками,  а  также  коэффициенты  надежности  по
нагрузке   "гамма"  и  динамические  коэффициенты  1  +  "ми"  следует
                  f
принимать по пп. 2.12, 2.14, 2.15, 2.22*, 2.23 СНиП 2.05.03-84*.
     Сверхтяжелую  одиночную  колесную нагрузку НК-176 (рис. 1), общий
вес  которой  составляет 1726,56 кН (176 тс), следует принимать в виде
колесной  нагрузки  от  прицепа  -  тяжеловоза  с давлением на ось Р =
245,25  кН  (25  тс) и автомобиля прикрытия с давлением на ось 0,26Р =
63,765 кН (6,5 тс).

----------------------------------------------------------------------
     Приводится  рисунок  1  "Схема  сверхтяжелой  одиночной  нагрузки
НК-176".
----------------------------------------------------------------------

     Нагрузку НК-176 при расчете следует располагать вдоль направления
движения   на   любом   участке   проезжей   части  моста  (вне  полос
безопасности).  При  этом  нагрузку  НК-176  не  учитывают совместно с
временной  нагрузкой  АК и временной нагрузкой на тротуарах, а также в
расчетах конструкций на выносливость.
     К  нагрузке  НК-176  следует вводить динамический коэффициент 1 +
"ми"  =  1,3  при "ламбда" <= 1 м; 1 + "ми" = 1,1 при "ламбда" >= 5 м,
для промежуточных значений "ламбда" динамический коэффициент вычисляют
по интерполяции.
     Величину  "ламбда"  (пролета  или  длины  загружения)  в формулах
принимают по п. 2.22* СНиП 2.05.03-84*; коэффициент надежности      по
нагрузке "гамма"  = 1.
                f
     При   одновременном   загружении  полос  автомобильного  движения
нагрузкой  НК-176  и  рельсовых  путей следует выполнять требования п.
2.15* СНиП 2.05.03-84*.
     4.2.  Нормативную  временную  нагрузку  для  пешеходных  мостов и
тротуаров  следует  принимать  по  п.  2.21* СНиП 2.05.03-84* с учетом
следующих требований:
     - вертикальную   и   горизонтальную   равномерно   распределенную
нагрузку,  учитываемую  при  отсутствии  других  нагрузок,  на  перила
пешеходных  мостов и мостов с тротуарами следует принимать равной 1,47
кН/м  (150  кгс/м),  а  для мостов со служебными проходами - 0,98 кН/м
(100 кгс/м);
     - по  требованию заказчика элементы тратуаров и пешеходных мостов
следует   рассчитывать   на   вертикальные  сосредоточенные  давления,
учитываемые  при  отсутствии  других  нагрузок,  от пропуска одиночной
колесной  нагрузки (в том числе уборочной машины) общим весом не более
49,1 кН (5 тс).
    Коэффициент надежности по нагрузке "гамма" для пешеходных мостов и
                                             f
тротуаров  следует  принимать  по  п.  2.23* СНиП 2.05.03-84* с учетом
следующих требований:
    - к распределенным нагрузкам на перила пешеходных мостов и  мостов
с тротуарами следует принимать "гамма" = 1,2;
                                             f
    - к  сосредоточенным  давлениям  от одиночной колесной нагрузки на
тротуары и прохожую часть пешеходных мостов следует принимать "гамма"
                                                                     f
= 1,0;
     - к вертикальному сосредоточенному давлению на элементы тротуаров
следует принимать "гамма" = 1,4.
                         f
     4.3. Нормативное сопротивление трению в подвижных опорных  частях
следует  принимать  по  п.  2.28*  СНиП 2.05.03-84* с учетом настоящих
требований.
     Максимальные   и  минимальные  коэффициенты  трения  в  подвижных
однокатковых   опорных  частях  из  высокопрочной  стали,  а  также  с
наплавкой  материалов  высокой  прочности на поверхности катка и плиты
должны быть равны соответственно 0,015 и 0,010.
     Для   подвижных   стаканных   опорных  частей  с  прокладками  из
фторопласта  совместно  с  полированными  листами из нержавеющей стали
среднее давление на опорную часть от нормативных постоянных нагрузок и
воздействий должно быть не ниже 9,81 МПа (100 кгс/кв. см).
     4.4.  В  многоярусных  транспортных  развязках  во  всех расчетах
элементов  или отдельных конструкций эстакад, воспринимающих временную
нагрузку  с нескольких ярусов, подвижной состав на этих ярусах следует
устанавливать  в  положение,  приводящее  к  наиболее  неблагоприятным
результатам,  и принимать коэффициенты сочетания нагрузок на путях или
полосах  по  пп.  2.14  и  2.15* СНиП 2.05.03-84*. При этом загружение
каждого яруса следует принимать в соответствии с требованиями п. 2.12*
СНиП  2.05.03-84*.  Независимо от количества ярусов одиночную колесную
нагрузку совместно с нагрузкой АК не учитывают.
     4.5.  Рассеивание  с  проезжей части пятна нагружения от колесной
нагрузки  следует назначать: при асфальтобетонном покрытии - под углом
30  градусов  к вертикали, при покрытии из армированного цементобетона
или езде по железобетонным плитам - под углом 45 градусов к вертикали.

        5. Требования к материалам, расчеты и конструирование
      железобетонных, стальных и сталежелезобетонных конструкций

                      Железобетонные конструкции

                       Требования к материалам

     5.1.    Применяемый   для   конструкций   мостов   бетон   должен
соответствовать  требованиям,  приведенным  в  таблице 5. Требования к
бетону  для конструкций, не указанных в таблице 5, приведены в таблице
21 СНиП 2.05.03-84*, а для элементов фундаментов - в главе 6 настоящих
норм.

                                                             Таблица 5

----------------------------------------------------------------
|Вид конструкций, армирование и условия работы |Класс бетона по|
|                                              |прочности на   |
|                                              |сжатие не ниже |
|----------------------------------------------|---------------|
|Бетонные                                      |     B25       |
|Железобетонные:                               |               |
|----------------------------------------------|---------------|
|- с ненапрягаемой арматурой                   |     B25       |
|----------------------------------------------|---------------|
|- пролетные строения ненапряженные            |     B30       |
|----------------------------------------------|---------------|
|Предварительно напряженные железобетонные без |               |
|анкеров:                                      |               |
|----------------------------------------------|---------------|
|- со стержневой арматурой A-IV, Ат-IV         |     B30       |
|----------------------------------------------|---------------|
|- то же классов A-V, Ат-V, Ат-VI              |     B35       |
|----------------------------------------------|---------------|
|- при проволочной арматуре из одиночных       |               |
|  проволок классов В, Вр и канатов К-7        |     B35       |
|----------------------------------------------|---------------|
|Тело опор:                                    |               |
|----------------------------------------------|---------------|
|- в облицовке                                 |     B27,5     |
|----------------------------------------------|---------------|
|- без облицовки вне воздействия переменного   |               |
|  горизонта воды                              |     B30       |
|----------------------------------------------|---------------|
|- без облицовки в зоне переменного            |               |
|  горизонта воды и ледохода                   |     B35       |
----------------------------------------------------------------

     Бетон  классов  по  прочности  выше В60 (в том числе получаемый с
использованием добавок, повышающих прочность) допускается применять по
специальным Техническим условиям.
     Для омоноличивания напрягаемой арматуры, располагаемой в открытых
каналах, следует применять бетон не ниже класса В35.
     Для   повышения   стойкости  бетона  к  агрессивным  воздействиям
допускается  применять  специальные  добавки  (микрокремнезем, а также
другие    виды),   регламентированные   в   утвержденных   нормативных
документах.
     Цементно   -   водный   раствор  (как  правило,  с  добавками  по
специальному   регламенту)  для  инъецирования  арматурных  каналов  в
предварительно  напряженных конструкциях должен иметь следующие физико
- механические свойства, указываемые в проектах:
     - текучесть  после приготовления - не более 45 с, через 1 ч после
приготовления - не более 85 с;
     - оседание - не более 2% от объема;
     - прочность: в возрасте 7 суток - не менее 20 МПа (203,87 кгс/кв.
см), в возрасте 28 суток - не менее 30 МПа (305,81 кгс/кв. см);
     - морозостойкость  при температуре замораживания -20 +/-3 град. С
при  водоцементном  отношении не менее 0,4 - не ниже нормированного по
специальному  регламенту;  при  отношении менее 0,4 морозостойкость не
нормируется.
     5.2.  Марки  бетона  по морозостойкости F и водонепроницаемости W
следует принимать не ниже значений, указанных в таблице 6.

                                                             Таблица 6

-----------------------------------------------------------------------------------
|Марки бетона          |Конструкции подземные     |Конструкции в зоне переменного |
|                      |и наземные в незатопляемой|уровня воды или в контакте с   |
|                      |зоне                      |антиобледенителями (солями) <1>|
|                      |--------------------------|-------------------------------|
|                      |железобетонные|бетонные,  |железобетонные|бетонные        |
|                      |              |массивная  |и бетон       |массивные       |
|                      |              |кладка     |облицовки     |                |
|----------------------|--------------|-----------|--------------|----------------|
|По морозостойкости F  |     300      |   200     |      300 <2> |      300       |
|----------------------|--------------|-----------|--------------|----------------|
|По водонепроницаемости|       6      |     6     |        8     |        8       |
|W                     |              |           |              |                |
-----------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  К конструкциям, находящимся в контакте с антиобледенителями,
следует  относить  элементы  мостового  полотна,  в том числе защитный
слой,   парапеты   и  карнизы,  а  также  другие  части  или  элементы
сооружения, назначаемые при проектировании.
     <2>   Марку   бетона  по  морозостойкости  следует  принимать  по
классификации  дорожного  бетона с испытанием в солях (здесь и далее в
тексте норм - по ГОСТ 10060.0-95 - ГОСТ 10060.2-95).

     Требования  по  морозостойкости  и  водонепроницаемости для видов
конструкций,  не  указанных  в  таблице  6,  приведены  в главе 3 СНиП
2.05.03-84*, а для элементов фундаментов - в главе 6 настоящих норм.

    5.3. В расчетах на выносливость коэффициент "бета"  по п.    3.26*
                                                      b
СНиП 2.05.03-84* (учитывающий рост прочности бетона  во  времени)  при
пропаривании бетона следует назначать не более 1,1.
     5.4.  Рабочая  арматура из арматурных сталей по ТУ РФ, а также из
зарубежных  (включая страны СНГ) арматурных сталей по ТУ и ГОСТ РФ или
нормативным  документам  стран - импортеров допускается к применению в
установленном порядке.
     5.5.  Значения  модуля  упругости  арматурных канатов К-7 следует
принимать равным:
                                       5              6
     - для одиночных канатов - 1,8 x 10  МПа (1,9 x 10  кгс/кв. см);
                                     5              6
     - для пучков канатов - 1,77 x 10  МПа (1,8 x 10  кгс/кв. см).
     При   необходимости   значения   модулей   упругости  допускается
принимать по результатам контрольных испытаний.

                Расчетные и конструктивные требования

     5.6.   В  расчетах  изгибаемых  железобетонных  элементов,  кроме
изгибаемых  элементов балочно - разрезных и температурно - неразрезных
систем,   сжимающие   напряжения   в  бетоне  сечения  от  нормативных
постоянных    нагрузок    и    воздействий    не    должны   превышать
0,5   R     ,    где     R      следует принимать по   таблице     23*
       b,ser              b,ser
СНиП 2.05.03-84*.
     5.7.  Плиты  проезжей  части автодорожных мостов толщиной 20 см и
более допускается не рассчитывать на выносливость.
     5.8.  Минимальное  армирование  нормального  к  плоскости  изгиба
сечения  железобетонных пролетных строений должно составлять 0,2%. При
этом   за   расчетную   следует   принимать   площадь   напрягаемой  и
ненапрягаемой рабочей арматуры.
     5.9.   В   стыках  составных  по  длине  (высоте)  предварительно
напряженных конструкций мостов не допускаются растягивающие напряжения
от  суммарных  нагрузок,  учитываемых  в  расчетах  по  первой  группе
предельных состояний.
     5.10.  Усилия в железобетонной плите проезжей части, объединяющей
пролетные  строения  в  температурно  -  неразрезную  систему, следует
определять  на  основе  пространственных методов расчета от нагрузок и
воздействий  по  СНиП  2.05.03-84* и настоящих норм. При этом усилия в
плите  от  перемещений  объединяемых конструкций следует определять от
нормативных нагрузок и воздействий.
     5.11.   В   городских   мостах  в  расчетах  по  трещиностойкости
монолитных    пролетных    строений   с   преднапрягаемой   арматурой,
располагаемой   в  заполняемых  инъекционным  раствором  неизвлекаемых
гофрированных металлических каналообразователях, минимальные сжимающие
напряжения  при  отсутствии  временной  нагрузки  должны  составлять 5
кгс/кв. см.
     5.12.  В  предварительно напряженных пролетных строениях мостов в
случае  применения  смешанного  армирования растягивающие напряжения в
бетоне в расчетах по трещиностойкости в зонах отрицательных изгибающих
моментов  не  должны  превышать  предельных  значений по п. 3.95*, а в
зонах  положительных  изгибающих  моментов - предельных значений по п.
3.96* СНиП 2.05.03-84*.
     5.13.  В  монолитных  и  сборно - монолитных неразрезных балках и
ригелях  многопролетных  рамных  конструкций рабочую арматуру следует,
как  правило,  предусматривать  непрерывной.  При этом часть верхней и
нижней рабочей арматуры должна быть непрерывной соответственно поверху
и  понизу  на  всей  длине  конструкции или иметь стыки, перекрывающие
разрывы армирования.
     Количество  непрерывных  верхних  и  нижних  арматурных элементов
должно составлять:
     а) в конструкциях с ненапрягаемой арматурой - не менее 20% нижней
и 15% верхней рабочей арматуры;
     б) в конструкциях с напрягаемой арматурой - не менее 10% нижней и
5%  верхней  рабочей  арматуры.  При этом в конструкциях с напрягаемой
арматурой   непрерывность   верхних   и  нижних  арматурных  элементов
допускается  обеспечивать  напрягаемой,  ненапрягаемой или комбинацией
напрягаемой  и  ненапрягаемой  рабочей  арматуры,  причем  в последнем
случае   суммарную  площадь  рабочей  арматуры  определяют  как  сумму
приведенных по расчетным сопротивлениям площадей арматурных элементов.
     5.14.   Для   учета   крутящих   моментов   в   расчетах  сечений
железобетонных элементов допускается использовать метод, приведенный в
приложении Ж.
     5.15. Определение нормальных напряжений в сечениях железобетонных
предварительно   напряженных   криволинейных   балок   в  расчетах  по
трещиностойкости рекомендуется производить по приложению И.
     5.16.  Для новых и реконструируемых с заменой пролетного строения
мостов  располагать  напрягаемую  арматуру в открытых каналах в уровне
проезжей части запрещается.
     Напрягаемые  арматурные  пучки  или  канаты  в  открытых  каналах
рекомендуется   закреплять  на  длине,  не  превышающей  3  м.  Поверх
напрягаемой арматуры каналы следует армировать сеткой с ячейками 100 x
100  мм  из  арматуры  диаметром  10 мм класса AII. При омоноличивании
толщина  бетонного  слоя  над  напрягаемой арматурой или верхом стенок
канала должна быть не менее 5 см.
     5.17.  В  составных по длине конструкциях применение сухих стыков
блоков запрещается.
     5.18.  В  узлах  разветвлений  (или  резкого  изменения  сечений)
железобетонных    пролетных    строений,    как    правило,    следует
предусматривать   массивную   поперечную   диафрагму   либо  массивный
монолитный  участок необходимой формы. В плитных пролетных строениях в
местах их разветвления допускается выполнять только закругления граней
несущей конструкции.
     Армирование   мест  разветвлений  рекомендуется  осуществлять  на
основе численных методов расчета или моделирования.
     5.19. Криволинейные железобетонные плитные и коробчатые пролетные
строения следует армировать с учетом разного напряженного состояния по
наружной  и  внутренней  граням  или  наружной  и  внутренней  стенкам
конструкции.
     В криволинейных коробчатых пролетных строениях отгибы напрягаемой
арматуры  по  внутренней стенке коробки допускается не устраивать. При
этом  возникающий постоянный крутящий момент рекомендуется учитывать в
расчетах пролетного строения на кручение.
     В  местах  точечного  опирания  криволинейных  плитных  пролетных
строений  на  столбы  растянутую  зону  плиты  допускается  армировать
сетками   с  ортогональным  или  радиальным  расположением  поперечных
стержней.
     5.20.   В   косых   железобетонных  плитных  пролетных  строениях
продольную   и  поперечную  нижнюю  арматуру  рекомендуется  размещать
параллельно  граням  пролетного  строения  в плане. К середине пролета
число  продольных  стержней  следует  увеличивать.  Верхнюю поперечную
арматуру   косых   плит   рекомендуется   располагать  перпендикулярно
продольной  оси  моста,  увеличивая  количество армирующих элементов у
тупых углов.
     Плитные  конструкции  с  точечным  косым  опиранием рекомендуется
армировать  продольными и поперечными стержнями по косому направлению,
сгущая армирование над стойками.
     В  узких  пролетных  строениях  (при  соотношении  ширины к длине
пролета  не  более  1/4)  допускается  располагать  поперечные стержни
перпендикулярно оси сооружения.
     5.21.   Для   предварительного  напряжения  монолитных  пролетных
строений  следует,  как  правило,  применять пучки из одного, четырех,
семи, двенадцати и девятнадцати витых арматурных канатов К-7 диаметром
15  мм  по  ГОСТ  13840.  При  соответствующем  обосновании могут быть
применены  пучки  из  большего  числа  канатов;  при этом к расчетному
сопротивлению  арматуры следует вводить коэффициент условий работы m =
0,95.
     5.22.  Предварительно  напрягаемые арматурные элементы монолитных
пролетных  строений  (с  натяжением на бетон) необходимо располагать в
закрытых  каналах, размещаемых, как правило, в пределах бетонной части
поперечного   сечения.   После   натяжения   арматуры  каналы  следует
инъецировать  цементно  -  водным  раствором  с физико - механическими
свойствами по п. 3.1 настоящих норм, обеспечивающим защиту арматуры от
коррозии  и  ее  сцепление с основной конструкцией. Внутренний диаметр
каналообразователя  следует назначать в пределах значений, указанных в
таблице 7.

                                                             Таблица 7

----------------------------------------------------
|Число канатов К-7 в пучке|Внутренний диаметр      |
|                         |каналообразователя, мм  |
|-------------------------|------------------------|
|           1             |          25-30         |
|-------------------------|------------------------|
|           4             |          50-60         |
|-------------------------|------------------------|
|           7             |          60-70         |
|-------------------------|------------------------|
|          12             |          80-90         |
|-------------------------|------------------------|
|          19             |          95-110        |
----------------------------------------------------

     5.23.  Элементы  систем  преднапряжения  (концевые  и  внутренние
анкеры,  стыковые  устройства  -  куплеры,  закладные детали, защитные
кожухи,    неизвлекаемые    каналообразователи    с   соответствующими
комплектующими  и  др.)  следует  предусматривать  в  соответствии  со
специальными Техническими условиями.
     5.24.  Напрягаемые  арматурные  элементы допускается стыковать по
длине  куплерами.  Прочность  стыка  напрягаемого арматурного элемента
должна  соответствовать его прочности вне стыка. При этом к расчетному
сопротивлению  стыкуемой  арматуры следует вводить коэффициент условий
работы m = 0,95.
     В   месте   расположения   стыка   пучков  необходимо  обеспечить
подвижность куплера относительно бетона при натяжении арматуры.
     В случаях продольной надвижки железобетонных пролетных строений в
одном  сечении  допускается  стыковать  не  более  50% от площади всей
напрягаемой  арматуры, предусматривая в стыках секций бетонирования по
контуру сечения выпуски ненапрягаемой арматуры периодического профиля,
суммарная  площадь  которых  должна  составлять  не менее 100% площади
стыкуемой высокопрочной арматуры.
     5.25.   Угол   перегиба   канатов  в  месте  перехода  от  плотно
сформированного  пучка  к анкеру или стыковочному устройству не должен
превышать 7 градусов.
     5.26.   При   натяжении   напрягаемой  арматуры  в  гофрированных
металлических  каналах  коэффициенты  "омега" и "дельта", используемые
для  определения потерь от трения по приложению 11 к СНиП 2.05.03-84*,
следует принимать: "омега" = 0,0025, "дельта" = 0,27.
     Суммарные  потери  на  трение  арматуры  о  стенки каналов при ее
натяжении допускается определять по контрольным замерам.
     5.27.  Толщину  стенок,  плит,  диафрагм  и  ребер железобетонных
элементов следует принимать по п. 3.117, табл. 42 СНиП 2.05.03-84*, но
не менее значений, указанных в таблице 8.

                                                             Таблица 8

---------------------------------------------------------------------
|Элементы и их части                                    |Наименьшая |
|                                                       |толщина,   |
|                                                       |см, для    |
|                                                       |городских  |
|                                                       |мостов     |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|1. Вертикальные или наклонные стенки балок             |           |
|ребристых или коробчатых:                              |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|- при отсутствии в стенках арматурных пучков:          |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|а) в сборных конструкциях                              |   16      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|б) в монолитных конструкциях                           |   18      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|- при наличии в стенках арматурных пучков диаметром dн |           |
|(где dн - наружный диаметр каналообразователя или      |dн + 10    |
|диаметр пучка), но не менее:                           |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|а) в сборных конструкциях                              |   16      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|б) в монолитных конструкциях                           |   18      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|2. Плиты:                                              |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|2.1. Проезжей части:                                   |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|- между стенками (ребрами):                            |           |
|  при отсутствии в плите арматурных пучков:            |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|  а) в сборных конструкциях                            |   18      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|  б) в монолитных конструкциях                         |   20      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|  при наличии в плите арматурных пучков диаметром dн   |           |
|  (где dн - см. п. 1 табл. 8), но не менее:            |dн + 10    |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|  а) в сборных конструкциях                            |   18      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|  б) в монолитных конструкциях                         |   20      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|- на концах консолей (для сборных и монолитных         |   15      |
|конструкций)                                           |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|2.2. Нижние в коробчатых балках:                       |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|- при отсутствии в плите арматурных пучков:            |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|а) в сборных конструкциях                              |   16      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|б) в монолитных конструкциях                           |   18      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|- при наличии в плите арматурных пучков диаметром      |           |
|dн (где dн - см. п. 1 табл. 8), но не менее:           |dн + 10    |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|а) в сборных конструкциях                              |   16      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|б) в монолитных конструкциях                           |   18      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|2.3. Тротуаров (сборных или монолитных)                |   12      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|3. Диафрагмы и ребра жесткости пролетных строений:     |           |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|а) в сборных конструкциях                              |   16      |
|-------------------------------------------------------|-----------|
|б) в монолитных конструкциях                           |   18      |
---------------------------------------------------------------------

     5.28.  Толщину  защитного  слоя  бетона  следует  принимать по п.
3.119*  и табл. 44* СНиП 2.05.03-84* с учетом требований для элементов
фундаментов  опор  по  главе 6 настоящих норм, но не менее указанной в
таблице 9.

                                                             Таблица 9

--------------------------------------------------------------------
|Вид арматуры и ее расположение                       |Наименьшая  |
|                                                     |толщина     |
|                                                     |защитного   |
|                                                     |слоя бетона,|
|                                                     |см          |
|-----------------------------------------------------|------------|
|Напрягаемая арматура всех видов в плите проезжей     |            |
|части, защищенной гидроизоляцией, в ребристых и      |            |
|коробчатых пролетных строениях, а также в плитных    |            |
|пролетных строениях, защищенных гидроизоляцией:      |            |
|-----------------------------------------------------|------------|
|- верхняя                                            |     5      |
|-----------------------------------------------------|------------|
|- нижняя                                             |     4      |
|-----------------------------------------------------|------------|
|Напрягаемые хомуты в стенках (ребрах)                |     4      |
|Ненапрягаемая <1> арматура в плите проезжей части,   |            |
|защищенной гидроизоляцией, в ребристых и коробчатых  |            |
|пролетных строениях, а также в плитных пролетных     |            |
|строениях, защищенных гидроизоляцией:                |            |
|-----------------------------------------------------|------------|
|- верхняя                                            |     4 <2>  |
|-----------------------------------------------------|------------|
|- нижняя                                             |     3 <3>  |
|-----------------------------------------------------|------------|
|Ненапрягаемая арматура (в т.ч. хомуты) нижних        |            |
|поясов, плит, а также стенок (ребер) в ребристых и   |            |
|коробчатых пролетных строениях                       |     3 <3>  |
|-----------------------------------------------------|------------|
|Каркасная арматура в сборных балках                  |     4      |
--------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1>  Здесь  и  далее  в  таблице к ненапрягаемой арматуре следует
относить расчетную и нерасчетную (конструктивную) арматуру.
     <2>  В  конструкциях  с  поперечным  предварительным  напряжением
толщину защитного слоя допускается принимать 3 см.
     <3>  В  исключительных  случаях  и по согласованию с заказчиком и
эксплуатирующей   организацией   толщину  защитного  слоя  допускается
принимать 2 см.

     Наибольшая  толщина защитного слоя арматуры независимо от ее вида
в пролетных строениях не должна превышать 6 см.
     5.29.  В сборных балках применение хомутов в виде вязаных плоских
сеток из гладкой арматуры запрещается.
     Крайние  плоскости  хомутов  следует закрепить в верхней и нижней
зонах  с образованием замкнутого контура с верхней и нижней поперечной
рабочей арматурой балки.
     5.30.  Площадь  распределительной арматуры плит должна составлять
не менее 20% площади рабочей арматуры.
     5.31.   В   монолитных  пролетных  строениях  в  местах  стыковки
напрягаемой   арматуры   стыки   внахлестку  продольной  ненапрягаемой
расчетной и конструктивной арматуры должны иметь длину   перепуска   2
l ,  где  l  следует  принимать  по  п.  3.163*  СНиП 2.05.03-84*.
 s         s
     Стыки ненапрягаемой   арматуры   рекомендуется   располагать   на
расстоянии не менее 0,5 высоты сечения от стыков напрягаемой арматуры.
     5.32.   Нанесение   защитных  покрытий  на  наружные  поверхности
железобетонных   (бетонных)  конструкций  следует  предусматривать  по
требованию заказчика, эксплуатирующей организации и Москомархитектуры.
Защитные   покрытия   следует   применять  с  учетом  требований  СНиП
2.03.11-85   и  СНиП  3.04.03-85  и  в  соответсвии  с  рекомендациями
специализированных организаций.
     5.33.   Подготовку  бетонной  поверхности  к  нанесению  защитных
покрытий следует предусматривать в соответствии с требованиями главы 2
СНиП 3.04.03-85.
     Лицевые  бетонные  поверхности  без защитных покрытий должны быть
гладкими и не иметь раковин, местных наплывов и впадин, а также околов
ребер  конструкций,  размеры  которых  превышают  следующие предельные
(мм):
     - раковины: по диаметру - 6, по глубине - 3;
     - местные наплывы (по высоте) и впадины (по глубине) - 3;
     - околы бетона: по глубине - 5, по суммарной длине на 1 м ребра -
50.
     При  этом  число  раковин  на  любом участке бетонной поверхности
площадью 0,04 кв. м (0,2 x 0,2 м) не должно превышать 3.
     Нелицевые  без защитных покрытий бетонные поверхности должны быть
гладкими и не иметь раковин, местных наплывов и впадин, а также околов
ребер  конструкций,  размеры  которых  превышают  следующие предельные
(мм):
     - раковины: по диаметру - 15, по глубине - 5;
     - местные наплывы (по высоте) и впадины (по глубине) - 5;
     - околы бетона: по глубине - 5, по суммарной длине на 1 м ребра -
100.
     При  этом  число  раковин  на  любом участке бетонной поверхности
площадью 0,04 кв. м (0,2 x 0,2 м) не должно превышать 4.

                         Стальные конструкции

                Расчетные и конструктивные требования

     5.34.  При вычислении эффективной ширины поясов балок по п. 4.26*
СНиП  2.05.03-84*  коэффициенты  приведения "ни" следует определять по
таблице 62 СНиП 2.05.03-84* при "сигма"   /"сигма"    = 1,25   "ни"* -
                                       min        max
0,25. Коэффициент "ни"* принимают по приложению К.
     При   расчетах  жесткости  пролетных  строений  в  сечение  балок
включают проектную ширину поясов.
     5.35. В опорных сечениях коробчатых пролетных строений необходимо
обеспечивать  передачу  крутящих  моментов  с главных балок на опорные
диафрагмы и опорные части.
     Реакции  в  опорных  частях  рекомендуется  определять  с  учетом
пространственной  работы  пролетных  строений в зависимости от способа
расположения опорных частей и жесткости поперечных несущих конструкций
в опорных сечениях.

Страницы: 1  2  3  


Оглавление