О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ. Письмо. Федеральная налоговая служба. 20.10.04 21-3-05/449

                          О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          20 октября 2004 г.
                            N 21-3-05/449

                                 (Д)


     Управление  ресурсных  и  имущественных налогов по вопросу уплаты
земельного налога сообщает следующее.
     1.  Согласно  статье  3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N
1738-1  "О плате за землю" ставки земельного налога пересматриваются в
связи   с  изменением  не  зависящих  от  пользователя  земли  условий
хозяйствования.
     В  Приложении  N 2 (таблица 1) к Закону средние ставки земельного
налога в городах и других населенных пунктах приведены в условиях 1994
года.  В сноске <*> к Приложению N 2 (таблица 1) к Закону указано, что
средние  ставки  земельного  налога  в  городах  и  других  населенных
пунктах,   приведенные   в  таблице  1,  в  1994  году  применяются  с
коэффициентом 50.
     Начиная  с  1992  года  постановлениями  Правительства Российской
Федерации,  а в дальнейшем федеральными законами о федеральном бюджете
на  соответствующий  финансовый  год и об индексации ставок земельного
налога  практически  ежегодно индексировались ставки земельного налога
на очередной календарный год.
     Из  положений статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N
2118-1  "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует,
что   земельный   налог   относится   к   местным   налогам,   которые
устанавливаются   законодательными   актами   Российской  Федерации  и
взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного
налога   определяются  законодательными  актами  республик  в  составе
Российской  Федерации  или  решениями  органов  государственной власти
краев,  областей,  автономной  области,  автономных  округов, районов,
городов  и иных административно-территориальных образований, если иное
не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
     Поэтому положения федеральных законов об индексации ставок налога
являются  положениями,  принятыми  федеральным  законодателем в рамках
своих  полномочий  по  определению налоговой ставки на соответствующий
год, а не по определению порядка исчисления налога.
     В   2000   -  2002  годах  индексация  ставок  земельного  налога
проводилась  на  основании Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О
федеральном  бюджете  на  2000  год"  (коэффициент  1,2), Федерального
закона  от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" или
Федерального  закона  от  14.12.2001  N  163-ФЗ  "Об индексации ставок
земельного   налога"   (коэффициент  2).  При  этом  установлено,  что
коэффициенты   применяются   к   ставкам   налога,   действовавшим   в
предшествующем году.
     Перерасчет   ставок   земельного  налога,  установленных  Законом
Российской  Федерации  "О  плате  за  землю", с учетом их индексации в
соответствии   с   федеральными  законами  о  федеральном  бюджете  на
соответствующий   финансовый   год  должен  производиться  к  ставкам,
применяемым  в предшествующем году, т.е. в 2002 году ставка земельного
налога  составит:  Сзн2002  = Сзн2001 x К2002, где Сзн2001 = Сзн2000 х
К2001  и  т.д.  Именно  такой  порядок  расчета  налоговой  ставки  на
соответствующий  финансовый  год установлен федеральным законодателем.
Указанное   подтверждается   пояснительными   записками   и  расчетами
закрепленных   в   законе   о  федеральном  бюджете  цифр,  являющихся
неотъемлемой частью федерального бюджета на соответствующий финансовый
год.
     Подобная  позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации
(решение  от  20.01.2004  N  ГКПИ03-1422).  Данное решение вынесено по
гражданскому  делу  по  заявлению Калинина А.В. о признании незаконным
пункта  16  Инструкции  МНС  России  от 21.02.2000 N 56 "По применению
Закона  Российской Федерации "О плате за землю", утвержденной Приказом
МНС  России  от  06.03.2000  N  АП-3-04/90,  и  пункта  7  изменений и
дополнений  N  2  в  Инструкцию,  утвержденных  Приказом МНС России от
12.04.2002  N  БГ-3-21/197,  в соответствии с которым последовательное
применение   в   соответствующих  годах  коэффициентов  индексации  по
земельному   налогу  признано  Верховным  Судом  Российской  Федерации
правомерным.
     Кроме  того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской   Федерации   от  23.03.2004  N  5063/03  указывается,  что
формулировка  законов  (федеральных  законов  о федеральном бюджете на
соответствующий  финансовый  год  и  об  индексации  ставок земельного
налога)  позволяет  сделать  вывод  о  том, что под ставкой земельного
налога,   на  основании  которой  производится  исчисление  налога  за
конкретный  налоговый  период,  следует понимать ставку, установленную
местными  представителями  органов  власти, увеличенную на поправочные
коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный
законом  о федеральном бюджете на текущий год, за который производится
уплата налога в бюджет.
     2.  По  вопросу  применения  пунктов  4, 10 и 15 статьи 12 Закона
Российской Федерации "О плате за землю", которыми от уплаты земельного
налога  полностью  освобождаются,  в  частности, учреждения искусства,
кинематографии,  образования,  здравоохранения,  финансируемые за счет
средств  соответствующих  бюджетов  либо  за  счет средств профсоюзов,
детские    оздоровительные    учреждения   независимо   от   источника
финансирования,  учреждения  культуры,  физической  культуры и спорта,
туризма,   спортивно-оздоровительной   направленности   независимо  от
источника   финансирования,   санаторно-курортные   и  оздоровительные
учреждения,  находящиеся  в  государственной  и муниципальной, а также
профсоюзной собственности, следует иметь в виду.
     Статьей    120    Гражданского   кодекса   Российской   Федерации
установлено,   что   учреждением   признается  организация,  созданная
собственником  для  осуществления управленческих, социально-культурных
или   иных   функций  некоммерческого  характера  и  финансируемая  им
полностью или частично.
     Однако   в   соответствии  с  Постановлением  Президиума  Высшего
Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  20.04.2004  N  14771/03
используемые  в Законе Российской Федерации "О плате за землю" понятия
должны оцениваться с учетом того, что Закон принимался до принятия как
Налогового  кодекса  Российской  Федерации, так и Гражданского кодекса
Российской Федерации.
     Согласно  содержанию  указанной нормы Закона Российской Федерации
"О   плате   за  землю"  основанием  для  применения  льготы  является
использование  земельного  участка в определенных целях, например, для
организации  мероприятий  спортивно-оздоровительной направленности, то
есть  данная  льгота  предоставляется  Законом Российской Федерации "О
плате  за  землю" с целью развития спортивно-оздоровительных заведений
вне зависимости от их организационно-правовой формы.
     Таким  образом,  льгота, установленная пунктами 4, 10 и 15 статьи
12  Закона  Российской  Федерации  "О  плате  за  землю",  может  быть
распространена не только на учреждения, но и на организации любых форм
собственности,   осуществляющие   деятельность   в   сфере   культуры,
физической   культуры  и  спорта,  туризма,  спортивно-оздоровительной
направленности  и  других  сферах  деятельности,  указанных  в  данных
пунктах  Закона,  а  также  их  филиалы и обособленные подразделения в
отношении земельных участков под указанными объектами.

И.о. начальника Управления
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации 1 ранга
                                                           А.С.ФЕДОРОВ
20 октября 2004 г.
N 21-3-05/449