В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕРКИ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВЫЯВИЛА НАРУШЕНИЕ: ПРОДАВЕЦ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК ПОКУПАТЕЛЮ. В ХОДЕ ПРОВЕРКИ ИНСПЕКТОР ОДНОВРЕМЕННО СОСТАВИЛ ДВА ДОКУМЕНТА: - АКТ ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ; -. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 18.04.05 09-24/26752

          В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕРКИ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВЫЯВИЛА
        НАРУШЕНИЕ: ПРОДАВЕЦ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ПРОБИЛ КАССОВЫЙ ЧЕК
          ПОКУПАТЕЛЮ. В ХОДЕ ПРОВЕРКИ ИНСПЕКТОР ОДНОВРЕМЕННО
                       СОСТАВИЛ ДВА ДОКУМЕНТА:
            - АКТ ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                        ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ;
            - АКТ ПО ФОРМЕ КМ-9 О НАЛИЧИИ В КАССЕ МАГАЗИНА
           ИЗЛИШЕК ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СУММУ, ПОЛУЧЕННУЮ ЗА
                  ПРОДАЖУ ТОВАРА БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ККМ.
            ОРГАНИЗАЦИЯ БЫЛА ПРИВЛЕЧЕНА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ
           ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЯМ 14.5 И 15.1 КОАП РФ.
                  ПРАВОМЕРНЫ ЛИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          18 апреля 2005 г.
                            N 09-24/26752

                                 (Д)


     Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр,
применяется   на   территории   РФ   в   обязательном   порядке  всеми
организациями  и  индивидуальными  предпринимателями при осуществлении
ими  наличных  денежных  расчетов  и  (или)  расчетов с использованием
платежных  карт  в  случаях  продажи  товаров,  выполнения  работ  или
оказания  услуг.  Этого требуют положения статьи 2 Федерального закона
от  22.05.2003  N  54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой техники"
(далее - Закон).
     Согласно  статье  7 Закона налоговые органы осуществляют контроль
за   соблюдением  организациями  и  индивидуальными  предпринимателями
требований Закона.
     По  результатам  проведения  проверки  соблюдения организациями и
индивидуальными  предпринимателями требований Закона составляется акт,
в  котором  фиксируется выявленное нарушение или его отсутствие. Кроме
того,  в  рамках проведения проверки составляется акт по форме КМ-9 "О
проверке  наличия денежных средств кассы", утвержденной постановлением
Госкомстата  России  по  согласованию с Минфином России и Минэкономики
России   от  25.12.98  N  132  "Об  утверждении  унифицированных  форм
первичной   учетной   документации   торговых   операций",  в  котором
фиксируется  наличие недостачи или излишек денежных средств в денежном
ящике  ККТ. Излишки денежных средств должны быть оприходованы по учету
с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.
     В   статье   14.5   КоАП  РФ  предусмотрено,  что  организации  и
индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы
либо оказывающие услуги без применения в установленных законом случаях
контрольно-кассовых  машин,  могут  быть оштрафованы. Административный
штраф  взимается  с  граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, с должностных
лиц - от 30 до 40 МРОТ, с юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
     В  случае  выявления  налоговым  органом факта продажи товара без
применения ККТ, выразившегося в непробитии чека продавцом организации,
данная  организация и продавец подлежат привлечению к административной
ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
     Зафиксированный  в  акте  по  форме  КМ-9  факт  наличия  излишек
денежных средств в денежном ящике ККТ, свидетельствующий о возможности
неприменения продавцом ККТ при продаже товара, сам по себе не является
основанием   для   привлечения   организации   и   ее  руководителя  к
административной  ответственности  по  статье  15.1  КоАП РФ. Согласно
статье  15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и
порядка  ведения  кассовых  операций,  выразившееся  в неоприходовании
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение
административного  штрафа  на  должностных  лиц  в размере от 40 до 50
МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.
     Порядок   ведения  кассовых  операций  в  РФ  (далее  -  Порядок)
утвержден  решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 N 40 и доведен
письмом ЦБ РФ от 04.10.93 N 18.
     В  соответствии  с  пунктом  3 Порядка для осуществления расчетов
наличными  деньгами  каждое  предприятие  должно  иметь  кассу и вести
кассовую книгу по установленной форме.
     На  основании  пунктов  3,  22  и 23 Порядка поступление и выдачу
наличных денег предприятие учитывает в кассовой книге. Согласно пункту
24  Порядка кассир сразу же должен отмечать в кассовой книге получение
или  выдачу  денег  по  каждому  ордеру  или  другому  заменяющему его
документу.
     Предприятие  должно  оприходовать  денежную  наличность в кассу в
день ее поступления.
     Неоприходование денежной наличности в день ее поступления в кассу
предприятия   считается   совершенным   в   день,  следующий  за  днем
поступления наличности.
     В   Методических  рекомендациях  по  использованию  данных  учета
выручки,  полученных  с применением ККМ, утвержденных письмом ЦБ РФ от
18.08.93  N 51, сказано, что проверка полноты оприходования (неполного
оприходования)   в   кассу   предприятия  наличных  денежных  средств,
полученных  с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А
именно:  данные,  отраженные  в  фискальном отчете ККМ, суммы выручки,
определенной  по  показаниям  секционных  счетчиков (регистров) ККМ на
начало    и    конец    рабочего    дня   и   отраженной   в   журнале
кассира-операциониста,   сравниваются   с  данными  кассовой  книги  о
фактической сумме выручки по предприятию.
     По  результатам  указанной  проверки  составляется акт, в котором
фиксируется  факт  неоприходования  (неполного  оприходования) в кассу
денежной  наличности,  что  является  основанием для решения вопроса о
применении к организации и ее руководителю статьи 15.1 КоАП РФ.
     Таким   образом,   в   случае   установления   налоговым  органом
неприменения  организацией  ККТ  при  продаже  товара, выразившегося в
непробитии  продавцом  чека,  и  выявления  излишек  денежных средств,
находящихся   в   денежном   ящике   ККТ,   одновременное  привлечение
организации  к административной ответственности по статьям 14.5 и 15.1
КоАП  РФ  без  установления  факта  неоприходования указанных денежных
средств в кассу предприятия неправомерно.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
                                                         А.Г. Луканина
18 апреля 2005 г.
N 09-24/26752