- повышение уровня защищенности информационных систем; - создание рабочих мест в системе технического сопровождения, обучения, распространения и поддержки программного обеспечения. Ресурсное обеспечение Реализация подпрограммы предполагается как на основе использования бюджетного финансирования, внебюджетных фондов, так и привлечения финансовых и иных (материальных, трудовых, информационных) ресурсов коммерческих, научных, общественных и иных организаций. Организационное обеспечение Организация выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы. 1.2.3. Система обеспечения информационной безопасности Постановка проблемы Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Внедрение современных информационных технологий привело к появлению новых видов преступлений, таких как компьютерная преступность и компьютерный терроризм - незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей, хищение, присвоение, вымогательство компьютерной информации. Кибертерроризм и киберпреступность - это новые формы преступной деятельности, которые для достижения своих целей используют современные информационно-коммуникационные технологии. Информация и информационные услуги играют все возрастающую роль в жизни города. Разрушение или искажение информации в одной из взаимосвязанных информационных систем может вызвать цепную реакцию отказов и привести к катастрофическим последствиям. Безопасность, надежность и гарантированная возможность быстрого восстановления информационных систем становятся основополагающими требованиями. Недопустима ситуация, при которой многие из городских информационных систем и ресурсов имеют высокую степень риска быть выведенными из строя на длительный срок или даже быть безвозвратно утерянными в результате стихийного бедствия, террористического акта, компьютерного преступления, неосторожности или умысла обслуживающего персонала. Для обеспечения безопасности информационного общества требуется комплексный подход, который вместе с решением задачи информационной безопасности требует создания соответствующей законодательной базы информатизации. По своей общей направленности угрозы информационной безопасности подразделяются на следующие виды: - угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина; - угрозы информационному обеспечению государственной политики; - угрозы развитию отечественной индустрии информации, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; - угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем. Международный опыт свидетельствует о стремительном ежегодном росте угроз информационной безопасности, росте ущерба от киберпреступности и кибертерроризма. Постоянно растет количество преступлений в сфере ИКТ, совершаемых против государственных информационных систем. По данным ЦРУ, за последние три года Интернет-представительства центральных органов власти США были атакованы 750 тыс. раз. По другим источникам, число таких атак может достигать 1 млн. Только на сети Космического Командования США (US Space Command) в 2001 году было предпринято более 30 тыс. атак. За период с 1998 по 2001 год их число возросло в пять раз. Стабильно растет число кибератак против предприятий, организаций и граждан. По данным Главного управления специальных технических мероприятий (ГУСТМ) МВД России, за 2001 г. количество преступлений, совершенных в сфере компьютерной информации на территории России, увеличилось, почти в полтора раза по сравнению с 2000 годом. Существующее положение ставит в разряд приоритетных задач формирование системы обеспечения информационной безопасности г. Москвы. Отсутствие в городе удостоверяющего центра электронной цифровой подписи создает серьезные препятствия в развитии электронной коммерции, использовании ИКТ городскими структурами для расширения круга предоставляемых горожанам услуг, реализации мероприятий по формированию "электронного правительства". Создание такого центра позволит в полной мере реализовать предусмотренные настоящей Программой мероприятия. Реализация мероприятий Программы, предусматривающих широкий доступ к информационным ресурсам города, невозможна без обеспечения резервирования ресурсов и мониторинга безопасности основных информационных ресурсов. Необходимы разработка и создание программно-аппаратных решений, позволяющих контролировать безопасность информационных ресурсов, их резервирование. При реализации конкретных проектов и программ информатизации в городе с учетом специфики их реализации и функционирования должны быть учтены требования к обеспечению информационной безопасности. Цели подпрограммы Основной целью подпрограммы являются повышение уровня защищенности населения, предприятий и органов власти г. Москвы от преступлений и актов терроризма, совершаемых с использованием ИКТ. Обеспечение целостности, достоверности и конфиденциальности информации, используемой населением, городскими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления города. Основной задачей подпрограммы является создание системы обеспечения информационной безопасности. Мероприятия по системе информационной безопасности Для достижения цели и решения задач подпрограммы необходимо проведение следующих мероприятий: 1. Создание нормативно-правовой базы информационной безопасности г. Москвы: - разработка Концепции информационной безопасности г. Москвы; - создание модели угроз информационной безопасности; - разработка Положения об информационной безопасности г. Москвы; - разработка правил и рекомендаций по обеспечению информационной безопасности в деятельности граждан, предприятий и органов власти г. Москвы. 2. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности. В том числе образование межведомственной комиссии по проблемам информационной безопасности. 3. Создание и развитие удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ЭЦП. 4. Внедрение аппаратно-программных средств защиты информационных ресурсов и систем города Москвы от внешних и внутренних угроз информационной безопасности, включая: - подсистемы управления доступом; - подсистемы регистрации и учета; - подсистемы обеспечения целостности; - криптографические подсистемы (при необходимости). Защита осуществляется с применением современных, сертифицированных по требованиям безопасности информации средств: - защиты от несанкционированного доступа; - антивирусной защиты; - мониторинга и аудита информационной безопасности; - электронно-цифровой подписи; - межсетевого экранирования; - иных перспективных средств защиты информации. 5. Создание и развитие защищенного центра хранения и обработки данных информационных ресурсов города Москвы. Ожидаемые результаты В результате реализации подпрограммы ожидается снижение уровня угроз информационной безопасности населения, предприятиям и органам власти г. Москвы; создание системы обеспечения информационной безопасности со следующими функциями: - обеспечение защищенности основных информационных ресурсов города от внешних и внутренних угроз, в том числе: прогнозирование потенциальных угроз информационной безопасности; предупреждение и устранение потенциальных угроз информационной безопасности; выявление и пресечение реализуемых угроз информационной безопасности. Ресурсное обеспечение Основой реализации подпрограммы является бюджетное финансирование, внебюджетные и благотворительные фонды, средства негосударственного предпринимательского сектора. Организационное обеспечение Организационное обеспечение выполнения подпрограммы возлагается на Государственного заказчика-координатора Программы, Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. Раздел 1.3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОБЩЕГОРОДСКИХ ПУБЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКВЫ 1.3.1. Система городских порталов К настоящему времени городскими структурами в основном завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки решения экономических и социальных задач. В Москве был создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины, тогда как недостаточно развиты городские информационные системы в области культуры, образования, развития города, системы информационного обеспечения населения города. Не развита система публичных информационных ресурсов, нет универсального городского Интернет-портала, позволяющего получить быстрый доступ к необходимой информации по различным аспектам жизни города, сориентироваться в многочисленных городских Интернет-ресурсах. Отсутствует правительственный портал как общегородская платформа для "электронной власти", нет специализированного портала, посвященного проблемам движения Москвы к информационному обществу и являющегося инструментом для обсуждения и содействия реализации ГЦП "Электронная Москва", средой для продуктивного обмена опытом и знаниями всех участников движения к информационному обществу. В качестве первоочередных мероприятий по развитию системы общегородских публичных информационных ресурсов должны быть реализованы проекты создания городских порталов, в частности Московского городского портала, Правительственного портала и Московского портала развития. Создание Московского городского портала Согласно принятой Правительством Москвы Концепции городского портала в Интернете его назначение состоит в том, чтобы: - сделать более доступными многочисленные существующие и создаваемые информационные системы и ресурсы города, обеспечить условия для их системной интеграции; - обеспечить многосторонние коммуникации между горожанами, бизнесом и властью, создать инструмент для развития в Москве гражданского общества, строительства различных сообществ граждан (территориального общественного самоуправления, по интересам и т.п.); - обеспечить информационную поддержку принятия управленческих решений, функционирования и взаимодействия органов власти и органов местного самоуправления. Создаваемый Московский городской портал обеспечит: - представление общедоступной информации о деятельности городских властей, органов, служб, предприятий, в том числе принимаемые, действующие и отмененные городские нормативные акты и распорядительные документы, комментарии к ним, поиск и т.п., а также персональный состав коллегиальных органов, места их расположения в городе, часы приема; - размещение общей информации о городе, событиях в нем - культурные, спортивные и иные мероприятия, а также прогнозы погоды, курсы валюты и т.п.; - распространение информации о предстоящих пресс-конференциях городских служб (оффлайновые и в Интернете), справочные сведения для прессы, тематические архивы прессы о городе; - адресное распространение информации, в том числе в интересах совершенствования управления (анкетирование, адресное оповещение, опросы общественного мнения и др.); - организацию виртуальных обсуждений (форумов, чатов, конференций) - новых видов коммуникации людей, способных конкурировать с традиционными СМИ; - оказание гражданам и организациям информационных услуг (обслуживания); - доступ к пополняемой и обновляемой коллекции аннотированных ссылок на ресурсы в Интернете по московской и близкой тематике - подразделения, предприятия и организации Правительства Москвы, Московской городской Думы, Правительства РФ, другие государственные и общественные организации; предприятия бытовой сферы, культуры, образования и т.п. Создание Правительственного портала г. Москвы В Москве накоплен богатый опыт использования ИКТ для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед Правительством Москвы. Городские структуры осуществляют ведение большого числа информационных систем для нужд Правительства Москвы, Московской городской Думы, административных округов и районных управ, департаментов, комитетов и управлений города Москвы. В процессе создания информационных систем для городского управления и местного самоуправления накоплены значительные объемы информационных ресурсов, имеющих высокие потребительские свойства. В то же время практически вся эта информация недоступна в режиме прямого доступа различным структурным подразделениям органов власти. Практически отсутствуют базовые онлайновые сервисы, присущие "электронному правительству". Имеется настоятельная потребность реализации общегородской платформы "электронной власти Москвы" с организацией доступа к городским информационным ресурсам и сервисам через единый общегородской портал, обеспечивающий сбор и агрегирование информации из различных источников, персонализацию и управление доступом, а также инструменты интерактивного взаимодействия. При этом также должна быть учтена перспектива интеграции Правительственного портала Москвы в единую сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру России. Потребности продвижения интересов столицы в регионы России, ускорение процессов интеграции в мировую экономику диктуют необходимость совершенствования организации межрегиональных и международных связей Москвы, создания специализированного раздела сопровождения межрегионального и международного сотрудничества. Многообразие и сложность информационных систем Москвы сопоставимы с информационными системами отдельных европейских государств. При этом такие государства, как Великобритания и ряд других пошли по пути создания универсальной инфраструктуры интеграции, которая, например, в Великобритании получила название "Правительственный Шлюз". Информационно-коммуникационный шлюз (ИКШ) - центр интеграции государственных информационных систем. Роль ИКШ состоит в обеспечении того, что различные городские ведомства могут быть объединены так, что в итоге гражданину предоставляются интегрированные и прозрачные услуги. ИКШ обеспечит необходимую маршрутизацию и интеграцию сервисов, а также необходимые средства безопасности и аутентификации. ИКШ города Москвы как часть Правительственного портала обеспечит возможность логичного и достаточно простого подключения все новых и новых городских информационных систем к этой единой инфраструктуре, а значит, в конечном итоге, предоставление гражданам все более сложных, интегрированных услуг в соответствии с принципом "единого окна". Реализуется интеграция информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы с аналогичными ресурсами, создаваемыми в других регионах и в рамках государственной программы "Электронная Россия". Создание Московского портала развития По инициативе Всемирного банка более чем в 40 странах создается сеть "порталов развития" как распределенного хранилища информационных ресурсов по вопросам развития и как инструмента эффективного обмена идеями, знаниями и практическим опытом. Одна из основных задач создаваемой сети - координация и поддержка программ и проектов электронного развития. В России с 2001 г. создается Российский портал развития, основная миссия которого - содействие переходу России от индустриального общества к информационному. В федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)" включено специальное мероприятие "Реализация проекта "Российский портал развития", в рамках которого будет поддерживаться создание региональных порталов развития, с соответствующей инициативой уже выступили несколько регионов России. Создание Московского портала развития (МПР) как инструмента для обсуждения, корректировки и реализации ГЦП "Электронная Москва" и как части сети порталов развития на региональном, национальном и международном уровне позволит повысить эффективность Программы, создаст среду для продуктивного обмена опытом и знаниями всех участников движения к информационному обществу. В качестве целевой аудитории МПР рассматриваются активные граждане Москвы, России и зарубежных стран, заинтересованные в полноправном участии города в глобальной экономике знаний, в развитии и широкомасштабном использовании ИКТ во всех сферах жизни города. Создаваемый Московский сегмент распределенной сети региональных порталов развития обеспечит: - формирование общего пространства для ведения дискуссий, обмена знаниями и опытом, координации усилий участников "электронного развития" Москвы; - предоставление инструментов для публикации и навигации по наиболее важным ресурсам Интернета, относящимся к развитию информационного общества и участию Москвы в этом процессе; - создание и обеспечение доступа к комплексной базе данных о международных, национальных, региональных и городских программах, проектах и инициативах, направленных на развитие информационного общества; - предоставление инструментов взаимодействия власти и общества на основе ИКТ, создания онлайновых сообществ и т.п.; - доступ к высококачественным решениям, ноу-хау и опыту в области развития на основе ИКТ; - предоставление статистической информации и разнообразных публикаций по проблемам развития и использования ИКТ; - освещение хода реализации ГЦП "Электронная Москва". Вхождение Москвы в распределенную сеть порталов развития, создаваемую на глобальном (программа "Портал развития", реализуемая при поддержке Фонда Портала развития при участии Всемирного банка и правительств ряда государств), международном (43 страны Европы, Азии, Африки и Латинской Америки) и национальном (в составе РПР) уровнях, позволит получить доступ к технологическим наработкам, которые созданы и будут создаваться в 2003-2004 годах в рамках проектов infoDev Всемирного банка. Отличительной чертой МПР будет высокая насыщенность разнообразными современными сервисами и функциональными возможностями. При предоставлении услуг сеть порталов стремится к реализации принципа "все в одном окне" (one-stop-shop), когда пользователь получает максимальное число необходимых ему сервисов, не уходя со "своего" портала. В перечень сервисов МПР будут входить (но не ограничиваться): персонализация, инструменты кооперации, база данных о проектах развития, консультационный центр, виртуальный университет, электронная библиотека, центр статистики "электронного" развития города, электронные тендеры, торговая площадка, средства навигации, помощь, переводческая поддержка. Цели и задачи подпрограммы Основными целями подпрограммы являются: - обеспечение гарантированного доступа к необходимой информации по различным аспектам жизни города, создание инструментов для навигации в многочисленных городских Интернет-ресурсах; - обеспечение взаимного усиления международных, национальных, региональных и московских инициатив за счет интенсивного распространения опыта и знаний в сфере развития информационного общества; - развитие информационных ресурсов Москвы, доступных через Интернет; - расширение объема и качества информационных ресурсов и услуг, предоставляемых органам власти города Москвы; - содействие обеспечению большей прозрачности власти на всех уровнях, достижению большей эффективности и направленности ее деятельности на нужды граждан; - оптимизация взаимодействия между органами власти в городе Москве и их взаимодействия с федеральными и региональными органами власти. Основными задачами подпрограммы являются: - создание информационно-коммуникационного шлюза между органами власти города Москвы, обеспечивающего их взаимодействие с федеральными органами власти; - организация информационного взаимодействия между властями города и населением с использованием ИКТ; - организация информационного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления и хозяйствующими субъектами с применением ИКТ; - создание элементов "электронного правительства" в городе Москве; - создание навигатора ресурсов, новостной ленты и системы онлайновых инструментов для информационной поддержки реализации ГЦП "Электронная Москва". Мероприятия по реализации подпрограммы Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия: - создание Московского городского портала; - подготовка Концепции "электронного правительства" Москвы; - подготовка Концепции и Технического задания на создание специализированной информационной системы "Правительственный портал Москвы", учитывающей функции органов власти города, их взаимодействие между собой, с федеральными органами власти и органами местного самоуправления; - создание Правительственного портала; - реализация Концепции "электронного правительства" Москвы; - создание Московского портала развития как части распределенной сети порталов развития и инструмента для информационной поддержки реализации ГЦП "Электронная Москва". При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы Основным результатом реализации подпрограммы станет система постоянно действующих городских порталов, предоставляющих доступ горожанам и организациям к разнообразным информационным ресурсам и сервисам, являющихся платформой для эффективного взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ. Успешная реализация проекта "Московский портал развития" позволит скоординировать усилия основных движущих сил развития информационного общества, создаст благоприятные условия для эффективной реализации Программы "Электронная Москва", повысит доверие и даст толчок партнерским отношениям государства, бизнеса и гражданского общества в процессе перехода к информационному обществу. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы и Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы. 1.3.2. Общегородская интегрированная автоматизированная система учета с использованием пластиковых карт (Социальная карта москвича) Постановка проблемы В настоящее время население г. Москвы (постоянные жители, временные жители, мигранты, гости, сезонные рабочие и т.п.) составляет, по разным оценкам, от 10,0 млн. до 13,0 млн. человек. Все эти граждане постоянно вступают в разнообразные отношения с городскими органами, ведомствами и службами соответствующего профиля деятельности. Масштабы социально-экономических задач столь сложного в социально-экономическом отношении региона, как Москва, и необходимость доведения социально-экономических мероприятий до конкретных граждан при решении экономических и социальных задач требуют дальнейшего совершенствования методов управления процессами обеспечения социальной поддержки, перехода от плохо контролируемого "валового" принципа распределения льгот к адресной компенсации расходов социально незащищенных слоев населения. Проект предполагает использование для идентификации получателей льгот персонализированных бесконтактных смарт-карт (БСК). Их применение планируется развивать по следующим основным направлениям: - статус социальных карт как своеобразного "дубликата" удостоверений, дающих право на льготы, обеспечит их использование для автоматизированного обслуживания льготников во всех организациях-участниках проекта "Социальная карта москвича"; - по мере внедрения социальные карты могут использоваться во взаиморасчетах граждан с транспортными организациями (льготный проезд в метрополитене, автобусе, по железной дороге) и предприятиями торговли, питания и бытовых услуг при предоставлении льгот социально незащищенным гражданам; - в рамках совершенствования механизмов предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматривается создание системы персонифицированных социальных счетов граждан. Ее внедрение позволит обеспечить прием платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с использованием социальной карты, которая в данном случае выполняет функцию идентификации владельца для банковских приложений. При таком подходе может быть обеспечен переход от субсидирования предприятий-поставщиков услуг к обеспечению денежных выплат гражданам после оплаты ими услуг ЖКХ; - использование карты позволит упорядочить оказание услуг в рамках системы государственного медицинского страхования, а также обеспечить однозначную идентификацию гражданина при каждом случае исполнения государственных гарантий в сфере социального и медицинского обеспечения, в т.ч. при выдаче рецептов на получение лекарственных средств бесплатно или со скидкой и, собственно, при получении медикаментов по таким рецептам в аптечных учреждениях. Введение в обращение интеллектуальных пластиковых карт - социальных карт для жителей Москвы предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 602-ПП. Работы по созданию общегородской интегрированной автоматизированной системы учета с использованием пластиковых карт (ОИАС ЕРСЛ) являются составной частью комплекса работ по программам "Электронная Москва" и "Электронная Россия". Для реализации проекта "Социальная карта москвича" создано Государственное унитарное предприятие "Московский социальный регистр" (ГУП МСР) в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития г. Москвы. Экономическое обоснование - в области социальной защиты: экономически значимый эффект внедрения будет получен от высокой степени защиты персонифицированных БСК, используемых в качестве социальных карт льготников, возможности безналичного перечисления денежных выплат и дотаций на карточный счет. Переход основной части социальных льготников на использование социальных карт позволит резко сократить возможности неправомерного получения льгот, даст весомый вклад экономии средств городского бюджета, определит истинные затраты организаций, предоставляющих льготы; - в области жилищно-коммунального хозяйства: разработка и внедрение системы позволят упростить процедуру платежей за ЖКУ, исключить необходимость посещения гражданами различных организаций за счет автоматизации процессов оплаты и контроля за оплатой услуг ЖКХ. Это должно повысить уровень собираемости платежей и, как следствие, эффективность функционирования системы жилищно-коммунального хозяйства; - на транспорте: в Москве свыше 2,5 млн. человек только пенсионеров, которые, кроме права на бесплатный проезд, обладают иными льготами, включая денежные выплаты. Кроме них существуют еще около 70 категорий граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда на городском общественном транспорте. Учитывая крайнюю заинтересованность транспортных операторов в реализации данного проекта, предполагается их активное участие в финансировании изготовления и персонализации социальных карт, используемых для оплаты проезда. Цели и задачи Основными целями внедрения системы являются: - совершенствование социальной политики; - повышение эффективности и адресности социальной поддержки; - обеспечение учета и контроля использования бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды; - переход от перекрестного субсидирования отраслями городского хозяйства предприятий и организаций, непосредственно предоставляющих льготы, к прямому возмещению выпадающих доходов за фактически предоставленные льготы населению. Обслуживание льготных категорий граждан с применением Социальной карты москвича позволит решить следующие основные задачи: - персонализировать предоставление льгот жителям Москвы, обеспечив однозначную идентификацию лиц, получающих те или иные субсидии и компенсации; - улучшить учет предоставленных льгот и информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти города Москвы при планировании городского бюджета; - создать общегородскую интегрированную систему персонального учета социальных льгот, включающую единый реестр всех льготников. Мероприятия подпрограммы Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия: - разработка ТЗ и ЧТЗ на создание ОИАС ЕРСЛ и подсистем функционального взаимодействия с существующими информационными системами, включая проведение экспертизы; - разработка рабочего проекта ОИАС ЕРСЛ, в том числе обеспечение опытной эксплуатации ОИАС ЕРСЛ; - разработка и внедрение ОИАС ЕРСЛ. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы В результате внедрения Общегородской интегрированной автоматизированной системы ведения Единого реестра социальных льготников (ОИАС ЕРСЛ): - повысится эффективность использования целевых бюджетных средств за счет: повышения точности оценки социальных расходов по различным категориям населения; создания механизма более точной и более эффективной адресной социальной поддержки наименее защищенных групп населения; обеспечения объективной оценки средств бюджета, необходимых для возмещения затрат городским организациям за услуги, оказываемые льготным категориям населения; применения безналичных расчетов с использованием платежных приложений социальных карт; - повысятся достоверность данных о льготниках в городских базах данных и степень интеграции городских информационных ресурсов; - увеличится сбор доходов на общественном транспорте; - улучшится социальное обслуживание льготных категорий населения; - будет создан механизм взаиморасчетов за оказанные льготным категориям населения услуги. Основной предполагаемый экономический эффект от реализации проекта заключается в снижении потерь от нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых на социальную защиту населения, до 10% от выделяемых средств. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является смешанное финансирование из бюджета города, бюджета ФЦП "Электронная Россия" и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент экономической политики и развития города Москвы. 1.3.3. Учет населения города Москвы Постановка проблемы Москва является одним из крупнейших мегаполисов мира. Население Москвы составляет 8538 тыс. человек, а включая гостей столицы - более 11 млн. человек. Москва сосредотачивает около 10 процентов всего населения страны, более 8 процентов занятого населения. Регистрация населения ведется более чем в 850 участках дирекций единого заказчика, 163 паспортных столах отделов внутренних дел, 30 отделах записи актов гражданского состояния, 30 окружных военных комиссариатах. С 1998 года в Москве внедряется Автоматизированный интегрированный банк данных "Население", который должен объединить информационные ресурсы о населении в интересах органов власти, а также самих граждан. К концу 2002 года в 9 административных округах созданы банки данных, в которых содержится информация более чем о 5 млн. жителях и гостях Москвы. Автоматизировано 107 паспортных столов отделов внутренних дел 85 районов Москвы. Однако единая база данных не создана в связи с наличием организационных и правовых проблем. Отсутствие единой городской базы данных населения, содержащей, в частности, данные регистрационного учета в органах исполнительной власти, приводит к трудностям в сборе налогов, необоснованным выплатам пособий, тратам на социально-демографические исследования, неоправданным сложностям при обслуживании населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Одновременно сложная ситуация складывается и с самой системой регистрационного учета населения. Центральная автоматизированная система учета населения (ЦАСУН), техническая платформа которой создана в 1996 году, содержит более 35 млн. документов и постоянно пополняется. ЦАСУН является базовой информационной системой ГУВД г. Москвы о населении Москвы и Московской области и предназначена для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов. В настоящее время ЦАСУН обслуживает в режиме удаленного доступа более 900 автоматизированных рабочих мест абонентов правоохранительных органов г. Москвы и федеральных служб. В связи с вступлением в силу Законов Российской Федерации от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" на органы внутренних дел возложены задачи по укреплению порядка режима пребывания иностранцев, которые включают в себя вопросы организации работы по оформлению приглашений частных и юридических лиц, их регистрации, учету иностранных граждан, поселяющихся в гостиницах города и жилом секторе, выдворению граждан иных государств, нарушающих порядок пребывания в Российской Федерации. Цели подпрограммы Основными целями создания единой городской базы данных населения (ЕГБДН) Москвы являются: - обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, занимающихся учетом отдельных категорий населения (органов социального обеспечения, медицинского страхования, налоговых инспекций, военкоматов и др.) актуальной и достоверной информацией о населении, зарегистрированном по месту жительства и месту пребывания на территории Москвы; - повышение эффективности борьбы с преступностью и устойчивости работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение контроля над миграцией граждан; - обеспечение эффективного автоматизированного информационного обмена в сфере учета населения; - улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления; - интеграция информационных ресурсов города, создание единой городской базы данных населения (ЕГБДН) как основы информационных ресурсов о населении города Москвы. Основные мероприятия Мероприятия подпрограммы включают: - внедрение решений Автоматизированного интегрированного банка данных "Население" во всех административных округах и районах Москвы; - модернизацию ЦАСУН ГУВД Москвы, автоматизированных интегрированных рабочих мест сотрудников паспортных столов отделов милиции и жилищных организаций, МАИС "ЗАГС" Москвы; - интеграцию данных о населении в единой городской базе данных населения. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы Создание ЕГБДН и модернизация ЦАСУН ГУВД г. Москвы позволят: - повысить качество социально-экономических решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, за счет предоставления достоверной и многоаспектной информации о населении; - повысить эффективность борьбы с преступностью и обеспечить более полный контроль над миграцией населения; - способствовать получению реального экономического эффекта за счет экономии средств пенсионных фондов, фондов медицинского страхования и других; - создать основу для совершенствования механизмов сбора налогов и жилищно-коммунальной реформы; - сократить расходы бюджетных средств на организацию социально-демографических исследований путем их автоматизации; - повысить эффективность социальной защиты населения, в частности, за счет перехода к адресному предоставлению социальной помощи гражданам и адресному оказанию информационных услуг; - изменить характер труда сотрудников ЗАГС, ПВС и жилищно-эксплуатационных организаций, повысить культуру обслуживания населения, ликвидировать очереди. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города, целевых бюджетных фондов развития территорий, федерального бюджета и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент экономической политики и развития города Москвы и Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы. 1.3.4. Система обеспечения городских закупок Постановка проблемы Структуры исполнительской власти г. Москвы постоянно проводят работу по обеспечению потребности города в выполнении работ, закупок товаров и оказании услуг. Процесс формирования городского заказа имеет устойчивый динамический рост, который сопровождается ростом информационных потоков между государственными заказчиками и поставщиками. Традиционные методы взаимодействия участников выполнения городского заказа вызывают большое число сбоев, ошибок, потери информации, что сказывается на качестве и сроках выполнения городского заказа. Платформы ИКТ принципиально меняют рынки, и проявляются формы новой экономики - электронное ведение бизнеса. Внедрение системы обеспечения городских закупок в виде законченного программно-технического комплекса позволит снизить различные издержки, связанные с осуществлением процессов закупки продукции для городских нужд. Использование централизованного хранилища данных и возможностей удаленной работы пользователей с ним существенно упростит обмен информацией между участниками торгов и тем самым снизит транзакционные издержки стадии подготовки торгов, в т.ч. связанные с поиском контрагентов и информации о продукции и ценах, координацией взаимодействия участников и т.п. Автоматизация большинства процессов системы и осуществление всего цикла сделки в электронном виде должны привести к повышению прозрачности закупок, в результате чего снижается возможность хищений и усиливаются возможности контроля. Тем самым должно быть обеспечено снижение транзакционных издержек оппортунистического поведения участников системы. Снижение издержек заключения контракта обеспечивают возможности системы по автоматизированному сбору и обработке заявок от учреждений и потенциальных поставщиков товаров и услуг, электронный документооборот, мониторинг цен и возможности осуществления финансовых транзакций через систему. Для органов власти экономический эффект внедрения системы должен выразиться в экономии бюджетных средств за счет большего числа участников торгов, усиления конкуренции и более объективного выбора потенциальных поставщиков, предлагающих лучшие условия. Наряду с вышеперечисленными статьями затрат внедрение системы электронной торговли позволит снизить комиссии посредников, логистические затраты, расходы на финансовое обеспечение, затраты на проведение переговоров. За счет внедрения автоматизированной системы предполагается также получить ряд выгод, связанных с улучшением аналитической поддержки процессов принятия решений о проведении закупок, а также планирования закупок и управления контрактами, преодолев технологическими средствами ряд организационных ограничений существующей системы городских закупок. В частности, действующее законодательство не предусматривает отчетности государственных заказчиков об объемах закупаемой продукции, а только о цене контракта. Такое положение затрудняет оценку реального положения на рынке конкретного товара. Система государственного статистического наблюдения не ведет учета количества лотов, выставленных на конкурс, что делает невозможным корректное определение уровня конкуренции за государственный контракт. Государственные заказчики не используют единых классификаторов продукции при проведении закупок. Отменена отчетность по ценовым параметрам закупаемой для государственных нужд наиболее важной продукции, что не позволяет определить частоту закупки определенной продукции государственными заказчиками и найти решения по консолидации закупки однородной продукции. Внедрение системы должно создать предпосылки для устранения указанных недостатков. Анализ заявок городских структур и поставщиков, объема спроса и предложения, номенклатуры продукции и видов услуг должен обеспечивать возможности для проведения маркетинговых исследований, формирования объективной картины конъюнктуры рынка, упрощения выбора поставщиков, оценки и прогноза на ближайший плановый период величины государственных нужд. Такого рода мониторинг, в свою очередь, позволит снизить бремя государственных расходов на сбор, обработку и анализ данных традиционных торгов, также способствуя оптимизации процесса снабжения. В ходе реализации данной подпрограммы работ требуется создать открытую торговую среду, в которой на рыночных принципах максимальное количество заинтересованных поставщиков сможет предоставлять свои предложения. При этом должны быть снижены расходы на все статьи традиционных расходов (поиск поставщиков, организация конкурсных торгов, осуществление покупки и оформление сделки). Цели подпрограммы - обеспечение средствами ИКТ процесса городских закупок; - повышение эффективности городских закупок за счет: снижения затрат на проведение самого процесса государственных закупок; увеличения конкуренции за получение государственных заказов (снижение цены поставщиков); ускорения процедур проведения конкурсных торгов; - эффективное расходование бюджетных средств за счет: повышения прозрачности городских закупок; снижения коррупции и иных злоупотреблений при городских закупках; возможностей более широкого выбора на основании показателя качество/цена. Мероприятия по реализации подпрограммы Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать следующие основные мероприятия: - создание и развитие информационной системы обеспечения городских закупок. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы В результате реализации подпрограммы ожидаются оптимизация и повышение эффективности процессов осуществления городских закупок. Прозрачность процессов для всех участников будет способствовать дебюрократизации и снижению вероятности злоупотреблений. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент науки и промышленной политики города Москвы. 1.3.5. Система навигации и телематики для городского управления и населения Постановка проблемы Город Москва является по масштабам своего развития, объемам пассажирских и грузовых перевозок мощной транспортной системой и входит в число крупнейших городов мира. В Москве, как и в других мегаполисах мира, существуют определенные транспортные проблемы, затрагивающие вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня то, с чем столкнулись Нью-Йорк, Лондон и Париж 20-30 лет назад, в полной мере проявляется в Москве. За последние 10 лет автомобильный парк города увеличился вдвое и составляет в настоящий момент почти 2,5 млн. транспортных средств. Если учесть, что в г. Москве проживает почти 9,0 млн. постоянных жителей, причем из них около 17% - дети и 24% - пенсионеры, то на 1000 жителей среднего возраста приходится практически 470 автотранспортных средств личного пользования, что значительно опережает средний показатель по стране. Протяженность улично-дорожной сети города всего 4300 км, в том числе магистральной - более 1200 км, а плотность - только 1,5 км/кв. км, что в 1,6 раза ниже нормативной. Дефицит протяженности составляет более 300 км, а площадь улично-дорожной сети г. Москвы уступает крупным городам мира в 2-4 раза. Сегодня можно утверждать, что 95% уличной сети города исчерпали пропускную способность, а кольцевые и поперечные связи, разгружающие центр, составляют лишь 35-40% от потребности. Об этом говорит и плотность автомобильных потоков на московских улицах, большую часть которых составляет транспорт индивидуальных владельцев. Автотранспортный потенциал г. Москвы растет ежегодными темпами прироста в размере 5,0%, в т.ч. грузовой автотранспорт - 7,5%, автобусы - 5,2%, легковые - 4,9%, в т.ч. индивидуальных владельцев - 6,3%, и достигает 2,5 млн. единиц. Эти цифры фактически можно увеличить, по крайней мере, на 40% процентов, учитывая роль Москвы как главного транспортного узла и в регионе, и во всей России. Совокупное влияние негативных факторов, действующих в Московском мегаполисе, привело к значительному повышению плотности транспортных потоков, что, в свою очередь, вызвало сбои в организации движения транспорта, снизило его безопасность, принесло городу значительные экономические потери, а автомобильный транспорт стал оказывать негативное влияние на состояние окружающей среды. В настоящее время уровень научно-технического прогресса напрямую определяет конкурентоспособность транспортных систем. И здесь на первое место выходит информация о транспортных процессах на основе телекоммуникационных систем и передовых технологий навигации и связи. Одной из самых активно развивающихся областей применения диспетчерских информационных технологий стал автомобильный транспорт чрезвычайных, медицинских, аварийных, коммунальных, оперативных служб и служб безопасности. В настоящее время для управления автотранспортом различных ведомств, призванных обеспечивать безопасность граждан и жизнедеятельность городского хозяйства, используются разрозненные системы управления. Эти системы имеют разную степень автоматизации и базируются на различных видах связи, не обеспечивающих обмен информацией в интересах оперативного и комплексного решения задач в условиях возрастающих требований к безопасности граждан, роста объема грузовых и пассажирских перевозок. Не меньшее значение для городского хозяйства имеет внедрение систем телематики на стационарных объектах. Это прежде всего относится к коммунальным службам: "Мосгаз", "Мосводоканал", "Мосэнерго", а также к системам, осуществляющим экологический мониторинг, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды. Широкое применение такие системы найдут при решении задач охраны стратегических объектов, мостов, тоннелей, а также подвалов и чердаков зданий различного назначения. Еще одной областью применения систем телематики для стационарных объектов является их использование для охраны дач, коттеджей и т.д. Программа имеет городской статус и ориентирована на повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города, формирование пакета услуг для населения, повышение уровня безопасности граждан за счет внедрения услуг телематики и навигации в рамках города. Цели и задачи проекта Основными целями Программы являются: Повышение безопасности населения г. Москвы, повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города за счет внедрения услуг телематики и навигации в рамках города. Реализация комплексной городской Программы "Система навигации и телематики для городского управления и населения на 2002-2004 годы" позволит решить следующие основные задачи: - повысить уровень безопасности населения; - улучшить качество транспортного обслуживания населения; - повысить эффективность функционирования системы медицинского обслуживания населения; - повысить эффективность функционирования оперативных городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций; - повысить транспортную безопасность в городе; - снизить затраты городского бюджета на транспортное обслуживание городского заказа; - обеспечить синхронизацию работы муниципальных служб при решении задач городского хозяйства; - снизить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду (экологическая безопасность); - создать систему информационного сопровождения грузового движения; - обеспечить оказание навигационных и телематических услуг в сфере обслуживания детей, инвалидов и больных; - обеспечить контроль за передвижением транспорта, перевозящего детей и школьников, а также контроль за временными маршрутами муниципального транспорта; - обеспечить безопасность и контроль состояния стационарных объектов; - обеспечить контроль за состоянием городских и ведомственных телефонных, газовых, силовых и иных коммуникаций; - обеспечить контроль за состоянием строительных конструкций, мостов, путепроводов, тоннелей в целях недопущения возникновения аварийных ситуаций, попыток проведения террористических акций и т.д. Мероприятия по реализации подпрограммы Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать мероприятие "Создание и развитие системы навигации и телематики для городского управления и населения", включая: - разработку ТЭО и технорабочего проекта; - создание информационной системы управления транспортом; - развертывание информационно-навигационной сети на территории города Москвы в интересах служб городского хозяйства и формирования пакета услуг для населения. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты и социально-экономические последствия реализации подпрограммы Создание системы навигации и телематики для городского управления и населения позволит решить следующий ряд важных проблем как городских служб и ведомств, так жителей г. Москвы: - повышение безопасности граждан; - повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, процесса управления и контроля за подвижными и стационарными объектами городских служб и ведомств (наземный общественный, специальный и коммунальный транспорт, охрана и сопровождение транспортных средств, помещений и других объектов); - повышение эффективности функционирования оперативных городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций; - создание оперативной системы реагирования на происшествия, затрагивающие безопасность граждан; - предотвращение террористических актов благодаря автоматическому контролю за незапланированными остановками автотранспорта, за выездом автотранспорта за пределы установленной рабочей зоны, повышение оперативности органов охраны правопорядка ввиду наличия точной информации о местонахождении контролируемого объекта; - улучшение транспортного обслуживания населения, обеспечение информацией специальных технических средств для коллективного пользования гражданами с частичной и полной потерей слуха и зрения; - выработка наиболее рациональных маршрутов, уменьшение бесполезного пробега автотранспорта из-за просчетов в организации перевозок, связанных с неполной информацией о реальной обстановке, имеющейся у диспетчера, повышение эффективности комплекса мероприятий по ограничению движения большегрузного автотранспорта в г. Москве, особенно в центральной части города; - постепенное снижение стоимости предоставляемых системой услуг и используемого оборудования; - сопряжение существующих ведомственных диспетчерских систем с системой навигации и телематики для городского управления и населения позволит создать единый городской центр управления навигации и телематики на базе создания единого общегородского информационного пространства; - улучшение экологической обстановки в городе за счет организации контроля за состоянием окружающей среды с помощью датчиков и возможности оперативного реагирования при ее ухудшении, а также за счет оптимизации транспортных потоков. В результате реализации Программы поэтапно к концу 2004 года городское управление получит возможность наиболее оперативно получать информацию о состоянии городского хозяйства, более эффективно управлять деятельностью коммунальных служб. Значительно повысится качество обслуживания населения при существенной экономии средств городского бюджета. Граждане на территории города получат возможность пользоваться предлагаемыми услугами для собственных нужд с целью повышения личной безопасности и безопасности своего имущества. Будет создана база для дальнейшего роста системы и подключения к ней государственных ведомств и других предприятий по унифицированной схеме с использованием выработанных в ходе создания системы организационных и технических решений. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Управление транспорта и связи города Москвы, функции главного распорядителя бюджетных средств по подпрограмме - на Управление городского заказа города Москвы. 1.3.6. Автоматизированная система мониторинга Генерального плана города Москвы Постановка проблемы Генеральный план развития города Москвы - документ регулятивного характера, координирующий государственные и частные интересы участников градостроительной и инвестиционной деятельности в столице в рамках единой общегосударственной и общегородской стратегии. Он постоянно уточняется с учетом изменяющихся социально-экономических условий, содержит системную открытую градостроительную модель развития, позволяющую органично включать в общий каркас те или иные конкретные проблемы и решать их на основе имеющегося проекта. Стратегию Генплана детализируют градостроительные планы развития административных округов и районов Москвы. В Генеральном плане развития Москвы на период до 2020 года сформулированы: - основные направления градостроительного развития столицы; - градостроительное зонирование территории города; - программа приоритетных мероприятий. В первой части Генплана определены главные ориентиры перспективного градостроительства Москвы. Это предопределяет возможность создания методики стратегического градостроительного планирования, в том числе и для мировой градостроительной науки и практики. Во второй части Генплана установлены обязательные для застройщиков значения функций и параметров использования территории - в общей сложности для 1500 планировочных районов городских кадастровых единиц. Тем самым вводится в правовые рамки и одновременно упорядочивается сам процесс градостроительства и при этом улучшается структура города. И, наконец, третья часть Генплана Москвы - Программа первоочередных мероприятий по его реализации - определяет перспективы практической деятельности строительного комплекса. Таким образом, задачи по реализации Генерального плана сегодня становятся базой для развития различных направлений архитектурной и строительной деятельности. Реализация Генерального плана требует четкой координации работ, контроля исполнения решений, формирования систем управления качеством и себестоимостью продукции. Это не может быть осуществлено без информационно-технологической поддержки, без внедрения автоматизированной системы мониторинга Генерального плана. Как известно, информатизация охватила в последние годы все направления московской инвестиционно-строительной деятельности. В Комплексе создаются и поэтапно вводятся в эксплуатацию отдельными подсистемами полномасштабная Корпоративная телесеть и Интегрированная система информационного обеспечения инвестиционно-строительной деятельности (ОСИО). Сформированная на сегодняшний день в системе комплекса телекоммуникационная сеть с помощью нескольких десятков серверов объединяет более 1000 корпоративных пользователей. Вместе с тем к настоящему времени созрела явная потребность интеграции перечисленных информационных систем и технологий на межведомственном уровне с системами других комплексов городского управления. Реализация подпрограммы "Создание автоматизированной системы мониторинга Генерального плана города Москвы" является системообразующей деятельностью. Его реализация, с одной стороны, повысит качество градостроительных работ за счет улучшения их стратегической направленности, а с другой - поможет интегрировать большинство информационных систем и ресурсов, реализуемых в рамках проектов Программы "Электронная Москва". Цели подпрограммы - сбалансированное формирование программ социально-экономического и инвестиционного развития столицы; - постоянное повышение качества и сокращение сроков московского строительства; - увеличение объемов нового жилищного строительства; - обеспечение культурной преемственности градостроительных решений пространственным единством, эстетической выразительностью, гармонией и средовым многообразием города; - обеспечение надежности и безопасности транспортной и инженерной инфраструктур; - обеспечение энерго- и ресурсосбережения во всех отраслях городского хозяйства; - обеспечение экологической безопасности среды жизнедеятельности и устойчивости природного комплекса; - обеспечение комплексности решений жилищной проблемы реконструкцией и развитием жилых территорий и формированием жилой среды. Мероприятия по реализации подпрограммы Основными мероприятиями подпрограммы являются: - разработка технического задания и проектных решений по созданию информационно-аналитической системы поддержки мониторинга Генерального плана города Москвы; - разработка рабочего макета автоматизированной технологии контроля Генерального плана города Москвы и формирование аналитических отчетов при взаимодействии различных участников строительного процесса, включая другие комплексы Правительства Москвы, общегородские и территориальные органы власти; - создание информационной модели поддержки управленческих решений руководства города Москвы и Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города по результатам осуществления мониторинга Генерального плана города Москвы; - внедрение портального сегмента системы для информирования населения по перспективам градостроительного развития, о реализации градостроительных городских программ в разрезе административных округов и районов. Ожидаемые результаты В результате реализации проекта ожидаются: - сокращение времени и повышение обоснованности принятия важных стратегических управленческих решений Правительства Москвы и руководителями комплексов городского управления по вопросам реализации Генерального плана развития города Москвы; - постоянный рост удовлетворенности населения на основе информированности о градостроительных программах и о результатах их реализации. Ресурсное обеспечение подпрограммы Основой реализации подпрограммы является финансирование из бюджета города и внебюджетных средств. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы. 1.3.7. Система обеспечения безопасности города Постановка проблемы В настоящее время проблема безопасности жителя города Москвы стоит как никогда остро, это связано с текущим уровнем криминализации общества, с угрозой терроризма, являющегося новым видом противоправных действий против мирных граждан, не только в России, но и в странах Европы, Америки и всего мира. Терроризм не обошел и Москву: взрыв домов в 1999 году, взрыв на Пушкинской площади в 2000 году, захват террористами заложников в ДК ПТЗ в октябре 2002 года. Ухудшается криминальная обстановка, растет количество заказных убийств, обычных преступлений, посягающих на жизнь, здоровье, достоинство и имущество населения, растут детская преступность и число беспризорников, наркомания, алкоголизм, проституция, насилие в целом. Если к этому прибавить пробелы и недостатки в охране общественного порядка, то становится очевидным, что без принятия радикальных мер по исправлению сложившегося положения (сначала минимизировать, а затем устранить угрозу обществу и личности) не обойтись. Особого внимания заслуживает тот факт, что практически любой фактор опасности в городе, а именно: противоправные действия, техногенная катастрофа, стихийное бедствие или неконтролируемое развитие ситуации с массовым скоплением людей в таком людном мегаполисе, как Москва, может иметь самые тяжелые последствия для большого числа людей, оказавшихся в зоне развития опасной ситуации. Важнейшим условием предотвращения внештатной ситуации или снижения ее негативных последствий является фактор раннего обнаружения источника опасности, который в дальнейшем может быть ликвидирован в зависимости от принадлежности правоохранительными органами или аварийными службами. За 2002 год в Москве была развернута Комплексная автоматизированная система связи и управления дежурными частями (КАСУ ДЧ) ГУВД г. Москвы. В настоящее время пусковой комплекс службы "02" с 40 рабочими местами введен в эксплуатацию, проведены мероприятия по техническому оснащению дежурных частей УВД и ОВД, создана корпоративная мультисервисная сеть (КМС), к которой подключено 150 подразделений милиции. Сервисами сети обеспечиваются прямая связь дежурного по городу с ОВД, передача карточки происшествия. Необходимо дальнейшее развитие КАСУ ДЧ, внедрение ее в промышленную эксплуатацию во всех подразделениях милиции общественной безопасности. К важнейшим проблемам города относятся прогнозирование, предотвращение угроз, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, ликвидация их последствий. Высокая плотность населения, концентрация промышленного производства, транспорта и потенциально опасных объектов повышают вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, задают высокую тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций. На этапе возникновения и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций возрастает необходимость координации действий дежурно-диспетчерских служб, координации действий всех сил и средств, привлеченных к аварийно-спасательным работам. Цели и задачи подпрограммы Целями подпрограммы являются: - построение общегородской системы прогнозирования, раннего обнаружения и предотвращения нештатных ситуаций, включая систему видеонаблюдения; - повышение уровня защищенности горожан; - развитие общегородской системы пресечения преступлений и правонарушений; - создание системы обеспечения безопасности города, включая систему прогнозирования угроз безопасности; - интеграция городских систем управления и реагирования при чрезвычайных происшествиях и ситуациях; - повышение эффективности предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мероприятия подпрограммы Основными мероприятиями подпрограммы являются: - разработка единых требований к системам комплексной безопасности; - проект "Создание системы обеспечения безопасности города"; - создание городского ситуационного центра прогнозирования и предотвращения угроз безопасности города; - создание Единого дежурно-диспетчерского центра города Москвы на базе единого канала реагирования на чрезвычайные ситуации (ЕДДЦ Москвы), создание опытного участка ЕДДЦ в Зеленоградском АО; - развитие системы информационного обеспечения дежурных частей города в рамках КАСУ ДЧ ГУВД. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемые результаты В результате создания системы обеспечения безопасности города ожидаются следующие результаты: - повышение безопасности граждан, зданий и сооружений на территории города за счет повышения эффективности работы правоохранительных органов и аварийных служб; - сокращение бюджетных затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на основании их раннего обнаружения; - значительное повышение подготовки населения и организаций по вопросам их действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера. Ресурсы подпрограммы Источниками финансирования подпрограммы являются бюджет г. Москвы, внебюджетные и благотворительные фонды, средства негосударственного предпринимательского сектора, а также средства населения. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организация выполнения подпрограммы возлагается на Финансово-хозяйственное управление Мэрии Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Управление городского заказа города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, ГУВД г. Москвы и ГУ ЧС г. Москвы. 1.3.8. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы Постановка проблемы За последние годы в Москве создана развитая инфраструктура волоконно-оптических сетей, принадлежащих разным операторам и используемых различными городскими компаниями и структурами, в том числе органами власти города. Крупные транспортные волоконно-оптические сети имеют компании МГТС, КОМКОР, МТУ-информ, Макомнет. К сетям, используемым в интересах городских структур, предъявляются жесткие требования по полноте и эффективности используемых телекоммуникационных технологий, возможности гибкой адаптации к особенностям решения городских задач. Мэрия, Правительство Москвы и комплексы городского управления активно используют возможности городской телекоммуникационной инфраструктуры. Руководство города всемерно содействует развитию сетей различных операторов. Сети доступа представляют собой наиболее разветвленную часть иерархических телекоммуникационных систем, обеспечивающую сопряжение оборудования пользователей с магистральными сетями, по которым передается информация многочисленных пользователей в виде мощных транспортных потоков. Проблема "последней мили" - одна из самых острых проблем телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. В настоящее время в городе используются и будут еще долго использоваться сети доступа разного типа, принадлежащие разным операторам. Однако в связи с развитием потребностей москвичей в новых информационно-телекоммуникационных услугах возникает проблема удовлетворения этих потребностей путем модернизации существующих или строительства новых сетей доступа. Одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы является создание универсальной абонентской линии, доводящей весь комплекс услуг до квартир москвичей. Телефонные компании, имея разветвленную инфраструктуру телефонной сети, предлагают для этой цели использовать медную пару, соединяющую квартиру с АТС. Основанием для таких предложений явились успехи в развитии технологии ADSL (асимметричная цифровая пользовательская линия), широко используемой компаниями МТУ-Интел, Голден Телеком и др., а также иных родственных технологий предоставления широкополосных услуг по телефонным сетям. Эта технология широко применяется для обеспечения широкополосного доступа к Интернету по той же телефонной линии, по которой предоставляется обычная услуга аналоговой телефонии. Для широкого внедрения этой технологии в условиях Москвы "операторами", предоставляющими услуги передачи данных, могут использоваться медные пары в кабелях телефонной сети доступа, принадлежащей МГТС. Использование данной технологии затруднительно для организации вещательных режимов (режим "точка-многоточие"), особенно для организации социально значимых услуг массового открытого телевещания. Поэтому использование телефонной линии в качестве универсального абонентского ввода в квартиру не позволяет обеспечить все виды услуг, хотя и имеет серьезные перспективы для доступа в Интернет. Другим решением проблемы универсальной абонентской линии является использование радиосредств, в том числе использование перспективных систем сотовой, а также спутниковой связи. Однако в настоящее время такие решения невозможно предлагать в качестве базовых технологий создания сетей доступа для всех москвичей из-за их высокой стоимости и ограниченности спектра предоставляемых с помощью этих технологий услуг, хотя этот рынок также серьезно развивается. Перспективным типом сетей доступа, нашедшим широкое распространение во всем мире, являются сети с комбинированным использованием оптических (на распределительном уровне) и коаксиальных (на абонентском уровне) кабелей связи. Это так называемые гибридные волоконно-коаксиальные сети, оборудование для которых широко представлено на телекоммуникационном рынке. Комбинация оптоволокна и коаксиального кабеля позволяет передавать огромные массивы информации при сравнительно небольших затратах на реализацию сетей доступа. Такая комбинация очень хорошо согласуется с иерархической структурной сетей, когда объем передаваемой информации возрастает во много раз при переходе от нижнего сетевого уровня к верхнему. Современные недорогие коаксиальные кабели обеспечивают высококачественную передачу сигнала в полосе шириной 857 МГц (полоса выше 47 МГц предназначена для передачи сигналов в квартиру, а полоса 5-30 МГц - для передачи информации в обратном направлении с целью обеспечения интерактивности). Этого частотного ресурса вполне достаточно для удовлетворения спроса на все перспективные телекоммуникационные услуги. Важным аспектом в связи с рассмотрением проблемы развития сетей доступа является обеспечение конкуренции многих операторов на базе различных технологий их реализации. Предоставление услуг по телефонным абонентским линиям, по старым коаксиальным кабелям, по новым волоконно-коаксиальным сетям, по технологии "домовая локальная сеть" и по перспективным беспроводным технологиям дополняют друг друга, предоставляя пользователям возможность выбора между услугами, отличающимися по стоимости, по номенклатуре реализуемых функций и по их качеству. Цели подпрограммы Целью подпрограммы является создание условий для максимально эффективного использования существующих магистральных сетей и сетей доступа при решении городских задач, а также для привлечения инвестиций, необходимых для создания в Москве современной инфраструктуры широкополосных интерактивных сетей связи, обеспечивающих предоставление горожанам перспективных информационно-коммуникационных услуг, включая открытое и платное телевидение, доступ к Интернету, цифровую телефонию, видеонаблюдение и охрану жилища, телеметрию и другие услуги. Мероприятия подпрограммы Создание условий для эффективного использования и модернизации существующих сетей доступа: - подготовка плана развития телекоммуникационной инфраструктуры города в интересах городских организаций; - плановое подключение к телекоммуникационным сетям органов власти города; - плановое подключение к телекоммуникационным сетям объектов социальной сферы города (школы, больницы, поликлиники, библиотеки, музеи и т.д.); - плановое подключение объектов, обеспечивающих общественную безопасность города, в том числе для целей реализации проекта организации видеонаблюдения; - строительство узлов обмена данными между различными информационно-коммуникационными системами города, в том числе между коммуникационными инфраструктурами, использующими протокол IPv6; - организация эффективного обслуживания телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы информационных систем города; - разработка технико-экономического обоснования проекта "Последняя миля"; - обеспечение привлечения инвестиций и финансирования работ по созданию широкополосных сетей доступа, в том числе в рамках проекта "Последняя миля"; - проектирование, строительство и сдача в эксплуатацию широкополосных интерактивных сетей доступа, обеспечивающих предоставление горожанам перспективных информационно-коммуникационных услуг, включая открытое и платное телевидение, доступ к Интернету, цифровую телефонию, видеонаблюдение и охрану жилища, телеметрию и другие услуги; - строительство опытных участков сетей доступа нового типа и введение в пробную эксплуатацию для предоставления населению интегрированных услуг. При реализации всех мероприятий подпрограммы обеспечиваются учет и соблюдение требований обеспечения информационной безопасности. Ожидаемый социальный эффект реализации подпрограммы и ее результаты Ожидаемые результаты реализации подпрограммы характеризуются: - повышением эффективности работы городских структур управления, повышением оперативности и качества принимаемых ими решений; - улучшением качества жизни москвичей, развитием информационного обслуживания жителей путем предоставления им разнообразной полезной информации; - созданием новой индустрии промышленного производства и новой индустрии услуг, что повлечет за собой появление новых рабочих мест в научно-исследовательских организациях, промышленных предприятиях, операторских компаниях, информационных службах; - получением массовыми абонентами новых информационных возможностей, таких как быстрый Интернет, телеобучение, телемедицина, работа на дому и др.; - увеличением возможности надомной работы, в том числе для инвалидов; - появлением совершенно новых перспектив в организации массового образования, научных исследований, социальных служб, сферы развлечений и многих других сфер деятельности общества. Ресурсы подпрограммы Источником финансирования подпрограммы является бюджет г. Москвы, собственные средства телекоммуникационных операторов и инвестиции, привлекаемые для развития телекоммуникационной инфраструктуры города, внебюджетные средства и иные бюджетные источники. Организационное обеспечение реализации подпрограммы Организационное обеспечение подпрограммы возлагается на Управление транспорта и связи города Москвы. Раздел 1.4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО НЕРАВЕНСТВА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ВСЕМИ ЖИТЕЛЯМИ ГОРОДА Постановка проблемы В конце XX века появилось еще одно измерение бедности, так называемое "информационное неравенство". Это понятие было введено в 1997 г. соответствующей Программой развития ООН. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знаниям. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации. В настоящее время в Москве неравенство в использовании Интернета различными социально-демографическими группами выражено менее резко, чем во всей России, но по-прежнему Интернет-аудитория Москвы существенно более мужская, молодая, образованная и богатая, чем население города в целом. В Москве сегодня средний доход на одного члена семьи у пользователей Интернета более чем в полтора раза выше, чем у людей, не использующих Интернет; сетью пользуются 34% мужского населения города и только 21% женщин; пользователями являются 52% населения в возрастной группе 18-34 года и только 5% - в возрастной группе старше 55 лет; пользователями Интернета являются 46% населения Москвы с высшим образованием, 17% людей, имеющих среднее специальное образование, и только 1% населения, имеющего образование ниже среднего. Уровень информационного неравенства определяется мотивацией и информированностью о возможностях ИКТ жителей города, их информационно-коммуникационной компетентностью, а также наличием возможности доступа к современным ИКТ для всех категорий граждан (последнее определяется как наличием соответствующей инфраструктуры, так и экономической доступностью современных ИКТ). Одним из направлений решения этой проблемы является разворачивание системы обучения горожан навыкам использования ИКТ. В большинстве экономически развитых стран мира сформировалось представление об уровне информационно-коммуникативной компетентности, достаточном для осуществления наиболее часто встречающихся видов информационной деятельности: набора текста, поиска в Интернете, заполнения полей базы данных и поиска в ней и т.д. Этот уровень часто требуется, например, при приеме на работу. Москва должна стать городом, где проект обучения горожан использованию ИКТ будет реализован на наиболее современном уровне. Интерес и готовность широких слоев населения использовать ИКТ и прежде всего Интернет зависят в значительной степени от возможности получить полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Как показывают социологические исследования, большим и относительно неудовлетворенным спросом в Интернете пользуется информация о проблемах семьи и дома, о досуге, научная и образовательная информация, справочная информация, связанная с инфраструктурой проживания населения в районах города, и т.п. Проблема получения необходимой информации связана как с отсутствием требуемой информации в электронном виде, так и с трудностями доступа к уже существующей и оцифрованной информации. Для решения этих проблем и обеспечения доступа горожан к разнообразной информации, необходимой для повседневной жизни и проживания в конкретном районе города, с 2001 г. реализуется проект "Инфоград" (распоряжение Мэра Москвы от 14 мая 2001 г. N 466-РМ "О проекте создания районных социально ориентированных информационных ресурсов (проект "Инфоград")"). Дальнейшее развитие проекта - одно из приоритетных мероприятий данной подпрограммы. Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени определяется наличием сети центров общественного доступа к современным ИКТ (прежде всего к Интернету), которые позволят социально незащищенным горожанам (бедным, безработным) бесплатно или дешево получить доступ к необходимой информации и информационным услугам. Цели и задачи подпрограммы Основная цель подпрограммы: Уменьшение информационного неравенства среди жителей города за счет обеспечения равных возможностей использования современных ИКТ и доступа к информации, необходимой для жизни и работы. Обеспечение возможности для приобретения москвичами информационно-коммуникационной компетентности. Основные задачи: - проведение исследований готовности москвичей к жизни и работе в |